Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в развитии национальной экономики на современном этапе'

Роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в развитии национальной экономики на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3817
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД / ИНСТРУМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / STATE REGULATION OF FEA / OBJECTIVES AND TASKS OF THE STATE DEPARTMENT OF FEA / CUSTOMS REGULATION INSTRUMENTS / CUSTOMS LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Людмила Алексеевна

Статья посвящена теоретическим основам государственного регулирования ВЭД, а также определению его роли и места в развитии экономики государства. Рассмотрены основные виды таможенных пошлин, а также обозначена их роль в государственном регулировании ВЭД. Приведены различия принципов национальных систем правового и экономического регулирования, стратегические способы стимулирования направлений внешнеэкономической политики государства. Таможенно-тарифное регулирование рассмотрено как эффективный инструмент смягчения и постепенного преодоления современных кризисных явлений в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в развитии национальной экономики на современном этапе»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Беляева Л.А. Email: Belyaeva650@scientifictext.ru

Беляева Людмила Алексеевна - магистрант, кафедра внешнеэкономической деятельности, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: статья посвящена теоретическим основам государственного регулирования ВЭД, а также определению его роли и места в развитии экономики государства. Рассмотрены основные виды таможенных пошлин, а также обозначена их роль в государственном регулировании ВЭД. Приведены различия принципов национальных систем правового и экономического регулирования, стратегические способы стимулирования направлений внешнеэкономической политики государства. Таможенно-тарифное регулирование рассмотрено как эффективный инструмент смягчения и постепенного преодоления современных кризисных явлений в экономике.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, государственное регулирование ВЭД, цели и задачи государственного регулирования ВЭД, инструменты таможенного регулирования, таможенное законодательство.

THE ROLE OF STATE REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY

AT THE PRESENT STAGE Belyaeva L.A.

Belyaeva Lyudmila Alekseevna - Undergraduate, DEPARTMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY, URAL STATE ECONOMIC UNIVERSITY, YEKATERINBURG

Abstract: the article is devoted to the theoretical foundations of state regulation of foreign economic activity, as well as the definition of its role and place in the development of the state's economy. The main types of customs duties are considered, and their role in the state regulation offoreign economic activity is indicated. The differences of the principles of national systems of legal and economic regulation, strategic ways to stimulate the directions offoreign economic policy of the state are given. Customs tariff regulation is considered as an effective tool to mitigate and gradually overcome the current crisis in the economy.

Keywords: foreign economic activity, state regulation of FEA, objectives and tasks of the state department of FEA, customs regulation instruments, customs legislation.

УДК 331.225.3

Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Поэтому особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в настоящее время внешнеэкономическая деятельность занимает одно из наиболее приоритетных направлений во внешней политике любого государства. Цели и роль национального внешнеэкономического регулирования постоянно изменяются, поскольку экономика отдельно взятых стран все больше углубляется в международное разделение труда, становясь его неотъемлемым элементом в современных условиях интернационализации хозяйственной жизни. Безусловно, здесь можно выделить две задачи, которые ставит для себя государство: это защита национального рынка, протекционизм и использование защитных мер для обеспечения создания наиболее благоприятных условий для своих предпринимателей на внешнем и внутреннем рынке с одной стороны, а также либерализация движения капиталов и внешней торговли для регулирования внешнеэкономической деятельности, с другой стороны.

На данный момент нет достаточно четкого и понятного определения внешнеэкономической деятельности, а также форм ее осуществления на законодательном уровне, поскольку существуют разнообразные подходы к трактовке данного понятия, которые приведены в таблице 1.

Цели и роль относительно национального внешнеэкономического регулирования обслуживания постоянно относительно изменяются, поскольку большое экономика отдельно базы взятых отменяет стран все больше четко углубляется в международное разделение состоит труда деятельности, становясь его неотъемлемым таким элементом в современных большое условиях представляющий интернационализации хозяйственной путем жизни. Безусловно, здесь продукции можно максимальные выделить две задачи формировании, которые ставит для деятельности себя также государство: это защита прежнем национального рынка, протекционизм и структуру использование глобализации защитных мер для обеспечения эффективных создания наиболее функции благоприятных призваны условий для своих могут предпринимателей на внешнем и внутреннем деятельности рынке также с одной стороны усилия, а также либерализация всей движения полной капиталов и внешней основные торговли для регулирования внешнеэкономической пошли деятельности регулирования, с другой стороны национальных.

Таблица 1. Подходы к определению понятия «внешнеэкономическая деятельность»

Название источника/автор Содержание

Большой экономический словарь ВЭД - это одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществляемыми совместно с другими странами [4]

В.А. Мусин ВЭД - это деятельность, связанная с приобретением, изменением или прекращением прав и обязанностей, обусловленных созданием, использованием или отчуждением материальных благ или иных результатов человеческой деятельности, в отношениях между лицами различной государственной принадлежности [5]

В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев Внешнеэкономическая деятельность представляет собой вид межгосударственного сотрудничества, и в этом качестве рассматривается как деятельность государств по развитию сотрудничества в области торговли, экономики, науки, культуры, туризма [4]

Н.И. Диденко Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности [4]

Федеральный закон № 183 «Об экспортном контроле» Определяет ВЭД как внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них)» [5]

Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» ВЭД - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией иинтеллектуальной собственностью [4]

Составлено автором по: [1], [2], [3], [4], [5]

В приоритете государственного регулирования ВЭД всегда будут оставаться следующие цели:

- Защита внутреннего рынка;

- Использование внешнеэкономических связей (ВЭС) для ускорения создания в России рыночной экономики;

- Повышение качества отечественной продукции, путем преображения лицензий и патентов закупок новых технологий, сырья, включение отечественных предприятий в мировую конкуренцию;

- Создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки, посредством оказания государственных, организационных, финансовых и информационных содействий;

- Создание и поддержание благоприятного международного режима, во взаимоотношениях со странами и международными организациями.

На современном этапе развития мировой экономики таможенное регулирование вышло на первый план и стало определяющим инструментом в институциональном строительстве глобальных регионов в условиях качественной трансформации интеграционного контекста. Сфера разработки международных инструментов таможенного регулирования внешней торговли является главным приоритетом в работе Всемирной таможенной организации. Главной целью Всемирной таможенной организации на современном этапе является повышение эффективности работы таможенных служб на основе внедрения единых форматов таможенных документов, организации партнерских отношений таможенных органов с бизнес-сообществом [11]. В компетенцию ЮНКТАД входят проблемы порядка упрощения сборы таможенных и торговых страны процедур, усиление и таможенная стабилизация интеграции, информационное содействие, систематизация и укрепление торгово-экономической интеграции, инвестиционная деятельность в сфере регулирования внешней торговли [10]. Наиболее распространенными средствами регулирования внешней торговли служат таможенно-тарифные средства. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы. Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в страну или вывозимых из нее. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителем товаров, ибо он включается в продажную цену. Экономическая роль таможенной пошлины заключается в том, что она создает стоимостной барьер, повышающий цену импортного товара. Пошлина является первым и часто единственным фактором, увеличивающим цену товара при его движении на внутренний рынок страны. Целенаправленно применяя пошлины, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики.

Торгово-политическая роль таможенной пошлины состоит в том, что она защищает определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров и используется в качестве рычага давления на конкурентов, для того чтобы заставить их пойти на определенные уступки. Виды таможенных пошлин представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Виды таможенных пошлин [6, с. 16]

Кроме таможенных пошлин, к мерам тарифного регулирования можно условно отнести акцизный сбор, т.е. косвенный налог, которым товар облагается при переходе товара через таможенную границу. Облагаемые сбором товары не могут быть допущены в торговую сеть до приобретения продавцом акцизных марок. Большинство товаров, облагаемых акцизными сборами - это предметы повседневного спроса. Величина ставок таких сборов может значительно превышать ставки таможенных пошлин, что приводит к существенному возрастанию конечной стоимости товара.

На сегодняшний день таможенное регулирование приобретает все более наднациональный характер. В конце 1970-х годов началось перераспределение управленческих функций от централизованных государств на наднациональный уровень, которое вошло в конечную стадию лишь в XXI в. По мере открытия рынков и границ происходит становление новой, сетевой модели транснациональной интеграции [7]. В большинстве развитых зарубежных стран в данных условиях применяется такая практика таможенного регулирования, которая позволяет отойти от национального суверенитета с применением унификации стандартов таможенного регулирования международной торговли. Таможенные кодексы большинства зарубежных стран построены на общей правовой основе - положениях Киотской конвенции, Рамочных стандартов безопасности международной торговли Всемирной таможенной организации, ряда многосторонних международных договоров, вследствие чего таможенное дело в этих странах

имеет схожую организационно-правовую базу, которая при этом отличается спецификой, поскольку учитывает в себе различия национальных систем правового и экономического регулирования, стратегическими направлениями развития государства, а также его административно-территориальной организацией [8, 16]. Таможенно-тарифное регулирование должно отвечать всем стратегически важным целям и задачам внешнеэкономической политики, и помимо регулирования, гарантировать перманентную защиту национальных интересов участников ВЭД [9].

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование ВЭД призвано содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности в современных условиях. В современных условиях таможенно-тарифное регулирование может и должно стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в экономике. Таможенное регулирование, в функции которого входило исключительно правоохранительное и фискальное регулирование, на сегодняшний день уступает место модели таможенного регулирования, направление которой связано с содействием и оказанием поддержки надежным участникам ВЭД в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Список литературы / References

1. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле». Ст. 1.

2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». П. 4. Ст. 2.

3. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе».

4. Бутова Т.В., Мурар В.И., Елесина М.В., Рашкеева И.В. Внешнеэкономическая деятельность: понятие и сущность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014. 12. С. 23.

5. ТымчукН.Б. Понятие внешнеэкономической деятельности // Юриспруденция, 2010. № 14. С. 95.

6. Дмитриева М.А., Стоянов И.А., Тюменцева А.И. Применение методов нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, 2015. № 5. С. 17.

7. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ. М., 2004. С. 8.

8. Загашвили В.С. Кризис институциональной структуры международной торговли // Российский внешнеэкономический вестник, 2015. № 2. С. 49-65.

9. Куликов В. Нынешняя модель глобализации и Россия // Российский экономический журнал, 2011. № 6. С. 22.

10. World Economic Situation and Prospects 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/ (date of acces: 29.10.2018).

11. World Trade Organization: [Electronic Resource]. URL: https://www.wto.org/ (date of acces: 29.10.2018).

ДИНАМИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН Курганова Н.И. Email: Kurganova650@scientifictext.ru

Курганова Наталия Игоревна — магистрант, кафедра бухгалтерского учета, финансов и налогообложения, Московский финансово-юридический университет, г. Москва

Аннотация: без инфляции невозможно развитие любой экономической системы. Как проявление макроэкономической нестабильности она представляет собой проблему, требующую пристального внимания. При определенных значениях инфляция способна стимулировать экономический рост, а при значениях, превышающих допустимые пределы, -негативно влиять на развитие экономических процессов. Процесс повышения общего уровня цен увеличивает волатильность показателей экономического роста и относительных цен, приводит к перераспределению богатства, усилению неравенства доходов и прочим кризисным последствиям. Динамика цен зависит от соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке товаров и услуг. Это важный показатель для расчета и прогнозирования уровня инфляции. В статье анализируется рост цен, вклад в годовую инфляцию, анализируются показатели повышения инфляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.