Научная статья на тему 'Некоторые особенности криминалистической характеристики преступления по статье 189 УК РФ'

Некоторые особенности криминалистической характеристики преступления по статье 189 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1949
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТ. 189 УК РФ / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТОВАРЫ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОБЪЕКТЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ / СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / НЕОСЯЗАЕМАЯ ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИЙ / ART. 189 OF THE CRIMINAL CODE OF RUSSIAN FEDERATION / EXPORT CONTROL / DUAL USE GOODS / OBJECTS OF EXPORT CONTROL / LISTED AND NON-LISTED GOODS / THE METHODS OF THE ACCOMPLISHMENT OF CRIMES / DEEMED EXPORT / INTANGIBLE TRANSFER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Граве Алексей Владимирович

в статье раскрываются особенности криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу товаров и технологий объектов экспортного контроля и ответственность за которые предусмотрена ст. 189 УК РФ. Дается классификация предметов и способов преступления, включая случаи неосязаемой передачи технологий, приводятся примеры такой передачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the criminalistical characteristic of crimes on art. 189 of the Criminal Code of the Russian Federation

distinctions of the criminalistical characteristic of the crimes, connected with the illicit transferred of goods and technologies objects of export control and the responsibility for which is provided on art. 189 of the Penal Code through the customs boundary are revealed in this article. Objects and methods of the accomplishment of crime, including the cases of the intangible transfer of technologies, are classified. Examples of this transfer are described.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности криминалистической характеристики преступления по статье 189 УК РФ»

8.2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО СТАТЬЕ 189 УК РФ

Граве Алексей Владимирович, соискатель. Должность: старший преподаватель факультета экономики и права. Место работы: Московский гуманитарный институт им. Дашковой. E-mail: [email protected].

Аннотация: в статье раскрываются особенности криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу товаров и технологий - объектов экспортного контроля и ответственность за которые предусмотрена ст. 189 УК РФ. Дается классификация предметов и способов преступления, включая случаи неосязаемой передачи технологий, приводятся примеры такой передачи.

Ключевые слова: ст. 189 УК РФ, экспортный контроль; товары двойного назначения, объекты экспортного контроля; способы совершения преступлений; неосязаемая передача технологий.

SOME ASPECTS OF THE CRIMINALISTICAL CHARACTERISTIC OF CRIMES ON ART. 189 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Grave Aleksey Vladimirovich, competitor. Position: professor. of the Law and economy Department. Place of employment: Dashkova Moscow Humanitarian Institute. E-mail: [email protected].

Annotation: distinctions of the criminalistical characteristic of the crimes, connected with the illicit transferred of goods and technologies - objects of export control and the responsibility for which is provided on art. 189 of the Penal Code through the customs boundary are revealed in this article. Objects and methods of the accomplishment of crime, including the cases of the intangible transfer of technologies, are classified. Examples of this transfer are described.

bywords: Art. 189 of the Criminal Code of Russian Federation; export control; dual use goods; objects of export control; listed and non-listed goods; the methods of the accomplishment of crimes; deemed export; intangible transfer.

Вопросы криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным экспортом или передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконном выполнении работ (оказании услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники до настоящего времени не нашли должного освещения в научной литературе, несмотря на то, что данный вид преступлений относится к категории наиболее опасных по своим возможным последствиям1. Кроме того, этот вопрос весьма актуален в связи с постоянно наблюдающимся ростом террористической активности и угрозами не-

1 Отдельные публикации, в той или ной мере касающиеся этой темы, полагаем, только подчеркивают необходимость плотного изучения этой темы (например, см.: Ларичев В.Д. Оперативнорозыскная характеристика экономических преступлений: понятие и содержание / В.Д. Ларичев // Оперативник (сыщик). 2009. № 1 (18). С. 11—16).

контролируемого распространения оружия массового поражения.

Как правило, преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 189 УК РФ, если они связаны с фактическим перемещением контролируемых товаров и технологий через таможенную границу Российской Федерации, в большинстве случаев выявляются в ходе таможенного оформления и таможенного контроля.

Вместе с тем, остается большая группа форм совершения преступления по ст. 189 УК РФ, которая не связана с перемещением товаров и технологий - объектов экспортного контроля через таможенную границу Российской Федерации.

В эту группу входит незаконная передача контролируемых товаров и технологий иностранным организациям и их представителям на территории Российской Федерации, незаконное выполнение работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, а также незаконная передача иностранной организации или ее представителю технологий и научно-технической информации, осуществляемая посредством передачи по техническим (электронным) каналам связи.

Одной из проблем выявления и пресечения преступлений по ст. 189 УК РФ, является отсутствие соответствующей практики у следственных работников. Такая ситуация связана как со спецификой самого предмета преступления, так и способов его совершения.

В связи с тем, что нормами уголовного права, напрямую, установлена невозможность одновременного привлечения одного и того же лица за одно и тоже преступление по 188 и 189 ст. УК РФ («при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями

188 и 275 УК РФ»2), то ещё одной проблемой является сложность разграничения преступлений, квалифицируемых по ч. 2-4 ст. 188 и 189 УК РФ.

На основании проведённого анализа уголовноправовой характеристики, в совокупности с особенностями норм законодательства российской Федерации об экспортном контроле и немногочисленной практики расследования уголовных дел рассматриваемой нами категории, можно предложить следующую схему разграничения вышеуказанных преступлений по основным ключевым признакам (только в отношении случаев, связанных с перемещением контролируемой продукции через таможенную границу).

1. По месту совершения преступления.

2. По субъекту преступления.

3. По предмету преступления.

4. По способу совершения преступления.

Что касается места совершения преступления, то преступление квалифицируемое, как контрабанда, может быть совершено только на территории Российской Федерации, а именно при перемещении через таможенную границу Российской Федерации контро-

3

лируемых товаров

В отличии от контрабанды, преступление по ст. 189 УК РФ, связанное с нарушением порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров и технологий - объектов экспортного контроля, может быть совершено и за пределами Российской

2 Ст. 189 Уголовного кодекса

Российской Федерации от 13.06.1996 N бЗ-ФЗ (в ред. от

13.02.2009) http://base.consultant.ru/cons/cgi/

3 Ст. 189 Уголовного кодекса

Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от

13.02.2009) http://base.consultant.ru/cons/cgi/

Федерации. В данном случае, в качестве примера, можно привести следующие ситуации:

1. Контролируемый товар или технологии или научно-техническая информация (в материальной форме) были вывезены с соблюдением внешнеторгового законодательства и законодательства об экспортном контроле за пределы Российской Федерации, например, на условиях временного вывоза или переработки вне таможенной территории, и уже за пределами Российской Федерации, незаконно переданы иностранным организациям или их представителям.

Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности предусматривает для таких случаев возможность изменения таможенного режима (например, с «временного вывоза», на «экспорт»), однако для контролируемых товаров такая операция может быть произведена только с разрешения таможенных органов. Одновременно и законодательство об экспортном контроле, предусматривает возможность такого изменения режима, но только с разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контро-

ля4.

2. Права на контролируемые товары и технологии, которые находятся за пределами Российской Федерации на условиях временного вывоза или переработки вне таможенной территории, минуя заключение внешнеэкономического контракта применительно к контролируемой продукции, незаконно передаются иностранной организации или ее представителю путем частичной или полной смены владельца российской компании в порядке внешнего инвестирования.

Разграничение преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2-4 ст. 188 и ст. 189 УК РФ по субъекту преступления является одним из наиболее простых вопросов в этой категории преступлений. Субъектом преступления по ч. 2-4 ст. 188 может быть любое вменяемое и достигшее совершеннолетия физическое лицо, независимо от пола, гражданства и служебного положения.

В отличие от этого, субъектом преступления по ст.

189 может выступать только руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом указанные выше лица, должны быть не только руководителями соответствующих организаций, но эти организации должны обладать правом осуществления внешнеэкономической деятельности, то есть быть участником ВЭД5, что предусматривает в отношении этих лиц регистрацию поданных ими для таможенного оформления документов на таможнях оформления, в том числе подачу ими в комплекте документов для таможенного оформления перемещаемой продукции соответствующих подписанных контактов, деклараций, доверенностей и т.п..

Кроме того, как участники ВЭД, на все внешнеэкономические операции с контролируемой продукцией они должны получать соответствующие разрешительные

4 В настоящее время таким специально уполномоченным органом является ФСТЭК России

5 ВЭД - внешнеэкономическая деятельность.

документы, в соответствии с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле.

Разграничение состава преступления по ст. 189 и ч. 2-4 ст. 188 по предмету преступления, как правило не вызывает особенных сложностей. Если мы обратимся к конструкции ч. 2-4 ст. 188 и ст. 189 то увидим, что единственным отличием является отсутствие в ст. 189 самих предметов, которые можно было бы отнести к вооружению, военной технике или оружию массового поражения, предметами преступления по ст. 189 являются только сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация (так как, мы рассматриваем только случаи, связанные с перемещением контролируемых товаров и технологий через таможенную границу РФ, то опускаем вопросы незаконного выполнения работ и оказания услуг) которые могут быть использованы при создании вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки.

Правда, при этом, если вооружение, военная техника или оружию массового поражения не могут являться предметом преступления по ст. 189, то материалы (под которыми следует понимать и «сырье») и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, могут являться предметами преступлений по ч. 2-4 ст. 188 УК РФ.

Исключение, в этом случае, составляют только «технологии и научно-техническая информация», которые отсутствуют в конструкции ч. 2-4 ст. 188, однако, с большой степенью натяжки их также можно классифицировать как «материалы», применяемые при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники (рассуждая чисто теоретически, документацию на какой-либо прибор можно отнести к материалам, которые могут быть использованы при его создании).

Однако с точки зрения уголовного права, нам представляется более верным, незаконное перемещение через таможенную границу, электронного носителя или, например, научно-технического отчета, представленного в бумажном виде, содержащих сведения, относимые к контролируемым технологиям, квалифицировать по ст. 189 УК РФ (приведенный случай является наиболее распространенным в практике деятельности таможенных органов в области экспортного контроля).

Правда, в этом случае, опять-таки, условием привлечения к ответственности по ст. 189 УК РФ должно быть соответствие субъекта преступления - специальному субъекту в соответствии с конструкцией ст. 189, включая условие наличия договорной основы совершаемой сделки. Если таких условий не будет, то привлечение лица к уголовной ответственности, как по

ч. 2-4 ст. 188, так и по ст. 189 становится проблематичным.

По способу совершения, преступления квалифицируемые, как контрабанда, необходимо отличать от преступлений по ст. 189 УК РФ. К последним, в частности, не могут быть отнесены преступления, связанные с:

1. Попытками перемещения (или перемещением) через таможенную границу контролируемых товаров и технологий без соответствующих разрешительных документов.

Если такие попытки предпринимались лицами, осуществляемыми внешнеэкономическую деятельность,

без преступного умысла, то как правило, еще на стадии таможенного оформления перемещаемых товаров и технологий, участнику ВЭД предлагается откорректировать представляемые документы и получить в установленном порядке требуемые в таких случаях разрешительные документы.

2. Попытками перемещения (или перемещением) через таможенную границу контролируемых товаров и технологий без соответствующих разрешительных документов, в том случае если они связаны с сокрытием перемещаемых товаров и технологий от таможенного контроля, либо если такое перемещение происходит помимо таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

В этом случае преступление квалифицируется, как контрабанда. К нему также относятся и попытки перемещения (или перемещение) контролируемых товаров без положенных для этого разрешительных документов, в том случае, если, например, при таком перемещении был недостоверно заявлен код ТН ВЭД6 товара (на который ориентируются таможенные органы при определении отнесения товара к объектам экспортного контроля).

Что касается способов совершения преступлений по ст. 189 УК РФ, то исходя из практики деятельности таможенных органов, можно выделить следующие, соответствующие им доследственные ситуации:

1. Разрешительные документы выданы законно, но на основании недостоверно предоставленной участником ВЭД информации, как то:

- поддельного письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки;

- поддельного внешнеторгового контракта;

- поддельного заключения идентификационной экспертизы;

- недостоверных сведений, представленных для проведения идентификационной и государственной экспертизы (в том числе, заниженных технических характеристиках и умолчания о возможном использовании в целях создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки);

2. Разрешительные документы выданы законно, но иностранный контрагент является подставным лицом (а внешнеторговый контракт, соответственно, содержит недостоверные сведения), при этом российский участник ВЭД знает о конечном незаконном использовании товара и конечном потребителе (в том числе, стране конечного использования);

3. Разрешительные документы выданы законно, иностранное лицо является фактически действующей компанией, но российский участник ВЭД знает, что экспортируемая или передаваемая иностранному контрагенту контролируемая продукция, на которую выданы разрешительные документы, будет использоваться в иных, чем указано в разрешительных документах, контракте и обязательствах иностранного лица целях, возможно, в другом, не предполагаемом этими документами месте, или предполагается его реэкспорт в третью страну, другому конечному пользователю;

6 ТН ВЭД - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

4. Уполномоченному в области экспортного контроля, а также таможенным органам, предоставлены поддельные документы о доставке товара (Сертификат подтверждения доставки товара7) или Международный импортный сертификат8;

5. От уполномоченного в области экспортного контроля и таможенных органов скрыта информация о конечном предназначении вывозимых товаров и технологий, когда они не входят в контрольные списки, но российский участник ВЭД знает, об их конечном незаконном предназначении, т.е. о том, что они заведомо для него могут быть использованы при создании вооружения, военной техники, оружия массового поражения или средств его доставки.

6. Без разрешения таможенных органов и органа, уполномоченного в области экспортного контроля, осуществляется передача, находящихся за пределами таможенной территории Российской Федерации контролируемых товаров и технологий, вывезенных ранее в режиме временного вывоза или переработки вне таможенной территории, иностранным организациям или их представителям, т.е. самостоятельное изменение таможенного режима.

7. Произведена незаконная передача прав (переуступка, продажа, залог и т.п.) на контролируемые товары, находящиеся в режиме временного вывоза или переработки вне таможенной территории, иностранным организациям или их представителям без разрешения таможенных органов и органа, уполномоченного в области экспортного контроля .

8. Осуществлено незаконное перемещение через таможенную границу технологий и научно-технической информации (в том числе, как итогового продукта предыдущего выполнения работ или оказания услуг иностранной организации или ее представителю) в материальном виде (на электронных, бумажных или иных носителях информации) без разрешительных документов (при наличии умысла и остальных признаков преступления).

Как мы уже упоминали, основными источниками сообщений о преступлении по ст. 189 УК РФ в настоящее время являются рапорта уполномоченных должностных лиц таможенных органов (как правило, сотрудников оперативно-розыскных подразделений), составленных на основе данных, полученных в ходе таможенного оформления и таможенного контроля9.

При этом, выявление преступлений по ст. 189 УК РФ, как правило, происходит в следующих случаях:

7 Сертификат доставки товара - официальный документ, выдаваемый таможенными органами и подтверждающий таможенное оформление импортируемых товаров - объектов экспортного контроля

Международный импортный сертификат (а также близки к нему по сути - сертификат конечного пользователя) - одна из форм государственных гарантий страны-импортера о нераспространении оружия массового поражения и средств его доставки, оформляемые в виде официального документа, в конечном итоге предоставляемого уполномоченному органу в области экспортного контроля страны-экспортера, содержащие обязательства об использовании импортируемых товаров и технологий только в заявленных целях и недопущении их реэкспорта или передачи третьим странам без разрешения страны-экспортера

9 Например, см.: Гирько А.С. Оперативная обстановка в сфере борьбы с контрабандой / А.С. Гирько // Оперативник (сыщик). 2008. № 1 (14). С. 46—48.

1. При программном анализе СУР10 - «результаты указанного анализа при наличии информации о признаках нарушения таможенного законодательства (при отсутствии состава правонарушения, позволяющего незамедлительно возбудить уголовное дело или дело об административном правонарушении) направляются согласно правилам ведения делопроизводства в оперативные подразделения для проведения дополнительной проверки»11.

2. При проведении таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе при осуществлении мероприятий СУР.

3. На основании сообщений других контролирующих и правоохранительных органов.

4. На основании данных оперативно-розыскных подразделений, в том числе, полученных от негласных источников информации.

5. На основании сведений, полученных от зарубежных таможенных и иных правоохранительных органов.

6. На основании заявлений граждан и организаций, средств массовой информации, явки с повинной.

При этом анализ деятельности таможенных органов в области борьбы с незаконным перемещением через таможенную границу товаров и технологий - объектов экспортного контроля (применительно к преступлениям по ст. 189 УК РФ), показал, что в процессе проверки сообщений об исследуемом нами преступлении, чаще всего возникают следующие, основные, следственные ситуации:

1. Декларант (заявитель), является добросовестным участником ВЭД, не знавшим о том, что его товар (технологии) относятся к объектам экспортного контроля и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации (экспортный контроль) и не имел умысла нарушить действующее законодательство. Руководитель организации - экспортер товара, при этом может быть подставным лицом, знающим и намеренно совершающим преступление.

2. Участник ВЭД сознательно нарушает действующее законодательство Российской Федерации, путем попытки перемещения через таможенную границу контролируемых товаров и технологий с использованием законно выданных разрешительных документов, однако, выданных на основании недостоверной, неполной или искаженной информации.

3. Участник ВЭД заведомо знает, что экспортируемое им сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении указанных товаров и технологий установлен экспортный контроль, однако сознательно идет на совершение преступления, используя пробелы и недостатки системы экспортного или таможенного контроля (например, относящиеся особенностям специального субъекта преступления).

Подводя итоги нам представляется весьма своевременным продолжение всесторонних научных исследований правоприменения в сфере экспортного контроля

как одной из составляющих экономической и государственной безопасности Российской Федерации.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 30.12.2008).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13.12.2009 г.)

3. Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19.07.1998 № 114-ФЗ (ред. от 04.12.2007).

4. Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 01.12.2007).

5. Приказ ФТС России от 3 мая 2007 г. N 554 «Об утверждении Правил взаимодействия при применении системы управления рисками»

6. Гирько А.С. Оперативная обстановка в сфере борьбы с контрабандой / А.С. Гирько // Оперативник (сыщик). 2008. № 1 (14).

7. Ларичев В.Д. Оперативно-розыскная характеристика экономических преступлений: понятие и содержание / В.Д. Ларичев // Оперативник (сыщик). 2009. № 1 (18).

Рецензия

Представленная к рецензированию статья «Некоторые особенности криминалистической характеристики преступления по ст. 189 УК РФ» представляет собой одну из первых попыток в научной литературе дать криминалистическую характеристику преступления, связанного с незаконным экспортом или передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконным выполнением работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

В статье дан подробный анализ предмета преступления по ст. 189 УК РФ в совокупности с детальным рассмотрением способов совершения преступлений, связанных как с перемещением предметов преступления через таможенную границу так и не связанных с таков. Даны рекомендации, как по классификации преступных действий, так и по их разграничению между различными правоохранительными органами в соответствии с их компетенцией. Особое внимание уделено исследованию способов совершения преступлений по ст. 189 УК РФ, в случае «неосязаемой передачи технологий».

Статья имеет практическую и теоретическую ценность и может быть использована как при подготовке сотрудников правоохранительных органов, так и при расследовании соответствующих преступлений и может быть рекомендована к печати.

Кандидат юридических наук, доцент факультета экономики и права Московского гуманитарного института им. Е. Р.Дашковой Бондарь С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 СУР - система управления рисками, применяемая при таможенном оформлении и таможенном контроле таможенными органами Российской Федерации. Заключается в выработке и практическом использовании т.н. «критериев риска», позволяющим на основании определенных признаков выявлять товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства.

11 П. 9 ПРИКАЗА ФТС РОССИИ ОТ 3 МАЯ 2007 Г. N 554 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.