Научная статья на тему 'Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на формирование внутренних цен Евразийского экономического союза'

Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на формирование внутренних цен Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1426
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ / ТАРИФНЫЕ КВОТЫ / СТОИМОСТЬ ТОВАРА / CUSTOMS AND TARIFF REGULATION / CUSTOMS DUTIES / TARIFF PREFERENCES / TARIFF PRIVILEGES / TARIFF QUOTAS / COST OF GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барсегян Д. Э.

Рассмотрено влияние мер таможенно-тарифного регулирования на формирование внутренних цен Евразийского экономического союза, нормативно-правовое регулирование применения различных механизмов таможенно-тарифного регулирования. В качестве анализируемых мер выбраны: ввозные таможенные пошлины, вывозные таможенные пошлины, тарифные преференции, тарифные льготы и тарифные квоты. В статье приведены статистические данные динамики цен на некоторые категории товаров, представленные на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, и их зависимость от мер таможеннотарифного регулирования. Анализ взаимосвязи мер таможенно-тарифного регулирования и внутренних цен в Евразийском экономическом союзе проведен на примере Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION MEASURES IN FOREIGN TRADE ACTIVITY ON THE FORMATION OF INTERNAL PRICES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The influence of customs and tariff regulation measures on the formation of domestic prices of the Eurasian Economic Union, the legal regulation of the application of various mechanisms of customs and tariff regulation, have been considered. As the analysed measures have been selected: import customs duties, export customs duties, tariff preferences, tariff privileges and tariff quotas. The statistical data on the dynamics of prices for some categories of goods presented on the official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and their dependence on the measures of customs and tariff regulation, have been presented in the article. An analysis of the relationship between the measures of customs and tariff regulation and domestic prices in the Eurasian Economic Union has been carried out on the example of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на формирование внутренних цен Евразийского экономического союза»

УДК 339.543.4

JEL E39; F13

DOI10.26425/1816-42 77-2020-2-104-109

Барсегян Дмитрий

Эдуардович

канд. экон. наук, ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-0002-9554 e-mail: dbars@bk.ru

Barsegyan Dmitry

Candidate of Economic Sciences, Russian Customs Academy, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-0002-9554 e-mail: dbars@bk.ru

ВЛИЯНИЕ МЕР ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ЦЕН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Аннотация. Рассмотрено влияние мер таможенно-тарифного регулирования на формирование внутренних цен Евразийского экономического союза, нормативно-правовое регулирование применения различных механизмов таможенно-тарифного регулирования. В качестве анализируемых мер выбраны: ввозные таможенные пошлины, вывозные таможенные пошлины, тарифные преференции, тарифные льготы и тарифные квоты. В статье приведены статистические данные динамики цен на некоторые категории товаров, представленные на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, и их зависимость от мер таможенно-тарифного регулирования. Анализ взаимосвязи мер таможенно-тарифного регулирования и внутренних цен в Евразийском экономическом союзе проведен на примере Российской Федерации. Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, таможенные пошлины, тарифные преференции, тарифные льготы, тарифные квоты, стоимость товара.

Цитирование: Барсегян Д.Э. Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на формирование внутренних цен Евразийского экономического союза//Вестник университета. 2020. № 2. С. 104-109.

INFLUENCE OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION MEASURES IN FOREIGN TRADE ACTIVITY ON THE FORMATION OF INTERNAL PRICES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Abstract. The influence of customs and tariff regulation measures on the formation of domestic prices of the Eurasian Economic Union, the legal regulation of the application of various mechanisms of customs and tariff regulation, - have been considered. As the analysed measures have been selected: import customs duties, export customs duties, tariff preferences, tariff privileges and tariff quotas. The statistical data on the dynamics ofprices for some categories of goods presented on the official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and their dependence on the measures of customs and tariff regulation, - have been presented in the article. An analysis of the relationship between the measures of customs and tariff regulation and domestic prices in the Eurasian Economic Union has been carried out on the example of the Russian Federation. Keywords: customs and tariff regulation, customs duties, tariff preferences, tariff privileges, tariff quotas, cost of goods.

For citation: Barsegyan D.E. (2020) Influence of customs and tariff regulation measures in foreign trade activity on the formation of internal prices of the Eurasian economic union. Vestnik universiteta. I. 2, pp. 104-109. DOI 10.26425/18164277-2020-2-104-109

Таможенно-тарифное регулирование в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) направлено на выполнение таможенными органами фискальной и защитной функции, при этом отдельные меры таможенно-тарифного регулирования оказывают влияние на уровень цен на товары, реализуемые на внутреннем рынке стран-участниц ЕАЭС. Таможенно-тарифное регулирование может не только снизить уровень внутренних цен в ЕАЭС, но и повысить их, что неразрывно связано с дополнительными затратами продавцов товаров на их реализацию, которые в конечном итоге перекладываются на конечного потребителя, снижая его покупательскую способность, чем и обусловлена актуальность выбранной для изучения темы исследования.

Цель исследования заключается в анализе влияния отдельных мер таможенно-тарифного регулирования на уровень внутренних цен в ЕАЭС.

© Барсегян Д.Э., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- проанализированы меры таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС;

- определено влияние механизмов таможенно-тарифного регулирования на уровень внутренних цен в ЕАЭС.

В ЕАЭС, государствами-членами которого являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация (далее - РФ), применение мер таможенно-тарифного регулирования регламентируется Договором «О Евразийском экономическом союзе», Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» и некоторыми другими законодательными актами в области таможенного дела.

Под таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности понимается метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые базируются на применении в отношении перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров таможенных пошлин и налогов [4]. При этом таможенные пошлины и налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц. К мерам таможенно-тарифного регулирования относятся:

- ввозные таможенные пошлины (ставки отражены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС и действуют на всей территории ЕАЭС);

- вывозные таможенные пошлины (ставки устанавливаются национальным законодательством стран-участниц ЕАЭС);

- тарифные преференции;

- тарифные льготы;

- тарифные квоты [1].

Рассмотрим подробно влияние каждой меры таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на формирование внутренних цен в ЕАЭС. В рамках исследования все расчеты и статистические данные будут приведены на примере РФ.

Как было сказано ранее, ставки ввозной таможенной пошлины отражены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (далее - ЕТТ ЕАЭС), основными целями применения которого являются:

- рационализация товарной структуры импорта товаров в ЕАЭС;

- поддержание положительного сальдо торгового баланса в странах-участницах ЕАЭС;

- защита национальных производителей ЕАЭС от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных продавцов аналогичной продукции;

- создание условий для повышения уровня покупательской способности населения ЕАЭС;

- пополнение государственных бюджетов стран-участниц ЕАЭС;

- создание и поддержание условий для расширения экспорта товаров из ЕАЭС и т. д. [5].

С помощью установления в отношении импортируемых в ЕАЭС товаров ввозной таможенной пошлины, страны-участницы ЕАЭС могут регулировать их стоимость на своих внутренних рынках. Поскольку чем выше ставка ввозной таможенной пошлины на импортируемый товар, тем выше его стоимость на рынке ЕАЭС и наоборот, чем ниже ставка ввозной таможенной пошлины на товар, тем ниже его стоимость на рынке ЕАЭС [8].

В таблице 1 отображена зависимость стоимости товаров на внутреннем рынке Российской Федерации от ставки ввозной таможенной пошлины на примере картона (код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС 4810 13) [2].

Таблица 1

Динамика зависимости цены картона на внутреннем рынке Российской Федерации от ставки ввозной таможенной пошлины за 2015-2018 гг.

Цена 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Ставка ввозной таможенной пошлины, % Средняя стоимость картона на рынке Российской Федерации, долл. США за 1 т 5 390 10 400 10 400 5 380

Составлено автором по материалам исследования

Как видно из таблицы 1, чем выше была ставка ввозной таможенной пошлины на импортный картон, тем выше была его стоимость на российском рынке, поскольку расходы импортера картона на его помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления увеличивались или уменьшались прямо пропорционально изменению ставки ввозной таможенной пошлины на картон. Следовательно, увеличение расходов на таможенное декларирование картона импортер перекладывал на конечного покупателя путем повышения его цены на рынке.

Если говорить о влиянии вывозных таможенных пошлин на формирование внутренних цен в ЕАЭС, то здесь ситуация обратная. Чем выше ставка вывозной таможенной пошлины на товар, тем меньше его стоимость на рынке ЕАЭС. Связано это с тем, что повышение ставки вывозной таможенной пошлины на тот или иной товар приводит к сокращению объемов его экспорта из-за увеличения расходов экспортера, связанных с таможенным декларированием, и, соответственно, приводит к росту предложения товара на внутреннем рынке ЕАЭС. Учитывая закон спроса и предложения, увеличение предложения товара на рынке ЕАЭС должно сопровождаться снижением его стоимости для поддержания спроса на исходном уровне или для его увеличения [9].

Зависимость цены товара на российском рынке от ставки вывозной таможенной пошлины на примере тунца обыкновенного мороженного, пшеницы мягкой и палтуса охлажденного отражены в таблице 2 [7].

Таблица 2

Зависимость цены товара на российском рынке от ставки вывозной таможенной пошлины за 2015-2018 гг. на примере тунца обыкновенного мороженного, пшеницы мягкой и палтуса охлажденного

Продукт Ставка таможенной пошлины, % Объем экспорта, тыс. т Ср. стоимость за 1 т, долл. США

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Тунец обыкновенный мороженный 5 5 5 0 1 980 2 540 2 720 3 400 2 000 2000 2100 2500

Пшеница мягкая 6,7, но не менее 11,67 евро/т 0 0 0 245 341 361 383 163 206 215 219

Палтус охлажденный 2,5 2,5 2,5 0 543 690 710 790 12 345 12 401 12 456 13 701

Составлено автором по материалам исследования

Как следует из таблицы 2, сокращение ставок вывозной таможенной пошлины и роста на рассматриваемые товары стало одной из причин увеличения их экспорта, что в свою очередь привело к сокращению предложения товаров на российском рынке и повышению их стоимости.

Тарифные преференции представляют собой льготы по уплате ввозной таможенной пошлины для товаров, которые произошли из развивающихся или наименее развитых стран при условии, что такие страны являются пользователями единой системы тарифных преференций.

На сегодняшний день размер тарифных преференций для развивающихся и наименее развитых стран будет разным:

- если преференциальный товар ввозится из развивающейся страны-пользователя единой системы тарифных преференций, то в отношении него будет применяться тарифная преференция в размере 75 % от базовой ставки ввозной таможенной пошлины (если, например, к товару применяется базовая адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 15 % от таможенной стоимости, то при применении тарифной преференции размер адвалорной ставки ввозной таможенной пошлины будет составлять 11,25 %);

- если преференциальный товар ввозится из наименее развитой страны-пользователя единой системы тарифных преференций, то в отношении него будет применяться тарифная преференция в размере 0 % от базовой ставки ввозной таможенной пошлины (то есть, ввозная таможенная пошлина в отношении ввозимого товара будет начисляться условно) [1].

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что стоимость преференциального товара на внутреннем рынке ЕАЭС будет изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от страны его происхождения. Данный вывод подтверждают следующие формулы, рассчитанные на примере сливок, которым соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15 % от таможенной стоимости.

Таможенная пошлина (базовая ставка) = 560 • 0,15 = 84 евро. (1)

Таможенная пошлина (преференция для развивающихся стран) = 84 • 0,75 = 63 евро. (2)

Таможенная пошлина (преференция для наименее развитых стран) = 84 • 0 = 0 евро. (3)

По данным таможенной статистики стоимость 1 000 т сливок составляет 560 евро [2].

Под тарифной льготой понимается освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины или применение льготной ставки ввозной таможенной пошлины в отношении импорта льготной категории товаров вне зависимости от их страны происхождения. К льготной категории импортируемых товаров относятся:

- товары в качестве вклада в уставный капитал;

- товары, которые являются предметом международного сотрудничества в вопросах исследования и использования космического пространства;

- продукция морского промысла судов стран-участниц ЕАЭС или судов, которые были ими зафрахтованы;

- гуманитарная помощь;

- валюта и ценные бумаги и т. д. [1].

Исходя их перечня льготной категории товаров, можно сделать вывод о том, что тарифные льготы косвенным образом влияют на внутренние цены на рынке ЕАЭС, поскольку применяются к ввозимым товарам, которые не используются в коммерческих целях (кроме продукции морского промысла).

Под тарифной квотой понимается мера таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, которая распространяется на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, импортируемые на территорию ЕАЭС из третьих стран в течение определенного периода времени и заключается в ограничении импорта квотируемых товаров. Тарифные квоты устанавливаются решением коллегии Евразийской экономической комиссии на каждый календарный год в зависимости от различных макроэкономических и микроэкономических факторов.

На рисунке 1 отражена динамика тарифных квот на замороженное мясо крупного рогатого скота и его средней стоимости на российском рынке за 2014-2018 г. [3]. Как следует из рисунка 1, за период с 2014 г. по 2016 г. рост стоимости одного килограмма замороженного мяса говядины обусловлен естественным ростом уровня инфляции. В 2017 г. Правительство РФ приняло решение увеличить объем тарифных квот на импорт изучаемой категории товара, в результате чего цены на него на российском рынке сократились на 2,8 %. Такая мера принята для повышения конкуренции среди продавцов замороженного мяса говядины и увеличения потребления данного товара среди народонаселения.

Таким образом, меры таможенно-тарифного регулирования могут по-разному влиять на уровень внутренних цен в ЕАЭС. Увеличение ставки ввозной таможенной пошлины будет приводить к увеличению

6000 —,

рынке, долл. США

Источник: [10]

Рис. 1. Динамика тарифных квот на мясо крупного рогатого скота замороженное и его средней стоимости

на российском рынке за 2014-2018 гг.

стоимости товара внутри ЕАЭС, в то время как увеличение ставки вывозной таможенной пошлины будет приводить к уменьшению стоимости товара внутри ЕАЭС [6]. Применение в отношении товара тарифных преференций будет способствовать сокращению стоимости преференциального товара внутри ЕАЭС при условии соблюдения декларантом условий получения тарифных преференций при импорте товара на территорию ЕАЭС. Тарифные льготы будут оказывать влияние на уровень внутренних цен в ЕАЭС в меньшей степени, поскольку они применяются к товарам, которые не являются предметом внешнеторгового контракта, а увеличение импортных квот на отдельные категории импортируемых товаров будут сдерживать рост цен на них внутри Европейского экономического союза.

Библиографический список

1. Договор от 29.05.2014 (ред. от 15.03.2018) «О Евразийском экономическом союзе» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 25.11.2019).

2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 16.07.2019) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133133/ (дата обращения: 25.11.2019).

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2017 № 97 «Об установлении на 2018 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств-членов Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223078/ (дата обращения: 25.11.2019).

4. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 25.11.2019).

5. Арский А. А. Совершенствование таможенного регулирования товаров // Вестник университета. - 2017. - № 10. - С. 119.

6. Воротынцева, Т. М. Меры таможенно-тарифного регулирования ввоза мясных товаров и пути их совершенствования: монография / Т. М. Воротынцева, В. Е. Новиков; РТА. - М.: Изд-во РТА, 2012. - 112 с.

7. Мантусов, В. Б. Анализ и конъюнктура мировых рынков товаров и услуг: учеб. пособие / В. Б. Мантусов, М. Ф. Ткаченко; РТА. - Москва: РИО РТА, 2018. - 118 с.

8. Новиков, В. Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: монография; РТА. - М.: Изд-во РТА, 2006. - 248 с.

9. Ценообразование во внешней торговле: учебник / В. Б. Мантусов [и др.]; под ред. В. Б. Мантусова; РТА. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 247 с.

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/43931 (дата обращения: 25.11.2019).

References

1. Dogovor ot 29.05.2014 (red. ot 15.03.2018) "O Evraziiskom ekonomicheskom soyuze" [Agreement dated May 29, 2014 (as amended on March 15, 2018) "On the Eurasian Economic Union"]. Legal reference system "Consultant plus". Available at: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_163855/ (accessed 25.11.2019).

2. Resheniye Soveta Evraziiskoi ekonomicheskoi komissii ot 16.07.2012 № 54 (red. ot 16.07.2019) "Ob utverzhdenii edinoi Tovarnoi nomenklatury vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza i Edinogo tamozhennogo tarifa Ev-raziiskogo ekonomicheskogo soyuza» [Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated on July 16, 2012 No. 54 (as amended on July 16, 2019) "On the Approval of the Unified Commodity Nomenclature for Foreign Economic Activities of the Eurasian Economic Union and the Unified Customs Tariff of the Eurasian Economic Union "]. Legal reference system "Consultant plus" [Legal reference system "Consultant Plus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133133/ (accessed 25.11.2019).

3. Resheniye Kollegii Evraziiskoi ekonomicheskoi komissii ot 18.08.2017 № 97 "Ob ustanovlenii na 2018 god tarifnykh kvot v otnoshenii otdel'nykh vidov sel'skokhozyaistvennykh tovarov, vvozimykh na tamozhennuyu territoriyu Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza, a takzhe ob''yemov tarifnykh kvot v otnoshenii etikh tovarov, vvozimykh na territorii gosudarstv-chlenov Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza" [Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated on August 18, 2017 No. 97 "On the establishment of tariff quotas for 2018 for certain types of agricultural goods imported into the customs territory of the Eurasian Economic Union, as well as the volume of tariff quotas for these goods imported on the territory of the Member States Eurasian Economic Union"], legal reference system "Consultant plus". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_223078/ (accessed 25.11.2019).

4. Federal'nyi zakon ot 08.12.2003 № 164-FZ (red. ot 01.05.2019) "Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetor-govoi deyatel'nosti" [Federal Law dated on December 08, 2003 No. 164-FZ (as amended on January 05, 2019) «On the Basics of State Regulation of Foreign Trade Activity"], legal reference system "Consultant plus". Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (accessed 25.11.2019).

5. Arskii A. A. Sovershenstvovaniye tamozhennogo regulirovaniya tovarov [Improving the customs regulation of goods], Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya [Bulletin of the State University of Management], Vestnik Universiteta, 2017, no. 10, p. 119.

6. Vorotyntseva T. M., Novikov V. Ye. Mery tamozhenno-tarifnogo regulirovaniya vvoza myasnykh tovarov i puti ikh sovershen-stvovaniya: monografiya [Measures of customs and tariff regulation of the import of meat products and ways to improve them: a monograph]. Moscow, RTA, 2012. 112 p.

7. Mantusov V. B., Tkachenko M. F. Analiz i kon''yunktura mirovykh rynkov tovarov i uslug: ucheb. posobiye [Analysis and conjuncture of world markets for goods and services: a tutorial]. Moscow, RIO RTA, 2018. 118 p.

8. Novikov V. Ye. Tamozhennaya poshlina kak instrument gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki: monografiya [Customs duty as an instrument of state regulation of the economy: a monograph]. RTA. Moscow, Izd-vo RTA, 2006. 248 p.

9. Mantusov V. B. [et al]. Tsenoobrazovaniye vo vneshnei torgovle: uchebnik [Pricing in foreign trade: a textbook]. edited by. V B. Mantusov, RTA. Moscow, Yuniti-Dana, 2018. 247 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki Rossiiskoi Federatsii [Official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation]. Available at: https:// www.fedstat.ru/indicator/43931 (accessed 25.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.