Научная статья на тему '«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ» ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ'

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ» ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ / MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION / PSYCHOLOGICAL OBSTACLE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халимова Альбина Наилевна

В статье рассмотрен вопрос о форме организации внеурочной деятельности для формирования профессионального самоопределения учащихся. Также рассмотрена основная задача суворовского военного училища - формирование профессионального самоопределения обучаемого и создание условий для осознанного, обоснованного выбора будущей военной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халимова Альбина Наилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«PROFESSIONAL SELF - DETERMINATION OF FUTURE OFFICERS» FORM OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF - DETERMINATION OF STUDENTS

The article deals with the form of organization of extracurricular activities for the formation of professional self-determination of students. Also the main task of Suvorov military school-formation of professional self-determination of the trained and creation of conditions for the realized, reasonable choice of the future military profession is considered.

Текст научной работы на тему ««ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ» ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

A.N. HALIMOVA

А.Н. ХАЛИМОВА

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ»

«PROFESSIONAL SELFDETERMINATION OF FUTURE OFFICERS»

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

FORM OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION OF STUDENTS

Сведения об авторе. Халимова Альбина Наилевна - педагог-психолог ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (Пермский край, п.г.т. Звездный. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о форме организации внеурочной деятельности для формирования профессионального самоопределения учащихся. Также рассмотрена основная задача суворовского военного училища - формирование профессионального самоопределения обучаемого и создание условий для осознанного, обоснованного выбора будущей военной профессии.

Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, психологическая полоса препятствий.

Information about the author. Albina Halimova - educational psychologist FGKOU «Perm Suvorov military school» of the Ministry of defense of the Russian Federation (Perm region, p.g.t. Star. E-mail: [email protected]).

Summary. The article deals with the form of organization of extracurricular activities for the formation of professional self-determination of students. Also the main task of Suvorov military school-formation of professional self-determination of the trained and creation of conditions for the realized, reasonable choice of the future military profession is considered.

Keywords: military-professional orientation, psychological obstacle course.

Суворовские училища и кадетские корпуса, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, реализуют довузовскую ступень системы подготовки офицерских кадров, начало которой заложил еще Петр Великий. Военные подготовительные гимназии, училища, а затем кадетские корпуса существовали и успешно развивались вплоть до 1917 года. С небольшим перерывом система военной довузовской подготовки, отлично зарекомендовавшая себя в царской армии, была вос-

становлена в СССР сначала в виде подготовительных школ, военных спецшкол, подготовительных и суворовских училищ, а затем в виде суворовских и нахимовских училищ. В 2015 году и в Ракетных войсках стратегического назначения появилось Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации, которое целенаправленно стало готовить профессиональные кадры к государственной службе, службе в Ракетных войсках стратегического назначения.

Основная задача суворовского военного училища - формирование профессионального самоопределения обучающегося, создание условий для осознанного, обоснованного выбора военной профессии. Важную роль в решении данной задачи играет не только образовательная и воспитательная среда, но и психологическое сопровождение процесса самоопределения личности. Учащемуся, перед которым открыто множество дорог, выбрать свой путь достаточно сложно, поэтому на пути про-

МАРТ - АПРЕЛЬ 2020 № 2 (23)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

фессионального самоопределения ему нужна помощь.

Осознанный выбор обучающимся военной специальности возможен при организованной системе военно-профессиональной ориентации, в основе которой лежат три основных компонента:

- когнитивный компонент, включающий знания о мире профессий, о профессиональных образовательных учреждениях и программах;

- мотивационно-ценностный компонент, связанный с формированием у обучающихся профессиональных ценностей;

- деятельностно-практический компонент, связанный с работой по составлению, уточнению, коррекции и реализации профессиональных планов.

В системе военно-профессиональной ориентации значимой является деятельность педагога-психолога, который осуществляет психологическое сопровождение процесса самоопределения личности, решая при этом следующие задачи:

- формирование военно-профессиональной направленности личности;

- развитие способности осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и специфике военной службы.

Военно-профессиональная ориентация не должна быть навязчивой: обучающихся необходимо удивить, погрузить в ситуацию профессиональных проб, в которых раскроется их личностный потенциал. Как показывает опыт суворовского военного училища, удивление как раз и является основным рычагом воздействия на учащихся. Слова А.В. Суворова подтверждают это наблюдение: «Удивил - победил».

Одной из форм организации внеурочной деятельности военно-профессиональной ориентации в суворовском военном училище является психологическая полоса препятствий. Цель данного мероприятия - создание условий для формирования мотивации обучающихся к выбору их будущей профессии - защитников Родины.

Задачи психологической полосы препятствий:

- создать условия для сплочения коллектива;

- способствовать развитию умения решать задачи различного уровня, используя собственные и общие знания и умения в ограниченном промежутке времени;

- создать условия для развития коммуникативных навыков: умения сотрудничать, убеждать, соотносить свои действия с действиями товарищей;

ШМ Удивил - победил».

А.В. Суворов

- способствовать формированию совместимости, взаимозаменяемости;

- формировать умение управлять своим поведением.

Предлагаем реализовать накопленный суворовскими военными училищами опыт во всех суворовских училищах с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Место расположения психологической полосы препятствий устанавливается образовательной организацией самостоятельно: стадион, полевая учебная база или спортивный зал. Содержание элементов психологической полосы препятствий может быть различным, но должно включать и физические, и интеллектуальные усилия обучающихся, а также обязательные коллективные действия.

Психологическая полоса препятствий преодолевается одновременно несколькими взводами: так реализуется принцип соревновательности. Для успешного ее прохождения важны следующие составляющие: слаженность взвода, хорошая индивидуальная физическая подготовка и высокий интеллектуальный уровень обучающихся.

Общие этапы психологической полосы препятствий:

V на исходной позиции - опрос психологом обучающихся о состоянии здоровья, настроении, проблемах, проведение мобилизующих упражнений;

V на позиции «Старт» - проведение инструктажа по технике безопасности руководителем занятия (старшим воспитателем), доведение установленного времени прохождения полосы;

V на позиции «Середина психологической полосы» - проведение психологом упражнений для переключения обучающихся с

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

физической деятельности на интеллектуальную;

V на позиции «Финиш» - закрепление психологом положительного настроя, проведение упражнений на сплоченность коллектива, оценка морально-психологического состояния обучающихся.

Особое внимание при организации психологической полосы препятствий следует обратить на приемы, которые повышают эффективность работы с учащимися в рамках военно-профессиональной ориентации и позволяют выработать у обучающихся психологическую устойчивость:

- создание условий внезапности, неопределенности, дефицита времени, высокого темпа действий или монотонности, дискомфорта, необходимости совмещать несколько видов деятельности одновременно, включение психогенных факторов, требующих ответственности, решительности и риска при принятии решения;

- трансляция записей шумовых и видеоэффектов (выстрелы танков, орудий, разрывы снарядов, звука низколетящих самолетов и т.д.);

- включение внезапных вводных для повышения интеллектуальной и физической нагрузки на обучающихся.

На заключительном этапе прохождения психологической полосы препятствий педагогу-психологу необходимо дать рекомендации командирам и обучающимся, оценить слаженность коллектива, определить степень авторитетности воспитателей и способность обучающихся выполнять поставленные задачи.

Данная форма организации психологической полосы препятствий позволяет помочь достижению основной цели профессиональной ориентационной работы - сформировать морально-волевой «тыл» человека, его способность самостоятельно и здраво ориентироваться в изменчивом мире, брать на себя ответственность.

Психологическая полоса препятствий, как одна из форм орга-

низации внеурочной деятельности в рамках военно-профессиональной ориентации обучающихся в Пермском суворовском военном училище Министерства обороны Российской Федерации, является неотъемлемым компонентом образовательного и воспитательного процесса, поскольку позволяет оказать поддержку учащимся в выборе профессии, придать процессу образования целостный характер, а учащемуся получить специальные знания, умения и навыки, необходимые будущему военному.

Еще одним из эффективных способов решения проблемы профессионального самоопределения и становления обучаемых в суворовских военных училищах является тесное взаимодействие с военными вузами РВСН - Военной академией Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого Министерства обороны Российской Федерации и ее филиалом. Такое сотрудничество подразумевает реализацию целого комплекса мероприятий, в том числе, в организации образовательного процесса и в вопросах повседневной деятельности. У военных вузов появляется возможность ознакомить суворовцев с особенностями обучения в вузе в привычной для них среде училища.

Так, в 2019 году новым для суворовского военного училища стало проведение в нем учебной практики курсантов филиала Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого Министерства обороны Российской Федерации, расположенного в Подмосковном городе Серпухове.

Основными целями учебной практики являлись:

- проведение военно-профессиональной агитации среди суворовцев и школьников региона с применением новых подходов и методов работы;

- совершенствование (наращивание) системы военно-профессио-

нальной подготовки воспитанников суворовских военных училищ;

- развитие у курсантов командно-методических навыков и навыков воспитательной работы в особых условиях коллектива суворовцев.

Цели практики были достигнуты в полном объеме. Впервые мероприятия военно-профессиональной агитации в училище проводились людьми сопоставимых с суворовцами возрастов и интересов. Курсанты участвовали в большинстве мероприятий повседневной деятельности суворовцев 8-11 классов. Особую роль в успешном проведении практики сыграл строгий отбор курсантов-стажеров, осознание ими своих задач.

Как результат такого воздействия, около 80 процентов обучаемых сегодня планируют поступать в военные вузы, в первую очередь вузы Ракетных войск стратегического назначения Министерства обороны Российской Федерации.

Такой подход к профессиональной ориентации суворовцев позволяет не только активизировать их деятельность в выборе профессии, но и развивать самостоятельность, способность активно планировать свою дальнейшую жизнь.

Задачи по формированию профессионального самоопределения обучающегося, созданию условий для осознанного, обоснованного выбора военной профессии, которые ставит руководство училища, командующий Ракетными войсками стратегического назначения Министерства обороны Российской Федерации, требуют постоянного наращивания существующих и выработки новых подходов в работе педагогического коллектива. Опыт работы Пермского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации показывает, что такие подходы в нем выработаны, реализуются и принесут требуемый результат уже в первом выпуске суворовцев в 2020 году. "!г

МАРТ - АПРЕЛЬ 2020 № 2 (23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.