как сочетаний противоречивых установок и эмоциональных переживаний. Эта заданность в самом общем виде обобщается в понятии ПМ. Следовательно, ПМ регулирует ту активность человека и ту жизнедеятельность, в которой развиваются и проявляются (действуют) жизненные сценарии.
В заключение отметим, что участие ПМ в регуляции активности и жизнедеятельности человека - процесс не только односторонний, даже, наоборот, он возможен в обе стороны, т. е. диалогичен, как и сам ПМ, а следовательно, и проявление активности человеком, его жизнедеятельность влияют на динамику ПМ, в этом процессе он простраивается.
ЛИТЕРАТУРА
1. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - № 1.
2. Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. - 1985. - № 1.
3. Мещерякова Э. И. Персональный миф в психологическом консультировании: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -Барнаул, 2001.
4. Шаров А. С. Жизненный кризис в развитии личности: учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. - Омск, 2005.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
О. В. Малыгина
Профессиональный отбор и психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России осуществляется в соответствии с приказами МВД России. Методика психологического отбора и психологического обеспечения служит выявлению характерологических особенностей личности, уровня психического здоровья, профпригодности к службе в ОВД.
Ключевые слова: профессиональный отбор, психологическое обеспечение, обучение, адаптация.
Особенности и этапы профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение
В последние годы проблема образовательно-воспитательной деятельности в системе МВД России стала наиболее актуальной. Для выполнения поставленных оперативно-служебных задач необходима высокая профессиональная подготовка и высокий образовательный уровень. «Не каждый желающий работать в органах внутренних дел способен на это, так как эта работа предъявляет особые, высокие требования к личным качествам и особенностям человека» (7).
Наиболее важным источником комплектования органов внутренних дел квалифицированными специалистами являются высшие и специальные средние образовательные учреждения МВД России. Правоохранительные органы на местах, в первую очередь, заинтересованы в поступлении к ним на службу молодых специалистов, обладающих солидным багажом профессиональных знаний, умений и навыков (5, 237).
В настоящее время социальные и социально-психологические изменения, происходящие в России, требуют качественно новых взглядов на решение проблемы профессионально-психологического становления специалиста, способного эффективно решать оперативно-служебные задачи.
Профессиональный отбор в органах внутренних дел состоит, как правило, из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых решается вопрос о годности кандидата к службе по определенным критериям отбора (4, 15). Решение о непригодности кандидата, принятое на любом этапе, как правило, прекращает дальнейшую процедуру обследования кандидата, т. е. каждый этап профессионального отбора является вполне самостоятельным в отношении принятия решения о профессиональной пригодности.
Первым этапом профессионального отбора является социально-правовой аспект, заключающийся в проверке соответствия кандидата определенным формальным социально-демографическим (возраст, образование, служба в армии, регистрация по месту жительства), правовым и морально-этическим нормам (лояльность к выбранной профессии, отсутствие негативных биографических данных, компрометирующих поступков, связей и др.).
Второй ступенью профессионального отбора является медицинский отбор, направленный на выявление явной или скрытой патологии, препятствующей осуществлению профессиональной деятельности в ОВД. В медицинском отборе, в связи с его особой значимостью, выделился психологический аспект, заключающийся в углубленном исследовании психологической сферы кандидата в целях выявления в основном скрытых форм нервно-психической патологии. Медицинский отбор осуществляется окружными врачебно-военными комиссиями (ОВВК) и Центрами психологической диагностики (ЦПД).
Отбор кандидатов на учебу включает методы социально-психологического и психофизиологического обследования. Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее профессиональной направленности, уровня образовательной и профессиональной подготовленности, нравственный и волевых качеств, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе.
Психологическое и психофизиологическое обследование направлено на оценку уровня развития и структуру основных психологических качеств, психологических особенностей личности, нервно-психологической устойчивости и свойств нервной системы.
Следующим этапом профессионального отбора является психологический отбор, который в значительной
мере ориентирован на выявление психопатологии, чем на определение профессионально важных качеств. Годность кандидата на этом этапе определяется отсутствием у него заболеваний, предусмотренных Приказом от 2 октября 1995 г. № 370 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в ОВД и ВВ МВД России».
При приеме в средние и высшие учебные заведения МВД России кандидат проходит процедуру психологического тестирования, собеседование и конкурсные экзамены, по результатам которых происходит зачисление.
Психологический отбор в образовательные учреждения заключается в исследовании психологических свойств, качеств, характеристик кандидата на соответствие тем требованиям, которые предъявляют курсанту образовательного учреждения МВД России. Этот этап исключительно психологический и осуществляется группами психологического обеспечения (далее - ГПО) образовательных учреждений МВД России. И если все остальные имеют прочную юридическую базу, отработанные методы исследования, проверенные многолетней практикой, то психологический отбор, осуществляемый ГПО, находится на этапе своего становления и развития.
Основной целью профессионально-психологического отбора кандидатов в образовательные учреждения МВД России является диагностика:
- уровня интеллектуального развития кандидатов (способность к абстрагированию, ассоциативность и подвижность мышления и т. д.);
- уровня интеллектуально-мотивационной готовности к обучению и службе в ОВД;
- личностных особенностей кандидата (склонность к девиантному поведению, наличие асоциальных тенденций, повышенный уровень конфликтности и агрессивности, сниженный уровень самоконтроля и самокритичности, ориентация на различное социальное окружение, степень эмоциональной зрелости и т. д.);
- уровня психологической устойчивости (1, 7).
Методическое обеспечение психологического отбора до конца не разработано. Во многом не исследована связь результатов психологического отбора, проводимого ГПО, с успешностью освоения курсантами программы профессионального образования (4, 238).
Заключения ГПО носят в основном рекомендательный характер. Окончательное решение о допуске к вступительным экзаменам, которые можно рассматривать в качестве четвертой, конкурсно-экзаменационной ступени профессионального отбора, выносят приемные комиссии образовательных учреждений МВД России. Они же и решают вопрос о зачислении кандидата.
Правовой базой проведения психологического отбора в образовательных учреждениях МВД России служат ряд документов как федерального, так и ведомственного значения. Они определяют статус, цели и задачи психологического отбора, описывают организационную и методическую сторону его проведения, регламентируют использование его результатов (4, 240).
Согласно Федеральным нормативным актам, приказам МВД России, инструкциям и методическим рекомендациям, психологический отбор кандидатов на уче-
бу - это часть профессионального отбора, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование образовательных учреждений МВД России слушателями (курсантами) в соответствии с требованиями обучения и профессиональной последующей деятельности.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России
Центром обеспечения кадровой политики МВД России был проведен анализ деятельности подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса ведомственных образовательных учреждений. В его основу легли статистические данные отчетов кадровых аппаратов и подразделений психологического обеспечения, материалы инспекторских проверок. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России осуществляется в соответствии с Приказом от 25 мая 1999 г. № 361.
На основе утвержденной данным Приказом Программы психологического обеспечения в большинстве вузов разработаны рабочие программы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, которые охватывают этапы профессиональной ориентации, отбора кандидатов на учебу, адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
Таким образом, психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса включает в себя:
- оценку степени адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности;
- социально-психологическое изучение коллективов курсантов и слушателей;
- изучение и предупреждение социально-психологических причин текучести кадров переменного состава образовательных учреждений;
- психологический мониторинг динамики развития у слушателей профессионально значимых личностных качеств и психологической готовности к службе в органах внутренних дел;
- разработку индивидуальных программ и рекомендаций по психологической адаптации и профессионально-личностному росту учащихся;
- проведение психологических тренингов, психокоррекционных и реабилитационных мероприятий в целях развития у курсантов и слушателей навыков общения и поведения в учебном коллективе, профилактики межличностных конфликтов;
- индивидуальное психологическое консультирование курсантов и слушателей по вопросам самовоспитания и саморазвития;
- консультирование постоянного состава образовательных учреждений по вопросам психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- изучение социальной и профессиональной адаптации выпускников ведомственных учреждений к службе в органах внутренних дел.
Значительная работа в образовательных учреждениях МВД России проводится по психологическому обеспечению адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности. Все подразделения психологического обеспечения диагностируют исходный уровень развития адаптационных возможностей первокурсников, выделяя группы, требующие особого психолого-педа-гогического контроля. На следующем этапе проводится индивидуальная работа с курсантами, имеющими низкие адаптационные способности и требующими индивидуального педагогического контроля, также осуществляется индивидуальное консультирование учащихся.
Следует отметить, что в деятельности сотрудников подразделений психологического обеспечения большее внимание стало уделяться оптимизации социально-психологического климата в учебных коллективах и тренинговым работам. Цель таких тренингов и занятий является формирование эффективности навыков учебной работы, познание учащимися своеобразия собственной личности и средств ее развития, формирование таких качеств личности, которые значимы для будущей работы в органах внутренних дел.
Особое внимание психологи образовательных учреждений уделяют работе с курсовыми офицерами и профессорско-преподавательском составом. С ними проводятся занятия и сборы по организационно-методическим вопросам работы с курсантами, по вопросам управления коллективом, по индивидуальной работе с курсантами и т. д.
Таким образом, на основе анализа работы по психологическому сопровождению учебно-воспитательному процесса образовательных учреждений МВД России позволяет сделать следующие выводы:
1. Регулярно проводимые психологические мероприятия по формированию важных личностных качеств позволяют выпускникам более успешно выполнять служебные задачи.
2. Наиболее активно осуществляется психологическое сопровождение адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности и мониторинг развития у них профессионально значимых личностных качеств.
3. Требует дальнейшего совершенствования психологическое сопровождение подготовки выпускников образовательных учреждений к самостоятельной профессиональной деятельности и изучение их адаптации в органах внутренних дел.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аналитический обзор деятельности образовательных учреждений по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в 2000 году. - М., 2001.
2. Васильев Е. А. Психологический отбор и сопровождение абитуриентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2003. - № 1.
3. Невирко Д. Д., Горбач Н. А. Проблемы и перспективы. Профессионально-психологический отбор кандидатов на учебу // Психопедагогика в правоохранительных органах. -1998. - № 2.
4. Основы прикладной социологии: учебник для вузов / под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. - М., 1996.
5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М., 1998.
6. Попков В. В., Жиляков В. В., Мельников В. И. Адаптация курсантов к обучению в военном институте и службе во внутренних войсках // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1999. - № 3-4.
7. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: в 5 ч. / под ред. А. Ф. Дунаева, А. С. Батышева. - М., 1992. - Ч. I.