Научная статья на тему 'Организация воспитательного процесса и психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений MBД России'

Организация воспитательного процесса и психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений MBД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
312
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / OCCUPATIONAL SELECTION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PROCESS / EDUCATION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малыгина Ольга Валерьевна

Профессиональный отбор и психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России осуществляется в соответствии с приказами МВД России. Методика психологического отбора и психологического обеспечения служит выявлению характерологических особенностей личности, уровня психического здоровья, профпригодности к службе в ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малыгина Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Setting-up Academic Educational Process and Psychological Follow-through for Students of Special Educative Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs

Occupational selection and psychological support of the educational process in the educative establishments of the Russian Ministry of Internal Affairs are carried out according to the Russian Ministry of Internal Affairs decrees. The methods of psychological selection and support serve to educe character features, psychological health level, proficiency to service in the Department of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательного процесса и психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений MBД России»

как сочетаний противоречивых установок и эмоциональных переживаний. Эта заданность в самом общем виде обобщается в понятии ПМ. Следовательно, ПМ регулирует ту активность человека и ту жизнедеятельность, в которой развиваются и проявляются (действуют) жизненные сценарии.

В заключение отметим, что участие ПМ в регуляции активности и жизнедеятельности человека - процесс не только односторонний, даже, наоборот, он возможен в обе стороны, т. е. диалогичен, как и сам ПМ, а следовательно, и проявление активности человеком, его жизнедеятельность влияют на динамику ПМ, в этом процессе он простраивается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - № 1.

2. Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. - 1985. - № 1.

3. Мещерякова Э. И. Персональный миф в психологическом консультировании: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -Барнаул, 2001.

4. Шаров А. С. Жизненный кризис в развитии личности: учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. - Омск, 2005.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

О. В. Малыгина

Профессиональный отбор и психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России осуществляется в соответствии с приказами МВД России. Методика психологического отбора и психологического обеспечения служит выявлению характерологических особенностей личности, уровня психического здоровья, профпригодности к службе в ОВД.

Ключевые слова: профессиональный отбор, психологическое обеспечение, обучение, адаптация.

Особенности и этапы профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение

В последние годы проблема образовательно-воспитательной деятельности в системе МВД России стала наиболее актуальной. Для выполнения поставленных оперативно-служебных задач необходима высокая профессиональная подготовка и высокий образовательный уровень. «Не каждый желающий работать в органах внутренних дел способен на это, так как эта работа предъявляет особые, высокие требования к личным качествам и особенностям человека» (7).

Наиболее важным источником комплектования органов внутренних дел квалифицированными специалистами являются высшие и специальные средние образовательные учреждения МВД России. Правоохранительные органы на местах, в первую очередь, заинтересованы в поступлении к ним на службу молодых специалистов, обладающих солидным багажом профессиональных знаний, умений и навыков (5, 237).

В настоящее время социальные и социально-психологические изменения, происходящие в России, требуют качественно новых взглядов на решение проблемы профессионально-психологического становления специалиста, способного эффективно решать оперативно-служебные задачи.

Профессиональный отбор в органах внутренних дел состоит, как правило, из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых решается вопрос о годности кандидата к службе по определенным критериям отбора (4, 15). Решение о непригодности кандидата, принятое на любом этапе, как правило, прекращает дальнейшую процедуру обследования кандидата, т. е. каждый этап профессионального отбора является вполне самостоятельным в отношении принятия решения о профессиональной пригодности.

Первым этапом профессионального отбора является социально-правовой аспект, заключающийся в проверке соответствия кандидата определенным формальным социально-демографическим (возраст, образование, служба в армии, регистрация по месту жительства), правовым и морально-этическим нормам (лояльность к выбранной профессии, отсутствие негативных биографических данных, компрометирующих поступков, связей и др.).

Второй ступенью профессионального отбора является медицинский отбор, направленный на выявление явной или скрытой патологии, препятствующей осуществлению профессиональной деятельности в ОВД. В медицинском отборе, в связи с его особой значимостью, выделился психологический аспект, заключающийся в углубленном исследовании психологической сферы кандидата в целях выявления в основном скрытых форм нервно-психической патологии. Медицинский отбор осуществляется окружными врачебно-военными комиссиями (ОВВК) и Центрами психологической диагностики (ЦПД).

Отбор кандидатов на учебу включает методы социально-психологического и психофизиологического обследования. Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее профессиональной направленности, уровня образовательной и профессиональной подготовленности, нравственный и волевых качеств, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе.

Психологическое и психофизиологическое обследование направлено на оценку уровня развития и структуру основных психологических качеств, психологических особенностей личности, нервно-психологической устойчивости и свойств нервной системы.

Следующим этапом профессионального отбора является психологический отбор, который в значительной

мере ориентирован на выявление психопатологии, чем на определение профессионально важных качеств. Годность кандидата на этом этапе определяется отсутствием у него заболеваний, предусмотренных Приказом от 2 октября 1995 г. № 370 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в ОВД и ВВ МВД России».

При приеме в средние и высшие учебные заведения МВД России кандидат проходит процедуру психологического тестирования, собеседование и конкурсные экзамены, по результатам которых происходит зачисление.

Психологический отбор в образовательные учреждения заключается в исследовании психологических свойств, качеств, характеристик кандидата на соответствие тем требованиям, которые предъявляют курсанту образовательного учреждения МВД России. Этот этап исключительно психологический и осуществляется группами психологического обеспечения (далее - ГПО) образовательных учреждений МВД России. И если все остальные имеют прочную юридическую базу, отработанные методы исследования, проверенные многолетней практикой, то психологический отбор, осуществляемый ГПО, находится на этапе своего становления и развития.

Основной целью профессионально-психологического отбора кандидатов в образовательные учреждения МВД России является диагностика:

- уровня интеллектуального развития кандидатов (способность к абстрагированию, ассоциативность и подвижность мышления и т. д.);

- уровня интеллектуально-мотивационной готовности к обучению и службе в ОВД;

- личностных особенностей кандидата (склонность к девиантному поведению, наличие асоциальных тенденций, повышенный уровень конфликтности и агрессивности, сниженный уровень самоконтроля и самокритичности, ориентация на различное социальное окружение, степень эмоциональной зрелости и т. д.);

- уровня психологической устойчивости (1, 7).

Методическое обеспечение психологического отбора до конца не разработано. Во многом не исследована связь результатов психологического отбора, проводимого ГПО, с успешностью освоения курсантами программы профессионального образования (4, 238).

Заключения ГПО носят в основном рекомендательный характер. Окончательное решение о допуске к вступительным экзаменам, которые можно рассматривать в качестве четвертой, конкурсно-экзаменационной ступени профессионального отбора, выносят приемные комиссии образовательных учреждений МВД России. Они же и решают вопрос о зачислении кандидата.

Правовой базой проведения психологического отбора в образовательных учреждениях МВД России служат ряд документов как федерального, так и ведомственного значения. Они определяют статус, цели и задачи психологического отбора, описывают организационную и методическую сторону его проведения, регламентируют использование его результатов (4, 240).

Согласно Федеральным нормативным актам, приказам МВД России, инструкциям и методическим рекомендациям, психологический отбор кандидатов на уче-

бу - это часть профессионального отбора, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование образовательных учреждений МВД России слушателями (курсантами) в соответствии с требованиями обучения и профессиональной последующей деятельности.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России

Центром обеспечения кадровой политики МВД России был проведен анализ деятельности подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса ведомственных образовательных учреждений. В его основу легли статистические данные отчетов кадровых аппаратов и подразделений психологического обеспечения, материалы инспекторских проверок. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России осуществляется в соответствии с Приказом от 25 мая 1999 г. № 361.

На основе утвержденной данным Приказом Программы психологического обеспечения в большинстве вузов разработаны рабочие программы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, которые охватывают этапы профессиональной ориентации, отбора кандидатов на учебу, адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Таким образом, психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса включает в себя:

- оценку степени адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности;

- социально-психологическое изучение коллективов курсантов и слушателей;

- изучение и предупреждение социально-психологических причин текучести кадров переменного состава образовательных учреждений;

- психологический мониторинг динамики развития у слушателей профессионально значимых личностных качеств и психологической готовности к службе в органах внутренних дел;

- разработку индивидуальных программ и рекомендаций по психологической адаптации и профессионально-личностному росту учащихся;

- проведение психологических тренингов, психокоррекционных и реабилитационных мероприятий в целях развития у курсантов и слушателей навыков общения и поведения в учебном коллективе, профилактики межличностных конфликтов;

- индивидуальное психологическое консультирование курсантов и слушателей по вопросам самовоспитания и саморазвития;

- консультирование постоянного состава образовательных учреждений по вопросам психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

- изучение социальной и профессиональной адаптации выпускников ведомственных учреждений к службе в органах внутренних дел.

Значительная работа в образовательных учреждениях МВД России проводится по психологическому обеспечению адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности. Все подразделения психологического обеспечения диагностируют исходный уровень развития адаптационных возможностей первокурсников, выделяя группы, требующие особого психолого-педа-гогического контроля. На следующем этапе проводится индивидуальная работа с курсантами, имеющими низкие адаптационные способности и требующими индивидуального педагогического контроля, также осуществляется индивидуальное консультирование учащихся.

Следует отметить, что в деятельности сотрудников подразделений психологического обеспечения большее внимание стало уделяться оптимизации социально-психологического климата в учебных коллективах и тренинговым работам. Цель таких тренингов и занятий является формирование эффективности навыков учебной работы, познание учащимися своеобразия собственной личности и средств ее развития, формирование таких качеств личности, которые значимы для будущей работы в органах внутренних дел.

Особое внимание психологи образовательных учреждений уделяют работе с курсовыми офицерами и профессорско-преподавательском составом. С ними проводятся занятия и сборы по организационно-методическим вопросам работы с курсантами, по вопросам управления коллективом, по индивидуальной работе с курсантами и т. д.

Таким образом, на основе анализа работы по психологическому сопровождению учебно-воспитательному процесса образовательных учреждений МВД России позволяет сделать следующие выводы:

1. Регулярно проводимые психологические мероприятия по формированию важных личностных качеств позволяют выпускникам более успешно выполнять служебные задачи.

2. Наиболее активно осуществляется психологическое сопровождение адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности и мониторинг развития у них профессионально значимых личностных качеств.

3. Требует дальнейшего совершенствования психологическое сопровождение подготовки выпускников образовательных учреждений к самостоятельной профессиональной деятельности и изучение их адаптации в органах внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитический обзор деятельности образовательных учреждений по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в 2000 году. - М., 2001.

2. Васильев Е. А. Психологический отбор и сопровождение абитуриентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2003. - № 1.

3. Невирко Д. Д., Горбач Н. А. Проблемы и перспективы. Профессионально-психологический отбор кандидатов на учебу // Психопедагогика в правоохранительных органах. -1998. - № 2.

4. Основы прикладной социологии: учебник для вузов / под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. - М., 1996.

5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М., 1998.

6. Попков В. В., Жиляков В. В., Мельников В. И. Адаптация курсантов к обучению в военном институте и службе во внутренних войсках // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1999. - № 3-4.

7. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: в 5 ч. / под ред. А. Ф. Дунаева, А. С. Батышева. - М., 1992. - Ч. I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.