Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ДИНАМИКУ ИМПОРТА РФ'

ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ДИНАМИКУ ИМПОРТА РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1082
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ИМПОРТ / СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гомон И.В., Выродова А.М., Козачек М.В.

Цель работы - исследование влияния таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта. В статье анализируются уровни таможенных ставок и таможенные платежи, перечисленные в бюджет РФ. Автор приходит к выводу, что одной из главных причин роста импорта в 2019 году явилось снижение ставок импортных пошлин, ввиду применения Единого таможенного тарифа, которое затронуло около 10% от общего импорта. Это позволило иностранным товарам войти на российский рынок и составить ему конкуренцию, тем самым, увеличив суммарную долю общего импорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гомон И.В., Выродова А.М., Козачек М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION ON THE DYNAMICS OF RUSSIAN IMPORTS

The purpose of this work is to study the influence of customs and tariff regulation on the dynamics of imports. The article analyzes the levels of customs rates and customs payments transferred to the budget of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that one of the main reasons for the increase in imports in 2019 was the reduction in import duty rates, due to the application of the Common Customs Tar ifa, which cost it about 10 % of total imports. This allowed other goods to enter the Russian market and compete with it, thereby increasing the total share of total imports.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ДИНАМИКУ ИМПОРТА РФ»

ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ДИНАМИКУ

ИМПОРТА РФ

И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент А.М. Выродова, студент М.В. Козачек, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-1-144-150

Аннотация. Цель работы - исследование влияния таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта. В статье анализируются уровни таможенных ставок и таможенные платежи, перечисленные в бюджет РФ. Автор приходит к выводу, что одной из главных причин роста импорта в 2019 году явилось снижение ставок импортных пошлин, ввиду применения Единого таможенного тарифа, которое затронуло около 10% от общего импорта. Это позволило иностранным товарам войти на российский рынок и составить ему конкуренцию, тем самым, увеличив суммарную долю общего импорта.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, Единый таможенный тариф, таможенные платежи, импорт, ставки таможенных пошлин.

Таможенно-тарифное регулирование является формой государственного регулирования ВЭД, применяется непосредственно в целях регулирования импорта, с помощью которой РФ реализует свое право на установление таможенных пошлин на ввозимые товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС.

Таможенный тариф - главный инструмент таможенно-тарифного регулирования в руках государства при регулировании ВЭД.

Рассмотрим уровни ставок Единого таможенного тарифа, которые применялись в рассматриваемый период. Ввиду многообразия ставок ЕТТ, будем рассматривать наиболее часто применяемые импортные ставки.

Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что по живым животным ставка таможенных пошлин не изменилась за 2018-2020 года (нулевая и 5%). Причиной унификации является то, что в странах ЕАЭС разведение новых пород скота в значительной степени по уровню уступает более развитым странам.

Единый таможенный тариф ЕАЭС в 2020 году мало претерпел изменений по отношению к 2019 году.

По мясу и пищевым мясным субпродуктам наблюдается некоторое снижение

уровня ставок в 2019 году. При этом, максимальный уровень ставки таможенных пошлин составляет 80% в 2018-2020 гг.

С 01.01.2020 г. в отношении свинины свежей, охлажденной или замороженной, классифицируемой кодами 0203 11 100 9, 0203 11 900 9, 0203 12 110 9, 0203 12 190 9, 0203 12 900 9, 0203 19 110 9, 0203 19 130 9, 0203 19 150 9, 0203 19 550 9, 0203 19 590 9, 0203 19 900 9, 0203 21 100 9, 0203 21 900 9, 0203 22 110 9, 0203 22 190 9, 0203 22 900 9, 0203 29 110 9, 0203 29 130 9, 0203 29 150 9, 0203 29 550 3, 0203 29 550 9, 0203 29 590 9, 0203 29 900 3 и 0203 29 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, устанавливается ставка в размере 25 %.

По многим видам продукции ЕТТ ЕАЭС наблюдается постепенное снижение ставок ввозной таможенной пошлины.

Наименьший уровень ставок приходится на группы 01, 12, 26-35, 41, 45, 50, 61, 64, 72, 74, 78-80, 97, так как объемы производства данных групп в РФ И ЕАЭС не велики или отсутствуют. Так, в промышленных объемах, например, чай, кофе, маслины и оливки не выращиваются или выращиваются минимально. В тоже время, по злакам и продукции мукомольно-крупяной промышленности уровень ставок в ЕТТ ЕАЭС выше, так как данная продукция имеет большой объем производ-

ства во всех странах ЕАЭС. Минимальный уровень ставок наблюдается, к примеру, по фармацевтической продукции, дубильным и красильным экстрактам.

На некоторые товары в Едином таможенном тарифе, ставка указывается в конкретной денежной сумме.

Значительный уровень таможенных пошлин фиксируется по группе 02, 10, 16, 22, 24, 71 и 87. Для данных групп до сих пор применяется ставка импортной пошлины в размере 20 %.

Ставка в размере 0%, 5%, 10% и 15% -наиболее часто встречается в ЕТТ ЕАЭС. Ставка 15% фиксируется, например, по жирам и маслам. А вот ставка 14% фиксируется редко, она закрепляется, к примеру, в группе по продуктам переработки овощей, фруктов и орехов [2].

Ввоз сырья в ЕАЭС тарифицируется более низкими ставками импортных пошлин, нежели чем ввоз готовой продукции. Так, по группе 41, ставки составляют 0-5% для сырья в то время, как, по группе 42 (готовые изделия) - до 15%.

Следует также отметить, что, ставки для сырья и изделий из металлов относятся к продукции, которая не является продукцией конечного потребления. В результате этого, уровень таможенных пошлин - низкий. Существенный уровень ставки наблюдается по таким металлам, как алюминий, никель и частично черные металлы. Данные металлы в высоких объемах производятся в ЕАЭС, что требует защиты внутреннего рынка.

Существенный уровень ставок наблюдается по керамическим изделиям, изделиям из гипса, цемента и прочие - до 1415%, что свидетельствует о потребности в защите рынка.

На средства наземного транспорта (группа 87) в 2019 году произошли значительное снижение ставок по многим позициям до 20%, с 17% до 15% или 12,5%.

С 2020 года на ввоз легковых электромобилей (8703800002) ставка составляет 0%.

Низкий уровень снижения свидетельствует о применении по данным разделам протекционистских мер со стороны ЕАЭС [3].

Стабильный уровень ставки в размере 5% наблюдается по пробке, по причине отсутствия ее в производстве в больших количествах.

Отсутствуют или практически отсутствуют изменения по группам 01, 05, 0709, 12-15, 17,19, 22-23, 25-27, 31, 32, 35, 41, 43, 45, 49-52, 55, 57, 59-62, 64, 66-70, 72, 74, 75, 78-81, 91, 92, 97, что обуславливается значительным распространением данных товаров на внутреннем и внешнем рынках, что позволяет не снижать ставки.

В рассматриваемом периоде, наблюдается переход от адвалорных ставок по одежде, обуви и прочим текстильным товарам к ставкам, выраженным в твердо установленной сумме.

В целом, снижение уровня ставок можно определить как умеренное.

Защитная функция таможенного тарифа реализуется посредством соотношения адвалорных, специфических и комбинированных ставок.

Соотношение ставок таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС показано на рисунке 1.

Введение комбинированных ставок сопровождается сокращением ввоза, в основном, готовых продовольственных товаров и товаров производственно-технического назначения.

Следовательно, этот инструмент можно легко применять для защиты собственного производства в РФ, так как комбинированные и специфические ставки невозможно обойти путем занижения таможенной стоимости [4].

2;05

■ Адвалорные ставки ■ Специфические ставки

■ Комбинированные ставки

Рис. 1. Соотношение ставок таможенных пошлин в ЕТТ ЕАЭС, %

Для ЕТТ характерна слабая дифференциация товарной номенклатуры, так как большинство товарных позиций соответствуют ставкам 0%, 5%, 10%, 15%, 20%.

Следует отметить, что в ЕТТ ТС присутствуют величины адвалорных ставок таможенных пошлин - 2%, 3%, 3,5%, 4%, 7%, 7,5%, 8%, 13%. Однако их доля в ЕТТ ТС не превышает 1% от общего числа ад-

валорных ставок. Это не в полной мере соответствует потребностям развития экономики РФ и ЕАЭС, защиты отдельных отраслей и предприятий.

Единый таможенный тариф позволяет решать такие цели путем установления нулевых и низких ставок таможенных пошлин (0%-5%) (рис. 2). Доля нулевых ставок составляет 17%, а 5% ставок - 35%.

Рис. 2. Доля ставок 0% и 5% в ЕТТ ЕАЭС

Российская экономика зависима от им- Средний уровень импортного тарифа

порта. Таможенные платежи на 40% по- представлен на рисунке 3. полняют доходную часть бюджета РФ.

7.00%

6.00%

4.60%

5.00%

4.00%

3.00%

2.00%

4,50% 4,50%

201S год 2019 год 2020 год

Рис. 3. Динамика уровня среднего импортного тарифа

В 2019 году уровень среднего импортного тарифа снизился на 2,2% по сравнению с 2018 годом и остается также на этом уровне и в 2020 году [1].

Динамику средних импортных ставок по крупным товарным позициям представим в таблице 1.

Таблица 1. Динамика средних импортных ставок по товарным позициям за 2018-2020 года, %

№ группы Наименование 2018 год 2019 год 2020 год

01-24 Продовольственные товары и с/х сырье 5,9 5,9 5,9

25-2б Минеральные продукты 4,0 4,0 4,0

27-40 Продукция хим. промышленности, каучук 11,4 11,4 11,4

41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 5,5 5,5 5,5

44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 7,3 7,3 7,3

50-б7 Текстиль, изделия из него и обувь 10,3 10,3 10,3

б8-70 Изделия из камня, гипса, цемента и прочие 7,5 7,5 7,5

71 Драгоценные камни, металлы и изделия из них б,4 б,4 б,4

72-83 Металлы и изделия из них 3,4 3,2 3,2

84-90 Машины, оборудования и транспортные средства 9,4 9,5 9,5

91-97 Прочие товары 4,б 4,5 4,5

Уровень средних импортных ставок в основном без заметных изменений за период 2018-2020 года.

Значительную роль в импортном обложении в РФ играют платежи, накладываемые на импорт.

В 2020 году в доход федерального бюджета при импорте было перечислено 3444,0 млрд. рублей, что больше на 3% чем в 2019 году и на 17% чем в 2018 году (рис. 4).

Рис. 4. Динамика перечислений таможенных платежей в доход бюджета РФ при импорте

за 2018-2020 гг., млрд. рублей

Рост дохода федерального бюджета РФ в 2019 году от импорта объясняется увеличением объема ввозимых товаров в страну и реализацией мероприятий по совершенствованию инструментов таможенного администрирования.

Доля импортной составляющей увеличилась на 14 процентных пунктов и составила в 2020 году 72,5%. На перечисление таможенных платежей при ввозе товаров повлияло снижение объёмов импорта, что частично нивелировалось девальвацией рубля, компенсируя при этом выпадающие доходы федерального бюджеты от импорта [1].

Доля таможенных платежей в доход бюджета от импорта составляет 40%.

Таким образом, за 2018-2020 года средний уровень ставок таможенных пошлин снизился. За 2020 год произошли незначительные изменения уровня ставок.

Одной из главных причин роста импорта в 2019 году явилось снижение ставок импортных пошлин, ввиду применения Единого таможенного тарифа, которое затронуло около 10% от общего импорта. Это позволило иностранным товарам войти на российский рынок и составить ему конкуренцию, тем самым, увеличив суммарную долю общего импорта.

Снижение импорта в 2020 году объясняется сжатием потребительского спроса в РФ за счет введения карантинных мер и снижения уровня благосостояния населения.

На некоторые группы товаров в Едином таможенном тарифе устанавливаются довольно низкие ставки, что свидетельствует о потребности в защите рынка.

Низкий уровень снижения тарифа, в то же время, свидетельствует о применении по разделам протекционистских мер со стороны ЕАЭС.

Стабильный уровень ставки в размере 0-5% наблюдается по многим товарам, по причине отсутствия их в производстве в больших количествах в РФ.

Отсутствуют или практически отсутствуют изменения по многим группам товарной номенклатуры, что обуславливается значительным распространением данных товаров на внутреннем и внешнем рынках, и это позволяет не снижать ставки ввозных таможенных пошлин в Едином таможенном тарифе.

Ставки ввозных таможенных пошлин позволяют удерживать доходы бюджета от импорта на приемлемом уровне. В 2020 году в доход федерального бюджета при импорте было перечислено 3444,0 млрд. рублей, что выше на 17%, чем в 2018 году и на 3%, чем в 2019 году.

Таким образом, можно сделать вывод, что величина ввозных таможенных пошлин зависит от категории перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров. За счет оперативного реагирования на возрастание количественного показателя правонарушений в таможенной сфере, изменению таможенно-тарифной политики, есть возможность дополнительно попол-

нить федеральный бюджет РФ и предупредить нарушения таможенных правил за счет сбалансированности таможенных ставок.

Таможенный тариф приносит дополнительный доход производителям продукции, которая конкурирует с импортом, и тем самым, защищает их интересы. Но для того, чтобы оценить уровень такой защиты, нужно принять во внимание то, что разные производства могут быть взаимосвязаны технологически. Это значит, что защищаю ввозным таможенным тарифом одну отрасль производства, государство, в то же время, защищает и связанные с ней отрасли. В связи с этим, фактический уровень таможенной защиты той или иной

нального таможенного тарифа, которым облагается конкурирующий импортный товар.

Противоречие последствий в следствие изменения таможенных пошлин несомненно очевидна. И проблема, в данном случае, состоит в том, чтобы при пересмотре импортных пошлин было найдено лучшее решение, которое поддерживало бы на соответствующем уровне состояние конкуренции на мировом рынке, побуждая отечественных производителей осуществлять производство, улучшать качество товаров и снижать издержки производства, а также, не приводило бы к вытеснению местных производителей с внутреннего рынка.

отрасли, может отличаться от того номи-

Библиографический список

1. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. Пособие / А.А. Колесников. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: РИПО, 2017.

2. Манушина А.П., Реснянская С.Р. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент развития импортозамещения в Российской Федерации / А.П. Манушина, С.Р. Реснянская // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. -№ 3.

3. Мигел А.А., Алексашкина Н.И. Тарифные льготы: сущность и условия их предоставления, основные направления по совершенствованию практики применения в условиях функционирования ЕАЭС / А.А. Мигел, Н.И. Алексашкина // Дневник науки. - 2020.

4. Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский. - М.: Лаборатория знаний, 2020.

THE IMPACT OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION ON THE DYNAMICS OF

RUSSIAN IMPORTS

I. V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.M. Vyrodova, Student M. V. Kozachek, Student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The purpose of this work is to study the influence of customs and tariff regulation on the dynamics of imports. The article analyzes the levels of customs rates and customs payments transferred to the budget of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that one of the main reasons for the increase in imports in 2019 was the reduction in import duty rates, due to the application of the Common Customs Tar ifa, which cost it about 10 % of total imports. This allowed other goods to enter the Russian market and compete with it, thereby increasing the total share of total imports.

Keywords: customs and tariff regulation, Unified customs tariff, customs payments, imports, rates of customs duties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.