УДК 338.462, 339.543 РОЛЬ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПОРТА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
А.Ю. Терешенкова1, С.В. Щербич2
ЗАО «ЭксКонт», 197374, Санкт-Петербург, Торфяная дорога, д. 7, лит. Ф,
Бизнес-центр «Гулливер-2», оф. 726
Раскрывается понятие и сущность экспортного контроля в Российской Федерации в отношении перемещения таких объектов как технологий. Анализируется нормативно-правовая база экспортного контроля в РФ, рассматривают особенности и сложности экспортного контроля при перемещении технологий и при оказании услуг во внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: Экспортный контроль, лицензирование, внешнеэкономическая деятельность, экспорт технологий, трансфер технологии, ВЭД услуг, несырьевой экспорт.
ROLE OF THE EXPORT CONTROL SYSTEM IN THE SAFETY OF EXPORT OF
INNOVATIVE TECHNOLOGIES
A.Yu. Tereshenkova, S.V. Shcherbich
CJSC «Excont», 197374, St. Petersburg, Torfanaya road, 7, lit. F, Business Center "Gulliver-2", of. 726 The article reveals the concept and essence of export control in the Russian Federation with respect to the movement of such objects as technologies. The regulatory and legal framework for export control in the Russian Federation is analyzed; peculiarities and difficulties of export control when moving technologies and when rendering services in foreign economic activity.
Keywords: Export control, licensing, and foreign economic activity, technology export, technology transfer, foreign economic activity services, non-primary exports.
Объём зарубежных продаж российского ПО и услуг по его разработке по данным некоммерческого партнерства «Руссофт», объединяющего отечественных компаний-разработчиков программного обеспечения, ежегодно растет на 10-15 %, в 2017 г. составил примерно $8,5 млрд.; в 2015г. - 7 млрд. долл. [1] В целях обеспечения развития экспорта технологий Президентом РФ было дано поручение сохранить текущие налоговые льготы для IT-компаний, а Федеральным Собранием был принят закон о преференциях отечественного софта, защищающий интересы россиян-разработчиков ПО, ведущими экспортерами из числа которых являются Kaspersky Lab, ABBYY, Parallels, Acronis и пр.
Президент России Владимир Путин в статье от 08.11.2017 «XXV саммит АТЭС в Дананге: вместе к процветанию и гармоничному развитию» назвал основной задачей Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества «налаживание эффективного сотрудничества по поддержке инноваций».
На встрече в Самаре 7 марта 2018 г. Президент России Владимир Путин заявил, что финансирование программ поддержки инновацион-
ного, высокотехнологического экспорта будет увеличено, а также отметил, что у Минпромторга есть программа, которая посвящена поддержке инновационного экспорта.
Инновационный экспорт, передача знаний, включая передачу и распространение технологии от изобретателей к пользователям, является критическим компонент инновационной системы. Международные транзакции позволяют отслеживать рыночную диффузию технологий и инновации через международные границы.
Одним из видов таких международных сделок являются экспортные потоки интеллектуальной собственности, измеряемые по сборам за использование прав интеллектуальной собственности, включая трансграничные роялти и сборы собранных для лицензирования патентованных технологий. Хотя различные налоговые процедуры влияют на лицензионные сборы и модели торговли роялти, доходы от интеллектуальной собственности в целом указывают на то, какие страны производят продукты интеллектуальной собственности с коммерческой стоимостью. Обычно это также соответствует странам и экономикам, имеющим патенты. Не удивительно,
1Терешенкова Анна Юрьевна - кандидат экономических наук, ЗАО «ЭксКонт», Северо-Западный институт управления РАНХиГС, тел.: + 7 921 383 4565, e-mail: Atereshenkova@gmail. com;
2Щербич Сергей Васильевич - кандидат технических наук, ЗАО «ЭксКонт», тел.: + 7 800 555 4420, e-mail:
scherbich @gmail. com
что экспортные доходы от использования интеллектуальной собственности по-прежнему сосредоточены в странах - ведущих получателях патентов: США, ЕС и Япония (по данным Управления патентов и товарных знаков США, United States Patent and Trademark Office). В 2016 г. выручка от экспорта за использование интеллектуальной собственности в США составляла 122 млрд. долл.; в ЕС в том же году - 66 млрд. долл., в Японии - 39 млрд. долл. США. Однако, если проанализировать период с 2008 по 2016 гг., то доля США снизилась, а остальная часть мировой доли (за исключением ЕС и Японии) увеличилась более чем в два раза с 6% до 16%. (рис. 1) [2] Таким образом, за последние несколько лет доходы от экспорта интеллектуальной собственности в ЕС и Японии выровнялись, в США рост остановился, а в других странах и регионах эти доходы продолжают расти.
0 s—г«»—х—ж—з;—я—з;—я—sr
Year
-ft-United States - - EU -o- Japan -*-ROW
США EC ftioHHH Ночгне станы миры
Рисунок 1 - Экспорт интеллектуальной собственности (сборы за использование) по выбранному региону, стране или экономике: 2008- 2016 годы, в процентах от общего объема торговли ИС. Источник: Всемирная торговая организация, данные о торговле и тарифах. 6
Ниже представлены индикаторы международной торговли технологиями характеризующие позицию Российской Федерации на глобальных рынках, отражая конкурентоспособность и технологический уровень российских организаций и технологий, а также масштабы и степень участия страны в глобальных цепочках создания стоимости.
Объемы российского экспорта и импорта технологий по данным Всемирной торговой организации (ВТО) за период 2001- 2015 гг. выросли в 6.9 и в 5.6 раза соответственно, достигнув значений в 2015 г. по объему экспорта 1,7
6 Exports of intellectual property (charges for their use), by selected region, country, or economy: 2008-16. Source(s) World Trade Organization, Trade and tariff data. 15 August 2017. See Appendix Table 8-29. Science and Engineering Indicators 2018. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.htm
млрд. долл. и по импорту - 2,2 млрд долл.США (рис. 2). [3] Суммарный оборот экспорта и импорта технологий в России в 2015 г. составил 3.9 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2001 г. в 6.1 раза и с 2014 г. — на 3.3%.
О Г1'5 I-,-,-,-,-.-1-1-,-1-,-,-,-,
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 201! > Выплаты по импорту технологий И Поступления от экспорта технологий
Рисунок 2 - Динамика экспорта и импорта технологий России, по годам, в млн. долл. США 7
По сравнению с 2014 г. в 2015 г. поступления от экспорта выросли на 29.4% при одновременном снижении выплат по импорту на 10.2%. Это сократило разрыв, однако не настолько, чтобы изменился характер сальдо: дефицит баланса платежей за технологии в 2015 г., снизившись вдвое, составил 0,6 млрд долл. В экспорте и импорте услуг технологического характера России в 2015 г., как и в предыдущие годы, доминировали инжиниринговые услуги (соответственно 67,2 и 57,9%). Удельный вес соглашений, предметами которых являлись охраняемые объекты промышленной собственности, составил лишь 5,4% экспорта, тогда как в структуре импорта технологий аналогичная величина достигала 19,1%. Следует отметить, что суммарные удельные веса сделок по патентам на изобретения, полезные модели и патентным лицензиям минимальны: соответственно 5% по экспорту и 3,6% по импорту (рис. 3) [3]. Подобные соотношения свидетельствуют о преобладании в торговле технологиями с зарубежными партнерами неохраноспособных объектов (например, промышленные образцы, фирменные наименования или их части, доменные имена и др. ).
По данным Росстата за 2016 г. сальдо внешнеторгового баланса по технологиям выросло, сохранив отрицательное значение, наблюдался дефицит равный 1,22 млрд. долл. США (рис. 4).[4, с.58]
7
Расчеты ИСИЭЗ на основе данных федерального статистического наблюдения по форме № 1-лицензия. // Экспресс-информация. Наука. Технологии. Инновация. Краткий статистический сборник. Институт экономики знаний Высшей школы экономики. Выпуск от 07.07.2016. - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 2 с.
Поступления от экспорта технологий
Выплаты по импорту технологий
100
патенты на изобретения Беспатентные изобретения Г ате нтн ыел ицен з и и Гол е 1п ь:е мод ел и Ноу-хау
Товарные знгки Промышленные образцы Инжиниринговые услуги Научные исследования и разработки Прочее
0,4
0,0
1 3,0
0.2
Ш ел
] 14,4
1Д
1 57.9
■ 5.0
Ш %&
20
40
60
80
100
Рисунок 3 - Структура экспорта и импорта технологий России по категориям соглашений: 2015 (%)
Поступления Выплаты Сальдо
от экспорта по ннпорту платежей
технологии технологий за технологии
Всего по категориям соглашений 1177,0 2198,7 -1!2и
Патенты на изобретения 0.0 5.4 -5.4
Беспатентные изобретения - 0.1 -0.1
Патентные лицензии 83.1 50.6 2.5
Полезные модели 2.0 1.1 0.9
Ноу-хау 28.7 104.8 -76.2
Товарные знаки 0.9 444.8 -443.9
Промышленные образцы 511 10.5 39.6
Инжиниринговые услуги 819.0 1547.0 -728.9
Научные исследования и разработки 140.7 140.1 -8.4
Прочее 152.4 154.5 -2.1
Рисунок 4 - Баланс платежей за технологии по ка-
тегориям соглашений: 2016 (миллионы долларов
США)8.
В течение 2000-х годов (вплоть до 2013 г.) география российского технологического экспорта характеризовалась преимущественной ориентацией на рынки развивающихся стран. При этом доля государств ОЭСР в структуре экспорта технологий устойчиво варьировала на уровне, превышающем 40%. В 2014 г. удельный вес государств ОЭСР достиг 71.0%, в 2015 г. — вновь снизился до 37.5% (рис. 4). [4, с.58] Наиболее значительные объемы российского экспорта приходились на такие государства ОЭСР, как США (319,1 млн. долл.США), Германия (47,2), Нидерланды (32,3) и Франция (20,6 млн.долл.США). Доля стран СНГ в 2015 г. составила 8.1%. [4, с.59] В их числе следует выделить Беларусь и Казахстан (соответственно 79,4 и 27,4 млн.долл.США), наиболее активно приобретав-
Наука. Технологии.Инновации: 2017: краткий статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - С. 58.
ших российские технологии. Среди стран азиатского региона значительные суммы поступлений перечислялись из Китая, Бангладеш и Индии (соответственно 460,3; 207,0 и 85,9 млн.долл.). [4, с.59]
Рисунок 5 - Структура экспорта и импорта технологий России по группам стран (%).
Рисунок 6 - Структура экспорта и импорта технологий в России по группам стран: 2016 (проценты, %)9 [4, с.59]
Государства ОЭСР остаются крупнейшими партнерами России по импорту технологий:
Наука. Технологии. Инновации: 2017: краткий статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гох-берг и др.; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 59 с.
их доля в 2015 г. достигла 83.9% объема выплат. Значительные суммы транзакций российскими лицензиатами направлялись в Германию (392.6 млн. долл.), США (254.1), Финляндию (196.1), Францию (174.9), Швейцарию (166.5) и Великобританию (138.6 млн долл.).
Поступления Еамаш Саг.ьдо
ст экспорта по импорту шшежен
технологии технологий за технологии
Россия
Великобритания Германии Италия Канада
Республика Корея США Франция Япония
1277.0 41060.6 71S 36.5
2496.7 212S0.4 53734.3 12015.7 1 £2 7.4
-1221.7 187Ü0.1
10407.9
51(8.3
3233.5 497Í.7
1224.! 1303.5 -6001.1 41943.0 1954.3 27652.6
* Или ближайшие годи, по нотарин имеются данные.
Рисунок 7 - Структура платежей за технологии в России по стран: 2016 (миллионы долларов США) 10. [4, с.60]
Т.о. с точки зрения организации внешнеэкономической деятельности все сделки с технологиями и инновациями можно условно классифицировать следующим образом: технологии и инновации в сфере промышленности; технологии и инновации в сфере услуг. Каждую группу которых можно в свою очередь разделить на два раздела, это внешнеэкономические сделки, где есть передача материального предмета (товара, как категории для таможенных целей) и, где нет передачи осязаемого «материального» предмета или носителя информации, т.е. эти сделки имеют «неосязаемый предмет сделки». (см. Табл. 1)
Внешнеэкономические операции
(экспортные и импортные), в т.ч. связанные с трансфером технологий или оказанием услуг подлежат экспортному контролю согласно национальному законодательству, принятому на основе международных нормативно-правовых актов и соглашений, таких как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)11,
Наука. Технологии.Инновации: 2017: краткий статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гох-берг и др.; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 60 с. 11 Российская Федерация является правопреемницей Советского Союза, который подписал ДНЯО в 1968 году. Источник: TREATY ON THE NON-PROLIFERATION OF NUCLEAR WEAPONS (NPT) [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.un.org/disarmament/WMD/Nuclear/NPT.sht ml. Загл. с экрана (дата обращения 07.11.2013).
Соглашения, принятые в рамках Комитета Цангера 12 и Группы ядерных поставщиков (ГЯП) 13 в отношении установления списка подпадающих под экспортный контроль материалов и оборудования, Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ)14,
Вассенаарские договоренности по контролю за экспортом обычных вооружений и технологий «двойного применения» и др.
Миллионы рублей ВпраценгаУ от общего DÓif«3 акторп тшроа, работ, услуг
Всего л о промышленной/производству 863331.5 8.4
Добыча полезных ископаемых 133073.7 4.4
Обрабатывающие производства 730257.7 10.0
Высокотехнологичные 90130.9 28.9
Среднетехнологичные высокого уровня 106572.4 11.6
Средиетехнологичн ые низкого уровня 421543.8 8.2
Низкотехнологичные 54151.3 9.4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Всего по сфере услуг Всего по строительству Всего ло сельскому хозяйству
55079.2 130.3
22.3 0.7
Рисунок 8 - Экспорт инновационных товаров, работ, услуг в России по видам отраслей: 2016 (миллионы рублей)15. [4, с.71]
Российская Федерация входит в состав Комитета Цангера как правопреемница Советского Союза, который был одним из пятнадцати государств, создавших данную организацию в период 1971 - 1974 годов. Источник: Zangger Committee. History [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL:
http://www.zanggercommittee.org/History/Seiten/default. aspx. Загл. с экрана (дата обращения 07.11.2013).
13 Российская Федерация входит в состав Группы ядерных поставщиков как правопреемница Советского Союза, который стал членом этой организации в 1975 году. Источник: NUCLEAR SUPPLIERS GROUP (NSG). Home [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.nuclearsuppliersgroup.org/A_test/01 -eng/index.php?%20button=1. Загл. с экрана (дата обращения 07.11.2013).
14 Российская Федерация присоединилась к Режиму контроля за ракетными технологиями в 1995 году. Источник: Missile Technology Control Regime. MTCR Partners [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.mtcr.info/english/partners.html. Загл. с экрана (дата обращения 07.11.2013).
15 Наука. Технологии.Инновации: 2017: краткий статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гох-берг и др.; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. -71с.
Таблица 1 - Классификация внешнеэкономических сделок с технологиями и инновациями
Группы Виды сделок Виды государственного контроля при осуществлении ВЭД
1. Технологии и инновации в с( >ере промышленности
1.1 Объекты интеллектуальной собственности (могут быть в материальной и «неосязаемой форме») 1.1.1 Патенты и изобретения Экспортный контроль, Валютный, Налоговый, Радиационный, Таможенный контроль (последние два применяются, только если ОИС перемещаются на материальном носителе, т.е. имеют материальную форму)
1.1.2 Беспатентные изобретения
1.1.3 Патентные лицензии
1.1.4 Полезные модели
1.1.5 Ноу-хау
1.1.6 Товарные знаки
1.1.7 Промышленные образцы
1.2 Материальные объекты (в материальной форме) 1.2.1 Промышленные образцы
Экспортный контроль, Валютный, Налоговый, Радиационный, Таможенный контроль
2.Технологии и инновации в сфере услуг
Предметы сделки могут быть в материальной и «неосязаемой форме» 2.1.1 Инжиниринговые услуги Экспортный контроль, Валютный, Налоговый, Радиационный, Таможенный контроль (только если при оказании услуг или выполнении работ есть товары, перемещаемые через таможенную границу)
2.1.2 Научные исследования и разработки
2.1.3 Образовательные услуги и консультирование
Кроме того, документы для экспорта технологий из России оформляются в соответствии с российскими актами о защите объектов авторского права. Передаваемые ноу-хау, результаты интеллектуальной деятельности, программы, базы данных должны быть защищены международным патентным законодательством, чтобы исключить их незаконное использование. На текущий момент патентование технологических цепочек и решений может производиться либо отдельно для каждого государства расположения контрагентов, либо с регистрацией товарного знака согласно Мадридской системе 1891 г.
В исключительных случаях, когда вывоз продаваемых технологий, образцов, программ, разработок или информации происходит на физическом носителе, подлежащем декларированию, уплате подлежат незначительные сборы за совершение таможенных операций и необходимо подать электронную таможенную декларацию на экспорт. Кроме того, для продажи ПО и др. разработок - компания должна быть зарегистрирована Министерством связи РФ, а продукт - внесен в официальный реестр национального софта, который ведется с 01.01.2016 г. По состоянию на
март 2018г. там зарегистрировано 4205 позиций программ и баз данных16. [5]
В случаях, если среди предметов сделки нет информации или технологии, передаваемых на материальных носителях информации (бумажные документы, инструкции, отчеты, брошюры, диски, цифровые накопители информации и пр.), то «неосязаемый» экспорт технологий из России не подпадает под таможенное оформление и таможенный контроль. Соответственно, и не возникает обязанность по таможенному декларированию и уплате таможенные платежей. Однако, другие меры государственного регулирования и контроля применяются при совершении внешнеэкономических сделок с «неосязаемой передачей технологий», а именно, меры экспортного, валютного и налогового контроля. Эти же меры применяются при выполнение работ и предоставление услуг российскими компаниями, т.к. данные услуги несут в себе информационную составляющую, имеющую нередко ключевое значение.
16 Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр5://гее51г.т1шууа7.ги/гее51г/?РАОЕМ_1=209 Дата обращения: 15.03.2018г.
Следует отметить, что при «неосязаемой передачей технологий» за участниками ВЭД сохраняется обязанность по ведению учёта таких внешнеэкономических сделок, согласно Постановлению Правительства РФ от 13.06.2012 г. N 583 «О порядке учёта внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля». В этом Постановлении установлен перечень товаров (вкл. интегральные микросхемы), работ, услуг, сделки с которыми подлежат учету в целях экспортного контроля и за неисполнение этого требования, участники ВЭД подлежат административной ответственности. Также учитываются сделки с работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, имеющими отношение к перечисленным в Постановлении товарам. Идентификацию передаваемых технологий на предмет отнесения передаваемых технологий к перечню, указанному в Постановлении Правительства РФ от 13.06.2012 г. N 583, должны проводить сами участники ВЭД или уполномоченные идентификационные центры по их обращению.
К сожалению, правила экспорта технологий из России не сформулированы в одном нормативном акте, нормы разбросаны в актах разных ведомств (ФСТЭК, ФТС, Минсвязь, ФС ВТС, Минобороны, ФСБ, Роспатент, ФГБУ «ФАПРИД», ФГБУ ВО «РГАИС»- национального центра медиации).
При этом, запрещены:
- реализация сведений, составляющих государственную тайну;
- поставка нелицензионной продукции с нарушением интеллектуальной собственности правообладателя;
- поставка продукции (технологий) с нарушением требований законодательства об экспортном контроле;
- поставка продукции (технологий) с нарушением законодательства о запретах и ограничений ЕАЭС.
В случаях, если поставка технологий будет проходить таможенное оформления и контроль, то на перемещаемые товары распространяется система запретов и ограничений ВЭД. Сведения, заявляемые декларантом в электронной декларации на товары и прилагаемых к ней документах, подтверждаются особым списком разрешительных документов или лицензий.
При проведении документального таможенного контроля сотрудник таможенного органа обязан, в том числе, убедиться в их подлинности, и в соблюдении, участником ВЭД законодательства об экспортном контроле и мер нетарифного регулирования. В частности, среди таких документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, указываемые в графе 44
декларации на товары (ДТ), в целях выполнения требований экспортного контроля и мер нетарифного регулирования, по классификатору выделим [5, с. 16]:
01091 - заключение органа, уполномоченного на ввоз/вывоз шифровальной техники;
01092 - нотификация;
01151 - лицензия на ввоз/вывоз, подлежащих ЭК (ФСТЭК), с передачей права собственности;
01152 - разрешение на транзит товаров, подлежащих ЭК;
01153 - разрешение (подтверждение) на ввоз/вывоз т., подлежащих ЭК (КЭК) - без передачи права собственности;
01154 - заключение идентификационного центра о непринадлежности товара к списку контролируемых товаров (например, Заключение Экс-Конт, ФСТЭК России);
01161 - лицензии на ввоз/вывоз продукции военного назначения (ФС ВТС);
01163 - заключение идентификации о непринадлежности товара к продукции военного назначения (ФС ВТС).
При наличии таможенного контроля уполномоченные должностные лица таможенных органов проводят документальный контроль, в рамках которого осуществляют в числе других операций, предусмотренных ТК ЕАЭС, выявление рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде.
Существующая система таможенного контроля таможенным органом требует обязательного наличия одного из следующих документов:
- идентификационного заключения, составленного российским участником внешнеэкономической деятельности;
- лицензии, разрешения или иного документа, выданных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- заключения экспертной организации (требование статьи 24 Закона «Об экспортном контроле» и Пост. Правительства РФ от 13.06.2012 г. № 583 «О порядке учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля»).
Автоматизация процедуры проверки подлинности разрешительных документов проводится с применением межведомственных информационных ресурсов, предоставляющих заинтересованному должностному лицу информацию о выданных документах и их содержания. Доступ к такой информации осуществляется с автоматизированного рабочего места должностного лица таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление товаров.
Лишь малая доля российских участников ВЭД осведомлена о необходимости идентифика-
ции продуктов интеллектуальной деятельности при перемещении через границу. За идентификацией поставляемых технологий обращаются, по информации независимого идентификационного центра в области экспортного контроля ЗАО «Центра проектов развития промышленности» и ЗАО «ЭксКонт», в основном обращаются, ФГУП, НИИ, крупные корпорации, получившие соответствующие уведомления от специально уполномоченного органа исполнительной власти в области экспортного контроля - ФСТЭК России.
Остальные же участники ВЭД могут столкнуться с предписаниями во время проверок их внешнеэкономической деятельности федеральными службами уже после состоявшегося факта поставки. Несоблюдение закона об экспортном контроле может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность, а также запрет заниматься внешнеэкономической деятельностью определенный период времени, что негативно скажется на репутации и/или вообще существовании организации. Частично ликвидацию пробелов в знаниях в области экспортного контроля стараются устранить учебные центры, имеющие соответствующие программы.
Т.о. большое число проблем, тормозящих развитие инновационных технологий, и даже отраслей, сконцентрировано в сфере технологий, имеющих двойное применение, а также в области создания интеллектуальной собственности за счет федерального бюджета.
С одной стороны, государство заинтересовано и развивает поддержку высокотехнологичного экспорта, с другой, очень усложнены механизмы государственного контроля внешнеэкономической деятельности с технологиями и инновациями. Наблюдаются внутренние и внешние противоречия нормативной базы потребностям общества и предпринимателей.
Сложность текущей ситуации развития несырьевого экспорта, увеличения объёмов перемещения технологий в различных формах (ПО, обучение, услуги и т.п.) связана с низким уровнем информирования российских участников относительно их прав и обязанностей при перемещении через границу их продукции, которая при работе в сети интернет абсолютно размыта. Особенно при «неосязаемой» передаче информации, которая может происходить как по итогам каких-либо разработок, работ, услуг, так и в процессе, на разных стадиях их выполнения.
Перспектива развития экспорта технологий и высокотехнологичных продуктов заключается в одновременном движении органов власти к снижению бюрократических издержек и повы-9.
шению информированности и вовлеченности самих участников в процедуры соблюдения законодательства, в том числе, в области экспортного контроля. Постановлением правительства и законом «Об экспортном контроле» установлена возможность участникам самостоятельно выполнять идентификацию своей продукции и технологий, либо обращаться в независимые идентификационные центры, имеющие большой опыт и знания в вопросах проведения идентификации в том числе технологий в самых различных формах - от этапов предварительных разработок проектов, выполнения работ, создания ПО и т.п., до обучения иностранных специалистов работе с экспортируемыми высокотехнологичными продуктами.
Литература
1. Экспорт ПО из России. Материал от 2017.10.04 [Электронный ресурс]. Загл. с экрана. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php Дата обращения: 15.03.2018.
2. Exports of intellectual property (charges for their use), by selected region, country, or economy: 2008-16. Source(s) World Trade Organization, Trade and tariff data. 15 August 2017. See Appendix Table 8-29. Science and Engineering Indicators 2018. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res e/statis e/statis e.htm
3. Экспресс-информация. Наука. Технологии. Инновация. Краткий статистический сборник. Институт экономики знаний Высшей школы экономики. Выпуск от 07.07.2016. - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 2 с.
4. Наука. Технологии.Инновации: 2017: краткий статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гох-берг и др.; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 80 с.
5. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/?PAGEN_1=209 Дата обращения: 15.03.2018г.
6. Терешенкова А.Ю. Актуальные вопросы таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров отдельной категории // Научно-образовательный центр «Технологии товароведческой, таможенной и криминалистической экспертизы» Сборник научных работ. Под редакцией Г.Д. Дроздова. Санкт-Петербург, - 2015, - №6. - С. 16-24.
7. Терешенкова А.Ю. Анализ рисков и практика осуществления внешнеэкономической деятельности российскими компаниями // Научное издание «Экономическая наука сегодня». Сборник научных статей/ выпуск № 2: научный журнал. - Минск: БГТУ, -2014. - С. 256-267.
8. Overview of the State of the U.S. S&E Enterprise in a Global Context // National Science Board/ Science & Engineering Indicators 2018. Режим доступа: https://www.nsf.gov/statistics/2018/nsb20181/assets/13 87 /overview.pdf Дата обращения: 15.03.2018.