казательств справедливости выдвинутой гипотезы исследования — общность системы ценностных ориентации у сотрудников правоохранительных органов является предпосылкой повышения сплоченности в служебном коллективе.
Анализ специальной литературы, беседа с испытуемыми, наработанные в ходе экспериментального исследования эмпирические данные и результаты их интерпретации позволили прийти к ряду выводов и сформулировать блок практико-ориентированных рекомендаций.
Выводы:
1. Высокая сплоченность наблюдается в подразделениях ОВД, в которых руководители используют попустительский (либеральный) тип управления коллективом. В то же время низкая сплоченность выявлена в коллективах с коллегиальным типом управления.
2. В сплоченном коллективе присутствует тенденция принижать значимость такой ценности, как «активная деятельная жизнь».
3. Низкая сплоченность коллектива чаще всего встречается в тех подразделениях ОВД, сотрудники
которых придают большое значение таким факторам поведения, как самоконтроль и волевая регуляция.
4. Сплоченность группы зависит от атмосферы свободы и самостоятельности в коллективе, а также положительного социально-психологического климата.
Рекомендации.
1. В целях повышения сплоченности служебного коллектива руководителям подразделений ОВД следует использовать либеральный тип управления коллективом, привносящий в него атмосферу свободы и, что особо значимо, самостоятельности в выполнении профессиональных обязанностей.
2. Уделять повышенное внимание проблеме досуга, свободного времени сотрудника ОВД, так как решение этого вопроса способствует повышению сплоченности служебного коллектива.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют принять альтернативную гипотезу о том, что общность системы ценностных ориентаций у сотрудников правоохранительных органов не является предпосылкой повышения сплоченности в служебном коллективе.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОВД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
А.В. ТРОИЦКАЯ,
адъюнкт кафедры психологии ФПН и НПК МосУ МВД России
19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика Научный руководитель доктор психологических наук, _профессор И.Б. Лебедев
Аннотация. Рассмотрены вопросы профессионального становления в процессе обучения в вузе, проанализированы основные факторы, цели и задачи профессиональной подготовки, намечены пути совершенствования психологического обеспечения профессиональной подготовки в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: профессионально-психологическая подготовка, психологическая служба, образовательный процесс, психологическое обеспечение, психопрофилактика, психокоррекция, юридическая психология.
TRAINING FUTURE EMPLOYEES OF ATS IN THE LEARNING PROCESS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN
INTERIOR MINISTRY
A.V. TROITSKAYA,
associate professor of psychology FPN and NPK of the Moscow University of the Ministry of Interior of Russia
Annotation: The article deals with the issues of professional development in teaching at the university are reflected and considered the main factors the aims and objectives of training, there is a reflection of improving psychological support training in educational institutions.
Key words: professional psychological training, psychological services, educational process, psychological support, psychological prophylaxis, psychocorrection, legal psychology.
Экспертиза профессиональной психологической годности — к настоящему времени ключевая процедура при проведении профессиональной психологической оценки (ППО). Оценка профессиональной пригодности нацелена на преодоление проблем качественного первичного комплектования и вторичного отбора специалистов для исполнения особых целей. Немаловажна такая социально-экономическая проблема, как профилактика ранней потери здоровья под воздействием разных причин профессиональной вредности и отклоняющихся форм поведения у сотрудников.
В соответствии с запросами руководящих документов психологическая служба должна ориентироваться на увеличение результативности профессиональной подготовки кадров для структурных подразделений МВД России, развитие их профессиональных познаний, умений и навыков, развитие социально и психологически зрелой личности.
Это обусловлено тем, что сегодня одним из важных направлений формирования системы МВД России и иных «силовых ведомств» является установка на обеспечение их высококвалифицированными кадрами, соответствующими высоким требованиям профессиональной деятельности, обладающими высоким уровнем профессиональной осведомленности и психологических свойств личности. В решении этой задачи существенную роль играют образовательные учреждения министерств.
Анализ факторов, предопределяющих задачи и изъяны в профессиональной подготовке сотрудников в образовательных учреждениях МВД России, позволяет выделять в качестве первостепенных следующие.
1. Несоответствие целей профессионального образования стремительно изменяющимся требованиям министерства и развития общества в целом. Целью образования в этих обстоятельствах не может быть передача «конечных» познаний, умений и навыков. Цель образования — это развитие личности специалиста, нацеленного на постоянное совершенствование и саморазвитие.
2. Обособленность содержания профессионального образования от требований практики.
3. Отсутствие единства и преемственности содержания обучения на всех образовательных ступенях, будь то начальная подготовка или переподготовка кадров для министерства — вуз (институт, академия, университет) или повышение квалификации; параллелизм и дублирование в содержании большинства учебных дисциплин.
4. Нечеткое и проблемное равновесие целей подготовки: с одной стороны, сотрудника-спасателя (физически сильного и уравновешенного специалиста системы МВД России), а с другой — специалиста-профессионала (интеллектуала).
5. Ориентированность учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД Рос-
сии на умозрительного «среднестатистического» курсанта. В результате педагогическая работа строится без учета персональных специфик учащихся, итогов психологической диагностики их профессионально существенных психологических качеств и динамики модификации этих важных характеристик. Зачастую остается открытым вопрос о том, какие профессионально важные качества личности нужно вырабатывать и постигать в ходе обучения.
6. Ориентация педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России на освоение курсантами функций исполнителя — обучаемого и воспитуемого, несмотря на то что одна из главных проблем образования состоит в подготовке специалиста к удачному выполнению конструктивной социальной роли субъекта профессиональной деятельности. Педагогический процесс в образовательном учреждении должен быть нацелен на саморазвитие личности курсантов.
7. Отсутствие разборчивых мер оценки действенности и особенности подготовки специалистов. Данные государственных экзаменов или текущая успеваемость не могут служить мерилом результативности учебно-воспитательного процесса. По нашему мнению, только службы выпускников в конкретных условиях, а также производные показатели — увольняе-мость, перспективность продвижения по службе и др. — должны быть системообразующими показателями качества подготовки в образовательном учреждении.
Анализ учебно-воспитательного процесса в ведомственных образовательных учреждениях позволяет констатировать, что как система он находится в постоянном развитии. Внутренними движущимися силами при этом выступают противоречия, обнаруживающиеся на том или ином этапе его функционирования.
В общем виде психологическое оснащение профессиональной подготовки реализуется в следующих направлениях:
Ф психолого-педагогическом, которое отражает специфику системы «преподаватель—слушатель»;
Ф социально-психологическом, которое учитывает отношения слушателей в учебных коллективах;
Ф личностном, которое характеризует персональное реагирование на сформировавшуюся ситуацию, и т.д.
Кроме того, следует учитывать и такие элементы роста результативности образовательного процесса, как профессионализм преподавательского состава, отношения в педагогических коллективах, психолого-педагогические аспекты введения новых педагогических методик и ряд иных факторов.
Цель проведения действий психологического обеспечения состоит в оказании поддержки профессорско-преподавательскому и начальствующему составу образовательных учреждений в исполнении психологически аргументированного подхода к отбору, раз-
витию и совершенствованию ПВК специалистов на основании учета свойств личности конкретных слушателей (курсантов). Особое внимание необходимо уделять социально-психологическим явлениям в учебных коллективах, а также оказанию психологической помощи учащимся в личностно-професси-ональном становлении и воспитании. Кроме того, важная роль принадлежит психологической помощи преподавателям и руководству в утверждении аргументированных заключений по управлению профессиональной подготовкой в образовательном учреждении на разных уровнях и периодах реализации.
Совершенствование психологического обеспечения профессиональной подготовки в образовательных учреждениях МВД России предполагает разработку комплексных программ и перспективных планов как по министерству в целом, так и на уровне отдельного образовательного учреждения.
Система мероприятий должна представляет собой последовательно реализуемые шаги, направленные, с одной стороны, на формирование у сотрудников образовательных учреждений психологической осведомленности и мотивации на осуществление новых педагогических методик в работе с будущими специалистами, а с другой — на формирование условий для успешного становления и развития ПВПК.
Психологические службы в организационной системе управления образовательными учреждениями призваны обеспечить реализацию следующих типов профессиональной деятельности.
1. Профессионально-прикладная психодиагностика (установление отправного уровня личных способностей к обучению и овладению профессией, психологический мониторинг динамики формирования у слушателей профессионально важных психологических свойств и состояния психологической готовности к службе в МВД России с начала обучения до успешного «вступления в должность», характера межличностных взаимоотношений и социально-психологического климата в учебных подразделениях).
2. Психологическое консультирование курсантов, для чего должны разрабатываться проекты становления и развития ПВК, привыкания к профессиональному обучению.
3. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с курсантами (в том числе поддержка в ликвидации профессионально неадекватных установок в профессионально-личностном росте, профилактика внутриличностных кризисов, межличностных конфликтов, неуспеваемости и срывов, а также психологическая помощь в процессе развития плодотворного персонального и группового стиля деятельности с учетом особенности будущей деятельности в МВД России).
4. Психологическое просвещение курсантов, нацеленное на формирование у них профессионально-
психологической культуры (в том числе познаний в области личного и профессионального созревания и постижения психотехниками саморегуляции в экстремальных условиях). Ознакомление руководства вуза, сотрудников кафедр, отделений и служб с новыми психотехнологиями развития специалиста и свойствами их введения в учебно-воспитательный процесс.
5. Научно-исследовательская деятельность, сориентированная на разработку новых и коррекцию существующих моделей специалистов (профессирам), улучшение методического инструментария по психологическому оснащению образовательного процесса. Участие в научно-исследовательской работе по темам, программам вуза и министерства.
6. Информационная деятельность по порядку взаимодействия с ведомственными и региональными психологическими службами (средних школ, вузов, учреждений, центров психодиагностики, практических психологов).
Структура и цели профессионально-психологической подготовки специалистов неоднозначны и зависят от особенностей их деятельности. В соответствии с этим ряд ученых (А.И. Папкин, А.М. Столяренко, А.Н. Тихонов, Н.А. Токарев) считают, что психологическая подготовка состоит из общей, специальной и подготовки к различным видам служебной деятельности (в том числе к деятельности в экстремальных условиях).
Профессионально-психологическую подготовку, по мнению указанных авторов, необходимо рассматривать в двух аспектах — как сознательный процесс формирования мобилизационной готовности к участию в конкретной ситуации (возможно, экстремальной) и как процесс систематического эффективного выполнения конкретных целей и заданий. Различают следующие виды (формы) психологической подготовки: воспитание, формирование соответствующих качеств, обучение, тренировка. Необходимо также система хорошо организованного программирования подсознания сотрудника на успех решения задач в экстремальных для него условиях.
Содержанием всех видов и форм профессиональной психологической подготовки является такая психологическая коррекция личности сотрудника, которая позволила бы ему максимально эффективно и качественно выполнять поставленные перед ним служебные задачи, причем с минимальными затратами психической, нервной энергии и за минимальное время. Для достижения целей и задач профессионально-психологической подготовки сотрудников их обучение желательно приблизить к реальным условиям деятельности, в связи с чем в процессе профессионально-психологической подготовки в большей степени следует применять формы обучения, позволяющие использовать комплекс различных видов профессиональных подготовок.
В качестве форм профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов используются лекции, семинары, конференции, практикумы, тренинги, деловые игры, учения, просмотр учебных фильмов.
Формированию опыта работы сотрудников ОВД в различных ситуациях предшествует вся система профессиональной, служебной, боевой и физической подготовки, которая помогает создать условия для психологической подготовленности сотрудника. Однако следует особо выделить именно самостоятельную, специально организованную психологическую подготовку сотрудников ОВД — целенаправленное совершенствование психических процессов, состояний и особенностей личности сотрудника ОВД в соответствии с требованиями, предъявляемыми к служебно-профессиональной деятельности. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников подразделений милиции имеет ряд особенностей, вытекающих из содержания их непосредственной деятельности. Для определения этих особенностей требуется проанализировать цели, задачи, функции конкретного подразделения, применяемые средства воздействия на правонарушителей и условия профес-
сиональной деятельности.
В настоящее время в юридической психологии появились новые исследования, рекомендующие включать в подготовку сотрудников милиции изучение психологических основ действий в конфликтных ситуациях противоборства, психологическую подготовку к применению сотрудниками милиции огнестрельного оружия. Получили дальнейшее развитие психология следственных действий и психология оперативно-розыскной деятельности.
Литература
1. Зимичев A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки: Дис. ... канд. психол. наук. Киев, 1989.
2. Лысенко Ю.Н. Психологические основы повышения эффективности профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992.
3. Томилина О.В. Социально-психологические условия профессионального становления молодых сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОВД
М.В. ПРЯХИНА,
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России
pryakhina62@ mail.ru
ИЮ. КОБОЗЕВ, адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России,
[email protected] 19.00.06 - юридическая психология
Аннотация. Представлены основные теоретические принципы программы психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД, разработанной на основе трехэтапной модели (информирование, тренинговые занятия, телесно-ориентированная психотерапия), а также результаты ее апробации в УВД по Архангельской области и Санкт-Петербургском университете МВД России.
Ключевые слова: профессиональный стресс, психопрофилактика, программа психопрофилактики, руководители ОВД, копинг-поведение, копинг-стратегии, копинг-ресурсы, психодиагностика, стресс-менеджмент, телесно-ориентированная психотерапия.
PSYCHOPREVENTIVE MAINTENANCE OF PROFESSIONAL STRESS HEADS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES
M.V. PRJAHINA,
candidate of law sciences, dotsent, professor of legal psychology, University of St. Petersburg the Russian Interior Ministry