УДК 796:339.13 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Наталья Васильевна Кандаурова, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Алексеевич Лобанов, аспирант,
Московский городской педагогический университет, педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКС МГПУ)
Аннотация
В статье актуализируется проблема создавшимися социально-экономическими условиями, способствующими развитию предпринимательства в спорте, в том числе в спортивных школах, а также необходимостью применения средств маркетинга, как неотъемлемой составляющей эффективного менеджмента спортивных организаций. Анализируются особенности маркетинговой деятельности в организациях представляющих населению услуги физической культуры и спорта и спортивные товары. Спортивный маркетинг имеет свои особенности, в частности, есть существенные различия в маркетинговой деятельности организаций предоставляющих спортивные товары и услуги профессионального, оздоровительного спорта, еще большое отличие видится в маркетинге спортивных школ, который направлен в большей степени на работу с родителями воспитанников.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, спортивный маркетинг, спортивная
школа.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p57-60 ENTREPRENEURIAL ACTIVITY AND MARKETING PECULIARITIES OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Natalia Vasilevna Kandaurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Alekseevich Lobanov, the post-graduate student,
Moscow City Teacher Training University
Annotation
The article updates the problem of the definite social and economic conditions contributing to the development of entrepreneurship in the sport, including sports schools the need in application of the marketing tools as an integral part of the effective management of sports organizations has been defined. The characteristics of marketing policy in organizations rendering physical culture and sports services, and sporting goods to the public have been analyzed. Sports marketing has its specific features, in particular, there are essential distinctions in marketing policy of the organizations providing sports goods and services of professional, health-improving sports, and there is yet bigger difference seems to be in the marketing of sports schools which is directed mostly at work with the parents of pupils.
Keywords: entrepreneurial activity, sports marketing, sports school.
Создавшиеся сегодня социально-экономическая обстановка, конкуренция на рынке досуговых и культурно-массовых услуг, к которым можно отнести спортивнозрелищные (спортивные соревнования) и физкультурно-оздоровительные услуги, пока имеют не совсем достаточное финансирование и диктуют свои условия для существования бюджетных спортивных организаций [3]. Данная ситуация подталкивает бюджетные спортивные организации зарабатывать деньги своими силами, т.е. заниматься предпринимательской деятельностью. В связи с чем, сегодня все чаще местные органы власти перед руководителями (менеджерами) бюджетных физкультурно-спортивных организаций (спортивных школ, команд, клубов по видам спорта и пр.), ставят задачу существования не только за счет бюджетного финансирования, но и за счет привлечения внебюджетных источников.
В настоящее время спортивные школы вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных услуг, вести любые виды предпринима-
тельской деятельности, не противоречащие законодательству и уставу школы [4], что имеет особую актуальность в условиях ограниченного бюджетного финансирования. При этом учреждение приравнивается к предприятию и попадает под действующее законодательство Российской Федерации в области предпринимательской деятельности [5].
В связи, с вышеизложенными обстоятельствами целью и задачами исследования является: провести теоретический анализ и выявить особенности маркетинговой деятельности предприятий, предоставляющих товары и услуги в сфере физической культуры и спорта, а также специфику маркетинга спортивных школ. Неотъемлемой составляющей предпринимательской деятельности является маркетинг. Спортивный маркетинг представляет собой составную часть общего маркетинга, имеющего свои специфические черты и особенности. В частности, в поле зрения спортивного маркетинга попадают такие особые объекты и отношения, как болельщики, спонсоры, купля-продажа спортсменов, массовый спорт, здоровый образ жизни (ЗОЖ) и многое другое [1].
С нашей точки зрения спортивный маркетинг это удовлетворение потребностей населения в физкультурно-спортивных и спортивно-зрелищных услугах через процесс обмена. Он состоит из всех видов деятельности, призванных отвечать запросам потребителей (покупателей). В зависимости от выбранной организационно-правовой формы организации, на основании соблюдения законов и устава организаций осуществляется предпринимательская деятельность, в основе которой маркетинговая деятельность.
В данном случае есть существенные различия: если в организации, не предусматривается соревновательная деятельность, например в фитнес-клубах (ФОКах), то элементы маркетинга, могут не совпадать, с элементами маркетинга спортивной федерации по видам спорта, профессионального спорта и уж тем более, коренным образом будут отличаться от маркетинга спортивных товаров (см. табл. 1).
Таблица1
Особенности спортивного маркетинга организаций реализующих услуги и товары
Элементы маркетинга фитнес клуба Элементы маркетинга федерации по виду спорта, профессионального спортивного клуба Элементы маркетинга организаций, реализующих спортивные товары/продукты
Планирование
Маркетинговые исследования
Сегментирование
Реклама PR
Ценообразование методы установления цен на абонементы, клубные карты, методы установления цен на билеты соревнований, продажа и их распространение, методы установления цен на товары
Виды стимулирования потребительского спроса (ценовое, психологическое)
Спонсорство Транспортировка товара
Продажа прав на телетрасляцию и клубной атрибутики Упаковка товара
Трансфертные сделки Складирование товара
Лицензионная деятельность организаций Выкладка товара и пр. элементы товародвижения
Из таблицы 1 следует, что многие элементы спортивного маркетинга одинаковы, поэтому они присущи практически для всех организаций, предоставляющих населению фитнес услуги, спортивно-зрелищные услуги или спортивные товары. Вместе с тем в таблице отчетливо прослеживается, ниже по тексту, после видов стимулирования потребительского спроса существенная разница. Если рассматривать маркетинговую деятельность спортивных школ, то она коренным образом отличается от других спортивных организаций. В частотности, поскольку зачастую мнение родителей при посещении детьми занятий в спортивной школе, в особенности платных, бывает решающим, особый акцент в маркетинговой деятельности делается на работу с родителями, как на объект исследо-
вания потребительского поведения.
Таблица 2
Средства маркетинговых исследований по работе с родителями ___________________________учащихся спортивной школы________________________________
Информационно-аналитические средства Наглядно-агитационные средства
Устный опрос Открытые занятия для родителей
Анкетирование родителей Спортивные соревнования
«Почтовый ящик» или книга жалоб и предложений [2]. Показательные выступления спортсменов
Таблица 3
Средствами рекламы и связями с общественностью применяемые в маркетинговой _________________________деятельности спортивных школ____________________________
Листовки, которые вывешиваются в местах скопления целевой аудитории Листовки, которые раздаются детям и их родителям в руки
Статьи в местной прессе Местное телевидение
Родительское собрание Лекция для родителей
Информационный стенд (показ фотографий) Доска объявлений
Презентация спортивной школы (просмотр видеороликов) Сайт спортивной школы
Особую роль при работе с родителями имеют информационно-аналитические средства (маркетинговые исследования), которые направлены на выявление интересов, запросов родителей и установление эмоционального контакта между тренером, родителями и детьми, так наглядно-агитационные средства (см. табл. 2). На наш взгляд, маркетинг спортивной школы можно осуществлять следующими средствами рекламы и связями с общественностью (см. табл. 3). Таким образом, на основании проведенного теоретического анализа следует вывод: спортивный маркетинг имеет свои особенности, в частности есть существенные различия в маркетинговой деятельности организаций предоставляющих спортивные товары и услуги профессионального, оздоровительного спорта, еще большое отличие видится в маркетинге спортивных школ, который направлен в большей степени на работу с родителями воспитанников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галкин, В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом : учеб. пособие для вузов / В.В. Галкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 441 с.
2. Гумен, О.И. Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников / О.И. Гумен // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 10. - С. 92-93.
3. Кандаурова, Н.В. Социально-экономические и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное управление учреждений дополнительного образования спортивного профиля / Н.В. Кандаурова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 38-43.
4. Переверзин, И.И. Менеджмент спортивной организации : учебное пособие / И.И. Пере-верзин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 244 с.
5. Ромашова, Е. Учет платных услуг в учреждениях физической культуры и спорта / Е. Ромашова // Учреждения физической культуры: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2008. -№ 5. - С. 44-53.
REFERENCES
1. Galkin, V.V. (2006), Economics and management of physical education and sport: Studies manual for high schools, publishing house “Phoenix”, Rostov-on-Don.
2. Gumen, O.I. (2008), “The forms and methods of interaction with the families of preschool pupils”, Preschool educator, No. 10, pp. 92-93.
3. Kandaurova, N.V. (2012), “Socio-economic and organizational and pedagogical conditions that ensure the effective management of institutions of further education sports profile”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 93, No. 11, pp. 38-43.
4. Pereverzin I.I. (2002), Management of sports organizations: training manual, publishing
house "SportAkademPress", Moscow.
5. Romashova, E. (2008), “Consideration paid services in institutions of Physical Education and Sports”, Institutions Physical Education: accounting and taxation, No. 5, pp. 44-53.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2013.
УДК 796.075; 796:338.2; 796:658
АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ПРЕМИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ТРЕНЕРУ РУКОВОДИТЕЛЯМИ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ
Наталья Васильевна Кандаурова, кандидат педагогических наук, доцент,
Виктор Григорьевич Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет, педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКС МГПУ)
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы повышения квалификации руководителей спортивных школ в области управления персоналом как необходимой составляющей менеджмента организации. Представлены и проанализированы результаты экспертной оценки 27 руководителей спортивных школ субъектов РФ со стажем руководящей работы не менее трех лет в отношении применения полученных знаний в практической организационно-управленческой деятельности по применению премиальных выплат. Так, в частности, если в первом опросе руководители отдавали предпочтение для премиальных выплат критерию «количество детей», занимающихся у тренера, то втором опросе, после 8-9 месячного периода, руководители пришли к мнению, что этот критерий оказался не совсем эффективным для стимулирования тренеров к продуктивной работе, и предпочтение было отдано критерию «количество участий в соревнованиях».
Ключевые слова: менеджер, руководитель, спортивная школа, управление персоналом, повышение квалификации, премиальные выплаты, критерии оценки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p60-63 ANALYSIS OF THE ASSESSMENT CRITERION FOR BONUS PAYMENTS TO THE TRAINER BY HEADS OF THE SPORTS SCHOOLS
Natalia Vasilyevna Kandaurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Victor Grigoryevich Nikitushkin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Moscow City Teacher Training University
Annotation
In article, the actual problems of professional development of sports schools heads in the sphere of human resources management as a necessary component of management of the organization have been considered. Results of the expert assessment of 27 heads of the sports schools of the Russian Federation territorial subjects with an experience of leading work not lees then three years concerning the application of the gained knowledge in practical organizational and administrative activity on payment of the bonus sums have been presented and analyzed. So, in particular, if the heads gave preference to the bonus payments under the criterion "number of children", trained with the trainer, in the first poll, the second poll, after 8-9 monthly periods, showed that the heads came to the opinion that this criterion was not absolutely effective for stimulation of trainers to productive work, and the preference was given to the criterion "number of participations in competitions".
Keywords: manager, head, sports school, human resource management, professional development, bonus payments, criteria of an assessment.
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемым элементом менеджмента спортивных школ является управление персоналом, в основе которого заложена мотивация к труду. Одним из самых эффектив-