Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА МЯСА И МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА МЯСА И МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / ИМПОРТ / IMPORT / МЯСО / MEAT / МЯСНАЯ ПРОДУКЦИЯ / MEAT PRODUCTS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гупанова Юлия Евгеньевна, Чернявская Елена Владимировна

В статье показана роль таможенного регулирования в развитии системы государственной поддержки мясной промышленности. Представлены результаты анализа современных проблем регулирования данной отрасли, определены содержание и элементы механизма повышения эффективности таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции, выявлены направления оценки эффективности реализации механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF IMPROVING EFFICIENCY OF CUSTOMS REGULATION OF IMPORT OF MEAT AND MEAT PRODUCTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The role of customs regulation in the development of state support system of meat industry is shown in the article. Results of the analysis of modern problems of regulation of the industry are presented, the content and the elements of the mechanism of improving efficiency of customs regulation of import of meat and meat industry are determined, directions of evaluating the effectiveness of the mechanism are identified.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА МЯСА И МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

экономическая политика economic policy

Ю. Е. Гупанова, Е. В. Чернявская

механизм повышения эффективности таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции в российской федерации

В статье показана роль таможенного регулирования в развитии системы государственной поддержки мясной промышленности. Представлены результаты анализа современных проблем регулирования данной отрасли, определены содержание и элементы механизма повышения эффективности таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции, выявлены направления оценки эффективности реализации механизма.

Ключевые слова: таможенное регулирование; импорт; мясо; мясная продукция; эффективность.

Yu. E. Gupanova, E. V. Chernyavskaya

the mechanism of improving efficiency of customs regulation of import of meat and meat products in the Russian federation

The role of customs regulation in the development of state support system of meat industry is shown in the article. Results of the analysis of modern problems of regulation of the industry are presented, the content and the elements of the mechanism of improving efficiency of customs regulation of import of meat and meat industry are determined, directions of evaluating the effectiveness of the mechanism are identified.

Keywords: customs regulation; import; meat; meat products; efficiency.

Производство и переработка мяса играют важную роль в реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации (РФ), направленной на надежное снабжение населения страны качественными продуктами питания. Вопрос оценки состояния и развития российского рынка мяса, безусловно, является актуальным и своевременным. Развитие российского агропромышленного комплекса (АПК) имеет особую актуальность в условиях обострения конкуренции между отечественными и импортными товарами, вызванной вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также введения санкций в отношении России и ответных мер в отношении ряда западных стран.

Проведенный анализ современного состояния рынка мяса и мясной продукции РФ позволил выявить ряд его особенностей, отражающих положительные тенденции развития мясной промышленности РФ:

1. Увеличение общего потребления мяса всех видов на душу населения характеризует повышение уровня продовольственной безопасности и приближается

к ее пороговым значениям. Данные, характеризирующие эти показатели, приведены на рис. 1.

Годы

Рис. 1. Оценка потребления мяса всех видов в России на душу населения, кг [1, с. 16]

2. Увеличение общего объема отечественного рынка мяса за последние годы снижает зависимость от импорта мяса и мясной продукции. Объем импорта свежего и мороженного мяса (без учета птицы) сократился в 2016 г. по сравнению с 2014 г. на 38%, объем импорта мяса птицы сократился в 2016 г. по сравнению с 2014 г. на 50% [2, с. 18].

3. Повышение конкурентоспособности отечественных производителей мяса и мясной продукции, по крайней мере, на внутреннем рынке подтверждается снижением доли импорта мяса, особенно в отношении мяса птицы.

В то же время следует определить проблемы развития производства мяса и мясной продукции в РФ:

1. Несмотря на положительную динамику роста потребления мяса в целом, необходимо отметить количественную недостаточность потребления мяса на душу населения, что создает угрозу продовольственной безопасности и оказывает отрицательное влияние на качество жизни населения. В соответствии со «Стратегией развития мясного животноводства в Российской Федерации до 2020 года» среднедушевое потребление мяса в стране должно составлять не менее 75 кг [3].

2. Несмотря на рост отечественного рынка мяса в целом по всем видам продукции, особенно по мясу птицы и свинине, рынок говядины имеет устойчивую тенденцию к снижению. Согласно «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации» одним из показателей состояния продовольственной безопасности является удельный вес отечественной мясной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка на уровне не менее 85%. Данный

показатель не выполняется по говядине (60% отечественной продукции, 40% импортной). Причем значение общего показателя по мясу и птице было достигнуто только в 2014 г. [1, с. 60].

3. Преобладание в структуре потребления более дешевых видов мяса (мяса птицы), что в целом ухудшает рацион питания населения и оказывает влияние на здоровье нации. Общий объем производства мяса в РФ в 2015 г. находится примерно на уровне 1991 г., но при этом структура производства мяса явно проигрывает структуре 1991 г. (в 1991 г. преобладание говядины в структуре производства - 42,5%, далее свинина - 34% и мясо птицы - 18,7%; в структуре же 2015 г. явно преобладает мясо птицы - 47,3%, далее свинина - 32,6% и говядина всего 17,3%). Это наглядно видно из данных рис. 2.

Баранина и козлятина Баранина и козлятина

Рис. 2. Структура производства мяса в России по виду в 1991 г. и 2015 г. [2, с. 23]

4. Качество мяса, поступившего на потребительский рынок, несмотря на наличие установленных законодательных требований, характеризуется долей в 2,93,9% импортных некачественных и опасных мясных товаров и 3,3-5,4% отечественных некачественных и опасных мясных товаров за 2014-2016 гг. (соответственно мяса птицы 3,8% в 2016 г. по импортной продукции и 3,1% в 2016 г. по отечественной продукции) [1, с. 62].

Наличие данных проблем на рынке мяса и мясной продукции в РФ указывает на невозможность его уравновешивания только рыночными методами и требует принятия комплексных мер государственного, в том числе таможенного, регулирования импорта мяса и мясной продукции в страну с целью повышения уровня продовольственной безопасности, обеспечения населения качественной мясной продукцией в достаточном количестве. Необходимо также обеспечение условий для выхода отечественных производителей мясной продукции (птицеводство, свиноводство, оленина, конина) на мировой продовольственный рынок и развитие не только центральных регионов страны, но и создание дополнительных рабочих мест в сельской местности и условий для сохранения хозяйственной

деятельности и самобытной культуры малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [3].

Исследование таможенных инструментов регулирования импорта мяса и мясной продукции в РФ показало, что среди всего многообразия мер на сегодняшний день наибольшее значение имеют таможенно-тарифные меры, а именно ставки ввозных таможенных пошлин, уровень которых ежегодно снижается в соответствии с принятыми страной обязательствами перед ВТО, а также меры квотирования и лицензирования (табл. 1).

Таблица 1

Изменения размеров таможенного тарифа на продовольственные товары, вводимые протоколом по присоединению России к ВТО, % [2, с. 21]

Код товара Наименование товара Уровень тарифа по ВТО Уровень тарифа по ЕТТ

0206 Пищевые субпродукты 15 25

0208 Прочие мясо и пищевые мясные субпродукты 15 25

1601 Колбасы 9 25

По данным табл. 1 видно, что в целом по тарифу на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие средневзвешенная ставка будет снижена на треть от ее текущего уровня, а по мясным продуктам это снижение еще более существенное.

Второй значимый инструмент регулирования - квотирование - реализован в виде тарифной квоты на мясо птицы, объем которой является фиксированным на период 2014-2019 гг. (табл. 2).

Таблица 2

Объемы импортных квот на ввоз мяса птицы, тыс. т [2, с. 23]

Страны 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 20122013 гг. 20142019 гг.

Всего, в том числе: 744 1 050 1 090 1 131 1 171 1 212 952 779 350 364 364

Европейский союз 139 205 205 221 229 236 186 140 56 56 80

США 554 772 812 841 871 901 750 600 14 14 -

Из табл. 2 видно, что в период с 2003 по 2008 г. квота возросла с 744 до 1 212 тыс. т. В последующие годы с ростом отечественного производства она стала снижаться. Объем импортной квоты по состоянию на 2010 г. составил 779,2 тыс. т, в том числе из США - 600 тыс. т. Начиная с 2012 г. объем квот на мясо птицы зафиксирован на отметке 364 тыс. т. Правительство РФ сократило объемы вдвое -с ранее запланированных 600 тыс. до 364 тыс. т. Это связано с тем, что основным поставщиком мяса птицы в Россию до 2011 г. являлись США, на их долю приходилось около 80% поставок, но из-за тяжелой политической ситуации между странами количество поставляемого мяса птицы из США с каждым годом сокращалось, и в 2014 г. Россельхознадзор запретил импорта мяса из США в условиях действующего с 07.08.2014 ответного продовольственного эмбарго в отношении стран, ранее выдвинувших санкции против России в условиях украинского кризиса.

При этом анализ практики применения таможенных инструментов регулирования импорта мяса и мясной продукции в РФ позволяет сделать вывод, что одной из существенных проблем регулирования является отсутствие комплексного подхода к их применению, что не позволяет в полной мере реализовать механизм таможенного регулирования с точки зрения эффективности конечных результатов такого регулирования для их потребителей. Так, меры и инструменты таможенного регулирования, органы государственной власти (субъекты), потребители и т. д. являются элементами одного механизма, который в целом неэффективно реализуется на практике.

В условиях достаточно жесткой регламентированности применяемых таможенных инструментов регулирования импорта мяса и мясной продукции в РФ ключевой проблемой становится совершенствование механизмов повышения эффективности регулирующего воздействия на развитие отечественной мясной промышленности.

Эффективность в общепризнанном понимании представляет собой экономическую категорию, которая отражает вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации [4, с. 117]. При этом эффективность рассчитывается как относительный показатель, позволяющий оценить степень реализации целей организации через систему различных соотношений. Для органов государственной власти эффективность рассматривается прежде всего с позиций обеспечения достижения поставленных целей в максимально короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных и т. п. [5, с. 71].

Совершенствование мер таможенного регулирования является неотъемлемым элементом системы развития промышленного производства России, в частности мясной промышленности РФ. Таможенное регулирование в действующем законодательстве определено как правовое регулирование отношений между государством и лицами, перемещающими товары через таможенную границу, и заключается в установлении правил такого перемещения. Очевидно, что первичным элементом существования таможенного регулирования и таможенного дела является таможенная политика, которую разные ученые трактуют с разной степенью детализации, выделяя при этом ее характерные черты, а именно:

- рассмотрение ее как единого процесса разработки и реализации концептуальных положений по регулированию внешнеторгового обмена;

- направленность системы мероприятий в сфере таможенного дела на реализацию и защиту его внутри- и внешнеэкономических интересов [6, с. 43].

В этом смысле таможенная политика определяет содержание и направления реализации таможенного регулирования. От того, насколько качественно эта деятельность осуществляется, зависит реализация интересов государства по обеспечению экономической безопасности, защите внутреннего рынка, пополнению доходной части бюджета страны. Для выполнения указанных функций (защитной, регулирующей, фискальной) государство выделяет два основных метода таможенного регулирования: таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование, входящее в систему запретов и ограничений внешней торговли.

Механизм и практика применения данных методов различны по своей природе, но их цели в конечном итоге должны быть направлены на «стремление к удовлетворению общественных потребностей за счет качественных

и высококачественных товаров» [7, с. 20]. Таможенно-тарифное регулирование позволяет решить эту задачу посредством «совершенствования методов и механизмов учета таможенными инструментами потребительной стоимости товара» [7, с. 14], а нетарифное - на основе реализации требований к качеству и безопасности перемещаемых товаров.

Конечной целью таможенного регулирования является обеспечение экономической безопасности, что предполагает многогранную деятельность, отражающую эффективность таможенного регулирования и полезность его результатов для получателей. В связи с этим необходимо определение ключевых результатов реализации таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции и конечных получателей этих результатов.

Важно понимать, что непосредственными получателями результатов таможенного регулирования являются участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), т. е. импортеры мяса и мясной продукции, для которых регулирование заключается в ограничении доступа на внутренний рынок РФ, а также в применении таможенных процедур и операций. Эффективное применение таможенных процедур, с одной стороны, сокращает издержки импортеров и, соответственно, снижает стоимость потребления мяса и мясной продукции для конечных потребителей (населения), с другой - обеспечивает выполнение требований к качеству и безопасности ввозимой мясной продукции в интересах общества в целом и решения задач национальной безопасности страны в соответствии со стратегическими документами развития таможенной службы РФ до 2020 г. [8; 9].

Помимо непосредственных получателей результатов регулирования, необходимо выделить также косвенных получателей, которые непосредственно не взаимодействуют с таможенными органами, но на деятельность которых оказывает прямое влияние применение методов таможенного регулирования, а именно отечественных производителей мяса и мясной продукции и население (общество) в целом.

В соответствии с «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [10] основными целями развития отечественного производства, которые актуальны на сегодняшний день для мясной промышленности, являются:

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК;

- обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;

- воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства;

- устойчивое развитие сельских территорий.

Для населения (общества) основной эффект от таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции заключается в обеспечении продовольственной независимости страны, а также качества и безопасности продукции на внутреннем рынке [11].

Обобщенные результаты таможенного регулирования, их получатели и виды эффективности представлены на рис. 3.

Выявленные результаты таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции в РФ, соответствующие им получатели позволяют выделить три направления оценки эффективности таможенного регулирования в данной области,

которые связаны с обеспечением соответствующего уровня результатов таможенного регулирования и закладывают основу для аналитической оценки эффективности таможенного регулирования. Оценка эффективности, в свою очередь, является ключевым этапом реализации механизма повышения эффективности таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции в РФ.

Рис. 3. Результаты, получатели и виды эффективности таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции в РФ

В современной экономической литературе под механизмом понимается совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирования [12, с. 223].

Следует отметить, что в специальной литературе, посвященной вопросам совершенствования таможенного регулирования отдельных отраслей национальной экономики, содержание понятия «механизм повышения эффективности таможенного регулирования», на наш взгляд, не является раскрытым. Большинство исследований посвящено вопросам определения сущности понятия «механизм таможенного регулирования».

Так, Е. Н. Прищеп определила механизм таможенного регулирования как «механизм, представляющий совокупность организационно-экономических структур, процессов, реализуемых в соответствии с использованием определенного методического аппарата, направленных на регулирование ввоза товаров» [13]. Иными словами, разработка методического аппарата предшествует реализации механизма на практике. При этом автор считает, что реализация механизма осуществляется посредством методов его регулирования (методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования).

А. В. Журова [14] и Д. И. Иноземцев [15], равно как и Е. Н. Прищеп, полагают, что выбору рациональной совокупности мер таможенного регулирования предшествует разработка научно-методического аппарата, обеспечивающего:

- формирование допустимых в конкретных экономических и институциональных условиях совокупностей мер таможенного регулирования импорта;

- оценку последствий применения тех или иных совокупностей мер;

- сравнение их по степени достижения цели регулирования и выбор рациональной совокупности рассматриваемых мер.

Анализ подходов к определению сущности механизма таможенного регулирования импорта различных товаров позволяет выявить ключевые элементы такого механизма, которые могут быть положены в основу механизма повышения эффективности таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции в РФ:

- субъекты механизма - подразумеваются федеральные органы государственной власти и отечественные производители мяса и мясной продукции, т. е. все те, кто прямо или косвенно влияет на установление мер таможенного регулирования;

- объект механизма - представляет собой порядок и правила перемещения мяса и мясной продукции;

- инструменты механизма - меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

- правовые основы механизма - таможенное законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и законодательство РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также принятые РФ международные обязательства, накладывающие международные ограничения на применение инструментов механизма;

- реализация механизма - подразумевает применение таможенных процедур, в частности импорта, и осуществление таможенного контроля в рамках совершения таможенных операций.

Исходя из раскрытого ранее содержания понятия эффективности положительным результатом механизма повышения эффективности таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции является достижение на практике планируемых целей и решение задач повышения эффективности в рамках выделенных ранее направлений оценки такой эффективности применительно к исследуемому объекту. Структурная схема механизма повышения эффективности импорта мяса и мясной продукции в РФ представлена на рис. 4. Под механизмом повышения эффективности таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции в РФ следует понимать структурную совокупность элементов, реализуемых в определенной последовательности с целью решения задач повышения эффективности таможенного регулирования для конкретных получателей результатов такого регулирования (импортеров, производителей отечественной мясной продукции, общества в целом).

Реализация данного механизма предполагает в соответствии с его структурой определенную последовательность этапов, которые позволят обоснованно подойти к выбору именно тех мер регулирования, которые оказывают наибольшее ограничительное влияние на конечный результат.

Исследование сущности и порядка реализации механизма таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции в РФ позволило выявить ключевые этапы выбора и обоснования мер таможенного регулирования в данной области:

1. Анализ состояния рынка мяса и мясной продукции в РФ и его ключевых показателей развития.

2. Факторный анализ мер таможенного регулирования с целью выявления ограничений торговли и роста потенциала рынка мяса и мясной продукции в условиях ЕАЭС.

3. Определение значимости и оценка степени ограничительного влияния мер таможенного регулирования на развитие рынка и отечественного производства мяса и мясной продукции в РФ.

4. Выявление наиболее важных проблемных аспектов реализации мер таможенного регулирования и формирование перспективной системы мер.

5. Совершенствование процедур и порядка реализации перспективной системы мер таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции в РФ.

6. Оценка полученного эффекта от применения перспективной системы мер таможенного регулирования для различных получателей его результатов и определение степени достижения поставленной цели по повышению эффективности таможенного регулирования отрасли.

Условные обозначения: —прямая связь; обратная связь.

Рис. 4. Структурная схема механизма повышения эффективности импорта мяса и мясной продукции в РФ

Практическая реализации указанного механизма позволит обоснованно подходить к выбору системы мер таможенного регулирования в зависимости от состояния рынка мяса и мясной продукции, потребностей получателей результатов таможенного регулирования и целей, установленных стратегическими документами развития отрасли, и тем самым решать задачу повышения эффективности таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции в РФ.

Повышение эффективности регулирующего воздействия должно основываться на оценке потенциала развития мясной промышленности страны в условиях функционирования общих рынков ЕАЭС.

По оценкам специалистов Евразийской экономической комиссии, обоснованный выбор мер таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции для ЕАЭС эффективен прежде всего в условиях роста взаимной торговли государств - членов ЕАЭС (табл. 3), что отражает перспективы развития мясной промышленности РФ.

Таблица 3

Эффект от взвешенного подбора системы мер таможенного регулирования импорта мяса и мясной продукции в ЕАЭС в 2017 г. [2, с. 38]

Мера Количество препятствий Рост объемов взаимной торговли в рамках ЕАЭС за счет корректировки меры, млн долл. США

Санитарные и ветеринарные меры 7 5,50

Технические торговые барьеры 16 2,79

Таможенно-тарифное регулирование 6 11,78

Таможенные процедуры 4 9,34

Кроме названных количественных эффектов, приведенных в табл. 3, совершенствование системы мер таможенного регулирования позволит решить задачи обеспечения населения продовольствием нужного количества и качества и закрепить тенденцию развития внутреннего производства для полной самообеспеченности страны мясом и мясной продукцией.

Реализация предложенного механизма повышения эффективности импорта мяса и мясной продукции в РФ создает необходимые предпосылки для развития отечественной мясной промышленности в условиях импортозамещения, обеспечивает соблюдение интересов общества в качественной и безопасной мясной продукции и в целом способствует повышению уровня продовольственной безопасности и конкурентоспособности российской мясной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованные источники

1. Торговля в России. 2017: статистический сборник / Росстат. М., 2017. 227 с.

2. Анализ внутреннего рынка Евразийского экономического союза: результаты полевого исследования отдельных товарных рынков Евразийского экономического союза в аспекте препятствующих функционированию внутренних рынков барьеров, изъятий и ограничений [Электронный ресурс]. URL: www.eurasiancommission.org (дата обращения: 01.04.2018).

3. Стратегия развития мясного животноводства в Российской Федерации до 2020 года (утверждена приказом Минсельхоза России от 10.08.2011 № 267) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

4. Мильнер Б. З. Теория организации: учебник. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. 308 с.

5. Давыдянц Д. Е., Давыдянц Н. А. Эффект и эффективность предприятия: оценка, анализ, пути повышения: монография. Ставрополь: Изд-во СтГАУ «АРГУС», 2005. 180 с.

6. Гупанова Ю. Е. Таможенное регулирование как фактор развития внешнеэкономической деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 2. С. 42-47.

7. Новиков В. Е. Предпосылки учета потребительной стоимости в таможенном регулировании товарных потоков // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3. С. 13-21.

8. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года (приложение к решению коллегии ФТС России от 25.05.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

10. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

12. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2010. 480 с.

13. Прищеп Е. Н. Формирование механизма таможенного регулирования ввоза обуви в Российскую Федерацию: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2009. 183 с.

14. Журова А. В. Развитие таможенного регулирования вывоза продукции лесопромышленного комплекса в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2010. 153 с.

15. Иноземцев Д. И. Совершенствование механизма таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции в целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2011. 141 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.