Научная статья на тему 'Особенности психологического обеспечения в подготовке специалистов в образовательных организациях МВД России'

Особенности психологического обеспечения в подготовке специалистов в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
990
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PSYCHOLOGICAL ACTIVITY AT INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / SPECIALIST TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марьин М. И., Петров В. Е., Ульянина О. А.

В статье приводятся результаты анализа и построения системы психологического обеспечения подготовки специалистов в образовательных организациях МВД России. Акцент сделан на системности в применении достижений психологической науки и практики в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марьин М. И., Петров В. Е., Ульянина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Psychological Support regarding Specialist Training in Educational Organizations of the Ministry for Internal Affairs of Russia

The article provides analysis results and development of the system of psychological support regarding specialist training in educational organizations of the Ministry for Internal Affairs of Russia. The author places an emphasis on system research according to application of psychological achievements and practice in the educational process.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического обеспечения в подготовке специалистов в образовательных организациях МВД России»

М.и. МАРЬИН,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, доктор психологических наук, профессор (Академия управления МВД России)

В.Е. ПЕТРОВ,

ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук

(ФКУ НИЦ БДД МВД России)

О.А. УЛЬЯНИНА,

заместитель начальника отдела морально-психологического обеспечения — начальник отделения психологического обеспечения, кандидат социологических наук

(Волгоградская академия МВД России)

M.I. MARYIN,

Professor, Department of Psychology, Pedagogy and Personnel Management,

Doctor of Psychology, Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

V.E. PETROV,

Leading Research Officer, Candidate of Psychology (Federal Government Institution, Research and Development Centre, Traffic Safety, Ministry for Internal Affairs of Russia)

O.A. ULYANINA, Deputy Chief, Section of Moral and Psychological Support, Candidate of Sociological Sciences (The Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia, Volgograd)

УДК 37.08

особенности психологического обеспечения в подготовке специалистов

в образовательных организациях МВд россии Features of psychological support

regarding specialist Training in Educational organizations of the Ministry for internal Affairs of Russia

В статье приводятся результаты анализа и The article provides analysis results and devel-

построения системы психологического обес- opment of the system of psychological support

печения подготовки специалистов в образо- regarding specialist training in educational organi-

вательных организациях МВД России. Акцент zations of the Ministry for Internal Affairs of Russia.

сделан на системности в применении достиже- The author places an emphasis on system research

ний психологической науки и практики в обра- according to application of psychological achieve-

зовательном процессе. ments and practice in the educational process.

Психологическое обеспечение, психологиче- Psychological support, psychological activity at in-

ская работа в органах внутренних дел, подго- ternal affairs agencies, specialist training. товка специалистов.

£ а

0

X

1

л

<

и

H

s

м 5 О £

03 V

Is

Ä а S С

и s о н

* у

и о И X

ёе

и , с Ы ' s S X

< s

8 c

S и и ta с о

85

£

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

0 ва

ьй <

Ä а S С

И S о н

* у

и о и I

и 2 s

1

И У Ы

с

UJ

о oa о а

5

S UJ и ua С О

86

Образовательная организация МВД России представляет собой сложную систему учебных, научно-исследовательских, строевых и вспомогательных подразделений, учебный процесс в которой сочетается с исполнением сотрудниками (в том числе преподавательским составом, курсантами и слушателями) служебных обязанностей (несение караульной и внутренней службы, охрана общественного порядка, хозяйственные работы и др.). Деятельность вуза и взаимодействие между различными его субъектами регламентированы жесткими нормативами (уставами, правилами). «Вписывать» психологическую работу в существующие общественные отношения, организовать взаимодействие психолога с руководителями, курсантами (слушателями), преподавателями в строго формализованных условиях остается довольно сложной задачей.

В настоящее время психологическое обеспечение в образовательных организациях МВД России имеет ряд отличительных особенностей, к числу которых можно отнести:

— иерархическую организацию субъектов психологической работы. Первый уровень иерархии — аппарат управления и организации деятельности психологической службы — в настоящее время представлен отделом организации психологической работы Департамента государственной службы и кадров МВД России; второй — подразделения психологического обеспечения ведомственных образовательных организаций; третий — психологи и группы психологического обеспечения филиалов и факультетов образовательных организаций;

— централизацию управления деятельностью субъектов психологической работы. Выработка регулирующего воздействия в форме приказов, распоряжений, инструкций, методических рекомендаций, информирования, оперативного управления на организацию и содержание профессиональных действий психологов, контроль и анализ состояния объекта управления, распределение отдельных задач, например, научно-исследовательских, корректировка деятельности — составные элементы процесса управления психологической службой образовательных учреждений МВД России;

— системность организации — многосвязное взаимодействие субъектов психологической работы, не сводимое к простой совокупности работы отдельных психологов;

— наличие специализированных определенных штатными расписаниями субъектов психологической работы — подразделений психологического обеспечения (отделов, отделений, групп) и психологов, существующих во всех образовательных организациях высшего про-

фессионального образования, их филиалах и факультетах; — ориентацию деятельности субъектов психологической работы на реализацию психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности, т. е. основной функцией психологической службы выступает психологическое обеспечение деятельности переменного и постоянного составов. При этом психологическая служба должна олицетворять собой единство организационных и процессуальных элементов (форм, методов, принципов и т. д.), определяющих порядок формирования и реализации целей и задач психологического обеспечения. Таким образом, психологическое обеспечение в образовательной организации — это комплекс психологических мероприятий, направленных на реализацию учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности на основе мобилизации психологического потенциала, профессионального саморазвития личности, учебных и служебных коллективов, а также организационно-управленческой структуры.

Распространенным в нормативно-правовой и профессиональной практике является понятие «психологическая работа». Психологическая работа — это основная форма практической реализации психологического обеспечения [3]. Наряду с воспитательной, социально-правовой, культурно-досуговой и другими формами работы психологическая работа претворяет на практике систему психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности. Она организована и осуществляется на различных уровнях.

1. Индивидуально-психологическом, где определяется развитие основных психологических качеств сотрудника (интеллектуально-познавательных, мотивационных, эмоциональных и т. п.).

2. Личностном, учитывающем индивидуально-психологические особенности учащихся при формировании личности будущих сотрудников, организации психокоррекционной работы и психологической подготовки.

3. Микрогрупповом и социальном при реализации адаптационного процесса с учащимися, организации взаимодействия развивающегося субъекта как целостной системы с другими субъектами и их объединениями, профилактики конфликтного поведения в учебных и служебных коллективах.

Психологическое обеспечение в образовательной организации в настоящее время представляет собой целостную модель — систему деятельности, включающую в себя правовую, кадровую (субъектную), методическую, материально-техническую, организационную составляющие.

Правовая компонента системы психологического обеспечения образуется нормативными правовыми актами и документами, определяющими содержание психологической работы с личным составом, правовой статус психолога, порядок организации и проведения психологических мероприятий, ведения учетно-планиру-ющей документации и отчетности, требования к методическому, материально-техническому обеспечению службы.

Кадровая составляющая системы определяет субъекты, реализующие психологическое обеспечение в учебном заведении.

Методическая компонента системы регламентирует содержание психологической работы, определяет научно обоснованные формы и методы ее проведения, психологические приемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности. Она включает методы индивидуальной и групповой психологической диагностики, социально-психологических и специальных психофизиологических исследований, психологической коррекции и развития личности, психотерапии, технологии использования специального оборудования в психологической работе.

Материально-техническая составляющая системы психологического обеспечения формирует необходимые условия проведения психологической работы с личным составом.

Организационная компонента определяет порядок управления процессом психологического обеспечения учебной и служебной деятельности, а также взаимодействие всех субъектов психологического обеспечения, технологию реализации отдельных мероприятий психологического отбора и сопровождения. Организационная составляющая является интегратором всех других базовых компонент психологического обеспечения, обеспечивая их взаимодействие и придавая этому объединению системность.

Системный подход к реализации психологического обеспечения позволяет дистанцироваться от утилитарного понимания психологической работы как совокупности отдельных психотехник. Именно одновременное существование всех системных компонент позволяет говорить о полноценном психологическом обеспечении в конкретном учебном заведении и сформировать трансметодическую полиобъектную модель организации психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности.

Полисубъектность психологической работы — особенность организации психологического обеспечения в ведомственных образовательных организациях. Однако ведущая роль отводится практическому психологу, что предъявляет к нему требования наличия профильного

(психологического) образования и профессиональной компетентности, а также возлагает ответственность за реализацию психологического обеспечения в учебном заведении.

Объектами психологического обеспечения в образовательных организациях выступают кандидаты на обучение и службу; курсанты, слушатели, адъюнкты; сотрудники на разных этапах прохождения службы и члены их семей; работники; учебные и служебные коллективы; руководство образовательной организации. При этом к переменному составу как объекту психологического обеспечения необходимо относить не только лиц, обучающихся по очной форме, но и слушателей-заочников, а также лиц, проходящих стажировку или курсы повышения квалификации, специализированной подготовки и переподготовки (на время их обучения при откомандировании).

К числу проблем, решение которых обеспечивается психологической работой, в первую очередь необходимо отнести следующие [5].

1. Личностные — проблемы, затрудняющие личностное развитие курсантов, слушателей, сотрудников, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные профессиональные возможности. Это прежде всего трудности социально-психологической адаптации индивидов к условиям учебной и служебной деятельности. Их проявления находят свое выражение в форме конфликтов с окружающими, различных формах девиантного поведения, а в содержательном отношении переживаются как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т. п.

2. Коллективно-групповые — проблемы, ухудшающие морально-психологический климат учебного/служебного коллектива. К их числу относятся различные виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых, личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность курсантов, слушателей, сотрудников и работников, выражающаяся в профессиональных и бытовых конфликтах, различные формы психологической несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным устойчивым стремлением к выбору ложных асоциальных целей, ориентиров и т. д.

3. Деятельностные — проблемы, присущие неадекватному выполнению служебной и учебной деятельности из-за несоответствия психологических качеств личного состава объективным требованиям этой деятельности и выбранной специальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проявление данных проблем находит свое выражение в снижении эффективности учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности, нравственных барьеров при возникновении ситуаций, при которых на первый план выступает

а

О

X

X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

S н и о X

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р х

< 5 8 с

S и и ш с о

87

£

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

И О bS

и и

У S

I—

о

U-

ы о оэ о а

5

S н и

0

1

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р я

< и

Sc:

S и и ш С О

88

«конфликт интересов». Их решение осуществляется не только руководителями и психологами, но и другими субъектами психологической работы — преподавательским и командно-строевым составом, причем во многом теми же средствами, что и в сфере управления. Однако если в управленческой деятельности основным средством решения проблем выступает «прямая» и «обратная» управленческая информация, то в психологической работе таким средством являются психологические знания «снизу» и «сверху» [2].

В обобщенном виде к основным направлениям деятельности психологической службы образования относятся:

— психологическое просвещение — формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), профессорско-преподавательского состава, сотрудников отделов и служб и руководителей образовательных организаций потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах профессионального развития; создание условий для их полноценного личностного развития и самоопределения на каждом этапе обучения и прохождения службы, а также своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

— психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации первокурсников и молодых сотрудников в образовательных организациях МВД России, разработка конкретных рекомендаций курсовым офицерам, руководителям подразделений, педагогам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

— психологическая диагностика — углубленное социально-психологическое изучение курсантов, слушателей, сотрудников на протяжении всего периода обучения и служебной деятельности, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

— психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности курсантов, слушателей, сотрудников и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое психологом с использованием современных психотехнологий и активных методов социально-психологического обучения;

— консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), курсовым офицерам, руководителям подразделений, педагогам в вопросах

развития, воспитания и обучения. В процессе консультирования выявляется психологическая проблема, которая в последующем анализируется и вырабатываются рекомендации по разрешению проблемы, при необходимости осуществляется психологическая поддержка в выполнении необходимых действий. Несмотря на имеющую место полисубъект-ность психологического обеспечения, ведущая роль здесь принадлежит основному субъекту психологической работы. Для реализации психологической работы в образовательных организациях существует специальный институт должностных лиц — психологов. Обладая необходимым уровнем профессиональной квалификации, психолог несет персональную ответственность за содержание и научное обеспечение мероприятий психологической работы, а также за качество, обоснованность и достоверность психологических рекомендаций. В его обязанности входит осуществление мероприятий, предполагающих применение специальных психологических процедур и методов, а также оказание методической помощи иным должностным лицам.

Эффективность психологической работы во многом определяется тем, насколько адекватно могут быть сформированы условия (в том числе психологические), способствующие личностному и профессиональному развитию курсантов, слушателей и сотрудников образовательных организаций МВД России.

В качестве основных условий выделяются следующие.

1. Максимальная реализация в процессе обучения возрастных возможностей и резервов индивидуального развития курсантов, слушателей. Подход к организации психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности, основанный на признании существования не только объективно, но и субъективно (не заметных для окружающих, но имеющих ценность для самого человека) значимых характеристик и психологических особенностей учащегося, позволяет многократно повысить эффективность обучающих и развивающих мероприятий. Опора именно на эту область оказывает наиболее прогрессивное влияние на формирование личности, позволяет развиться интересам и способностям каждого.

2. Формирование благоприятных для обучения, воспитания и развития учащихся социально-психологического климата, нравственных установок как в учебных и служебных коллективах, так и в образовательной организации в целом.

3. Создание системы досуга, материально-технических и бытовых условий для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса.

Эффективность психологического обеспечения следует оценивать как степень достижения ее субъектами в ходе осуществляемой ими деятельности поставленных целей и задач, которые в свою очередь выражаются в конкретных положительных результатах обучения воспитанников, курсантов и слушателей, формирования их личности, а также показателях реализации учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности.

Анализ нормативной правовой и методической базы показал, что оценка эффективности психологического обеспечения осуществляется с помощью различных показателей и характеристик. Однако общепринятой системы критериев оценки психологической работы в настоящее время все еще не существует [4, 7].

К основным группам критериев оценки успешности психологической работы относятся:

— практико-результативные критерии. Определяют действенность психологического обеспечения в плане установления реального влияния субъектов на личность учащегося и сотрудника, вследствие чего в обучении, служебной деятельности и, что особенно важно, в поведении происходят конкретные позитивные изменения, характеризующиеся совершенствованием объективных показателей;

— оптимально-деятельностные критерии. Оценивают соответствие целей, задач, содержания, принципов, форм и средств психологического обеспечения требованиям учебной и служебной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям личности, социально-психологическим характеристикам учебных групп и служебных коллективов;

— реализационно-целевые критерии. Определяют готовность субъектов психологического обеспечения к успешному решению профессиональных задач, использованию конкретных путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности.

С учетом приведенных критериев система оценки эффективности психологического обеспечения в образовательных организациях состоит из следующих групп показателей.

1. Показатели эффективности психологического обеспечения (внешние). Отражают психологическую подготовленность выпускников образовательной организации к осуществлению служебной деятельности, эффективность этой деятельности, степень сформированности у молодых сотрудников профессионально важных качеств, морально-этических и нравственных установок, текучесть среди выпускников, уровень самоубийств среди личного состава, индивидуальные траектории профессиональной карьеры и служебного роста.

2. Показатели эффективности психологического обеспечения (внутренние). Характеризуют прогностические возможности результатов профессионального психологического обследования (оцениваются через количество учащихся, отчисленных за неуспеваемость, нарушения служебной дисциплины, а также по собственному желанию, по группам профессиональной психологической пригодности); учитывают объем проведенных мероприятий по поддержанию профессиональной работоспособности учащихся и сотрудников, работу с учащимися, требующими повышенного психологического внимания, и др.

3. Показатели организации психологической службы. Характеризуют правовой статус подразделения психологического обеспечения; отражают численность психологической службы, рабочую нагрузку, приходящуюся на одного психолога при проведении мероприятий по психологическому сопровождению учебной и служебной деятельности, уровень организации профессионального психологического обследования и материально-технического обеспечения деятельности психолога.

4. Показатели кадрового обеспечения психологической службы. Учитывают укомплектованность должностей подразделения психологического обеспечения, образовательный уровень психологов, опыт работы (оценивается через стаж службы в занимаемой должности, психологической работы, стаж службы в органах внутренних дел).

Безусловно, наиболее важным показателем эффективности психологического обеспечения является внешний показатель, являющийся интегральным по отношению ко всем другим. В данном случае изучается распределение выпускников образовательной организации по успешности осуществления профессиональной деятельности и группам профессиональной психологической пригодности. Внутри каждой группы профессиональной успешности осуществляется распределение сотрудников по группам психологической пригодности. Все показатели рассчитываются как величины, выраженные в процентах и приведенные к общей численности соответствующей группы профессиональной успешности. Отнесение сотрудников к группам профессиональной успешности может осуществляться различными способами (например, экспертным оцениванием степени сформированности у молодых сотрудников отдельных профессионально важных качеств или успешности их деятельности по конкретному направлению, с помощью анализа результатов профессиональной деятельности, дисциплинарной практики и т. п.).

Кроме того, рассчитывается процент текучести кадров среди выпускников образовательной

а

О

X

X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о

03 ьй <

Ä а S С

S н и о X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р S

< £ Sc=

ö и S и и ш с о

89

£

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

о

м

<

а С

S н и

0

1

л

<

и н

и , с Ы ' S

р я

< £ Sc:

s ы и ш с о

И

о

03

о а

5

90

организации: выраженное в процентах соотношение числа сотрудников (выпускников за последние 3 года), прослуживших после окончания ведомственного учебного заведения менее 3 лет и уволенных из органов внутренних дел, к общей численности выпускников за 3 года.

Уровень самоубийств среди личного состава — количество завершенных случаев суицида среди лиц переменного и постоянного составов образовательной организции в расчете на 10 000 чел. Все показатели рассчитываются по состоянию на определенное время или за определенный период (например, за календарный или учебный год).

Следует отметить, что при всей своей определенности предлагаемые показатели организации психологического обеспечения не исчерпывают возможности критериальной системы, дополнением может служить еще ряд формализуемых объективных характеристик.

Результативность психологической работы с личным составом может оцениваться также через ряд таких объективных показателей [1], как:

1) успешность работы с отдельным учащимся или сотрудником: отношение к выполнению служебных обязанностей; исполнительность; дисциплинированность и способность к проявлению инициативы; умение управлять собой в штатных и экстремальных условиях; готовность к риску; адекватная реакция на новые события и факторы; проявление воли при выполнении служебных обязанностей в критических ситуациях; состояние психического здоровья;

2) успешность работы со служебным коллективом оценивается через состояние служебной дисциплины; результаты профессиональной психологической подготовки, учебной и слу-

Список литературы:

1. Андреева И.А. Прогноз эффективности учебной и профессиональной деятельности кандидатов на учебу в вузы МВД и службу в ОВД // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД: методические рекомендации. СПб., 1998.

2. Бархаев Б.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера: учеб. пособ.: в 2 частях. М., 1998. Ч. 2.

3. Гурьянов Ю.Н. Психологическая работа в органах и войсках пограничной службы // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А.М. Столяренко. М., 2003.

4. Дебольский М.Г., Лебедев А.В. Критерии эффективности функционирования психологической службы уголовно-исполнительной

жебной деятельности [6]; степень сплоченности коллектива, отсутствие межличностных конфликтов; уровень доверия к руководителям, младшим командирам; психологическую совместимость личного состава; состояние взаимовыручки и взаимозаменяемости личного состава; отношения между различными категориями личного состава; наличие или отсутствие неформальных лидеров; наличие микрогрупп и характер их деятельности.

Анализ приведенной системы индикаторов позволяет раскрыть и установить корреляционные зависимости эффективности психологического обеспечения от особенностей организации психологической службы образовательной организации МВД России. Эти показатели могут быть положены в основу исследования эффективности организации психологического обеспечения учебной и служебной деятельности с последующим построением перспективной модели развития психологической службы образовательной организации. Кроме того, объективная оценка результатов психологического обеспечения позволит должностным лицам оперативно вносить соответствующие коррективы в данный процесс, придать ему управляемый характер.

Таким образом, созданная в ведомственных образовательных организациях система психологического обеспечения позволяет решать актуальные проблемы подготовки специалистов для правоохранительных органов, формирования личности выпускников учебных заведений, позитивных нравственно-этических и моральных установок при выполнении служебных обязанностей по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, профилактики и борьбы с преступностью.

системы // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А.М. Столяренко. М., 2003.

5. Марьин М.И., Поздняков В.М., Петров В.Е., Бореко А.В., Салихов М.А. Психологическое обеспечение специального первоначального обучения: учеб.-метод. пособ. Уфа, 2005.

6. Силкин Н.Н. Теория и практика оптимизации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к служебной деятельности в условиях повышенного риска: монография. СПб., 2001.

7. Степанова М.А. Профессия: практический психолог // Вопросы психологии. 2001. № 5.

Тел.: 8 (499) 745-81-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.