Научная статья на тему 'СТАТЬ НЕ ТОЛЬКО КОМАНДИРОМ, НО И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СВЯЗИСТОМ'

СТАТЬ НЕ ТОЛЬКО КОМАНДИРОМ, НО И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СВЯЗИСТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАТЬ НЕ ТОЛЬКО КОМАНДИРОМ, НО И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СВЯЗИСТОМ»



ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

СТАТЬ НЕ ТОЛЬКО КОМАНДИРОМ, НО И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СВЯЗИСТОМ

КОСТАРЕВ Сергей Валерьевич

родился 12 апреля 1963 года в селе Нарым Томской области.

В 1984 году окончил Томское высшее военное командное училище связи.

Проходил военную службу на должностях: заместителя начальника радиоцентра по технической части, начальника центра каналообразу-ющих систем, начальника радиостанции большой мощности, начальника оперативно-технического отделения, начальника полевого узла связи отдельного полка связи, заместителя командира полка по вооружению, заместителя командира бригады по вооружению, командира отдельного полка связи в Дальневосточном военном округе, начальника полевого узла связи Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2005 году окончил Военную академию связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

В октябре 2005 года назначен начальником Кемеровского высшего военного командного училища связи (военного института) имени маршала войск связи И.Т. Пе-ресыпкина.

С декабря 2009 года - начальник связи - заместитель начальника штаба Сибирского военного округа по связи.

В декабре 2010 года назначен на должность начальника Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

На вопросы наших корреспондентов ответил начальник Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного генерал-лейтенант C.B. Костарев, кавалер ордена Мужества, медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В 1933 году в ознаменование 50-летнего юбилея члена Революционного Военного Совета СССР С. М. Буденного приказом Реввоенсовета СССР академии было присвоено его имя. В 1958 году в соответствии с решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о нецелесообразности присвоения предприятиям, военным частям и другим учреждениям имен ныне здравствующих государственных и политических деятелей из наименования академии имя С. М. Буденного было исключено. Однако после смерти С. М. Буденного (26 октября) Совет Министров СССР принял постановление:

«В целях увековечения памяти легендарного героя Гражданской войны, трижды Героя Советского Союза С. М. Буденного присвоить его имя Военной ордена Ленина Краснознаменной академии связи». С1973 года и по настоящее время академия носит имя Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

В годы Великой Отечественной войны 23 ноября 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление об эвакуации академии в Томск. Первый эшелон прибыл туда 18 декабря 1941 года, а с 12 января 1942 года в новых условиях начались плановые учебные занятия.

В апреле 1944 года ГКО страны принял решение о реэвакуации академии в город на Неве. В октябре 1944 года в соответствии с решением Президиума Верховного Совета СССР академии было вручено Красное Знамя.

Одной из важных сторон деятельности коллектива академии

- Сергей Валерьевич, в этом году академия отметит свое 100-летие. Какие исторические события стали наиболее яркими и запоминающимися на ее пути?

- 100-летняя история Военной академии связи насыщена различными яркими и запоминающимися событиями. Конечно, одно из них - это принятие 8 ноября 1919 года Реввоенсоветом Республики решения о создании Высшей военной электротехнической школы комсостава Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Основная цель данного решения - централизация руководства военной связью. Войска связи были выделены в самостоятельный род войск. А дата 8 ноября 1919 года стала днем рождения академии.

В1923 году академия была перебазирована из Сергиева Посада Московской губернии в Петроград, в здание бывшей Николаевской академии Генерального штаба России на Суворовском проспекте.

является подготовка офицерских кадров для иностранных армий, в период с 1972 по 1985 г. академия награждена 8 орденами зарубежных государств.

В августе 1998 года академия была преобразована в Военный университет связи. Одновременно к университету были присоединены в качестве факультета Санкт-Петербургское высшее военное инженерное училище связи и в качестве филиалов - Кемеровское высшее военное командное училище связи, Рязанское высшее военное командное училище связи и Ульяновское высшее военное инженерное училище связи. Объединение вузов и переход на новые штаты произошли с 1 ноября 1998 года.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2004 года Военный университет связи снова преобразован в Военную академию связи, а на базе филиалов университета созданы самостоятельные училища связи (военные институты). В дальнейшем в 2008-2009 годы данные училища были расформированы, а академия стала их правопреемником.

11 ноября 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации в академии созданы филиалы в Краснодаре, Новочеркасске (Ростовская область), Ставрополе. Филиал академии в Ставрополе был ликвидирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июля

2010 года. Филиал академии в Новочеркасске был ликвидирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля

2011 г. Филиал академии в Краснодаре с 1 сентября 2015 года стал самостоятельным военно-учебным заведением Министерства обороны Российской Федерации.

- Северная столица всегда славилась мощным научным потенциалом. Наверняка и в академии нет дефицита с преподавательскими кадрами? Кем из педагогов вы можете гордиться?

- Для начала скажу о том, что в настоящее время в академии осуществляется подготовка всех категорий военнослужащих: сержантов, прапорщиков, курсантов, офицеров и адъюнктов, общая численность обучаемых - более 4500 человек.

Более 68 процентов преподавательского состава имеют ученые степени и ученые звания. Всего в академии преподают 50 докторов наук, 48 профессоров, 340 кандидатов наук и 176 доцентов.

Имеющийся научный потенциал преподавательского состава позволяет проводить все виды учебных занятий на высоком качественном уровне.

Гордостью академии являются такие преподаватели, как: полковники Дворников С. В., доктор технических наук, профессор; Са-вищенко Н. В., доктор технических наук, профессор; Семенов С. С., доктор технических наук, доцент; Лепешкин О. М., доктор технических наук, доцент; Соколова И. И., доктор педагогических наук, профессор; Ачкасов Н. Б., доктор военных наук, профессор; Котков В. М., доктор педагогических наук, профессор; Мохоров Г. А., доктор исторических наук, профессор; Печников А. Н., доктор педагогических наук, профессор; Монахова JI. Ю., доктор педагогических наук, доцент; Ханин С. Д., доктор физико-математических наук, профессор; Семисошен-ко М. А., доктор технических наук, профессор; Дмитриев В. И., доктор технических наук, профессор; Одоевский С. М., доктор технических наук, профессор; Парашу к И. Б., доктор технических наук, профессор; Саенко И. Б., доктор технических наук, профессор; Коцыняк М. А., доктор технических наук, профессор; Стародубцев Ю. И., доктор военных наук, профессор; Мякотин А. В., доктор технических наук, профессор; Че-лышев В. Д., доктор технических наук, профессор; Кудрявцев А. М., доктор военных наук, профессор.

i =1 5 d !"

1 1 1 1 1 1 1 Д1

l.'Hi/i il:? \ \

Они внесли значительный вклад в развитие теории и техники военной связи, автоматизированных систем управления, радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, а также в развитие педагогики. Эти преподаватели на протяжении долгих лет передают молодым офицерам и курсантам свой богатый жизненный и боевой опыт, знания, умения и навыки по преподаваемым дисциплинам.

- Какими качествами должен сегодня обладать настоящий офицер-связист? При освоении современной сложной аппаратуры связи предпочтение у вас отдается обучению в классах или же на полигоне?

- Стремительное развитие форм, способов и средств вооруженной борьбы, высокая сложность вооружения и военной техники предполагают существенное возрастание требований, предъявляемых к офицеру-связисту. Выпускник академии должен обладать компетенциями как командира, то есть иметь навыки руководства личным составом, уметь организовывать и проводить подготовку, обучение и воспитание подчиненных, так и быть профессионалом в области применения современных средств и комплексов связи.

При изучении современной техники связи и автоматизации в академии принята трехэтапная система подготовки. На первом этапе осуществляется теоретическое изучение техники, порядка ее эксплуатации. На втором этапе обучающиеся получают первоначальные базовые навыки в эксплуатации средств и комплексов связи на программных и аппаратно-программных тренажерах, в том числе и с использованием технологий виртуальной и дополненной реальностей. На третьем этапе курсанты выполняют нормативы и учебные задачи непосредственно на стационарных и полевых комплексах связи. Практическая направленность подготовки стала приоритетной целью, поставленной перед собой

руководством академии и ее преподавательским составом.

Определяя цели и этапы развития академии на дальнейшую перспективу, предлагается основные усилия образовательной деятельности сосредоточить на выполнении задачи наращивания практической составляющей в подготовке специалистов войск связи, чтобы каждый выпускник был специалистом 1 класса по основной специальности и 2 класса по смежной.

Практическая подготовка военнослужащих проводится в пяти военных городках академии, где создана учебно-материальная база, представляющая собой систему полигонов связи, учебных полей, для изучения всего перечня техники связи, которая в настоящее время имеется в войсках.

- Сюжеты на телеэкранах изобилуют кадрами о новейших ракетах, самолетах, танках... А вот об оборудовании для военных связистов речь заходит нечасто. Насколько далеко продвинулась техника связи, и каковы перспективы в ее разработке?

- В настоящее время на сетях военной связи используются средства и комплексы связи, в которых реализованы самые современные телекоммуникационные и информационные технологии.

Обучение современным технологиям требует от преподавательского состава Военной академии связи

использовать в своей деятельности самые передовые инновационные образовательные технологии, позволяющие готовить специалистов, которые способны обеспечить управление войсками в любых условиях обстановки.

В процессе инновационной образовательной деятельности академии можно выделить три основных направления, по которым осуществляется подготовка специалистов в области военной связи:

- оптимальное сочетание передовых образовательных технологий с традиционными формами и методами обучения, позволяющее в условиях постоянного изменения форм и методов вооруженной борьбы, тактики применения войск связи, поступления современных образцов техники повышать дидактическую эффективность занятий и достигать поставленные цели обучения;

- практическая направленность обучения всех категорий военнослужащих. Например, полевые занятия на технике связи с различными категориями военнослужащих проводятся непрерывно, в любое время года «в поле» постоянно находятся двести и более военнослужащих;

- широкое использование активных методов обучения, направленных на формирование требуемых компетенций и постоянное повышение творческой составляю-

щей в процессе проведения занятий, позволяет сформировать не только хорошо подготовленного специалиста по работе на вверенной технике связи и управлению подчиненными коллективами, но и творческого, креативного человека, способного проявить максимум профессионализма в кризисных ситуациях.

Инновационность обучения в академии реализована как на системном уровне, что проявляется в общей организации образовательной деятельности, так и при проведении отдельных занятий, что зависит уже от каждого педагога в отдельности, а в совокупности позволяет создать стройную логически взаимоувязанную систему подготовки.

- Наверное больше чем для других армейских специалистов для связистов при подготовке имеет значение современная учебно-материальная база. Соответствует ли она в академии запросам сегодняшнего дня?

- Несомненно, наличие современной учебно-материальной базы имеет важное значение и играет первостепенную роль при подготовке любых армейских специалистов. Не являются исключением в этом плане и специалисты связи. Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день Военная академия связи имеет одну из самых современных учебно-материальных баз среди вузов Минобороны России. В период с конца 2012 по август 2014 года в академии были проведены реконструкция и строительство зданий и сооружений, размещенных на основной территории академии (Тихорецкий пр-т, д. 3). А затем проведено оснащение учебных аудиторий современными и перспективными образцами техники связи, автоматизации, радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы.

Учебные аудитории оборудованы современными мультимедийными техническими средствами обучения и контроля. Специализированные классы оснащены

цифровыми комплексами радио-, радиорелейной, тропосферной и спутниковой связи, волоконно-оптическими системами передачи, тренажерами и макетами.

В академии развернута современная телекоммуникационная сеть, которая обеспечивает единое информационное пространство образовательной, научной и административной деятельности.

Возможности единой телекоммуникационной сети академии позволяют реализовывать интерактивные учебные занятия, дистанционное обучение слушателей и курсантов, находящихся на удаленных от базового городка территориях, в режиме видеокон-ференцсвязи.

В академии создано книгохранилище нового поколения в виде автоматической роботизированной системы размещения фондов. Читальные залы оснащены абонентскими терминалами с дополнительным периферийным оборудованием. Проводится плановая работа по переводу библиотечного фонда в электронный вид, включая полнотекстовые произведения учебной и научной литературы. Создаются электронные архивы фото-, видео- и аудиоматериалов культурно-образовательного характера. За счет комплексной автоматизации всех процессов потребности читателей удовлетворяются на уровне ведущих библиотек России.

В академии имеются все условия и для совершенствования физической подготовки обучающихся. Спортивное оборудование отвечает международным стандартам. И как результат использования современной базы физической подготовки -наличие среди военнослужащих академии чемпионов и призеров Мира, Европы, России, чемпионов Вооруженных Сил России. Многие военнослужащие являются мастерами по различным видам спорта.

Основу полевой учебной базы составляют объекты и техника базы обеспечения учебного процесса: учебный корпус на 250 человек, столовая, общежитие казарменного типа, полигон техники связи, водная станция, стадион, стрельбище, специально оборудованные площадки и объекты для занятий

по общевоенным дисциплинам. Ежегодно в академию в соответствии с планом оснащения поступают современные образцы полевой техники связи, доля которых в настоящее время уже превышает 70 процентов.

- Как используется боевой опыт при подготовке специалистов-связистов?

- В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации уделяется огромное внимание вопросам повышения боевой выучки и внедрения в подготовку войск боевого опыта, полученного в ходе ведения военных действий группировкой войск (сил) ВС РФ в Сирийской Арабской Республике.

В академии также проводится большая работа в данном направлении. Разработана и последовательно реализуется дорожная карта по внедрению боевого опыта в образовательном процессе. В дорожной карте представлены конкретные мероприятия с указанием сроков их выполнения, путей внедрения, способов использования, которые должны быть реализованы в ходе проведения учебных занятий со слушателями и курсантами, при проведении занятий по профессионально-должностной подготовке, подготовке учебников и учебных пособий, проведении научных исследований.

На оперативных и военно-технических кафедрах внесены из-

ряев В. Е. и Ширяев М. Е.) и автоматизированная виртуальная обучающая система (АВОС) (руководитель подполковник Островский Ю. Н.).

Виртуальный тренажер позволяет получить основные знания по развертыванию техники связи (в частности, Р-431АМ) во время занятий в учебных аудиториях, без применения действующего образца, как одному обучаемому, так и целому экипажу. АВОС позволяет интегрировать объекты реальности в виртуальное пространство, и при наведении на объект обучаемый может мгновенно получить полную информацию о нем.

- Судя по результатам в научной работе, в академии большое внимание уделяется не только подготовке педагогов и курсантов, но и военнослужащих из научных рот. Что можно в целом сказать о научном потенциале академии?

- Да это так. По итогам 2018 года операторы научной роты приняли участие в 17 выставках и конференциях различного уровня, опубликовали 154 научные работы, зарегистрировали 58 программных продуктов.

А в целом академия обладает значительным научным потенциалом, который позволяет решать сложные научно-технические задачи. Его основу составляют научные работники, укомплектованность которыми в академии постоянно растет.

В настоящее время укомплектованность должностей научно-педагогических работников военнослужащими составляет 96 процентов, из них имеют ученую степень 58 процентов, из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации укомплектованность составляет 98 процентов, из них имеют ученую степень 65 процентов.

Ведется постоянная работа над снижением среднего возраста ученых, который снизился с 54 лет в 2015 году до 52 лет в 2019-м.

менения в учебные программы, тематические планы, структуру и содержание занятий учебных дисциплин.

Также внесены изменения в тематику выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.

Разработаны учебные пособия, смонтированы учебные фильмы, практически отрабатываются вопросы обеспечения связи, например, передача видеоконтента с беспилотных летательных аппаратов на пункты управления. В 2018 году академия подготовила и представила экспозицию по внедрению и использованию боевого опыта на Коллегию Министерства обороны Российской Федерации, где получила положительную оценку командования Вооруженных Сил Российской Федерации.

- По итогам прошедшей в конце прошлого года военно-научной конференции операторы научной роты академии представили свои интересные разработки: тренажеры и обучающие системы. Расскажите о них подробнее.

- Да, действительно, операторы научной роты академии рядовые Портнов Г. А., Баязитов Е. Г. и Якшибаев И. С. принимали участие в военно-научной конференции, которая проводилась с 28 по 30 ноября 2018 года на выставочной площадке «Экспофорум» в рамках IV Санкт-Петербургского международного научно-образовательного салона.

На данной конференции были представлены 2 проекта: виртуальный тренажер по развертыванию аппаратной связи Р-431АМ (руководители капитаны Ши-

Ведется работа по повышению научного потенциала. Ежегодно защищаются до 14 адъюнктов.

- Используется ли мощный научный потенциал академии производственными и исследовательскими структурами в области средств связи?

- Конечно, мы активно сотрудничаем с такими производственными и исследовательскими структурами, как: ОАО «Специальный технологический центр»; АО «Научно-исследовательский институт технологий связи»; ПАО «Интелтех»; ЗАО «Институт телекоммуникаций»; ПАО «МТС».

- При академии создан кадетский корпус (школа ГГ-технологий). Расскажите об его работе.

- Кадетский корпус (школа 1Т-технологий) является структурным подразделением академии. Он был создан в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации и открыл двери своим первым воспитанникам 1 сентября 2015 года.

Основная общеобразовательная программа и программы дополнительного образования, по которым занимаются воспитанники кадетского корпуса, направлены на развитие творческих способностей и поддержку детей, проявивших способности в изучении физики, математики и информационных технологий.

Кадетский корпус рассчитан на обучение 80 юношей в 10 и 11 классах. Здесь созданы все необходимые и комфортные условия для обучения и проживания воспитанников. В кадетском корпусе имеются 17 учебных классов, оснащенных интерактивными мультимедийными комплексами. Также развернуты специализированные лаборатории, в которых проводятся занятия по информатике и ИКТ и объединений дополнительного образования: кабинет сетевых технологий; кабинет мультимедийного оборудования; лаборатория программного обеспечения; лаборатория робототехники; 3-Б центр; производственно-техно-

логическая зона, включающая в себя лазерный, фрезерные и токарные станки и 3-Б принтеры; робото-технический полигон, предназначенный для испытания и отладки робототехнических комплексов; полностью укомплектованная библиотека, в которой имеется доступ к ведущим электронным образовательным ресурсам.

Обучающиеся находятся на полном государственном обеспечении. Воспитанники проживают в благоустроенном общежитии по два человека в комнате. Для занятий спортом используются три спортивных зала, бассейн и открытый стадион академии; в расположении имеются две спортивные комнаты, предназначенные для индивидуальных и групповых занятий. Организовано пятиразовое питание в современной оборудованной столовой.

За короткий период кадетский корпус занял лидирующие позиции среди довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации по результатам ЕГЭ, диагностических работ, проводимых в рамках проверки качества образования Методическим центром Министерства обороны Российской Федерации, конкурсов по плану Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Среди обучающихся кадетского корпуса - призеры регионального

этапа Всероссийской олимпиады школьников, победители и призеры международных и региональных конкурсов и конференций. За особые успехи в учении двое выпускников в 2018 году были награждены Почетным знаком Правительства Санкт-Петербурга.

Почти 70 процентов выпускников корпуса стали курсантами высших военно-учебных заведений, что в настоящее время является одним из самых высоких показателей среди довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Уже сегодня кадетский корпус можно назвать одним из центров 1Т-образования. Коллектив кадетского корпуса является организатором ряда мероприятий районного, регионального и ведомственного уровня: олимпиады по программированию, соревнований по робототехнике, курсов компьютерной грамотности для людей пожилого возраста.

Кадетский корпус (школа 1Т-технологий) имеет высокий научный потенциал. В настоящее время в 1Т-школе работают 6 кандидатов наук. Многие педагоги кадетского корпуса отмечены ведомственными наградами.

Подготовили Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.