актуальные проблемы таможенной деятельности
current problems of customs activity
УДК 339.543
DOI 10.54048/20727240_2022_04_100
состояние и проблемы таможенного регулирования импорта продукции швейной промышленности в российской федерации
ю. Е. гупанова1, ю. в. Козлова2
1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация
2 ООО «Логистические системы», Москва, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена анализу проблем таможенного регулирования импорта продукции швейной промышленности, поиску способов эффективной поддержки отечественного производителя на основе реализации механизма таможенного регулирования. Отражена значимость швейной промышленности для Российской Федерации, проанализирована динамика импорта продукции швейной промышленности в Российской Федерации за последние годы, произведены анализ и сравнение количества импортных поставок с объемами отечественного производства данной продукции, а также рассмотрено влияние действующих таможенных пошлин на продукцию швейной промышленности, сырье и комплектующие для производства, швейное оборудование, на импорт продукции швейной промышленности и функционирование производства в целом. Проведено исследование такого актуального способа прослеживаемости потока товаров, как маркировка идентификационными знаками товаров швейной промышленности. Дана характеристика современного состояния таможенного регулирования импорта продукции швейной промышленности в Российской Федерации, выделены целевые направления развития таможенного регулирования отрасли для осуществления эффективной поддержки отечественного производителя.
Ключевые слова: импорт, швейная промышленность, таможенное регулирование, таможенная пошлина, таможенный тариф, нетарифное регулирование, импортозамещение, маркировка.
status and issues of customs regulation of the import of clothing industry products in the Russian federation
Y. E. Gupanova1, Y. v. Kozlova2
1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation
2 LTD "Logistic systems", Moscow, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the study of the problems of customs regulation of imports of clothing industry products, the search for ways to effectively support the domestic manufacturer with the help of customs
© Гупанова Ю. Е., Козлова Ю. В., 2022
regulation mechanisms. The article deals with the importance of the clothing industry for the Russian Federation, analyzes the dynamics of changes in the import of clothing industry products in the Russian Federation in recent years, analyzes and compares the number of import deliveries with the volume of domestic production of these products, and also considers the impact of existing customs duties on garment industry products, raw materials and components for production, sewing equipment for importing products of the clothing industry and for the operation of production as a whole. A study was made of the current method of traceability of the flow of goods as marking with identification marks of goods in the clothing industry. In the aggregate, the current state of the customs regulation of imports of clothing industry products in the Russian Federation is considered, the main target areas for the development of state and customs regulation of the industry are identified to effectively support the domestic manufacturer.
Keywords: import, clothing industry, customs regulation, customs duty, customs tariff, non-tariff regulation, import substitution, marking.
ВВЕДЕНИЕ
Таможенное регулирование является значимым фактором развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД), повышения ее социально-экономической значимости, а также поддержки национальной экономики. При этом его необходимо рассматривать в неразрывной связи с системой государственного регулирования в целом, стратегическими ориентирами развития тех или иных отраслей и промышленной политикой, направленной на поддержку наиболее уязвимых отраслей экономики.
В настоящее время появление новых угроз экономической безопасности Российской Федерации (РФ), существенное возрастание информационной нагрузки на должностных лиц таможенных органов при принятии управленческих решений, повышение потребности в развитии информационного обеспечения процесса таможенного контроля, поиск новых способов интеграции в международную таможенную инфраструктуру обусловливают необходимость выработки взвешенных подходов к обеспечению высокого качества таможенного регулирования.
Швейная промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Предприятия этой отрасли производят продукцию не только массового потребления, но и производственно-технического и специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении. Важно отметить, что швейная промышленность характеризуется глубокими связями со всеми отраслями экономики, прежде всего с сельским хозяйством, особенно на стадии первичной обработки сырья.
Исторический опыт и исследования посткризисных экономик показывают следующую закономерность: по завершении кризисов обороты именно швейной продукции растут ускоренными темпами. Оптимальная поддержка государством перспективных областей российской швейной промышленности, имеющих
потенциал для увеличения производства продукции для внутреннего рынка, должна стать стратегическим направлением развития отрасли.
оценка современного состояния развития швейной промышленности рф
К концу 2021 г. отечественная швейная промышленность показывала высокие темпы роста, что давало возможность оценивать ситуацию как преодоление кризиса пандемии СОУГО-19 и выход на новый уровень развития производства. В первом квартале 2022 г. произошел еще больший резонансный всплеск, который за короткий срок полностью изменил структуру рынка всей российской промышленности, в том числе и швейной. Весь год участники оборота швейной продукции решают проблемы с оплатой по контрактам, перестраивают и оптимизируют логистические цепочки, ищут новых надежных поставщиков. Поэтому именно сейчас как никогда необходимо активно поддерживать российского производителя.
Таможенное регулирование имеет первостепенное значение для поддержки и развития отечественного производства, а также для защиты внутреннего рынка. Механизм и инструменты таможенного регулирования импорта продукции оказывают сильное влияние на внешнеторговую деятельность. Требуется проведение активных мероприятий по совершенствованию механизма таможенного регулирования импорта швейной продукции.
На основе анализа статистических данных товарной структуры импорта (табл. 1) выявим изменения, которые произошли во внешней торговле товарами швейной и текстильной промышленности за последние годы в условиях действующих мер государственного и таможенного регулирования.
Таблица 1
Товарная структура импорта РФ (в фактически действовавших ценах), млрд долл. США
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Импорт - всего, 182 228 239 244 231 293,4
в том числе: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 25,1 29,0 29,8 30,0 29,7 33,94
минеральные продукты 3,2 4,5 5,0 5,2 4,4 5,6
продукция химической промышленности, каучук 33,8 40,3 43,6 47,8 42,4 53,74
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,8 1,1 1,3 1,3 1,0 1,3
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 3,4 3,6 3,9 3,7 3,4 4,15
текстиль, текстильные изделия и обувь 11,0 13,6 14,9 15,1 14,6 16,96
металлы, драгоценные камни и изделия из них 11,9 16,3 17,9 19,0 16,6 21,5
машины, оборудование и транспортные средства 86,2 111 113 113 110 144,3
прочее 7,1 8,7 9,6 9,6 9,0 11,95
Источник: составлено авторами на основе [1, 2, 3].
Импорт текстильных изделий и обуви возрос за 2016-2021 гг. с 11,00 до 16,96 млрд долл. США. Только в 2020 г. во время пика кризиса пандемии СОУГО-19 объем импорта не смог превысить результаты прошлого года, но уже в 2021 г. рост продолжился.
Для сравнения объема импорта продукции швейной промышленности и объемов отечественного производства рассмотрим объем производства продукции в денежном эквиваленте (табл. 2).
Таблица 2
Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «производство текстильных изделий», «производство одежды», «производство обуви»
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Среднегодовой курс доллара (средневзвешенное значение) 67,03 58,35 62,71 64,74 72,15 73,65
Сумма объемов производства текстиля, текстильных изделий, изделий из кожи, обуви, млрд долл. (пересчет на основании среднегодового курса доллара) 5,61 7,73 8,03 7,91 7,19 7,52
Источник: составлено авторами на основе [1, 2, 4, 5].
Объем производства почти не увеличивается за последние шесть лет. В 2021 г. количество выпускаемой продукции не смогло достигнуть уровня 2017 г.
На рис. 1 представлено соотношение импорта и собственного российского производства текстиля, текстильных изделий и изделий из кожи (в том числе обуви).
2021 г. 2020 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г.
0
10
12
14
16
2 4 6 8
2 Производство Ц Импорт
И с т о ч н и к : составлено авторами.
Рис. 1. Импорт и российское производство продукции швейной промышленности
18
Динамика импорта продукции швейной и текстильной отраслей показывает, что в России на данный момент темпы роста импорта значительно опережают темпы роста собственного производства.
Импорт продукции швейной промышленности каждый год играет главную роль на российском рынке. В такой ситуации отечественному производителю сложно конкурировать на должном уровне.
В 2021 г. доля импортной швейной продукции на внутреннем рынке составляла 75%. За последние шесть лет этот показатель остается довольно устойчивым и практически не меняется.
В соответствии с нормами Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [6] государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, а также мер экономического и административного характера, способствующих развитию ВТД и предусмотренных законодательством РФ.
В швейной промышленности как отрасли на данный момент действуют ставки ввозных таможенных пошлин на готовую одежду, ткани, фурнитуру, нитки, швейное оборудование.
Ввозные ставки пошлин на готовую одежду в основном комбинированные, следовательно, особое значение имеет как вес, так и стоимость ввозимых товаров. При ввозе товаров невысокого качества с низкой стоимостью, а также произведенных из дешевых легких тканей, утвержденных ставок недостаточно, чтобы остановить приток в страну большого количества готовой продукции.
Анализ ставок таможенных пошлин на позиции швейной продукции за последние 15 лет показывает, что с течением времени ставки пошлины почти всегда уменьшаются. В табл. 3 представлено изменение ставок пошлин на примере трех кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) из группы 61 (трикотажная одежда). Прослеживается тенденция к уменьшению сначала адвалорной части ставки, а впоследствии и специфической части с возможным переходом в итоге от комбинированной ставки таможенной пошлины полностью на специфическую.
В табл. 4 представим изменения объема импорта товаров части групп ТН ВЭД, в которые входят представленные в табл. 3 коды ТН ВЭД.
При сравнении ставок пошлин с ростом величины импорта на данную продукцию можно отметить прямо пропорциональную зависимость этих величин.
Ввозные ставки пошлин на фурнитуру, ткани, пряжу определены с дифференциацией от 5 до 15% от таможенной стоимости товаров. Ввоз сырья для производства с применением данных ставок приводит к удорожанию готовых швейных изделий.
Таблица 3
Изменение ставок пошлин на примере трех кодов ТНВЭД из группы 61 (трикотажная одежда)
КодТН ВЭД Наименование позиции Доп. ед. изм. Ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в евро)
2016-2022 гг. 2014 г. 2012 г. 2010 г. 2007 г.
6101 201000 Пальто, полупальто, накидки, плащи и аналогичные изделия мужские или для мальчиков трикотажные из хлопчатобумажной ткани Шт. 10, но не менее 2,25 евро за 1 кг 10, но не менее 2,5 евро за 1 кг 10, но не менее 2,75 евро за 1 кг 10, но не менее 5 евро за 1 кг 20, но не менее 3 евро за 1 кг
6102 20 900 0 Куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек трикотажные из хлопчатобумажной ткани Шт. 2,6 евро за 1 кг 10, но не менее 2,73 евро за 1 кг 10, но не менее 3 евро за 1 кг 10, но не менее 5 евро за 1 кг 20, но не менее 3 евро за 1 кг
6103 101000 Костюмы мужские или для мальчиков трикотажные из шерстяной пряжи или пряжи из тонкого волоса животных Шт. 10, но не менее 1,88 евро за 1 кг 10, но не менее 2,09 евро за 1 кг 10, но не менее 2,5 евро за 1 кг 10, но не менее 4 евро за 1 кг 20, но не менее 2,5 евро за 1 кг
Источи и к: составлено авторами на основе [7].
Динамика изменения объемов импорта на примере групп 6101, 6102, 6103 ТНВЭД
Таблица 4
Группа товара 2013 г., млн долл. США 2020 г., млн долл. США Темп прироста, %
6101: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки мужские 31,6 46,4 47%
6102: пальто, накидки, плащи, куртки и аналогичные изделия трикотажные женские 27,8 53,5 93%
6103: костюмы, пиджаки, брюки, комбинезоны, бриджи и шорты, трикотажные мужские 140,0 165,0 18%
Источи и к: составлено авторами на основе [8].
перспективы таможенного регулирования импорта швейной продукции
Современная геополитическая обстановка и введенные санкции против РФ значительно ухудшили ситуацию в отношении ввоза швейных станков и оборудования для обновления основных фондов. Как положительный факт необходимо отметить стремление Правительства РФ к запуску новых программ финансовой поддержки малых и средних предприятий, что должно увеличить возможность производства собственного оборудования.
Исходя из вышеизложенного таможенно-тарифное регулирование данной отрасли экономики требует пересмотра, а также значительной поддержки мерами нетарифного регулирования.
Порядок реализации и предназначение таможенно-тарифных и нетарифных методов различны по своей природе, но их цели в конечном итоге должны быть направлены на «стремление к удовлетворению общественных потребностей за счет качественных и высококачественных товаров» [9, с. 20]. Таможенный тариф «имеет стоимостную природу и должен выстраиваться таким образом, чтобы поддерживать на внутреннем рынке равноконкурентные условия для отечественных и зарубежных товаров с высокой долей добавленной стоимости» [10, с. 81], а нетарифное регулирование, в свою очередь, нацелено на обеспечение требований к качеству и безопасности перемещаемых товаров.
Важнейшей задачей при этом является противодействие нелегальному обороту товаров швейной промышленности. С 01.01.2021 на территории РФ не допускается ввод в оборот части товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи сведений о них в информационную систему мониторинга, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации.
На данный момент только часть товаров швейной промышленности подлежит маркировке: коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 14.11.10, 14.14.13, 14.13.21, 14.13.31, 13.92.12, 13.92.13, 13.92.14 и коды ТН ВЭД ЕАЭС 4203 10 000, 6106, 6201, 6202, 6302 (рис. 2).
Пальто, полупальто,
Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные
из натуральной или композиционной кожи
Блузки, блузы и блузоны накидки, плащи, куртки трикотажные машинного (включая лыжные),
или ручного вязания, ветровки, штормовки
женские или для девочек и аналогичные изделия
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
мужские (женские) или для девочек (мальчиков)
Источник: составлено авторами на основе [11, 12].
Рис. 2. Товары швейной промышленности, подлежащие маркировке
Согласно ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации от административных правонарушениях производство, ввод в оборот товаров и продукции, подлежащих маркировке, без средств идентификации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. Для юридического лица штраф составляет от 50 до 100 тыс. руб. Кроме того, все немаркированные изделия подлежат конфискации. Если речь идет о продаже, хранении, перевозке либо приобретении таких товаров и продукции в целях сбыта, то для юридического лица штраф составит уже от 50 до 300 тыс. руб. [13]. При использовании поддельных DataMatrix кодов наказание может достигнуть не только штрафа в размере 500 тыс. руб., но и лишения свободы до шести лет (ст. 171.1 Уголовного кодекса РФ) [14].
Функционирование механизмов прослеживаемости в отношении части швейной продукции можно назвать значительным шагом на пути решения вопроса с фальсифицированной готовой продукцией на территории страны. Маркировка способствует созданию здоровой конкурентоспособной среды для швейного производства. Положительным моментом является рост участников в обороте легкой промышленности, зарегистрированных в системе обязательной маркировки легкой промышленности (Честный ЗНАК) (рис. 3).
160 000 140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000 0
Количество участников
□ 23.03.2021
□ 13.10.2022
Источник: составлено авторами на основе [15].
Рис. 3. Участники, зарегистрированные в системе обязательной маркировки легкой промышленности (Честный ЗНАК)
Швейная промышленность не в состоянии своевременно приспособиться к современным рыночным и геополитическим явлениям, характеризующимся быстрыми изменениями, поэтому особенно нуждается в качественном таможенном регулировании, которое позволяет оперативно реагировать на угрозы экономической безопасности и с помощью адаптивного механизма реализации поддерживать отечественного производителя.
Потенциал реализации таможенного регулирования заключается в научном обосновании таможенно-тарифных и нетарифных мер, применении в таможенных органах управленческих технологий, актуальных оперативных методов, инновационных моделей и концепций, зарекомендовавших себя и доказавших свою эффективность в сфере регулирования [16, с. 10].
Решением вышеназванных задач может быть использование таких инструментов механизма таможенного регулирования импорта швейной продукции швейной промышленности, как:
- корректировка ставок ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию, сырье, швейное оборудование;
- введение тарифных льгот и преференций для российских производителей;
- установление тарифных квот с дифференциацией по странам вывоза для импортеров готовой продукции;
- ужесточение контроля качества ввозимой готовой продукции;
- изменение условий применения отдельных таможенных процедур.
Вызовы сложившейся геополитической и экономической обстановки требуют
повышения эффективности и адресности мер государственной поддержки национальной экономики посредством активизации и согласования различных инструментов регулирования. Современные проблемы совершенствования мер таможенного регулирования касаются в первую очередь решения задач как макроуровня (обоснования и выбора адекватных механизмов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, модернизации и адаптации системы запретов и ограничений внешней торговли с учетом применяемых санкций и нагрузки на бизнес), так и микроуровня (упрощение и оптимизация процедур контроля внешней торговли, снижение административного давления на бизнес, минимизация таможенных рисков, развитие системы государственных услуг для участников ВЭД и др.).
Реализация мер поддержки на макроуровне прежде всего требует достижения обозначенного Правительством РФ основного приоритета в современной промышленности России - «это развитие собственного производства» [17].
Решение поставленных задач на уровне государственного регулирования ВЭД в целом и таможенного регулирования в частности достигается посредством адаптивной таможенно-тарифной и нетарифной политики в зависимости от этапа развития отраслей экономики, начиная от стимулирования импорта необходимых товаров и заканчивая ограничением импорта и стимулированием экспорта. От эффективности реализации таможенного регулирования зависит степень решения поставленных задач.
На основе анализа функционирования отрасли, программ развития отрасли, объемов и структуры импорта продукции той или иной отрасли формируются выводы о стадии ее развития (слабое развитие, становление отрасли, инновационное развитие). Соответственно этой стадии должен определяться набор инструментов регулирования, способных решать задачи ее текущего развития. Переход к следующему этапу также требует определения и анализа соответствующих мер, их обоснования и детализации.
При увеличении объемов внутреннего производства той или иной продукции, усложнении технологических процессов, формировании конкурентоспособных направлений производства перед государством должны стоять задачи по выработке предложений о формировании таможенного тарифа, который будет способствовать селективному протекционизму, применяемому в соответствии с этапом развития отрасли и требованиями Всемирной торговой организации (ВТО): снижение ставок на те товарные позиции, конкурентная позиция которых выше импортируемой продукции, и повышение ставок на продукцию, национальные аналоги которой имеют равную или более низкую конкурентоспособность, выдерживая тем самым уровень связывания ставок по нормам ВТО [18].
заключение
Основываясь на результатах проведенного исследования, можно отметить, что таможенное регулирование играет важную роль в развитии национальной швейной промышленности.
Роль швейной промышленности в экономике РФ достаточно высока с точки зрения ее связи со стратегически важными отраслями, социальной значимости выпускаемой продукции. В то же время нельзя недооценивать импортозави-симость этой отрасли, наличие весомой доли контрафактных товаров среди общего объема реализуемых товаров.
По результатам проведенного анализа обозначим основные проблемы таможенного регулирования импорта продукции швейной промышленности.
1. Действующий уровень таможенных ставок пошлины на одежду и готовые изделия не выполняет задачу поддержки отечественных производителей швейной продукции. Сохраняется высокая доля импорта дешевых и некачественных товаров. В результате на российском рынке присутствует огромное количество товаров, отличающихся низким качеством и небольшой, но привлекательной для потенциальных покупателей ценой.
2. Высокие таможенные пошлины на импорт тканей, материалов, фурнитуры не решают проблемы недостатка качественного отечественного сырья (хлопка, тонкой шерсти, длинноволокнистого льна, кожевенного сырья) и составляющих готовых изделий, но значительно увеличивают себестоимость готовой продукции для российских производителей.
3. Необходим поиск эффективных и согласованных методов таможенного регулирования ввоза швейных машин и оборудования, а также их запасных частей для предприятий швейной промышленности в целях ускоренного обновления основных фондов отрасли.
4. Усиление политики маркировки товаров швейной промышленности даст возможность с помощью механизмов прослеживаемости контролировать товарооборот на рынке.
В данном контексте речь идет о качественном решении проблемы импорто-замещения. Экономический эффект программ по импортозамещению следует
определять не только по доле товаров отечественного производства во внутреннем обороте страны, но и по постепенному, но неуклонному вытеснению импортного сырья, материалов, комплектующих, готовых изделий, используемых в производственном процессе.
Принятые пакеты санкций иностранных государств в отношении РФ, приведшие к разрыву цепочек поставок, закрытию целых стран для российского экспорта и импорта, сокращению грузопотоков, нехватке ресурсов, сырья, комплектующих в разных областях производства, временной остановке водного и воздушного транспорта в некоторых портах и прочим негативным последствиям, требуют пересмотра вектора развития в сторону сотрудничества РФ со странами Азии и Ближнего Востока. Выбор адекватных мер регулирования в данном случае требует оценки потенциальных рисков и последствий регулирования как на уровне национальной экономики, так и отдельных ее отраслей.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Россия в цифрах 2021 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12993 (дата обращения: 22.11.2021).
2. О внешней торговле в 2021 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/26_23-02-2022.html (дата обращения: 21.08.2022).
3. Товарная структура импорта [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/folder/521 (дата обращения: 21.08.2022).
4. Промышленное производство в России - 2021 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://gks.ru/bgd/regl/ b21_48/Main.htm (дата обращения: 22.08.2022).
5. Индексы ИПЕМ. Мониторинг состояния промышленности, декабрь 2021 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института проблем естественных монополий. URL: http:// ipem.ru/files/20220117_prezentaciya_indeks_dekabr_2021.pdf.
6. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.
7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.
8. Россия: статистика внешней торговли (по данным ФТС России) [Электронный ресурс]. URL: https://ru-stat.com/date-Y2013-2021/RU/import/world/1161 (дата обращения: 21.10.2022).
9. Новиков В. Е. Предпосылки учета потребительной стоимости в таможенном регулировании товарных потоков // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3. С. 13-21.
10. Новиков В. Е. Таможенная стоимость в системе мер таможенного регулирования и контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 3. С. 80-88.
11. Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьи 4.4 и 4.5 Федерального закона „О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // СПС «ВЭД-инфо».
12. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» [Электронный ресурс] // СПС «ВЭД-инфо».
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) [Электронный ресурс] // СПС «ВЭД-инфо».
14. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 24.09.2022) [Электронный ресурс] // СПС «ВЭД-инфо».
15. Официальный сайт Национальной системы цифровой маркировки Честный ЗНАК. URL: https://честныйзнак.рф.
16. Бойкова М. В. Зарубежный опыт таможенного администрирования: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.
17. Герейханова А. Мишустин призвал донастраивать поддержку отраслей РФ в условиях санкций [Электронный ресурс] // Российская газета. 2022. 12 июля. URL: https://rg.ru.
18. Гупанова Ю. Е. Поддержка развития отраслей национальной экономики мерами таможенного регулирования // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 65-77.
информация об авторах
Гупанова Юлия Евгеньевна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected], тел.: 8(495) 500-13-57; Козлова Юлия Васильевна - руководитель отдела таможенного оформления, ООО «Логистические системы»; аспирант кафедры экономической теории и экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected], тел.: 8 (962) 955-35-25.
конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования
Гупанова Ю. Е., Козлова Ю. В. Состояние и проблемы таможенного регулирования импорта продукции швейной промышленности в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4. С. 100-111.