Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС'

ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1349
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ / ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / УРОВЕНЬ ТАРИФНОЙ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гомон И. В., Красильников Д. В., Миначев С. М.

Статья посвящена оценке отдельных элементов и основным проблемам таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС. Рассмотрены средневзвешенный тариф и структура импорта из стран дальнего зарубежья, ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров,льготы по уплате таможенных платежей и тарифные преференции в динамике за 2018-2020 годы. Выявлены основные проблемы таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INDIVIDUAL ELEMENTS AND MAIN PROBLEMS OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ESEU

The article is devoted to the assessment of individual elements and the main problems of customs and tariff regulation within the framework of the EAEU. The article considers the weighted average tariff and the structure of imports from non-CIS countries, the rates of import customs duties for certain categories of goods, the benefits for the payment of customs duties and tariff preferences in the dynamics for 2018-2020. The main problems of customs and tariff regulation within the framework of the EAEU are identified.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС»

ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС

И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Д.В. Красильников, студент С.М. Миначев, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-2-121-125

Аннотация. Статья посвящена оценке отдельных элементов и основным проблемам таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС. Рассмотрены средневзвешенный тариф и структура импорта из стран дальнего зарубежья, ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров, льготы по уплате таможенных платежей и тарифные преференции в динамике за 2018-2020 годы. Выявлены основные проблемы таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС.

Ключевые слова: таможенный тариф, таможенно-тарифного регулирование, импортные пошлины, таможенные льготы, тарифные преференции, уровень тарифной защиты.

Основным элементом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам внешней торговли. Таможенный тариф, как инструмент торговой политики, используется странами-участницами

Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в виде дифференциации ставок импортных пошлин Единого таможенного тарифа.

В таблице 1 представлена динамика средневзвешенного тарифа за 2018-2020 годы по укрупненным группам товаров.

По данным таблицы 1 можно сделать следующие выводы, большинство средневзвешенных ставок импортного тарифа, за исследуемый период, остаются на одном и том же уровне, однако, наблюдается незначительное увеличение ставок на такие

группы товаров как, машины, оборудование и транспортные средства на 0,1% в 2020 году по сравнению с 2018 годом, другие товары - уменьшение на 0,1% за аналогичный период. Что касается структуры импорта из стран дальнего зарубежья, то можно отметить, что наибольшую долю составляют такие группы товаров как машины, оборудование и транспортные средства (50,6%, 43,9%, 44,4% в 20182020 гг. соответственно), продукция химической промышленности, каучук (18,7%, 19,6%, 18,3% в 2018-2020 гг. соответственно), продовольственные товары и с. -х. сырье (кроме текстильного) (11,2%, 12,3%, 12,9% в 2018-2020 гг. соответственно). За анализируемый период доля импорта такой группы товаров, как машины, оборудование и транспортные средства уменьшилась на 6,2%.

Таблица 1. Динамика средневзвешенного тарифа в 2018-2020 годах по укрупненным группам товаров, % [1, 2]

Код Название Структура импорта из стран дальнего зарубежья, % Средневзвешенные ставки, %

2018 2019 2020 2018 2019 2020

В целом, в том числе 100,0 100,0 100,0 4,6 4,5 4,5

01 - 24 Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного) 11,2 12,3 12,9 5,9 5,9 5,9

25 - 27 Минеральные продукты 1 2,1 1,9 4,0 4,0 4,0

28 - 40 Продукция химической промышленности, каучук 18,7 19,6 18,3 11,4 11,4 11,4

44 - 49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 1,5 1,5 1,5 7,3 7,3 7,3

50 - 67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 6,1 6,2 6,3 10,3 10,3 10,3

72 - 83 Металлы и изделия из них 7,2 7,3 6,8 3,2 3,2 3,2

84 - 90 Машины, оборудование и транспортные средства 50,6 43,9 44,4 9,4 9,5 9,5

67 - 70, 91 - 97 Другие товары 3,1 6,5 0,38 4,6 4,5 4,5

Если рассмотреть динамику средневзвешенной ставки импортного тарифа в 20182020 гг., то также наблюдается незначительное снижение (табл. 2).

Таблица 2. Динамика средневзвешенной ставки импортного тарифа в 2018-2020 гг., %

Годы Изменения (п.п.) в 2020 г. по сравнению с

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г.

4,6 4,5 4,5 - 0,1 -

Снижение ставок таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров в 2018-2020 годах представлено в таблице 3.

В 2018 году изменились ввозные ставки таможенных пошлин в отношении ряда товаров, классифицируемых в более чем 200 подсубпозиций по ТН ВЭД [3].Так продолжилось снижение ставок в отноше-

нии отдельных категорий товаров. В частности, ставки снизились:

- на спички с 8,8% до 6,5%;

- спирты ациклические с 6,3 % до 5,5%;

- вертолеты с 16,4% до 15,7%;

- мебель деревянная с 11,7% до 10%. Ставки таможенной пошлины в 2018

году остались без изменения на:

- на тихоокеанского лосося 3%, на треску 5% [4].

Таблица 3. Ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров в 2018-2020 годах в рамках ЕАЭС,% [5] __

Наименование 2018 год 2019 год 2020 год Изменения (п.п.) в 2020 по сравнению с

Ставка таможенной пошлины Ставка таможенной пошлины Ставка таможенной пошлины 2018 г. 2019 г.

Предметы одежды 12,5 10% 10% -2,5 -

Спирты ациклические 5,5% 5% 5% 0,5 -

Вертолеты (с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг) гражданские 15,7% 12,5% 12,5% -3,2 -

В 2019 году решением Совета ЕЭК от 28.05.2019 № 59 в новой редакции были изложены отдельные позиции ТН ВЭД ЕАЭС [6]. Решением Совета ЕЭК были снижены ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении 135 тарифных позиций. В том числе в отношении 111 тарифных позиций (отдельные виды моторных транспортных средств и летательных аппаратов) ставки снизились с 1 сентября 2019 года, в отношении 24 тарифных позиций (свинина свежая, охлажденная или замороженная.

Исходя из сведений, приведенных в таблице 3, можно сказать о том, что наибольшее снижение ставки таможенной пошлины произошло на вертолеты (с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг) гражданские. В отчетном году ставка составила 12,5%, что на 3,9% меньше, чем в 2018 году, по сравнению с 2019 годом ставка не изменилась.

Таможенный тариф ЕАЭС в 2020 году мало чем отличается от тарифа 2019 года. Решениями ЕЭК проводятся изменения ставок ввозных пошлин в действующий Таможенный тариф. Кроме того, в перечень товаров вносились новые товарные позиции [7]. Например, расширился перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС в отношении ванадий-алюминиевой лигатуры. Ввоз в ЕАЭС ванадий-алюминиевой лигатуры для производства титановых слитков, сплавов и слябов осуществляется с применением нового кода 8112 92 910 1 ТН ВЭД ЕАЭС со ставкой ввозной таможенной пошлины в размере 10% от таможенной стоимости. Однако с 01.01.2020 по 31.12.2021 включительно применялась нулевая ставка ввозной таможенной пошлины [2].

Также расширен перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС, например, в отношении отдельных видов смол эпоксидных и полиуретанов в первичных формах для производства волокон оптических. Ввоз в ЕАЭС эпоксидных и других смол для производства оптических волокон осуществляется с применением новых кодов 3907 30 000 1 и 3909 50 900 1 ТН ВЭД ЕАЭС со ставками ввозных таможенных пошлин в размере

4% и 6,5% от таможенной стоимости. Однако с 14.04.2020 по 31.12.2020 включительно применялась нулевая ставка ввозной таможенной пошлины в отношении обоих кодов.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 апреля 2020 г. № 33 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров критического импорта» [8] было принято, что товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, включенные в перечень товаров критического импорта, освобождаются от ввозной таможенной пошлины. Указанная льгота предоставлялась при условии регистрации декларации на товары для их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по 30 июня 2020 г. включительно.

В 2020 году по многим товарным позициям были установлены нулевые ставки ввозных таможенных пошлин, например, в отношении спирта бензилового, ванилина и этилванилина.

Также в 2020 году Совет ЕЭК был установлен перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в целях реализации государствами-членами ЕАЭС мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения корона-вирусной инфекции COVГО-19, которые освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины. В Перечень, в частности, включены средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, диагностические реагенты, отдельные виды медицинского оборудования и материалов и другое [9].

Анализируя предоставление льгот по уплате таможенных платежей за последние три года, можно отметить, что общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в 2020 году составила 767,44млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 2018 годом на 110,9%, по сравнению с 2019 годом на 69,4% [10]. Общая сумма тарифных преференций, в 2020 году в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, а также стран, с которыми Российская Федерация подписала согла-

шения о зоне свободной торговли, составила 31,8 млрд. руб., что на 12,8% больше по сравнению с 2018 годом, на 5% больше по сравнению с 2019 годом.

Понижение уровня тарифной защиты национальной экономики, в определенной степени, обусловило повышение уровня конкурентоспособности российских фирм: в рейтинге по индексу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Российская Федерация в 2019 году осталась на 43-м месте среди 141 страны [11]. В декабре 2020 года Всемирный экономический форум выпустил специальное издание «Доклад о глобальной конкурентоспособности, специальный выпуск 2020: Как страны продвигаются на пути к выздоровлению», в котором особо оговорено, что сводный рейтинг стран мира по Индексу глобальной конкурентоспособности в 2020 году представлен не будет [12].

Одной из ключевых проблем таможенно-тарифного регулирования является обеспечение эффективной защиты товаропроизводителей государств-членов ЕАЭС. Низкий уровень тарифной защиты и сокращение возможностей элементов таможенно-тарифного регулирования обусловлены связыванием (снижением) тарифных ставок в рамках обязательств по вступлению России в ВТО.

Следующая проблема, действие анти-санкционных мер, запрещающих ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из ряда государств в ответ на введение ими запретов на поставку в Россию отдельных видов продукции и ограничений доступа российских компаний и банков к финансовым рынкам на фоне существенного углубления структурных дисбалансов в экономике государств-членов ЕАЭС.

Еще одной проблемой является недостаточная проработка инновационной составляющей Единого таможенного тарифа ЕАЭС, что особенно негативно сказывается на реализации стратегии неоиндустриализации и импортозамещения условиях декларируемого перехода к инновационно-ориентированному экономическому росту, а также низкая степень дифференциации

ставок Единого таможенного тарифа, не соответствующая потребностям для развития экономики государств-членов ЕАЭС и затрудняющая реализацию структурных задач таможенно-тарифной политики.

Другой проблемой таможенно-тарифного регулирования в международном сотрудничестве является жесткая увязка преференциальной системы с международными страновыми оценками при определении перечней развивающихся и наименее развитых стран, которым предоставляются тарифные преференции.

Все государства - члены ЕАЭС активно взаимодействуют в импортно-экспортных отношениях с промышленно развитыми странами. Здесь прослеживается еще одна проблема. Как, известно, что таможенные тарифы промышленно-развитых стран являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Это означает, что наиболее высокие пошлины, распространяются на товары государств, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования. На основе этого, возникают различные политические противоречия между государствами

Таким образом, развивающийся потенциал механизма таможенно-тарифного регулирования ВЭД ЕАЭС сдерживается имеющимися определенными проблемами. В данных условиях стратегическими направлениями модернизации механизма таможенного регулирования ВЭД Евразийского экономического союза становится его корректировка, позволяющая обеспечить эффективную интеграцию национальных сегментов в единый межгосударственный механизм таможенно-тарифного регулирования, сформировать единый контур экономической безопасности ЕАЭС. Необходима мобилизация возможностей и преимуществ международного экономического сотрудничества для продвижения интересов государств-членов ЕАЭС на мировом рынке, что связано с настоятельной необходимостью развития элементов таможенно-тарифного регулирования ВЭД.

Библиографический список

1. Внешняя торговля России в 2019, 2020 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mssian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2020-godu/(дата обращения 25.04.2021)

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ / (дата обращения 26.04.2021)

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/news/62440// (дата обращения 5.05.2021)

4. Изменения, вносимые в импортный тариф с 1 и 2 сентября 2018 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tnved/2018_09_changes/ (дата обращения 17.04.2021)

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issa.ru/tnvd/?text_search=/(дата обращения 26.04.2021)

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72159220/(дата обращения 26.04.2021)

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ucsol.ru/information/tamozhennyj-tarif(дата обращения 26.04.2021)

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyclopedia.ifcg.ru/wiki/Обзор_изменений_таможенного_законодательства_за_ВТОР 0Й_квартал_2020_(дата обращения 20.04.2021)

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/laws_news/73454/(дата обращения: 20.03.2021)

10. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» (2019 г.). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru/storage/document/document_info/2020/ (дата обращения: 2.05.2021)

11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/679620/ (дата обращения 20.04.2021)

12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index (дата обращения 20.04.2021)

ASSESSMENT OF INDIVIDUAL ELEMENTS AND MAIN PROBLEMS OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ESEU

I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor D.V. Krasilnikov, Student S.M. Minachev, Student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article is devoted to the assessment of individual elements and the main problems of customs and tariff regulation within the framework of the EAEU. The article considers the weighted average tariff and the structure of imports from non-CIS countries, the rates of import customs duties for certain categories of goods, the benefits for the payment of customs duties and tariff preferences in the dynamics for 2018-2020. The main problems of customs and tariff regulation within the framework of the EAEU are identified.

Keywords: customs tariff, customs tariff regulation, import duties, customs privileges, tariff preferences, level of tariff protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.