Современное образование
Правильная ссылка на статью:
Боброва Г.В., Иванов А.В. — Военно-прикладная подготовка, как компонент структуры непрерывного военно-профильного образования кадет // Современное образование. - 2019. - № 2. DOI: 10.25136/24098736.2019.2.26229 URL: https://nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=26229
Военно-прикладная подготовка, как компонент структуры непрерывного военно-профильного образования кадет
Боброва Галина Владимировна
кандидат педагогических наук
старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Оренбургский Государственный
Университет
460031, Россия, г. Оренбург, ул. Победы, 13, оф 3-216 И [email protected]
Иванов Александр Владимирович
начальник физической подготовки, руководитель кафе, Оренбургское президентское кадетское училище
460000, Россия, г. Оренбург, ул. Пушкинская, 63
И AIvanov@1 pku.ru Статья из рубрики "Новые методики и технологии"
Аннотация.
Объектом исследования в данной статье является образовательная деятельность кадетских училищ. Задачи, решаемые в процессе обучения кадет и основополагающая цель формирования военных училищ довузовской подготовки Министерства Обороны РФ имеет ряд противоречий. Образовательная деятельность кадетских училищ проходит в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и не предполагает в учебном процессе военно-профильной составляющей, тогда как целью подобных учебных заведений является подготовка юношей к поступлению в военные вузы страны, что предусматривает наличие начальных навыков военной профессии. В статье рассмотрены особенности внедрения мероприятий военно-профильной направленности в образовательную программу предмета «физическая культура». Эмпирические исследования (анкетирование, опрос, беседы) направлены на изучение отношения кадет к заданиям военно-прикладного характера и на необходимости их внедрения в образовательный процесс. Цель исследования заключалась в определении наиболее востребованных мероприятий у кадет разных возрастных групп.Результаты исследования позволят структурировать систему физического воспитания кадетского училища с учетом военно-профильного направления и в соответствии с возрастными интересами обучающихся, что будет способствовать повышению уровня их готовности к поступлению в военные вузы.
Ключевые слова: воспитание, военная специальность, военно-прикладная подготовка, возрастные интересы, комплекс мероприятий, профильно-ориентированная подготовка, кадеты, анкетирование, физическая культура, игра
DOI:
10.25136/2409-8736.2019.2.26229
Дата направления в редакцию:
10-05-2018
Дата рецензирования:
11-05-2018
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года была утверждена Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Целью этого документа является формирование системы подготовки граждан к военной службе, определение направления работы и создание условий для обеспечения гарантированного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации физически и морально-психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, получившими подготовку по основам военной службы и военно-учетным специальностям.
В документе подчеркивается, что одним из основополагающих факторов для прохождения военной службы является состояние здоровья и физического развития молодого человека, тогда как, на сегодняшний день, отмечаются показатели низкой двигательной активности и недостаточное физическое воспитание детей, которое выявляются у 75-85 % старшеклассников. Занятия по физическому воспитанию лишь в малой степени (на 10 - 18%) компенсируют дефицит движений. В результате значительная часть граждан, призванных на военную службу, не справляется с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы-1!.
Одним из путей решения данной проблемы стало формирование под эгидой Министерства Обороны РФ военных училищ довузовской подготовки. К таким училищам относятся - президентские кадетские, суворовские и нахимовские училища, казачьи и кадетские корпуса, кадетские школы. К образовательной деятельности подобных училищ предъявляются высокие требования по профильно-ориентированной подготовке юношей к военной службе, где одним из показателей готовности к военной специальности я вля ется высокий уровень физической подготовки и наличие начальных навыков
военно-прикладной подготовки
Следует отметить, что образовательные организации довузовской подготовки Министерства Обороны имеют большие возможности для выполнения поставленных задач - наличие материально-технической базы для занятий физическим воспитанием и спортом, преподавание спортивных дисциплин специально подготовленным штатом сотрудников из числа офицеров, возможность дополнительных занятий по видам спорта.
В связи с тем, что положением о работе президентских кадетских училищ утверждена
основополагающая деятельность, которая направленна на формирование профильно-ориентированной мотивации к службе в армии, отдельная дисциплина (физическая культура) играет значительную роль в решении поставленной задачи. Задачи по военно-профильной подготовке выполнимы в том случае, если система построения учебных программ по физическому воспитанию будет содержать военно-прикладную подготовку.
Военно-прикладная физическая подготовка допризывной молодежи представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями профессиональной деятельности в Вооруженных Силах РФ. Она предусматривает специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки воспитанников кадетских училищ к воинской службе
Значимость внедрения мероприятий военно-прикладной направленности в образовательную систему кадетских училищ была изучена учеными-педагогами, так, например, Алифиров А.И., Карпов В.Ю. свою работу посвятили становлению системы физического воспитания кадет на основе внедрения военно-физических и военно-
прикладных упражнений Донского казачества [4]. Александров С.Г. основываясь на традициях воинского воспитания, предлагает внедрить в систему физической подготовки
кадет народные игры кубанского казачества --3!. Воспитательное влияние физической культуры на личность обучающихся исследовал Галанин Ю. Г. В своей работе он раскрыл потенциал физкультурно-воспитательной среды в военных училищах Особое место в исследовательских работах занимает роль военно-прикладной физической подготовки в образовательном процессе кадетских училищ. Так, ряд ученых рекомендовали внедрение военно-прикладной подготовки в систему физического
воспитания, как профильно-ориентированного обучения кадет старших классов -5, 6' 7]. Многие авторы отмечают значимость физической культуры в профессиональном становлении личности кадет: «средства физической подготовки играют большую роль при формировании военно-профессиональной направленности у кадет поскольку
формируют физически развитую и морально-волевую личность» П°_Ш.
В то же время, не достаточно уделено внимание направленной военно-прикладной физической подготовке кадет, отвечающей возрастным задачам физического воспитания. Тогда как, в кадетские училища поступают мальчики десятилетнего возраста (5 класс), следовательно, одной из задач системы физического воспитания обучающихся в кадетском училище является построение профильно-ориентированной, структурированной, многолетней (семилетнего обучения) физической подготовки кадет. Известно, что интересы, обучающихся в младших классах отличаются от интересов
старшеклассников Следовательно, требуется система построения физической подготовки с военно-профильной направленностью, в одинаковой мере способствующая профильно-ориентированному воспитанию кадет всех возрастных групп. Структурированная физическая подготовка нами понимается как внедрение в систему физического воспитания кадетского училища спортивных, физкультурно-спортивных, военно-прикладных мероприятий, отвечающих возрастным запросам кадет, их интересам с одной стороны, и целенаправленной профильно-ориентированной на подготовку к военным специальностям образовательной деятельностью с другой.
Преподавателями отдельной дисциплины (физическая культура) совместно с педагогами дополнительного образования Оренбургского президентского кадетского училища разработан комплекс мероприятий по внедрению военно-прикладных видов спорта и
мероприятий военно-прикладной направленности в систему физического воспитания кадет. Система физического воспитания кадет включает в себя - занятия по предмету «Физическая культура», согласно программе Федеральных Образовательных Стандартов (урок), занятия в системе дополнительного образования (секции по видам спорта), физкультурные мероприятия в распорядке дня (спортивно-массовая работа), утренняя физическая зарядка, самостоятельная физическая тренировка, спортивные праздники и игры выходного дня. Преподавателями по физической культуре был предложен комплекс мероприятий военно-прикладной направленности, содержание которого охватывало все курсы обучения в кадетском училище.
Комплекс мероприятий содержит следующие разделы:
- включение системы упражнений с элементами военно-прикладной подготовки в программу дисциплины «Физическая культура»,
- проведение военно-патриотических мероприятий с элементами туризма, спортивного ориентирования, выезд на военно-полевые сборы,
- проведение военно-спортивной игры «Передовой отряд», игра включает в себя -изучение карт на местности, преодоление полосы препятствий, состязание по военно-прикладным видам спорта - сборка-разборка автоматов, кросс на пересеченной местности, военно-прикладное плавание и т.д.;
- внедрение военно-прикладных видов спорта с последующим присвоением спортивных разрядов, в зачет Спартакиады Оренбургского президентского кадетского училища: перетягивание каната, метание гранаты на дальность, плавание с автоматом, ныряние в длину, армейский рукопашный бой;
- сдача нормативов комплекса ВФСК ГТО («готов к труду и обороне») для всех возрастов, с официальным присвоением степени и торжественным вручением знака отличия.
В программу по предмету «Физическая культура» помимо физических упражнений обще-развивающего характера и упражнений для развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, включенных в различные темы учебной программы, преподавателями отдельной дисциплины совместно с педагогами дополнительного образования были включены упражнения военно-прикладной направленности: плавание в обмундировании, плавание с автоматом, ныряние в длину, различные упражнения по пулевой стрельбе (в том числе из пневматического ПМ), ускоренное передвижение в составе подразделения, приемы борьбы самбо и армейского рукопашного боя, перетягивание каната. Использование данных физических упражнений совместно с упражнениями включенными в Наставление по ФП для суворовских и кадетских училищ на занятиях по физической культуре способствуют повышению интереса кадет к военным специальностям, позволяют быть готовыми к выполнению схожих физических упражнений и соответственно к выполнению учебно-боевых задач, уже на этапе обучения в ВВУЗах МО РФ.
Обязательным и традиционным мероприятием для кадет стала военно-спортивная игра «Передовой отряд», включающая в себя этапы спортивного, военно-прикладного, исторического и географического характера. В процессе игры кадеты выполняют задачи по учебно-боевой подготовке, работают с топографическими картами, в составе подразделения преодолевают марш-бросок с оружием, попутно выполняя задания по дешифровке, метанию ножей, гранат, пулевой стрельбе и преодоления элементов
полосы препятствий, так же в игру включены элементы военно-прикладного плавания и легководолазной подготовке. В заключительный этап игры включено выполнение упражнения учебных стрельб из автомата Калашникова.
Так же немало важным элементом комплексам мероприятий военно-прикладной направленности стало включение в спортивно-массовую работу игры «Пейнтбол». Во время игры кадеты отрабатывают тактические действия на поле боя, командирам подразделений предоставляется возможность управления подчиненными в условиях имитации боя, происходит слаживание коллектива.
В качестве оценки значимости для кадет внедрения мероприятий и упражнений с военно-прикладной направленностью в систему физического воспитания, нами были проведены исследования по выявлению их отношения к подобным мероприятиям. Исследования включали опрос, беседы, анкетирования. Анкетирование проводилось с воспитанниками 5 класса (58 человек), 8 класса (52 человека) и со старшеклассниками -учащимися 11-го класса (48 человек). Вопросы анкеты отражали степень значимости занятий военно-прикладной направленности в физической подготовке, удовлетворенность проводимыми мероприятиями и интерес кадет к подобным мероприятиям.
Проведенные исследования показали, что наибольшее значение проводимым спортивным состязаниям и играм придают воспитанники пятых классов, у них же был выявлен наибольший показатель интереса - на вопрос интересно и полезно все пятиклассники ответили удовлетворительно (100%). Кадеты восьмых классов отметили полезно - только военно-полевые сборы (73 %), интересно - пейнтбол, «Зарница» (88.5%). Для старшеклассников наиболее значимым являются упражнения «гимнастического городка» и занятия направленные на подготовку к сдаче экзаменов по физической подготовке (100 %). Игровые мероприятия, по их мнению, ни как не влияют на подготовку к военной службе - «полезно» отметили только 18.7 % кадет. Спортивные мероприятия военно-прикладной направленности "Зарница", Спартакиада училища для кадет старших классов так же не являлись значимыми в подготовке к поступлению в военные училища. Только 32 кадета отметили необходимость в таких мероприятиях (66.6%). В тоже время обучение по военно-прикладным видам спорта (плавание, рукопашный бой, стрельба) для будущих выпускников училища является необходимым (91.6%). Стоит отметить, что организация, официальная сдача нормативов и получение знака отличия Всероссийского комплекса ГТО была одобрена всеми воспитанниками кадетского училища (100%). В ходе исследований выявилась неоднозначная оценка по отношению к занятиям избранным видом спорта - только 32% опрошенных считает, что регулярно заниматься спортом необходимо, при этом из 32% ответивших утвердительно -68% пятиклассники. Остальная часть ректората считает, что спортивное совершенствование в избранном виде спорта не обязательно, образовательная деятельность в училище должна быть направлена на подготовку к поступлению в военный вуз, что допускает занятия физической культурой в свободное время по военно-прикладным и видам спорта, входящим в перечень испытательных нормативов для поступления в вузы.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили необходимость внедрения мероприятий военно-прикладной направленности в структуру физической подготовки кадет. Вместе с тем, отношение кадет к подобным мероприятиям, установленные в результате анкетирования и опроса, подтвердил необходимость при планировании структуры построения физической подготовки учитывать возрастные потребности кадет в видах двигательной активности. Так для воспитанников младшего
возраста интересны все направления военно-прикладной подготовки, в то время как восьмиклассники заинтересованы в проведении военно-полевых сборов и мероприятий состязательного характера. Для кадет старших классов необходимо больше внимания уделять профильно-ориентированной на военную специальность физической подготовке и упражнениям с военно-прикладной направленностью. Выявленное в ходе исследований негативное отношение кадет к углубленным занятиям избранным видом спорта в рамках дополнительного образования требует решение проблемы повышения популярности занятий спортом среди воспитанников военных общеобразовательных учреждений. Результаты проведенного исследования помогут в дальнейшем скорректировать внедрение физкультурно-спортивных мероприятий в структуру физической подготовки воспитанников кадетского училища, что позволит повысить интерес кадет к физкультурно-спортивной деятельности, тем самым улучшить уровень их физической подготовки и обеспечить военно-профильную подготовку.
Библиография
1. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р г. [Москва "Российская газета"-Федеральный выпуск №5109]. URL: http://www.rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html (дата обращения 4.12.2016)
2. Приказ Минобороны РФ от 30 октября 2004 г. N 352 "Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации" URL: http:// base.garant.ru/6391601 (дата обращения 12.01. 2017).
3. Александров, С.Г. Генезис, систематика и технология использования народных игр кубанского казачества в физической подготовке учащихся кадетских корпусов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04/ Александров С.Г. - Краснодар, 1999. -24 с.
4. Алифиров, А. И., Карпов, В.Ю. Становление системы физического воспитания Донского казачества в кадетских образовательных учреждениях/А.И. Алифиров, В.Ю. Карпов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, - М: Теория и практика физической культуры и спорта. - 2015. - № 3. - С. 66-69
5. Асриев, А.Ю. Технология педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских училищ и кадетских корпусов. Автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Асриев А. Ю. - Омск., 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-tehnologiya-pedagogicheskogo-soprovozhdemya-razvitiya-voenno-professionalnoy-napravlennosti-vospitannikov-suvorovskih (дата обращения: 18.02.2016 г.)
6. Боброва, Г.В. Военно-профессиональное образование в структуре физической подготовки воспитанников кадетских училищ/ Г.В. Боброва // Евразийский научный журнал. - Курск. - 2016. - № 10. - С. 44-46
7. Виноград, Д. В. Профилирование физического воспитания суворовцев и кадетов старших классов общеобразовательных организаций МО РФ / Д. В. Виноград // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2015 г.) / Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 72-76.
8. Галанин, Ю. Г. Моделирование физкультурно-воспитательной среды для мальчиков-
подростков в кадетской школе-интернате: автореф. ... дис. кандидата пед. наук: 13.00.04/ Галанин Ю. Г. - ГБОУ ВПО «Московский городской пед. ун-т» - M., 2013. -25 с.
9. Карцева Е.П. Бичерова Е.Н. Особенности мотивации учебной деятельности младших и старших подростков/ Е.П. Карцева, Е.Н. Бичерова// Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: материалы III Международной науч.-практ. конф./ Брянск. - 2017. - С. 20 - 21
10. Максимов, В.Н., Пискун, О.Е. Факторы определяющие необходимость использования средств физической подготовки для формирования фоенно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ//В.Н. Максимов, О.Е. Пискун// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017.-№ 4 (146). - С. 112-115
11. Русакова, Н.Г., Баталов, И.Б. Роль физической культуры в подготовке кадетов/Н.Г. Русаков, И.Б. Баталов// Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры: IV Всероссийская научно-практическая конференция/ Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2015. - С. 230 - 234