развитие отраслей национальных экономик
development of branches of national economies
УДК 339.5
DOI 10.54048/20727240_2022_03_65
поддержка развития отраслей национальной экономики мерами таможенного регулирования
ю. Е. гупанова1
1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена исследованию роли и места таможенного регулирования в системе поддержки отраслей национальной экономики, эффективности реализации его инструментов в зависимости от стадии развития отрасли. Важнейший вектор развития таможенной службы Российской Федерации в соответствии со Стратегией ее развития до 2030 г., актуализировавшийся в современных условиях ведения внешнеэкономической деятельности, направлен на защиту объективно значимых экономических потребностей страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию национальных стратегических приоритетов. Таможенное регулирование играет в этих процессах значимую роль, поскольку эффективная реализация его инструментов способна влиять на объемы и структуру товарооборота, создаваемые условия для развития внешнеэкономической деятельности, повышение полезности инструментов регулирования для развития отраслей национальной экономики. Тем самым результаты таможенного регулирования удовлетворяют целый спектр потребностей различных получателей, проявляясь в разных видах эффективности. Обозначены целевые принципы развития таможенного регулирования, систематизированы инструменты его реализации в отраслевом разрезе, определены виды эффектов, получаемых различными субъектами системы регулирования внешнеэкономической деятельности, а также определены меры таможенного регулирования в системе государственного регулирования экономики, применяемые в зависимости от стадии развития отраслей национальной экономики. В совокупности это формирует комплексное представление о содержании таможенного регулирования, его месте в системе государственного регулирования экономики и перспективах совершенствования.
Ключевые слова: таможенное регулирование, отрасль экономики, государственное регулирование экономики, эффективность, инструменты, поддержка, содействие, внешнеэкономическая деятельность.
© Гупанова Ю. Е., 2022
support for the development of the national economy branches by customs regulation measures
Y. E. Gupanova1
1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the study of the role and place of customs regulation in the system of support of branches of the national economy, the effectiveness of the implementation of its tools, depending on the stage of development of the industry. The most important vector of development of the customs service of the Russian Federation in accordance with its Development Strategy until 2030, updated in modern conditions of foreign economic activity, is aimed at protecting objectively significant economic needs of the country, the satisfaction of which ensures the implementation of national strategic priorities. Customs regulation plays a significant role in these processes, since the effective implementation of its instruments is able to influence the volume and structure of trade turnover, the conditions created for the development of foreign economic activity, increasing the usefulness of regulatory instruments for the development of sectors of the national economy. Thus, the results of customs regulation satisfy a whole range of needs of different recipients, manifesting themselves in different types of efficiency. The target principles of the development of customs regulation are outlined, the instruments of its implementation in the sectoral context are systematized, the types of effects obtained by various subjects of the system of regulation of foreign economic activity are determined, and the measures of customs regulation in the system of state regulation of the economy are determined, applied depending on the stage of development of branches of the national economy. Taken together, this forms a comprehensive view of the content of customs regulation, its place in the system of state regulation of the economy and the prospects for improvement.
Keywords: customs regulation, branch of economy, state regulation of economy, efficiency, instruments, support, assistance, foreign economic activity.
введение
В современных условиях хозяйствования большая роль принадлежит мерам государственного регулирования экономики и государственной поддержки отдельных ее отраслей. В системе государственного регулирования экономики существенным фактором выступает таможенное регулирование, меры реализации которого направлены на развитие внешнеэкономической деятельности (ВЭД), повышение ее социально-экономической значимости для государства, а также создание условий для развития экономики в целом.
Таможенное регулирование, определяемое принятой таможенной политикой и осуществляемое посредством соответствующих инструментов регулирования ВЭД, позволяет создать необходимые условия для роста товарооборота и, следовательно, таможенных платежей в федеральный бюджет, защиты национальных производителей различных товаров и услуг, поддержки экспортеров на мировом рынке, а также для обеспечения достаточного уровня экономической безопасности.
В то же время появление новых угроз экономической безопасности, существенное возрастание информационной нагрузки при принятии управленческих решений на должностных лиц таможенных органов, повышение потребности в развитии информационного обеспечения процесса таможенного контроля, поиск новых
способов интеграции в международную таможенную инфраструктуру обусловливают необходимость выработки взвешенных подходов к обеспечению высокого качества таможенного регулирования.
В соответствии с нормами Таможенного кодека (ТК) Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [1] таможенное регулирование на единой таможенной территории ЕАЭС определено как правовое регулирование отношений между государством и лицами, перемещающими товары через таможенную границу, и заключается в установлении правил такого перемещения. Анализ исследований по данному вопросу показал, что понятие и содержание таможенного регулирования выступает преимущественно предметом изучения юридической науки, о чем свидетельствует ряд публикаций в этой области [2, 3 и др]. При этом данные работы основаны на действующих законодательных нормах и по сути связаны с их уточнением или разграничением области действия таможенного регулирования и других направлений государственного регулирования.
Очевидно, что первичным элементом существования таможенного регулирования и таможенного дела является таможенная политика, которая в экономической литературе трактуется с разной степенью детализации, но при этом характеризуется такими чертами, как:
- рассмотрение ее как единого процесса разработки и реализации концептуальных положений по регулированию внешнеторгового обмена;
- направленность системы мероприятий в сфере таможенного дела на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов государства.
В этом смысле таможенная политика определяет содержание и направления реализации таможенного регулирования, качество которого, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на состояние таможенного дела.
содержание и целевые принципы таможенного регулирования
Важным вопросом является понимание экономической сущности таможенного регулирования и определение его места наряду с другими методами в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД). Так, в соответствии с нормами Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ [4] государственное регулирование ВТД осуществляется посредством методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, а также мер экономического и административного характера, способствующих развитию ВТД и предусмотренных законодательством РФ.
Данный уровень регулирования, исходя из полномочий органов государственной власти Российской Федерации (РФ) в области государственного регулирования ВТД (ст. 13 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ), предполагает обоснование и определение как собственно направлений реализации торговой и таможенной политики, так и экономическое обоснование и установление системы адекватных мер в рамках таможенно-тарифного и нетарифного регулирования
ВТД. В сложившихся условиях регулирования таможенного дела в ЕАЭС этот уровень имеют как наднациональные (Евразийская экономическая комиссия), так и национальные (Президент РФ, Правительство РФ, Министерство промышленности и торговли РФ) субъекты регулирования.
Порядок реализации и предназначение таможенно-тарифных и нетарифных методов различны по своей природе, но их цели в конечном итоге должны быть направлены на «стремление к удовлетворению общественных потребностей за счет качественных и высококачественных товаров» [5, с. 20]. Таможенный тариф «имеет стоимостную природу и должен выстраиваться таким образом, чтобы поддерживать на внутреннем рынке равноконкурентные условия для отечественных и зарубежных товаров с высокой долей добавленной стоимости» [6, с. 81], а нетарифное регулирование, в свою очередь, нацелено на обеспечение требований к качеству и безопасности перемещаемых товаров.
Таможенное регулирование является важным звеном в реализации установленных таможенно-тарифных и нетарифных мер и ключевым элементом системы государственного регулирования ВТД. В рамках таможенного регулирования таможенные органы, выступая его субъектами, реализуют:
- порядок и условия ввоза, вывоза товаров, их нахождения и использования в РФ или за ее пределами;
- порядок совершения таможенных операций;
- порядок исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- проведение таможенного контроля;
- порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством, а также обеспечение реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами [7].
Исходя из изложенного, место таможенного регулирования в системе методов государственного регулирования ВТД РФ можно представить в виде, отраженном на рис. 1.
Место таможенного регулирования в системе государственного регулирования ВТД и обеспечения экономической безопасности определяется содержанием и уровнем реализуемых методов регулирования. Для реализации этих методов необходимы соответствующие инструменты таможенного дела, отражающие деятельность таможенных органов на всех уровнях иерархии (контрольные функции, основной из которых является таможенный контроль), совершаемые действия должностных лиц и лиц в сфере таможенного дела (таможенные операции) и непосредственное взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД (предоставляемые таможенные услуги).
Таким образом, таможенное регулирование как комплексная категория реализуется на разных уровнях в системе государственного регулирования ВТД и выделяется как важное стратегическое направление развития. «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» в рамках
совершенствования таможенного регулирования предполагается достижение следующих стратегических целей [8]:
- повышение эффективности применения таможенных операций и развитие таможенных технологий;
- совершенствование инструментов регулирования ВЭД с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов страны в сфере ВЭД;
- содействие развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения ВЭД для ее законопослушных участников;
- упреждающее реагирование на угрозы экономической безопасности РФ.
Рис. 1. Место таможенного регулирования в системе методов государственного регулирования ВТД
Целевые ориентиры развития таможенного регулирования в рамках данных целей основаны на базовых принципах осуществления регулирования, которые обобщены на рис. 2.
Данные принципы отражают общий курс на цифровизацию деятельности таможенных органов и важность сбалансированного подхода к реализации регулирующей функции таможенных органов с целью повышения эффективности таможенного регулирования.
г
2
3
Цифровая трансформация технологий совершения таможенных операций и контроля, новые принципы организации деятельности таможенной службы
Экономичность (бесконтактность, электронный документооборот, приоритетность и автоматизированность операций) и эффективность (учет потребностей национальных производителей) для участников ВЭД
Результативность для государства (предотвращение угроз национальной безопасности, создание условий для развития национальной экономики)
Рис. 2. Целевые принципы развития таможенного регулирования в РФ
эффективность таможенного регулирования
Изучению проблем реализации таможенного регулирования и выбора наиболее эффективных направлений его развития посвящен ряд экономических исследований.
С точки зрения теории базового мультипликатора (В. Леонтьев, А. Пред и др.) экономический рост страны определяется совокупностью показателей (экспорт, импорт и доход, приносимый от ВЭД), на основе которой формируется мультипликатор. Это отражает роль таможенного регулирования в создании необходимых предпосылок для развития ВЭД, которая является средством экономического, научно-технического и социального развития государства.
Ключевое значение таможенного регулирования как фактора развития национальной экономики обосновано рядом исследований как в общетеоретическом аспекте [5, 9], так и в прикладном - в разрезе совершенствования мер регулирования отдельных отраслей экономики.
Ряд работ по данному направлению [10, 11 и др.] посвящен совершенствованию научно-методических положений, позволяющих осуществлять выбор рациональной совокупности мер таможенного регулирования для:
- формирования допустимых в конкретных экономических и институциональных условиях совокупностей мер таможенного регулирования;
- оценки последствий применения тех или иных совокупностей мер;
- сравнения их по степени достижения цели регулирования и выбора рациональной совокупности рассматриваемых мер.
Отдельные исследования [3, 12] посвящены раскрытию и уточнению вопросов повышения эффективности таможенного регулирования применительно к различным отраслям национальной экономики и включают такие важные аспекты, как механизм регулирования, его субъекты, принципы и инструменты повышения эффективности.
1
Анализ приведенных работ в сфере совершенствования мер и механизмов таможенного регулирования позволяет выделить ключевые элементы повышения эффективности таможенного регулирования с целью развития национальной экономики, приведенные на рис. 3.
Подсистемы регулирования:
• субъекты регулирования (государственные органы)
• объект регулирования (отрасль экономики)
Цель регулирования: • содействие развитию отраслей посредством мер таможенного регулирования
Виды поддержки:
• улучшение условий внешней торговли, защиты национальных производителей посредством применения таможенно-тарифных и нетарифных мер
• улучшение условий прохождения таможенных формальностей, повышения качества государственных услуг
Рис. 3. Таможенный аспект системы регулирования отраслей национальной экономики
Как видно из рис. 3, в рамках системы регулирования ключевыми элементами выступают объект и субъект регулирования, субъектом является система таможенных органов, а объектом - отрасль экономики РФ. Цель таможенных органов в данном случае сводится к поддержке развития отрасли в рамках своих компетенций посредством мер таможенного регулирования. Такая поддержка, исходя из раскрытой ранее сущности таможенного регулирования, может быть реализована на двух уровнях.
Первый уровень - реализация таможенно-тарифных и нетарифных мер, способных влиять на улучшение условий внешней торговли, защиту национальных производителей товаров и услуг. Исследования показали, что результаты такой поддержки зависят от ряда факторов, а именно комплекса мер регулирования, периода регулирования, исходного состояния субъекта регулирования и внешней среды, наличия или отсутствия мультипликативного эффекта от стимулирующего воздействия. Данный вид поддержки направлен на нивелирование несовершенства рынка, финансовой и производственной политики предприятий отрасли, внешней среды; выравнивание условий конкуренции.
Второй уровень поддержки заключается в улучшении условий совершения таможенных операций, повышении качества государственных услуг. В рамках данного вида поддержки перед таможенными органами стоит комплекс задач, в первую очередь связанных с соблюдением таможенного законодательства, а также максимально быстрым предоставлением таможенными органами государственных услуг. Участники ВЭД, в свою очередь, заинтересованы в снижении затрат, а также повышении качества получаемых государственных услуг. Основная сложность в данном случае заключается в определении баланса между разнонаправленными интересами таможенных органов и участников ВЭД: деятельность таможенной службы направлена на выполнение фискальной функции и максимизацию уровня соблюдения таможенного законодательства, а участники ВЭД нацелены на снижение своих временных и материальных затрат.
Исходя из этого, повышение эффективности таможенного регулирования тесно связано с оптимизацией получаемых выгод (эффектов) при достижении цели - получение результата регулирования должного уровня - с затрачиваемыми на это ресурсами (кадровыми, материальными, финансовыми, информационными, организационно-правовыми).
При этом проявление такой эффективности для различных получателей результатов таможенного регулирования может быть дифференцировано. Это требует уточнения прямых и косвенных получателей результатов регулирования и соответствующих их запросам видов эффективности.
Анализ содержания таможенного регулирования на различных уровнях его реализации (см. рис. 1) позволяет выделить в качестве прямых получателей результатов таможенного регулирования участников ВЭД (импортеров и экспортеров продукции), для которых регулирование заключается в предоставлении доступа на внутренний рынок РФ, а также в применении таможенных процедур и совершении операций. Эффективное применение таможенных процедур, с одной стороны, сокращает затраты импортеров и, соответственно, снижает стоимость потребления продукции для конечных потребителей (населения), с другой - обеспечивает выполнение требований к качеству и безопасности ввозимой продукции, что реализует интересы общества в целом и задачи национальной безопасности страны. Для экспортеров результат регулирования заключается в поддержании продвижения отечественной продукции на мировой рынок.
Помимо прямых получателей результатов регулирования, необходимо выделять также косвенных получателей, которые напрямую не взаимодействуют с таможенными органами, но на деятельность которых оказывает существенное влияние применение методов таможенного регулирования, а именно отечественных производителей продукции и население (общество) в целом.
Ключевые цели развития отечественного производства заключаются в повышении конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках, обеспечении финансовой устойчивости товаропроизводителей продукции, устойчивом развитии отраслей национальной экономики.
Для населения (общества) основной эффект от таможенного регулирования ВЭД проявляется в обеспечении необходимого качества и количества продукции на внутреннем рынке.
Обобщенные результаты таможенного регулирования, их получатели и виды эффективности представлены на рис. 4.
Как видно из данных рис. 4, эффект от таможенного регулирования проявляется как для участников ВЭД, так и для отечественных производителей и потребителей продукции. Это связано с обеспечением соответствующего уровня результатов таможенного регулирования и закладывает основу для аналитической оценки эффективности таможенного регулирования.
Участники ВЭД (импортеры, экспортеры)
регулирование доступа на внутренний рынок; облегчение таможенных формальностей; продвижение продукции на мировой рынок
Отечественные производители продукции
конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках; финансовая устойчивость производителей продукции; устойчивое развитие отрасли экономики
Экономическая эффективность
Население (общество)
национальная безопасность, в том числе экономическая, продовольственная и др.; качество и количество продукции на внутреннем рынке
Социальная эффективность
Рис. 4. Обобщенные результаты таможенного регулирования, их получатели и виды эффективности
перспективы поддержки развития национальной экономики мерами таможенного регулирования
Вызовы сложившейся геополитической и экономической обстановки требуют повышения эффективности и адресности мер государственной поддержки национальной экономики посредством активизации и согласования различных инструментов регулирования. Современные проблемы совершенствования мер таможенного регулирования касаются в первую очередь решения задач как макроуровня (обоснования и выбора адекватных механизмов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, модернизации и адаптации системы запретов и ограничений внешней торговли с учетом применяемых санкций и нагрузки на бизнес), так и микроуровня (упрощение и оптимизация процедур контроля внешней торговли, снижение административного давления на бизнес, минимизация таможенных рисков, развитие системы государственных услуг для участников ВЭД и др.).
Реализация мер поддержки на макроуровне прежде всего требует обозначенного Правительством РФ главного приоритета «в российской промышленности сегодня - это развитие собственного производства» [13].
Решение поставленных задач на уровне государственного регулирования ВТД в целом и таможенного регулирования в частности достигается посредством адаптивной таможенно-тарифной и нетарифной политики в зависимости от этапа развития отраслей экономики, начиная со стимулирования импорта необходимых товаров и заканчивая ограничением импорта и стимулированием экспорта, что отражает рис. 5. От эффективности реализации таможенного регулирования зависит степень решения поставленных задач.
На основе анализа функционирования отрасли, программ развития отрасли, объемов и структуры импорта продукции той или иной отрасли формируются выводы о стадии ее развития (слабое развитие, становление отрасли, инновационное развитие). Соответственно этой стадии должен определяться набор инструментов
регулирования, способных решать задачи ее текущего развития. Переход к следующему этапу также требует определения и анализа соответствующих мер, их обоснования и детализации.
Меры таможенного регулирования в системе государственного регулирования экономики
Стимулирование ввоза оборудования и необходимого сырья для развития отрасли (снижение ставок пошлин, эффективный тариф)
Регулирование импорта тарифными и нетарифными мерами (дифференциация, тарифная эскалация)
ф Ф о г
Ограничение импорта тарифными и нетарифными мерами;
создание совместных производств на уровне ЕАЭС; стимулирование экспорта за пределы ЕАЭС
Рис. 5. Меры таможенного регулирования в системе государственного регулирования и поддержки отраслей национальной экономики
При увеличении объемов внутреннего производства той или иной продукции, усложнении технологических процессов, формировании конкурентоспособных направлений производства перед государством должны стоять задачи по выработке предложений о формировании таможенного тарифа, который будет способствовать селективному протекционизму, применяемому в соответствии с этапом развития отрасли и требованиями Всемирной торговой организации (ВТО): снижение ставок на те товарные позиции, конкурентная позиция которых выше импортируемой продукции, и повышение ставок на продукцию, национальные аналоги которой имеют равную или более низкую конкурентоспособность, выдерживая тем самым уровень связывания ставок по нормам ВТО [2].
Среди мер, направленных на достижение целей поддержки отраслей национальной экономики, можно отметить принятые в 2022 г. Правительством РФ антикризисные меры, направленные на поддержку импорта и отечественных производителей отдельных отраслей. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2022 № 74-ФЗ упрощен ввоз многокомпонентного оборудования, перемещаемого через таможенную границу различными товарными партиями в течение длительного периода (максимум шесть лет), с особенностями декларирования согласно ст. 117 ТК ЕАЭС (перемещаемых в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде). В частности, до конца 2022 г. можно декларировать отдельные части компонентов товара (комплектующие) и не корректировать классификационное решение, выданное ФТС России, и не принимать меры по минимизации рисков [14]. Также по утвержденному Минпромторгом России списку разрешен ввоз в РФ без согласия правообладателей оригинальных иностранных товаров, которые ввели в оборот за рубежом [15] и которые необходимы для удовлетворения потребностей физических или юридических лиц внутри страны.
Ряд мер снижения административных барьеров для участников ВЭД принят и реализуется ФТС России и в части процедурных вопросов регулирования и осуществления таможенного контроля, а именно:
- сокращен срок для принятия решения о классификации товара, если соответствующее заявление подается через «Личный кабинет участника ВЭД»;
- ввоз в РФ товаров, которые подлежат оценке соответствия обязательным требованиям и не предназначены для распространения в иных странах ЕАЭС, осуществляется с учетом особенностей (участникам ВЭД разрешено принять декларацию о соответствии на партию или единичное изделие в упрощенном порядке; до 01.03.2023 продукцию разрешено ввозить без маркировки, предусмотренной обязательными требованиями, ее допустимо нанести позже, до момента реализации продукции потребителю (пользователю));
- участникам ВЭД, осуществляющим ее менее года, не требуется предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ряда товаров, указанных в п. 1-3 ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ [7];
- меры в отношении реализации отдельных таможенных процедур, предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенных пошлин и др.
Следует отметить, что указанные выше меры являются мерами точечной поддержки импортеров, экспортеров и производителей отдельных товаров и приняты в качестве ответных на сложившиеся экономические условия. В долгосрочной перспективе выбор мер таможенного регулирования требует более глубокого анализа и обоснования с учетом достигнутого уровня развития отраслей национальной экономики. Среди перспективных инструментов реализации таможенного регулирования можно выделить дальнейшую цифровизацию таможенных операций, выборочность таможенного контроля на основе превентивной оценки рисков и угроз национальной безопасности, внедрения и развития таких методов контроля после выпуска товаров, как таможенный мониторинг, таможенный аудит и др.
Набор инструментов регулирования внешней торговли в отраслевом разрезе может быть различным, но их ключевое предназначение сводится к созданию необходимых условий для развития отраслей экономики, исходя из их потребностей на текущем этапе функционирования.
заключение
Основываясь на результатах проведенного исследования, можно отметить, что таможенное регулирование представляет собой установление порядка и определение условий перемещения товаров через таможенную границу и играет важную роль в формировании предпосылок развития национальной экономики.
Реализация методов и инструментов таможенного регулирования в соответствии с актуальным вектором развития таможенной службы РФ направлена на защиту объективно значимых экономических потребностей страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию национальных стратегических приоритетов. Значимая роль таможенного регулирования в данном случае обусловлена его непосредственным влиянием на объемы и структуру товарооборота, создаваемые условия для развития ВЭД, повышение полезности инструментов регулирования
для развития отраслей национальной экономики. Это позволяет подчеркнуть, что результаты таможенного регулирования удовлетворяют целый спектр потребностей различных получателей, проявляясь в разных видах эффективности.
При определении направлений функционирования таможенных органов необходимо ориентироваться на стратегические принципы развития таможенной службы:
- долгосрочное стратегическое планирование с учетом мировых тенденций;
- планомерность и последовательность развития;
- предсказуемость и прозрачность фискальных и регулирующих условий;
- нацеленность на результат;
- оптимизация и совершенствование таможенного администрирования;
- автоматизация и информатизация сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых технологий;
- клиентоориентированность и бесконтактность;
- обеспечение условий для формирования устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов ВЭД;
- признание деяний, содержащих признаки преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере, одной из угроз безопасности РФ.
Реализация же таможенного регулирования посредством качественного выполнения функций таможенных органов имеет конечным результатом увеличение скорости таможенных процессов, снижение затрат бизнеса и конечных потребителей товаров. Тем самым повышается полезность сферы ВЭД и усиливается роль таможенного регулирования в обеспечении экономической безопасности и повышении конкурентоспособности отраслей национальной экономики.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, принято главами государств -членов Евразийского экономического союза 11.04.2017).
2. Гупанова Ю. Е., Терехова Е. А., Подшивалова В. В. Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной техники: проблемы, перспективы, методология: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2019. 80 с.
3. Киселев А. А. Сущность и содержание механизма повышения эффективности таможенного регулирования станкостроительной отрасли России // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 130-135.
4. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
5. Новиков В. Е. Предпосылки учета потребительной стоимости в таможенном регулировании товарных потоков // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3. С. 13-21.
6. Новиков В. Е. Таможенная стоимость в системе мер таможенного регулирования и контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 3. С. 80-88.
7. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
8. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».
9. Дюмулен И. И. Международная торговля, тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2015. 518 с.
10. Лысенко Е. А. Таможенные факторы повышения производства продукции судостроения с высокой долей добавленной стоимости // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 157-164.
11. Кочнева А. С., Гендугова М. Б. Таможенные пошлины и их влияние на развитие зернового рынка в Российской Федерации // Российский экономический интернет-журнал. 2017. № 2. С. 20.
12. Подшивалова В. В. Совершенствование методики определения ставки ввозной таможенной пошлины на сельскохозяйственную технику [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 5 (99).
13. Герейханова А. Мишустин призвал донастраивать поддержку отраслей РФ в условиях санкций [Электронный ресурс] // Российская газета. 2022. 12 июля. URL: https://rg.ru.
14. Федеральный закон от 26.03.2022 № 74-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
15. Федеральный закон от 28.06.2022 № 213-Ф3 «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"».
информация об авторе
Гупанова Юлия Евгеньевна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: u.gupanova@ customs-academy.ru, тел.: 8 (495) 500-13-57.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования
Гупанова Ю. Е. Поддержка развития отраслей национальной экономики мерами таможенного регулирования // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 65-77.