Научная статья на тему 'Политические и экономические аспекты участия России в Вассенаарских договоренностях'

Политические и экономические аспекты участия России в Вассенаарских договоренностях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
966
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЖИМЫ / ВАССЕНААРСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ / ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАВКАМ ТОВАРОВ ДВОЙНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / EXPORT CONTROLS / INTERNATIONAL REGIMES / THE WASSENAAR ARRANGEMENT / REQUIREMENT FOR DUAL-USE GOOD TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревенко Лилия Сергеевна, Ревенко Николай Сергеевич

Современная военно-политическая ситуация в мире ставит вопрос о необходимости использования всех имеющихся у России возможностей для противодействия направленных против нее действиям. Одну из возможностей предоставляет участие страны в международных режимах экспортного контроля, в том числе в Вассенаарских договоренностях (ВД). Членство в ВД позволяет России поддерживать свой международный статус, содействовать укреплению международной стабильности, гарантировать ненаправленность этого форума против нее, участвовать в выработке решений, затрагивающих ее экономические интересы. Участие в ВД важно также с точки зрения модернизации структуры экономики России в направлении перехода к новому технологическому укладу, который сопровождается появлением новых групп инновационных продуктов и модификацией существующих. Одним из условий для осуществления их экспорта является контроль за пересечением границ страны товарами и услугами двойного использования. Вассенаарские договоренности созданы на замену КОКОМ в 1995 г. в целях содействия региональной и международной безопасности и стабильности. В рамках форума проводится большая работа по совершенствованию контроля за поставками обычных вооружений и высокотехнологичных товаров двойного использования. Российская система экспортного контроля полностью отвечает требованиям международных режимов экспортного контроля, в том числе ВД, и эффективно работает. Вывоз из России контролируемых товаров или их передача иностранным лицам на российской территории возможны только на основании решений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации. В современных условиях развития НТП обостряется дилемма между необходимостью поддержки экспортеров через снижение административных барьеров и обеспечением интересов безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Wassenaar Arrangement and Russian High-Tech Export

The current military and political situation in the world raises the necessity of use by Russia of all existing tools to counter actions targeted against it. Participation of the country in international export control regimes, including the Wassenaar Arrangement (the WA), is one of these tools. Membership in the WA allows to Russia to maintain its international status, to contribute to strengthening of international stability, to ensure the non-targeting of this forum against the country, to participate in the development of decisions affecting its interests. Participation in the WA is also important from the view of modernizations of Russian economy towards transition to a new technological mode accompanied by emergence of new groups of innovative products and modification of existing ones. Control of crossing the country's borders by dual-use goods and services is one of conditions for carrying out their export. The Wassenaar Arrangement was established in 1995 to replace COCOM in order to contribute to regional and international security and stability. A huge work is carried out within the forum aimed at enhancing control over transfers of conventional weapons and high-tech dual-use goods. Russian export control system fully meets requirements of international export control regime, including the WA, and effectively functions. Export of the controlled goods from Russia or their transfer to foreign individuals and legal entities are possible only on the basis of decisions of the Export control Commission of the Russian Federation. The dilemma between the need to support exporters by reducing administrative barriers and the ensuring security interests of the country gain momentum in current stage of scientific-and-technological advance development.

Текст научной работы на тему «Политические и экономические аспекты участия России в Вассенаарских договоренностях»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В ВАССЕНААРСКИХ ДОГОВОРЕННОСТЯХ

Л.С. Ревенко, Н.С. Ревенко

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, проспект Вернадского, д. 76. Центр исследований международных экономических отношений, Институт экономической политики и проблем экономической безопасности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. 125993, г. Москва, Ленинградский проспект 49.

Современная военно-политическая ситуация в мире ставит вопрос о необходимости использования всех имеющихся у России возможностей для противодействия направленных против нее действиям. Одну из возможностей предоставляет участие страны в международных режимах экспортного контроля, в том числе в Вассенаарских договоренностях (ВД).

Членство в ВД позволяет России поддерживать свой международный статус, содействовать укреплению международной стабильности, гарантировать ненаправленность этого форума против нее, участвовать в выработке решений, затрагивающих ее экономические интересы.

Участие в ВД важно также с точки зрения модернизации структуры экономики России в направлении перехода к новому технологическомуукладу, который сопровождается появлением новых групп инновационных продуктов и модификацией существующих. Одним изусловий для осуществления ихэкспорта является контроль за пересечением границ страны товарами и услугами двойного использования.

Вассенаарские договоренности созданы на замену КОКОМ в 1995г. в целях содействия региональной и международной безопасности и стабильности. В рамках форума проводится большая работа по совершенствованию контроля за поставками обычных вооружений и высокотехнологичных товаров двойного использования.

Российская система экспортного контроля полностью отвечает требованиям международных режимов экспортного контроля, в том числе ВД, и эффективно работает. Вывоз из России контролируемых товаров или их передача иностранным лицам на российской территории возможны только на основании решений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

В современных условиях развития НТП обостряется дилемма между необходимостью поддержки экспортеров через снижение административных барьеров и обеспечением интересов безопасности страны.

Ключевые слова: экспортный контроль, международные режимы, Вассенаарские договоренности, требования к поставкам товаров двойного использования.

Современная военно-политическая ситуация в мире, для которой характерны обострение противоречий между Россией и западными странами во главе с США, продолжающиеся региональные конфликты, политическая нестабильность в отдельных регионах и странах, а также попытки использования различных рычагов давления на Россию с целью подрыва ее политических и экономических позиций и смены политического руководства в стране выводят на первый план необходимость использования всех имеющихся у России возможностей для противодействия таким действиям. Одну из таких возможностей предоставляет участие России в международных режимах экспортного контроля.

Членство нашей страны в таких режимах преследует несколько целей.

Во-первых, являясь правопреемницей Советского Союза и постоянным членом Совета Безопасности ООН, Россия обязана поддерживать свой статус мировой политической и военной державы, чей голос должен учитываться при принятии решений, имеющих общечеловеческое значение.

Во-вторых, задачей международных режимов экспортного контроля является укрепление режимов нераспространения оружия массового поражения (ОМП) и содействие международной стабильности путем предотвращения приобретения отдельными странами ракет для его доставки и современных обычных вооружений. Участвуя в их деятельности, Россия вносит существенный вклад в выполнение этой задачи.

В-третьих, все меры, разрабатываемые в рамках международных режимов экспортного контроля, действуют применительно к поставкам в третьи страны, то есть не являющиеся участницами этих многосторонних механизмов. Это, с одной стороны, гарантирует, что деятельность международных режимов с участием России не будет направлена против нашей страны, с другой - создает условия для поступления в Россию из-за рубежа высокотехнологичных товаров, поскольку заявки на экспорт высоких технологий партнеру по режиму имеют гораздо больше шансов на одобрение органами экспортного контроля государства-поставщика.

В-четвертых, членство России в режимах дает ей возможность участвовать в выработке решений о внесении изменений в основополагающие документы форумов, в т.ч. касающихся критериев осуществления поставки. Имеет также большое практическое значение участие российских экспертов в работе по корректировке контрольных списков. Как следствие, из списков выводятся товары и технологии, являющиеся важными позициями российского экспорта, а предложения о включении в списки предметов, имеющих широкое гражданское применение, порой не получают консенсуса из-за возражений российской делегации.

Участие в международных режимах экспортного контроля важно также с точки зрения

модернизации структуры экономики России в направлении перехода на инновационную модель развития, которая имеет множество аспектов и структурно подчиненных проблем. Складывающиеся новые контуры взаимодействия геополитических, экономических, технологических условий развития страны предполагают необходимость осмысления на современном этапе тех из них, которые являются реалиями хозяйственной жизни на протяжении среднесрочного и долгосрочного периодов.

В теории и практике торговой политики экспортный контроль относится к нетарифным ограничениям. При высокой степени разработанности тематики, связанной с торгово-по-литическими аспектами хозяйственной жизни стран мира, проблематика экспортного контроля раскрыта весьма скромно. Это объясняется не только сложностью взаимодействия интересов и функций различных структур, обеспечивающих его реализацию, но и определенной закрытостью информационных пластов.

Практическими вопросами экспортного контроля на международном уровне во всех странах, имеющих соответствующие национальные системы, занимаются межведомственные структуры (комиссии, комитеты, группы экспертов и т.д.). Фактически это одно из направлений дипломатии, целью которого является комплексная защита политических, военных, экономических интересов страны с использованием торго-во-политического инструментария [3, с. 49-50]

Основными источниками и теоретической основой для исследования тематики экспортного контроля являются документы многосторонних режимов, нормативно-правовые акты России и развитых стран, отдельные немногочисленные публикации по тематике экспортного контроля -в основном в контексте проблематики нераспространения ОМП. В статье также обобщен опыт дипломатической работы одного из ее авторов, который в течение 10 лет участвовал с российской стороны вначале в работе по созданию Вас-сенаарских договоренностей - одного из пяти многосторонних режимов экспортного контроля и затем в деятельности этого форума.

Междисциплинарный подход к решению проблем экспортного контроля является базовым как в деятельности Вассенаарских договоренностей, так и для российской системы экспортного контроля и, соответственно, лежит в основе методики данного исследования.

Важнейшей чертой современного этапа экономического развития стран мира является переход к новому технологическому укладу. При этом, как справедливо отмечается в трудах С.Ю. Глазьева, «в ходе каждого структурного кризиса мировой экономики, сопровождающего процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются новые возможности экономического роста» [2, с. 200]. При этом на «восходящей волне наиболее интенсивно эксплуатируется конструкторская ветвь технического

прогресса, связанная с ростом новых отраслей производства» [4, с. 374] и, соответственно, появлением новых товаров.

Сценарии и прогнозы развития России предполагают опору на структуру формирующегося нового технологического уклада с целью преодоления отставания страны в сфере создания высокотехнологичных товаров - как для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, так и для поставок на внешние рынки.

Такой подход соответствует общемировой тенденции. Создание новых продуктов и модернизация существующих идет не только в направлении удовлетворения внутренних потребностей, но и с ориентацией на внешний спрос. При этом «среди основных направлений НТП, оказывающих влияние на мировые товарные рынки, важно выделить те из них, которые формируются конвергентными технологиями, определяющими коммерческий потенциал его современной волны. Основанием для подобного предположения является активное взаимное проникновение (конвергенция) результатов научных исследований различных дисциплин и, соответственно, методов воздействия на материальный мир с целью получения новых товаров» [11, с. 31].

Несмотря на низкую долю высокотехнологичной продукции в современном российском экспорте (по данным директора Института нового индустриального развития им. С.Ю. Витте С.Д. Бодрунова, она снизилась с 18,3% в 2003 г. до 8,4% в 2013 г.), стратегические ориентиры экономического развития страны нацелены на инновационный путь [1, с. 160].

Потенциал развития российского высокотехнологичного экспорта можно оценить по ряду документов, одним из которых является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Ее целевые показатели включают:

- «увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40-50% к 2020 году (в 2009 году - 9,4 %);

- увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5-10% в 5-7 и более секторах экономики к 2020 г.;

- увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2% к 2020 г. (в 2008 г. - 0,25%);

- увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17-20% к 2020 г. (в 2009 г. -12,7%);

- увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35% к 2020 г. (в 2010 г. - 4,9 %)» [15].

Прогноз социально-экономического развития России до 2030 года в его форсированном сценарии предполагает «концентрацию усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг» [7].

Однако стратегическая задача расширения экспорта такой продукции из России не может решаться без выполнения ряда условий, находящихся за рамками технологических, инвестиционных, ресурсных и организационных проблем.

Одним из таких условий является контроль за пересечением границ страны товарами и услугами, использование которых за рубежом может способствовать разработке и производству ОМП, ракет для его доставки и современных обычных вооружений и тем самым подорвать режимы нераспространения, потенциально нанести ущерб России в сфере безопасности.

Система экспортного контроля России, призванная решать эти задачи, была создана в 1992 г. Составными ее элементами являются:

- законодательство и нормативная база (Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. №183-ФЗ, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации);

- списки товаров и технологий, экспорт которых контролируется;

- лицензирование поставок за рубеж контролируемых товаров;

- комплекс правоприменительных мер по обеспечению выполнения экспортерами требований экспортного контроля [13, с. 59].

При создании этой системы учитывались рекомендации пяти международных режимов экспортного контроля. Четыре из них (Группа ядерных поставщиков, Комитет Цангера, Режим контроля за ракетными технологиями и Австралийская группа) ставят своей целью предотвращение распространения ОМП и баллистических ракет, способных его доставлять. Вассенаарские договоренности регулируют передачи обычных вооружений и товаров двойного использования, применяемых при их разработке и производстве.

Как известно, ранее поставки товаров, входящих в компетенцию ВД, контролировались в рамках Координационного комитета многостороннего экспортного контроля (КОКОМ), созданного в ноябре 1949 г. для ограничения поставок высоких технологий в СССР и другие социалистические страны. Действовавшая в КОКОМ процедура принятия решений практически исключала получение Советским Союзом многих нужных для его экономики товаров, поэтому для закупок контролируемых этим форумом оборудования, товаров и технологий применялись разного рода обходные схемы с участием посредников. В итоге СССР получал далеко не все необходимые ему товары, а исполь-

зуемые схемы приобретения вели к удорожанию закупаемых товаров.

Основой для контроля в рамках КОКОМ были 3 списка:

- Ядерный список, в который входили расщепляющиеся материалы, ядерные реакторы и другое оборудование;

- Военный список, содержавший все товары и технологии военного назначения;

- Промышленный список, включавший товары и технологии, используемые при создании и производстве обычных вооружений [20, с.155].

Бессмысленность сохранения этой структуры стала очевидной сразу после окончания «холодной войны», но для ее ликвидации потребовалось несколько лет. Лишь на встрече «высокого уровня» КОКОМ 16 ноября 1993 г. было принято решение о роспуске этой организации и учреждении ей на замену Нового форума экспортного контроля [19, с. 33]. В итоге КОКОМ прекратил свое существование в ночь с 31 марта на 1 апреля 1994 г.

Необходимость в создании новой структуры была связана с тем, что после ликвидации КОКОМ появился пробел в контроле за передачами обычных вооружений и товаров и технологий, используемых для их разработки и производства, а их бесконтрольные поставки могли бы негативно сказаться на поддержании стабильности как в мире в целом, так и в его отдельных регионах.

Решением упомянутой встречи «высокого уровня» предусматривалось, что соучредителями Нового форума будут 17 стран - членов КОКОМ, Россия и государства Восточной Европы. Однако приглашение России затянулось на полтора года, поскольку со стороны США были выставлены неприемлемые условия. Лишь в июне 1995 г. была найдена компромиссная развязка, и осенью российские представители присоединились к работе по разработке основополагающих документов форума. Несколько раундов переговоров в рамках трех рабочих групп завершились принятием на встрече в пригороде Гааги Вассе-нааре в декабре 1995 г. решения о создании режима, который получил официальное название «Вассенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного использования» (ВД). Поскольку в ходе переговоров выявились существенные разногласия в подходах сторон к содержанию Руководящих принципов, было решено назвать их Первоначальными элемента-ми1. В соответствии с этим документом, целью форума является «содействие региональной и международной безопасности и стабильности путем повышения транспарентности и ответственности в области передач обычных вооружений, товаров и технологий двойного использования, чтобы препятствовать таким образом дестабилизирующим накоплениям» [18].

Участники согласились с тем, что режим «должен дополнять и усиливать, избегая при этом дублирования, существующие режимы контроля за ОМУ и средствами их доставки, равно как и другие международно признанные меры, направленные на повышение транспарентности и большей ответственности» [18]. По предложению России в документ было включено положение о ненаправленности договоренностей против какого-либо государства или группы государств, непрепятствовании законным гражданским сделкам и праву государств приобретать законные средства самообороны согласно статье 51 Устава ООН [18].

Другими основополагающими документами режима, одобренными первым пленарным заседанием ВД, состоявшимся в апреле 1996 г. в Вене, являются список вооружений и список товаров и технологий двойного использования.

Хотя Россия участвовала в разработке списка вооружений, она заявила, что рассматривает его как справочный, то есть для иллюстрации того, в каких вооружениях применяются конкретные товары двойного использования. Аналогичной позиции придерживалась Франция2, а позже эту же оговорку сделала Украина, принятая в ВД в конце 1990-х гг.

«Базовый» список состоит из 9 категорий товаров и технологий двойного использования: специальные материалы и связанные с ними оборудование и снаряжение; обработка материалов; электроника; вычислительная техника; телекоммуникации (часть 1) и защита информации (часть 2); датчики и лазеры; навигация и авиационная электроника; морское дело; авиационно-космическая промышленность и двигательные/силовые установки [14].

Основным принципом, использованным при его формировании, была важность тех или иных товаров и технологий для создания современных обычных вооружений. Одновременно участники стремились не включать в него товары, имеющие широкое гражданское применение. По этой причине многие позиции из этого списка имеют четко сформулированные технические параметры. Так, в категорию 3 вошли электронно-оптические и оптические интегральные схемы для обработки сигналов, которые имеют по крайней мере по одному лазерному диоду и внутреннему светочувствительному элементу, а также световоды.

Другим примером является входящее в категорию 6 оборудование, которое разработано для подводной топографической съемки морского дна, имеет скорость промеров более 3800 и может эксплуатироваться на глубине более 300 м.

«Базовый список имеет два приложения -«чувствительных» и «весьма чувствительных» предметов3, в которые вошли товары и техноло-

1 В 2003 г. получил название «Руководящие принципы и процедуры, включая Первоначальные элементы».

2 В 2003 г. Франция сняла эту оговорку.

3 С 2003 г. называются «чувствительным списком» и «особо чувствительным списком».

гии, являющиеся ключевыми для производства современных вооружений и военной техники.

В эти приложения включены такие товары и технологии, как токарные и фрезерные станки с высокой точностью позиционирования и имеющие не менее пяти осей (при этом, для контурного управления они могут быть скоординированы вдоль любой линейной оси); атомные эталоны частоты, пригодные для использования в космосе; обитаемые непривязные подводные аппараты, предназначенные для работы на глубине более 1 километра или способные автономно непрерывно работать в течение не менее 10 часов, и имеющие радиус действий не менее 25 морских миль; активные системы снижения шума или шумоподавления; материалы для поглощения электромагнитных волн в области конкретных частот.

Было достигнуто понимание того, что эти приложения применяются для целей транспарентности, поэтому для включенных в них позиций разработаны специальные процедуры направления уведомлений о поставках и отказах в выдаче экспортных лицензий. А при поставке включенных в приложения товаров должна проявляться «особая бдительность».

За время, прошедшее после создания ВД, произошла определенная эволюция этого многостороннего режима экспортного контроля.

Во-первых, был разработан целый ряд документов, а именно:

- Элементы для объективного анализа и оказания помощи по вопросу потенциально дестабилизирующих накоплений обычных вооружений;

- Рекомендации по наилучшим практикам экспорта легкого и стрелкового оружия;

- Основы экспортного контроля за переносными зенитно-ракетными комплексами;

- Основы эффективного законодательства по оружейной брокерской деятельности;

- Наилучшие практики осуществления контроля за неосязаемыми передачами технологий;

- Наилучшие практики для предотвращения дестабилизирующих передач легкого и стрелкового оружия;

- Рекомендации по наилучшим практикам в отношении внутрифирменных программ соблюдения правил поставок товаров и технологий двойного использования;

- Рекомендации по наилучшим практикам контроля за последующей передачей (реэкспортом) систем обычных вооружений;

- Основы контроля за транспортировкой обычных вооружений между третьими странами;

- Заявление о взаимопонимании о контроле за товарами двойного использования, не включенными в контрольный список.

Пленарное заседание ВД, состоявшееся 2-3 декабря 2015 г., утвердило Рекомендации по наилучшим практикам по вопросам транзита и перегрузок.

Эти документы являются важным подспорьем органам экспортного контроля государств-участников ВД в принятии решений о выдаче экспортных лицензий на поставку контролируемых товаров и технологий. Например, для поддержания региональной стабильности имеет большое значение предотвращение чрезмерных, то есть в количестве, превышающем потребности национальной обороны, поставок легкого и стрелкового оружия. Ведь именно с его применением происходят многие региональные конфликты и «цветные» революции. Попадание переносных зенитно-ракетных комплексов в руки террористов может иметь следствием гибель пассажиров гражданских воздушных судов. Всегда также существует риск того, что поставленные через посредников или через перевалочные пункты контролируемые товары будут использоваться в незаявленных целях, подрывая тем самым международную безопасность и стабильность.

Во-вторых, был несколько расширен и существенно детализирован основанный на Регистре ООН список категорий обычных вооружений, в соответствии с которым участники обмениваются уведомлениями о поставках. Так, в соответствии с Регистром обычных вооружений ООН, страны ежегодно обмениваются уведомлениями о количестве поставленных ими в течение предыдущего календарного года вооружений и военной техники по 7 категориям: боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы большого калибра, боевые самолеты, боевые вертолеты, военные корабли, ракеты и ракетные системы. В ВД обмен уведомлениями осуществляется 2 раза в год по 8 категориям (к указанным семи добавлена восьмая - «Легкое и стрелковое оружие - переносные виды оружия, изготовленные или модифицированные для военного применения в качестве смертоносных средств войны». Кроме того, детализированы отдельные категории Регистра ООН путем разделения их на подкатегории по целям использования и калибра.

Методично велась работа по совершенствованию контрольного списка товаров двойного использования путем включения в него новых технологий, изменения технических параметров конкретных контролируемых позиций и выведения из-под контроля товаров, получивших массовое гражданское применение. Например, в 2015 году с 8 до 12,5 взвешенных Терафлопс был повышен показатель приведенной пиковой производительности цифровых ЭВМ. Одновременно из списка было исключено требование о том, что ЭВМ, сопутствующее оборудование и программное обеспечение, которое способно осуществлять криптоанализ, криптографию и выполнять другие функции, такие как сертифицируемая многоуровневая защита информации, должны быть также изучены на предмет соответствия характеристикам, указанным в категории 5.2. (защита информации).

Наконец, необходимо отметить такие направления деятельности ВД, как встречи сотрудников лицензионных и правоохранительных органов (ЬБОМ) и информобмен в рамках ежегодных пленарных заседаний. На встречах ЬБОМ производится полезный обмен опытом сотрудников национальных органов, вовлеченных в экспортный контроль, о применении на практике принципов ВД и разработанных в их рамках «наилучших практик». В ходе информоб-мена участники доводят до сведения остальных партнеров свое видение ситуации в отдельных странах и регионах, привлекают внимание к продолжающимся конфликтам и назревающим конфликтным ситуациям, действиям импортеров и посредников с целью обхода экспортных ограничений.

На протяжении всего периода существования ВД российская делегация активно участвовала в этой работе, содействуя тем самым повышению эффективности форума, а также создания благоприятных условий для поступления в нашу страну современных технологий.

Важно отметить, что в силу специфики товаров, контролируемых Вассенаарскими договоренностями, этот многосторонний механизм является скорее не режимом, а форумом, в рамках которого участники согласовывают свои национальные подходы. Например, в отличие от Группы ядерных поставщиков, Режима контроля за ракетными технологиями и Австралийской группы в ВД не применяется политика «неподрыва» (требование о проведении предварительных консультаций перед принятием решения о поставке какого-либо товара конкретному зарубежному покупателю, если ранее от одного из участников режима поступило уведомление об отказе в осуществлении аналогичной сделки). Это связано с тем, что поставки вооружений являются частью национальной политики каждого государства. Кроме того, целью ВД является не укрепление режимов нераспространения ОМП и предотвращение поставок в интересах создания баллистических ракет большой дальности, а препятствование дестабилизирующим накоплениям обычных вооружений [18]. В этой связи страны обмениваются лишь уведомлениями об осуществленных поставках товаров двойного использования, причем по строго ограниченной номенклатуре товаров и в основном в агрегированной (т.е. об общем количестве) форме.

Применительно к теме статьи принципиально важно зафиксированное в Руководящих принципах положение о том, что «решение о передаче или отказе в передаче любого товара будет являться исключительной ответственностью каждого государства-участника» [18]. Таким образом, российские компетентные органы самостоятельно выдают заключение о возможности экспорта на основе согласованных в многостороннем формате критериев и списков.

В России головным органом является Комиссия по экспортному контролю Россий-

ской Федерации (КЭК), задачей которой является координация деятельности российских ведомств, а также организационное и методическое руководство работами по тематике экспортного контроля. А непосредственная реализация государственной политики и организация межведомственного взаимодействия в этой области возложена на Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) [16]. Эта служба принимает заявки от российских экспортеров, организует проведение государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами, технологиями и услугами, а также готовит, оформляет и выдает разрешения КЭК на осуществление внешнеэкономических операций и экспортные лицензии [12, с. 59].

Под поставками за рубеж контролируемых товаров понимается их вывоз и (или) передача иностранным лицам, международным организациями или их представителям независимо от способа передачи. Таким образом, поставки включают в себя не только физическое перемещение товаров и технологий через границу, но и пересылку почтой или передачу технических данных по электронным каналам связи [10].

Чтобы получить разрешение на поставку предметов, входящих в составленный на основе вассенаарского контрольный список товаров и технологий двойного использования [14], экспортер должен представить в ФСТЭК России:

- заявление о выдаче разрешения;

- копию документа, удостоверяющего личность;

- документ, в котором подтверждаются цель вывоза и срок нахождения за рубежом контролируемых товаров и технологий;

- обязательство возвратить на территорию России вывозимые предметы;

- документы с информацией о том, содержатся ли в вывозимых товарах в форме технических данных сведения, составляющие государственную тайну [10].

Важным условием для выдачи положительного заключения о возможности экспорта является указание в прилагаемом договоре или контракте цели и места использования передаваемых товаров и технологий, их конечного пользователя, а также обязательства иностранного покупателя о том, что полученные из России товары или технологии будут использоваться лишь в заявленных целях и не будут модифицироваться, копироваться, кому-либо передаваться или реэкспортироваться без письменного на то разрешения российского поставщика, согласованного с ФСТЭК России [10].

При передаче предметов из разделов 2 и 3 списка («чувствительные» и «весьма чувствительные» товары и технологии) в форме технических данных в страны, которые не являются участниками ВД, требуется письменное подтверждение этих обязательств со стороны уполномоченного на то органа государства, в котором

такие предметы будут использоваться. Кроме того, ФСТЭК России может установить в качестве обязательного условия предоставление конечным пользователем российскому участнику ВЭД права проверки их использования [10].

Вывоз из России контролируемых товаров или их передача иностранным лицам на российской территории возможны только на основании лицензий (разовых или генеральных), которые выдаются ФСТЭК России.

Право на получение генеральной лицензии, которая выдаётся на основании решений российского правительства, имеют лишь юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, создавшие внутреннюю программу экспортного контроля и получившие свидетельство о государственной аккредитации.

Важно отметить, что из списка технологических платформ, разработанного для целей высокотехнологичного развития страны, под правила экспортного контроля, согласованные в рамках ВД, подпадает потенциальная экспортная деятельность почти всех структур [9]. В этом контексте создание внутренних программ экспортного контроля, с одной стороны, содействует выполнению российскими экспортерами требований экспортного контроля, с другой -упрощает получение ими разрешения на осуществление экспорта, снижает людские и финансовые издержки.

В целях оказания организационно-методической помощи российским экспортерам в разработке и внедрении внутренних программ экспортного контроля (ранее называлось внутрифирменной системой) Федеральной службой по валютному и экспортному контролю, в сферу компетенции которой ранее входила эта тематика, было разработано методическое руководство. В соответствии с этим документом, под такой программой понимается «комплекс мер, добровольно осуществляемых предприятиями и организациями и направленных на то, чтобы экспорт материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг и принятия решений в этой области осуществлялись ответственно при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации» [5]. Основной целью этой работы является создание в организации проверочного механизма, который обеспечивал бы легитимность внешнеэкономических сделок, облегчал соблюдение процедур получения экспортных лицензий, а также не допускал поставок товаров и технологий, способных нанести ущерб государственным интересам Российской Федерации либо нарушить ее международные обязательства [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методическим руководством, в частности, предусмотрено:

- назначение на предприятии (в организации) должностного лица, ответственного за вопросы экспортного контроля, в помощь которому придается персонал и соответствующие средства;

- комплексная проверка (скрининг) внешнеэкономических операций в плане соответствия их экспортноконтрольным требованиям с тем, чтобы выявить подозрительные заказы и избежать осуществления сомнительных сделок;

- классификационная оценка поставляемых товаров и технологий для выявления тех из них, которые подлежат экспортному контролю;

- проверка конечного использования с точки зрения надежности покупателя и конечного пользователя поставляемых предметов, а также выявления рисков, связанных с возможным переключением предметов поставки на запрещенные цели или другому несанкционированному назначению [5].

Для выявления подозрительных заказов и оценки надежности заказчика и конечных пользователей одной из предлагаемых этим документом действенных мер является доведение до сведения сотрудников, которые участвуют в осуществлении внешнеэкономической деятельности и отвечают за экспортный контроль, признаков («индикаторов») риска [5].Следует также отметить, что в целях повышения эффективности внутренних программ экспортного контроля целесообразно их внедрение на каждом входящем в корпорации предприятии, имеющем право на осуществление внешнеэкономической деятельности.

В заключение следует отметить два аспекта в контексте темы данной статьи.

Во-первых, участие России в ВД и других режимах экспортного контроля не даёт гарантий введения против нее ограничений на поставку контролируемых товаров. Как было отмечено выше, в рамках всех режимов согласовывается политика поставок в страны-непартнеры. В то же время, любая страна вправе вводить ограничения против любого государства исходя из своих политических и военных интересов. Например, даже в середине 1990-х гг. прошлого века, когда российско-американские отношения были на достаточно высоком уровне, Соединенные Штаты не разрешали экспорт в Россию многих предметов из ядерного списка. В США также получила большой резонанс поставка в 1996 г. американской фирмой «Силикон грэфикс» четырех мощных компьютеров для Минатома России, которые были установлены в Российском федеральном ядерном центре - Всероссийском научно-исследовательском институте прикладной физики в г. Снежинске, известном также как «Челябинск-70» [6]. В Вашингтоне утверждали, что эти компьютеры, якобы используемые для моделирования ядерных взрывов, поставлены в нарушение правил экспортного контроля и безуспешно требовали их вернуть. Против «Силикон грэфикс» министерством юстиции США были поданы судебные иски. По двум из них фирма выиграла судебные процессы в 1996 и в 2000 гг., а по третьему в 2002 г. согласилась на урегулирование в досудебном порядке, признав себя виновной в двух случаях нарушения экс-

портных ограничений, и заплатила за каждое по 500 тысяч долларов [17].

Во-вторых, в существующих экономических, политических и военно-политических условиях обостряется дилемма государственного регулирования экспорта из России обычных вооружений и товаров двойного использования. С одной стороны, продвижение их на внешних рынках предполагает, в качестве мер поддержки, снижение административных барьеров для экспортеров и рассмотрение российскими компетентными ведомствами в благоприятном ключе поступающих от них заявок на поставки, с другой - интересы безопасности страны требуют неукоснительного выполнения требований экспортного контроля. Поскольку даже в нынешней нестабильной обстановке в мире существует понимание общности данной проблемы для всех стран, производящих и экспортирующих

обычные вооружения и высокотехнологичные товары и услуги, роль многосторонних режимов экспортного контроля, в том числе Вассенаар-ских договоренностей, трудно переоценить. Дилемма «конкурентоспособность - безопасность» в ближайшие годы будет решаться в ВД за счет нахождения, в ходе дальнейшего обновления контрольных списков, баланса между интересами обеспечения международной стабильности и устранения препятствий для экспорта товаров и технологий, имеющих широкое гражданское применение, продолжения практики взаимного информирования в рамках режима об основных направлениях развития научно-технического прогресса, снижения уровня конфликтности интересов. Поскольку Россия является активной участницей ВД, такой подход соответствует интересам страны и, в конечном итоге, - интересам российских экспортеров и импортеров.

Список литературы

1. Бодрунов С.Д. Промышленная политика России: уроки прошлого, черты настоящего, дизайн будущего // Труды Вольного экономического общества России. Юбилейное издание. М.: Вольное экономическое общество России, 2015. 1115 с.

2. Глазьев С.Ю. О необходимости смены экономической политики России // Труды Вольного экономического общества России. Юбилейное издание. М.: Вольное экономическое общество России, 2015. 1115 с.

3. Исаченко Т.М. Экономическая дипломатия в условиях политического кризиса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2015. Вып. 3. С. 46-64.

4. Клинов В.Г. Мировые товарные рынки и цены : учебник / В.Г. Клинов, Л.С. Ревенко, Т.И. Ружинская; под ред. Л.С. Ревенко. М., МГИМО-Университет, 2012. 498 с.

5. Методическое руководство по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля [Электронный ресурс]. // ФСТЭК России. 02.12.2014. Режим доступа: ШрУЛ^ес. ru/eksportnyj-kontrol/vnutrifirmennye-programmy/292-metodicheskoe-rukovodstvo (дата обращения: 15.12.2015).

6. Мушинская М. Победа российской науки над американской администрацией // Коммерсантъ. 20.02.1997. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/172834 (дата обращения: 02.02.2016).

7. О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: пояснительная записка [Электронный ресурс]. // Минэкономразвития России. 08.11.2013. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20131108_5 (дата обращения: 08.02.2016).

8. Об экспортном контроле: Федеральный закон РФ от 18.07.1999 г. №183-ФЗ. [Электронный ресурс]. // ФСТЭК России. 16.09.2015. Режим доступа: http://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/96-zakony/309-federalnyj-zakon-rossijskoj-federatsii-ot-18-iyulya-1 999^-п-183^ (дата обращения: 29.11.2015).

9. Перечень технологических платформ: утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 01.04.2011, протокол № 2 [Электронный ресурс]. Минэкономразвития России. 03.04.2012. Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/621c0080472d8e 989276deb4415291f1/ptp_.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=621c0080472d8e989276deb4415291f1 (дата обращения: 08.02.2016).

10. Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники : утверждено постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 № 447 [Электронный ресурс]. // ФСТЭК России. 01.12.2014. Режим доступа: http://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/ zakonodatelstvo/99-postanovleniya/339-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federatsii-ot-7-iyunya-2001-g-n-447 (дата обращения: 08.02.2016).

11. Ревенко Л.С. Мировые товарные рынки: тенденции XXI века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2015. Вып. 3. С. 27-45.

12. Ревенко Л.С. Участие России в многосторонних режимах экспортного контроля как инструмент защиты российских экспортеров / Л.С.Ревенко, Н.С.Ревенко // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №7. С. 49-62.

13. Ревенко Н.С. Продвижение интересов российских экспортеров и импортеров через участие России в международных режимах экспортного контроля // Горизонты экономики. 2015. №4(23). С. 57-62.

14. Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль: утвержден указом Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 [Электронный ресурс]. // ФСТЭК России. 05.12.2014. Режим доступа: http://fstec.ru/component/attachments/download/210 (дата обращения: 15.11.2015).

15. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р [Электронный ресурс]. // Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: локальный. Дата обновления 15.12.2015.

16. Экспортный контроль в Российской Федерации [Электронный ресурс]. // ФСТЭК России. 12.05.2015. Режим доступа: http://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/obshchaya-informatsiya/94-obshchaya-informatsiya/301-obshchie-polozheniya (дата обращения: 28.11.2015).

17. SGI выплатила штраф за поставку в Россию мощных компьютеров [Электронный ресурс]. // Информационный портал Ferra.ru. 24.12.2002. Режим доступа: http://www.ferra.ru/ru/techlife/news/2002/12/24/sgi-vyplatila-shtraf-za-postavku-rossii-moschnyh-kompyuterov/#.Vk7dtr9mp5Y (дата обращения: 04.02.2016).

18. Guidelines & Procedures, including the Initial Elements [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. wassenaar.org/docs (дата обращения: 08.02.2016).

19. Lipson M. The Reincarnation of COCOM: Explaining Post-Cold War Export Controls // The Nonproliferation Review. 1999. Winter. Pp. 33-51. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cns.miis.edu/npr/pdfs/ lipson62.pdf (дата обращения: 08.02.2016).

20. Technology and East-West Trade. Senate Report No. 96-169, Congressional Record. Vol. 125. Washington, DC, 1979. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.princeton.edu/~ota/disk3/1979/7918/7918. PDF (дата обращения: 08.02.2016).

Об авторах

Ревенко Лилия Сергеевна - д.э.н., профессор кафедры международных экономических отношений и внешних экономических связей МГИМО МИД России. E-mail: liliarevenko@yandex.ru.

Ревенко Николай Сергеевич - ведущий научный сотрудник Центра исследований международных экономических отношений Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: reni100@yandex.ru.

THE WASSENAAR ARRANGEMENT AND RUSSIAN HIGH-TECH EXPORT

L.S. Revenko, N.S. Revenko

Moscow State Institute of International Relations (University); 76 Prospekt Vernadskogo, Moscow, 119454 Russia.

Research Center of International Economic Relations, Institute for Economic Policy and Economic Security, Financial University under the Government of the Russian Federation 125993, Moscow, Leningradsky prospekt, 49.

Abstract: The current military and political situation in the world raises the necessity of use by Russia of all existing tools to counter actions targeted against it. Participation of the country in international export control regimes, including the Wassenaar Arrangement (the WA), is one of these tools.

Membership in the WA allows to Russia to maintain its international status, to contribute to strengthening of international stability, to ensure the non-targeting of this forum against the country, to participate in the development of decisions affecting its interests.

Participation in the WA is also important from the view of modernizations of Russian economy towards transition to a new technological mode accompanied by emergence of new groups of innovative products and modification of existing ones. Control of crossing the country's borders by dual-use goods and services is one of conditions for carrying out their export.

The Wassenaar Arrangement was established in 1995 to replace COCOM in order to contribute to regional and international security and stability. A huge work is carried out within the forum aimed at enhancing control over transfers of conventional weapons and high-tech dual-use goods.

Russian export control system fully meets requirements of international export control regime, including the WA, and effectively functions.

Export of the controlled goods from Russia or their transfer to foreign individuals and legal entities are possible only on the basis of decisions of the Export control Commission of the Russian Federation.

The dilemma between the need to support exporters by reducing administrative barriers and the ensuring security interests of the country gain momentum in current stage of scientific-and-technological advance development.

Key words: export controls, international regimes, the Wassenaar Arrangement, requirement for dual-use good transfers.

References

1. Bodrunov S.D. Promyshlennaia politika Rossii: uroki proshlogo, cherty nastoiashchego, dizain budushchego [Industrial policy of Russia: lessons of the past, today features, design the future]. Trudy Vol'nogo ekonomi-cheskogo obshchestva Rossii. lubileinoe izdanie [Writings of the Free Economic Society. Jubilee edition]. Moscow, Vol'noe ekonomicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2015. 1115 p (In Russian)

2. Glaz'ev S.lu. O neobkhodimosti smeny ekonomicheskoi politiki Rossii [On the need for change economic policy of Russia]. Trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. lubileinoe izdanie [Writings of the Free Economic Society. Jubilee edition]. Moscow, Vol'noe ekonomicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2015. 1115 p (In Russian).

3. Isachenko T.M. Ekonomicheskaia diplomatiia v usloviiakh politicheskogo krizisa [Economic diplomacy in political crisis]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 5. Ekonomika. - Bulletin of the Sankt-Petersburg university. Issue 5. Economics, 2015, no. 3, pp. 46-64 (In Russian).

4. Klinov V.G., Revenko L.S., Ruzhinskaia T.I. Mirovye tovarnye rynki i tseny [World commodity markets and prices]. Moscow, MGIMO-Universitet Publ., 2012. 498 p (In Russian).

5. Metodicheskoe rukovodstvo po sozdaniiu na predpriiatii (v organizatsii) vnutrifirmennoi sistemy eksport-nogo kontrolia [Methodological guidelines for the creation of the in-house export control system in the enterprise (the organization]. FSTEC Russia. 02.12.2014. Available at: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ eh-gosudarstvo/j3p.htm (Accessed 15 December 2015) (In Russian).

6. Mushinskaia M. Pobeda rossiiskoi nauki nad amerikanskoi administratsiei [Victory of Russian science on American administration]. Kommersant, 20.02.1997. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/172834 (Accessed 02.02.2016) (In Russian)

7. O prognoze dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda [On the forecast of the long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2030]. Ministry of Economic Development of Russia. 08.11.2013. Available at: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20131108_5 (Accessed 10 December 2015) (In Russian).

8. Ob eksportnom kontrole. Federal'nyi zakon RF ot 18.07.1999 goda №183-FZ [On export controls. Federal law of the RF of 18.07.1999 no. 183-FZ]. FSTEC Russia. 16.09.2015. Available at: http://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/96-zakony/309-federalnyj-zakon-rossijskoj-federatsii-ot-18-iyulya-1999-g-n-183-fz (Accessed 29.11.2015) (In Russian).

9. Perechen' tekhnologicheskikh platform. Utverzhden resheniem Pravitel'stvennoi komissii po vysokim tekh-nologiiam i innovatsiiam ot 01.04.2011, protokol no. 2 [The list of technological platforms approved by the decision of the Governmental commission on high technologies and innovations of 01.04.2011, minutes no. 2]. Ministry of Economic Development of Russia. 03.04.2012. Available at: http://economy.gov.ru/wps/ wcm/connect/621c0080472d8e989276deb4415291f1/ptp_.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=621c0080472 d8e989276deb4415291f1. (Accessed 15 November 2015) (In Russian)

10. Polozhenie ob osushchestvlenii kontrolia za vneshneekonomicheskoi deiatel'nost'iu v otnoshenii tovarov i tekhnologii dvoinogo naznacheniia, kotorye mogut byt' ispol'zovany pri sozdanii vooruzhenii i voennoi tekhniki : utverzhdeno postanovleniem Pravitel'stva RF ot 07.06.2001 no. 447 [Regulations on control of foreign economic activity in respect of dual-use goods and technologies that can be used for development of weapons and military equipment approved by the decree of the RF Government of 07.06.2001 no. 447]. FSTEC Russia. 01.12.2014. Available at: http://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/99-postanovleniya/339-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federatsii-ot-7-iyunya-2001-g-n-447 (Accessed 11 November 2015) (In Russian).

11. Revenko L.S. Mirovye tovarnye rynki: tendentsii XXI veka [World commodity markets: XXI century trends]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 5. Ekonomika. - Bulletin of the Sankt-Petersburg university. Iss. 5. Economics. 2015, no. 3, pp. 27-45 (In Russian).

^.C. PeBeHKO, H.C. PeBeHKO

12. Revenko L.S., Revenko N.S. Uchastie Rossii v mnogostoronnikh rezhimakh eksportnogo kontrolia kak instrument zashchity rossiiskikh eksporterov [Russia's participation in multilateral export control regimes as a tool to protect the interests of Russian exporters]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik - Russian foreign economic bulletin, 2014, no.7, pp. 49-62 (In Russian).

13. Revenko N.S. Prodvizhenie interesov rossiiskikh eksporterov i importerov cherez uchastie Rossii v mezh-dunarodnykh rezhimakh eksportnogo kontrolia [The promotion of the interests of Russian exporters and importers through Russia's participation in international export control regimes]. Gorizonty ekonomiki -Horizons of economics, 2015, no. 4(23), pp. 57-62 (In Russian).

14. Spisok tovarov i tekhnologii dvoinogo naznacheniia, kotorye mogut byt' ispol'zovany pri sozdanii vooruzhe-nii i voennoi tekhniki i v otnoshenii kotorykh osushchestvliaetsia eksportnyi kontrol': utverzhden ukazom Prezidenta RF ot 17.12.2011 no. 1661 [The list of dual-use goods and technologies that can be used for development of weapons and military equipment in respect of which which export control is exercised approved by the decree of the RF President of 17.12.2011 no. 1661]. FSTEC Russia. 05.12.2014. Available at: http://fstec.ru/component/attachments/download/210 (Accessed 15.11.2015) (In Russian).

15. Strategiia innovatsionnogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda : utverzhdena raspo-riazheniem Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 N 2227-r [Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020 approved by the decree of the RF Government of 08.12.2011 no. 2227-r]. Informatsionno-pravovoi portal «Garant» - Garant legal information portal. Available at: http://www.garant. ru/ (Accessed 15.12.2015) (In Russian).

16. Eksportnyi kontrol' v Rossiiskoi Federatsii [Export controls in the Russian Federation]. FSTEC Russia. 12.05.2015. Available at: http://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/obshchaya-informatsiya/94-obshchaya-informatsiya/301-obshchie-polozheniya (Accessed 28.11.2015) (In Russian).

17. SGI vyplatila shtraf za postavku v Rossiiu moschnyh kompiuterov [SGI paid fine for delivery of powerful computers to Russia] [Electronic resource]. Ferra.ru information portal, 24.12.2002. Available at: http://www. ferra.ru/ru/techlife/news/2002/12/24/sgi-vyplatila-shtraf-za-postavku-rossii-moschnyh-kompyuterov/#. Vk7dtr9mp5Y. (Accessed 04.02.2016) (In Russian)

18. Guidelines & Procedures, including the Initial Elements. Available at: www.wassenaar.org/docs

19. Lipson M. The Reincarnation of COCOM: Explaining Post-Cold War Export Controls. The Nonproliferation Review, 1999, Winter, Pp. 33-51. Available at: http://cns.miis.edu/npr/pdfs/lipson62.pdf (Accessed 08.02.2016).

20. Technology and East-West Trade [Electronic resource] Senate Report No. 96-169, Congressional Record. Vol. 125. Washington, DC, 1979. Available at: http://www.princeton.edu/~ota/disk3/1979/7918/7918.PDF (Accessed 08.02.2016).

About the authors

Lilia S. Revenko - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of International Economic

Relations and External Economic Ties, MGIMO (University). Email: liliarevenko@yandex.ru.

Nikolay S. Revenko - Ph.D. of Political Sciences, Leading Research Fellow, Research Center of International

Economic Relations, Institute for Economic Policy and Economic Security Financial University under the

Government of the Russian Federation. 125993, Moscow, Leningradsky prospekt, 49. Email: reni100@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.