еобразия (отсутствия предшествующей ему теоретической подготовки). Критика старых ориентиров, приводящих к негативным последствиям и необходимости перестройки, привела не к их пересмотру и поиску более верных ориентиров, а вообще к отбрасыванию их как оснований практики. Так эти ошибки (недооценка теории) легли в основу деятельности социальных структур управления.
Фактором, тормозящим реализацию философских идей в социальную практи-
ку и объясняющим недостаточный социальный заказ к ней со стороны общества, является и сама философия, ее нынешнее состояние. Но это особый вопрос.
Остается надеяться, что накопленный философский капитал, невостребованный и неиспользуемый в достаточной степени в прошлом и, увы, в настоящем, сумеем пустить в оборот в будущем.
1 См. : Вестник российского философского общества. 2 002. N№5. С.39-40.
УДК 331.07.108.3!
Наталья Андреевна ГОРБАЧ,
профессор кафедры философии Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск) , доктор медицинских наук, профессор, полковник милиции
Юлия Геннадьевна ПАНЮКОВА,
профессор кафедры философии Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск) , доктор психологических наук, профессор, подполковник милиции
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА МОЛОДЕЖИ НА ОБУЧЕНИЕ В ВЕДОМСТВЕННЫЕ ВУЗЫ
П
роблемы выбора профессии молодежью и повышения эффективности обучения и подготовки специалистов в современных условиях приобретают особую значимость, так как от этого зависят не только результативность их профессиональной деятельности, но и перспективы развития государства, которые, как известно, во многом определяются качеством кадрового потенциала. Причем следует подчеркнуть, что в условиях сокращения набора на получе-
ние бесплатного государственного образования далеко не каждый специалист после окончания вуза работает по специальности, тем самым увеличивая затраты государства на их подготовку. Поэтому выбор молодыми людьми профессии требует руководства и педагогического контроля, которые предполагают не только профориентационную работу по ознакомлению молодых людей с различными профессиями, но и непосредственное влияние на выбор профессии, осуществляемое на
основе всестороннего изучения личности. Особо остро эта проблема стоит для ведомственных вузов, таких как образовательные учреждения МВД России, МЗ России и других, где предъявляются особые требования к личности будущих специалистов.
В системе МВД России проблема формирования высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи в сфере охраны правопорядка, поставленные перед обществом и государством, приобретает особую актуальность, так остаются устойчивыми показатели текучести кадров среди курсантов и слушателей образ овательных учреждений МВД России и молодых специалистов ОВД, в связи с чем МВД России несет неоправданные затраты. Данная проблема обусловлена многими факторами, но среди основных причин следует обозначить упущения в профессионально-ориентаци-онной работе с кандидатами на обучение, которые приводят к тому, что формируется ориентация абитуриентов на получение престижного юридического образования, а не на службу в органах внутренних дел. Актуальность проведения исследования очевидна.
В качестве объекта исследования была определена система профессиональной ориентации и отбора кандидатов на учебу в вузы МВД России. Целью исследования явилось научное обоснование мероприятий по совершенствованию профориентации и отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России.
При проведении исследования использовались методы: аналитический, параметрической и непараметрической статистики, экспертных оценок.
В ходе исследования был проведен анализ литературных источников, изучено состояние профориентационной работы и отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России (по данным ГУВД по Красноярскому краю и СибЮИ МВД России), осуществлен срав-
нительный анализ профессиональной направленности и уровня интеллектуального развития кандидатов на обучение в СибЮИ МВД России за 2000 г. (492 человека) и 2007 г. (422 человека) . Для оценки профессиональной направленности абитуриентов анализировались результаты методики «Профессиограмма»1 по следующим контролирующим параметрам: установка на милицейскую профессию; сформированность представлений о выбранной профессии и собственных возможностях; мотивы выбора профессии; степень ориентации на службу в ОВД; соответствие личных качеств нормам морали; смысложизненная ориентация. Для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов на обучение анализировались результаты методики исследования особенностей мышления. Достоверность различий всех полученных показателей 2000 г. и 2007 г. определялась по критерию Ь Фи-шера-Стьюдента.
Профессиональная ориентация - это система психолого-педагогических, организационных и других мер государства, конкретных ведомств и специалистов-психологов, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями, с учетом потребности в конкретных специалистах. Профессиональная ориентация в системе МВД России - это составная часть государственной системы профориентации, задачей которой является сознательное самоопределение кандидатов на профессию в целях удовлетворения потребностей МВД в воспроизводстве кадров.2
С позиций системного подхода профессиональная ориентация молодежи рассматривается как компонент (подсистема) в общей системе подготовки специалиста. В подсистему профессиональной ориентации органически входят следующие компоненты: начальная профессиональная диагностика; профессиональное просвещение; профессиональная консультация. На этапе профпросвещения молодым людям даются сведения об общественной значи-
мости, особенностях деятельности и способностях, необходимых для современных специальностей, профессии в целом, закладываются основы формирования профессиональных интересов как одного из основных элементов профессиональной направленности, формируются общественно значимые мотивы деятельности и выбора профессии. Задача профессиональной консультации заключается в выявлении, оценке способностей юношей и девушек, оказании им помощи в более обоснованном выборе своей будущей профессии, специальности, подкреплении формирующейся мотивации выбора профессии и корреги-рующем формировании требующихся, но недостаточно развитых способностей. Консультация, однако, должна проводиться в форме рекомендаций, совета, основанного лишь на вероятностях и предположениях. Консультируемый должен проникнуться уверенностью в целесообразности получаемых рекомендаций, не воспринимать их как навязанные. Все звенья системы профориентации тесно связаны между собой и взаимообусловлены.3
Среди основных принципов профессиональной ориентации молодежи выделяют следующие:4 принцип сознательности (сознательность предопределяет хорошее знание профессии); принцип самостоятельности (окончательное право в выборе профессии остается за самой личностью); принцип свободы выбора (предполагает выбор профессии с учетом потребностей общества и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояния здоровья). Соблюдение в работе по профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью профессии.
Особое значение при организации работы по профессиональной ориентации имеет определение мотивационной готовности кандидатов к профессиональной деятельности в органах внутренних дел. При этом следует учитывать, что обычно выделяют два ее вида: первичную (на момент выбора профессии: отношение к трудовой деятельности в целом, инфор-
мированность о будущей профессии, причины выбора данной профессии и др.) и вторичную (в процессе профессиональной деятельности: устойчивость профессионального выбора; эмоциональные оценки и установки по поводу выбранной профессии).
Назначение профориентационной работы в ОВД состоит в том, чтобы привлечь молодых людей, которые в максимальной степени отвечают потребностям системы МВД России и из числа которых в последующем произведется отбор на службу. При этом в работе по профессиональной ориентации молодых людей на службу в ОВД важно подчеркнуть не внешнюю, привлекательную, романтическую сторону профессии, а разъяснять, что профессия офицера сложная, трудная и ответственная и в основе успехов каждого офицера лежит повседневный почетный, но напряженный труд.5
Выбор молодежью профессии сотрудника ОВД должен корректироваться эффективной системой методов профессионального отбора. Профессиональный отбор (выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности, успешно пройти профессиональную адаптацию) относится к основным компонентам профориентации. В процессе профессионального отбора определяется профессиональная пригодность человека на основе физических и интеллектуальных различий. Особую роль в формировании кадрового потенциала ОВД играет профессионально-психологический отбор, осуществляемый в образовательных учреждениях МВД России с целью качественного комплектования вузов МВД России курсантами и слушателями в соответствии с требованиями к обучению и последующей профессиональной деятельности.6, 7
Проведенный анализ литературных источников показал, что проблемы профессиональной ориентации молодежи и отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России, с одной стороны, такие же, как и в другие
вузы: недостаточное соблюдение основных принципов профориентации (сознательности, самостоятельности и свободы выбора профессии), а также несистемный характер профессионального просвещения, профессиональной информации, профессиональной консультации, профессионального отбора, профадаптации, а с другой стороны, имеются специфические особенности, обусловленные повышенными требованиями к личности кандидатов на обучение (необходимо наличие определенной мотивационной готовности к службе в ОВД, профессиональной направленности и профессионально значимых качеств) .
В процессе исследования было изучено состояние профориентационной работы и отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России (по данным ГУВД по Красноярскому краю и СибЮИ МВД России).
В рамках профессиональной ориентации молодежи ОСБП УК ГУВД по Красноярскому краю по направлению комплектования учебных заведений системы МВД России в январе 2008 г. подготовлено и направлено письмо во все территориальные органы края, в котором предписывалось организовать ряд мероприятий: дополнительную профориентаци-онную работу среди учащихся общеобразовательных школ, кадетских корпусов, юридических классов, средних специальных учебных заведений, лицеев; выступление заместителей начальников ОВД по кадрам и начальников ПДН в средствах массовой информации; работу приемной комиссии; работу по взаимодействию с воинскими частями. О выполнении указанных мероприятий в ОСБП УК ГУВД по Красноярскому краю предоставлены отчеты, в которых обозначено, что все запланированные мероприятия успешно реализованы.
В СибЮИ МВД России также разработана программа мероприятий по ранней профориентации учащейся молодежи, которая содержит основные мероприятия по следующим направлениям работы: 1) информационное и научно-методичес-
кое обеспечение профориентационных мероприятий; 2) изучение профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательных школ, учащихся юридических классов, кадетского корпуса; 3) установление психологической пригодности абитуриентов к обучению. В соответствии с программой в вузе разработан комплексный план работы с учащимися по ранней профессиональной ориентации, в котором определены основные направления, цели и задачи, формы и методы работы.8 При этом были учтены рекомендации Программы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения.9
Однако, несмотря на проводимую работу по профориентации молодежи как со стороны ГУВД по Красноярскому краю, так и СибЮИ МВД России, результаты исследования свидетельствуют о необходимости оптимизации мероприятий по данному направлению деятельности, так как выявлено, что за 2 000-2007 гг. произошли определенные негативные изменения в профессиональной направленности кандидатов на обучение в СибЮИ МВД России, выразившиеся в тенденции к снижению уровня их общей профессиональной направленности (рис .1.
Также было выявлено, что почти в два раза снизилась доля лиц, у которых установка на милицейскую профессию была зрелой (соответственно с 6,7+1,1% до 3,8+0,9%, р<0,05), при одновременном росте доли лиц, имеющих незрелую установку (соответственно, с 32,1+2,1% до 37,4+2,4%, р>0,05). Следует особо отметить, что практически каждый третий абитуриент, как в 2000 г., так и в 2007 г. , имел незрелую установку на милицейскую профессию с тенденцией к ухудшению ситуации.
Остальные параметры профессиограммы (представления о выбранной профессии, представления о собственных возможностях, мотивы выбора профессии, соответствие личных качеств нормам морали) не претерпели столь резких изменений. Сле-
60-|/ 50 40 30 20 10 0
49,4
54,3
41,1
2,2
37,9
0,9
-69-
2000
2007
□ высокая
□ средняя
□ ниже среднего
□ низкая
Рис. 1. Обшая профессиональная направленность кандидатов
России (2000 г. и 2007 г., в %) дует отметить, что несколько изменилась смысложизненная ориентация молодежи за счет уменьшении доли лиц, имеюших нигилистический ее характер (с 18,5+1,7% до 13,7+1,6%, р<0,05). Хотя при этом одновременно увеличилась доля лиц с теологической ориентацией (с 13,8+1,5% до 21,8+2,0%, р<0,05). По-прежнему превалирует социально-творческая ориентация (50,8+2,2% и 48,6+2,4%, р>0,05) и практически не изменилась доля лиц с демократической ориентацией (16,9+1,7% и 15,9+1,8%, р>0,05).
на обучение в СибЮИ МВД
Однако ориентация на службу в ОВД у подавляюшего большинства абитуриентов по-прежнему остается частично устойчивой (соответственно 95,7+0,9% и 96,2+0,9%, р>0,05).
Не вызывает оптимизма снижение уровня обшего интеллектуального развития абитуриентов (рис.2). Так, практически в два раза сократилась доля лиц, имеюшцх высокий уровень интеллектуального развития (с 9,9+1,3% до 5,5+1,1%), и значительно увеличилась доля лиц с уровнем интеллекта ниже среднего и низким (с 55,6+2,2% до 67,7+2,3%), р<0,05.
60 50 40 30 20 10 0
50,2
44,1
31,6 жш
9,9
7-
26,8
14,4
\Гт
175
□ высокий
□ средний
□ ниже среднего
□ низкий
2000
2007
Рис. 2. Уровень интеллекта кандидатов на обучение в СибЮИ МВД России
(2000 г. и 2007 г., в %)
Таким образом, вопросы профессиональной ориентации и профессионального отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России, несмотря на проводимую работу ГУВД по Красноярскому краю и СибЮИ МВД России, по-прежнему требуют пристального внимания, так как выявлены тенденции снижения уровня общей профессиональной направленности кандидатов на обучение, увеличения доли лиц с незрелой установкой на милицейскую профессию, увеличения доли лиц с неустойчивой ориентацией на службу в ОВД, снижения общего интеллектуального развития поступающих на обучение в вуз МВД России.
Была проведена экспертная оценка существующей системы профориентацион-ной работы и отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России.10
С помощью экспертов были выявлены ведущие мотивы профессионального выбора молодежью профессии сотрудника ОВД (первые три ранговых места - «социальная защищенность», «материальное благополучие» и «альтернатива службе в вооруженных силах»), обозначены слабые места в деятельности по профессиональной ориентации и профессионально-психологическому отбору кандидатов на обучение (по мнению всех групп экспертов, «профориентационная работа ОВД» в плане влияния на молодых людей в выборе профессии не играет определяющей роли (9-10 ранговые места)), установлены приоритеты для разработки стратегии и тактики деятельности сотрудников кадровых аппаратов и психологов ОВД и образовательных учреждений МВД России в этом направлении. Наибольшую значимость в области реализации задач профориен-тационной работы с кандидатами на учебу в вузы МВД России имеет деятельность сотрудников кадровых аппаратов ОВД (1 ранговое положение), возрастает роль деятельности психологов ОВД. С помощью экспертов было установлено, что нуждаются в совершенствовании в основном организационно-методические мероп-
риятия, а форма и содержание работы -в корректировке с учетом современных требований, региональных особенностей и выявленных факторов, затрудняющих и способствующих данным видам деятельности.
Результаты исследования показали, что в плане организационно-методических мероприятий по профориентации молодежи и отбору кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России целесообразно предусмотреть:
1) координацию работы всех задействованных в этом процессе субъектов из единого координационного центра, организованного на базе ГУВД по Красноярскому краю;
2) ежегодный углубленный анализ состояния профориентационной работы и отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России;
3) ежегодное проведение экспертной оценки существующей системы профори-ентационной работы и отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России;
4) организацию обучающих семинаров по проблеме профориентации и профотбора с сотрудниками кадровых аппаратов и психологами ОВД и образовательных учреждений МВД России с приглашением психологов школ;
5) ежегодную корректировку рекомендаций по профориентации молодежи и профотбору кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России с учетом выявленных факторов, затрудняющих и способствующих данным видам деятельности.
Приведение в систему деятельности по профессиональной ориентации и профессиональному отбору и реализация мероприятий совместными усилиями сотрудников образовательных учреждений МВД России и ОВД способствуют укреплению кадрового потенциала ОВД, повышают эффективность учебной и служебной деятельности сотрудников, снижают текучесть кадров. Результаты исследования могут быть использованы в работе кадровых, психологических и воспитательных подразделений
- Ж -
ОВД и образовательных учреждений МВД России, а также в деятельности учителей и психологов общеобразовательных учреждений.
1 См.: Невирко Д.Д., Горбач H.A. Методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств молодежи. Красноярск, 1999.
2 См.: Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел : справ, пособие / под ред. Б.Г.Бовина, Н.И.Мягких, A.Д.Сафронова. М. , 1997.
3 См.: Зайцева Е.П. Профессиональная ориентация несовериеннолетней молодежи // Будущее молодежи в Сибири. Молодежь и социум: социальные проблемы молодежи и новые направления развития образования : материалы к IV Съезду Общественного движения «Сибирский народный Собор» / Сиб. нар. Собор, Краснояр. отд-ние ; отв. ред. Ю.Н.Москвин. Красноярск, 2 004. С.89-93.
4 См. : Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных икол на обучение в юридических учебных заведениях МВД России : отчет о НИР (заключ.) / Тюменский юридический институт МВД России ; рук. Морозов В.И. ; исполн.: Петрова А.С., Кривенко В.Н. Тюмень, 2003. ШГР01032279.
5 См.: Резепин А.В. Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы руководите-
лей учебно-строевых подразделений ВУЗа МВД России. М., 2003.
6 См. : Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных икол на обучение в юридических учебных заведениях МВД России.
7 См.: Невирко Д.Д., Горбач Н.А. Методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств молодежи.
8 См. : Развитие системы профориентации учащейся молодежи, способствующей комплектованию органов внутренних дел российской федерации: отчет о НИР (заключ.) / Сибирский юридический институт МВД России ; рук. Клюие-вич А.Н. ; исполн.: Бекк A.A. Красноярск, 2006.
9 См.: Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел. М.: ГУК МВД России, 2001.
10 В качестве экспертов были определены сотрудники кадровых аппаратов и психологи СибЮИ МВД России и ГУВД по Красноярскому краю. Осуществлен опрос 137 экспертов. Рассчитывался коэффициент конкордации (согласованности мнения экспертов) и проводилась оценка его достоверности по критерию хи-квадрат. Степень согласованности всех групп экспертов в основном была средняя. Все полученные коэффициенты конкордации были достоверны (p<0,05).