Научная статья на тему 'Ранняя профориентация как средство формирования нравственных основ личности сотрудника ОВД'

Ранняя профориентация как средство формирования нравственных основ личности сотрудника ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вузы МВД России / нравственные основы выбора профессии / профориентация / профессиональное самоопределение / Russian MVD institutions of higher education / moral grounds of professional choice / VOCATIONAL guidance / professional self-identification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенников Алексей Борисович, Караваев Александр Федорович, Коваленко Виктор Иванович, Шилова Ирина Михайловна

На основе анализа состояния ведомственной проф-ориентационной работы предлагаются основные направления совершенствования системы профориентации на обучение в образовательные учреждения МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенников Алексей Борисович, Караваев Александр Федорович, Коваленко Виктор Иванович, Шилова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The general aspects of improving the vocational guidance system are proposed on the grounds of research of service orientation onto education in the MVD institutions in Russia

Текст научной работы на тему «Ранняя профориентация как средство формирования нравственных основ личности сотрудника ОВД»

Психопого-педагогические аспекты становления и воспитания личности

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД

А. Б. Гребенников, А. Ф. Караваев,

В. И. Коваленко, И. М. Шилова

На основе анализа состояния ведомственной профориентационной работы предлагаются основные направления совершенствования системы профориентации на обучение в образовательные учреждения МВД России.

Ключевые слова: вузы МВД России, нравственные основы выбора профессии, профориентация, профессиональное самоопределение.

Процесс активного реформирования системы правоохранительных структур России и усиление борьбы с коррупцией обострили проблему кадрового обеспечения органов внутренних дел. Особую значимость приобретают задачи, связанные с отбором, расстановкой, обучением и воспитанием личного состава, созданием устойчивого и высокопрофессионального кадрового ядра, способного эффективно решать сложные оперативно-служебные задачи.

Широко освещаемые в СМИ случаи злоупотребления служебными полномочиями сотрудниками ОВД и острая реакция на это со стороны общества показывают, насколько насущной является проблема профессионализма сотрудников милиции. В настоящее время все более востребованным становится не столько специалист-исполнитель, сколько сотрудник-профессионал, обладающий развитыми нравственными качествами, способный самостоятельно вырабатывать средства достижения поставленных целей и развивать себя средствами профессии.

Однако решение этой важнейшей задачи осложняется рядом причин. Одной из них является недостаточная эффективность системы профориентации на службу (учебу) в органы внутренних дел, в результате чего значительная часть абитуриентов вузов МВД России ориентирована не на дальнейшую службу в качестве следователя, оперативного сотрудника и т. д., а лишь на получение престижного юридического образования. Такое отношение к выбору профессии не позволяет курсанту активно вживаться в профессию в период обучения в вузе и, как следствие, не связывается им с формированием профессиональной готовности к службе. Высокие показатели текучести молодых специалистов -

выпускников образовательных учреждений МВД России - яркое тому подтверждение [1]. Такое положение дел не устраивает ни государство (несущее неоправданные затраты), ни общество (требующее повышения профессионализма сотрудника), ни систему МВД (решающую проблему нестабильности кадрового состава), ни самого сотрудника милиции (вынужденного менять профессию).

Необходимо принимать во внимание также ухудшение демографической ситуации в стране, снижение количества выпускников общеобразовательных школ и, как следствие этого, обострение конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Становится все более очевидным, что традиционная система профориентации в МВД России уже не обеспечивает успешного решения этих задач. Поэтому актуальность исследования проблемы профессиональной ориентации молодежи на обучение в образовательных учреждениях МВД России очевидна.

Справедливости ради необходимо отметить, что с профориентационными проблемами сталкиваются не только вузы МВД России, но и вся система российского высшего образования. Так, если в советский период хорошо отработанная система профориентации предрасполагала выпускника общеобразовательной школы к выбору профессии «по душе», то сейчас смысл выбираемых профессий молодежь часто видит не в самом труде или профессии, а вне их, в частности, в престиже или в заработке.

Все это указывает на необходимость глубокой научной проработки данной проблемы и построения нового подхода к профориентационной работе в органах внутренних дел. С этой целью руководство ДКО МВД России сделало заявку на проведение научно-исследовательской работы «Создание системы ранней профориентации» (по проекту ведомственной целевой программы МВД России «Реформирование системы работы с кадрами и профессионального образования МВД России на период до 2011 года»). Научное исследование запланировано на два года (январь 2009 г. - ноябрь 2010 г.). Головным исполнителем НИР является Белгородский юридический институт МВД России, соисполнителями -Омская академия МВД России, Сибирский и Тюменский юридические институты МВД России.

Исследование проводится в два этапа: аналитического исследования (январь 2009 г. - ноябрь 2009 г.) и апробации (ноябрь 2009 г. - ноябрь 2010 г.). Ниже представлены результаты первого этапа НИР, в ходе выполнения

которого исследовались теоретические основы профориентации в современных условиях; было изучено состояние профориентационной работы и отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России в регионах исполнителей НИР, проведена экспертная оценка существующей системы профориентационной работы и отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России Красноярского края (опрос 137 экспертов); разработаны методики сбора эмпирических данных; проведено диагностическое обследование 410 учеников общеобразовательных школ и 404 родителей с целью выявления факторов, определяющих выбор профессии сотрудника ОВД учащимися общеобразовательных школ; осуществлен сравнительный анализ результатов анкетирования и обследования 1179 кандидатов на обучение (2000, 2007, 2009 гг.) в Красноярском крае; на основе теоретического анализа и эмпирических данных разработаны методические рекомендации по реализации основных направлений совершенствования системы ранней профориентации.

Изучение современных тенденций на рынке труда и в сфере общего и высшего профессионального образования (Е. А. Климов, Н. В. Пряжников, Е. Ю. Пряжнико-ва и др.) позволило выявить основные противоречия:

- между природосообразным стремлением подростков старших классов к личностно и нравственно значимому выбору профессии и доминирующей в российском обществе ориентации на рыночную продажу труда;

- между гуманистической направленностью развития правоохранительной и образовательной систем и неготовностью субъектов школьного педагогического процесса самостоятельно обеспечить необходимые условия и механизмы формирования нравственной основы жизненного и профессионального самоопределения учащихся;

- между необходимостью интенсификации ранней профориентационной работы на учебу в вузах МВД России в новых условиях и недостаточной разработанностью некоторых аспектов ее теоретических и организационных основ, обеспечивающих приобщение школьной молодежи к нравственным ценностям, нормам и традициям профессиональной правоохранительной среды.

Анализ ведомственной нормативной и теоретической литературы (Г. Д. Бабушкин, А. Ф. Караваев, А. С. Петрова, И. В. Солдатов, Н. В. Яджин и др.), регионального опыта показал, что в МВД России сложилась и устойчиво функционирует система профориентации на службу в ОВД и учебу в ведомственные вузы. Формы профориентационной работы достаточно многообразны, однако в большей своей части это разнообразие проявляется в профессиональном просвещении. В ходе многочисленных мероприятий среди выпускников средних школ, лицеев, юридических, милицейских и кадетских классов и корпусов до потенциальных кандидатов на учебу в вузы МВД России доводится информация по условиям поступления и обучения, однако крайне недостаточно доводится информации о самой профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, образуя тем самым некий пробел, вакуум объективной информации в процессе формирования образа предстоящей профессии.

Следует отметить, что и со стороны потенциальных абитуриентов ведомственных вузов наблюдается пониженный интерес к содержанию профессии сотрудника милиции. Это подтверждается результатами исследования, проведенного в Сибирском юридическом институте МВД России [2]), согласно которым только около 15% абитуриентов интересуют особенности службы в ОВД и требования, предъявляемые к личности сотрудника милиции, а значительно большее количество абитуриентов (44,3%) интересует только процесс обучения в вузе.

В настоящее время решению задач профессионального просвещения во многом способствует создание профильных классов. В последние годы при совместном учредительстве МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления созданы 14 колледжей и 28 лицеев милиции, а также более 900 классов в общеобразовательных школах с углубленной юридической и физической подготовкой. К проведению занятий привлекаются преподаватели образовательных учреждений МВД России, специалисты отраслевых служб органов внутренних дел [3, с. 79].

Расширение системы профильного обучения в общеобразовательных школах потребует разработки теоретических основ профориентационной работы ведомственных вузов и практических ОВД в части переноса акцента ее целевых установок с информационного аспекта на создание образовательной школьной среды, способствующей формированию нравственных основ профессионального самоопределения учащихся.

На первый план в профориентации выходит воспитательная деятельность педагогического коллектива школы, осуществляющего ее совместно с внешкольными специализированными службами (в том числе и МВД России) и в соответствии со склонностями, способностями, потребностями учащихся, а также нуждами общества в кадрах соответствующего профиля. При этом взаимодействие субъектов ориентации (педагогического коллектива учебного заведения, самих учащихся и их родителей, общественных организаций, профориентационных служб) строится с позиции диалогического подхода, предполагающего равноправие собеседников и их оптимальное участие в этом процессе, когда каждый из них имеет возможность принять участие в анализе ситуации [4, с. 104-105]. При таком подходе в полной мере обеспечиваются свобода, самостоятельность выбора учащимся профессионального пути при непрерывной, хорошо скоординированной, коллективной, слаженной, согласованной поддержке учреждений разного уровня, поэтому можно ожидать повышения степени ответственности и безошибочности принимаемых решений.

Таким образом, система ориентации школьников на обучение в образовательном учреждении МВД России наряду с большим арсеналом средств и методов работы, разносторонним и многолетним опытом их использования в современных условиях нуждается в совершенствовании. В изменяющихся социально-экономических условиях образовательная среда также меняется, что неизбежно сказывается на процессе профессионального самоопределения учащейся молодежи. Ужесточение конкуренции на рынке труда и образовательных услуг подтал-

кивают практическую профориентацию на путь рекламирования рыночной престижности труда, отчуждения его от человека, формирования «рыночных личностей».

Модернизация же экономики и всех наиболее значимых социальных сфер российского общества требует воспитания молодого поколения иного типа, способного максимально реализовать свой личностный и профессиональный потенциал в творческом, общественно полезном труде, что предполагает постепенное формирование у подростков ценностно-нравственной основы профессионального и личностного самоопределения.

Для системы профориентации МВД России это противоречие еще более обостряется в условиях усиления борьбы с коррупцией, требующей ротации, нравственного оздоровления кадров правоохранительных органов.

Выбор путей разрешения этого противоречия, лежащего, на наш взгляд, в основе большинства проблем развития профориентации, требует достоверного знания о механизмах профессионального самоопределения подростка, ведущих мотивах выбора профессии, выяснения, насколько профессия сотрудника органов внутренних дел престижна для молодежи и по каким критериям оценивается. Для получения таких данных нами были изучены представления старшеклассников и их родителей о мире профессий. В этих целях нами использовалась авторская методика на основе методики личностных конструктов Дж. Келли [5]. Выбор обусловлен тем, что данная методика, ввиду своей пластичности, позволяет, изменяя репертуар, «настроить» методику на цели исследования, реконструировать индивидуально определенную систему смысловых расчленений, противопоставлений и обобщений, лежащую в основе субъективных оценок, отношений. Другим достоинством данной методики является возможность изучения у учащихся и родителей системы представлений о профессиях, максимально приближенной к независимой от исследователя позиции испытуемого. Элементы в репертуарной решетке выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным контекстом. При этом исследователем изначально задается лишь набор ролей. В нашем случае в качестве ролей-объектов («элементов», по терминологии Келли), выступили представители семи профессий (врач, программист, учитель, сотрудник милиции, инженер, архитектор, экономист). Отбор профессий производился в процессе предварительного этапа разработки методики на основе ранжирования школьниками 50 профессий (по 10 качествам из каждого типа профессий по классификации Е. А. Климова) [6, с. 160].

Результаты изучения субъективного отношения старшеклассников общеобразовательных школ и их родителей к профессии сотрудника милиции свидетельствуют о достаточно высокой ее престижности. Так, в половине обследованных регионов профессия сотрудника милиции оказалась при ранжировании по приоритету выбора на первом-втором местах, ни в одном из оставшихся регионов она не обозначена в числе последних.

Социально-психологический анализ мотивов выбора профессии учащимися школ и математическая обработка

его результатов позволили выделить в качестве доминирующих факторов социальную защищенность и «рыночную» престижность профессии. Факторы личностной самореализации и творческого характера труда в процессе выбора профессии не играют существенной роли.

На основании полученных результатов аналитического этапа исследования в качестве основных направлений развития системы ранней профориентации МВД России предлагается следующее:

1. Разработка концептуальной модели системы ранней профориентации МВД России. Это направление предполагает решение комплекса исследовательских задач: обоснование ведущих концептуальных идей, в соответствии с которыми будет строиться модель; формулирование целей и задач профориентации; выявление системы детерминации процесса профессионально-личностного самоопределения школьников, включающей в себя ведущие закономерности, факторы, противоречия и условия его развития; выявление и обоснование психолого-педагогических механизмов влияния на этот процесс; обоснование принципов профориентации; проектирование и описание основных функциональных компонентов системы ранней профориентации, а также критериев оценки ее эффективности.

Реализация этого направления предполагает постановку проблемы концептуального развития системы ранней профориентации в разряд приоритетных направлений ведомственной науки, выполнение ряда заказных диссертационных исследований, в том числе докторских.

2. В качестве исходной организационной модели системы ранней профориентации предлагается двухуровневая структура при ДКО МВД России, включающая в себя Координационный совет по профориентации (федеральный уровень) и региональный (межрегиональный) центр профориентации МВД России при ведомственном вузе.

3. Выбор и экспериментальная апробация оптимальной организационной формы образовательного элемента системы. Рекомендуется определить в качестве основного образовательного звена системы ранней профориентации конфигурацию «вуз-школа» на основе развития положительно зарекомендовавших себя форм взаимодействия с колледжами и лицеями милиции, кадетскими корпусами, юридическими и милицейскими классами.

Сместить акцент в профориентационной работе с профпросвещения (не снижая, а повышая его эффективность и наполняя более богатым содержанием) на раннюю профориентацию, с целевой установкой формирования нравственной основы выбора профессии -культуры профессионально-личностного самоопределения школьников.

4. Построение профессионально ориентированных педагогических технологий. Это направление - одно из самых трудозатратных, требующее экспериментальной базы для их разработки и апробации. Идеальным вариантом для его реализации является базовый вуз в качестве экспериментальной площадки. На основе такого вуза рекомендуется создание банка данных отечественного и зарубежного опыта профориентации.

5. Организация мониторинга развития системы ранней профориентации и ее эффективности. Реализация этого направления потребует разработки системы концептуально обоснованных и экспериментально апробированных критериев и показателей ее эффективности. Критерии эффективности должны отвечать ряду методологических положений: быть тесно связаны с целями профориентационной деятельности; отражать ее процессуальные и результативные аспекты; вся система критериев должна оценивать интегральный эффект, полученный на основе всей системы принципов профориентационной деятельности; каждый критерий должен характеризоваться системой наблюдаемых и способных к количественному (качественному) выражению показателей.

Потребуются унификация и стандартизация отчетной документации вузов МВД России в части результатов профориентационной работы, создание программного обеспечения для ее обработки.

6. Кадровое обеспечение системы ранней профориентации. В соответствии с избранной структурой и функциями системы ранней профориентации потребуется определение ее кадровых потребностей. Структурные подразделения (региональные центры) предлагается укомплектовать ведущими специалистами из числа кадрового аппарата вуза, прошедшими специальную пси-холого-педагогическую подготовку. Основную профессиональную подготовку специалистов, психологов-кон-сультантов по профориентации, целесообразно организовать на базе одного из вузов МВД России, реализующих ведущую образовательную программу по специальности «Психология». «Консультант по профориентации» может стать основной, дополнительной специализацией или профилем специализации.

7. Организация взаимодействия с иными субъектами профориентации. Координация этого направления явится ведущей функцией Координационного совета по профориентации и региональных центров. Необходимо отстраивать эффективное взаимодействие с образовательными учреждениями системы «вуз-школа», региональными управлениями образования (как общего, так и высшего), территориальными ОВД и иными силовыми структурами (например, ФСКН), региональными методическими центрами профориентации (где таковые имеются) и др. Отдельной и, на наш взгляд, перспективной задачей этого направления является реализация межведомственных, межвузовских (на уровне гражданских юридических вузов, факультетов) профориентационных проектов. Интеграция усилий представителей всего юридического сообщества безусловно даст синергетический эффект, а конкуренция в этом случае перерастет в содружество. Тем более что, как показывают практика и результаты нашего исследования, далеко не все учащиеся профильных классов поступают именно в тот вуз, который ведет в нем профориентацию.

Результаты первого этапа исследования являются исходной базой для дальнейшего развития концепту аль-ных основ системы профоритентации, ее организационного, технологического и кадрового обеспечения, разработки плана основных мероприятий.

Задачи следующего этапа исследования направлены на дальнейшую углубленную теоретическую, организационную и методическую проработку и оптимальную апробацию рекомендуемых направлений развития системы ранней профориентации МВД России.

1. Коваленко В. И., Светильников А. Б., Гребенников А. Б. Причины текучести кадров выпускников образовательных учреждений МВД России : аналитический обзор. Белгород, 2004. 40 с.

2. Горбач Н. А., Вершинская Н. А., Кузьмина О. А. Проблемы профессиональной ориентации и профессиональнопсихологического отбора молодежи // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 29-33.

3. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации // Экономический вестник МВД России. 2004. № 3. С. 78-83.

4. Шамсутдинова И. Г., Павлова О. И. Профессиональная ориентация учащихся во Франции // Педагогика. 2007. № 4. С. 101-111.

5. Келли Дж. Теория личности. СПб., 2000. 249 с.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.

МОТИВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДИАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

С. А. Сергина

Автором рассматривается актуальная проблема мотивационного управления развитием диалоговой культуры студентов в образовательной среде вуза на уровне преподавателя, раскрываются понятия «управление», «мотивационное управление развитием диалоговой культуры студентов», подчеркивается значимость роли образовательной среды вуза в развитии диалоговой культуры студентов. Особое внимание уделяется содержательному аспекту мотивационного управления.

Ключевые слова: мотивационное управление, развитие, диалоговая культура, образовательная среда вуза.

Изменение ценностных ориентаций, заметное в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества - политике, экономике, науке, культурной полисфере, не могло не отразиться на образовании. Традиционное понимание образования как овладения учащимися знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни уступает более широкому взгляду на образование как на «... становление человека культуры - свободной, гуманной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, творческую самореализацию в мире культурных ценностей, адаптацию в изменяющейся социокультурной среде» [1, с. 4]. Складывающаяся ситуация предъявляет новые требования к профессиональной деятельности специалистов. Среди этих требований особое место занимает диалоговая культура студента как способность быть субъектом диалогового взаимодействия.

Развитие диалоговой культуры студентов в образовательной среде вуза зависит от эффективности управ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.