МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 351.74
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ НА СЛУЖБУ В ОВД
В. А. Криволапчук
Статья посвящена рассмотрению научных подходов к осуществлению профессиональной ориентации молодежи на службу в органах внутренних дел Украины, анализу недостатков и перспектив совершенствования профориентационной работы. Раскрываются психологические методы и средства повышения эффективности профессионального информирования, консультирования и отбора кандидатов на службу в ОВД.
Ключевые слова: органы внутренних дел, профессиональная ориентация, профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор.
Профессиональная ориентация молодежи на службу в органы внутренних дел (ОВД) Украины является важной для государства. Органы внутренних дел выполняют задачи по борьбе с преступностью, обеспечению соблюдения законных прав и интересов граждан, их личной безопасности и охране общественного порядка. Общество испытывает значительную потребность в кадрах массовых милицейских профессий - оперуполномоченных, следователей, участковых инспекторов, сотрудников патрульно-постовой службы и т. п. С принятием в 2012 г. Криминального процессуального кодекса Украины такая потребность возросла.
Психологическими аспектами профориентации кандидатов на службу в ОВД занимались отечественные и зарубежные ученые, в частности В. А. Алаторцев, В. Г. Анд-росюк, А. М. Бандурка, В. И. Барко, В. Н. Бесчасный, Б. Г. Бовин, Ю. К. Васильев, Е. П. Ильин, Л. А. Кандыбо-вич, Л. И. Казмиренко, Е. А. Климов, В. С. Медведев, В. А. Моляко, Л. С. Нерсесян, К. К. Платонов, В. С. Рыбалка, А. Н. Столяренко, С. И. Яковенко, Е. Н. Цильмак,
А. В. Шаповалов и др. Научно обоснованная профессиональная ориентация на профессии органов внутренних дел Украины представляет собой систему форм, методов и средств влияния на личность в целях оптимизации профессионального самоопределения, а также согласования профессиональных интересов и возможностей молодого человека и потребностей системы МВД Украины в надежных специалистах по основным видам деятельности органов внутренних дел 1.
Сегодня профориентационная работа в ОВД проводится в соответствии с требованиями Конституции Украины (ст. ст. 3, 19, 32, 43), Кодекса законов о труде Украины, законов Украины «О милиции», «Об образовании»,
«О высшем образовании», «О занятости населения», «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине», Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел. На выполнение утвержденной постановлением Кабинета министров Украины от 17 сентября 2008 г. № 842 Концепции государственной системы профессиональной ориентации населения направлен приказ МВД Украины от 17 июня 2010 г. № 246 2.
В Положении сформулированы основные задачи профориентационной работы в ОВД: профессиональное информирование объектов профориентационной деятельности относительно профессий МВД, видов деятельности в ОВД; повышение имиджа профессий сотрудников ОВД среди широких слоев населения; создание объективного представления о содержании, формах и порядке учебы в вузах МВД и службы в ОВД; формирование позитивной профессиональной мотивации; осуществление качественного профессионального отбора надежных кандидатов на службу; обеспечение комплектования вакантных должностей лицами, которые по результатам профессионального отбора соответствуют установленным требованиям и признаны пригодными к службе и учебе; поддержка профессиональной адаптации молодых сотрудников, курсантов (слушателей) к условиям службы и учебы в целях обеспечения успешности их профессионального становления и профессионального роста и т. д.
Объектами профессиональной ориентации в органах внутренних дел являются граждане Украины из числа гражданской молодежи, которые намерены проходить службу в ОВД или учиться в учебных заведениях МВД и отвечают условиям приема на службу и учебу; сотрудники ОВД и военнослужащие срочной службы внутренних войск МВД Украины, желающие учиться в вузах МВД Украины, изменить специальность, получить дополнительное образование или повысить квалификацию. Субъектами профессиональной ориентации в системе МВД Украины являются органы и подразделения внутренних дел Украины, ведомственные вузы, училища профессиональной подготовки сотрудников милиции, структурные подразделения службы психологического обеспечения, центры психиатрической помощи и профессионального психофизиологического отбора подразделений здравоохранения, УМВД, ГУМВД. Непосредственную работу осуществляют практические психологи ОВД и сотрудники кадровых аппаратов, медицинских учреждений МВД.
В системе ОВД Украины проводится профориентационная работа, однако ее эффективность является недостаточной. Практика свидетельствует о тревожной тенденции оттока из службы в первую очередь молодых сотрудников, проработавших на практических должностях непродолжительное время, которые не исчерпали своих возможностей в правоохранительной сфере. Они стремятся самореализоваться, получить лучшие условия труда и отдыха, большие материальные и карьерные выгоды за пределами ОВД. В решениях коллегий МВД Украины, посвященных вопросам реализации в ОВД государственной кадровой политики, повышения профессионализма работников милиции, обеспечения надлежащего состояния дисциплины и законности отмечаются рост текучести кадров среди молодых специалистов, недостатки в формировании руководящего звена ОВД, случаи профессиональной несостоятельности сотрудников милиции. Подобные факты свидетельствуют о существенных недостатках в профориентационной работе 3.
Изучение состояния профессиональной ориентации в ОВД позволяет сделать вывод о том, что она рассматривается как комплекс форм, методов и средств влияния на личность в целях формирования и оптимизации ее профессионального самоопределения. Эта работа направлена на достижение сбалансированности между профессиональными интересами и возможностями человека и потребностями МВД Украины в специалистах. Целью профориентации является повышение эффективности правоохранительной деятельности путем улучшения качества кадрового обеспечения ОВД. Цель достигается преимущественно путем предоставления помощи гражданам и действующим сотрудникам в получении информации о требованиях милицейских профессий, которые выдвигаются к человеку, а также в формировании у молодежи объективного представления о службе в определенных отраслях органов внутренних дел и выработке осознанной мотивации к учебе в целях овладения определенной правоохранительной профессией (специальностью) и к дальнейшей службе в системе МВД 4.
Профессиональная ориентация на службу в ОВД включает разные этапы работы. Первым из них является профессиональное информирование (профинформа-ция) - ознакомление молодых людей с профессиями ОВД и особенностями деятельности правоохранительных органов. В учебных заведениях МВД ежегодно проводятся дни открытых дверей, в регионах создаются специализированные колледжи и классы в общеобразовательных школах. Такая работа является важной составляющей профориентации, однако она охватывает преимущественно относительно небольшую группу молодежи -детей и родственников сотрудников правоохранительных органов. С одной стороны, это позитивный фактор, поскольку молодые сотрудники, воспитанные на семейных традициях, глубже знают и понимают специфику деятельности соответствующих служб, с другой - ориентация лишь на детей сотрудников правоохранительных органов усиливает закрытость, обособленность системы ОВД, ограничивает приток способной молодежи.
Другие этапы профориентации представляют собой профессиональное консультирование (профконсуль-
тация) и профессиональный отбор (профотбор) способных к службе в ОВД молодых людей. Их выявляют на этапе учебы в разных образовательных учреждениях, изучая личностные качества. Ведомственная нормативная база с этой целью предусматривает использование ряда психодиагностических методов5. Например, в целях определения уровня и структуры интеллекта используются тесты диагностики уровня и структуры невербальной его составляющей (тест Равена, некоторые субтесты уровня и структуры интеллекта Амтхауэра); для диагностики особенностей мотивационной сферы - ориентировочный опросник Смейкала-Кучеры, а также опросник уровня субъективного контроля Д. Роттера, предназначенный для выявления степени независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своей цели, личной ответственности за собственные действия. В целях исследования характерологических особенностей применяется 16-факторный личностный опросник Р. Кэттэлла, где результаты тестирования отображают особенности коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, степень социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, наличие эмоциональных проблем, лидерский потенциал и т. п.
Однако исследования свидетельствуют о том, что профессиональное информирование нередко осуществляется бессистемно и декларативно, преимущественно с использованием традиционных словесных методов; мероприятия не обеспечивают формирования профессиональных интересов и мотивов выбора массовых милицейских профессий; ориентация ведется главным образом на получение высшего юридического образования; профессиональная консультация и профессиональный отбор не обеспечивают в достаточной мере психодиагностику уровня готовности кандидата к выбору профессии ОВД, психодиагностический методический арсенал психологов не отвечает требованиям оптимальности. Профессиональная адаптация молодых работников ОВД и курсантов вузов МВД Украины не всегда идет успешно, нередки случаи увольнений, перегрузки, недовольства, психотравм, профессиональной деформации и девиантного поведения сотрудников ОВД. Исследования также свидетельствуют о том, что на современном этапе социальноэкономического развития Украины милицейские профессии не являются престижными среди молодежи, хотя в стране не хватает таких специалистов, как сотрудник криминальной милиции, патрульно-постовой службы, участковый инспектор и т. п. 6
Анализ существующих публикаций свидетельствует
о недостатке научных разработок и диссертационных исследований, посвященных вопросам формирования стойкого познавательного и профессионального интереса молодежи к милицейским специальностям, мотивам профессионального самоопределения, связанного с деятельностью в системе ОВД Украины. Недостаточно разработанными являются психологические аспекты повышения эффективности профессиональной информации, консультации и отбора кандидатов на службу в милиции, профессиональной адаптации и др. Нормативный комплекс психодиагностических методик профессионального отбора не в полной мере отвечает требованиям опти-
мальности по ряду причин: психодиагностическим обследованием не охватываются важнейшие составляющие готовности личности к профессиональной деятельности в системе ОВД и надежности сотрудника, остаются вне поля зрения важные составляющие вербального интеллекта и креативности; не в полной мере исследуются особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы личности кандидатов на службу; предлагаемый инструментарий основывается на применении преимущественно субъективных опросников, которые не всегда дают диагностически надежную информацию; не в полной мере используется психодиагностический потенциал проективных методов исследования личности; применяемый психологами комплекс методик характеризуется эклектичностью и не позволяет сравнивать и дополнять психологические диагнозы, полученные на основе разных методик. По мнению исследователей, недостаточно изучаются жизненные планы молодых людей, их склонности и приоритеты 7.
Изучение деятельности региональных управлений ОВД Украины позволило выявить типичные проблемы и недостатки профориентационной работы на современном этапе социально-экономических преобразований:
- недостаточная ознакомленность молодежи с содержанием милицейских профессий, привлекательными для которой являются профессии преимущественно интеллектуального труда, требующие высшего образования: следователь, дознаватель, эксперт;
- отсутствие четкой профессиональной направленности молодежи на деятельность в ОВД, после окончания школы многие выпускники проявляют интерес к профессиям системы МВД, однако не желают избирать их в качестве будущих специальностей;
- преобладание в мотивационной сфере утилитарных мотивов выбора профессии: главными факторами профессионального самоопределения являются статусные и экономические - ношение форменной одежды и оружия, возможность получить льготы и пенсию, заработная плата; молодых людей мало интересует возможность приносить пользу обществу, применять свои способности и т. п.;
- доминирование малоэффективных методов и средств профориентационной работы - большинство субъектов используют формальные и устаревшие словесные методы: эпизодические Дни открытых дверей, встречи с ветеранами МВД; лекции для учащихся, выпуски рекламноимиджевой информации и т. п. Мало применяются прогрессивные наглядные и практические методы профориентации; не используются возможности психоло-гов-профконсультантов, практических психологов МВД, социальных работников, государственных агентств профориентации;
- низкая эффективность профконсультации и профотбора кандидатов на учебу и на службу в ОВД; профотбор недостаточно учитывает уровень развития общих способностей (в первую очередь, интеллектуальных и творческих), а также мотивационной направленности кандидатов. Потребность в диагностике специальных способностей весьма актуальна при осуществлении
специализированных (оперативных, следственных) действий, однако совершенствование процесса профессионального отбора кадров в ОВД, привлечение к служебной деятельности наиболее подготовленных кандидатов должно основываться на диагностике уровня развития общих способностей как основы развития специальных способностей;
- недооценка значения профессиональной адаптации молодых сотрудников милиции; опросы показывают, что лишь 17,2% руководителей считают успешной адаптацию молодых специалистов; большинство их (75,8%) отмечают, что она проходит с переменным успехом;
- несоответствие предыдущей информации об условиях работы в подразделениях ОВД реальному состоянию служебной деятельности - приходя после выпуска на службу в ОВД, молодые люди начинают поиск более высокооплачиваемой работы; недостаточное финансирование ОВД как возможный мотив увольнения определили 84% респондентов;
- качественные изменения в составе курсантов учебных заведений МВД Украины; с начала 90-х гг. среди них увеличивается доля выпускников школ, с 1993 г. происходит неоправданное уменьшение количества абитуриентов из числа работников милиции; значительная часть абитуриентов из числа выпускников поступает в учебные заведения МВД в целях уклонения от срочной военной службы и получения за счет госбюджета престижной профессии юриста;
- просчеты в работе по наставничеству в коллективах; проведенный нами опрос выпускников вузов МВД показал, что назначение наставников проводится формально, работа с молодыми специалистами сводится к изучению функциональных обязанностей и структуры органа (подразделения). Это приводит к трудностям психологической адаптации в коллективе, неадекватному реагированию на требования руководства; 34% молодых специалистов ощущают трудности самоконтроля и самокоррекции поведения, имеют неадекватную самооценку;
- чрезмерная нагрузка молодых сотрудников: проблема возникает в результате недостаточного количества опытных кадров в подразделениях; низкого уровня материально-технического обеспечения; неумения руководителей эффективно распределять работу между подчиненными; слабой психологической подготовки части руководителей. Нередко происходит назначение выпускников на должность, не соответствующую их специальности, что может вызывать у молодого специалиста чувство разочарования, беспомощности, привести к снижению мотивации к работе и, как следствие, к возникновению желания оставить службу в ОВД.
В целях решения отмеченных проблем, усовершенствования качества профориентации молодежи на службу в ОВД считаем целесообразным осуществление организационных и психологических мероприятий:
- приведение профориентации в соответствие с современными требованиями Закона Украины «О милиции», Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом ОВД;
- проведение системной профориентационной работы с потенциальными кандидатами на учебу или службу в ОВД, которая предусматривает комплексное использование этапов, форм, методов и средств профориентации; создание резерва кадров с привлечением добровольных помощников милиции на общественных началах;
- систематическое осуществление с кандидатами профинформационной работы, использование, наряду со словесными методами, наглядных и практических методов профориентации, подготовка кинопродукции и презентационных материалов, направленных на улучшение имиджа сотрудников ОВД;
- углубленное психодиагностическое изучение кандидатов на службу или учебу в системе ОВД и их социального окружения, разработка оптимального комплекса психодиагностических методик для профконсультации и профотбора с широким применением современных проективних методик, которые делают возможным определение уровня профпригодности личности кандидата, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью, асоциальными влечениями, склонностью к суициду, алкогольной или психотропной зависимостью;
- организация и проведение с курсантами вузов МВД Украины специальной психологической работы, направленной на развитие готовности к служебной деятельности, профессиональной надежности и стойкости; выработка научно обоснованных механизмов вхождения в должность выпускников ведомственных учебных заведений;
- организация и разработка порядка набора в органы внутренних дел военнослужащих, которые освобождаются от военной службы в связи с окончанием срока действия контракта и другими позитивными основаниями;
- создание типового положения о молодежных организациях на базе училищ профессиональной подготовки и учебных центров ГУМВД, УМВД в целях популяризации службы в ОВД среди учащихся общеобразовательных учебных заведений;
- осуществление углубленного психологического сопровождения курсантов и слушателей учебных заведений МВД в течение всего учебного процесса, отображение состояния и результатов этой работы в личном деле; внедрение инновационных форм и методов психологического сопровождения, направленных на улучшение социально-психологического климата в коллективах, профилактику чрезвычайных событий, укрепление служебной дисциплины и законности, проведение корректировки поведения, морально-деловых качеств курсантов и слушателей, которые имеют склонность к девиантному поведению;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс учебных заведений МВД современных психологических методов и психотехнологий, которые обеспечивают развитие профессионально важных качеств курсантов и слушателей, учитывают их индивидуально-психологические особенности;
- повышение психологической культуры и роли руководителей ОВД, которые должны принимать лич-
ное участие в организации профориентационной работы, проводить встречи и собеседования с кандидатами на службу, выявлять истинные мотивы и ценности кандидатов, отказаться от практики комплектования вакантных должностей лицами с низкими морально-деловыми и несоответствующими индивидуально-психологическими качествами, тщательно подбирать наставников для обучения новичков тонкостям профессии и лучшим стандартам профессиональной культуры, осуществлять мониторинг социально-психологического климата в милицейских коллективах, повышать уровень профессиональной и психологической готовности и надежности подчиненных и т. д.
Опыт экспериментальной профориентационной работы в некоторых региональных ОВД нашей страны свидетельствует об эффективности предложенных направлений, форм и средств совершенствования профориентации молодежи. Благодаря их внедрению существенно повысился уровень профессиональных интересов и осведомленности молодежи о профессиях ОВД, улучшились показатели психологической готовности к деятельности в правоохранительных органах и надежности кандидатов на службу, уменьшилась текучесть кадров среди молодых сотрудников милиции. Считаем, что реализация всеми субъектами профориентационной работы отмеченных мероприятий относительно совершенствования профориентации молодежи на профессии системы ОВД Украины принесет существенный эффект в масштабах государства.
1 Барко В. И. Профессиональный отбор кадров в органы внутренних дел (психологический аспект) : монография. Киев, 2002. 216 с.
2 Об организации профессиональной ориентации населения относительно приобретения профессий работников МВД Украины : приказ МВД Украины от 17 июня 2010 г. № 246.
3 Психология безопасности профессиональной деятельности в системе МВД Украины / Б. И. Бараненко, Д. А. Бабичев,
В. А. Криволапчук и др. Луганск, 2012. 200 с.
4 Ирхина С. Н. Профориентация и профессионально-психологический отбор в органы внутренних дел Украины : учебное пособие. Киев, 2007. 213 с.
5 Использование методик психологической экспресс-диагностики индивидуально-психологических качеств личности в работе с персоналом : методические рекомендации ДКО и НИИ МВД Украины от 8 июля 2008 г. № 6/2/1-3548. Киев,
2008. 80 с.
6 Бесчастный В. Н. Работа с персоналом органов внутренних дел. Донецк, 2005. 219 с.
7 Криволапчук В. А., Барко В. И., Клименко И. В. Профилактика аддиктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел Украины : учебно-методическое пособие. Киев,
2009. С. 127.