Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ДИНАМИКУ ИМПОРТА РФ'

ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ДИНАМИКУ ИМПОРТА РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1765
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТ / ДИНАМИКА ИМПОРТА / СТРУКТУРА ИМПОРТА / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мигачева О.М., Лановенко И.В., Семина А.Г.

Важнейшим фактором эффективного влияния и воздействия государства на внешнюю торговлю является таможенно-тарифное регулирование. За счёт такого регулирования, государство влияет на импорт товаров путем изменения ставок таможенных пошлин на определенные товары. Российская Федерация, участвуя в международных договорах, может устанавливать ставки таможенных пошлин различные для конкретных стран, что в будущем повлияет на цену товара на внутреннем рынке. Продуманная таможенная политика государства в сфере таможенно-тарифного регулирования, может изменить структуру импорта в пользу высокотехнологичных и качественных товаров, способствовать существенному снижению цен, как на импортные товары, так и на национальные. В статье проведен анализ влияния таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта РФ и сформированы направления по оптимизации импорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION ON THE DYNAMICS OF IMPORTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The most important factor of effective influence and influence of the state on foreign trade is customs and tariff regulation. Due to such regulation, the state influences the import of goods by changing the rates of customs duties on certain goods. The Russian Federation, participating in international treaties, can set different rates of customs duties for specific countries, which in the future will affect the price of goods on the domestic market. A well-thought-out customs policy of the state in the field of customs and tariff regulation can change the structure of imports in favor of high-tech and high-quality goods, contribute to a significant reduction in prices, both for imported goods and for national ones. The article analyzes the impact of customs and tariff regulation on the dynamics of imports of the Russian Federation and forms directions for optimizing imports.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ДИНАМИКУ ИМПОРТА РФ»

ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ДИНАМИКУ

ИМПОРТА РФ

О.М. Мигачева, студент И.В. Лановенко, студент А.Г. Семина, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-2-110-115

Аннотация. Важнейшим фактором эффективного влияния и воздействия государства на внешнюю торговлю является таможенно-тарифное регулирование. За счёт такого регулирования, государство влияет на импорт товаров путем изменения ставок таможенных пошлин на определенные товары. Российская Федерация, участвуя в международных договорах, может устанавливать ставки таможенных пошлин различные для конкретных стран, что в будущем повлияет на цену товара на внутреннем рынке. Продуманная таможенная политика государства в сфере таможенно-тарифного регулирования, может изменить структуру импорта в пользу высокотехнологичных и качественных товаров, способствовать существенному снижению цен, как на импортные товары, так и на национальные. В статье проведен анализ влияния таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта РФ и сформированы направления по оптимизации импорта.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, импорт, динамика импорта, структура импорта, таможенный тариф, ставки таможенных пошлин.

Международная торговая политика находится под влиянием экономического, политического и социального её положения и не может игнорировать взаимосвязь процессов, происходящих на мировом рынке и в каждой конкретной стране, в том числе, Российской Федерации. Средства и методы регулирования внешней торговли приобретают разнообразные формы, включая, в связи с этим, воздействие на цену, а также ограничения количественных и стоимостных объемов товара, ввозимого в страну.

Необходимость регулирования внешнеэкономической деятельности со стороны государства, подтверждена многолетней практикой развитых стран. Одним из распространенных средством политики внешней торговли является таможенно-тарифное регулирование, которое заключается в проведении государством комплекса мероприятий, влияющих на внешнеторговую деятельность.

Таможенно-тарифное регулирование -основной метод государственного регули-

рования внешней торговли. Ключевым инструментом таможенно-тарифного регулирования торговой политики Российской Федерации, является Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС).

С помощью таможенно-тарифного регулирования происходит государственное влияние на внутренний рынок страны и ее внешнеэкономический оборот. Для этого устанавливаются пошлины, НДС, запреты и ограничения, в том числе, на импорт товаров.

Таможенно-тарифное регулирование приводит с одной стороны к пополнению государственного бюджета страны за счет таможенных платежей, а с другой стороны, обеспечивает защиту отечественного рынка, создает возможности для развития национального производства, сокращает импорт иностранных товаров, помогает защитить национальные интересы государства.

Влияние таможенно-тарифного регулирования на импорт обусловлено тем, что

ограничивается массовый ввоз импортной продукции в Россию, происходит защита национального производителя от недобросовестной конкуренции, а за счет увеличенных ставок таможенных пошлин на некоторые виды импортной продукции, цена таких товаров возрастает, что положительно влияет на продажу товаров отечественных производителей (повысить цены и увеличить прибыль).

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот РФ в 2020 году составил 567,8 млрд. долларов США и снизился по сравнению с 2019 годом на

270 260 250 240 230 220 210 200

Рис. 1. Динамика

За исследуемый период, происходит рост и спад импорта. При этом, стоимость продукции и оборудования растет, следовательно, растут и расходы конечного потребителя.

Основной причиной снижения импорта в 2020 году явилось снижение ВВП на 4,2% из-за нерабочих дней и других последствий пандемии.

Основными торговыми партнерами по импорту являлись страны АТЭС, на долю которых приходилось более 34% от общего объема импорта, в том числе 18% всех импортных товаров было ввезено из Китая.

Значительную долю в общем объеме импорта занимали страны ЕС - 39%, из

15,1%, а по сравнению с 2018 годом снизился на 17,4%.

В 2020 году импорт РФ составил 231,4 млрд. долларов США и снизился по сравнению с 2019 годом на 5,3% (в 2019 году 248 млрд. долларов США), а по сравнению с 2018 годом импорт снизился на 3% (в 2018 году импорт составлял 238 млрд. долларов США) (рис. 1).

Отметим, что импорт РФ в 2020 году по сравнению с 2018 годом снизился на 7 млрд. долларов США (или на 3%), а по сравнению с 2019 годом снизился на 17 млрд. долларов США или на 5%.

них Германия - 7,4%, Нидерланды - 5%, США - 4,2%, Турция - 3,7%, Италия -3,6%, Корея - 3,5%. Импорт из стран СНГ составил 13% от общего объема (в том числе из стран ЕАЭС - 9%); 5% поставок пришлось на товары, ввезенные из Республики Беларусь, и 3,4% - из Казахстана.

За 2018-2020 года, динамика основных стран импорта практически не изменилась, но объемы импорта из Китая и Германии снизились на фоне эпидемии коронавиру-са.

В настоящее время, товарная структура импорта РФ соответствует спросу, предъявляемому на иностранные товары на внутреннем рынке России (рис. 2).

Пл

201S год 2019 год 2020 год

импорта в РФ за 2018-2020 гг., млрд. долларов США

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% "2020 год ■2016'год "2018 год

Рис. 2. Структура импорта товаров в Россию за 2018-2020 гг.

В товарной структуре импорта наибольший удельный вес приходился на машины, оборудование и транспортные средства - 46% от общего объема импорта в 2020 году.

Рассмотрим уровни ставок Единого таможенного тарифа, которые применялись в рассматриваемый период.

Единый таможенный тариф ЕАЭС в 2020 году мало претерпел изменений по отношению к 2019 году.

По многим видам продукции ЕТТ ЕАЭС наблюдается постепенное снижение ставок ввозной таможенной пошлины.

На некоторые товары в Едином таможенном тарифе, ставка указывается в конкретной денежной сумме.

Значительный уровень таможенных пошлин фиксируется по группе 02, 10, 16, 22, 24, 71 и 87. Для данных групп до сих пор применяется ставка импортной пошлины в размере 20%.

Ставка в размере 0%, 5%, 10% и 15% -наиболее часто встречается в ЕТТ ЕАЭС. Ставка 15% фиксируется, например, по жирам и маслам. А вот ставка 14% фиксируется редко, она закрепляется, к примеру, в группе по продуктам переработки овощей, фруктов и орехов.

Ввоз сырья в ЕАЭС тарифицируется более низкими ставками импортных пошлин, нежели чем ввоз готовой продукции. Так, по группе 41, ставки составляют

0-5% для сырья, в то время как по группе 42 (готовые изделия) - до 15%.

Существенный уровень ставок наблюдается по керамическим изделиям, изделиям из гипса, цемента и прочие - до 14-15 %, что свидетельствует о потребности в защите рынка.

На средства наземного транспорта (группа 87) в 2019 году произошли значительное снижение ставок по многим позициям до 20 %, с 17 % до 15 % или 12,5 %.

С 2020 года на ввоз легковых электромобилей (8703800002) ставка составляет 0 %.

Низкий уровень снижения свидетельствует о применении по данным разделам протекционистских мер со стороны ЕАЭС.

Стабильный уровень ставки в размере 5% наблюдается по пробке, по причине отсутствия ее в производстве в больших количествах.

Отсутствуют или практически отсутствуют изменения по группам 01, 05, 0709, 12-15, 17,19, 22-23, 25-27, 31, 32, 35, 41, 43, 45, 49-52, 55, 57, 59-62, 64, 66-70, 72, 74, 75, 78-81, 91, 92, 97, что обуславливается значительным распространением данных товаров на внутреннем и внешнем рынках, что позволяет не снижать ставки.

В рассматриваемом периоде, наблюдается переход от адвалорных ставок по одежде, обуви и прочим текстильным то-

варам к ставкам, выраженным в твердо установленной сумме.

В целом, снижение уровня ставок можно определить как умеренное.

Для ЕТТ характерна слабая дифференциация товарной номенклатуры, так как

большинство товарных позиций соответствуют ставкам 0%, 5%, 10%, 15%, 20%.

Динамику средних импортных ставок представим в таблице 1.

Таблица года, %

1. Динамика средних импортных ставок по товарным позициям за 2018-2020

№ группы Наименование 2018 год 2019 год 2020 год

01-24 Продовольственные товары и с/х сырье 5,9 5,9 5,9

25-26 Минеральные продукты 4,0 4,0 4,0

27-40 Продукция хим. промышленности, каучук 11,4 11,4 11,4

41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 5,5 5,5 5,5

44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 7,3 7,3 7,3

50-67 Текстиль, изделия из него и обувь 10,3 10,3 10,3

68-70 Изделия из камня, гипса, цемента и прочие 7,5 7,5 7,5

71 Драгоценные камни, металлы и изделия из них 6,4 6,4 6,4

72-83 Металлы и изделия из них 3,4 3,2 3,2

84-90 Машины, оборудования и транспортные средства 9,4 9,5 9,5

91-97 Прочие товары 4,6 4,5 4,5

Уровень средних импортных ставок в основном без заметных изменений за период 2018-2020 года.

Значительную роль в импортном обложении в РФ играют платежи, накладываемые на импорт. В 2020 году в доход федерального бюджета при импорте было перечислено 3444,0 млрд. рублей, что больше на 3% чем в 2019 году и на 17% чем в 2018 году.

В целом, уровень ставок таможенных пошлин снизился за период 2018-2020 гг.

Снижение импорта в 2020 году объясняется сжатием потребительского спроса в РФ за счет введения карантинных мер и снижения уровня благосостояния населения.

На некоторые группы товаров в Едином таможенном тарифе устанавливаются довольно низкие ставки, что свидетельствует о потребности в защите рынка и применении по разделам протекционистских мер.

Стабильный уровень ставки в размере 0-5% наблюдается по многим товарам, по причине отсутствия их в производстве в больших количествах в РФ.

В то же время, существует ряд проблем таможенно-тарифного регулирования импорта. Укажем основные из них:

1. Устойчивое снижение экономических показателей и риски регресса крупных ми-

ровых экономик, связанные с новой коро-навирусной инфекцией.

В условиях снижения роста мировой экономики и усиления протекционистского направления, в том числе и санкций, таможенно-тарифная политика должна быть нацелена на поддержку оптимального соотношения ввоза и вывоза товаров.

2. Таможенный тариф приносит дополнительный доход производителям продукции, которая конкурирует с импортом, и тем самым, защищает их интересы. Но для того, чтобы оценить уровень такой защиты, нужно принять во внимание то, что разные производства могут быть взаимосвязаны технологически. Это значит, что, защищая ввозным таможенным тарифом одну отрасль производства, государство, в то же время, защищает и связанные с ней отрасли. В связи с этим, фактический уровень таможенной защиты той или иной отрасли, может отличаться от того номинального таможенного тарифа, которым облагается конкурирующий импортный товар. Противоречие последствий в следствие изменения таможенных пошлин несомненно очевидна.

Для совершенствования таможенно-тарифного регулирования и формирования рациональной структуры импорта можно предложить следующее:

1. В условиях коронавирусной инфекции таможенно-тарифная политика должна быть направлена на рост конкурентоспособности отечественных производителей, улучшение товарной структуры внешней торговли, стимулирование инвестиционной составляющей, способствую тем самым, подавлению роста внутренних цен, сокращению прямых и косвенных издержек ВЭД.

2. На товары, обладающими высокими качественными характеристиками, которые производятся в стране в достаточном количестве для полного удовлетворения спроса, при импорте должны быть установлены самые высокие ставки ввозных таможенных пошлин (80-100%), для снижения ввоза готовой продукции. В России, к таким товаром можно отнести сырье, продукты питания, спиртосодержащие продукты и другие. Товары этой группы имеют все необходимые условия, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке.

Товары, которые производятся в стране в недостаточном количестве для удовлетворения спроса (оборудование и сырьё, бытовая техника, легковые автомобили, отделочные материалы и др.), ставки таможенных пошлин на такие товары должны быть сбалансированными, допуская импортные товары на внутренний рынок для здоровой конкуренции. Необходимо устранить тарифные барьеры. Поэтому ставки ввозных пошлин на ввоз оборудования и сырья должны быть от 0% до 15%.

Потребитель, в этом случае, обладает правом выбора. Производство данных товаров на определенном уровне необходимо с точки зрения национальной безопасности государства, однако нужно учитывать, что при благоприятных условиях, в будущем, они вполне могут лидировать.

Для ввоза товаров, не производимых в стране по каким-либо причинам и факторам (уникальные технологии, тропические фрукты, некоторые виды медикаментов и другие), ставки ввозных пошлин на такие товары должны быть нулевые.

Размер ставок таможенного тарифа не должен быть слишком высоким, он дол-

жен соответствовать степени защиты отечественного рынка продукции (то есть, потребуется повысить цену импортного товара до уровня цены местного товара). Любые ошибки, при определении тарифа, могут нанести вред отечественным производствам и отрицательные последствия для экономики страны.

Грамотно продуманная таможенно-тарифная политика сможет решить бюджетные задачи. Диапазон изменения таможенных пошлин следует установить с расчетом, чтобы зафиксировать порядок их величины, а государстве дать возможность реагировать на изменения внутреннего и внешнего рынков.

Уровень таможенных пошлин влияет на размеры импорта и баланс спроса и предложения. Но чаще всего, импортная продукция производится на отечественных предприятиях в России. Таможенные пошлины воздействуют на спрос и предложение двойственно: регулируют объемы ввоза импорта в страну и вместе с тем, оказывают определенное влияние на динамику внутреннего производства. При оценке влияния импортных пошлин на внутренние цены, нужно принимать это во внимание.

Рационально, при увеличении ввозных таможенных пошлин подчеркнуть временный характер такой меры и указать сроки действия увеличенных импортных пошлин.

В России имеется потенциал эффективно использовать и регулировать импорт и его объемы, для стимулирования национального товаропроизводителя. Поэтому, не следует торопиться принимать обязательства об отказе от использования ограничений импорта, тем более, в условиях низкой экономической конъюнктуры. В настоящее время и условиях, назрела потребность в использовании всех мер для преодоления спада, в той мере, в которой импортная продукция может способствовать достижению этой задачи, их применение в экономических интересах России являются оправданными.

Библиографический список

1. Решение совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 14.07.2021) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/

2. Манушина А.П. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент развития им-портозамещения в РФ / А.П. Манушина, С.Р. Реснянская // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №3. - С. 25-31.

3. Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский. - М.: Лаборатория знаний, 2020. - 349 с.

4. Федеральная таможенная служба. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.gov.ru/ (дата обращения 20.10.2021)

5. Ахмедзянов Р.Р., Бурда Д.В. Анализ состава, структуры и динамики таможенных платежей при импорте товаров // Вестник академии знаний. - 2021. - №2 (43). - С. 46-50.

6. Петрушина О.М. Проблемы взимания таможенных платежей при импорте товаров и основные направления по совершенствованию их уплаты / Петрушина О.М., Петрухи-на К.А. // Электронный научный журнал "ДНЕВНИК НАУКИ". - 2020. - С. 7-10. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dnevniknauki.ru

IMPACT OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION ON THE DYNAMICS OF IMPORTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

0.M. Migacheva, Student

1.V. Lanovenko, Student A.G. Semina, Student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The most important factor of effective influence and influence of the state on foreign trade is customs and tariff regulation. Due to such regulation, the state influences the import of goods by changing the rates of customs duties on certain goods. The Russian Federation, participating in international treaties, can set different rates of customs duties for specific countries, which in the future will affect the price of goods on the domestic market. A well-thought-out customs policy of the state in the field of customs and tariff regulation can change the structure of imports in favor of high-tech and high-quality goods, contribute to a significant reduction in prices, both for imported goods and for national ones. The article analyzes the impact of customs and tariff regulation on the dynamics of imports of the Russian Federation and forms directions for optimizing imports.

Keywords: customs tariff regulation, import, import dynamics, import structure, customs tariff, customs duty rates.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.