Научная статья на тему 'Новые формы участия государства в развитии мясной промышленности России'

Новые формы участия государства в развитии мясной промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕ-ЩЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / MEAT-PROCESSING INDUSTRY / DEVELOPMENT / STATE REGULATION / IMPORT SUBSTITUTION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев А. А.

В статье раскрываются современные подходы к государственному регулированию мясной промышленности. Дается оценка эффективности инструментов государственного регулирования, предлагаются пути повышения их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW FORMS OF STATE PARTICIPATIONIN DEVELOPMENT OF MEAT-PROCESSING INDUSTRY IN RUSSIA

The author examines modern approaches to state regulation of meat-processing industry. The author analyses the efficiency of the instruments of state regulation for meat-processing industry. The ways to improve their efficiency are offered.

Текст научной работы на тему «Новые формы участия государства в развитии мясной промышленности России»

вв

Земли у них действительно много. Однако интересы экономического, социального и федеративного развития страны в целом все-таки превышают интересы любой социальной группы.

1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / под ред. Ф. Энгельса. М.: Политиздат, 1986. Т. 3. Кн. 3. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Ч. 2.

УДК 338.45:633.18 А.А. Соловьев

НОВЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ МЯСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

В статье раскрываются современные подходы к государственному регулированию мясной промышленности. Дается оценка эффективности инструментов государственного регулирования, предлагаются пути повышения их эффективности.

Ключевые слова: мясная промышленность, развитие, государственное регулирование, импортозаме-щение, глобализация.

A.A. Solovyev

THE NEW FORMS OF STATE PARTICIPATION IN DEVELOPMENT OF MEAT-PROCESSING INDUSTRY IN RUSSIA

The author examines modern approaches to state regulation of meat-processing industry. The author analyses the efficiency of the instruments of state regulation for meat-processing industry. The ways to improve their efficiency are offered.

The Key words: meat-processing industry, development, state regulation, import substitution, globalization.

Изменение конкурентной среды продовольственного рынка в результате усиления процессов международной интеграции приводит к переоценке ценностей, обусловливающей возникновение новых требований к предприятиям пищевой, и в том числе мясной, промышленности. Во-первых, они должны осуществить качественный скачок в сфере требований эффективности и конкурентоспособности, вызванный лидированием ТНК, доля которых на глобальном рынке продовольствия постоянно возрастает. Во-вторых, предприятия должны учиться действовать на международном рынке, по крайней мере - соответствовать условиям конкуренции, которые создает глобальный рынок. В -третьих, предприятиям необходимо адаптироваться к уже произошедшим качественным изменениям и в то же время учиться функционировать в гораздо более непостоянных и сложных условиях.

Рост мясной промышленности России достигается за счет сочетания усилий государства и самих предприятий. Если на уровне государственном осуществляется создание оптимальных условий для развития отрасли, то на микроуровне формируется стратегия развития, являющаяся своего рода «ответом» предприятия на современные и перспективные условия хозяйствования.

Роль государственного регулирования функциони -рования подотраслей пищевой промышленности различается в зависимости от многих факторов: обеспеченности предприятий отечественным сырьем, доли импортных товаров на соответствующем продовольственном рынке, уровня экспортного потенциала и пр. Тем не менее можно выделить ряд направлений государственного воздействия на деятельность пищевых

предприятий. Часть из них носит общий характер и может использоваться для регулирования развития как пищевой промышленности, так и других отраслей конечного потребления.

Общими направлениями являются: совершенствование нормативно-правового механизма регулирования; финансово-кредитная политика государства; налоговая политика; антимонопольная политика; стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий; расширение внутреннего спроса; создание эффективной системы контроля качества и безопасности продовольствия; развитие товаропроводящей инфраструктуры; оптимизация межотраслевых экономических отношений.

Специфические направления регулирования актуальны именно для мясной промышленности, посколь -ку позволяют нейтрализовать наиболее серьезные угрозы внешнего окружения. К специфическим направлениям регулирования нами отнесены следующие.

1. Регулирование соотношения отечественной и импортной продукции на российском рынке мяса и мясопродуктов - предусматривает создание гибкой системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания с целью обеспечения равных условий конкуренции отечественных и зарубежных производителей [2, с. 74].

Согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ продовольственная безопасность может считаться обеспеченной, если в случае прекращения поступления на территорию страны пищевых продуктов из-за рубежа не возникает продовольственный кризис, что достигается за счет высокой доли в потреблении отечественного сельскохозяйственного сырья и продо-

вольствия (картофель - 95%, зерно, молоко и молоко-продукты - 90%, соль пищевая - 85%, мясо и мясопродукты - 85%, рыба и рыбопродукты, сахар, растительное масло - 80%). В настоящее время уровень самообеспечения РФ по основным продуктам не соответствует данным критериям. Более того, по прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), до 2013 г. Россия останется крупным импортером говядины, мяса птицы и сахара (при сохранении существующих тенденций развития продовольственного сектора) [1, с. 35].

Однако политика государственного протекционизма не может, по нашему мнению, подменяться попытками полностью «закрыть» продовольственные рынки России от любого импорта. Таможенно-тарифную политику целесообразно использовать для стимулирования обновления отечественного производства, повышения его эффективности, внедрения новых форм хо -зяйствования, его концентрации в специализированных зонах и т.д.

Российская таможенно-тарифная политика в продовольственной сфере нуждается в серьезной корректировке. Так, необходимо проводить более гибкую государственную внешнеторговую политику по регулированию импорта в зависимости от сложившихся в стране конкретных условий, многих экономических и социальных факторов. Это баланс продовольствия собственного производства и его потребления, оптимальный объем поставки посредством регулирования налогов и субсидий, квот и тарифов. Требуют своего решения вопросы упрощения идентификации товаров по спецификациям и унификации кодов для ликвидации правонарушений при прохождении продовольственных грузов, обеспечения равных условий конкуренции между отечественными и иностранными товаропроизводителями на внутреннем рынке, защиты интересов как отечественных товаропроизводителей, так и потребителей. При этом необходимо исходить из того, что импорт продовольствия должен быть не рычагом подавления отечественных товаропроизводителей, а инструментом их стимулирования к динамичному и устойчивому росту производства, лучшему качеству вырабатываемой продукции, повышению ее конкурентоспособности.

Следует также отметить, что уровень тарифной защиты рынка в развитых странах-экспортерах по настоящее время не сопоставим с российским. Так, средний уровень таможенных тарифов на импорт продовольственных товаров и сырья для их производства в странах ЕС минимум в 10 раз выше, чем в России. Например, таможенные импортные пошлины на мясо в странах ЕС составляют в среднем 215%, на молоко и молочные продукты - 113%, а зерно, муку и мучные изде-. *, - 3% [4, с. 10]. Кроме того, в развитых государствах правительства всячески препятствуют всевозможным посредническим спекулятивным операциям при сбыте продовольственных товаров и сырья для их производства, а следовательно, и посредническим ценовым «накруткам», снижающим не только рентабельность национального производства и экспорта, но и доступность национального рынка для импорта. В Россий-ской Федерации доля доходов посреднических звеньев в розничных ценах на продовольственные товары

достигает 80%, в том числе на мясные и рыбные продукты - 50 - 70%, на молочные - 60 - 80%. По странам-членам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) этот показатель не превышает 15% [4, с. 19].

Регулирование соотношения отечественного и импортного продовольствия не может осуществляться, по нашему мнению, только посредством повышения импортных таможенных пошлин, поскольку любые увеличения импортных тарифов чреваты ростом цен. Значительная доля импорта мяса и мясопродуктов, масла, сыра и других социально значимых продуктов питания в их ресурсах по Российской Федерации говорит о том, что на цены внутреннего продовольственного рынка оказывала и будет оказывать влияние мировая конъюнктура.

Очевидно, одним из важных факторов повышения продовольственной безопасности страны является обеспечение многоканальности поступления по импорту продовольствия в Россию. Наличие многих источников поступления продовольствия застраховывает от случайностей и в то же время удерживает страны-экспортеры продовольствия от желания использовать его в качестве инструмента политического давления.

2. Стимулирование ускоренного развития смежных отраслей экономики и промышленности (сельского хозяйства и машиностроения для мясоперерабатывающих предприятий).

Функционирование мясной промышленности осуществляется в условиях дефицита отечественного сельскохозяйственного сырья. Продолжающиеся сокращение и деградация производственного потенциала АПК связаны с выбытием основных производственных фондов, и в первую очередь сельскохозяйственной техники, уменьшением используемых земельных ресурсов, снижением плодородия почв. Даже частичное восстановление утраченного потенциала потребует длительного периода и значительных финансовых вложений, которыми не располагает сельское хозяйство [3, с. 44].

Недостаточные для достижения продовольственной безопасности страны темпы развития сельского хозяйства в значительной степени являются следствием слабого освоения новейших технологий. За годы рыночных преобразований научно-технический уровень сельскохозяйственного производства отстал от мирового: по базовым технологиям - на одно, а по технике - на 2 -3 поколения [1, с. 34]. Одновременно с этим на отечественном рынке инноваций наблюдается возрастание активности иностранных фирм и уменьшение доли участия отечественных научно-исследовательских учреждений АПК. Иностранные фирмы успешно действуют в семеноводстве, на рынке химических средств защиты и ветеринарии, в переработке и хранении сельскохозяйственной продукции и сырья, а также в экспорте зерна, диктуя свои условия отечественным товаропроизводителям путем завышения цен, тарифов на предоставляемую продукцию и услуги.

Вытеснение импортного сельскохозяйственного сырья с российского продовольственного рынка немыслимо без совершенствования системы краткосрочного, среднесрочного и особенно долгосрочного кредитования, достижения его доступности для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей, создания благоприятных экономических ус -

ловий для привлекательности инвестиций и роста инвестиционной активности в агропромышленном производстве.

Рассматривая другую важнейшую смежную отрасль мясной промышленности - машиностроение, - можно отметить, что на рынке машин и оборудования для мя -соперерабатывающих предприятий соотношение спроса и предложения меняется с каждым годом не в лучшую сторону. Мясной промышленности отечественное машиностроение поставляет в основном разрозненное оборудование, не соответствующее прогрессивным требованиям, что замедляет процесс обновления материально-технической базы отрасли и вызывает переориентацию инвестиционных ресурсов предприятий на приобретение импортного оборудования. Таким образом, проблема импортозамещения актуальна по отношению не только к предметам труда, но и к средствам труда.

В свете обеспечения продовольственной независимости в условиях глобальной конкуренции для отраслей пищевой промышленности ключевыми факторами будущего развития являются, по нашему мнению, импортная зависимость (или независимость) от поставок сырьевых ресурсов из-за рубежа и экспортный потенциал. Мясная промышленность является отраслью, в значительной степени зависящей от поставок импортного сырья и имеющей относительно низкий экспортный потенциал. Поэтому приоритетом ее развития яв-ляется в первую очередь расширение отечественного производства сырьевых ресурсов, поскольку непредсказуемость поставок сырья для его промышленной переработки - наиболее серьезный негативный фактор функционирования отрасли в среднесрочной и дол -госрочной перспективах.

Другая опасность масштабного импорта сырья заключается в его качественных характеристиках, уровень которых во многих случаях остается низким, а порой и опасным для здоровья человека. Также вызывает определенную обеспокоенность и обеспечение ритмичности поставок товаров странами-экспортерами, которые могут периодически вводить экспортные эмбарго, повышать таможенные налоги, принимать окончательные решения о продаже в зависимости от состояния собственного внутреннего рынка.

Поэтому важным направлением государственной политики должно стать создание условий для ускоренного развития отечественного животноводства, ориентированного на импортозамещение. Это соответствует интересам отечественных производителей как животноводческой, так и растениеводческой продукции и позволяет трансформировать рост потребностей в мясных и молочных продуктах в фактор поддержания высоких темпов роста не только в сельском хозяйстве, но и в сопряженных с ним отраслях экономики.

Поскольку быстрое наращивание объемов животноводческой продукции объективно невозможно, пред-

приятия отрасли при формировании стратегии должны адаптироваться к существующим условиям. Крупные предприятия должны максимально использовать накопленный потенциал, развитые системы маркетинга, наличие национальных брэндов. Среднему и малому бизнесу выжить в современной обстановке значительно сложнее, однако малым и средним предприятиям следует разрабатывать стратегию развития, реализовать свои конкурентные преимущества (лояльность местных потребителей, возможность работать на собственном сырье) для того, чтобы не дать лидерам вытеснить их с рынка.

По оценкам экспертов, на рынке мясной гастрономии на долю местных производителей приходится всего от 15 до 30% емкости рынка, при том что 40 -60% населения отдают предпочтение продукции местных производителей. То есть возникает ситуация, когда региональные мясокомбинаты, не имея четкой стратегии развития, отдают до 30% рынка конкурентам [6, с. 6]. Полагаем, что выход из подобной ситуации заключается в решении простых маркетинговых задач - оценке емкости локального рынка, выявлении присутствия на рынке конкурентов, их доли рынка, ценовой политики, методов продвижения продукции и, в итоге, разработке товарной, ценовой, сбытовой стратегии и стратегии продвижения продукции.

Таким образом, государственное воздействие на развитие мясной промышленности не может быть сведено лишь к фрагментарным мерам государственной поддержки отдельных производителей. Достижение высокого уровня конкурентоспособности пред-приятий отрасли требует комплексного подхода в рамках национальной продовольственной политики, которая должна быть ориентирована на развитие «производительной», а не сырьевой экономики через развитие внутреннего продовольственного рынка и содействие производству конкурентоспособной продукции.

1. Алтухов А. Продовольственная безопасность как фактор социально-экономического развития страны // Экономист. 2005. № 8.

2. Бекетова О.Н. Реструктуризация предприятий пищевой промышленности в условиях рыночной экономики: проблемы теории и практики // Вестник СГСЭУ. 2009. № 3(27).

3. Вагнер А.К. Системный подход к реализации резервов производства на мясоперерабатывающих предприятиях // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2(31).

4. Кайшев В.Г. Внешняя торговля продовольственными товарами // Пищевая промышленность. 2008. № 4.

5. Кузьмичева М.Б. Продовольственная безопасность России - важный фактор экономического роста государства // Мясная индустрия. 2010. № 1.

6. Кузьмичева М.Б. Российский рынок мясной гастрономии // Мясная индустрия. 2007. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.