Психопого-педагогические аспекты становления и воспитания личности
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА МОЛОДЕЖИ
Н. А. Горбач, Н. И. Вершинская, О. А. Кузьмина
Результаты исследования профессиональной направленности кандидатов на обучение в СибЮИ МВД России за 20002007 гг. выявили тенденции к снижению уровня профессиональной направленности абитуриентов на милицейскую профессию и увеличению доли лиц с незрелой установкой на нее и недостаточным уровнем общего интеллектуального развития. Полученные данные подтверждают необходимость оптимизации профессиональной ориентации и профессиональнопсихологического отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России.
Ключевые слова: профессиональная направленность, кандидаты на обучение, вузы МВД России, оптимизация, профессиональная ориентация, профессионально-психологический отбор.
Будущее развитие общества во многом определяется решением проблем современной молодежи, их профессиональным самоопределением и успешной трудовой деятельностью в соответствии с избранной профессией. Выбор молодыми людьми профессии требует руководства и педагогического контроля, которые предполагают не только профориентационную работу и ознакомление с различными профессиями, но и непосредственное влияние на выбор профессии, осуществляемое на основе всестороннего изучения личности.
В современных условиях проблема формирования высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи в любой сфере, в том числе по охране правопорядка, поставленные перед МВД России обществом и государством, становится чрезвычайно сложной.
В настоящее время система МВД России испытывает острый дефицит в квалифицированных кадрах. В этой связи не может не тревожить тот факт, что на фоне увеличения приема учащихся в образовательные учреждения МВД России остаются устойчивыми показатели текучести кадров среди курсантов и слушателей и молодых сотрудников ОВД, вследствие чего министерство несет неоправданные и невосполнимые затраты. Поэто-
му актуальность изучения проблем профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи в образовательные учреждения МВД России очевидна.
Сложность проблемы обусловлена еще и тем, что среди молодых людей относительно велика доля лиц с девиантным поведением, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, склонных к суициду, совершающих правонарушения (1, 15-220; 2, 23-36; 4, 274-278; 10, 267-270). У многих из них не развита потребность в труде как таковом (6, 57-62). Это диктует необходимость задуматься над тем, как привлечь внимание молодежи к занятиям, полезным не только для них самих, но и для общества в целом, как выбрать молодых людей, желающих посвятить свою жизнь профессии сотрудника ОВД, каковы мотивы профессионального выбора.
М. В. Монахова, изучая особенности мотивации граждан при поступлении на службу в органы внутренних дел на основании анкетирования молодых сотрудников ГУВД Московской области, выявила преобладание позитивной мотивации (способность принести пользу обществу, склонность к воинской службе, возможность самореализации в данной профессии и т. д.). В то же время немаловажное значение в выборе профессии играют и прагматические мотивы: альтернатива военной службы; наличие льгот, предоставляемых для сотрудника органов внутренних дел; карьера (7).
Мотивы позитивной направленности имеют принципиально различную природу: социально ориентированную и личностно ориентированную. В современных условиях мотивационная готовность к службе в ОВД, обусловленная высокими нравственными побуждениями и общечеловеческими идеалами, выражена недостаточно сильно. Представление о возможности принести пользу обществу и людям практически в каждом случае подкрепляется мотивацией личностно ориентированного характера (13). Непосредственное отношение к качественной характеристике мотивационной готовности имеет вопрос, насколько адекватно кандидат представляет себе особенности данной профессиональной деятельности. Поэтому в качестве одного из показателей мотивационной готовности к службе авторами рассматривался уровень информированности о будущей профессии, которая может интерпретироваться как уровень осознанности выбора профессии. Авторами установлено, что большинство молодых сотрудников до прихода на службу не имели адекватного представления о работе в ОВД. Роль ОВД как источника информации в профессиональном выборе молодежи незначительна, и, как
итог, низок уровень информированности молодежи о направлениях и особенностях организации службы, потребностях МВД в кадрах, содержании и перспективах развития тех или иных специальностей, формах их освоения (13).
Низкая мотивационная готовность в ряде случаев может усугубляться негативными личностными особенностями кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России и службу в ОВД. При этом переориентация органов внутренних дел на функции социального обслуживания населения, что отражено в директивных документах МВД России, требует от сотрудников ОВД высокой мотивационной готовности к профессиональной деятельности. Учиться в вузах системы МВД должны те, кто хотят и могут служить Родине и своему народу, кто имеет высокий уровень профессиональной направленности, соответствующий уровень интеллекта и определенные личностные качества. В связи с этим усиливается роль профессиональной ориентации как системы мер, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям.
Профессиональная ориентация - это система пси-холого-педагогических, организационных и иных мер государства и конкретных ведомств, включающая деятельность специалистов-психологов, направленную на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями, а также с учетом потребности в конкретных специалистах. Профессиональная ориентация в системе МВД - это составная часть государственной системы профориентации, задачей которой является сознательное самоопределение кандидатов на профессию в целях удовлетворения потребностей МВД в воспроизводстве кадров (12).
С позиций системного подхода профессиональная ориентация молодежи рассматривается как компонент (подсистема) в общей системе подготовки специалиста. В подсистему профессиональной ориентации органически входят следующие компоненты: начальная профессиональная диагностика; профессиональное просвещение; профессиональная консультация. На этапе проф-просвещения молодым людям даются сведения об общественной значимости, особенностях деятельности и требуемых способностях для современных специальностей, профессии в целом, закладываются основы формирования профессиональных интересов как одного из основных элементов профессиональной направленности, формируются общественно значимые мотивы деятельности и выбора профессии. Задача профессиональной консультации заключается в выявлении и оценке способностей юношей и девушек, оказании им помощи в обоснованном выборе будущей профессии и специальности, подкрепление формирующейся мотивации выбора профессии и корригирующее формирование требуемых, но недостаточно развитых способностей. Консультация, однако, должна проводиться в форме рекомендаций, совета, основанного лишь на вероятностях и предположениях. Консультируемый должен проникнуться уверенностью в целесообразности получаемых
рекомендаций, не воспринимать их как навязанные. Все звенья системы профориентации тесно связаны между собой и взаимообусловлены (3, 89-93).
Среди основных принципов профессиональной ориентации выделяют (13): сознательность (она предопределяет хорошее знание профессии); самостоятельность (окончательное право в выборе профессии остается за самой личностью); свободу выбора (предполагает выбор профессии с учетом потребностей общества и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояния здоровья). Соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью профессии.
Правильный выбор профессии - необходимая предпосылка трудовой удовлетворенности. При неправильном выборе способности человека остаются, по крайней мере, частично, нереализованными, что ведет к трудовой неудовлетворенности и различным потерям -к трудностям овладения профессией, отказу от профессионального совершенствования, смене работы, росту профессиональных заболеваний и производственных травм и т. д. (11, 286-288).
Назначение профориентационной работы в ОВД состоит в том, чтобы привлечь молодых людей, которые в максимальной степени отвечают потребностям системы МВД и из числа которых в последующем произве-дется отбор на службу. В работе по профессиональной ориентации важно подчеркнуть не внешнюю, привлекательную, романтическую сторону профессии, а разъяснять, что профессия офицера сложная, трудная и ответственная и в основе успехов каждого офицера лежит повседневный, почетный, но напряженный труд (15).
Выбор молодежью профессии сотрудника ОВД должен корректироваться эффективной системой методов профессионального отбора. Профессиональный отбор (выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности, успешно пройти профессиональную адаптацию) относится к основным компонентам профориентации. В процессе профессионального отбора определяется профессиональная пригодность человека на основе существующих у людей физических и интеллектуальных различий. Особую роль в формировании кадрового потенциала ОВД играет профессионально-психологический отбор, осуществляемый в образовательных учреждениях МВ Д России с целью качественного комплектования вузов МВД России курсантами и слушателями в соответствии с требованиями обучения и последующей профессиональной деятельности (8; 13).
В СибЮИ МВД России определены и адаптированы методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств абитуриентов, обучаемых и выпускников вузов (9), а также разработаны и зарегистрированы в Российском агентстве по патентам и товарным знакам компьютерная программа и база данных «Профессионально-психологическое обследование абитуриентов и социо-психологическое сопровождение обучаемых и специалистов» (17). Результаты обследования абитуриентов, поступающих на обучение, заносятся в базу
данных, которая формируется по годам набора и предоставляет возможность анализировать результаты профессионально-психологического отбора абитуриентов, а также осуществлять мониторинг социопсихологического сопровождения обучаемых и выпускников вузов.
В ходе исследования был проведен сравнительный анализ профессиональной направленности абитуриентов 2000 г. (492 человека) и 2007 г. (422 человека), определяемой с помощью разработанной в СибЮИ МВД России методики «Профессиограмма», по следующим контролирующим параметрам: установка на милицейскую профессию (зрелая, частично зрелая, незрелая); сформированность представлений о выбранной профессии (верные, неверные) и собственных возможностях (завышенные, нормальные, заниженные); мотивы выбора профессии (общественно значимые, общественно не значимые); степень ориентации на службу в ОВД (устойчивая, частично устойчивая, неустойчивая); соответствие личных качеств нормам морали (соответствуют, частично соответствуют, не соответствуют); смысложизненная ориентация (социально-творческая, демократическая, теологическая, нигилистическая).
Достоверность различий показателей 2000 г. и 2007 г. определялась по 1-критерию Фишера-Стьюдента (5).
В результате исследования выявлено, что за изученный период произошли изменения в профессиональной направленности абитуриентов, выразившиеся в тенденции к снижению уровня общей профессиональной направленности (табл. 1). Так, доля лиц, имеющих высокий и средний уровень, сократилась (с 43,3 ± 2,2% в 2000 г. до 38,8 ± 2,4% в 2007 г.), а ниже среднего и низкий - увеличилась (с 56,7 ± 2,2% до 61,2 ± 2,3% ), р > 0,05.
При детальном анализе компонентов профессиональной направленности было выявлено, что установка на милицейскую профессию у абитуриентов по-прежнему в основном частично зрелая (61,2 ± 2,2% и 58,8 ± 2,4%), однако почти в два раза снизилась доля лиц, у которых она была зрелой (соответственно с 6,7 ± 1,1% до 3,8 ± 0,9%), при одновременном росте доли лиц, имеющих незрелую установку (соответственно с 32,1 ± 2,1% до 37,4 ± 2,4%), (р > 0,05). Следует особо отметить, что практически каждый третий абитуриент как в 2000 г., так и в 2007 г. имел незрелую установку на милицейскую профессию с тенденцией к ухудшению ситуации. У большинства абитуриентов представление о выбранной профессии верное как в 2000 г. (95,7 ± 0,9%), так и в 2007г. (97,6 ± 0,7%). По-прежнему более чем у половины из них представления о собственных возможностях завышенные, причем доля таких лиц имеет тенденцию к росту (с 50,6 ± 2,3% до 56,4 ± 2,4%).
Отметим, что мотивы выбора профессии у большинства кандидатов на обучение в образовательное учреждение МВД России общественно значимые как в 2000 г. (93,3 ± 1,1%), так и в 2007г. (96,4 ± 0,9%). Однако ориентация на службу в ОВД у подавляющего большинства абитуриентов остается частично устойчивой (95,7 ± 0,9% и 96,2 ± 0,9% соответственно).
Личные качества нормам морали соответствуют в полной мере менее чем у половины абитуриентов как в 2000 г. (47,4 ± 2,3%), так и в 2007 г. (47,2 ± 2,4%).
Следует особо подчеркнуть, что смысложизненная ориентация абитуриентов претерпела существенные положительные изменения, которые проявились в
Таблица 1
сть абитуриентов 2000 г. и 2007 г.
Показатели Год
2000 2007
абс. % абс. %
Установка на милицейскую профессию зрелая 33 6,7 16 3,8
частично зрелая 301 61,2 248 58,8
незрелая 158 32,1 158 37,4
Представления о выбранной профессии верные 471 95,7 412 97,6
неверные 21 4,3 10 2,4
Представления о собственных возможностях завышенные 249 50,6 238 56,4
нормальные 242 49,2 184 43,6
заниженные 1 0,2 0 0,0
Мотивы выбора профессии общественно значимые 459 93,3 407 96,4
общественно не значимые 33 6,7 15 3,6
Ориентация на службу в ОВД устойчивая 15 3,0 6 1,4
частично устойчивая 471 95,7 406 96,2
неустойчивая 6 1,2 10 2,4
Соответствие личных качеств нормам морали соответствуют 233 47,4 199 47,2
частично соответствуют 257 52,2 222 52,6
не соответствуют 2 0,4 1 0,2
Смысложизненная ориентация социально-творческая 250 50,8 205 48,6
демократическая 83 16,9 67 15,9
теологическая 68 13,8 92 21,8
нигилистическая 91 18,5 58 13,7
Общая профессиональная направленность высокая 11 2,2 4 0,9
средняя 202 41,1 160 37,9
ниже среднего 243 49,4 229 54,3
низкая 36 7,3 29 6,9
Итого 492 100,0 422 100,0
уменьшении доли лиц, имеющих нигилистический ее характер (с 18,5 ± 1,7% до 13,7 ± 1,6%), р < 0,05. Хотя при этом одновременно увеличилась доля лиц с теологической ориентацией (с 13,8 ± 1,5% до 21,8 ± 2,0%), р < 0,05. По-прежнему превалирует социально-творческая ориентация (50,8 ± 2,2% и 48,6 ± 2,4%) и практически не изменилась доля лиц с демократической ориентацией (16,9 ± 1,7% и 15,9 ± 1,8%), (р > 0,05).
При сравнительном анализе распределения абитуриентов по результатам исследования особенностей мышления (табл. 2) за 2000 г. и 2007 г. также была выявлена негативная тенденция, проявившаяся в снижении общего интеллектуального развития кандидатов на обучение в вузе МВД России.
Таблица 2
Результаты исследования особенностей мышления абитуриентов 2000 г. и 2007 г., %
Уровень интеллекта 2000 2007
абс. % абс. %
Высокий 49 9,9 23 5,5
Средний 155 31,6 113 26,8
Ниже среднего 217 44,1 212 50,2
Низкий 71 14,4 74 17,5
Итого 492 100,0 422 100,0
Так, практически в два раза сократилась доля лиц, имеющих высокий уровень интеллектуального развития (с 9,9 ± 1,3% до 5,5 ± 1,1%), и значительно увеличилась доля лиц с уровнем интеллекта ниже среднего и низким (с 55,6 ± 2,2% до 67,7 ± 2,3%), р < 0,05.
В СибЮИ МВД России разработана программа мероприятий по ранней профориентации учащейся молодежи и план по ее реализации (14). При этом были учтены рекомендации Программы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения (16). Вместе с тем результаты исследования свидетельствуют о необходимости ее коррекции.
Таким образом, актуальность и практическая значимость решения проблемы профессиональной ориентации и профессионально-психологического отбора очевидны. Результаты изучения профессиональной направленности кандидатов на обучение в СибЮИ МВД России за 2000-2007 гг. показали, что за указанный период произошли изменения в этом явлении, выразившиеся в тенденции к снижению уровня общей профессиональной направленности и увеличению доли лиц с незрелой установкой на милицейскую профессию. При сравнительном анализе распределения абитуриентов по результатам исследования особенностей мышления также была выявлена негативная тенденция, проявившаяся в снижении общего интеллектуального развития. Следовательно, вопросы профессиональной ориентации и профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России нуждаются в оптимизации, разработке и реализации мероприятий совместными усилиями психологов образовательного учреждения МВД России и ГУВД по Красноярскому краю.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биль О. Наркотизация молодежи // Будущее молодежи в Сибири: Молодежь и социум: социальные проблемы молодежи и новые направления развития образования: мат-лы к IV съезду общественного движения «Сибирский народный собор» / отв. ред. Ю. Н. Москвин. - Красноярск, 2004.
2. ГорбачН. А. Проблемы образа жизни и качества жизни молодежи. - Лучшие лекции 2006 года: сб. - Красноярск,
2007.
3. Зайцева Е. П. Профессиональная ориентация несовершеннолетней молодежи // Будущее молодежи в Сибири: Молодежь и социум: социальные проблемы молодежи и новые направления развития образования: мат-лы к IV съезду общественного движения «Сибирский народный собор» / отв. ред. Ю. Н. Москвин. - Красноярск, 2004.
4. Кошелева И. В. Суицид. Массовый психоз // Будущее молодежи в Сибири: Молодежь и социум: социальные проблемы молодежи и новые направления развития образования: мат-лы к IV съезду общественного движения «Сибирский народный собор» / отв. ред. Ю. Н. Москвин. - Красноярск, 2004.
5. Мерков А. М., Поляков Л. Е. Санитарная статистика. -М., 1974.
6. МогильчакЕ. Л. Экономические ориентации студенчества - их взаимосвязи и методы формирования // Социс. -2005. - № 10(258).
7. Монахова М. В. Особенности мотивации граждан при поступлении на службу в органы внутренних дел в мегаполисах и регионах с высоким уровнем экономического развития. -М., 2004.
8. Невирко Д. Д., Горбач Н. А. Методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств молодежи. - Красноярск, 1999.
9. Невирко Д. Д., Горбач Н. А. Методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств абитуриентов, обучаемых и выпускников вузов. - Красноярск,
2008.
10. Неколаева Л. Н. Преступность и правонарушение несовершеннолетних // Будущее молодежи в Сибири: Молодежь и социум: социальные проблемы молодежи и новые направления развития образования: мат-лы к IV съезду общественного движения «Сибирский народный собор» / отв. ред. Ю. Н. Москвин. - Красноярск, 2004.
11. Осипова О. П. Профориентация как способ адаптации молодежи к требованиям рынка труда Красноярского края // Будущее молодежи в Сибири: Молодежь и социум: социальные проблемы молодежи и новые направления развития образования: мат-лы к IV съезду общественного движения «Сибирский народный собор» / отв. ред. Ю. Н. Москвин. -Красноярск, 2004.
12. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: справочное пособие / под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких,
A. Д. Сафронова. - М., 1997.
13. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России: отчет о НИР (заключение) / рук.
B. И. Морозов; исполн.: А. С. Петрова, В. Н. Кривенко. -Тюмень, 2003. - № ГР 01032279.
14. Развитие системы профориентации учащейся молодежи, способствующей комплектованию органов внутренних дел Российской Федерации: отчет о НИР (заключение) / рук. А. Н. Клюшевич; исполн.: А. А. Бекк. - Красноярск, 2006.
15. РезепинА. В. Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы руководителей учебно-строевых подразделений вуза МВД России. - М., 2003.
16. Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел. - М., 2001.
17. Свидетельство об официальной регистрации компьютерной программы в реестре программ для ЭВМ № 2001610126, базы данных в реестре баз данных № 2001620011; правообладатель - Сибирский юридический институт МВД России; авторы - Н. А. Горбач, М. В. Гуляева.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ МВД
Е. М. Щеглова
В статье анализируется структура поликультурной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: поликультурная компетентность, когнитивный, рефлексивный, аффективный, установочный, поведенческий компоненты.
Поликультурная компетентность курсанта академии МВД - это комплексное профессионально-личностное качество будущего сотрудника органов внутренних дел, формирующееся в процессе профессиональной подготовки на основе толерантности, характеризующееся сознанием собственной многокультурной идентичности и проявляющееся в способности решения задач конструктивного взаимодействия с представителями иных культурных групп.
Так как поликультурная компетентность пронизывает всю личность, и для ее достижения должны произойти качественные изменения на всех уровнях развития личности - сознательном, подсознательном, эмоциональном, волевом и поведенческом, мы выделили следующие компоненты, составляющие ее структуру: когнитивный, рефлексивный, аффективный, установочный и поведенческий.
Когнитивный компонент является отражением рациональной природы поликультурной компетентности и подчеркивает определяющую роль сознания индивида в межкультурном взаимодействии. Последнее реализуется в ситуации культурных пересечений, где сталкиваются разные представления двух индивидов относительно одного и того же объекта. Для максимальной конструктивности подобного взаимодействия каждому из них необходимо как минимум адекватно представлять себе позицию другого, наличие которой продиктовано культурно обусловленными причинами. Чтобы иметь представление о точке зрения партнера по общению, у индивида должна быть развита способность прогнозировать восприятие ситуации своим собеседником. Для этого необходимо наличие, во-первых, знаний о его культурной идентичности, во-вторых, достаточно глубоких знаний об особенностях данной культурной группы, ее нормах и традициях межличностного взаимодействия. Данный компонент предполагает также сознательное отношение к ситуации взаимодействия в целом и к самому себе как к неотъемлемому элементу ситуации, в частности. Другими словами, быть компетентным к
межкультурном диалоге - это не только всегда сознательно относиться к партнеру по общению, быть способным выявлять причины понимания или непонимания, но и осознавать характер своего отношения к другому человеку, анализировать причины собственного приятия или неприятия партнера и быть способным волевым усилием поставить преграду собственной инто-лерантности, чтобы неприятие оказало минимальное влияние на взаимодействие и не смогло перейти в открытое противостояние или конфликт.
Так как круг профессионального общения сотрудника ОВ Д достаточно широк, он не имеет четких границ и включает, как правило, все слои общества, общение может характеризоваться конфликтностью и активностью противостояния объекта воздействия. Последнее обусловливает необходимость обладания сотрудниками правоохранительной системы межкультурными коммуникативными качествами в целях организации профессионального оптимального общения. В своей основе общение должно быть предельно гибким, нестандартным и творческим, что потребует формирования необходимого уровня коммуникативной компетентности.
Итак, когнитивный компонент поликультурной компетентности предстает перед нами в виде двустороннего феномена - с одной стороны, он предполагает значительную информированность индивида о культуре, к которой принадлежит его собеседник, ее нормах и традициях, которые могут оказать определенное влияние на результат их взаимодействия, с другой, он выступает в виде требования адекватного восприятия не только своего партнера, но и самой ситуации, способности прогнозировать ее развитие, оказывать на нее влияние с целью ее координации как для достижения оптимального практического результата, так и для сохранения психологически благоприятного климата. Таким образом, развитие поликультурной компетентности обязательно должно включать в себя формирование знаний о феномене культуры, ее типах и разновидностях, наиболее распространенных культурных традициях, а также региональных культурах. Кроме того, общая информированность курсантов академии МВД о культурном многообразии мира, о принципах, приемах межкультурного взаимодействия, способах предотвращения конфликтов, обусловленных культурными различиями, выступает одним из важных критериев индивидуального уровня их поликультурной компетентности.
Если когнитивный компонент выступает как сознательное отношение будущего сотрудника ОВД к ситуации межкультурного взаимодействия (ситуации культурных пересечений) на основе имеющихся знаний и осознанного и обработанного опыта, то рефлексивный компонент полностью направлен на анализ им его собственной культурной природы. Основное отличие данного компонента от предыдущего, а именно от его второй стороны (сознательного отношения к себе как к компоненту конкретной ситуации), состоит в том, что рефлексия не является ситуативно обусловленной, не предполагает связанность рамками отдельной ситуации общения. Основой рефлексии является культурная идентичность индивида.