Научная статья на тему 'СМОЖЕТ ЛИ ПОМОЧЬ «ОРИОН»? О МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ СПРАВОЧНИКА ПО ВОЕННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ'

СМОЖЕТ ЛИ ПОМОЧЬ «ОРИОН»? О МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ СПРАВОЧНИКА ПО ВОЕННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радченко Юрий Иванович, Елисеева Ирина Николаевна

В статье рассмотрены основные задачи, которые предстоит решить образовательным организациям высшего образования Минобороны России по созданию комплекса профессиоведческих материалов для военно-профессиональной ориентации граждан и психологического сопровождения процесса обучения курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радченко Юрий Иванович, Елисеева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WILL «ORION» BE ABLE TO HELP? ON METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF HANDBOOK ON MILITARY SPECIALTIES OF OFFICER TRAINING

The article describes the main tasks to be solved by the educational organizations of higher education of the Ministry of Defense of the Russian Federation during the development of a complex of professional studies materials in the interests of military-professional orientation of citizens and psychological support for the training of cadets.

Текст научной работы на тему «СМОЖЕТ ЛИ ПОМОЧЬ «ОРИОН»? О МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ СПРАВОЧНИКА ПО ВОЕННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ»

Ю.И.РАДЧЕНКО, И.Н. ЕЛИСЕЕВА

YU.I. RADCHENKO, I.N. YELISEYEVA

СМОЖЕТ ЛИ ПОМОЧЬ «ОРИОН»?

WILL «ORION» BE ABLE TO HELP?

О МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ СПРАВОЧНИКА ПО ВОЕННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ

ON METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF HANDBOOK ON MILITARY SPECIALTIES OF OFFICER TRAINING

Сведения об авторах: Радченко Юрий Иванович - начальник научно-практического центра (военно-профессиональной ориентации и отбора на военную службу) Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (г. Москва. E-mail: savaur@mail. ru);

Елисеева Ирина Николаевна - старший научный сотрудник 1 научно-исследовательского отдела научно-практического центра (военно-профессиональной ориентации и отбора на военную службу) Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, кандидат психологических наук (г. Москва. E-mail: eliseevain2018@mail. ru).

Аннотация. В статье рассмотрены основные задачи, которые предстоит решить образовательным организациям высшего образования Минобороны России по созданию комплекса профессиоведческих материалов для военно-профессиональной ориентации граждан и психологического сопровождения процесса обучения курсантов.

Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, профессиональный психологический отбор, профессионально важные качества.

Information about the authors: Yuri Radchenko - Head of the Scientific and Practical center (military professional orientation and selection for military service) Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation (Moscow. E-mail: savaur@mail. ru);

Irina Yeliseyeva - Senior researcherof the 1st Research Department of the Scientific and Practical center (military professional orientation and selection for military service) Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of Psychological Sciences (Moscow. E-mail: eliseevain2018@mail. ru).

Summary. The article describes the main tasks to be solved by the educational organizations of higher education of the Ministry of Defense of the Russian Federation during the development of a complex of professional studies materials in the interests of military-professional orientation of citizens and psychological support for the training of cadets.

Keywords: military-professional orientation, professional psychological selection, professionally important qualities.

Качество овладения военной специальностью во многом зависит от наличия у гражданина профессионально важных качеств (далее - ПВК), а также его подготовки к военной службе, на которую в свою очередь определя-

ющее влияние оказывают знание и понимание сути военно-профессиональной деятельности, содержание и значение воинских должностей, а также требований, предъявляемых к их исполнителям.

Деятельность научно-практического центра (военно-профессиональной ориентации и отбора на военную службу) Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - НПЦ ВАГШ ВС РФ) тесно

связана с разработкой, усовершенствованием и внедрением методов и методик профессионального психологического отбора граждан на военную службу и военнослужащих для обучения в образовательных организациях высшего образования Минобороны России (далее - вузы).

В результате такой работы иногда выявляются факты, не связанные напрямую с выполняемой задачей. Например, в процессе апробации методического аппарата профессионального психологического отбора, в котором приняли участие курсанты первых курсов вузов, были получены данные, на основании которых можно сделать вывод о том, что для более 30% курсантов процесс самоопределения не был завершён на момент проведения исследования. Представления этих респондентов о государственной военной организации, частью которой они стали, начав обучение в вузе, характеризовались поверхностностью и фрагментарностью.

Очевидно, что мотивы выбора молодыми людьми (оптантами) будущей профессии и соответствующего учебного заведения имеют сложную структуру и могут существенно различаться. Нередко этот выбор осуществляется «вслепую», когда мотивы по большей части не осознаются оптантом, и он руководствуется несущественными аспектами предстоящего профессионального обучения и профессиональной деятельности при игнорировании важных, неотъемлемых особенностей выбранной профессии, которые определят его жизнь на многие годы. Это означает, что сознательный выбор профессионального пути будет сделан уже после поступления в вуз, если кандидат на обучение успешно пройдёт вступительные испытания, и насколько этому выбору будут соответствовать реальные перспективы, открывающиеся перед выпускником военного вуза, прогнозировать довольно сложно.

Несовпадение желательных и реальных возможностей профессионального развития является одним из факторов, повышающих вероятность раннего увольнения с военной службы, ненадлежащего выполнения служебных обязанностей, нарушений профессионального здоровья. Станет ли этот фактор значимым, зависит от комплекса условий, в которых осуществляется профессиональное обучение. Грамотно организованная воспитательная работа и психологическое сопровождение процесса обучения могут в некоторой степени компенсировать его влияние.

Совершенно иным образом протекают стадии профессиональной подготовки и адаптации, если у молодого человека сформированы реалистичные представления о Вооружённых Силах как социальном институте, о месте военных кадров в них, об определённой, наиболее интересной сфере военной деятельности, возможностях карьерного роста и профессионального развития. Важным также является позитивное эмоциональное отношение оптанта к конкретным военным специалистам, олицетворяющим образ желательного результата развития в профессии, и опыт преодоления трудностей в различных условиях.

Профессиональное самоопределение на стадии выбора профессии и поступления в вуз не является гарантией благополучного профессионального становления личности, но вероятность преждевременного ухода из военной профессии и развития профессиональных деструк-ций существенно снижается. При этом психологическое сопровождение процесса обучения должно быть направлено на оказание содействия в преодолении психологических трудностей, возникающих у курсантов в процессе обучения, а также в формировании и развитии у них ПВК.

Военно-профессиональному самоопределению молодых людей призвана способствовать

военно-профессиональная ориентация, являющаяся неотъемлемой частью комплекса мероприятий по подготовке граждан к военной службе. Военно-профессиональная ориентация направлена на побуждение оптантов к ответственному и осознанному выбору военной профессии, на формирование военно-профессиональной направленности личности, понимаемой как совокупность устойчивых потребностей, убеждений, установок и интересов, связанных с будущей военно-профессиональной деятельностью.

В настоящее время для целей военно-профессиональной ориентации разработаны и доступны сведения о вузах, перечень гражданских специальностей, по которым готовятся военные специалисты, сведения о военной службе как особом виде государственной службы, требования к уровню подготовки кандидатов на обучение. Вместе с тем ощущается недостаток информации о конкретных военных специальностях, по которым осуществляется подготовка военных кадров в вузах, ПВК выпускников, возможностях получения дополнительной квалификации во время обучения, содержании и типичных условиях профессиональной деятельности после обучения.

Именно на восполнение указанного пробела и направлена научно-исследовательская работа «Разработка комплекса профес-сиоведческих материалов по военным специальностям подготовки офицеров в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» (шифр «Орион») (далее - КНИР «Орион»), в которой принимают участие все вузы.

Заказчиками указанной КНИР выступили Департамент психологической работы Минобороны России и Главное управление кадров Минобороны России.

Целью исследований КНИР «Орион» ставится повышение каче-

ства комплектования вузов за счёт совершенствования военно-профессиональной ориентации граждан, поступающих на обучение в вузы, профессионального психологического сопровождения образовательного процесса в вузах и уточнения критериев профессионального психологического отбора кандидатов на обучение посредством актуализации и систематизации профессиоведческих сведений по военным специальностям и направлениям подготовки военных кадров в вузах.

Основным результатом КНИР «Орион» должен стать справочник по всем военным специальностям подготовки офицеров в вузах, содержащий информацию, необходимую для выбора направления профессионального развития и карьерного роста военных кадров различного уровня управления.

Одним из центральных разделов справочника выступают профессио-ведческие описания - специфичные для каждой военной специальности, структурированные, обобщённые, кратко изложенные на доступном для широкого круга читателей языке описания основных особенностей профессиональной деятельности по полученной военной специальности и профессиональной подготовке выпускника.

Профессиоведческое описание по содержанию и структуре близко к информационной про-фессиограмме - тексту, предназначенному для проведения мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан и военнослужащих. В КНИР «Орион» информационная про-фессиограмма дополнена описанием ярких и запоминающихся примеров деятельности офицеров и развёрнутым перечнем формируемых в процессе обучения ПВК.

Почему такое внимание уделяется именно ПВК? Очевидно, что выявление общих, специальных, а также формируемых в процессе обучения ПВК позволяет уточнить задачи психологического сопровождения процесса обучения и требования к психологическим качествам кандидатов на обучение.

Результатом обучения являет -ся не только формирование профессиональных компетенций, но и развитие индивидуально-психологических качеств и их комплексов, специфических для военных специальностей. В данном случае под компетенциями понимаются совокупность знаний, способов деятельности и качественных характеристик личности, необходимых для соответствия требованиям федеральных государственных

образовательных стандартов (далее - ФГОС) и квалификационных требований (далее - КТ). При этом ПВК не связаны с отдельными ситуациями (частными задачами профессиональной деятельности), а компетенции предполагают готовность решать конкретные и узкие задачи профессиональной деятельности.

Применительно к цели КНИР «Орион» предлагается конкретизировать понимание ПВК выпускника как комплекс индивидуально-психологических качеств, который обеспечивает соответствие профессиональных компетенций требованиям, отражённым во ФГОС и КТ по конкретной военной специальности. В одном ряду с желательными качествами рассматриваются и профессионально нежелательные качества (анти-ПВК), поскольку их наличие однозначно препятствует формированию требуемых профессиональных компетенций.

В целях системного описания индивидуально-психологических качеств целесообразно классифицировать ПВК по нескольким группам: общности-специфичности для различных групп военных специалистов (общие и специальные ПВК), этапу профессионального развития (ПВК кандидата на обучение, формируемые в процессе обучения, и выпускника) и сферам психического (интеллектуаль-но-мнестические, эмоционально-волевые, мотивационно-ценностные, личностные, психофизиологические) (см. схему 1).

Изучение ПВК офицеров, выполняющих обязанности по отдельным должностям, на протяжении многих лет являлось востребованной темой в рамках научно-исследовательских работ и диссертационных исследований, которые выполнялись на основе различных теоретических и методических подходов. Однако задача по выявлению ПВК, формируемых в процессе обучения, по военным специальностям подготовки офицеров в вузах исключает прямое

Общие и специальные ПВК выпускника по военной специальности

Формируемые общие и специальные ПВК:

+ интеллектуально-мнестические, * эмоционально-волевые, + мотивационно-ценностные,

личностные, *■ психофизиологические

Процесс обучения

Общие и специальные ПВК кандидата на обучение по военной специальности

Схема 1. Классификации ПВК, используемые в КНИР «Орион»

Схема 2. Уровневая классификация признаков труда

использование результатов ранее проведённых исследований.

В рамках подобных научных работ нередко сопоставлялись индивидуально-психологические качества офицеров, окончивших вуз, с отзывами командиров на их деятельность на первичных должностях. Следует отметить крайнюю сложность использования такого подхода при создании справочника по всем военным специальностям, поскольку одной военной специальности могут соответствовать несколько первичных должностей.

Например, выпускник по военной специальности «Гидрометеорологическое и геофизическое обеспечение войск (сил)» может быть назначен для прохождения службы в подразделениях и частях всех видов и родов войск Вооружённых Сил Российской Федерации на восемь должностей, в том числе: командира метеорологического взвода и младшего научного сотрудника. Очевидно, что содержание труда офицера на этих должностях, а, следовательно, и комплексы ПВК будут различаться, и ни один из них не будет полностью соответствовать тому комплексу, который должен быть сформирован у выпускника в процессе обучения.

Так, для успешного командира взвода более значимы развитые коммуникативные и управленческие качества и менее значимы высокий уровень развития абстрактно-логического мышления и долговременной семантической памяти, чем для младшего научного сотрудника. А согласно ФГОС и КТ у выпускника по этой военной специальности должны быть сформированы на достаточном уровне и коммуникативные, и управленческие качества, и интеллектуаль-но-мнестические.

Поэтому корректное изучение ПВК выпускников с использованием отзывов командиров должно включать все первичные должности, на которые может быть назначен выпускник. Кроме того, следует отметить, что командиры

оценивают служебно-профессио-нальную деятельность выпускника в условиях конкретного воинского подразделения, что может вносить существенные искажения в экспертную оценку.

Модель изучения ПВК выпускников, в которой сопоставляются индивидуально-психологические качества наиболее и наименее успешных курсантов выпускного курса, также имеет существенные ограничения, поскольку так выявляются учебно-важные качества, которые могут отличаться от ПВК, и требуются дополнительные исследования, чтобы определить взаимосвязи этих качеств. Кроме того, результаты,

гностические преобразующие и зыекате льские

ручной труд машинно-ручной труд труд с использованием автоматических и автоматизированных систем труд с преобладанием функциональных средств

операторский труд исполнительский труд труд с высокой степенью самостоятельности организаторский труд испытательский труд

опасный труд

труд С высокой ценой ошибки

индивидуальный труд

коллективный труд

труд с различными типами

социальных контактов

труд с мора л ьной ответственностью

труд с ответственностью за жизнь и

здоровье

физические условия труда труд в экстремальных условиях

полученные в рамках этой модели по одной военной специальности, могут существенно различаться в зависимости от особенностей образовательной организации и выпускного курса.

Именно поэтому головным исполнителем КНИР «Орион» -ВАГШ ВС РФ было предложено использовать в качестве исходных данных разработанные ФГОС и КТ, которые содержат исчерпывающие сведения о системе требований к результатам обучения по военным специальностям подготовки офицеров в вузах, сформулированных в виде компетенций: универсальных, общепрофессиональных, профессиональных.

Анализ ФГОС и КТ основан на предложенной Е. А. Климовым и дополненной его последователями уровневой классификации профессий по признакам труда, где на первом уровне представлены признаки объектов труда, втором - признаки целей труда, третьем - признаки основных орудий труда, четвёртом -признаки регламентированности труда, пятом - признаки условий труда (см. схему 2).

В качестве метода извлечения признаков труда из разработанных ФГОС и КТ предложен логико-семантический анализ, что позволяет соотнести исходный материал со структурой признаков труда, а в последующем - и с группами ПВК. Другими словами компетенции, отражённые во ФГОС и КТ, содержат указания на психологические особенности тех видов профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник, что в свою очередь определяет требования к психологическим качествам субъекта деятельности.

Для уточнения полученных данных, а также для определения иерархической структуры ПВК по каждой военной специальности планируется проведение экспертной оценки первичных перечней.

В последующем полученные данные подвергнутся математическому анализу, что позволит определить общие и специальные ПВК выпускников по военным специальностям, а теоретический анализ - те качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

Таким образом, общенаучные методы, логико-семантический анализ ФГОС и КТ как одна из форм метода анализа документов, метод экспертной оценки, методы математической статистики выступают основными при решении задач научных исследований КНИР «Орион», а именно - при разработке профессиоведческих описаний военных специальностей и формировании перечней ПВК военных специальностей.

Коллективы всех образовательных организаций высшего образования Минобороны России приступили к выполнению этой масштабной научной работы.

Для формирования единых подходов к разработке профес-сиоведческих описаний военных специальностей и определению ПВК выпускников в апреле текущего года был проведён научно-практический семинар «Методология и методы изучения профессионально важных качеств, формируемых у курсантов (слушателей) в процессе обучения в вузах Минобороны России» на базе Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко.

В ходе семинара представители вузов имели возможность ознакомиться с научно-методическими основами выполнения КНИР «Орион», предлагаемыми головным исполнителем, и обсудить проблемные вопросы организации и проведения научных исследований.

В дальнейшем планируется проведение совещаний с должностными лицами организаций-исполнителей КНИР «Орион» для оперативного обсуждения наиболее актуальных и сложных вопросов с использованием видеоконференцсвязи, а также оказание методической помощи сотрудниками НПЦ ВАГШ ВС РФ научным коллективам вузов.

В настоящее время проанализированы ФГОС и КТ более чем 300 военных специальностей и сформированы первичные перечни ПВК. В ряде вузов начались активная разработка профессиоведческих сведений и проведение экспертной оценки ПВК по военным специальностям.

Учитывая сроки выполнения КНИР «Орион» (два года) и масштабность поставленных задач, научным коллективам предстоит напряжённая работа, кото-

рая включает формирование баз данных по всем военным специальностям подготовки офицеров с профессиографическими анкетами, профессиоведческими описаниями и сведениями об условиях приёма и обучения курсантов. Выполнение этих задач на требуемом уровне предполагает тщательную организацию научных исследований и привлечение большого количества экспертов.

Качественный итоговый результат КНИР «Орион» может быть получен только при самом ответственном и компетентном подходе всех организаций-исполнителей. И только при выполнении этого условия результаты КНИР «Орион» могут способствовать повышению качества подготовки офицерских кадров, что в современных условиях является одной из важнейших задач по укреплению обороноспособности государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы военного профессионального психологического отбора: учебное пособие / под общей ред. В.И. Лазуткина, В.А. Жильцова, Г. М. Зараковского, Н. П. Островского. - М.: Военное издательство, 2005. 464 с.

2. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. -М.: Юрайт, 2015. 618 с.

3. Корзунин, В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: дис. ...доктора психологических наук: 19.00.03; 19.00.04 / С.-Пе-терб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2001. 555 с.

4. Беспалов, Б.И. Профессионально важные компоненты деятельности человека и подходы к их психодиагностике // Организационная психология, 2014. Т. 4. № 4. С. 12-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.