В.Э. ШАТАЛОВ, К.И. ДЬЯЧУК
V.E. SHATALOV, K.I. DYACHUK
ВАЖНО ОТОБРАТЬ ЛУЧШИХ
IT IS IMPORTANT TO SELECT THE BEST
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ КАНДИДАТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТАМИ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
PARTICULAR QUALITIES OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF THE CANDIDATES FOR STUDY IN THE MILITARY HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Сведения об авторах. Шаталов Вадим Элеславович - старший научный сотрудник научно-практического центра Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (г. Москва);
Дьячук Ксения Игоревна - младший научный сотрудник научно-практического центра Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (г. Москва).
Аннотация. В статье представлен обзор научно-методологических подходов к социально-психологическому изучению, как структурному элементу профессионального психологического отбора, проводимого в военно-учебных заведениях Минобороны России.
Ключевые слова: социально-психологическое изучение, профессиональный психологический отбор, психодиагностические методики, отбор кандидатов в военные вузы.
Information about the authors: Vadim Shatalov - Senior Researcher at the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation (Moscow);
Kseniya Dyachuk - Junior Researcher at the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation (Moscow).
Summary. The article presents an overview of scientific and methodological approaches to socio-psychological research as an element of the professional psychological selection conducted in military educational institutions of the Ministry of Defense of Russia.
Keywords: socio-psychological research, professional psychological selection, psychodiagnostic methods, selection of candidates for study in military universities.
В процессе становления и развития отечественной военной психологии социально-психологическое изучение, наряду с психологическим и психофизиологическим обследованием, нашло своё практическое применение, как составные части военного профессионального психологического отбора. Впервые термин «социально-психологическое изучение»
нормативно был закреплён в приказе Министра обороны СССР от 23 июля 1986 г. № 162.
Проблеме научно-методического обеспечения психологического и психофизиологического обследования в целях отбора военных специалистов всегда уделялось пристальное внимание. В области дифференциальной психологии многие коллективы военных науч-
но-исследовательских организаций разработали психодиагностические, психофизиологические методики, тестовые батареи для отбора военных лётчиков, специалистов флота, членов боевых расчётов ракетных комплексов и многих других военных специалистов, а также предложили различные алгоритмы учёта результатов обследования при вынесении заключения о про-
фессиональной психологической пригодности.
В то же время социально-психологическому изучению с научной стороны уделялось меньшее значение. Эта неотъемлемая часть военного профессионального психологического отбора не имела связи с психологическим и психофизиологическим обследованием и часто вообще не влияла на вынесение заключения о профессиональной психологической пригодности.
Потребовалось 33 года для того, чтобы нормативно установить в приказе Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2019 г. № 640 возможность корректировки (уточнения) данных психологического обследования с учётом сведений, собранных в ходе социально-психологического изучения.
В этой связи представляется интересным проследить процесс изменений методических подходов к организации социально-психологического изучения в ретроспективе содержания некоторых методических документов, активно используемых специалистами профессионального психологического отбора с 80-х годов до настоящего времени.
В Советской Армии и Военно-Морском Флоте социально-психологическое изучение в большей степени направлялось на оценку общественно-политической, трудовой активности и морально-политических, нравственных качеств.
Так, в учебно-методическом пособии 1982 года «Рациональное распределение призывников для обучения военным специальностям» отмечались указанные выше «политизированные» цели социально-психологического изучения. При этом пособие раскрывало содержание методов социально-психологического изучения (анализ документов, анкетирование, индивидуальное собеседование).
В 1988 году к ранее названным методам социально-психологического изучения кандидатов добавилось наблюдение, а также
предусматривалось, что в ходе психодиагностического обследования кандидатов для обучения в вузах в интересах социально-психологического изучения применяются опросные методы, анкетирование.
На начальном этапе регулирования профессионального психологического отбора отсутствовали стандартные формы вынесения заключения по результатам социально-психологического изучения и порядка их использования при определении категории профессиональной психологической пригодности.
Позже отмечалось, что результаты социально-психологического изучения кандидатов, поступающих для обучения в вузы, разделялись на две группы: «характеризуются положительно» и «характеризуются в основном положительно», и указанные заключения учитывались комиссией по оценке общественно-политической активности и моральных качеств без какого-либо влияния на заключение о профессиональной психологической пригодности к обучению в вузе.
В советские военные образовательные организации предполагалось направлять только положительно характеризуемых кандидатов. В то же время лица с посредственной характеристикой поступали на комплектование учебных воинских частей. Поэтому в методических документах 1989— 1994 годов по профессиональному психологическому отбору в учебных частях связи, ракетных, мотострелковых и танковых войск в заключение по результатам социально-психологического изучения уже вводятся формулировки «характеризуется отрицательно», «не рекомендуется» и «не годен для обучения в учебной части».
В конце 80-х годов прошлого века сложилась практика издания органами военного управления методических документов по профессиональному психологическому отбору для подчинённых во-
енно-учебных заведений без учёта единых стандартов, содержащих значительное многообразие применяемых тестов и алгоритмов вынесения заключения.
К примеру, вузы Сухопутных войск в 1988 году взяли на вооружение градацию результатов социально-психологического изучения «характеризуются положительно» и «характеризуются в основном положительно» с оценками «5» и «4», которые по-прежнему не влияли на оценку профессиональной психологической пригодности кандидата. Но в этом же документе предусматривалось индивидуальное собеседование, по итогам которого предполагалось выносить заключения «рекомендуется» либо «не рекомендуется» с автоматическим отнесением не рекомендованных кандидатов к IV группе профессиональной пригодности.
Таким образом, кандидат, характеризовавшийся «положительно» или «в основном положительно» по результатам социально-психологического изучения, успешно прошедший психологическое, психофизиологическое обследование по шести методикам, успешно сдавший нормативы по физической подготовке, мог лишиться права обучаться в военно-учебном заведении только по результатам заключительного собеседования.
Такое многообразие в подходах и критериях к оценке профессиональной психологической пригодности кандидатов к обучению в военных образовательных организациях сохранялось почти 15 лет до введения в 2002 году в действие Методических рекомендаций «По организации и проведению профессионального психологического отбора в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации», разработанных Военно-медицинской академией имени С. М. Кирова.
В указанных методических рекомендациях социально-психологическое изучение имеет структурированную форму
работы, состоящую из блока анализа документов, собеседования, наблюдения, а также оценки военно-профессиональной направленности с применением специальных тестов (авторы документа предлагали специалисту выбрать одну из предложенных методик).
Заключение по результатам социально-психологического изучения выносилось в два этапа. При этом заключение позволяло только снизить категорию пригодности кандидатов к обучению в вузе.
Таким образом был создан многоэтапный механизм социально-психологического изучения, всё ещё довлеющий над результатами психологического обследования, но по многим параметрам всё ещё субъективный.
За более чем 15 лет применения в вузах методических рекомендаций по профессиональному психологическому отбору, разработанных ВМедА в 2002 году, назрела острая необходимость подготовки нового методического документа, отличающегося новизной психодиагностического инструментария и отвечающего актуальным нормативным документам.
Разработка нового методического документа, регламентирующего профессиональный психологический отбор кандидатов в вузы Минобороны России, проводилась в 2016-2020 годах научно-исследовательским отделом (медико-психологического сопровождения) научно-исследовательского центра ВМедА в рамках научно-исследовательской работы «Акцент». В интересах указанных научных исследований научно-практический центр ВАГШ разработал оригинальную методику социально-психологического изучения кандидатов для обучения в вузах.
Особенность предложенной методики заключалась в максимальной стандартизации и унификации применяемых методов социально-психологического изучения (анализа документов, наблюдения и индивидуального собеседования),
а также создании и нового механизма учёта результатов социально-психологического изучения.
При разработке новой методики учитывались современные подходы к социально-психологическому изучению, реализованные в профессиональном психологическом отборе различных категорий граждан.
Так в Методических рекомендациях по оценке в военных комиссариатах профессиональной психологической пригодности граждан, подлежащих призыву на военную службу (введены в действие указаниями начальника ГОМУ ГШ ВС РФ от 12 января 2021 г. № 315/4/40дсп), социально-психологическое изучение направлено на получение сведений, позволяющих корректировать на один балл (стэн) результаты психологического обследования по отдельным шкалам методик соответствующей тестовой батареи.
Данный подход обеспечивает повышение достоверности прогноза профессиональной успешности военной службы за счёт адресного учёта данных социально-психологического изучения.
При этом в указанном методическом документе специалисту профотбора предлагается с учётом широкого перечня изучаемых характеристик выносить экспертное (на основе своего опыта) заключение о наличии у гражданина «выраженных положительных или отрицательных данных» без чёткой градации различий указанных характеристик.
Представляет интерес подход к социально-психологическому изучению, реализованный в Методических рекомендациях по оценке профессиональной психологической пригодности кандидатов, поступающих на военную службу по контракту (введены в действие указаниями заместителя Министра обороны РФ - начальника ГВПУ ВС РФ от 9 марта 2021 г. № 174/454). В указанном документе формализованный лист учёта результатов социально-психологического изу-
чения содержит 24 пункта с тремя вариантами ответов по каждому, которые позволяют точно градировать границы между заключением о наличии у гражданина «выраженных положительных или отрицательных данных».
Однако этот подход учёта данных социально-психологического изучения позволяет корректировать только итоговое заключение о профессиональной психологической пригодности кандидата без возможности изменения психометрических значений основных профилей тестовой батареи отбора граждан на военную службу по контракту.
При создании нового методического инструментария в интересах социально-психологического изучения кандидатов для обучения курсантами в вузах Минобороны России сотрудники НПЦ ВАГШ ВС РФ опирались на ранее изданные методические документы по профессиональному психологическому отбору, изучили накопленный опыт работы специалистов вузов по профессиональному психологическому отбору, провели анализ применяемых в вузах (ВМедА, ВА РХБЗ, МВОКУ, ТОВВМУ, ЯВВУ ПВО) биографических анкет, листов беседы, бланков регистрации результатов наблюдения.
В ходе научных исследований был подготовлен перечень ключевых пунктов (положительной и отрицательной направленности), объединённых в Анкету социально-психологического изучения. Содержание пунктов максимально конкретизировано к возможным результатам изучения документов кандидатов, ожидаемым ответам (реакциям) кандидатов в ходе беседы, а также наблюдаемым особенностям поведения. Определён круг лиц, привлекаемых к изучению кандидатов, для стандартизации их работы предложены формы учёта полученных результатов изучения.
Каждый из 27 пунктов закреплён за шкалами методик тестовой батареи оценки профессиональной
Таблица
Перевод модулей «сырых» баллов по шкалам анкеты в стандартизированные баллы коррекции
Сырые баллы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Баллы коррекции Без изменений ±1 ±2
психологической пригодности кандидатов для обучения курсантами в вузах. Пунктам присвоено весовое значение, достигающее для особо значимых - 2-х баллов, на базе пунктов созданы шкалы коррекции (от -11 до +8 баллов).
Итоговое значение по каждой шкале коррекции социально-психологического изучения рассчитывается как модуль разности сумм баллов по ключевым ответам положительной и отдельно отрицательной направленности:
|СПИ(Мшкалы)|=Х(М+) -КМ].
Полученный результат в «сырых» баллах переводится в стандартный балл, который позволяет корректировать результаты психологического обследования в сторону их увеличения либо снижения результатов психологического обследования по отдельным шкалам методик, включенных в тестовую батарею оценки профессиональной психологической пригодности кандидатов для обучения курсантами в вузах.
Анкета социально-психологического изучения имеет свой регистрационный бланк,адаптированный под обработку средствами АРМ ВП 83т379. Автоматизированная обработка результатов социально-психологического изучения позволяет без вмешательства специалиста вносить изменения (корректировать) в базу данных психологического обследования и отображать скорректированные оценки в Листе учёта результатов профессионального психологического отбора кандидата, а также Ведомости этих результатов за учебную группу, которые предусмотрены нормативными
правовыми актами Минобороны России.
Предлагаемая НПЦ ВАГШ ВС РФ технология социально-психологического изучения поступающих в вузы кандидатов, отличаясь оригинальностью, объединила в себе лучшее из современных технологий профессионального психологического отбора, внедрённых в практику работы военных комиссариатов и пунктов отбора граждан на военную службу по контракту.
Данная технология существенно отличается от ныне действующего в вузах порядка социально-психологического изучения кандидатов. Прежде всего предельно алгоритмизирован порядок сбора, обработки результатов социально-психологического изучения, сведён к минимуму субъективный фактор в изучении кандидатов. Предложен максимально «прозрачный» порядок корректировки результатов психологического обследования как в сторону увеличения, так и снижения первоначальной оценки.
Исключена возможность включением одной кнопки (выделением одного параметра) автоматически относить кандидата к категории профессионально непригодных к обучению в вузе. Предлагаемая технология изучения, с одной стороны, обяжет специалиста обосновать столь радикальное решение, а с другой стороны - позволит наглядно показать несоответствие кандидата требованиям к обучению в вузе.
В соответствии с решением заместителя Министра обороны Российской Федерации - начальника ГВПУ ВС РФ экспериментальная тестовая батарея оценки профес-
сиональной психологической пригодности кандидатов к обучению в октябре-ноябре 2020 года прошла апробацию во всех вузах. Специалисты психологической службы вузов имели возможность познакомиться с предлагаемой технологией социально-психологического изучения, оценив её преимущества и предложив пути решения спорных вопросов. Авторы статьи приглашают указанных специалистов к обсуждению поднятой проблемы. "
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические рекомендации по организации и проведению профессионального психологического отбора в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации / А. Г. Маклаков, Ю. М. Львин, А. А. Камышев, В. А. Корзунин, С.В. Чермянин. -ВМедА, 2002.
2. Приказ Министра обороны СССР от 23 июля 1986 г. № 162 «О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору молодёжи и военнослужащих и их рациональному распределению по специальностям при прохождении действительной военной службы в Вооружённых Силах СССР».
3. Профессиональный отбор в вузы Сухопутных войск / О. А. Владимиров, А. Н. Глушко, К. Н. Поляков / утверждён Главнокомандующим Сухопутными войсками, 1988.
4. Профессиональный психологический отбор и рациональное распределение молодого пополнения в учебных частях связи / В. И. Лазуткин, В. П. Островский, П. М. Ярцев и др., 1988.