Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МВД России'

Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дулов А. В., Батышев А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МВД России»

Психологическое обеспечение учебновоспитательного процесса

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

Начальник отдела координации научных исследований А.В.Дулов, заместитель начальника ГУКиКП МВД России доктор педагог. наук, профессор А.С.Батышев

г.Москва

В последние годы понятие “психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса” становится одним из ключевых, когда мы говорим о поиске новых средств совершенствования учебной и особенно — воспитательной работы в образовательном учреждении МВД России. Деятельность вузов и ссузов МВД в данном направлении давно перестала быть данью новым веяниям в образовании, она приобрела конкретный смысл и конкретное содержание. Осознание важности и необходимости использования средств психологии в системе подготовки специалистов для ОВД росло вместе с ростом проблем, возникших в учебных заведениях после разрушения традиционной системы воспитательной работы с курсантами и слушателями, качественным изменением контингента учащихся. В результате реорганизации воспитательных аппаратов значительно понизился статус специалистов, занимающихся воспитательной работой с учащимися, ушли многие квалифицированные специалисты. Исчезли общественные организации, выполнявшие значительный объем работы, так или иначе связанной с воспитанием учащихся. В ведомственных нормативно-методических документах определение “учебно-воспитательный” активно заменялось просто на “учебный”. Предполагалось, очевидно, что воспитание личности сотрудни-

ка будет происходить подспудно, вместе с обучением и не потребует специальных усилий. Но вместо этого учебные заведения встретились с целым комплексом проблем, которые невозможно решить только в рамках собственно учебной работы. Без анализа и понимания этих проблем нельзя объективно оценить роль психологической работы, определить перспективы дальнейшего развития системы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях МВД.

В 1997-1999 гг. Центром информационного и научно-методического обеспечения кадровой политики МВД России была проведена значительная аналитическая и нормотворческая работа в данном направлении. Ее результаты позволяют установить основные “болевые точки” в сложившейся ситуации, высказать сооб-гвованию учебно-воспи-эбразовательных учреж-

фоблем непосредствен-■психологическими осо-I абитуриентов, поступа-вузы и ссузы, сформиро-десятилетие. Абсолют-[х — вчерашние школь-яие, не сформировавшиеся социально и личностно, а нередко и психофизиологически. По данным Российской академии образования, за 30 последних лет количество абсолютно здоровых детей (не болевших ни разу в течение года) сократилось с 37% до 17,9%. На 100.000 выпускников школ заболеваемость в 1995 г. в среднем составила 105.150 случаев. К 2000 г. прогнозируется снижение числа здоровых выпускников школ до 5%. В контексте проводимого анализа важно указать на рост хронических нервно-психических заболеваний среди данного контингента молодежи. Так, у 79,6% подростков 15-17 лет выявлены разного рода невротические расстройства, а у 11,4% обнаружены признаки умственной отсталости. Практически каждый третий обучающийся в общеобразовательной школе испытывает затруднения в учебе в связи с нервно-психическими заболеваниями. Несмотря на достаточно строгую систему медико-психологического отбора, данная характеристика состояния здоро-

вья современных выпускников общеобразовательных школ — основных кандидатов на обучение в образовательных учреждениях МВД — в значительной мере распространяется и на курсантов и слушателей. В процессе анкетирования до 55% курсантов и слушателей указали на нервное и физическое перенапряжение в процессе обучения.

Анализ имеющейся статистики, результаты опросов показывают, что возраст 94% учащихся вузов МВД — 17-22 года; только 6% — старше 22 лет. Сведения о приеме учащихся в 19941999 гг. показывают, что в вузы поступают в основном молодые люди 17-18 лет (около 80% первокурсников). Появилось значительное число шестнадцатилетних абитуриентов. Об уровне их социальной зрелости говорит такой пример. В ходе анкетирования абитуриентов на вопрос о семейном положении некоторые из них даже не догадались ответить “холост — женат”, а отвечали “сирота”, “нет матери” и т.д.

В средне-специальных учебных заведениях возраст 94% учащихся — 17-20 лет; 6% учащихся старше 20 лет, возраст 78% выпускников вузов МВД России в 1998 г. — 20-22 года. Выпускники ссузов моложе выпускников вузов: возраст 88% из них не превышает 20 лет.

Анализ данных относительно рода занятий учащихся до поступления в вузы МВД России показывает, что 74% курсантов обучались в общеобразовательных школах, только 8% служили в ОВД и в Вооруженных Силах. В ссузы МВД России 81% курсантов поступили после окончания общеобразовательных школ, 5% — после службы в ОВД и Вооруженных Силах.

Более половины абитуриентов и первокурсников ориентированы на получение специальности юриста как наиболее престижной, 22% учащихся вузов и 31% курсантов ссузов рассматривают профессию юриста как наиболее прибыльную, отмечая прежде всего работу судей, адвокатов, госавтоинспекторов. На старших курсах уменьшается количество учащихся, считающих профессию юриста наиболее престижной, происходит также понижение оценки учащимися роли этого фактора в их профессиональном самоопределении.

Только учащиеся старших курсов в рейтинге высоко оценивают интерес к содержанию профессиональной деятельности и стремление получать удовлетворение от труда. Старшекурсники вузов и ссузов подчеркивают творческий характер труда (4 место по семнадцатибалльной шкале) и сложность профессии (5 место). Для выпускников образовательных учреждений МВД России, особенно вузов, возрастает значимость успешной служебной карьеры (6-7 места).

Абитуриенты и учащиеся образовательных учреждений МВД России невысоко оценивают

роль семейной традиции (8-11 места) и пропагандистской работы ОВД в их профессиональном выборе (9-11 места). Это свидетельствует о недостатках профориентационной работы с молодежью.

Обращает на себя внимание низкая оценка старшекурсниками образовательных учреждений МВД России, особенно ссузов, роли образования в достижении успеха в жизни: его рейтинг изменяется от 1-2 места на первых курсах до 3-5 места на старших курсах. Разочарование учащихся в образовании связано с его оторванностью от практики, несовпадением изначальной цели поступления на учебу и полученным результатом.

Вызывает тревогу тот факт, что на старших курсах существенно снижается оценка учащимися роли нравственных качеств (отзывчивости, честности, принципиальности) в достижении успеха и благополучия в жизни (8-12 места рейтинга). Эти данные показывают необходимость усиления ориентации воспитательной работы на раскрытие нравственных основ профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Анализ результатов психологического отбора за последние три года свидетельствует о том, что только немногим более 60% абитуриентов полностью или в основном соответствуют требованиям обучения. По мнению многих преподавателей, значительная часть учащихся первых курсов имеет низкий уровень общего развития и культуры, замечено сильное расхождение между их достижениями и притязаниями.

Только 30% первокурсников вузов и 40% первокурсников ссузов считают, что особенности учебной и служебной деятельности полностью соответствуют их склонностям и характеру.

В процессе обучения у учащихся вузов увеличивается расхождение между ожиданиями и реальным положением дел в образовательных учреждениях МВД России. Если на первом курсе вузов полностью оправдались ожидания у 47% учащихся, то на старших курсах — только у 20% учащихся.

Среди выпускников ссузов, напротив, с 30 до 76% возрастает доля лиц, отмечающих полное совпадение ожиданий с реальностью. В то же время возрастает количество учащихся, разочарованных в выборе образовательного учреждения.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что многие учащиеся, особенно в вузах, недостаточно ясно представляли себе предъявляемые к ним требования и особенности обучения в образовательных учреждениях МВД России, что привело к ошибкам в их профессиональном самоопределении. Требуется значительное улучшение информационного обеспечения профориентационной работы с целью осведомления аби-

туриентов о профессионально-психологических требованиях к ним и деятельности ведомственных вузов и ссузов.

Только 53% учащихся вузов планируют служить в ОВД до достижения предельного возраста, 18% выпускников вузов планируют прослужить лишь минимальный срок, оговоренный условиями контракта, 4% — хотят уволиться сразу после окончания вуза, 25% — еще не определились в своих планах относительно будущего трудоустройства.

Большая практическая направленность среднего профессионального образования позитивно влияет на готовность выпускников ведомственных ссузов служить в ОВД: 82 % из них собираются служить в ОВД до достижения предельного возраста. Курсанты ссузов не имеют намерений уволиться сразу после окончания учебы, 4% выпускников собираются отслужить минимальный срок, 14% не приняли определенного решения.

Число ежегодно отчисляемых учащихся представляет собой достаточно стабильную величину. За прошлый учебный год из образовательных учреждений было отчислено почти 1691 учащихся. Из них по собственному желанию — 742 человека, за нарушения дисциплины — 440 человек, по отрицательным мотивам — 543 человека. Причем отмечается определенная закономерность: с первых курсов отчисляются более половины отчисленных учащихся (в 1999 г. на первом году учебы уволено более 30% от всех уволенных). Такая закономерность также может свидетельствовать о недостаточно продуманном выборе профессии, иллюзорном представлении о ее содержательных аспектах, отсутствии настоящего интереса к выбранной специальности. Создается впечатление, что едва поступив на учебу, значительное количество курсантов тяготится профессией, не дорожит своим новым социальным статусом.

Причины данного явления невозможно объяснить без дополнительного изучения вопроса. Есть основания предположить, что причины роста отчислений учащихся связаны с трудностями адаптационного периода, недостатками психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России. Не случайно столь велико количество отчислений из образовательных учреждений из-за нежелания учиться и по собственному желанию.

К сожалению, сухие формулировки кадровых документов не позволяют сразу определить истинную причину отчисления. Так, формулировка “по отрицательным мотивам” включает в себя систематическое нарушение дисциплины, совершение поступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным и нрав-

ственным качествам сотрудника ОВД, употребление спиртных напитков, самовольную отлучку из расположения образовательного учреждения, драки, нанесение телесных повреждений, кражи; формулировка “за академическую неуспеваемость” охватывает также отчисление за невыполнение учебного плана.

Представленные кадровыми аппаратами материалы, обосновывающие отчисление учащихся с мотивировками “по собственному желанию”, “по семейным обстоятельствам”, носят формальный характер и не раскрывают истинных причин текучести переменного состава. На самом деле за ними стоят те или иные нарушения, совершаемые учащими (при анкетировании до 67% курсантов и слушателей указали, что имели за время учебы дисциплинарные взыскания).

Все перечисленные факты с большой вероятностью свидетельствуют о недостаточной интеллекту ально-мотивационной готовности слушателей к обучению в образовательном учреждении МВД России.

Таким образом, в образовательные учреждения МВД России поступают на учебу в основном молодые люди, не сформировавшиеся как личность, не имеющие достаточного жизненного опыта, с неопределившимися морально-нравственными ориентирами. Нередки среди учащихся факты правонарушений, наркомании, в современной социально-экономической среде данный возрастной контингент легко поддается воздействию криминальной субкультуры. Усложняет организацию воспитания курсантов и слушателей проживание значительной части из них вне расположения вуза или ссуза. Кроме того, часть учащихся проживают в обеспеченных семьях, имеющих достаточно высокий социальный статус и уровень материального обеспечения, а соответственно — личностной независимости и амбиций.

Анализ данных относительно моральнопсихологического климата в учебных коллективах образовательных учреждений МВД России показывает, что большинство учащихся считают его полностью удовлетворительным или в основном удовлетворены им.

В ведомственных вузах наиболее высока удовлетворенность морально-психологическим климатом на 1 курсе: его положительно оценили 93% первокурсников. На втором курсе в вузах резко возрастает количество учащихся, негативно оценивающих морально-психологический климат (с 7 до 26%), что свидетельствует о недостаточном внимании сотрудников воспитательных аппаратов и психологов к проблемам адаптации курсантов в учебных коллективах. На старших курсах вузов удовлетворенность учащихся морально-психологическим климатом повышается.

Учащиеся ведомственных ссузов более высоко оценивают морально-психологический климат, чем учащиеся вузов: 88% первокурсников и 94% выпускников ссузов в целом удовлетворены морально-психологическим климатом в учебных коллективах.

Учащиеся ссузов наиболее часто отмечают на первом курсе неуставные отношения, на втором — безразличие со стороны командно-преподавательского состава. Эти данные свидетельствуют о необходимости педагогического контроля за развитием межличностных отношений учащихся ведомственных ссузов.

Анализ причин возникновения конфликтов учащихся с преподавателями образовательных учреждений МВД России показывает, что в основном они связаны с неуспеваемостью. В ряде случаев учащиеся объясняют свою неуспеваемость необъективной оценкой их знаний и завышенными требованиями к ним со стороны преподавателей.

Создается впечатление о недостаточно высокой роли командно-преподавательского состава, особенно руководства факультетов и сотрудников отдела кадров, в решении возникающих у учащихся проблем. Роль курсовых офицеров более значима на 1 курсе, а также на 2 и 4 курсах вузов. В ссузах на 2 курсе возрастает число обращений курсантов к руководству.

Учащиеся обращаются за советом в основном к товарищам, родителям, а на старших курсах — к знакомым сотрудникам ОВД. Обращает на себя внимание тот факт, что лишь 2-4 % учащихся обращается к психологам.

В определенном смысле образовательные учреждения в современных условиях оказались не совсем готовыми к работе с данным контингентом учащихся. По крайней мере, далеко не все сложившиеся в ведомственных вузах и ссузах подходы к обучению и воспитанию учащихся работают без сбоев. И это проявляется уже при анализе содержания и форм деятельности основных групп специалистов, работающих с курсантами и слушателями. Несмотря на, казалось бы, удовлетворительную успеваемость, около 50% учащихся образовательных учреждений МВД России лишь в общих чертах осведомлены об особенностях службы в ОВД. Обращает на себя внимание отсутствие значительного повышения у старшекурсников вузов самооценки информированности: только 55% из них достаточно полно осведомлены о службе в ОВД. У курсантов ссузов в процессе обучения происходит рост самооценки информированности: от 40% первокурсников до 59% выпускников признали полными свои знания о службе в ОВД. В целом имеющиеся данные свидетельствуют об оторванности образования, особенно высшего, от содержания профессиональной

деятельности сотрудников ОВД. Недостаточная практическая направленность профессионального высшего образования нередко негативно сказывается на готовности выпускников вузов служить в ОВД.

Необходимо обратить внимание на то, что в ходе обучения в ведомственных вузах снижается оценка учащимися подготовленности к службе в ОВД: первокурсники оценили уровень своей подготовленности по десятибалльной шкале на 7,2 балла, а выпускники — на 6,7 балла. В то же время обучение в ведомственных ссузах приводит к росту оценки подготовленности к службе в ОВД с 6,7 до 7,1 балла.

Следует обратить особое внимание на повышение уровня психолого-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава вузов МВД России. Особенно актуально это в условиях, когда более половины преподавателей имеют стаж работы до

5 лет.

Обращает на себя внимание тот факт, что на старших курсах усиливается негативная оценка деятельности командно-преподавательского состава. Так, в вузах с 5 до 20% возрастает количество учащихся, отмечающих низкую профессиональную квалификацию преподавателей; в ссузах с 0 до 20% увеличивается число курсантов, признающих необъективной оценку их знаний.

Эти данные свидетельствуют о необходимости, с одной стороны, предотвращения субъективизма в оценке знаний учащихся, а с другой — поиска новых форм и методов обучения, учитывающих социально-психологические характеристики учащихся и позволяющих преодолеть связанные с этим затруднения в учебе.

В каком-то смысле в укор профессорско-преподавательскому составу можно поставить и заметное снижение числа диссертационных исследований по проблеме совершенствования подготовки специалистов, психологической и воспитательной работе (с 16% от общего числа работ в 1996 г. до 10% в 1998-2003 гг.). Не интересуются воспитательными вопросами методические советы институтов, данная проблематика практически не отражена в работе предметных методкабинетов, школ молодых преподавателей, кабинетов педмастерства.

Как и раньше, воспитательная работа рассматривается исключительно как удел так называемых воспитательных аппаратов учебных заведений - соответствующих отделов, отделений, отдельных инспекторов в отделах кадров. Последние, как правило, не выделены структурно в самостоятельные подразделения. В настоящее время воспитательные подразделения или отдельных специалистов, курирующих воспитательную работу, имеют около 80% образова-

тельных учреждений МВД. В среднем в вузе МВД на одного сотрудника воспитательного подразделения приходится около 200 учащихся, а в ссузе — 150.

Возраст большинства сотрудников воспитательных аппаратов не превышает 40 лет. Доля женщин среди указанной группы сотрудников составляет 30%. Свыше 60% сотрудников имеют стаж службы в ОВД не более 5 лет. Более половины специалистов данной категории работают по профилю от 1 до 3 лет, что в целом совпадает с процессом омоложения профессорско-преподавательского состава.

Более 25% сотрудников воспитательных аппаратов имеют среднее специальное или высшее юридическое образование. Около 25 % специалистов имеют высшее педагогическое образование. Обладателями военного образования являются около 20% сотрудников. Только 17% воспитателей в той или иной форме прошли переподготовку или повышение квалификации.

Другая группа специалистов, на которых возлагается значительная доля работы с личным составом, — офицеры строевых подразделений. В среднем на одного курсового офицера приходится 46 учащихся в вузе и 49 — в ссузе. Как правило, воспитательное направление “закрепляется” за заместителем начальника курса.

Свыше 60% офицеров имеют стаж службы в ОВД не более 5 лет. Обращает на себя внимание, что офицеры строевых подразделений при меньшем стаже работы по профилю оказались по возрасту несколько старше, нежели сотрудники воспитательных аппаратов, проработавшие по профилю этот же срок.

Около 25% сотрудников строевых подразделений имеют среднее специальное или высшее юридическое образование. Среди офицеров строевых подразделений педагогическую подготовку имеют лишь 5%, зато более 40% из них — военные, 15% офицеров имеют техническое образование. Переквалификацию прошли 5% офицеров строевых подразделений.

Каким же образом осуществляется решение воспитательных проблем сотрудниками воспитательных аппаратов и строевых подразделений в современных — достаточно сложных — условиях?

В процессе изучения содержания профессиональной деятельности сотрудников воспитательных аппаратов было установлено, что 65% их рабочего времени занимают культурно-массовая работа, организационная и хозяйственная деятельность. Непосредственно индивидуальновоспитательной работе с учащимися уделяется не более 17% времени. Не случайно только 2-4% учащихся при опросе указали, что при возникновении проблемных ситуаций обращаются к сотрудникам воспитательных аппаратов

(к офицерам строевых подразделений — от 10 до 47%).

Офицеры строевых подразделений кроме строевой подготовки учащихся (8% рабочего времени), как и сотрудники воспитательных аппаратов, более 10% времени тратят на решение хозяйственных вопросов, 8-9% затрачивается на изучение нормативных документов и методической литературы. Более 20% рабочего времени строевых офицеров уходит на решение организационных вопросов и 23% — на участие в подготовке культурно-массовых мероприятий. Кроме того, 25% времени занимает индивидуально-воспитательная работа, около 20% — осуществление контроля за распорядком дня.

В процессе индивидуально-воспитательной работы с курсантами и слушателями сотрудники воспитательных аппаратов и строевых подразделений отдают предпочтение профилактической беседе, воздействию общественных формирований и дисциплинарных взысканий, широко используются различные формы поощрения курсантов и слушателей.

Оценка организации воспитательной работы в образовательном учреждении в целом и индивидуально-воспитательной работы с учащимися, в частности, неоднозначна и противоречива. Примерно равное количество курсовых офицеров и сотрудников воспитательных подразделений выбрали при анкетировании варианты ответов “вполне удовлетворен” и “не совсем удовлетворен”. Следует заметить, что сотрудники воспитательных аппаратов более критично оценивают состояние указанных направлений в своей работе, нежели строевые офицеры.

Около 66% сотрудников воспитательных аппаратов и 75% офицеров строевых подразделений высказали удовлетворенность содержанием работы, 55% опрошенных не высказали претензий к организации своего труда.

При всей относительной достоверности результатов проведенных нами опросов удается увидеть определенную тенденцию — в силу различных причин (организации труда, уровня профессиональной подготовленности, нагрузки) традиционные воспитательные институты в современном своем состоянии не могут полностью удовлетворять требованиям к подготовке специалиста ОВД. Именно поэтому с каждым годом растет интерес в учебном заведении МВД к психологии в целом и психологической службе — в частности. Несмотря на все трудности и разочарования, от преподавания небольшого курса педагогики и психологии, разрозненных мероприятий по психологическому отбору кандидатов на учебу мы сегодня можем говорить о начале создания целой системы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Так, в 1999 г. в образовательных учреждениях МВД России и их филиалах функционировало 43 подразделения психологического обеспечения (лабораторий, отделов, отделений, групп) учебно-воспитательного процесса (в 1997 г. их было 33). Около 80% подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса входят в состав кадровых аппаратов образовательных учреждений МВД России, около 15% — в организационно-научные и редакционно-издательские отделы (ОН и РИО), 6% функционировали при кафедрах.

Оценка эффективности практической деятельности подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России свидетельствует о том, что наиболее эффективны те из них, которые имеют необходимую фактическую численность (не менее 5 человек), организационно выделены в относительно самостоятельное подразделение — отдел, отделение, лабораторию, группу. Решающим фактором успешности деятельности подразделения психологического обеспечения является его непосредственное оперативное подчинение начальнику образовательного учреждения, тесное рабочее взаимодействие с ним.

В 1999 г. имелось 103 штатных единицы, из них были заняты 91. Сравнение с 1998 г. свидетельствует, что произошла определенная стабилизация численности психологов. Особенно это заметно в сравнении с 1997 г. — общая численность личного состава увеличилась на 30%, в том числе в ссузах — на 133%. Можно утверждать, что служба закрепилась в большинстве образовательных учреждений, необходимость ее существования уже практически никем не оспаривается.

В 1999 г. наибольшее число сотрудников в подразделениях психологического обеспечения имели Санкт-Петербургский университет МВД России (13 человек), Уральский и Тюменский юридические институты, Московская академия (5 человек). В 1999 г. средняя нагрузка на психолога (включая постоянный и переменный состав) в вузе составляла 670 человек на одного психолога, в ссузе — 631 человек. Максимальная нагрузка, согласно статистическим данным, в Уфимском институте и Санкт-Петербургском университете (соответственно 1700 и 1250 человек на одного психолога), минимальная — в Орловском и Ростовском юридических институтах (соответственно 272 и 310 человек). В ссузах минимальную нагрузку имеют Московская ССШМ (515 человек) и Ивановский филиал Академии ГПС (500 человек); максимальную — Астраханская ССШМ (954 человека) и Воронежское ПТУ (909 человек).

В вузах МВД России более половины сотрудников подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса занимают инспекторские должности, около 20% — должности научных сотрудников. В ссузах все сотрудники подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса занимают инспекторские должности. Более 60% сотрудников этих подразделений замещают должности среднего начальствующего состава. Около 20% личного состава этих подразделений — служащие (не аттестованы).

Возраст 39% сотрудников подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса вузов не превышает 30 лет, в ссузах сотрудники данной возрастной категории составили 64%. 62% специалистов подразделений психологического обеспечения — женщины.

Наблюдается рост численности сотрудников подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, имеющих профильное — психологическое, педагогическое, медицинское образование. Среди подразделений, занимающихся работой с личным составом, психологическая служба становится наиболее “чистой” в плане соответствия образования занимаемой должности.

Доля сотрудников подразделений психологического обеспечения, имеющих ученую степень, составила 10-12%. Более половины специалистов указанных подразделений прошли переподготовку и повышение квалификации (в том числе и на учебных сборах, организованных Центром и ГЦПД весной и осенью прошлого года).

53% сотрудников подразделений психологического обеспечения в вузах и 21% их коллег в ссузах имеют стаж службы в ОВД более 4 лет.

Немногим более 30% сотрудников подразделений психологического обеспечения вузов и 10% сотрудников ссузов работают по профилю более 3 лет. Фактически большинство сотрудников в настоящее время являются “молодыми специалистами”, находящимися в процессе профессионального становления.

Традиционным полем деятельности подразделений психологического обеспечения учебновоспитательного процесса является проведение психолого-педагогического отбора кандидатов на учебу. При этом за последние три года точность прогноза успеваемости и поведения учащихся, даваемого психологами вузов и ссузов по результатам психологического отбора, колеблется около 60%. Высокая психологическая пригодность к обучению (1 и 2 группы) подтверждается высокой академической успеваемостью более чем 35% учащихся, низкая психологическая пригодность (3 и 4 группы) подтверждается примерно у 30% учащихся.

Ошибочные прогнозы в основном связаны с завышением уровня психологической пригодности абитуриентов к обучению. У более чем 25% учащихся предполагаемый высокий уровень психологической пригодности не подтверждается успешностью обучения. При психологическом отборе 7-10% учащихся показывают, что им был занижен уровень психологической пригодности к обучению — академическая успеваемость в дальнейшем оказалась высокой.

Эффективность психологического отбора абитуриентов в разных образовательных учреждениях МВД России неодинакова. Ряд ведомственных вузов и ссузов показывают достаточно высокую точность прогноза академической успеваемости учащихся: от 77 до 94%. Такой результат показывают психологи Омского, Тюменского, Волгоградского, Воронежского, Краснодарского юридических институтов, Московской академии, Московской, Санкт-Петербургской ССШМ, Воронежского ПТУ и др.

Происходит расширение системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России. Сотрудники подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса осуществляли работу на этапах адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности, развития профессионально значимых личностных качеств и подготовки учащихся к самостоятельной профессиональной деятельности.

Около 50% ведомственных вузов (Барнаульский, Белгородский, Владимирский, Краснодарский, Нижегородский, Ростовский, Тюменский, Уральский, Уфимский юридические институты, Восточно-Сибирский институт, Санкт-Петербургский университет и др.), осуществляли психологическое сопровождение учащихся на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Следует отметить, что в ряде ссузов (Брянской, Нижнетагильской, Новосибирской ССШМ, Псковской ССШ, Ивановском филиале Академии ГПС и др.) временные и постоянные ГПО также проводили интересную многоплановую психологическую работу с учащимися.

Широко развернуто психологическое обеспечение адаптации учащихся образовательных учреждений МВД России к условиям учебной и служебной деятельности. Так, в 12 ведомственных вузах и 7 ссузах тестировался уровень развития адаптационных возможностей первокурсников, определялись “группы риска” по признакам их социальной дезадаптации, а также проводилось углубленное психодиагностическое изучение кандидатов на командирские должности и курсантов, несущих службу с оружием (Барнаульский, Московский, Омский, Орловский, Саратовский, Уральский ЮИ; Елабужс-

кая, Нижнетагильская, Новосибирская ССШМ и др.). В большинстве образовательных учреждений проводилась работа по изучению морально-психологического климата в коллективах первокурсников Белгородского, Владимирского, Волгоградского, Дальневосточного, Краснодарского, Ростовского ЮИ; Елабужской, Нижнетагильской, Новосибирской, Санкт-Петербургской ССШМ, Псковской ССШ, Московского колледжа милиции №2 и др. Сотрудники ГПО готовили рекомендации для команднопреподавательского состава по вопросам комплектования учебных групп и улучшения морально-психологического климата в них.

В 10 ведомственных вузах проведена развивающая и коррекционная работа с первокурсниками: групповые тренинги по оптимизации морально-психологического климата в учебных коллективах и обучению курсантов психотехнологиям, повышающим их адаптивные способности (Барнаульский, Краснодарский, Ростовский, Тюменский, Уральский, Уфимский, Челябинский ЮИ, Санкт-Петербургский университет и др.). Особое внимание уделялось работе с младшими командирами: с ними проводились учебные занятия и инструктивно-методические сборы по вопросам работы с коллективами.

Практически все подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса осуществляли консультирование учащихся по проблемам их адаптации к условиям учебной и служебной деятельности образовательных учреждений МВД России.

Активизируется работа по психологическому сопровождению развития профессионально значимых личностных качеств учащихся. Сотрудники подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса 20 ведомственных вузов и ссузов проводили психологический мониторинг развития у учащихся профессионально значимых личностных качеств, основанный на сравнительном анализе результатов психодиагностики учащихся в период поступления на учебу и на разных этапах обучения (Барнаульский, Владимирский, Калининградский, Омский, Орловский, Уральский, Уфимский ЮИ, Восточно-Сибирский институт, Красноярская ВШ, Нижнетагильская, Новосибирская, Санкт-Петербургская ССШМ). Исследовалось развитие характерологических, мотивационных и интеллектуальных особенностей слушателей. Особое внимание уделялось углубленному изучению личности неуспевающих учащихся и выявлению причин их затруднений в учебной и служебной деятельности. Методическая база психологического мониторинга отличается большим разнообразием и сходна с методической базой психологического отбора.

ГПО 16 образовательных учреждений МВД России проводили психолого-педагогическую работу по развитию профессионально значимых личностных качеств учащихся: социальнопсихологические тренинги, психодиагностические практикумы, деловые игры и занятия с целью обучения курсантов приемам развития способностей. Особо следует отметить интересный опыт работы в этой области подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса Краснодарского, Ростовского, Уфимского, Челябинского ЮИ. Проводилась также профилактическая и реабилитационная психотерапевтическая работа с представителями “групп риска”.

Подразделения психологического обеспечения принимали участие в профессионально-психологической подготовке курсантов и слушателей в рамках занятий по курсам “Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД”, “Психотехника общения”, “Психотехника обучения учению”, “Основы психодиагностики” и др. Наиболее широко развернута профессионально-психологическая подготовка учащихся в Нижегородском и Уральском ЮИ.

В 30 образовательных учреждениях осуществлялись исследования морально-психологического климата на разных курсах. Подразделения психологического обеспечения изучали социально-психологические причины неуспеваемости и нарушений дисциплины среди учащихся. В ряде образовательных учреждений (Омском, Саратовском, Тюменском, Уральском ЮИ и др.) проведен социально-психологический анализ удовлетворенности учащихся организацией и качеством учебно-воспитательного процесса. В большинстве ведомственных образовательных учреждений проводилось индивидуальное консультирование учащихся, испытывающих затруднения в обучении.

В ряде образовательных учреждений МВД России сотрудники подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса проводили учебно-тренинговые занятия, семинары с младшими командирами (Уральский, Уфимский ЮИ, Восточно-Сибирский институт, Московская ССШМ и др.). Осуществлялось консультирование профессорско-преподавательского состава по вопросам применения в учебно-воспитательном процессе психологических данных и методов развития профессионально значимых качеств у учащихся.

В ряде образовательных учреждений МВД России осуществляется работа по психологическому сопровождению подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности, которая в основном была связана с аттестацией выпускников. Сотрудники подразделений психологического обеспечения учебно-вос-

питательного процесса принимали участие в разработке типовой характеристики на выпускников, проводили итоговые психодиагностические обследования выпускников и изучали их готовность к самостоятельной служебной деятельности (Белгородский, Краснодарский, Омский, Орловский, Ростовский, Уральский, Восточно-Сибирский ЮИ, Красноярская ВШ, Санкт-Петербургский университет, Нижнетагильская, Новосибирская, Псковская ССШ, Ивановский филиал Московской академии ГПС и др.). Проводилось также консультирование выпускников по вопросам формирования у них психологической готовности к профессиональной деятельности.

В образовательных учреждениях по состоянию на конец 1999 г. функционируют 32 кабинета психологической разгрузки.

Много делается силами учебных заведений в плане повышения квалификации специалистов, работающих с переменным составом. Проводятся занятия с офицерами строевых подразделений по вопросам методики проведения воспитательной работы, выявления лиц, склонных к алкоголизму и наркомании, профилактике этих явлений, изучению и учету возрастных психофизиологических особенностей курсантов и слушателей и т.д. Организуются научно-практические конференции по проблемам воспитательной и психологической работы.

Кроме того, на основе научных разработок, осуществленных ведомственными вузами при участии ведущих специалистов, разработана и утверждена приказом МВД Концепция воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России. На ее основе подготовлена и утверждена Программа воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД на весь период обучения.

Программа определяет содержание практи-ко-ориентированной воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России и содержит в себе основные организационно-методические мероприятия, обеспечивающие формирование личности специалиста органов внутренних дел. Одним из базовых компонентов программы стало психологическое обеспечение. Поэтому на основе программы воспитательной работы разработаны и утверждены Концепция и Программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России. При всех признаваемых нами недостатках данных документов они стали первым шагом к нормативному закреплению содержания деятельности психологической службы в образовательном учреждении. Впервые сделана попытка скоординировать усилия кадровых

психологов, преподавателей цикла психологопедагогических дисциплин, сотрудников воспитательных аппаратов, курсовых офицеров. Подготовлено и утверждено приказом Положение о группе психологического обеспечения учебновоспитательного процесса образовательного учреждения МВД России.

Подготовлена и утверждена Инструкция о проведении профессионально-психологического отбора кандидатов на службу в ОВД и учебу в образовательных учреждениях МВД России, методические рекомендации по определению “группы риска” среди кандидатов на службу и учебу. Ведется подготовка инструкции о проведении профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России.

В настоящее время разрабатываются нормативно-правовая база совершенствования организационно-штатной структуры психологической службы, воспитательных аппаратов учебных заведений, прорабатываются вопросы введения штатных должностей заместителей начальников образовательных учреждений по воспитательной работе, изучаются возможности организации курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников воспитательных аппаратов, офицеров строевых подразделений на базе ведущих вузов.

Нашим Центром совместно с УРЛС ГУКиКП МВД России готовится выпуск учебников, учебных пособий, библиотечек, справочников, альбомов, методических рекомендаций, видеофильмов по вопросам воспитания и развития личности, будет издаваться бюллетень по обмену опытом воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.

На базе групп и лабораторий психологического обеспечения образовательных учреждений МВД России предусматривается создание социально-психологических служб, деятельность которых будет связана с решением задач профессиональной ориентации молодежи, психоло-го-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, адаптации выпускников учебных заведений к самостоятельной практической деятельности. Будет также вестись изучение общественного мнения о деятельности выпускников.

С марта прошлого года начали работать трехнедельные учебные сборы для психологов подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса вузов и ссузов МВД.

Вопросы развития, воспитания и психологической поддержки личности курсантов и слушателей включены в проблематику научных исследований, проводимых в образовательных

учреждениях МВД России. Совместно с Российской академией образования разрабатывается долгосрочная программа проведения совместных исследований в области воспитания и психологической поддержки личности в системе профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ работы с переменным составом в вузах и ссузах показывает, что происходит явная смена воспитательной парадигмы — от претендующей на всеобъемлемость и в то же время достаточно абстрактной по целям и задачам системы эстетического, физического, этического и т. д. воспитания учебные заведения переходят на практикоориентированное профессиональное воспитание специалиста. При этом организационно-воспитательная работа разбивается на этапы, каждый из которых решает конкретную задачу профессиональной ориентации, профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу, адаптации курсантов к условиям учебной и служебной деятельности, развития профессионально значимых качеств учащихся, подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности. Ни одна из этих задач не может быть реализована без должного психологического обеспечения.

В данном контексте психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД должно включать в себя комплекс мероприятий по психологическому сопровождению профессиональной ориентации, отбора кандидатов на учебу, адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности. Целью психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса является оптимизация профессиональноличностного становления специалиста, способного эффективно решать оперативно-служебные задачи.

Кроме того, работа по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса должна быть направлена на формирование потребности в психологических знаниях у администрации и преподавателей, умения применять сведения, полученные с помощью психологических методов исследования, по назначению, желания использовать их для повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации. Добавим, что круг лиц, заинтересованных в получении психологической информации, существенным образом расширяется за счет командиров курсов (кураторов), командиров подразделений и учебных групп, сотрудников воспитательного и учебного отделов.

В соответствии с этими задачами и обозначенными выше проблемами следует говорить и

о стратегии и тактике совершенствования работы в данном направлении.

В области профориентационной работы, на наш взгляд, необходимо разработать научно обоснованные модели профориентационной работы образовательных учреждений МВД России с потенциальными абитуриентами. В их основу может лечь деятельность юридических колледжей, специализированных юридических классов в общеобразовательных школах и лицеях. При этом названные модели должны учитывать особенности каждого региона, обеспечивать охват молодежи различных социальных слоев общества. Важно определить конкретные требования к личности абитуриента образовательных учреждений МВД России. Целесообразно расширить сеть подготовительных отделений и курсов при ведомственных вузах и ссузах

Ведущие образовательные учреждения министерства могут выступить инициаторами создания региональных и муниципальных советов по вопросам профориентационной работы, включающих в свой состав представителей органов управления образованием различного уровня, руководителей общеобразовательных школ, а также вузов и ссузов органов внутренних дел.

Необходимо разработать методическую базу работы в данном направлении. Следует шире использовать в профориентационной работе с учащимися общеобразовательных школ и лицеев дни открытых дверей, тематические вечера и экскурсии, ритуалы посвящения в курсанты и слушатели, спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия, олимпиады и др. Целесообразно предусмотреть проведение социально-психологических обследований учащихся общеобразовательных школ, лицеев, колледжей с целью ранней профориентации на службу в ОВД.

В области психологического отбора кандидатов на учебу необходимо разработать единую нормативно-методическую базу для центров психологической диагностики и групп психологического обеспечения, регулирующую проведение психологического отбора кандидатов на службу в ОВД и учебу в ведомственных образовательных учреждениях. Предлагается определить и внедрить в практику единые унифицированные и преемственные методики психологического отбора кандидатов на службу в ОВД и учебу в ведомственных вузах и ссузах.

Назрела необходимость приравнять правовой статус психологического заключения медицинскому по результатам отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России.

В области адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности образовательных учреждений МВД России следует начать разработку модели личности выпускника образовательного учреждения МВД России, проведение диагностики исходно-

го уровня развития профессионально значимых качеств личности курсантов и слушателей; выявление лиц, входящих в группу риска.

Как никогда ранее актуален сегодня вопрос о разработке пакета диагностических и психокоррекционных методик, направленных на облегчение процесса адаптации современных учащихся к условиям учебной и служебной деятельности образовательных учреждений МВД России. Целесообразно пересмотреть отношение к таким формам работы, как наставничество, кураторство, деятельности молодежных общественных организаций. Необходимо практиковать разработку индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся “группы риска”, лиц, испытывающих затруднения в адаптации к условиям учебной и служебной деятельности.

Важно ускорить разработку информационно-аналитической системы диагностики и отслеживания динамики развития профессионально значимых качеств курсантов и слушателей по годам обучения.

На этапе формирования профессионально значимых качеств личности учащихся представляется актуальным проведение психолого-педа-гогического мониторинга учащихся. Следует изучить бюджет времени учащихся, более рационально организовать учебную и служебную нагрузку на них.

Предстоит значительно обновить методическую базу преподавания основных дисциплин. Она должна соответствовать как задачам подготовки специалиста для ОВД, так и возрастным особенностям учащихся. Шире следует использовать активные формы обучения — тренинги, деловые и ролевые игры. Особенно это касается специальных дисциплин, психологии, педагогики, социологии. Только такой подход сделает обучение в наших вузах и ссузах воспитывающим и развивающим.

Отдельно стоит вопрос о создании нормативно-методической базы воспитательной и психологической работы с учащимися. Стала очевидной необходимость постановки конкретных задач перед сотрудниками воспитательных аппаратов, курсовыми офицерами, психологами. С одной стороны, следует более четко разграничить их функции, с другой — подчинить их решению единой задачи — профессионального воспитания и развития личности будущего сотрудника. Следует индивидуализировать работу не только с группами риска, но и с одаренными ребятами, проявляющими склонность к научной деятельности.

Работа подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. должна носить объединяющий характер, рекомендации психолога должны стать обязательными для выполнения курсовыми офицерами, сотрудниками воспитательных аппаратов, учебного отдела, преподавателей.

Самостоятельным направлением усовершенствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении МВД России должна стать целенаправленная подготовка старшекурсников к самостоятельной профессиональной деятельности. Необходимо наладить систему обратной связи с подразделениями, где служат молодые специалисты после окончания вуза или ссуза, осуществлять изучение и оценку уровня сфор-мированности профессионально значимых качеств выпускников в соответствии с квалификационными требованиями к специалисту. Важно, чтобы выпускник имел полную информацию

об особенностях своей будущей службы, возможностях последипломного образования и повышения квалификации.

Усовершенствование системы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса сегодня невозможно без решения назревших организационно-кадровых вопросов. Наиболее актуальными из них являются:

— уточнение организационно-штатной структуры воспитательных аппаратов, строевых подразделений, психологических служб образовательных учреждений в соответствии с численностью и социально-психологическими особенностями учащихся;

— завершение создания подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса во всех образовательных учреждениях МВД России;

— определение квалификационных требований ко всем категориям сотрудников образовательного учреждения;

— обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников воспитательных аппаратов, офицеров строевых подразделений, сотрудников психологических служб;

— совершенствование нормативно-методической базы, необходимой для обеспечения работы с переменным составом и координации деятельности в данном направлении воспитательных аппаратов, строевых подразделений, подразделений психологического обеспечения, кафедр и циклов;

— выработка критериев оценки эффективности деятельности вузов и ссузов министерства в области воспитательной работы и психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

— увеличение числа диссертационных исследований по проблемам воспитательной работы в образовательных учреждениях;

— организация новых специализированных советов по защите диссертаций по психологии и педагогике.

СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Канд. мед. наук Н.А.Горбач

СибЮИ МВД России, г.Красноярск

В системе МВД России разработаны Концепция психологического обеспечения учебновоспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России (объявлена приказом МВД России от 30.12.97 г. № 862), Положение о группе психологического обеспечения учебновоспитательного процесса образовательных учреждений МВД России (объявлена приказом МВД России от 9.04.97 г. № 212), Программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения (объявлена приказом МВД России от 25.05.99 г. № 361), которые определяют содержание и формы деятельности подразделений психологического обеспечения на всех этапах подготовки специалистов — профориентации и отбора на учебу, адаптации обучаемых к условиям учебной и служебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности (7). Однако, на наш взгляд, они нуждаются в детализации и корректировке организационно-методических мероприятий на каждом из этапов с учетом местных условий и возможностей, в определении инструментария и контролируемых параметров, которые должны быть унифицированы для образовательных учреждений. Кроме того, существующая организационно-штатная структура подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в большинстве образовательных учреждений МВД России не соответствует численности обучаемых и объему выполняемых задач, тем самым снижая эффективность их деятельности. До настоящего времени отсутствует единая система отбора кандидатов, не определен стандартизированный базовый пакет методик отбора и сопровождения обучаемых, не разработан научно обоснованный критериальный аппарат определения групп профессиональной пригодности к обучению и “групп риска”. Важнейшей проблемой является разработка теории и методологии создания информационных систем профессионально-психологического отбора абитуриентов и социопсихологического сопровождения обучаемых образовательных учреждений, конструирования универсальной базы данных их отбора и сопровождения. Оптимальное выполнение работы по социопсихологическому обеспечению учебно-воспитатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.