Самостоятельным направлением усовершенствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении МВД России должна стать целенаправленная подготовка старшекурсников к самостоятельной профессиональной деятельности. Необходимо наладить систему обратной связи с подразделениями, где служат молодые специалисты после окончания вуза или ссуза, осуществлять изучение и оценку уровня сфор-мированности профессионально значимых качеств выпускников в соответствии с квалификационными требованиями к специалисту. Важно, чтобы выпускник имел полную информацию об особенностях своей будущей службы, возможностях последипломного образования и повышения квалификации.
Усовершенствование системы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса сегодня невозможно без решения назревших организационно-кадровых вопросов. Наиболее актуальными из них являются:
— уточнение организационно-штатной структуры воспитательных аппаратов, строевых подразделений, психологических служб образовательных учреждений в соответствии с численностью и социально-психологическими особенностями учащихся;
— завершение создания подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса во всех образовательных учреждениях МВД России;
— определение квалификационных требований ко всем категориям сотрудников образовательного учреждения;
— обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников воспитательных аппаратов, офицеров строевых подразделений, сотрудников психологических служб;
— совершенствование нормативно-методической базы, необходимой для обеспечения работы с переменным составом и координации деятельности в данном направлении воспитательных аппаратов, строевых подразделений, подразделений психологического обеспечения, кафедр и циклов;
— выработка критериев оценки эффективности деятельности вузов и ссузов министерства в области воспитательной работы и психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
— увеличение числа диссертационных исследований по проблемам воспитательной работы в образовательных учреждениях;
— организация новых специализированных советов по защите диссертаций по психологии и педагогике.
СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Канд. мед. наук Н.А.Горбач
СибЮИ МВД России, г.Красноярск
В системе МВД России разработаны Концепция психологического обеспечения учебновоспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России (объявлена приказом МВД России от 30.12.97 г. № 862), Положение о группе психологического обеспечения учебновоспитательного процесса образовательных учреждений МВД России (объявлена приказом МВД России от 9.04.97 г. № 212), Программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения (объявлена приказом МВД России от 25.05.99 г. № 361), которые определяют содержание и формы деятельности подразделений психологического обеспечения на всех этапах подготовки специалистов — профориентации и отбора на учебу, адаптации обучаемых к условиям учебной и служебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности (7). Однако, на наш взгляд, они нуждаются в детализации и корректировке организационно-методических мероприятий на каждом из этапов с учетом местных условий и возможностей, в определении инструментария и контролируемых параметров, которые должны быть унифицированы для образовательных учреждений. Кроме того, существующая организационно-штатная структура подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в большинстве образовательных учреждений МВД России не соответствует численности обучаемых и объему выполняемых задач, тем самым снижая эффективность их деятельности. До настоящего времени отсутствует единая система отбора кандидатов, не определен стандартизированный базовый пакет методик отбора и сопровождения обучаемых, не разработан научно обоснованный критериальный аппарат определения групп профессиональной пригодности к обучению и “групп риска”. Важнейшей проблемой является разработка теории и методологии создания информационных систем профессионально-психологического отбора абитуриентов и социопсихологического сопровождения обучаемых образовательных учреждений, конструирования универсальной базы данных их отбора и сопровождения. Оптимальное выполнение работы по социопсихологическому обеспечению учебно-воспитатель-
ного процесса и контроль за ее эффективностью возможен только на основе баз данных на обучаемых. Подобных баз данных до настоящего времени не существует в образовательных учреждениях МВД России и других учебных заведениях.
На модели образовательного учреждения МВД России нами определена универсальная компьютерная программная среда для создания информационных систем профессионально-психологического отбора абитуриентов и социопсихологического сопровождения обучаемых; отработана методика профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение (5); с помощью Microsoft Access (2) разработана компьютерная программа “Профессиональнопсихологическое обследование абитуриентов и социопсихологическое сопровождение обучаемых” (ППО), которая может модифицироваться в зависимости от потребностей пользователя. Разработка теории и методологии создания информационных систем, конструирование универсальной базы данных отбора и сопровождения обучаемых осуществлялись на основе проекта, который включал в себя несколько взаимосвязанных этапов (3).
Созданная в СибЮИ МВД России информационная система позволила разработать и сформировать базу данных, которая содержит сведения о всех абитуриентах (1813 человек), курсантах и слушателях (627 человек) набора 1997-1999 гг., а также о результатах их отбора и сопровождения. Пользователю предоставлена возможность автоматизировать организационные мероприятия на всех этапах социопсихологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Качественное комплектование образовательного учреждения обучаемыми реализуется через серию конкретных мероприятий, основными из которых являются: разработка профессионально-психологических требований к абитуриентам и критериев оценки их социопсихологической пригодности к обучению в вузе МВД России; оформление заключения на каждого абитуриента с оценкой их психологической пригодности к обучению; анализ результатов отбора; разработка социально-психологических портретов кандидатов на учебу; оформление карт психологического изучения курсантов, зачисленных на первый курс; разработка и формирование базы социально-психологических данных на обучаемых. Выполнение поставленной задачи возможно с помощью определенного инструментария, состоящего из методик изучения профессинально-психологических и социальных качеств молодежи и компьютерной программы, а именно — блока “Профессионально-психологическое обследование”. Следует отметить, что данный инструментарий унифицирован и может применяться не только в ведомственных образовательных учреждениях, но и практически во всех образовательных учреждениях, так как легко модифицируется. Контролируемыми параметрами на этом этапе яв-
ляются: служебно-профессиональная направленность абитуриентов; их социальный статус; уровни нервно-психической устойчивости и развития познавательных процессов. Компьютерная программа позволяет в автоматическом режиме определять группу профессиональной пригодности абитуриентов в соответствии с разработанными критериями, получать акт обследования абитуриента, группу риска с учетом данных Центра психодиагностики, аналитические справки и отчеты, дает возможность отслеживать эффективность отбора по успешности обучения, результатам дисциплинарной практики и отчислений. Кроме того, формируется Карта слушателя в соответствии с методическими указаниями МВД России “Об организации психологического отбора в ОВД и ВВ МВД России” № 21/16/576 от 18.02.2000 г. С помощью разработанной компьютерной программы в СибЮИ МВД России карты получены на всех курсантов и слушателей с первого по четвертый курс (образец приведен ниже. Карта печатается из программы ППО автоматически, на одном листе с двух сторон). Особо следует подчеркнуть возможность на основе разработанного унифицированного справочника автоматического занесения в Карты слушателей результатов дополнительного обследования первокурсников и итогов социометрии на каждого курсанта. В СибЮИ МВД России все зачисленные курсанты обследуются по методикам: многоуровневый личностный опросник “МЛО-адаптивность” (А.Г.Маклаков, С.В.Чермянин) с целью определения адаптационных способностей (6); метод исследования уровня субъективного контроля (УСК) с целью определения социальной ответственности личности (1); личностно ориентационный опросник (ЛОО) с целью определения направленности личности (4); применяется автоматизированная система “Психодиагностика” (Б.Г.Бовин, Е.В.Беспалова). Обязательно проводится социометрия. Программа позволяет получить по результатам обследования распечатки на каждого курсанта и сводные данные по группам и курсу в целом. Полученные данные используются практическими психологами при проведении индивидуальных консультаций, разработке основных и дополнительных тренингов, учитываются командирами курсов и взводов при работе с курсантами. Следует отметить, что при определении единого инструментария на этапе отбора и сопровождения, критериев распределения абитуриентов по группам профессиональной пригодности компьютерная программа позволит отслеживать эффективность отбора и сопровождения обучаемых во всех образовательных учреждениях по единым нормативам.
Анализ результатов профессионально-психологического обследования кандидатов на учебу в Сибирский юридический институт МВД России показывает, что в 1999 г. доля первой и второй групп профессиональной пригодности
(35,3%) несколько снизилась по сравнению с уровнем 1998 г. и 1997 г. (48,4% и 48,8% соответственно), продолжает расти доля 3 группы (43,3% — 1997 г., 48,5% — 1998 г., 61,4% — 1999 г.) при стабилизации уровня 4 группы (7,9% —
1997 г., 3,1% — 1998 г., 3,3% — 1999 г.). Аналогичное распределение характерно для очного и очно-заочного обучения. Сложившуюся ситуацию можно объяснить возросшими требованиями к абитуриентам 1 и 2 групп профессиональной пригодности. В целом социально-психологический портрет кандидата на учебу в Сибирский юридический институт МВД России можно представить следующим образом: установка на милицейскую профессию в 1999 г. не претерпела существенных изменений по сравнению с 1997 г., она достаточно зрелая. Представление о выбранной профессии стабильно верное как в 1999 г., так и в 1998 и 1997 гг. (соответственно 97,2%, 98,0% и 97,4%). Мотивы выбора профессии общественно значимы (94,7% в 1999 г., 95,8% в 1998 г. и 93,9% в 1997 г.), осознаны и устойчивы. Ориентация на дальнейшую службу в ОВД не выражена, в большинстве случаев она частично устойчива. Общественно-политической жизнью общества абитуриенты по-прежнему интересуются мало, прослеживается тенденция снижения интереса. Духовно-культурные ценности сформированы на среднем уровне. Осознание социальной сущности жизни достаточно устойчиво. В плане адекватного реагирования на ситуации, несущие различную эмоциональную окраску, проявляется тенденция к саморегулированию и контролю, что подтверждается данными по нервно-психической устойчивости абитуриентов, лишь в 16,4% случаев в 1997 г., в 19,0% — в 1998 г. и в 15,1% — в 1999 г. ее уровень был ниже среднего и низкий. Следует подчеркнуть, что уровень сформи-рованности познавательных процессов практически у половины абитуриентов ниже среднего (49,7% в 1997 г., 40,1% в 1998 г. и 46,7% в 1999 г.) и низкий (9,8% в 1997 г., 7,7% в 1998 г. и 12,8% в 1999 г.).
Трехлетний опыт применения информационной системы показал, что успешность учебной и служебной деятельности у лиц 1 и 2 групп профессиональной пригодности (рекомендованных и рекомендованных в основном) существенно выше, чем у лиц 3 группы (условно рекомендованные для обучения). Анализировались данные по наборам 1997 г., 1998 г. и 1999 г., причем предоставлена возможность анализа по итогам сдачи сессий за каждый семестр и дисциплинарной практики на заданный момент времени. Доля лиц с “хорошими” и “отличными” оценками по итогам сдачи последней сессии имела существенные различия для представителей 2 и 3 групп не в пользу последних (соответственно для наборов: 1997 г. — 55,7% и 31,7%, 1998 г. — 56,1% и 26,4%, 1999 г. — 53,3% и 16,5%). Аналогичные данные получены при анализе дисциплинарной практики, нарушителями дисципли-
ны чаще выступают лица 3 группы (соответственно для наборов: 1997 г. — 43,7% и 56,3%,
1998 г. — 23,8% и 76,2%, 1999 г. — 29,6% и 70,4%). Среди отчисленных также превалируют лица 3 группы (соответственно для наборов: 1997 г. — 61,3%, 1998 г. — 70,6%, 1999 г. — 66,6%). Различия статистически достоверны (р < 0,05).
Компьютерная программа позволяет получать вкладыши на курсантов и слушателей по годам обучения о результатах сопровождения, целый ряд различных аналитических справок и отчетов. С ее помощью формируется социально-психологический портрет выпускников, включающий данные, полученные в начале и в конце обучения, динамику контролируемых параметров: адаптационный потенциал личности и его компоненты, уровень субъективного контроля, направленность личности, мотивационный профиль личности, уровень развития профессионально значимых качеств, индивидуально-типологические особенности личности. Предоставлена возможность дальнейшего совершенствования компьютерной программы одновременно с ее эксплуатацией, поскольку таблицы, содержащие данные, выделены в отдельный файл. Создание компьютерной программы и унифицированной базы данных ППО может явиться блоком в единой информационной системе “ВУЗ”.
Для ведомственных образовательных учреждений необходимо разработать единую систему профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу с определением стандартизированного базового пакета методик отбора и научно обоснованного критериального аппарата для определения групп профессиональной пригодности и “групп риска”. Это даст возможность разработать единые для ведомственных образовательных учреждений математические модели прогнозирования успешности учебной и профессиональной деятельности. Следует автоматизировать социопсихологическое сопровождение обучаемых, включая мониторинг динамики развития профессионально значимых качеств, внедрение в учебно-воспитательный процесс активных психологических методов по их формированию (с определением обязательных и дополнительных психологических тренингов). Для всех образовательных учреждений должны быть единые критерии и нормативы оценки деятельности, определен обязательный инструментарий, кратность диагностических и тренинговых мероприятий. Численность штатов подразделений социопсихологического обеспечения должна рассчитываться не на число обучаемых в образовательном учреждении, а в соответствии с этим обязательным объемом работ при наличии программиста и лаборанта. Эффективное социопсихологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России возможно на основе разработанной компьютерной программы.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2000, №2(14)
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НА ВЫПУСКНОМ КУРСЕ
4.1 Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования___________________________
4.2 Оценка эффективности примененных мер по формированию и развитию профессионально важных качеств__________________________________________
4.3 Итоговое заключение о профессиональной пригодности и рекомендации по служебному предназначению___________________________________________
4.4 Рекомендации по дальнейшей индивидуально-воспитательной работе
Дополнительное обследование_
Начальник ГПО
майор милиции Н.А. Горбач
" " 2000 г.
11.04.00 Группа 14
КАРТА
Регистрационный номер 58 Набор 1999
психологического изучения слушателя СибЮИ МВД России 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1 Ф.И.О. : Иванов Иван Иванович
1.2 Пол: мужской
1.3 Сотрудник ОВД: нет
1.4 Дата рождения: 07.07.80
1.5 Социальное происхождение: из рабочих
1.6 Состав семьи, год рождения:
1.7 Место жительства до поступления (домашний адрес, телефон):
1. житель г. Красноярска: ул. Вавилова д.55 кв. 553
2. житель Красноярского края:
3. другие места:
1.8 Образование (что и когда окончили):
1. среднее:
2. среднее специальное: техникум. 1999 г.
Специализированный колледж (класс): нет
1.9 Какой иностранный язык Вы изучали в школе: немецкий
1.10 Гражданская специальность, должность и стаж работы до поступления
на службу в ОВД: 0 лет
1.11 Служба в Вооруженных Силах: нет
звание:
должность:
1.12 Государственные награды: нет
1.13 Подготовка по специальностям ОВД: нет
1.14 Должности, занимаемые в ОВД (в хронологическом порядке):
нет
1.15 Спортивные звания и разряд (вид спорта):
дзюдо 1 разряд
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2000, №2 (14)
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА
2.1 Заключение Центра психологической диагностики:
рекомендован условно группа риска 16 5а
2.2 Номер по журналу учета ГПО: 58
Дата обследования: 29.07.99 Основные данные психологического обследования: ’’Профессиограмма’’
1. Установка на милицейскую профессию 3 незрелая
2. Представление о выбранной профессии 1 верное
3. Представление о собственных возможностях 2 нормальное
4. Мотивы выбора профессии 1 общественно значимые
5. Ориентация на службу в ОВД 2 частично устойчивая
6. Соответствие личных качеств нормам морали 1 соответствует
7. Смысложизненная ориентация 1 социально-творческая
’’Сопиограмма”
1. Сознательность 51 ниже среднего
2. Духовная зрелость 23 ниже среднего
3. Эмоциональная зрелость 23 средняя
4. Социальный интеллект 46 средний
’’Прогноз”
1. Показатель нервно-психической устойчивости 5 высокий
’’МИОМ’’
1. Уровень сформированности познавательных 30 низкий
процессов
СО
Собеседование: положительно
Заключение ГПО: 3 группа
2.4 Оценка физической подготовленности: хорошо
2.5 Результаты вступительных экзаменов:
История Отечества_____ отлично
Обществознание________отлично
Изложение_____________хорошо
Физическая подготовка_ хорошо
2.6 Решение приемной комиссии: зачислен(а)
2.7 Разработанные мероприятия по формированию и развитию
профессиональноважных качеств_____________________________
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ В ХОДЕ УЧЕБЫ
3.1 Результаты психологического изучения на первом курсе, заключение, рекомендации
МЛО-адаптивность: ПР- 13 б., 6 ст., уровень-средний; КП- 13 б., 4 ст., уровень-средний;
МН- 7 б., 5 ст., уровень-средний; АД- 33 б., 4 ст.,группа-3 (заниженные адапт. способности); ППО- 33 б., 4 ст.,группа- 4.
Тест Айзенка: темперамент-сангвиник, направленность-экстраверт, эмоциональная стабильность-стабилен
УСК (уровень субъективного контроля): интернальность: общая-высокий, в обл. достиж.-высокий, в обл. неудач-низкий, в семейн. отн-х-низкий, в произв. отн-х-низкий, в обл. межличн. отн.-высокий, в отн. здоровья и болезни-высокий
ЛОО (Личностно ориентационный опросник): личная направленность (нс)-высокий, направленность на взаимодействие (нв)-низкий, деловая направленность (нз)-низкий Социометрия: лидер по мнению микрогруппы-нет, авторитет-средний, организаторские способности-высокие, склонность к общественной работе-средняя, популярность в сфере досуга-средняя, выбор группой-нейтральный
3.2 Результаты психологического изучения на последующих курсах, заключения, рекомендации
Литература
1. Бажин Е. Ф, Голынкин С. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. — Т. 5. — 1984. — № 3.
2. Вейскас Д. Эффективная работа с Microsoft Access 2. — СПб.: Питер, 1995. — 864 с.
3. Горбач Н.А., Гуляева М.В. Разработка базы данных профессионально-психологического обследования абитуриентов образовательных учреждений МВД России: Научно-метод. пос. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 1999. — 75 с.
4. Лучшие психологические тесты профотбора и профориентации/ Под ред. А.Ф. Кудряшова. — СПб.: Петроком, 1992. — 318 с.
5. Невирко Д.Д., Горбач Н.А. Методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств молодежи. — Красноярск, 1999. — 64 с.
6. Практика оказания психологической помощи курсантам военно-учебных заведений: Методические рекомендации. — М.: Минобороны Российской Федерации, 1996. — 106 с.
7. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России / Под ред. А.С. Батышева. — Иркутск: ВсИ МВД России, 1999. — 82 с.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ МВДРОССИИ
Преподаватель Л.Ю.Тонис
Тюменский юридический институт МВД России
Правоохранительная деятельность представляет собой сложное переплетение человеческих взаимодействий и отношений, поэтому профессии и специальности органов внутренних дел мы относим к разряду социономических. Одним из критериев успешности в них является наличие у субъекта деятельности высокого уровня психологической компетентности, качеств психической пластичности и адаптивности.
Важными источниками комплектования органов внутренних дел квалифицированными специалистами являются высшие и средние образовательные учреждения МВД России. Правоохранительные органы на местах заинтересованы в поступлении к ним на службу молодых специалистов, обладающих солидным багажом
профессиональных знаний, умений и навыков. Высокий образовательный уровень студентов данных учебных заведений обусловлен рядом факторов.
1. Качественное комплектование образовательных учреждений МВД России, которое осуществляется посредством 4-этапного (социально-правового, медицинского, психологического, конкурсно-экзаменационного) отбора пригодных кандидатов.
2. Эффективно построенный учебно-воспитательный процесс, основной целью которого является формирование профессиональных знаний, умений и навыков и развитие прфессио-нально важных качеств личности, психологической готовности к службе в ОВД.
Однако анализ состояния дел в этой области показывает, что в последние годы наметился ряд серьезных негативных тенденций, обусловленных как объективными, так и субъективными причинами. Как известно, с середины 90-х годов большую часть кандидатов на учебу в вузы и ССУЗы МВД составляют выпускники общеобразовательных школ в возрасте 16-17 лет, не обладающие устойчивыми характеристиками личностной направленности, соответствующими установками, интересами, мировоззрением. Несформированность психологического характера усугубляется низкими показателями их соматического состояния. По данным Российской академии образования, в 1995 г. лишь 17,9 % выпускников были полностью здоровыми, а к 2000 г. ожидается снижение их числа до 5%. У 79,6% подростков 15-17 лет выявлены разного рода невротические расстройства, а у 11,4% обнаружены признаки умственной отсталости (3). Недостатки в организации профориентационной работы комплектующих органов обусловливают тот факт, что в большинстве случаев у кандидатов на учебу отсутствует положительная мотивация на службу в органах внутренних дел. Ведущим мотивом принятия решения о поступлении в вуз МВД у большинства абитуриентов является получение престижного и в то же время — бесплатного диплома юриста.
Так, в среднем, в наборах 1997/98, 1998/99 и 1999/2000 учебных годов в Тюменский юридический институт лишь 16% кандидатов на учебу полностью соответствовали по своим психофизиологическим параметрам предъявляемым требованиям. Более 40,0% обследованных абитуриентов по разным причинам попали в “группу риска”.
Таким образом, несмотря на качество психологического отбора (который, как мы знаем, носит рекомендательный характер, а окончательное решение о поступлении кандидата выносит экзаменационная комиссия), мы имеем