Научная статья на тему 'ГОТОВИТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА'

ГОТОВИТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОТОВИТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА»

Ш1

ГЛАВНАЯ ТЕМА

ГОТОВИТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА

В преддверии нового учебного года мы традиционно подводим итоги работы по выпуску из учебных заведений Минобороны России, оцениваем результаты нового набора. Задача комплектования Вооруженных Сил высококвалифицированными кадрами была и есть одной из приоритетных. Главной кузницей кадров для Армии и Флота остаются военные училища и военные академии. Большое внимание уделено и довузовским образовательным организациям.

Генерал-полковник ГОРЕМЫКИН

Виктор Петрович — начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ, заслуженный военный специалист Российской Федерации

В настоящее время сеть высших военно-учебных заведений включает в себя Военную акаде-

мию Генерального штаба, три военных учебно-научных центра видов Вооруженных Сил, 10 академий родов войск и специальных войск, Военный университет, а также 12 военных училищ, один военный институт и их 8 филиалов.

Сеть довузовских образовательных организаций в этом году расширилась. С1 сентября открылись Кемеровское президентское кадетское училище и филиал Пансиона воспитанниц в городе Санкт-Петербурге. Количество суворовских училищ и кадетских корпусов достигло 31.

С прошлого года, после четырехлетнего перерыва, вузы Минобороны России вышли на плановые параметры выпуска военных специалистов.

В 2019 году образовательными организациями Минобороны России подготовлено более 17 тысяч человек, включая молодых лейтенантов (более 13 тысяч) и воспитанников довузовских учебных заведений (свыше 1 тысячи 600 человек).

В целом система подготовки военных кадров работает на плановом, сбалансированном уровне, позволяющем в полном объеме обеспечить потребность Вооруженных Сил.

Наиболее массовой категорией выпускников традиционно являются лейтенанты. Поэтому к ним особое внимание. Заблаговременно проводится целый комплекс мероприятий по их распределению, встрече в вой-

СЕТЬ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ МИНОБОРОНЫ РОССИИ

Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Обще войско над ордена Жукова академия вооруженных Сил Российской Федерации» _(г. Москва)

московское высшее общмой< ко&ое командное орденов Жукова, Ленина и Октябрьском Революции Кр*{ НС »ШМНИОг учиянщ*

Казанское высшее танковое

командное Красно )нлменное училище

Дальневосточное высшее общевойсковое

командно« училище им. Маршала Советского Союза К,К,Рокоссовского (г. Благовещенск)

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сия Российской Федерации (г. Москва)

Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-мореная академия им. Адмирала флота Советского Союза Н.Г, Кузнецова» (г. Санкт-Петербург)

Военный учебко-нзучный центр ВВС «Воеи ко-воздушная •кадемия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина » |г. Воронеж)

военная академия материально-технического обеспечен

А.В.Хрулевв (г. Санкт-ГТвтербург)

Военная академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого (г. Балашиха)

им. СО.Маиарэеа (г.. Владивосток)

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Герой Советского Союза А.К.Сероаа

Новосибирское высшее военное командное училище

Череповецкое высшее военное и нженерное № ордена Жукова училище

высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С.Нахимова (г. Севастополь)

Ярославское высшее в училище протнвовозд обороны

Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознаменное училище им. генерала армии С М ШТЕАЛСН ко

Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Красновнаменное командное училище им, генерала армии

Тюменское высшее военно» инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И.Прошлякова

Вое нно-меднцинскай

им. СМ.Кироеа (г. Санкт-Петербург}

Военная академия связи ИМ, Маршала Советского Союза С.М.Буденного (г. Санкт-Петербург}

Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С К. Тимошенко {г, Кострома]

Воени о'космическая

академия им. Д.Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург}

Михайловская

военная артиллерийская академия (г. Санкт-Петербург}

Военная академия

войсковой ПВО Вооруженных Сил Российской Федерации им. Маршала Советского Союэа А. М, Василсвеко го _ ___(г. Смоленск] __

Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза

Г К.Жукова (г. Тве рь) _

ДОВУЗОВСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИЕ В 2019 ГОДУ НАБОР НА ОБУЧЕНИЕ

Учебные заведения, осуществлявшие набор в 5 класс

Московское суворовское военное

училище

Санкт-Петербургское

суворовское военное училище

Тверское суворовское военное училище

Казанское суворовское военное училище

Уссурийское суворовское военное училище

Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Тульское суворовское военное училище

Пермское суворовское военное училище Северо-Кавказское суворовское военное училище

Оренбургское президентское кадетское училище

Ставропольское президентское

Краснодарское президентское кадетское училище

Тюменское президентское кадетское училище

Петрозаводское президентское кадетское училище

Московский КК «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»

Учебные заведения; осуществлявшие набор в 5-8 классы

Дксайски Данилы Ефремова казачий кадетский

¡мова ■и корпус!

Санкт-Петербургский нвдетсннй военный корпус

Кронштадтский морской кадетский военный корпус

Кызыле кое президентское кадетское училище 5 и 8 класс

Омский кадетский военный корпус 6 класс

президентское кадетское училище 5, 6 и 7 класс

Филиал Московского КК «Пансион воспитанниц Министерства обороны Росс и йс кой Фвдера ции я

5, б и 7 класс

ЕШШЯ

Филиал Нахимовского ВМУ • г, Мурманске

всего учебных заведений, осуществлявших набор граждан

Школа 1Т'текнологий ВАС

Спортивная школа ВИФК

Учебные заведения, осуществлявшие набор в 10 класс

I

Инженерная школа ВУНЦ ВВС «ВВА* Московское аоенно-муэынальное училище

сках и профессиональному становлению. Важную роль в этом сыграло возрождение института наставничества.

Сегодня наставники — это опытные офицеры, имеющие весомый служебный и жизненный опыт, который передается молодым, только что пришедшим из вузов лейтенантам.

Хорошо зарекомендовала себя памятка «Первые шаги офицерской службы». Она есть у каждого выпускника и размещена на официальном сайте Минобороны России.

В этом году подготовлено ее новое издание. Вопросы охватывают все важные этапы становления молодого офицера, начиная от действий выпускника непосредственно в вузе и до завершения его адаптации в коллективе и допуском к самостоятельному выполнению задач.

Многие молодые лейтенанты семейные и имеют детей. Практически всех выпускников отличает высокая мотивация на дальнейшую службу в качестве офицера.

Говоря об уровне подготовки выпускников, нужно отметить, что пятая часть из них оценена по результатам государственной аттестации на отлично.

Очень многое делается в вопросе социально-бытового обеспечения молодых офицеров.

Все без исключения прибывшие в воинские части офицеры обеспечиваются служебными квартирами, общежитиями или нанимают жилье, оплата за которое им практически полностью компенсируется.

В системе подготовки военных кадров имеется звено специалистов со средним профессиональным образованием. В основном это прапорщики и мичманы, которым вверено сложное современное вооружение и оборудование.

В этом году в войска направлено почти 1,5 тыс. таких специалистов, прошедших обучение по техническому, командному, связному и другим профилям.

Особую часть составляют довузовские образовательные организации.

В этом году из 25 суворовских (нахимовских) училищ и кадетских корпусов выпущено 1627 юношей и девушек.

Воспитанники показали твердые знания и успешно сдали государственную итоговую аттестацию. По обязательным предметам — русский язык и математика — за последние три года

результат вырос на 22 и 15 процентов соответственно, по физике — на 7, а по обществознанию — на 5 процентов.

24 выпускника набрали максимальные 100 баллов, 224 человека — признаны, так сказать, «высокобалльниками», набрали более 90 баллов, 166 — награждены медалями «За особые успехи в учебе».

Из общего количества выпускников довузовских образовательных организаций Минобороны в высшие учебные заведения страны поступило 94%, а большая часть из них — в вузы Министерства обороны.

«Наборная кампания» в военно-учебные заведения представляет собой четкий и отлаженный механизм. Особенности поступления в военные вузы предъявляют к кандидатам соответствующие требования по профессионально-психологической пригодности, здоровью и уровню физической подготовки.

При этом набор проходил в непростых условиях. Это и сохраняющаяся в стране демографическая ситуация, и большое количество престижных гражданских высших учебных заведений, и значительный объем

ПАМЯТКА «ПЕРВЫЕ ШАГИ ОФИЦЕРСКОИ СЛУЖБЫ» (2 издание)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ЦЕЛЯХ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ МОЛОДЫМ ОФИЦЕРАМ-ВЫПУСКНИКАМ, ВПЕРВЫЕ ПРИБЫВШИМ В ВОЙСКА, И ИХ КОМАНДИРАМ В ВОПРОСАХ ПРИЕМА ОФИЦЕРОВ, ИХ ВВОДА В СТРОЙ И СКОРЕЙШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ РАЗРАБОТАНА ПАМЯТКА

бюджетных мест в них, конкуренция с вузами других силовых ведомств — МВД, ФСБ, ФСО, МЧС.

С 1 сентября в 35 вузах по 276 военным специальностям приступили к обучению более 12 тыс. курсантов и в 31 довузовской образовательной организации 2939 суворовцев и кадет.

Анализ результатов «наборной кампании» показал увеличение количества граждан, изъявив-

ших желание поступить в вузы по сравнению с 2018 годом. Конкурс составил до 9,2 человек на одно учебное место, а среди девушек — более 27 человек.

Стабильно высок интерес к обучению в Военно-медицинской академии (9,2 человека, а среди девушек — 27 человек), Военной академии материально-технического обеспечения (9,2 человека), Военном институте физической

культуры с конкурсом 5,0 человек на одно учебное место.

Среди вузов Сухопутных войск наиболее востребованными являются Новосибирское высшее военное командное училище с конкурсом 6,3 человек и Казанское высшее танковое командное училище — более 4 человек на одно учебное место.

Значительно увеличился в текущем году интерес молодежи к освоению профессии военного

,и4 Т?о1

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДОВУЗОВСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ В ВУЗЫ

Поступили в вузы Минобороны России

1627

. \ г А

1 47%

^^ Поступили в гражданские вузы

^ Поступили в вузы силовых структур

Наиболее высокий процент выпускников, поступивших в военные образовательные организации в СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ СВУ - 97%

ч^ЖЕЖПЕ

( 3,50

УНВРХБЗ ЩШДО»

летчика. Конкурс в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков вырос до 5,2 человек, что на 30% превышает показатели 2018 года.

В Краснодарское училище для освоения профессии военного летчика состоялся новый, уже третий по счету набор девушек.

Высокая мотивация подтверждается стремлением на протяжении нескольких лет подряд участвовать во вступительных

испытаниях и в конечном итоге быть зачисленными в училище. Так, среди зачисленных в этом году Карпова Алла и Шульпина Снежанна — поступали дважды, а Макарова Анна — трижды, с первого набора девушек.

В сравнении с 2018 годом конкурс в вузы Военно-Морского Флота вырос на 10%.

Основные результаты анализа количественно-качественных характеристик зачисленных в вузы

курсантов сводятся к следующему:

1. По результатам психологического и психофизиологического обследования более двух третей кандидатов получили I и II категории профессиональной пригодности. При этом в летные училища зачислены абитуриенты только с I и II группой.

2. Из поступивших почти 7% закончили общеобразовательные учреждения с медалями за высокие

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЧИСЛЕННЫХ КАНДИДАТОВ

Г

■ВЕН

г.] С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ

^ ПОДГОТОВКОЙ

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

БОЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ

487

41^

538 412 276

ЧЁЛ. ЧЕЛ. МЕЛ,

/дгоещп:

УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАЧИСЛЕННЫХ КАНДИДАТОВ

отличники

512

ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ

75

РЕДОЯН! МЕДАЛИ

I

233

ДИПЛОМЫ

показатели в учебе и (или) дипломами с отличием.

3. По физической подготовке сдали экзамен на «отлично» и «хорошо» более 80%. При этом 15% кандидатов имеют разряды и звания по различным видам спорта.

4. Почти 15% курсантов являются продолжателями военных династий.

5. Значительно увеличилось количество выпускников довузовских образовательных организаций Минобороны России (на 12,1% больше, чем в 2018 году) и гражданской молодежи движения «ЮНАРМИЯ» (в 2 раза), поступивших в военные училища.

Стабильная конкурсная ситуация сохранена и по набору для обучения и по программам среднего профессионального образования. Средний конкурс составил 2,3 человека на одно учебное место.

В довузовских образовательных организациях средний конкурс составил 3,6 человек на место (в прошлом году — 3,3 человека). При этом для отбора и зачисления наиболее подготовленных кандидатов экзаменационные задания по предметам имели повышенный уровень сложности.

Самый высокий конкурс — в Кызылском президентском ка-

детском училище — 7,8 человек на место (10,6 человек среди девочек и 6 человек среди мальчиков). В Кемеровском президентском кадетском училище — 5,8 человек, Тульском суворовском военном училище — 5,2 человека, Московском суворовском военном училище — 5,0 человек, кадетском корпусе (инженерной школе) (г. Воронеж) — 5,4 человека, Пансионе воспитанниц Минобороны России — 4,2 человека на место.

Позитивный результат «наборной кампании» в текущем году обусловлен рядом факторов, таких, как устойчивая динамика роста престижа Вооруженных Сил и привлекательности военной службы; налаженная организация и системный контроль за ходом военно-профессиональной ориентации и выполнением плана предварительного отбора кандидатов, и, конечно же, социальный пакет военнослужащего.

Во многом привлечению молодежи в вузы Минобороны способствуют ежегодно проводимые Всероссийские информационно-агитационные акции «Есть такая профессия — Родину защищать!».

В этом году она стартует с 20 октября. Это уже пятая по счету Акция. В ее рамках спланированы

тематические встречи с потенциальными кандидатами и их родителями во всех субъектах Российской Федерации.

В военных вузах традиционно организованы Дни открытых дверей с показом вооружения и военной техники.

2 сентября начался новый учебный год для более 70 тысяч слушателей, курсантов, воспитанников и воспитанниц образовательных организаций Минобороны России.

Первых учащихся приняли Кемеровское президентское кадетское училище и филиал Пансиона воспитанниц Министерства обороны в Санкт-Петербурге.

Сегодня в учебных заведениях военного ведомства созданы все условия для качественного освоения образовательных программ. Имеется современная учебно-материальная база, работают опытные преподаватели и наставники, реализуются передовые методики обучения.

Все это позволяет нам готовить грамотных специалистов, обладающих разносторонними знаниями и умениями, способных мыслить нестандартно и предлагать смелые, инновационные идеи, направленные на дальнейшее развитие Вооруженных Сил и укрепление оборонного потенциала страны.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

_1_9,0%

65,0%

отлично

хорошо

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР

62,0% /и ГРУППА

I ГРУППА

III ГРУППА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.