Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ'

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТОВАРЫ ДВОЙНОГО ПРИМЕНЕНИЯ / ЭКСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXPORT CONTROL / DUAL-USE GOODS / EXPORT OPERATIONS / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Воробьева Е.Д.

Экспортный контроль создан как инструмент предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. В современных условиях контроль над экспортом оружия и технологий, которые могут быть использованы для его создания, стал частью политики большинства развитых стран. В настоящее время активное участие Российской Федерации в различных мирохозяйственных процессах со всей остротой ставит вопрос о предотвращении ущерба, который может быть нанесен национальным интересам России от экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также материалов, оборудования, технологий, иных результатов интеллектуальной деятельности, которые имеют мирное предназначение, но могут быть использованы в производстве ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения. В статье проведен анализ функционирования системы экспортного контроля в России, выявлены основные проблемы и сформулированы направления ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND DEVELOPMENT DIRECTIONS OF THE EXPORT CONTROL SYSTEM IN RUSSIA

Export control was created as a tool to prevent the proliferation of weapons of mass destruction and their means of delivery. In modern conditions, control over the export of weapons and technologies that can be used to create them has become part of the policy of most developed countries. Currently, the active participation of the Russian Federation in various world economic processes raises the question of preventing damage that may be caused to the national interests of Russia from the export of certain types of raw materials, materials, equipment, technologies, scientific and technical equipment. - technical information and services that are used or can be used in the creation of weapons and military equipment, as well as materials, equipment, technologies, and other results of intellectual activity that have a peaceful purpose, but can be used in the production of nuclear, chemical, and other types of weapons of mass destruction. The article analyzes the functioning of the export control system in Russia, identifies the main problems and formulates the directions of its development.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10757

Р.Р. Ахмедзянов - доцент кафедры таможенного дела, кандидат экономических наук, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, ЧОУ ВО Институт управления бизнеса и технологий, rakhmed@yandex.ru,

R. R. Akhmedzyanov - associate Professor of the Department of customs, candidate of economic Sciences, Tsiolkovskiy Kaluga State University; Institute of management business and technology;

А.А. Мигел - доцент кафедры таможенного дела, кандидат экономических наук, Калужский государственный университет им. КЭ.Циолковского, amigel@mail.ru,

A.A. Miguel - associate Professor of the Department of customs, candidate of economic Sciences, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

Е.Д. Воробьева - студент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, vorobyevayd@studklg.ru,

Vorobyova E.D. - student, Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky.

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ STATE AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE EXPORT CONTROL SYSTEM IN RUSSIA

Аннотация. Экспортный контроль создан как инструмент предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. В современных условиях контроль над экспортом оружия и технологий, которые могут быть использованы для его создания, стал частью политики большинства развитых стран. В настоящее время активное участие Российской Федерации в различных мирохозяйственных процессах со всей остротой ставит вопрос о предотвращении ущерба, который может быть нанесен национальным интересам России от экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также материалов, оборудования, технологий, иных результатов интеллектуальной деятельности, которые имеют мирное предназначение, но могут быть использованы в производстве ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения. В статье проведен анализ функционирования системы экспортного контроля в России, выявлены основные проблемы и сформулированы направления ее развития.

Abstract. Export control was created as a tool to prevent the proliferation of weapons of mass destruction and their means of delivery. In modern conditions, control over the export of weapons and technologies that can be used to create them has become part of the policy of most developed countries. Currently, the active participation of the Russian Federation in various world economic processes raises the question of preventing damage that may be caused to the national interests of Russia from the export of certain types of raw materials, materials, equipment, technologies, scientific and technical equipment. - technical information and services that are used or can be used in the creation of weapons and military equipment, as well as materials, equipment, technologies, and other results of intellectual activity that have a peaceful purpose, but can be used in the production of nuclear, chemical, and other types of weapons of mass destruction. The article analyzes the functioning of the export control system in Russia, identifies the main problems and formulates the directions of its development.

Ключевые слова: экспортный контроль, товары двойного применения, экспортные операции, внешнеэкономическая деятельность

Keywords: export control, dual-use goods, export operations, foreign economic activity

Совершенствование системы экспортного контроля является важной задачей, стоящей перед Российской Федерацией. Международный терроризм, военные конфликты являются основными угрозами мирному существованию человечества. В этих условиях очень важно не допустить распространения оружия массового поражения, технологий двойного назначения.

Гурова Е.С. выделяет два аспекта экспортного контроля [3]:

1. В широком смысле экспортный контроль включает меры, применяемые при перемещении товаров двойного и военного назначения.

2. В узком смысле экспортный контроль применяется только в отношении товаров двойного применения, поскольку товары военного назначения имеет собственную систему регулирования.

На сегодняшний день существуют международные режимы экспортного контроля. В целях соблюдения Российской Федерацией своих международных обязательств, сохранения оборонного потенциала была построена национальная система экспортного контроля. В этой системе таможенные органы осуществляют контроль с целью недопущения перемещения через границу контролируемых товаров с нарушением законодательства.

Функционирование национальной системы экспортного контроля обеспечивает Федеральная служба по техническому и экспортному контролю в России (далее ФСТЭК России). ФСТЭК России подведомственен Министерству обороны РФ. Реализация свои функций осуществляется как непосредственно, так и через свои терри-

ториальные органы, что позволяет повысить эффективность функционирования системы. ФСТЭК России осуществляет анализ и оценку экспортных контрактов, а также лицензирование продукции подлежащей экспортным операциям.

Выполняя указания Президента Российской Федерации о снижении административной нагрузки на бизнес, связанной с проведением контрольных мероприятий, ФСТЭК России сохранила тенденцию к сокращению количества проверок при сохранении оптимального числа планируемых проверочных мероприятий.

На рисунке 1 продемонстрировано количество проверочных мероприятий ФСТЭК России в 20172019 г.г.

Г.* Г »Я О»!«»* «в

Рисунок 1- Общее количество проверок ФСТЭК России в 2017-2019 г.г.

В 2019 году ФСТЭК России проведено 43 плановых и 2 внеплановые проверки (в 2018 году - 49; в 2017 году - 50), в т.ч. 27 в первом полугодии (из них 1 внеплановая), 18 - во втором полугодии (из них 1 внеплановая).

_Таблица 1 - Динамика проверочных мероприятий в системе экспортного контроля по видам, ед._

Показатели 2017 2018 2019 2р19 г. в % к

____ 2017 2018

Всего проверок, из них:__45__49__50__11__2_

-выездных__43__45__47__9__4_

-документарных__2__4__3__50__-25_

Данные таблицы 1 свидетельствуют о незначительном увеличении количества проведенных проверок ФСТЭК России за исследуемый период. Рост документарных проверок снизился. Это объясняется тем что выездные проверки позволяют оперативно выявлять существующие нарушения действующего законодательства в области экспортного контроля. Существенных нарушений, которые представляли бы опасность для страны не обнаружено.

Применение риск-ориентированного подхода в качестве метода организации и осуществления ФСТЭК России государственного контроля осуществлялось на основе результатов анализа ранее проведённых проверок.

В 2019 году организовано 77 совместных с другими заинтересованными организациями информационно-методических мероприятий с целью разъяснения требований экспортного контроля, в которых приняли участие представители 471 хозяйствующего субъекта, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность с продукцией двойного назначения. По вопросам осуществления внешнеэкономической деятельности было проконсультировано 1095 заинтересованных лиц.

Для оценки эффективности системы экспортного контроля рассмотрим некоторые показатели, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели эффективности осуществления государственного контроля ФСТЭК России

Показатели 2017 2018 2019 2019, в % к

2017 2018

Количество случаев причинения российскими участниками ВЭД вреда безопасности государства 0 0 0 - -

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в % от общего числа выявленных правонарушений) 0 0 0 - -

Отношение суммы уплаченных административных штрафов к сумме наложенных административных штрафов по результатам проверок (в %) 100 100 8 -92 -92

Средний размер наложенного административного штрафа, тыс. руб. 10 10 633 633 633

Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел 0 0 0 - -

Анализ данных таблицы 2, показывает тенденцию повышения эффективности функционирования системы экспортного контроля за рассматриваемый период.

В целях развития системы экспортного контроля необходимо обеспечить реализацию следующих направлений:

а) повышение качества выполнения контрольных функций с учётом мероприятий;

б) формирование комплекса показателей системы мониторинга эффективности проведения проверочных мероприятий российских участников ВЭД, а также контроля за исполнением выданных предписаний;

в) совершенствование законодательной базы в сфере экспортного контроля;

г) формирование благоприятных условий для доступа отечественных производителей на мировые рынки высоких технологий;

д) совершенствование информационного взаимодействия с органами экспортного контроля государств ЕАЭС и КНР, а также федеральными органами исполнительной власти.

Источники:

1. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» (ред. от 13.07.2015). - Режим доступа: http://base.garant.ru/12116419/ (дата обращения: 27.10.2020)

2. Доклад об осуществлении ФСТЭК России государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля и об эффективности такого контроля в 2019 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fstec.ru/component/attachments/download/2705 (дата обращения: 27.10.2020)

3. Гурова Е.С., Безуглов Д.А., Краславская Г.И. Экспортный контроль в системе запретов и ограничений внешней торговли товарами // Фундаментальные исследования - 2017. - №10. - 528 с.

4. Мозжегорова О.А., Пышкин Ю.В. Особенности осуществления экспортного контроля в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 4. - 207 с.

5. Петрушина О.М., Дорожкина Т.В., Мельник В.Н. Экспортный контроль в Российской Федерации // Вестник Калужского университета. 2019. № 2. С. 69-72.

References:

1. Federal law No. 183-FZ of 18.07.1999 "on export control" (as amended on 13.07.2015). - Mode of access: http://base.gar-ant.ru/12116419/ (accessed: 27.10.2020)

2. Report on the implementation of the FSTEC of Russia of state control over compliance by Russian participants in foreign economic activity with the legislation of the Russian Federation in the field of export control and on the effectiveness of such control in 2019 [Electronic resource]. - Mode of access: https://fstec.ru/component/attachments/download/2705 (date accessed: 27.10.2020)

3. Gurova E. S., Bezuglov D. A., kraslavskaya G. I. Export control in the system of prohibitions and restrictions of foreign trade in goods / / Fundamental research-2017. - No. 10. - 528 p.

4. Mozzhegorova O. A., Pyshkin Yu. V. Features of export control in the conditions of functioning of the Eurasian economic Union // Bulletin of the Russian customs Academy. - 2017. - № 4. - 207

5. Petrushina O. M., Dorozhkina T. V., Melnik V. N. Export control in the Russian Federation / / Vestnik kaluzhskogo univer-siteta. 2019. No. 2. Pp. 69-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.