ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
A.Н. 171УШКО,
B.Е. ШЕВЧЕНКО
РЕШАЯ «ПРОБЛЕМУ ПЯТЫХ КЛАССОВ»
SOLVING THE «FIFTH GRADE PROBLEM»
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНОБОРОНЫ РОССИИ
DIAGNOSTICS OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO TRAINING IN PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS SUBORDINATED TO RUSSIAN DEFENCE MINISTRY
Сведения об авторах: Глушко Алексей Николаевич - начальник лаборатории Научно-практического центра ВАГШ ВС РФ, заслуженный врач РФ, доктор психологических наук, профессор (г.Москва. E-mail: [email protected]);
Шевченко Валерий Евгеньевич - начальник 2 научно-исследовательской лаборатории 1 научно-исследовательского отдела Научно-практического центра (военно-профессиональной ориентации и отбора на военную службу) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат социологических наук (г. Москва. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье раскрываются психологическое содержание и обоснование необходимости диагностики психологической готовности кандидатов к освоению образовательных программ в довузовских образовательных организациях Минобороны России. Обосновывается эффективность предлагаемой тестовой батареи для оценки психологической готовности построенной на модели личности выпускника начальной школы.
Ключевые слова: довузовская образовательная организация, психологическая готовность, психологическое обследование, «проблемы пятых классов», интеллектуальное и личностное развития, уровень развития произвольной саморегуляции, психологическая диагностика, оценка способностей, познавательных процессов, свойства нервной системы.
Information about the authors: Aleksey Glushko - the Head of the laboratory of the research and development center of General Staff Military Academy of the Russian Federation Armed Forces, Honored doctor of the Russian Federation, Doctor of psychological Sciences, Professor (Moscow. E-mail: [email protected]);
Valery Shevchenko - the Head of the second laboratory of the research and development center (militaryprofessional orientation and choice for military service) of General Staff Military Academy of the Russian Federation9s Armed Forces. Cand. (Soc.) Science (Moscow. E-mail: [email protected] ).
Summary. The article reveals the psychological content and describes the need to diagnose the psychological candidates9 readiness for mastering pre-university educational programs of the Russian Defense Ministry. The effectiveness of the pro-posed test set is substantiated for assessment of psychological readiness made on the personality model of a primary school graduate.
Keywords: pre-university educational organization, psychological readiness, psychological examination, «fifth grade problems», intellectual and personal development, the development level of random self-regulation, psychological diagnosis, assessment of abilities, cognitive processes, properties of the nervous system.
A.N. GLUSHKO, V.E. SHEVCHENKO
Психологическая диагностика широко используется в практике отбора персонала государственных учреждений и кандидатов в образовательных организациях для определения уровня развития качеств, необходимых для успешного обучения и последующего выполнения профессиональной деятельности. Тестирование прочно вошло в практику работы школьного психолога, обязательным элементом которого является диагностика готовности к обучению, обусловленной уровнем формирования познавательных психических процессов, зрелости эмоциональной сферы, психофизиологических и физических качеств. Психологическое изучение школьников проводится в период дошкольного образования и сопровождает ребенка на всем протяжении обучения. Большое значение в психологической готовности школьника к переходу в военное училище довузовского образования имеют не сами по себе знания, умения и навыки, которые должны обязательно оцениваться. Уровни развития внимания, памяти, речи, мышления, мотивации обучения и особенностей основных свойств нервной системы определяют результативность познавательной деятельности и характеризуют способности к обучению воспитанников в процессе обучения.
Анализ литературы по практической психологии показывает широкое распространение тестов и методик для изучения психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе. Наиболее востребованными являются методики оценки уровня интеллектуальных качеств: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения и речи, меньше внимания уделяется исследованию мотивации к обучению и социально-личностной зрелости ученика. Переход ребенка из уровня начального общего образования на освоение уровня основного общего образования по программе, имеющей целью подготовку несо-
вершеннолетних граждан к военной службе, предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к уровню развития произвольной саморегуляции поведения. В системе довузовского военного образования темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько быстро вчерашний школьник адаптируется к новым социальным отношениям в новом коллективе. Освоение программы основного военного образования приводит к психическому развитию: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения, эмоциональная сфера. Происходит формирование познавательных интересов, раскрытие индивидуальных личностных особенностей и общих способностей, формируется система навыков общения со сверстниками и старшими и устанавливаются прочные дружеские контакты, а общение на это время становится ведущей деятельностью. Если ребенок не приобрел навыки к освоению знаний, не научился дружить, не обрел уверенность в своих способностях и возможностях в условиях относительно закрытого коллектива, то потребуются неизмеримые душевные и психические затраты для полноценной социально-психологической адаптации. Данный переходный период сопровождается проявлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьника, но и у педагогов, и воспитателей. Поэтому важнейшим элементом конкурсных вступительных испытаний кандидатов из числа несовершеннолетних граждан, поступающих в президентские кадетские, суворовские военные, нахимовские военно-морские, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации, является проверка психологической готовности к обучению в этих образовательных организациях.
Во время работы приемных комиссий довузовских военных
образовательных учреждений организуется кропотливая работа психологов по социально-психологическому изучению кандидатов, которая предусматривает оценку условий воспитаний и уровня развития ребенка, успешность освоения образовательных программ, основных мотивов обучения, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, других характерных личностных качеств. Отбор кандидатов в довузовские образовательные организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, в настоящее время проводится в 5-й класс, что требует от специалистов психологических структур очень внимательного, чуткого, деликатного подхода к проведению тестирования, в форме которого осуществляется проверка психологической готовности к обучению ребят.
Групповое обследование в классе.
Специалистами Научно-практического центра Военной академии Генерального штаба ВС РФ совместно с руководителями групп психологической работы Московского и Тверского суворовских военных училищ и Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации разработаны и апробированы Временные методические указания по организации и проведению проверки психологической готовности кандидатов к обучению в президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, Московском военно-музыкальном училищах и кадетских корпусах Министерства обороны Российской Федерации. Основное внимание при разработке психологических тестов было уделено вопросу: какие же психологические качества должны быть сформированы у ребенка в этом возрасте для успешного обучения. Психологическая готовность представляет систему психологических предпосылок, совокупность качеств ученика,
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Мотивационный компонент
35 г г 5 3 3
аа и 5
о с я г г « У^Я1 и >5 О Е ой ^^
Л ^ М щ £
С^ О, ф я ее
м ^ т о в и
л и к 1 ^И^^® \ « -- ¿^щ^я
Кош и I и в 11 ы й ко м п о II ент
Схема. Компоненты психологической готовности учащегося к освоению основного общего образования
необходимых ему для успешного включения в новую социально-психологическую ситуацию при переходе на вторую ступень общего образования. Психологическая готовность учащегося к переходу в статус пятиклассника, да еще в специфическую образовательную среду складывается из нескольких компонентов, представленных на схеме.
Мотивационный компонент складывается из познавательных мотивов и отношения к школе, осознания важности учебы, чувства необходимости обучения. Когнитивный компонент складывается из сформированных новообразований младшего школьного возраста и произвольности психических функций внимания, уровня словарного запаса, беглости устного счета. Внимание может анализироваться с точки зрения концентрации, объема, устойчивости, переключаемое™. Свойства нервной системы являются физиологической основой формально-динамической стороны поведения, образуя почву, на которой формируется темперамент.
Психологическая готовность является важнейшим интегральным показателем психологических возможностей школьника, активизирует его жизнь, способствует овладению новой социальной ситуацией развития, определяет успешность адаптации пятиклассников в новых условиях, эффективность учебной деятельности и общения.
При формировании блока методик для психологической диагностики готовности выпускников начальной школы к общему среднему образованию учитывался еще ряд аспектов:
- в пятом классе увеличивается объем учебного материала, усвоение которого требует развития произвольности внимания, достаточного уровня сформированности вербальных способностей, психической саморегуляции и способности оперирования цифрами и устным счетом. Материал в 5 классе подается разными учителями-предметниками более крупными блоками с опорой на приобретенные навыки, соответственно возрастают требования к устойчивости, про-
извольности и объему внимания, способности к переключению на другие виды деятельности и быстроты переработки информации. Учебный материал чаще оформляется в виде схем, алгоритмов, правил решения заданий, что требует от ребят определенного уровня развития быстроты мышления и речи как инструмента мышления. От учащихся требуется большая, по сравнению с начальными классами, организованность и самостоятельность, т.е. возрастают требования к волевой сфере формирующейся личности;
- на этом этапе постепенно происходит смена ведущей деятельности, учеба в определенной мере уступает первенство общению. Расширяется сфера социальных контактов, следовательно, дети должны быть более сообразительны, чтобы освоить новые формы вербального общения друг с другом и со взрослыми.
При подборе методического аппарата учитывались все эти требования. Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска» - кандидатов с педагогической запущенностью, гиперактивностью и дефицитом внимания, т.е. тех ребят, чье дальнейшее обучение в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации будет связано с определенными трудностями, и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.
Предложенный набор утвержденных методик был использован при отборе кандидатов в 2017 году. Методики позволили оценить у кандидатов скорость мыслительных операций на вербальном уровне, степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, словарный запас ребенка, овладение способностями к устному счету и быстротой мыслительных процессов при демонстрации математических навыков, силу
нервной системы. Данная батарея тестов позволяет решить одну из основных задач в ходе проведения вступительных испытаний - в течение короткого периода времени отобрать из большого числа кандидатов наиболее психологически подготовленных к освоению образовательных программ военной школы.
Развитие мотивационной сферы способствует формированию доминирования познавательных или социальных мотивов. Диагностика сформированное™ произвольного внимания позволяет оценить темп психомоторной деятельности, работоспособности, устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Оценивается уровень развития словарного запаса и саморегуляции поведения, умение распределять время работы, принимать, понимать правила выполнения задания, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, степень концентрации внимания. Оценка способности к быстрому устному счету зависит от уровня развития психических процессов - мышления, внимания, памяти. Важное значение имеет исследование силы нервной системы, подвижности и уравновешенности нервных процессов по психомоторным показателям.
Отчетные материалы, представленные по результатам первого полугодия руководителями всех довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, позволяют сделать определенные выводы об эффективности применяемого методического аппарата. В целом отмечается довольно высокая степень корреляции по основным показателям в сравнении результатов по тестам при поступлении и итоговым оценкам за полгода обучения. Более глубокий анализ эффективности применяемого методического аппарата будет проведен по итогам учебного года. После проведения аналитической работы, внесения необходимых корректив в оценоч-
ные показатели при формировании стэновых значений будет решаться задача по автоматизации обработки результатов психологического обследования кандидатов с помощью АРМСПО.
В ходе проведения учебно-методического сбора педагогов-психологов довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации в апреле 2018 г. серьезное внимание было уделено вопросу о целесообразности отбора в 5 классы. Большая часть участников сбора считают более взвешенным и разумным вернуться к комплектованию этих организаций с 9 класса, когда молодыми людьми принимается осознанное решение о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности, связанной с военной службой. К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что значительная часть ребят, поступающих в кадетские корпуса и суворовские военные училища, воспринимают это как желание родителей «избавиться» от них, отправить на «перевоспитание» в жесткие рамки этих заведений. Такие воспитанники нуждаются в психологической помощи и поддержке, особенно в старших классах должна проводиться целенаправленная работа по формированию мотивации к военной
службе и профессиональному самоопределению в военных профессиях. Отсутствие или недостаточное внимание к индивидуальной, а не групповой психотерапевтической работе с неопределившимися в профессиональной сфере воспитанниками приводит к тому, что формируется негативное отношение к военной службе как таковой. К сожалению недоработки в этой области подтверждают сами выпускники, лишь только 30% из них подают документы на поступление в вузы Министерства обороны Российской Федерации. Немаловажный аспект в решении этой проблемы - отсутствие каких-либо льгот при поступлении в военные вузы для выпускников кадетских корпусов, президентских, суворовских и нахимовских училищ, которые в течение семи лет носили военную форму, освоили начальную военную подготовку и навыки жизни и деятельности в закрытом коллективе. Данная проблема требует обсуждения и решения на государственном уровне.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» особое внимание уделено формированию эффективной системы выявления, поддержки
м
и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Президентские кадетские, суворовские военные училища и другие довузовские образовательные организации Министерства обороны Российской Федерации должны стоять в авангарде решения этой задачи.
Участники учебно-методического сбора педагогов-психологов довузовских общеобразовательных организаций.
Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической готовности младших школьников к обучению в довузовских образовательных организациях Министерства обороны и формирования личности профессионального военного остается еще малоизученной. Решение «проблемы набора с пятых классов» и формирования достойной смены для службы в Вооруженных
Силах Российской Федерации требует научных исследований, которые позволят выявить психологические условия и механизмы, определяющие успешное вхождение пятиклассников в новую социальную ситуацию, выявить психологические основания проектирования плавного перехода учащихся из довузовского военного образования в высшие военно-учебные заведения, призванного смягчить трудности адаптации и устранить опасную синхронизацию двух кризисов -возрастного и образовательного.
В процессе обучения необходимо проработать развитие системы психологической помощи в военном профессиональном самоопределении воспитанников, направленной на формирование психологической готовности выпускников к обучению в высших военных образовательных организациях, с учетом специфики профессиональной сферы училища, для последующей деятельности: военно-морской, воздушно-космической, военно-медицинской
и т.д. В данном случае мы избавим молодых людей от возможных неудач и разочарований в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кулагина, И. ЮКолющий,
B.Н. Возрастная психология. -М.:ТЦ Сфера, 2004. 464с.
2. Цукерман, Г. А. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема // Вопросы психологии, 2001. № 5.
C. 19-31.
3. Веракса, Николай. Диагностика готовности ребенка к школе / Николай Веракса. -М.: Мозаика-Синтез, 2014. 771 с.
4. Мерзлякова, Д.Р. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению / Д.Р. Мерзлякова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. 936 с.
5. Игнатьева, Т. В. 500 вопросов для проверки готовности ребенка к школе. Часть 1 / Т. В. Игнатьева. - М.: Экзамен, 2013. 966 с.