Научная статья на тему '100 ЛЕТ ГУК МО РФ: КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВ МО РФ'

100 ЛЕТ ГУК МО РФ: КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВ МО РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горемыкин Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «100 ЛЕТ ГУК МО РФ: КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВ МО РФ»

100 ЛЕТ ГУК МО РФ: КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ -ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВ МО РФ

Генерал-полковник ГОРЕМЫКИН Виктор Петрович -начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ, заслуженный военный специалист Российской Федерации

В целях совершенствования системы подготовки специалистов для Вооруженных Сил и оптимизации сети военных образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 года на базе военных академий видов Вооруженных Сил Российской Федерации были созданы 3 военных учебно-научных центра (ВУНЦ): Сухопутных войск в составе Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации и 11 филиалов; Военно-Воздушных Сил -Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина и 7 филиалов; Военно-Морского Флота - Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, 6 филиалов и 3 научно-исследователь-

ских институтов. Филиалами ВУНЦ стали профильные высшие военные училища и военные институты. Предполагалось, что в дальнейшем в состав ВУНЦ войдут отдельные суворовские военные и Нахимовское военно-морское училища. Объединение в ВУНЦ всего цикла непрерывного военного образования, от довузовской подготовки до подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, профессиональной переподготовки и повышения квалификации военнослужащих, по мнению руководства Министерства обороны Российской Федерации, позволило бы добиться преемственности в обучении и воспитании, обеспечить эффективное использование учебно-материальной базы и преподавательского состава.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11.11.2009 года образовательную деятельность вели 16 федеральных государственных военных образовательных учреждений: 3 ВУНЦ, 11 военных академий, 2 военных университета, 41 филиал военных вузов. Дальнейшие преобразования системы военного образования были сформулированы в подпрограмме «Совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих» Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020, утвержденной 3 декабря 2009 г. на заседании специальной ко-

миссии Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2007 года учреждены новые квалификационные знаки за окончание военного образовательного учреждения профессионального образования и медаль Министерства обороны Российской Федерации «За отличное окончание военного образовательного учреждения высшего профессионального образования» (взамен настольной золотой медали).

В ходе реформирования изменилась подчиненность вузов. До 2010 года военно-учебные заведения подчинялись тем руководителям и структурам, для которых они готовили специалистов: заместителям министра обороны, главнокомандующим видами, командующим родами войск и начальникам профильных центральных органов военного управления. Управление военного образования осуществляло нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение учебного процесса, а именно разработку проектов приказов министра, регламентирующих проведение занятий, и учебных программ. С созданием в 2010 году Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации ему были подчинены все военно-учебные заведения. Таким образом, органы военного управления, которым предстояло работать с выпускниками военных вузов, были отстранены от процесса их подготовки.

Со времен СССР военнослужащий за период прохождения службы мог получить 3 высших образования: в военном училище (военном институте, военном университете), в военной академии и в Военной академии Генерального штаба. Кроме того, при назначении на высшую воинскую должность и в других случаях офицер проходил дополнительное обучение или переподготовку в учебных центрах, на курсах и т.д.

С сентября 2011 года трехуровневая структура военного образования была упразднена, теперь офицер получал только одно высшее образование. Бывшее 2-летнее обучение в видовой военной академии и 2-летнее - в Военной академии Генерального штаба заменялось 8-10-месячными академическими курсами в системе дополнительного образования.

В 2008 году было обращено внимание на «перепроизводство» офицеров. В результате реформы Вооруженных Сил количество офицеров к 2012 году сократилось на 60 %.

Не всем выпускникам предоставлялись первичные офицерские должности. Часть из них назначалась на должности сержантов или одновременно с выпуском увольнялась в запас. Поэтому в 2010/11 годах практически прекратился набор курсантов на первый курс военно-учебных заведений. Значительно сократился набор в военные академии. В 2012 году в военные вузы поступили лишь 2,2 тыс. человек. Для сохранения педагогических кадров военные вузы вместо офицеров начали на платной основе готовить гражданских специалистов (студентов). В вузах появились факультеты (центры) по подготовке сержантов-контрактников. Первыми к подготовке сержантов по программам среднего профессионального образования с декабря 2009 года приступили в Рязанском филиале ВУНЦ Сухопутных войск. Эта деятельность приобрела особую актуальность в связи с ликвидацией с 2009 года института прапорщиков и мичманов. Профессионально подготовленные сержанты

должны были составить основу младшего командного состава. Программа их подготовки была рассчитана на 34 месяца.

Утверждение и введение в 2011 году ФГОС третьего поколения поставили систему военного образования в критическую ситуацию, т.к. почти в 3 раза сократился бюджет времени на предметы профессиональной деятельности по отношению к дисциплинам федерального компонента.

В этих условиях рядом военных вузов предпринимались попытки внедрения «мо-дульно-рейтинговой системы обучения», ориентированной на формирование у обучаемых не знаний, умений и навыков, а определенных компетенций специалиста под конкретную должность. Таким образом, кругозор выпускника становился более узким, и в дальнейшем требовалось большее число его переподготовок.

В конце 2012 года со сменой руководства Министерства обороны Российской Федерации начался новый этап реформирования системы

СЕТЬ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Москва)

Военный учебно-

научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Москва)

Московское высшее общевойсковое командное

орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменное училище

Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище

Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского (г. Благовещенск)

Новосибирское высшее военное командное училище

Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники

Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза

Н.Г. Кузнецова» (г. Санкт-Петербург)

Филиал (г. Калининград)

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора I Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург)

Филиал (г. Челябинск)

Филиал (г. Вольск)

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого (г. Балашиха)

Филиал (г. Серпухов)

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург)

Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова (г. Владивосток)

Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова (г. Севастополь)

Военный институт физической культуры (г. Санкт-Петербург)

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко

Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище им. генерала армии В.Ф. Маргелова

Филиал (г. Москва)

Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного (г. Санкт-Петербург)

Военно-космическая

академия им. А.Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург)

Михайловская

военная артиллерийская академия (г. Санкт-Петербург)

Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)

Военная академия

войсковой ПВО Вооруженных Сил Российской Федерации им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского (г. Смоленск)

Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (г. Тверь)

Военная академия Министерства обороны Российской Федерации

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова

Фото 1

военного образования. Многие ранее принятые решения были отменены. С марта 2013 года все образовательные учреждения были выведены из подчинения Департамента образования и переподчинены заказчикам подготовки кадров - заместителям министра обороны, главнокомандующим видами, командующим родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка кадров. Через два месяца Департамент образования вновь вошел в состав Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации в качестве структурного подразделения - управления (военного образования).

В настоящее время система военного образования - это отлаженный и эффективно работающий механизм, основными задачами которой является подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации военных кадров.

Для решения этих задач сформирован облик сети высших военно-учебных заведений Минобороны России. В нее включены 28 вузов и 8 филиалов. Среди них 3 военных учебно-научных центра видов Вооруженных Сил Российской Федерации, 11 военных академий, один военный университет, 12 военных училищ и Военный институт физической культуры (см. фото 1 на с. 5).

Результаты внезапных проверок войск и опыт их применения показали необходимость усиления практической направленности обучения, введения для слушателей и курсантов режима подготовки, максимально приближенного к условиям прохождения военной службы в войсках.

В этой связи были скорректированы подходы к организации учебного процесса. В основу планирования положены боевые уставы, наставления и инструкции, результаты тактико-специальных учений. Практики и стажировки синхронизированы с мероприяти-

ями боевой подготовки войск. Совместные межвузовские командно-штабные учения и военные игры проводятся на едином театре военных действий с участием соответствующих командований. Уровень знаний и умений слушателей и курсантов оценивается в соответствии с нормативами по боевой подготовке.

В учебно-методические материалы включен опыт применения войск (сил) в вооруженных конфликтах, в том числе за пределами Российской Федерации (см. фото 2).

С 1 сентября 2016 года все образовательные организации Минобороны России приступили к использованию в учебном процессе электронных учебников. В этих целях:

- вузами разработано и оцифровано более 12 тыс. электронных учебников и учебных пособий основной учебной литературы. Электронные учебники и пособия имеют интерактивную визуализацию учебного материала, содержат 3D модели реальных объектов вооружения и военной техники

^ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Разработано и оцифровано более 12 тыс. электронных учебников и учебных пособий

Внедрен

71 базовый электронный учебник

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Более 8 тыс. слушателей и курсантов обеспечены персональными ноутбуками

Закуплено более 102 тыс. flash-накопителей

ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Введен в эксплуатацию программный комплекс «Электронно-цифровой образовательный ресурс»

Обеспечен доступ

военно-учебных заведений к ведущим электронным библиотекам России

Фото 2

основные направления по расширению возможностей и повышению доступности информационной образовательной среды

ами

СозДание закрь

"М* знаний

—["==•

0- Г~ " ¿Г? сг гШпе

и стереоэффекты работы узлов, механизмов, а также видеоматериалы для освоения обучающих курсов;

- по одинаковым для всех вузов военно-профессиональным дисциплинам разработан 71 базовый электронный учебник;

- создан электронно-цифровой образовательный ресурс;

- для повышения доступности электронных учебных материалов сформирована единая база образовательных ресурсов, все вузы подключены к электронным ресурсам Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина и библиотекам других вузов;

- слушатели и курсанты, обучающиеся по основным образовательным программам, обеспечиваются ноутбуками и ПавЬ-накопителями - закуплено 8 тыс. ноутбуков и более 102 тыс. ПавЬ-накопи-телей, на которые записаны необходимые для обучения учебно-методические материалы, электронные учебники и пособия, учебные планы (программы), расписания

Фото 3

занятий на весь период обучения;

- продолжается работа по повышению доступности образовательных и информационных ресурсов (см. фото 3).

Дальнейшее развитие электронной информационной образовательной среды направлено на расширение ее возможностей и обеспечение доступности военнослужащим как в период обучения в вузе, так и во время службы в войсках.

В этих целях предусмотрено создание закрытых сегментов электронных изданий, наполнение электронной библиотеки ресурсами научно-исследовательских организаций, расширение взаимодействия ресурсов военно-учебных заведений и профильных гражданских вузов.

Осуществляется подключение к единой информационной образовательной среде всех воинских частей для предоставления военнослужащим, независимо от места прохождения военной службы, возможности использо-

вать образовательные ресурсы в интересах повышения уровня профессиональных знаний, постоянного поддержания контакта с ведущими кафедрами и обеспечения непрерывной профессиональной подготовки в течение всего периода военной службы.

Принятые меры по совершенствованию системы военного образования позволят повысить качество подготовки слушателей и курсантов.

Реформирование затронуло и довузовское военное образование. С 2008 года в Министерстве обороны Российской Федерации появилось учебное заведение нового типа - Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». Через 2 года началось формирование сети президентских кадетских училищ (по 1 в каждом федеральном округе). Они предназначались для поддержки талантливых детей, ориентированных на государственную службу, как на военном, так и на гражданском поприще и создавались на фондах лик-

ДОВУЗОВСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНОБОРОНЫ РОССИИ

Суворовские военные училища

Екатеринбургское суворовское военное училище

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казанское суворовское военное училище

Пермское суворовское военное училище

суворовское военное училище

Санкт-Петербургское суворовское военное училище

С

Нахимовское военно-морское училище

Ульяновское гвардейское суворовское военное училище

Северо-Кавказское суворовское военное училище

Филиал Нахимовского ВМУ (Владивостокское ПКУ)

Филиал Нахимовского ВМУ (Севастопольское ПКУ)

Филиал Нахимовского ВМУ в г. Мурманске

Кадетские корпуса

Президентские кадетские училища

кадетский корпус «Пансион воспитанниц РФ»

-Кронштадтский

морской кадетский военный корпус

Кадетский корпус (инженерная школа) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия»

Кадетский корпус (школа 1Т-технологий) Военной академии связи

Кадетский корпус (спортивная школа) Военного института физической культуры

военно-музыкальное училище им. генерал-лейтенанта В.М.Халилова

видируемых военно-учебных заведений Министерства обороны.

С 2011 года все довузовские учреждения Министерства обороны Российской Федерации перешли на 7-летний срок обучения. Они начали принимать мальчиков и девочек, закончивших 5 классов общеобразовательной школы. В 2008 году было установлено, что в учреждениях довузовской подготовки обучается только 4-6 % детей из семей военнослужащих. После этого преимущество в поступлении было отдано детям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил. В 2012 году в Минобороны России функционировало 7 суворовских военных училищ, Нахимовское военно-морское училище, 3 президентских кадетских училища (Оренбургское, Ставропольское и Краснодарское), 3 кадетских корпуса (в т.ч. Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации») и Московское военно-музыкальное училище. В

Фото 4

них обучалось около 7,5 тыс. человек.

Процесс гуманизации военного образования особо затронул организацию учебного процесса суворовцев и нахимовцев. Должности воспитателей вместо офицеров заместили гражданским персоналом, было отменено несение воспитанниками нарядов в ночное время, строевую подготовку заменили занятиями спортом. С 2010 года парадные расчеты суворовцев и нахимовцев, кроме барабанщиков Московского военно-музыкального училища, не привлекались к участию в военных парадах на Красной площади.

Реформы российского военного образования, проводившиеся в 2008-2012 годах только с позиции экономической целесообразности и без учета воинских традиций, вызвали отрицательную реакцию среди большинства военнослужащих и в обществе в целом.

В 2013-2014 гг. в довузовских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации возобновилось соблюдение требований общево-

инских уставов в части выполнения воинского приветствия, проведения ритуалов подъема, утреннего осмотра и вечерней поверки. Суворовцы, нахимовцы и кадеты вновь начали участвовать в военных парадах. В учебные программы был введен предмет «Основы военной (военно-морской) подготовки», предусматривающий изучение основ строевой и огневой подготовки, общевоинских уставов, тактики, радиационной, химической и биологической защиты и др. В старших классах в рамках дополнительного образования ввели оборонно-спортивный профиль и военное страноведение. В летнее время начали проводить 2-3-недельные полевые занятия или морскую практику. Были сняты ограничения на поступление в довузовские учреждения детей, не являющихся членами семей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (см. фото 4).

Сеть довузовских учебных заведений Министерства обороны Российской

Федерации на 1 января 2018 года включает в себя 10 суворовских военных училищ, Нахимовское военно-морское училище с филиалами в Севастополе, Владивостоке и Мурманске, 6 президентских кадетских училищ, 5 кадетских корпусов и Московское военно-музыкальное училище им. генерал-лейтенанта В.М. Халилова. С 2015 года в 3 военных образовательных организациях высшего образования действуют кадетские школы для одаренных детей (спортивная, инженерная и 1Т-технологий).

С открытием в 2017 году Петрозаводского президентского кадетского училища завершено выполнение поручения Президента Российской Федерации о формировании сети средних учебных заведений, охватывающей все федеральные округа. Введен в строй филиал Нахимовского военно-морского училища в Мурманске.

Благодаря современной учебно-материальной базе, реализации дополнительных образовательных программ «военной направленности», усиленной физической подготовке, проведению практики в военно-учебных заведениях и на полигонах, воспитанники наших довузовских учебных заведений сегодня являются наиболее подготовленными и мотивированными абитуриентами для поступления в вузы Минобороны России.

С 2015 года обучающиеся довузовских образовательных организаций Минобороны России, в том числе обучающиеся президентских кадетских училищ, обеспечиваются вещевым имуществом (форменной одеждой нового образца).

90 % выпускников довузовских образовательных организаций поступают в военные вузы.

В 2013 году началась реализация Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым Министерство обороны (как федеральный государственный орган, готовящий кадры в интересах обороны) было наделено полномочиями по установлению особенностей образовательной, методической и научной деятельности в высших военно-учебных заведениях. Утверждены новые ФГОС высшего образования по 12 направлениям подготовки офицеров. Слушатели военных академий вновь были переведены на 2-летние программы обучения.

В марте 2013 года Министром обороны Российской Федерации утверждена типовая структура военно-учебного заведения, в соответствии с которой были восстановлены ранее ликвидированные структурные подразделения и отдельные должности. В военные вузы на первые курсы были набраны около 15 тыс. человек, что почти в 7,5 раз превысило показатели 2012 года.

В сентябре 2014 года издан приказ Министра обороны Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ „Об образовании в Российской Федерации"», который ввел «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации». При-

казом определено, что высшие военно-учебные заведения реализуют основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы адъюнктуры и программы ординатуры) и образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих).

В военных училищах и в Военном институте физической культуры курсанты осваивают программу специ-алитета. Их выпускники предназначены для замещения младших офицерских должностей ротного и батальонного звена. Профильная (видовая) академия позволяет окончить магистратуру. Ее выпускники могут занимать должности командира полка или бригады, заместителя командира дивизии. Магистратура ВАГШ открывает путь к еще более высоким воинским должностям.

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития системы военного образования, утвержденного Президентом Российской Федерации в январе 2014 г. № Пр-141, Минобороны России выполнены следующие мероприятия:

- Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Военная академия Министерства обороны Российской Федерации получили право и перешли на подготовку слушателей по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам. Это позволило

решить поставленную задачу за счет расширения прав вузов в формировании учебных программ, их оперативной корректировки с учетом опыта войск и усиления практической составляющей образовательного процесса;

- сформированная сеть военно-учебных заведений составляет основу системы военного образования и соответствует количественным и качественным потребностям Вооруженных Сил в подготовке военных кадров;

- военно-учебными заведениями разработаны и утверждены Министром обороны Российской Федерации планы развития вузов до 2020 года, выполнение которых контролируется управлением (военного образования);

- для отражения особенностей осуществляемой образовательной деятельности военно-учебным заведениям возвращены их исторически сложившиеся названия, присвоенные ранее почетные наименования и государственные награды. Часть филиалов военных

учебно-научных центров и военных академий приобрели самостоятельность - в основном те военно-учебные заведения, которые выполняли кадровый заказ конкретного вида или рода войск. Среди них - Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В.Ф. Маргелова, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова и др. Остановлен процесс расформирования авиационного училища штурманов в Челябинске, ставшего филиалом Военно-воздушной академии.

В целях участия научно-педагогического состава вузов в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, примерных основных образовательных про-

грамм высшего образования, координации образовательной деятельности военно-учебных заведений по основным образовательным программам, обеспечения качества и развития содержания высшего образования приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2015 г. № 593 создано Федеральное учебно-методическое объединение военных образовательных организаций высшего образования Минобороны России по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки высшего образования «Военное управление».

Уже сегодня оно активно работает над актуализацией федеральных государственных образовательных стандартов, координирует образовательную деятельность вузов в интересах обеспечения качества и развития высшего образования.

В дальнейшем федеральное УМО мы видим в качестве основной площадки для формирования содержания обучения слушателей и кур-

ЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ

Федеральное учебно-методическое объединение вузов Минобороны России по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 56.00.00 «Военное управление»

Ц Е Л И

Участие педагогических и научных работников в разработке ФГОС ВО и примерных основных образовательных программ

Координация образовательной деятельности военно-учебных заведений по основным образовательным программам

С Т Р У К Т У Р А

Научно-методические советы по направлениям (проф программ

Обеспечение качества и развития содержания высшего образования

Военные академии

Военные училища, филиалы военных академий

Фото 5

iii международная олимпиада курсантов образовательных организаций высшего образования

Результаты Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования

Военная история

1 место - Военный университет

(г. Москва)

2 место - Военная академия

Республики Беларусь

3 место - Команда курсантов МО

Республики Армения

Иностранный язык

1 место - Военная академия РХБЗ

(г. Кострома)

2 место - Военный университет

(Республика Армения)

3 место - Военная академия Республики Беларусь

Информатика

1 место - Филиал Военной академии

МТО (г. Пенза)

2 место - Военная академия

Республики Беларусь

3 место - Военно-инженерный институт

радиоэлектроники и связи (Республика Казахстан)

Военно-профессиональная подготовка

1 место - Рязанское высшее воздушно-

десантное командное училище

2 место - Команда курсантов

Республики Беларусь

3 место - Военный институт СВ

Республики Казахстан

Математика

1 место - Военно-воздушная академия

(г. Воронеж)

2 место - Военно-инженерный институт

радиоэлектроники и связи (Республика Казахстан)

3 место - Военная академия

Республики Беларусь

сантов, выработки предложений по сопряжению военно-профессиональной составляющей подготовки по уровням военного управления (оперативно-стратегический, оперативно-тактический и тактический), внедрению единых подходов к методике преподавания дисциплин профессионального цикла и проведению межвузовских военных игр, командно-штабных и тактико-специальных учений (см. фото 5).

В 2010-2011 годах Минобороны России впервые выступило в качестве разработчика проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. В перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования включена укрупненная группа специальностей и направлений подготовки высшего образования 56.00.00 «Военное управление».

Вузами Минобороны России были разработаны и Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены 12 проектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фото 6

ФГОС по направлениям подготовки магистратуры и 28 проектов ФГОС по специальностям высшего образования. Из них 12 ФГОС магистратуры и 5 ФГОС специалитета вошли в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки высшего образования 56.00.00 «Военное управление».

В 2015 году на основании предложений, подготовленных совместно с ФСБ России, Министерством образования и науки Российской Федерации сформирован Координационный совет по области образования «Оборона и безопасность государства. Военные науки».

На качество подготовки курсантов военных образовательных организаций большое влияние оказывают организованные Минобороны России конкурсные мероприятия, одним из которых является Международная олимпиада.

В 2017 году проведена III Международная олимпиада курсантов образовательных организаций высшего обра-

зования по иностранному языку, математике, информатике, военной истории и военно-профессиональной подготовке (см. фото 6).

В них принимают участие команды военно-учебных заведений Минобороны России, команды вузов государств -участников СНГ, команды гражданских вузов и команды научных рот Минобороны.

Впервые в 2017 году одним из организаторов олимпиады выступало иностранное военно-учебное заведение -Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи Минобороны Казахстана (г. Алматы, Республика Казахстан), на базе которого прошли состязания по математике.

В 2018 году впервые наравне с уже традиционными участниками Международной олимпиады во всех состязаниях планируется участие команды вузов Министерства обороны Республики Узбекистан.

В этом году, помимо России, еще три государства примут участников финального

этапа олимпиады: по иностранному языку - Республика Армения, по военной истории - Республика Беларусь, по математике - Республика Казахстан (см. фото 7).

С учетом накопленного опыта Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации как основной организатор Международной олимпиады постоянно стремится к совершенствованию практики ее проведения, созданию для стран-участниц равных условий, что укрепляет престиж олимпиады как значимого мероприятия на образовательном пространстве Содружества.

Важной кадровой задачей является сохранение и развитие научного потенциала и научных школ в военно-учебных заведениях и научно-исследовательских организациях Минобороны России.

Благодаря принимаемым Главным управлением кадров Минобороны России мерам на протяжении последних лет научный потенциал военно-учебных заведений остается

Фото 7

стабильным и составляет в среднем 65 % (укомплектованность преподавателями с учеными степенями), что позволяет обеспечить требования федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ.

Немаловажную роль в сохранении и развитии научного потенциала вузов играют научные школы. Для решения вопросов оценки научных школ потребовалось разработать целостный методический аппарат идентификации и сопровождения деятельности научных школ в Минобороны России.

В этих целях Главным управлением кадров Минобороны России в 2013 году было организовано выполнение комплексной научно-исследовательской работы (далее -КНИР) на эту тему. По результатам выполнения КНИР 4 августа 2016 года статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по

организации деятельности военно-научных школ в Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).

Методическими рекомендациями установлены основные определения и система классификации военно-научных школ, порядок регистрации, методический аппарат оценки состояния и динамики их развития.

На основании ежегодного представления вузами и НИО сведений о деятельности военно-научных школ впервые разработан и утвержден 13 июля 2017 года начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации Реестр военно-научных школ военных образовательных организаций высшего образования и научно-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации в 2017 году.

Вузами и НИО было заявлено 390 военно-научных школ (284 - вузы, 106 - НИО). Из

них 40 коллективов не были идентифицированы как научные школы (см. фото 8).

Главным управлением кадров Минобороны России проводится работа по повышению статуса преподавателя военно-учебного заведения.

Важной составляющей этой работы является стимулирование образовательной и научной деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся военно-учебных заведений.

С 2003 года в вузах Минобороны России проводился конкурс на лучшие научные работы по проблемам военного образования. По итогам конкурса присуждались 2 первые премии по 3 тысячи рублей, 4 вторые премии по 2,5 тысячи рублей, 6 третьих премий по 1,5 тысячи рублей.

В 2007 году размеры премий были увеличены: первой - до 50 тысяч рублей, второй - до 40 тысяч рублей, третьей - до 30 тысяч рублей.

В 2008 году взамен ранее проводившегося конкурса утверждено Положение о конкурсе на лучшие научные ра-

боты, выполненные личным составом органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также постоянным составом, адъюнктами и докторантами образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Конкурс проводится по двум разделам:

- по научным работам в области военной науки и техники;

- по научным работам в области исследования проблем военного образования, воинского воспитания и подготовки кадров, а также учебникам.

По каждому разделу присуждаются 2 первые премии по 350 тысяч рублей, 4 вторые премии по 300 тысяч рублей, 6 третьих премий по 250 тысяч рублей.

Кроме того, по каждому разделу впервые были введены 1 премия за реализацию диссертации на соискание ученой степени доктора наук в размере 350 тысяч рублей, 2 премии за реализацию дис-

сертации на соискание ученой степени кандидата наук в размере 250 тысяч рублей.

Также в 2008 году был учрежден конкурс на лучшие научные работы слушателей и курсантов военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (ранее подобный конкурс проводился Минобразования России).

Для награждения авторов лучших научных работ были установлены 30 премий по 60 тысяч рублей каждая.

Начиная с 2013 года впервые учреждены знаки отличия «За лучшую научную работу», которые вручаются победителям конкурсов на лучшие научные работы, ставшим лауреатами премий.

Еще одной мерой стимулирования педагогической деятельности является конкурсный отбор лучших преподавателей вузов Минобороны России, учрежденный в 2000 году.

В 2007 году увеличено с 15 до 50 количество премий, присуждаемых преподавате-

Ш-

•еестр военно-научных школ военных образовательных организаций высшего образования и научно-исследовательских организаций минобороны россии

Методические рекомендации по организации деятельности военно-научных школ

определяют их статус, порядок идентификации и оценивания состояния развития. На основе Методических рекомендаций разрабатываются локальные нормативные акты о военно-научных школах образовательных и научных организаций Минобороны России

Распределение ВНШ по вузам

Распределение ВНШ по НИО

о о и

7

.м.

.м^Йм

13 ' :

о О

40

17

16

3

Фото 8

лям за высокие результаты, достигнутые в педагогической деятельности, а их размер с 3 до 37 тысяч рублей.

А уже в 2008 году их число и размер увеличились до 150 премий по 100 тысяч рублей. В настоящее время преподавателям присуждается 100 премий по 150 тысяч рублей.

Премии победителям конкурсов от имени Министра обороны Российской Федерации вручаются в торжественной обстановке на военно-научных конференциях, собраниях личного состава, заседаниях ученого совета вуза.

В целях выбора специальностей последующей подготовки выпускников в военных вузах, в учебном процессе довузовских учебных заведений широкое распространение получают современные и перспективные направления науки и техники.

С этой целью в 2018 году будут введены два многофункциональных учебных корпуса в Нахимовском военно-морском училище в Санкт-Петербурге, а также физико-математическая школа для одаренных детей Военной академии РВСН в г. Балашихе.

В последующем спланировано открытие филиалов Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» в городах Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также филиала (школа для одаренных детей) Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко на базе современного Военного инновационного технополиса «ЭРА» в г. Анапе.

Успешная организация научной и проектно-исследо-вательской деятельности обучающихся - результат развития и широкого применения в училищах инновационных об-

разовательных методик, основанных на применении современных технических средств и использовании базы и инфраструктуры прикладной учебно-исследовательской работы, а также взаимодействия с образовательными организациями высшего образования, в том числе военными, и крупнейшими государственными корпорациями и промышленными объединениями.

В прошедшем году во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина в целях углубленного изучения суворовцами основ и направлений военной науки с использованием специализированного лабораторного оборудования в Московском и Тульском суворовских военных училищах созданы научные классы.

Оснащение лабораторным оборудованием осуществлено Госкорпорацией «Росатом».

Теоретическая и практическая подготовка суворовцев, помимо учебных аудиторий, ведется на базе ведущих государственных корпораций, отраслевых научно-производственных объединений, научно-исследовательских институтов и предприятий военно-промышленного комплекса: НПО «Элерон» («Роса-том»), РКК «Энергия», ВНИИ «Сигнал» и др.

К учебному процессу в «научных классах» привлекаются специалисты ведущих образовательных организаций высшего образования, в том числе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и Института высокоточных систем имени В.П. Грязева при Тульском государственном университете.

Учитывая профиль обучения в «научных классах», обу-

чающиеся училищ совместно с военнослужащими научных рот военных образовательных организаций высшего образования участвуют в разработке технических проектов и программных продуктов, в том числе военного профиля.

В октябре-ноябре 2017 года выполненные суворовцами с использованием специализированного лабораторного оборудования технические проекты завоевали призовые места на региональных научно-практических выставках, ведомственных конкурсах, а также на XII Всероссийской инновационной молодежной научно-инженерной выставке «Политехника», проведенной в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана.

Есть уверенность в том, что продуктивный опыт Московского и Тульского суворовских военных училищ по созданию научных классов будет востребован и широко внедрен в других образовательных организациях.

В большинстве учебных заведений оборудованы специализированные классы для обучения детей робототехнике (в Мурманском филиале Нахимовского военно-морского училища - подводной робототехнике), авиа- и судомо-делированию, автомобильной подготовке и так далее. В школах для одаренных детей обучающиеся получают знания и практические навыки в области инженерных наук, 1Т-технологий, физической культуры и спорта и др.

Среди обучающихся довузовских образовательных организаций (далее - училища) Минобороны России ежегодно проводится Всеармейский фестиваль инновационных научных идей «Старт в науку».

Проектно-исследователь-ские работы обучающихся

училищ оцениваются экспертными группами компетентного жюри в трех секциях:

1. «Математика, физика и информатика».

2. «Естественнонаучные дисциплины».

3. «Социально-гуманитарные дисциплины».

Работы четвертой секции «Выставка научно-технического прикладного творчества» оцениваются всеми членами жюри и участниками фестиваля.

Целями Фестиваля являются: развитие инженерного мышления, технического творчества и интеллектуального потенциала личности воспитанников училищ.

Задачи Фестиваля:

- создать условия для развития интеллектуального потенциала обучающихся, формирования у них ключевых образовательных компетенций;

- способствовать развитию у воспитанников мотивации к проектной, научно-исследовательской деятельности;

- стимулировать познавательную деятельность обучающихся, освоение ими методов проведения научных исследований, способов представления их результатов;

- выявлять одаренных воспитанников, обладающих высоким творческим потенциалом;

- содействовать саморазвитию и самореализации обучающихся путем сознательного и активного приобретения ими нового социального опыта, формировать ориентацию на широкую образованность, интеллектуальное и творческое развитие;

- расширить взаимодействие между образовательными организациями в различных областях научной и творческой деятельности;

- способствовать развитию у обучающихся навыков коммуникации, содействовать приобретению ими опыта публичных выступлений и культуры ведения дискуссий.

Участниками Фестиваля являются обучающиеся 7-11

классов довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее - училища).

В 2017 году третий Фестиваль прошел на базе Оренбургского президентского кадетского училища.

Среди обучающихся ежегодно проводятся всеармейские олимпиады по математике, физике и иностранному языку.

Основными задачами олимпиад являются:

- создание условий для поддержки одаренных воспитанников, развитие у них интереса к научной деятельности;

- обмен опытом между преподавателями училищ по вопросам организации работы с одаренными воспитанниками.

Олимпиады проводятся среди обучающихся 8-11 классов.

В марте 2018 года очный этап XVIII Всеармейской олимпиады по математике и VI Всеармейской олимпиады по физике «Физика в военном деле» проводится на базе

—научно-популярный журнал министерства обороны российской федерации «вестник военного образования»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ж

Фото 9

Ставропольского президентского кадетского училища, VII Всеармейской олимпиады по иностранному языку - на базе Военного университета.

В Минобороны России среди обучающихся довузовских образовательных организаций ежегодно проводится Всеармейский кинофестиваль любительских короткометражных фильмов «Кадетский взгляд».

В 2017 году второй по счету кинофестиваль был посвящен Году Экологии и проводился на базе Оренбургского президентского кадетского училища под девизом «Нам этот мир завещано беречь».

В конкурсную программу были включены игровые короткометражные фильмы и социальные ролики.

Основной информационной площадкой по освещению вопросов состояния и развития военного образования, применения передовых образовательных технологий и методик обучения, роли личности в образовании, истории образования и других вопросов развития системы военного

Фото 10

образования является рецензируемый научно-популярный журнал «Вестник военного образования», издаваемый с 2016 года (см. фото 9 на с. 15).

Основные перспективные задачи развития системы военного образования были определены в ноябре 2016 года на учебно-методическом сборе «Военное образование - на службе Отечеству!» (см. фото 10).

Напомню, что в работе сбора приняли участие 568 человек, в том числе представители Совета Федерации и Государственной Думы, Минобрнауки России, Общественного совета при Минобороны России, ветераны-военачальники, ректоры ведущих гражданских вузов, а также начальники вузов «силовых» структур. По видеоконференцсвязи мероприятия транслировались в 41 учебное заведение Минобороны России.

В ходе сбора выработаны единые подходы к оперативной актуализации содержания и внедрению в учебный процесс опыта войск, в том числе в Сирийской Арабской Республике, совершенство-

ванию методики подготовки слушателей и курсантов, реализации новых технологий обучения с учетом развития электронной образовательной среды вузов и использования в образовательном процессе электронных учебников.

По итогам пленарного заседания принятадекларация, в которой определены основные направления развития военного образования, обозначены позиции по совершенствованию содержания подготовки военных кадров, сближению военной и гражданской высшей школы.

В целях практической реализации выработанных предложений начальниками, имеющими в подчинении образовательные организации,для каждого учебного заведения утверждены планы реализации декларации, решений и задач по итогам сбора.

Организация функционирования и развития системы военного образования - одна из важнейших функций Главного управления кадров и Управления военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.