Научная статья на тему 'Исследование таможенно-тарифного регулирования в международных экономических отношениях'

Исследование таможенно-тарифного регулирования в международных экономических отношениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1226
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛЬГОТЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS AND TARIFF REGULATION / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / BENEFITS AND PREFERENCES / CUSTOMS TARIFF / CUSTOMS PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гомон И.В., Белопухова Н.В.

Статья посвящена комплексному исследованию таможенного-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в части предоставления тарифных льгот и преференций. Раскрываются проблемы таможенно-тарифного регулирования, как фактора развития международных экономических отношений. Проанализирована динамика предоставления тарифных льгот и преференций в 2016-2018 годах в России, рассмотрено снижение ставок таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров в 2016 2018 годах в рамках ЕАЭС. Особое внимание обращается на динамику предоставления тарифных льгот и преференций за 2016-2018 годы в отношении определенных категорий товаров от общей суммы предоставленных льгот. Выявлена роль таможенно-тарифного регулирования в международных экономических отношениях. На основе проведенного исследования предлагаются пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования во внешнем экономическом сотрудничестве стран ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of customs and tariff regulation in international economic relations

The article is devoted to a comprehensive study of customs and tariff regulation of foreign trade in terms of the provision of tariff benefits and preferences. The problems of customs and tariff regulation as a factor in the development of international economic relations are revealed. The dynamics of the provision of tariff concessions and preferences in 2016-2018 in Russia is analyzed, a reduction in customs duty rates for certain categories of goods in 2016 2018 within the framework of the EAEU is considered. Particular attention is paid to the dynamics of the provision of tariff benefits and preferences for 2016-2018 in relation to certain categories of goods from the total amount of benefits provided. The role of customs and tariff regulation in international economic relations is revealed. On the basis of the study, we propose ways to improve customs and tariff regulation in the external economic cooperation of the EAEU countries.

Текст научной работы на тему «Исследование таможенно-тарифного регулирования в международных экономических отношениях»

20. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Combating organized crime as the basis of a regional system of economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 4 (60).

- S.121-127

И.В. Гомон - к.э.н., доцент, кафедра «Таможенного дела» Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского г. Калуга, Россия,

I.V. Gomon - PhD, associate Professor of Department «Customs affairs» Kaluga State University ofK.E. Tsiolkovsky Kaluga, Russia;

Н.В. Белопухова - студент 4 курса Институт Истории и Права Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского г. Калуга, Россия,

N.V. Belopukhova - 4 th year student Institute of History and Law Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky Kaluga, Russia.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ RESEARCH OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION IN INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию таможенного-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в части предоставления тарифных льгот и преференций. Раскрываются проблемы таможенно-тарифного регулирования, как фактора развития международных экономических отношений. Проанализирована динамика предоставления тарифных льгот и преференций в 2016-2018 годах в России, рассмотрено снижение ставок таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров в 2016 - 2018 годах в рамках ЕАЭС. Особое внимание обращается на динамику предоставления тарифных льгот и преференций за 2016-2018 годы в отношении определенных категорий товаров от общей суммы предоставленных льгот. Выявлена роль таможенно-тарифного регулирования в международных экономических отношениях. На основе проведенного исследования предлагаются пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования во внешнем экономическом сотрудничестве стран ЕАЭС.

Annotation. The article is devoted to a comprehensive study of customs and tariff regulation of foreign trade in terms of the provision of tariff benefits and preferences. The problems of customs and tariff regulation as a factor in the development of international economic relations are revealed. The dynamics of the provision of tariff concessions and preferences in 2016-2018 in Russia is analyzed, a reduction in customs duty rates for certain categories of goods in 2016

- 2018 within the framework of the EAEU is considered. Particular attention is paid to the dynamics of the provision of tariff benefits and preferences for 2016-2018 in relation to certain categories of goods from the total amount of benefits provided. The role of customs and tariff regulation in international economic relations is revealed. On the basis of the study, we propose ways to improve customs and tariff regulation in the external economic cooperation of the EAEU countries.

Ключевые слова: Таможенно-тарифное регулирование, международные экономические отношения, льготы и преференции, таможенный тариф, таможенные платежи.

Keywords: Customs and tariff regulation, international economic relations, benefits and preferences, customs tariff, customs payments.

Современное экономическое развитие характеризуется тенденцией интеграции национальных экономик в единый мирохозяйственный комплекс. Суть тарифных преференций заключается в том, что развитые страны предоставляют товарам развивающихся и наименее развитых стран более выгодное, с точки зрения конкуренции, положение на внутренних рынках по сравнению с отечественными и иными товарами, происходящими из развитых стран.

В рамках выполнения обязательств отдельных союзных стран перед ВТО концепция тарифного регулирования в ЕАЭС предусматривает постепенное снижение средневзвешенной ставки Единого таможенного тарифа.

Снижение единых таможенных пошлин по 472 чувствительным товарам из специального перечня осуществилось с 1 сентября 2017 года [1]. Снижение ставок таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров в 2016 - 2018 годах наглядно представлено в таблице 1.

Ранее в мае 2017 году ставки были снижены в отношении 491 товаров [2].

Это снижение является плановым, после которого средневзвешенная ставка тарифа опустится до 5,3% (с января 2017 года она составляла 5,4 %).

В 2018 году в отношении отдельных категорий товаров снижение ставок продолжилось, на другие товары ставки остались прежними, а на третьи, ставки таможенной пошлины и вовсе нет [3].

Таблица 1 - Снижение ставок таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров в 2016 -

2018 годах в рамках ЕАЭС, %

Наименование 2016 год 2017 год 2018 год 2018 год в % к

Ставка таможенной пошлины Ставка таможенной пошлины Ставка таможенной пошлины 2016 год 2017 год

Столовая и кухонная посуда 13,6% 12% Ставка отсутствует

Холодильники 13,6 % 12% Ставка отсутствует - -

Предметы одежды 14% 12,5% Ставка отсутствует

Тихоокеанский лосось 4,4% 3% 3% -1,4 % Не изменилась

Треска 6% 5% 5% -1% Не изменилась

Спички 11% 8,8% 6,5% -4,5% -2,3%

Спирты ациклические 7% 6,3% 5,5% -1,5% -0,8%

Вертолеты 17,1% 16,4% 15,7% -1,7% -0,7%

Мебель деревянная 13,3% 11,7% 10% -3,3% -1,7%

Источник: www.customs.ru

Исходя из информации в таблице 1, можно утверждать, что наибольшее снижение ставки таможенной пошлины произошло на такой товар, как спички. В отчетном году ставка составила 6,5%, что на 2,3 % меньше, чем в 2017 году и на 4,5 % меньше, чем в 2016 году. Меньше всего снизились ставки таможенной пошлины треску, так, в отчетном году ставка составила 5%, как и в 2017 году, а по сравнению с 2016 годом ставка таможенной пошлины снизилась на 1 %.

За исследуемый период произошло снижение ставок таможенных пошлин на спирты ациклические, так в отчетном году ставка составляет 5,5 %, что на 0,8% меньше, чем в 2017 году и на 1,5% меньше, чем в 2016 году. На вертолеты в отчетном периоде ставка составляет 15,7 %, что на 0,7% меньше, чем в 2017 году и на 1,7 меньше, чем в 2016 году. На мебель деревянную в отчетном периоде ставка составляет 10%, что на 1,7 %меньше, чем в 2017 году и на 3,3 % меньше, чем в 2016 году. На тихоокеанский лосось в отчетном году, по сравнению с 2017 годом ставка не изменилась и составляет 3%, но по сравнению с 2016 годом ставка снизилась на 1,4%.

До присоединения России к ВТО в 2012 году средняя пошлина при импорте в Российскую Федерацию составляла 9,6 %.

При вступлении в ВТО, эффективность либерализации торговли для потребителей была частично ограничена введенными РФ в 2014 году контрсанкциями в отношении импортируемого продовольствия.

Импортный тариф ЕАЭС не может превышать согласованные Россией в ходе переговоров с ВТО ставки. Однако сейчас три страны ЕАЭС применяют и собственные ставки. Так, Республика Армения и Киргизская Республика, вступившие в ВТО раньше России 2003 и 1998 годах, при вхождении в ЕАЭС согласовали изъятия из общего тарифа по 775 и 169 позициям соответственно.

Республика Казахстан присоединилась к ВТО в ноябре 2015 года, причём было согласованы более низкие ставки по большому количеству позиций. На момент присоединения к таможенной организации у республики было 1347 товаров в списке изъятий, в 2018 году это число увеличилось до 1914 позиций (как и РФ, Республика Казахстан постепенно снижает пошлины в соответствии с графиком перехода к более низким тарифам). В настоящее время по пониженным ставкам в Казахстан ввозится 10% товаров.

Изменяется размер таможенных пошлин на продукцию, включённую в перечень чувствительной. К этим товарам относятся различные виды оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, беспилотные летательные аппараты, некоторые типы авиационной техники, ткани, другие изделия лёгкой промышленности, рыба и морепродукты, ряд иных товаров.

При анализе предоставления льгот по уплате таможенных платежей за последние три года, можно отметить, что общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в 2018 году составила 363,9 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 2017 годом на 70,5 млрд. рублей и по сравнению с 2016 годом уменьшилась на 22,2 млрд. рублей[4].

Как видно из таблицы 2 общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в 2018 году ниже, чем в 2016 на 5,7 %. В отчетном году сумма предоставленных льгот составляет 363,9 миллиарда рублей, что на 24,02 % больше, чем в 2017 году.

Таблица 2 - Динамика предоставления тарифных льгот и преференций 2016-2018 гг., в России млрд.

рублей

Наименование 2016 год 2017 год 2018 год 2018 в % к

2016год 2017 год

Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей 386,1 293,4 363,9 -5,7 +24,02

Источник: www.customs.ru

Проведем сравнительную характеристику динамики предоставления тарифных льгот и преференций за 2016-2018 годы в отношении определенных категорий товаров от общей суммы предоставленных льгот.

Исходя из информации, приведенной в таблице 3 можно сказать о том, что наибольший процент в предоставлении льгот отдельным категориям товаров составляют товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции. В отчетном году ее доля составила 40,5 %, что на 7,1 % больше, чем в 2017 году и на 12,5 больше, чем в 2016 году.

Наименьший процент занимают технологические оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, так в отчетном году на их долю приходилось 5,6 %, что на 1,4 % меньше в сравнении с 2016 годом и 1,7 % меньше, чем в 2017 году.

За исследованный период произошло увеличение доли по видам продукции, которые перемещаются в рамках соглашений о разделе продукции и медицинским товарам. Углеводороды, полученные при разработке морских месторождений в отчетном периоде, составляют 14,8 %, что на 5,2 % меньше, чем в 2017 году и на 1,8 % больше по отношению к 2016 году. За прочие товары от общей суммы тарифных льгот и преференций в 2016 году составили 182,3 миллиарда рублей, что 47,2 % больше чем в 2018, а в 2017 году составили 48,3 миллиарда рублей, что на 14,6 % больше чем в отчётном периоде.

Таким образом, можно сделать вывод, что таможенно-тарифное регулирование благодаря предоставлению льгот и преференций поспособствовало росту международного товарооборота, а также налаживанию международных экономических отношений в связи с открытием доступа товарам развивающихся стран на рынки развитых стран.

Таблица 3 - Динамика предоставления тарифных льгот и преференций за 2016-2018 годы в отношении определенных категорий товаров от общей суммы предоставленных льгот

Наименование 2016 год 2017 год 2018 год 2018 в % к

Факт. млрд. Удельный вес % Факт. млрд. Удельный вес % Факт. млрд. Удельный вес % 2016 году 2017 году

Товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции. 102,7 28 97,9 33,4 147,4 40,5 +12,5 +7,1

Углеводороды, полученные при разработке морских месторождений. 46,2 13 35 11,9 69,4 19,1 +1,8 -5,2

Природный газ, поставляемый в Турцию. - - 58,6 20 54 14,8 - +7,2

Медицинские товары. 32,7 9 32,2 11 38,9 10,7 +1,7 +0,3

Технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ. 25,8 7 21,4 7,3 20,5 5,6 -1,4 -1,7

Прочее 182,3 47,2 48,3 16,5 33,7 9,3 48,6 14,6

Итого: 100,00 100,00 100,00 - -

Источник: www.customs.ru

На данный момент таможенно-тарифное регулирование внешней торговли имеет огромное значение в торгово-политическом механизме. Система таможенно-тарифного регулирования служит для экономической защиты государства, выполнения международных договоров, стабилизации внешней торговой системы. Поэтому крайне важно, своевременно выявлять проблемы системы таможенно-тарифного регулирования для того, чтобы их устранить.

Первостепенно выделяют проблему обеспечения эффективной защиты товаропроизводителей государств-членов ЕАЭС. Нарастанию этой проблемы способствовало: усиление геополитической напряженности в странах, граничащих с государствами-членами ЕАЭС; санкции главных торговых партнеров России в отношении ключевых отраслей экономики; дискриминация и ограничения перспектив российских экспортеров на внешнем рынке; зависимость импорта в промышленной сфере; неравномерное количество обязательств участников евразийской интеграции в рамках участия в ВТО[5].

Помимо вышесказанного в таможенно-тарифной политике существуют и другие проблемы. Так, таможенно-тарифные системы стран с развитой промышленностью являются многоколонными, то есть товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны этот товар производящей. Данный факт означает, что более низкие пошлины у товаров государства с режимом наибольшего благоприятствования. Неверное определение страны происхождения товара приводит к начислению неправильной таможенной пошлины и несёт в себе проблемы, следствием которых является сужение международных экономических отношений. Ранее, отдельные вопросы таможенно-тарифных систем стран регулировало подписанное в 1948 году Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), на сегодня данные функции выполняет Всемирная Торговая организация (ВТО). Однако существует негативное влияние на международные экономические отношения из-за различных политических противоречий между государствами.

Так, одной из проблем является частое установление адвалорных пошлин, определяющихся в процентах от цены товара. В связи с этим, большую роль стали приобретать методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени определяется цена товара для обложения пошлиной. В зависимости от метода цена товара осознанно может быть увеличена на четверть либо половину стоимости, а в некоторых случаях случаях - и в 2 раза. Поэтому помимо размера пошлины, не менее важны и методы оценки расчёта этой пошлины. Такая система ставит в неравное таможеннно-тарифное положение страны на мировой арене, в том числе и страны, входящие в ЕАЭС.

Также, размер пошлин может различаться из-за степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина - резинотехнические изделия), что означает существенное возрастание ставок пошлин на готовые изделия. Такая система создаёт крайне неблагоприятные условия для стран, которые хотели бы импортировать товары в промышленно развитые государства, и ставит под вопрос интерес импортёров в таком взаимодействии.

Ещё одна негативная особенность системы таможенно-тарифного регулирования в странах-членах ЕАЭС — это недостаточная разработка инновационной составляющей таможенного тарифа, что является отрицательным аспектом в условиях декларируемого перехода к экономическому росту с ориентированием на инновации. Данная проблема подразумевает отсутствие возможностей совершенствования товарной

номенклатуры внешнеэкономической деятельности как элемента, необходимого для построения Единого таможенного тарифа, позволяющего не только урегулировать отношения внутри ЕАЭС, но и решить вопросы взаимоотношений членов ЕАЭС с промышленно развитыми странами.

Самым вероятным из способов решения данной проблемы может стать более частое применение классификатора дополнительной таможенной информации, предусматривающего необходимость указания дополнительного четырехзначного кода товара к установленному Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕЭАС базового десятизначного кода[6].

Важным направлением таможенно-тарифного регулирования в условиях формирования Союза будет расширение сотрудничества в области поставок нефти и нефтепродуктов. В этих условиях с целью устойчивого развития экономики и повышения энергетической безопасности членов ЕАЭС продолжится работа по созданию общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа.

В данных условиях главными подходами таможенно-тарифной политики в отношении импорта товаров в 2019 - 2021 годах являются:

- выработка единого порядка налогообложения ввозимых товаров в странах - членах ЕАЭС;

- унификация льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в рамках ЕАЭС, в том числе тарифных льгот при ввозе товаров в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих наибольшему сектору экономики страны - участника ЕАЭС;

- установление единого порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в рамках международной Интернет-торговли;

- дальнейшее исполнение международных обязательств Российской Федерации, в том числе по приведению действующих ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС в соответствие с принятыми обязательствами в рамках ВТО.

Приоритетами таможенно-тарифной политики в отношении экспорта товаров в 2019 - 2021 годах являются:

- упрощённое таможенное администрирование экспортных поставок за счет организации сотрудничества с партнёрами в электронном виде;

- ускорение проведения таможенных операций;

- продолжение работы по принятию механизмов проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики государств - членов ЕАЭС, включая создание единых подходов по установлению экспортных пошлин, а также унификации уплаты, зачисления и перечисления сумм вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров в третьи страны с таможенной территории ЕАЭС;

- рост независимости Российской Федерации от экспорта полезных ископаемых и сырья на мировой

рынок;

- реализация механизма, используемого для подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти планируемых к добыче и вывозу из Российской Федерации, а также фактически произведенных объемов продукции в связи с исполнением соглашений о разделе продукции [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что установленные государством льготы по уплате таможенных платежей способствуют международной торговле и привлекают инвестиционные ресурсы, что в целом, способствует развитию международных экономических отношений. Также, можно отметить, что таможенно-тарифное регулирование в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе относится к компетенции союза и является единым для пяти государств, входящих в ЕАЭС. Поэтому, законодательные инициативы, разрабатываемые для реализации данных элементов развития, могут быть блокированы или их внедрение может быть существенно затруднено из-за необходимости вовлечения государственных органов других государств — членов ЕАЭС, поэтому в первую очередь союзные государства, должны согласовать правовую базу регулирования Евразийского экономического союза.

Источники:

1. Изменения, вносимые в Единый таможенный тариф с 1 и 2 сентября 2017 года [Электронный ресурс] - URL: https://www.alta.ru/tnved/2017_09_changes/ (дата обращения 17.11.2019)

2. Изменения, вносимые в импортный тариф с 1 сентября 2016 года и 2 сентября 2016 года Электронный ресурс] -URL: https://www.alta.ru/tnved/2016_09_01_changes/ (дата обращения 17.11.2019)

3. Изменения, вносимые в импортный тариф с 1 сентября 2018 г. и 2 сентября 2018 г. года [Электронный ресурс] -URLhttps://www.alta.ru/tnved/2018_09_changes/ / (дата обращения 17.11.2019)

4. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: http://www.customs.ru (дата обращения 20.11.2019)

5. Современные проблемы таможенного регулирования таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в России в контексте развития интеграционных процессов [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-tamozhennogo-regulirovaniya-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-v-rossii-v-kontekste-razvitiya-integratsionnyh (дата обращения 20.11.2019)

6. Проблемы и недостатки системы таможенно-тарифного регулирования Евразийском экономическом союзе и промышленно-развитых стран [Электронный ресурс] - URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/28/33442 (дата обращения 20.11.2019)

7. Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс] - URL:

https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=123006proekt_osnovnykh_napravlenii_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhennotarifnoi_po litiki_na_2019_god_i_na_planovyi_period_2020_i_2021_godov#_3.4 (дата обращения 12.12.2019)

Sources:

1. Changes to the Single Customs Tariff from September 1 and 2, 2017 [Electronic resource] - URL: https://www.alta.ru/tnved/2017_09_changes/ (accessed November 17, 2019)

2. Changes to the import tariff from September 1, 2016 and September 2, 2016 Electronic resource] - URL: https: //www.alta.ru/tnved/2016_09_01_changes/ (accessed November 17, 2019)

3. Changes to the import tariff from September 1, 2018 and September 2, 2018 [Electronic resource] - URLhttps: //www.alta.ru/tnved/2018_09_changes/ / (accessed November 17, 2019)

4. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation" [Electronic resource] - URL: http://www.customs.ru (accessed November 20, 2019)

5. Current problems of customs regulation of customs regulation of foreign economic activity in Russia in the context of the development of integration processes [Electronic resource] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sovremennye-problemy-tamozhennogo-regulirovaniya-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-v- rossii-v-kontekste-razvitiya-integratsionnyh (accessed 11/20/2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Problems and shortcomings of the system of customs and tariff regulation of the Eurasian Economic Union and industrialized countries [Electronic resource] - URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/28/33442 (accessed November 20, 2019)

7. Draft guidelines of budgetary, tax and customs tariff policy for 2019 and the planning period of2020 and 2021's [electronic resource] - URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=123006proekt_osnovnykh_napravlenii_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhennotarifnoi_po litiki_na_2019_god_i_na_planovyi_period_2020_i_2021_godov# _3.4 (circulation date 12/12/2019)

М.К. Гонежук - аспирант кафедры рыночных и государственных институтов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Краснодар,

M.K. Gonezhuk - post-graduate student of the Department of Market and State Institutes of the Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education "Kuban State University Technological University ", Krasnodar, E-mail: marieta2776@mail.ru.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОЛИ И МЕСТА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ROLE AND PLACES OF SMALL BUSINESS IN THE REGION

Аннотация. В данной статье автором дана оценка состояния развития малого предпринимательства в России и Республике Адыгея по основным макроэкономическим показателям: деловой активности, уровню занятости, доле в ВВР, обороту, объемам инвестиций в основной капитал. Проведен анализ основных тенденций и причин изменения деловой активности субъектов малого предпринимательства, а также оценка условий ведения бизнеса и уровня государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России по результатам различных опросов. Рассмотрены отраслевые характеристики ряда показателей сектора малого предпринимательства, отмечена концентрация бизнеса в торговле, строительстве и обрабатывающей промышленности. На этой основе сделан вывод, что по ряду показателей сектор малого предпринимательства превышает общероссийские значения и вносит определенный вклад в экономику региона.

Annotation. In this article, the author assesses the state of development of small business in Russia and the Republic of Adygea according to the main macroeconomic indicators: business activity, level of employment, share in VVR, turnover, volume of investments in fixed assets. The analysis of the main trends and reasons for changes in the business activity of small businesses, as well as an assessment of the conditions for doing business and the level of state support for small and medium-sized businesses in Russia based on the results of various surveys. The industry characteristics of a number of indicators of the small business sector are considered, the concentration of business in trade, construction and manufacturing is noted. On this basis, it was concluded that for a number of indicators, the small business sector exceeds all-Russian values and makes a certain contribution to the region's economy.

Ключевые слова: малое предпринимательство, уровень занятости, оборот.

Keywords: small business, employment rate, turnover.

Вклад сектора малого и среднего предпринимательства в итоговые макроэкономические показатели как в России, так и в регионах уже долгое время остается довольно низким, по крайней мере, он не удовлетворяет современным потребностям.

Прежде всего следует отметить незначительный вклад сектора малого и среднего предпринимательства в валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве и промышленности. Большинство субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточено в сфере услуг, где их вклад превышает среднее значение по сектору малого и среднего предпринимательства [1].

Вместе с тем, в структуре данного сектора наблюдается тенденция увеличения доли индивидуальных предпринимателей и сокращения доли юридических лиц.

Это обусловлено тем, что для индивидуальных предпринимателей в последние годы введены ряд льгот: упрощенная система отчетности, налоговые льготы, возможность применения патентной системы налогообложения, распространение действия системы страхования вкладов на счета (вклады) индивидуальных предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.