Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в организации внутренней программы экспортного контроля'

Информационно-коммуникационные технологии в организации внутренней программы экспортного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / EXPORT CONTROL / ВНУТРЕННЯЯ ПРОГРАММА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL EXPORT CONTROL PROGRAM / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / AUTOMATED CONTROL SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лялина Анна Валентиновна, Зюбин Андрей Юрьевич

В статье обосновывается необходимость использования информационно-коммуникационных подходов в оптимизации работы внутренней программы экспортного контроля и приводится пример разработки гибкой, модульной автоматизированной системы управления для организации внутренней программы экспортного контроля на примере АСУ «Система экспортного контроля организации», разработанной сотрудниками ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта». По результатам реализации данной системы на базе ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта» существенно снизился бумажный документооборот в части экспортного контроля, уменьшилась нагрузка как на пользователей системы, так и на административный аппарат. Увеличилась общая эффективность прохождения процедур экспортного контроля в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в организации внутренней программы экспортного контроля»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ ПРОГРАММЫ

ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

1 2

Лялина А.В. , Зюбин А.Ю. Email: [email protected]

1 Лялина Анна Валентиновна - аналитик, Центр моделирования социально-экономического развития региона;

2Зюбин Андрей Юрьевич - научный сотрудник, НОЦ «Фундаментальная и прикладная фотоника. Нанофотоника» Научно-технологический парк «Фабрика», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград

Аннотация: в статье обосновывается необходимость использования информационно-коммуникационных подходов в оптимизации работы внутренней программы экспортного контроля и приводится пример разработки гибкой, модульной автоматизированной системы управления для организации внутренней программы экспортного контроля на примере АСУ «Система экспортного контроля организации», разработанной сотрудниками ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта». По результатам реализации данной системы на базе ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта» существенно снизился бумажный документооборот в части экспортного контроля, уменьшилась нагрузка как на пользователей системы, так и на административный аппарат. Увеличилась общая эффективность прохождения процедур экспортного контроля в университете.

Ключевые слова: экспортный контроль, внутренняя программа экспортного контроля, автоматизированная система управления, информационно -коммуникационные технологии.

INFORMATION AND COMMUNICATION APPROACHES TO ORGANIZATION OF THE INTERNAL EXPORT CONTROL

PROGRAM Lialina A.V.1, Zyubin A.Yu.2

1Lialina Anna Valentinovna - Analyst, CENTER FOR MODELLING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION;

2Zyubin Andrey Yurievich - Research Associate, REC "FUNDAMENTAL AND APPLIED PHOTONICS. NANOPHOTONICS", SCIENCE AND TECHNOLOGY PARK "FABRIKA", IMMANUEL KANT BALTIC FEDERAL UNIVERSITY, KALININGRAD

Abstract: the article substantiates the need to use information and communication approaches to optimization of the internal export control program and provides an example of the development of a flexible, modular automated control system for organizing an internal export control program, using the example of the Automated System for Export Control of Organizations, developed by the staff of the Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad). As a result of the implementation of this system on the basis of the Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad) the paperwork in terms of export control as well as the load for both users of the system and the administrative apparatus has been significantly reduced. The overall effectiveness of export control procedures at the University has been increased.

Keywords: export control, internal export control program, automated control system, information and communication technologies.

УДК 65.011.56, 339.544

Понятие «внутрифирменная программа экспортного контроля» впервые появилось в отечественном правовом поле в 1999 году, когда был принят Федеральный закон № 183 от 18.07.1999 «Об экспортном контроле» (далее - Закон об экспортном контроле). Изменениями, внесенными в Закон об экспортном контроле в 2013 году, этот термин был расширен и заменен на «внутренняя программа экспортного контроля» (далее -ВПЭК) [1]. Сегодня под ВПЭК в России понимаются «мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые российскими участниками внешнеэкономической деятельности в целях соблюдения правил экспортного контроля» [2].

Согласно ст. 16 Закона об экспортном контроле создание такой ВПЭК является обязательным для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями [2]. Таким образом, для всех остальных организаций создание и внедрение ВПЭК не является обязательным. В то же время это не исключает необходимости оптимизации порядка ведения внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в целях соблюдения российского законодательства в области экспортного контроля в организациях, осуществляющих научно-исследовательскую, образовательную, производственную деятельность. Поскольку для таких организаций риски передачи товаров и технологий двойного назначения без получения соответствующих разрешительных документов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России (далее -ФСТЭК России), а значит, нарушения законодательства с последующим несением административной, гражданско-правовой или даже уголовной ответственности, весьма ощутимы и разнообразны. Это определяется характером хозяйственной деятельности организаций: для научно-исследовательской организации риски обусловлены открытым опубликованием научных результатов (в т.ч. во время выступлений на конференциях, симпозиумах и т.д.), выполнением совместно или по заказу иностранных компаний НИОКР и НИОКТР, стажированием, обучением сотрудников в иностранных организациях; для образовательного учреждения - в дополнение к перечисленному еще и обучением иностранных студентов на территории России или за рубежом; для промышленных предприятий - передачей готовой продукции или технических данных, оказанием технической помощи иностранным компаниям, совместной или по заказу иностранных компаний разработкой товаров или технологий.

В российской правоприменительной практике было несколько крупных и «громких» уголовных дел, связанных с нарушением законодательства в области экспортного контроля, самым известным из которых является признание виновным академика, профессора, доктора технических наук, директора Института сверхпластичности металлов РАН (г. Уфа) Карбышева О. в незаконном экспорте (ст. 189 ч. 1 Уголовного Кодекса РФ) в 2006 г. [3].

С этой точки зрения, создание ВПЭК в научно-исследовательской, образовательной, промышленной организациях является чрезвычайно важным и в тоже время непростым процессом, в силу того, что в таком учреждении, как правило, концентрируется самые новые и прорывные технологии, а внешнеэкономическое взаимодействие зачастую осуществляется без должного внимания к соблюдению требований законодательства в области экспортного контроля. Как правило, последнее обусловлено инертностью мышления руководства и отсутствием

понимания стратегической важности мероприятий по обеспечению экспортного контроля, незнанием руководством законодательства и ответственности за его нарушение, отсутствием средств и возможностей иметь штатные единицы с не совсем понятными, иногда, функциями или неоказанием всемерной поддержки сотрудникам, занимающимся вопросами экспортного контроля [4].

Сегодня в России нет нормативно закреплённых требований к форме организации внутренней программы экспортного контроля. Как правило, организации при создании ВПЭК руководствуются следующими документами:

• Федеральный закон № 183-Ф3 от 18.07.1999 (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле»;

• Временное положение «Об организации, регистрации и аттестации внутрифирменной системы экспортного контроля на предприятии (в организации)», утвержденное Минэкономики РФ 09.02.1999 года;

• «Методическое положение по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля», утверждённое Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю 12.05.1998 г.;

• «Положение о государственной аккредитации российских участников ВЭД, создавших ВПЭК», утвержденное Постановлением Правительства РФ № 179 от 29.02.2000 г.;

• Рекомендации по созданию ВПЭК, размещенные на официальном сайте ФСТЭК России и доступные по ссылке: http://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/vnutrifirmennye-programmy/293-vnutrifirmennaya-programma;

• «Правила учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 583 от 13.06.2012 г.;

• Справочник по экспортному контролю товаров и технологий двойного назначения Российской Федерации в 4 томах (под ред. Альбрехт И., Никольского А.А., Михайлова С.В. и др. Санкт-Петербург, 2011 г.).

Особое значение также имеет отсутствие рекомендаций для отдельных типов организаций, учитывающих специфику их работы и характер ВЭД. Это обуславливает необходимость у организации, создающей ВПЭК, в постоянных обращениях во ФСТЭК России для получения разъяснений и соответствующих рекомендаций, взаимодействия с другими подобными организациями, уже внедрившими ВПЭК. Все это явно не упрощает процесс создания ВПЭК. Выходом может являться передача разработки ВПЭК на аутсоринг внешней независимой компании, однако, и это не может гарантировать высокое качество и дальнейшую эффективность работы ВПЭК.

Структура ВПЭК, разработанная и предлагаемая к внедрению в организациях со стороны ФСТЭК, сегодня достаточно сложна ввиду обширности задач и мероприятий, которые она должна выполнять и решать.

Так организационные мероприятия предполагают установленное на уровне участника ВЭД регламентирование действий сотрудников при проведении переговоров, заключении и реализации внешнеэкономических сделок, обеспечивающее соблюдение законодательства в области экспортного контроля (приказ, стандарт предприятия, инструкция и т.п.) [4]. Административные -установление в соответствии с трудовым, административным, гражданским, уголовным законодательством Российской Федерации наказаний за нарушение порядка деятельности участников ВЭД при осуществлении внешнеэкономических операций [4]. Информационные - определение правил, обеспечивающих информационный обмен с государственными органами по вопросам экспортного контроля, а также установление обязанностей сотрудников по поддержанию актуальности имеющейся у участника ВЭД информации о действующих правилах и требованиях экспортного контроля, обучение и повышение квалификации персонала, ответственного за вопросы экспортного контроля [4].

При этом в организации должен быть разработан и установлен порядок согласования и реализации внешнеэкономической сделки, который должен включать следующие мероприятия: - проведение идентификации товара (технологии) и оценку надежности импортёра (иностранного партнёра) и конечного пользователя; -определение условий внешнеэкономической сделки, необходимых для выполнения требований экспортного контроля, обеспечение соответствия договора с иностранным партнёром законодательству в области экспортного контроля; - получение необходимых разрешительных документов; - контроль соблюдения условий, установленных разрешительными документами; - отчётность перед органами государственной власти.

Как правило, для целей эффективного исполнения мероприятий согласно установленному порядку в организации создается штатная единица - лицо, ответственное за экспортный контроль и/или экспертная(-ые) комиссия(-и). Кроме этого, для этих же целей привлекаются технические эксперты, сотрудники юридической и финансовой служб, отделов сбыта, логистики и ВЭД. А все, кто участвует в процессах, связанных с изготовлением продукции (исследование и разработка, производство, сбыт, маркетинг товара и т.д.) в рамках ВПЭК должны проходить своевременное ознакомление с изменениями в нормативной базе по техническим параметрам уровня контроля и получать информацию об изменении технических параметров вывозимого товара.

Таким образом, отсутствие актуальной документальной основы создания ВПЭК, многосторонность ВЭД организаций и разнообразие рисков экспорта и в некоторых случаях импорта подконтрольной продукции, а самое главное, сложность структуры ВПЭК предопределяют необходимость активного использования в организации ВПЭК информационно-коммуникационных технологий. Их использование должно быть нацелено на то, чтобы сделать все процедуры согласования внешнеэкономических операций прозрачными и простыми, минимизировать риски срыва внешнеэкономической сделки и нарушения российского законодательства в области экспортного контроля.

Сегодня существует несколько информационно-коммуникационных подходов к оптимизации работы ВПЭК.

Во-первых, созданы и периодически обновляются (в соответствии с изменениями законодательства) электронные поисковые системы идентификации товаров и технологий двойного назначения, подлежащих экспортному контролю. Такие поисковые системы призваны упростить специалисту в области экспортного контроля работу со Списками товаров и технологий двойного назначения (на сегодняшний день существует 6 списков, утвержденных Постановлениями Правительства РФ). Примерами таких продуктов можно назвать программу для ЭВМ «Идентификация товаров и технологий в целях экспортного контроля», разработанную ООО «Центр экспертиз и консультаций» (г. Москва), и Международный электронный справочник «База знаний о товарах и контроле», разработанная Институтом Ядерных Исследований г. Киев.

Во-вторых, разработан механизм предоставления электронных документов, заверенных электронно-цифровой подписью, в ФСТЭК России для получения разрешительных документов и заключения о применении мер нетарифного регулирования, который реализуется, в том числе посредством официального интернет-портала государственных услуг [5, 6].

В-третьих, организациями, реализующими ВПЭК, создаются автоматизированные система управления экспортного контроля (далее - АСУ ЭК). Они представляют собой формат электронного документооборота, предоставляющий возможности:

• онлайн подачи материалов, предназначенных для передачи иностранным лицам, для проведения идентификационной экспертизы и получения электронного заключения по результатам экспертизы;

• формирования сбора и выведения статистической информации о документах, размещенных в АСУ ЭК;

• электронного согласования приема иностранных граждан на территории организации и командирования сотрудников для участников в международных мероприятиях.

Примером такой АСУ ЭК может служить система электронного документооборота ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».

Однако анализ имеющейся доступной информации о существующих АСУ ЭК показал, что они в значительной мере не охватывают весь спектр межструктурного взаимодействиям при согласовании внешнеэкономических сделок, не позволяют осуществлять электронное голосование при наличии экспертной комиссии в организации (в т.ч. с использованием электронно-цифровых подписей), не позволяют вести мониторинг осуществления экспортного контроля внешнеэкономической деятельности различными подразделениями (что особенно актуально для крупных организаций, имеющих разветвленную филиальную сеть, или университетов с большим количеством факультетов и институтов). Кроме того, в них отсутствует возможность формирования сбора и выведения статистической информации согласно формам отчетности для ФСТЭК России во время плановых проверок. Важно отметить также, что существующие АСУ ЭК не универсальны в своем исполнении и наполнении, так как разработаны для нужд отдельных организаций (например, вузов), что ограничивает сферы их применения в учреждениях иной специализации (промышленные предприятия, научно-исследовательские организации и др.). Отсутствует синхронизация различных информационно-коммуникационных подходов к оптимизации работы ВПЭК.

Разработанная сотрудниками ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта» Лялиной А.В., Зюбиным А.Ю., Патриным М.Д., Синюхиным А.О. при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [7, 8, 9] Автоматизированная система экспортного контроля «Система экспортного контроля организации» (далее - АСУ «Система экспортного контроля организации») призвана ликвидировать существующие ограничения.

АСУ «Система экспортного контроля организации» имеет модульный характер, так что каждый блок может быть надстроен в соответствии с нуждами организации и требованиями законодательства. Так, например, АСУ «Система экспортного контроля организации», реализованная на базе ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта» (далее - АСУ «Система экспортного контроля БФУ им. И. Канта»), состоит из основных логических модулей:

• блок Комиссия экспертного контроля научных и образовательных структурных подразделений (институтов) (далее - экспертная комиссия);

• блок Комиссия экспортного контроля университета (КЭК);

• блок Активный пользователь;

• блок Статистика.

Для обеспечения гибкой работы АСУ «Система экспортного контроля БФУ им. И. Канта» и ее модулей, в ней реализован доступ для разных категорий пользователей с использованием персонифицированной пары логин-пароль, различающийся доступными возможностями и функционалом.

Самым широким доступом к работе АСУ «Система экспортного контроля БФУ им. И. Канта» имеет Специалист по обеспечению экспортного контроля (далее - специалист). Он может просматривать, фильтровать и удалять находящиеся в АСУ «Система экспортного контроля БФУ им. И. Канта» документы, загружать новые документы в уровень КЭК (материалы экспорта, заключение и протокол заседания экспертной комиссии, акт идентификационной экспертизы), читать и

загружать (содержательно наполнять соответствующие разделы) нормативную документацию по экспортному контролю и открытому опубликованию, инструкции пользователей, порядок и процедуры проведения экспортного контроля, контактную информацию. Может формировать сбор статистической информации о работе системы, генерировать автоматическое заполнение отчетных форм. Управляет процессом взаимодействия экспертной комиссии и КЭК в части голосования по объектам экспорта. Выводит на печать заключение и протокол заседания КЭК, составленные автоматически по результатам голосования. Может пользоваться поисковой программой для ЭВМ «Идентификация товаров и технологий в целях экспортного контроля». Специалист может осуществлять взаимодействие с активным пользователем, а именно получать от него документы для экспертизы (в разделах Договоры и Заявки), и отправлять ему в системе копии готовых заключений и протоколов.

Член КЭК может просматривать, фильтровать и выводить на печать список документов, загруженных на голосование в уровень КЭК, может читать сами документы, выгружать документы, по которым завершено голосование и принято положительное решение об экспорте, оставлять свои комментарии, голосовать, пользоваться поисковой программой для ЭВМ «Идентификация товаров и технологий в целях экспортного контроля», смотреть комментарии и голоса других членов КЭК, читать нормативную документацию по экспортному контролю, читать инструкцию пользователя, читать порядок и процедуры проведения экспортного контроля в ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта», смотреть контакты.

Секретарь экспертной комиссии может просматривать и выводить на печать список документов, загруженных в уровень экспертной комиссии АСУ «Система экспортного контроля БФУ им. И. Канта», может просматривать, фильтровать и выгружать документы, относящиеся к работе экспертной комиссии соответствующего структурного подразделения, пользоваться поисковой программой для ЭВМ «Идентификация товаров и технологий в целях экспортного контроля», загружать документы (материалы экспорта, заключение и протокол заседания экспертной комиссии, акт идентификационной экспертизы), читать нормативную документацию по экспортному контролю и открытому опубликованию, читать инструкцию пользователя, читать порядок и процедуры проведения экспортного контроля в ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта», смотреть контакты. Секретарь экспертной комиссии может выводить на печать заключение и протокол заседания экспертной комиссии, составленные автоматически по результатам голосования членов ЭК и осуществлять взаимодействие с активным пользователем, а именно получать от него документы для экспертизы, и отправлять ему в системе копии готовых заключений и протоколов.

Член экспертной комиссии может просматривать, фильтровать и выводить на печать список документов, загруженных на голосование в уровень экспертной комиссии, может читать сами документы, выгружать документы, по которым завершено голосование и принято положительное решение об открытом опубликовании, оставлять свои комментарии, голосовать, смотреть комментарии и голоса других членов экспертной комиссии, читать нормативную документацию по открытому опубликованию, читать инструкцию пользователя, смотреть контакты.

Активный пользователь имеет право загружать в систему материалы, предназначенные для экспертизы, выбирая при этом соответствующее место расположения документа в зависимости от вида документа, и указывая уровень, на котором должен быть рассмотрен документ - экспертная комиссия или КЭК, а также заказывать копии заключения и протокола по результатам голосования. Может пользоваться поисковой программой для ЭВМ «Идентификация товаров и технологий в целях экспортного контроля», читать инструкцию пользователя, смотреть контакты, читать нормативную документацию по экспортному контрою, читать порядок и процедуры проведения экспортного контроля в ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»,

отслеживать статус голосования членов экспертной комиссии или членов КЭК (в случае необходимости).

По результатам реализации АСУ «Система экспортного контроля БФУ им. И. Канта» на базе ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта» в университете существенно снизился бумажный документооборот в части экспортного контроля, уменьшилась нагрузка как на пользователей системы, так и на административный аппарат. Увеличилась общая эффективность прохождения процедур экспортного контроля в университете. Появилась возможность простой и быстрой подготовки статистической информации согласно формам отчетности по запросу ФСТЭК России в ходе плановой проверки.

Список литературы /References

1. Федеральный закон № 372-Ф3 от 21.12.2013 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экспортном контроле» // СПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон № 183-Ф3 от 18.07.1999 (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле» // СПС КонсультантПлюс.

3. Представитель Верховного суда Башкирии: Ни прокуратура, ни Кайбышев не имеют желания обжаловать приговор // Сайт информационного агентства REGNUM. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/689975.html (дата обращения: 07.05.2017 г.).

4. Внутренние программы экспортного контроля // Сайт ФСТЭК России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/vnutrifirmennyeprogrammy/293vnutrifirmennayaprogramma/ (дата обращения: 07.05.2017 г.).

5. Постановление Правительства РФ от 23 октября 2014 г. № 1095 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам экспортного контроля» // СПС КонсультантПлюс.

6. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю // Официальный интернет-портал государственных услуг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/structure/10000001025/ (дата обращения: 07.05.2017).

7. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015662035 «Активный пользователь автоматизированной системы управления» (дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 16 ноября 2015 г.).

8. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015662036 «Автоматизированная система экспортного контроля университета» (дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 16 ноября 2015 г.).

9. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Автоматизированная система экспортного контроля организации» (7 мая 2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.