Научная статья на тему 'Особенности уголовно-правовой охраны отношений в сфере перемещения предметов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники'

Особенности уголовно-правовой охраны отношений в сфере перемещения предметов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1105
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНТРАБАНДА / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ / ВООРУЖЕНИЕ / ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / EXPORT FROM THE RUSSIAN FEDERATION / SMUGGLING / EXPORT CONTROL / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / CUSTOMS BORDER / WEAPONS OF MASS DESTRUCTION / ARMS AND MILITARY EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифорова Алена Анатольевна

Автором проводится разграничение составов преступлений, предусмотренных статьей 189 УК РФ и статьей 2261 УК РФ в части, касающейся экспорта из Российской Федерации материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники; автор приходит к выводу о том, что данные нормы невозможно соотносить как общую и специальную в связи с различиями в объективных признаках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of criminal legal protection of the relations in the sphere of movement of objects which can be used at creation of weapons of mass destruction, arms and military equipment

The author carries out differentiation of the crime components provided by art. 189 of the Criminal code of the Russian Federation and art. 2261 of the Criminal code of the Russian Federation in the part concerning export from the Russian Federation of materials and the equipment which can be used during creation of weapons of mass destruction, means of his delivery, arms and military equipment; the author comes to a conclusion that these norms can’t be correlated as the general and special, due to differences in objective characteristics.

Текст научной работы на тему «Особенности уголовно-правовой охраны отношений в сфере перемещения предметов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»

УДК 343.2/.7

Никифорова Алена Анатольевна Nikiforova Alena Anatol'evna

адъюнкт адъюнктуры

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) post graduate student

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: luckyalenka@rambler.ru

Особенности уголовно-правовой охраны отношений в сфере перемещения предметов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

Features of criminal legal protection of the relations in the sphere of movement of objects which can be used at creation of weapons of mass destruction,

arms and military equipment

Автором проводится разграничение составов преступлений, предусмотренных статьей 189 УК РФ и статьей 2261 УК РФ в части, касающейся экспорта из Российской Федерации материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники; автор приходит к выводу о том, что данные нормы невозможно соотносить как общую и специальную в связи с различиями в объективных признаках.

Ключевые слова: экспорт из Российской Федерации, контрабанда, экспортный контроль, внешнеэкономические отношения, таможенная граница, оружие массового поражения, вооружение, военная техника.

The author carries out differentiation of the crime components provided by art. 189 of the Criminal code of the Russian Federation and art. 2261 of the Criminal code of the Russian Federation in the part concerning export from the Russian Federation of materials and the equipment which can be used during creation of weapons of mass destruction, means of his delivery, arms and military equipment; the author comes to a conclusion that these norms can't be correlated as the general and special, due to differences in objective characteristics.

Keywords: export from the Russian Federation, smuggling, export control, foreign economic relations, customs border, weapons of mass destruction, arms and military equipment.

XXI век характеризуется процессами, связанными с наращиваниеу гонки вооружений, что является угрозой для безопасности не только Российской Федерации, но и всего мирового сообщества. Противодействие данным явлениям влияет на внешнеэкономическую политику государства, поскольку от этого зависит как обороноспособность, так и экономическая стабильность общества. Следует констатировать, что распространение информации и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, требует особого внимания со стороны законодателя. Подтверждением этому служат ядерные испытания водородной бомбы, состоявшиеся 6 января 2016 года в КНДР. Таким образом, решение этой

проблемы требует задействования различных ресурсов. Одним из средств государственной политики, направленной на предупреждение рассматриваемой общественно опасной деятельности, выступает уголовное законодательство, которое в своем арсенале содержит нормы, регулирующие отношения в сфере вывоза сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, а также незаконное выполнение работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

На сегодня в УК РФ существует 2 нормы, регулирующие внешний оборот предметов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения: статья 189 УК РФ

и статья 2261 УК РФ. Эти две нормы являются конкурирующими, поскольку в них отражены схожие вопросы экспорта предметов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

По нашему мнению, законодатель не уделяет должного внимания вопросам разграничения статей 189 УК РФ и 2261 УК РФ. Содержащееся в диспозиции статьи 189 УК РФ установление о том, что «...при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 2261 и 275.», наоборот вносит неопределенность в следственно-судебную практику. Таким образом, законодателем эти нормы определены как взаимоисключающие, однако вопрос о том, какая из этих норм общая, а какая — специальная, а также какие признаки объективной стороны положить в основу разграничения рассматриваемых норм, является открытым.

В настоящее время высказываются различные мнения по вопросу конкуренции статей 189 УК РФ и 2261 УК РФ. По мнению Л.В. Иногамо-вой-Хегай, специальной нормой в конкуренции между незаконным экспортом предметов и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, и контрабандой этих предметов и услуг является статья 189 УК РФ [1], так как распространяет свое действие лишь на случаи незаконного экспорта. А норма, предусматривающая ответственность за совершение контрабанды, определяется автором как общая в связи с тем, что она охватывает различные случаи перемещения вышеназванных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Противоположной точки зрения придерживается В.В. Ульянова, которая отмечает, что статья 189 УК РФ является общей по отношению к статье 2261 УК РФ в связи с тем, что предусматривает уголовную ответственность за нарушение процедур экспортного контроля в отношении материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники в целом [2]. В свою очередь, статья 2261 УК РФ, как замечает автор, закрепляет ответственность за частные случаи нарушения указанных процедур.

Противоположную точку зрения высказывает А.И. Чучаев [3]. В качестве критериев разграничения статей 189 УК РФ и 2261 УК РФ автор выделяет, во-первых, то, что контрабанда представляет собой не только вывоз, но и незаконный ввоз. Во-вторых, в предмет контрабанды не входят научно-техническая информация, рабо-

ты, услуги, тогда как они составляют предмет посягательства статьи 193 УК РФ. В-третьих, суть контрабанды А.И. Чучаев видит в незаконном перемещении запрещенных предметов через таможенную границу, а при незаконном экспорте товаров, указанных в статье 189 УК РФ, нарушаются специальные правила экспортного контроля, связанные с квотированием, лицензированием и прочим.

Для выяснения вопроса о соотношении статей 189 УК РФ и 2261 УК РФ нами проанализировано законодательство, регулирующее отношения в сфере внешнеэкономической деятельности. Для начала определим основные понятия, содержащиеся в статье 189 УК РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» экспорт товара представляет собой вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе [4]. Согласно Федеральному закону от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее — ФЗ № 183) под экспортным контролем понимаются меры, обеспечивающие реализацию внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке или совершении террористических актов [5]. В статье 7 вышеназванного Закона определены методы осуществления такого контроля. К ним относятся:

— идентификация контролируемых товаров и технологий, лицензирование или иная форма государственного регулирования внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями;

— таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

— проверка соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных в отношении порядка осуществления внешнеэкономических операций с разного рода предметами, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Таким образом, нарушения, выявленные в ходе осуществления вышеназванных мер,

312

Юридическая наука и практика

представляют собой преступление, признаки которого предусмотрены статьей 189 УК РФ, при условии, что эти действия связаны с экспортом определенных товаров.

Незаконным экспортом предметов, определенных в статье 189 УК РФ, также можно считать действия, связанные с несоблюдением требований, установленных статьей 18 ФЗ № 183, к внешнеэкономическим сделкам. Согласно данной норме необходимым при совершении внешнеэкономических сделок является наличие письменного обязательства иностранного лица о том, что товары и технологии, которые планируется экспортировать, не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, также Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования к осуществлению таких сделок.

Еще одним документом, необходимым для осуществления на законных основаниях экспорта из России предметов и работ, используемых для создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники, является лицензия или разрешение, выдаваемые специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля — федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) [6]. На основании этого осуществление экспортных операций с контролируемыми товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности без лицензий или разрешений является запрещенным. В соответствии с абзацем 4 статьи 30 ФЗ № 183 запрещено получение таких документов путем предоставления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения. Следовательно, деяние, выражающееся в недостоверном либо с нарушением требований документировании экспорта вышеназванных товаров, содержит признаки преступления, предусмотренного статей 189 УК РФ.

В части 5 статьи 22 указанного Закона лицензией или разрешением могут быть установлены дополнительные условия и требования к осуществлению внешнеэкономических операций. Нарушение таких требований и условий является основанием признания операции по экспорту незаконной.

Дополнительно в некоторых случаях при осуществлении экспорта рассматриваемых предметов и работ может потребоваться разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на

осуществление внешнеэкономических операций с предметами, которые не подпадают под действие списков контролируемых товаров и технологий в том случае, если у российских субъектов внешнеэкономической деятельности имеются основания полагать, что такие предметы могут быть использованы для создания оружия массового поражения и иного вооружения, либо если ФСТЭК уведомил об этом субъектов ВЭД [5]. Осуществление экспортной деятельности в данном случае без такого разрешения является запрещенным.

Незаконным экспортом контролируемых предметов и работ следует признать нарушение запретов и ограничений, установленных в отношении контролируемых товаров и технологий распоряжениями Президента РФ и постановлениями Правительства РФ [5].

Согласно статье 16 указанного выше Закона существует обязательное требование для организаций, осуществляющих научную либо производственную деятельность, связанную с поддержанием обороноспособности и безопасности России, при этом систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, которое заключается в создании внутренних программ экспортного контроля. Исходя из чего следует, что отсутствие таких программ придает экспортной деятельности незаконную форму.

Также в статье 30 ФЗ № 183 указаны дополнительные случаи нарушений в области экспортного контроля, к которым отнесены:

— создание препятствий для выполнения должностными лицами ФСТЭК своих функций;

— необоснованный отказ в предоставлении необходимой информации федеральным органам законодательной, исполнительной власти в целях экспортного контроля (включая ее умышленные искажение либо сокрытие);

— нарушения в учете внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями для целей экспортного контроля.

Необходимым условием является определение предметов, в отношении которых установлен экспортный контроль. Списки контролируемых товаров и технологий утверждаются Указами Президента РФ исходя из положений, закрепленных в статье 6 ФЗ № 183. В настоящее время действуют 6 национальных контрольных списков, определяющих товары и технологии, в отношении которых установлен экспортный контроль [7]. Их содержание позволяет выделить предметы преступного посягательства для це-

лей, предусмотренных статьей 189 УК РФ. Следовательно, никакие иные товары и технологии предмет рассматриваемого состава не составляют. При этом нужно учитывать, что само по себе перемещение таких товаров не является запрещенным, а лишь требует соблюдения установленной процедуры при их экспорте из России.

Таким образом, незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники характеризуется следующими признаками:

1) в отношении предмета должен быть установлен экспортный контроль;

2) при экспорте таких предметов у субъекта либо отсутствует необходимая документация, в числе которой специальное обязательство иностранного лица, лицензия или разрешение на экспорт из России контролируемых предметов, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций, либо в эти документы внесены недостоверные сведения, либо они являются подложными, либо не соблюдены дополнительно установленные Правительством РФ требования (например, право проверки использования иностранным лицом полученных по сделке товаров и технологий в соответствии с принятыми обязательствами);

3) установлено хотя бы одно из предусмотренных статьей 30 ФЗ № 183 нарушения;

4) подконтрольность ФСТЭК России.

С учетом высказанных соображений, незаконный экспорт контролируемых товаров и технологий представляет собой нарушение организационных мероприятий, связанных с вывозом контролируемых товаров, нарушение установленных процедур.

Соотнося статьи 189 УК РФ и 2261 УК РФ, мы рассматриваем лишь граничащие между собой действия, связанные с вывозом из России материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники. В диспозиции статьи 2261 УК РФ законодатель раскрывает понятие контрабанды как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами —

членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС определенных предметов и услуг. Под незаконным перемещением товаров через таможенную границу на основании статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза понимаются следующие действия [8]:

1) перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест;

2) перемещение товаров через таможенную границу в неустановленное время работы таможенных органов;

3) перемещение товаров через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля;

4) перемещение товаров через таможенную границу с недекларированием товаров;

5) перемещение товаров через таможенную границу с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах;

6) перемещение товаров через таможенную границу с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

В то же время предметы, в отношении которых установлен экспортный контроль, также могут являться предметом контрабанды в случаях, если их перемещение осуществляется любым вышеперечисленным способом.

В заключение отметим, что проблема соотношения статей 189 УК РФ и 2261 УК РФ сложна и дискуссионна. Мы полагаем, что действия, образующие объективную сторону контрабанды предметов и материалов, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, отличаются от тех, которые образуют незаконный экспорт таких предметов и материалов из Российской Федерации. Таким образом, мы не рассматриваем данные нормы как общую и специальную, исходя из существенных различий их объективных признаков, а именно способа совершения преступления.

Примечания

1. Иногамова-Хегай Л.В. Совершенствование уголовно-правовых норм об экономических преступлениях // Уголовное право. 2001. № 1.

2. Ульянова В.В. Вопросы квалификации незаконного экспорта из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10.

3. Новое в уголовном законодательстве / под ред. А.И. Чучаева. М., 2012.

4. Собрание законодательства РФ. 2003. № 50, ст. 4850.

5. Собрание законодательства РФ. 1999. № 30, ст. 3774.

31П

Юридическая наука и практика

6. Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю: указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34, ст. 3541.

7. Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю: указ Президента РФ от 20 августа 2007 г № 1083 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 35, ст. 4288; Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль: указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 52, ст. 7563; Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль: указ Президента РФ от 14 января 2003 г. № 36 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 3, ст. 208; Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль: указ Президента РФ от 28 августа 2001 г. № 1082 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 36, ст. 3542; Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль: указ Президента РФ от 8 августа 2001 г. № 1005 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33, ч. II, ст. 3441; Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль: указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 202 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 8, ст. 742.

8. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50, ст. 6615.

Note

1. Inogamova-Hegay L.V. Improvement of criminal precepts of law about economic crimes // Criminal law. 2001. № 1.

2. Ulyanova V.V. Questions of qualification of illegal export from the Russian Federation of controlled goods

and technologies // Actual problems of Russian law. 2015. № 10.

3. New in the criminal legislation / under the editorship of A.I. Chuchayev. IVIoscow, 2012.

4. Collection of legislative acts of the RF. 2003. № 50, art. 4850.

5. Collection of legislative acts of the RF. 1999. № 30, art. 3774.

6. Questions of Federal service on technical and export control: the decree of the Russian President from 16.08.2004 № 1085 // Collection of legislative acts of the RF. 2004. № 34, art. 3541.

7. About the approval of the List of the microorganisms, toxins, the equipment and technologies which are subject to export control: the decree of the Russian President from 20.08.2007 № 1083 // Collection of legislative acts of the RF. 2007. № 35, art. 4288; About the approval of the List of goods and dual-use technologies which can be used during creation of arms and military equipment and concerning which export control is exercised: the decree of the Russian President from 17.12. 2011 № 1661 // Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 52, art. 7563; About the approval of the List of the equipment and materials of a dual purpose and appropriate technologies applied in the nuclear purposes concerning which export control is exercised: the decree of the Russian President from 14.01.2003 № 36 // Collection of legislative acts of the RF. 2003. № 3, art. 208; About the approval of the List of chemicals, the equipment and technologies which can be used during creation of the chemical weapon and concerning which export control is established: the decree of the Russian President from 28.08.2001 № 1082 // Collection of legislative acts of the RF. 2001. № 36, art. 3542; About the approval of the List of the equipment, materials and technologies which can be used during creation of the rocket weapon and concerning which export control is established: the decree of the Russian President from 08.08.2001 № 1005 // Collection of legislative acts of the RF. 2001. № 33, p. II, art. 3441; About the approval of the List of the nuclear materials, the equipment, special non-nuclear materials and appropriate technologies falling under export control: the decree of the Russian President from 14.02.1996 № 202 // Collection of legislative acts of the RF. 1996. № 8, art. 742.

8. The customs code of the Customs union (the annex to the Contract on the Customs code of the Customs union adopted by the Decision of Interstate Council of EurAsEC at the level of heads of states from 27.11.2009 № 17) // Collection of legislative acts of the RF. 2010. № 50, art. 6615.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.