УДК 351.74
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА СЛУЖБУ В ОВД И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
И. Ф. Головина
В статье изложен авторский подход к осуществлению профессиональной ориентации молодежи на службу в органах внутренних дел, анализу эффективности профориентационной работы. Реализовывались этапы профессионального информирования, профессионального консультирования, профессионального отбора и профессиональной адаптации, использовались разнообразные психолого-педагогические методы и средства, комплексно решались задачи формирования и развития у кандидатов основных составляющих готовности к выбору профессий системы МВД.
Ключевые слова: органы внутренних дел, профессиональная ориентация, профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, эффективность профессиональной ориентации.
Профессиональная ориентация в органах внутренних дел (ОВД) представляет собой систему форм, методов и средств влияния на личность в целях ее профессионального самоопределения на основе профессионально важных личностных характеристик и с учетом потребностей в кадрах органов и подразделений. Она направлена на достижение сбалансированности между профессиональными интересами, возможностями человека и потребностями системы МВД в специалистах по основным видам деятельности '. Существующая система профориентационной работы характеризуется многими недостатками, она осуществляется бессистемно, принцип оптимизации не используется, преобладают традиционные формы передачи профинформации и устаревшие методики профконсультаций и профотбора.
Экспериментальная профориентационная работа проводилась с кандидатами — выпускниками школ, учениками одиннадцатых классов пяти общеобразовательных школ г. Николаева и Николаевской области (№ 2, 34, 41, 51, 54). За четырехлетний период (2008/2012 уч. г.) психологами УВД совмест-
но с практическими психологами и классными руководителями общеобразовательных школ комплексно осуществлялись профориентационные мероприятия, предусмотренные авторской программой. В процессе работы реализовывались этапы профессионального информирования, профессионального консультирования, профессионального отбора и профессиональной адаптации, использовались разнообразные психолого-педагогические методы и средства, комплексно решались задачи формирования и развития у кандидатов основных составляющих готовности к выбору профессий системы МВД.
Кандидаты из числа военнослужащих, уволенных в запас из Вооруженных сил Украины, выпускники гражданских высших учебных заведений также привлекались к экспериментальной работе в течение 2008/2012 уч. г. Это происходило по добровольному согласию после обращения в кадровые службы ОВД, областные и городские центры трудоустройства населения. С кандидатами экспериментальной группы психологами УМВД совместно с работниками кадровых аппаратов комплексно проводились все профориентационные мероприятия. Анализ эффективности авторской программы профориентационной работы осуществлялся на основе сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп кандидатов на службу в ОВД. Контрольную группу составили 497 кандидатов на службу, среди которых: 320 учащихся выпускных классов средних образовательных школ, 110 человек после прохождения срочной службы в Вооруженных силах, 67 выпускников высших учебных заведений после окончания кафедр военной подготовки. В экспериментальную группу входили 160 человек, среди которых было 100 выпускников средних образовательных школ, 30 человек после срочной службы в Вооруженных силах, 30 выпускников высших учебных заведений после окончания кафедр военной подготовки.
Контрольная и экспериментальная группы кандидатов на службу в ОВД подбирались с учетом сходства возрастных, социально-демографических и медицинских показателей. К началу формирующего эксперимента, который длился в течение 2008/2012 уч. г., в состав обеих групп входила молодежь примерно одного возраста (17-22 лет), в основном мужского пола (85%), жители города (90%).
С экспериментальной группой в течение каждого учебного года проводилась профориентационная работа по авторской программе, контрольная группа к авторским профориентационным мероприятиям не привлекалась (за исключением анкетирования, опросов и тестирования во время проведения «срезов» знаний, умений и индивидуально-психологических особенностей). Ориентировочный объем программы
профессиональной ориентации составил 80-100 часов, реализуемых в течение одного учебного года.
В ходе профориентационной работы психологи ОВД, практические психологи школ, классные руководители и учителя поэтапно проводили запланированные мероприятия: сначала осуществлялось профессиональное информирование, в процессе которой молодежь знакомили с содержанием служебной деятельности сотрудников милиции массовых профессий — оперуполномоченных уголовного розыска, участковых инспекторов милиции, следователей и т. д. Для этого использовался комплекс словесных, наглядных и практических методов: ознакомление с профессиограммами, экскурсии в районные отделы ОВД и высшие учебные заведения МВД, посещение полигонов и стрелковых тиров, встречи с сотрудниками милиции, руководителями и ветеранами ОВД, просмотр учебных, документальных и некоторых художественных кинофильмов, посвященных работе в ОВД.
На следующем этапе психологи проводили профконсультационные занятия (как правило, в виде внеурочных факультативов), во время которых кандидаты на службу имели возможность осуществлять психологическую диагностику своих индивидуально-психологических особенностей, соотносить свои возможности с требованиями милицейских профессий и т. д.
В дальнейшем вводились элементы профессионального отбора, с этой целью психологи и педагоги предоставляли молодежи возможность участвовать в тренингах и ролевых играх, во время которых кандидатами выполнялись некоторые профессиональные действия сотрудников милиции (наблюдение за объектами оперативного внимания, беседа со свидетелем или подозреваемым, занятия в тирах и секциях рукопашного боя, правовое воспитание учащихся школ и т. д.). Благодаря этому молодые люди имели возможность формировать в себе определенные правовые знания и умения, профессионально важные для работников милиции качества. Наконец, в ходе экспериментальной работы мы стремились воплощать элементы профадаптации, привлекая кандидатов к участию в тренировках и спортивных соревнованиях вместе с работниками милиции, к выполнению рейдов (для совершеннолетних) в составе добровольных помощников милиции.
Особое значение в экспериментальной работе психологи и педагоги уделяли раскрытию социальной значимости милицейских профессий, коррекции в сознании молодых людей негативного образа милиционера, формированию познавательного интереса к профессиональной деятельности ОВД, желания овладеть необходимыми знаниями и умениями, стремления развить в себе определен-
ные индивидуально-психологические качестве, необходимые сотруднику милиции (смелость, наблюдательность, смекалка, быстрота реакции, память, коммуникабельность, способность убеждать и влиять на людей и т. д). Психологи наблюдали за кандидатами во время профориентационных мероприятий, использовали психодиагностические методы исследования личности, на основе чего предоставляли рекомендации по овладению молодыми людьми наиболее подходящими и перспективными для них милицейскими профессиями, советы по само-коррекции некоторых слабых сторон их личности и развитию сильных.
В ходе профессиональной ориентации велись «срезы» уровня знаний, умений, интересов, мотивов и личностных качеств участников экспериментальной и контрольной групп. Полученные результаты оценивались, и проводился сравнительный анализ.
Целостный подход в оценке личности предполагает использование методологии многоуровневого исследования 2 . Для определения эффективности авторской программы профориентации нами подобран комплекс психодиагностических методик, который делает возможным определение степени пригодности кандидата к обучению и службе в ОВД. При оценке психологических требований мы опирались на профессиографические исследования В. И. Барко, основанные на трехкомпонентном подходе С. Л. Рубинштейна к структуре личности (мотивация, способности, характер) 3. Поэтому считаем целесообразным в профориентационной работе в первую очередь учитывать важнейшие для сотрудников ОВД группы профессионально важные качества:
1. Общие способности (выше среднего уровень свободного и кристаллического интеллекта, достаточно высокий творческий потенциал, гибкость ума, способность видеть новое, находить выход из нестандартных ситуаций и решать проблемы; высокая активность, энергичность, способность к анализу, синтезу, обобщению, абстрагированию, классификации, систематизации, сравнению, индукции и дедукции; достаточные объем, распределение, сосредоточенность и переключение внимания; развитые сенсорно-перцептивные, сенсорно-моторные, перцептивно-дви гательные, мыслительно-действующие процессы достижения результата; развитые образная, понятийно-логическая, двигательная и эмоциональная память, воображение).
2. Характерологические и темпераментные особенности (экстравертированность, стеничность, лабильность и пластичность, умеренные сенситивность и ригидность, усердие, смелость, принципиальность, уверенность в себе, лидерские качества; справедливость, благоразумие, оптимизм, ответственность; четкое и добросовестное выполнение обязанностей,
обязательств, внимательное отношение к людям, способность критически относиться к своим действиям и поступкам, к выявлению и исправлению собственных недостатков, потребность общения, коммуникабельность, умение убеждать и влиять на людей; способность к ведению переговоров).
3. Направленность (развитые профессиональные интересы, значимые мотивы профессионального самоопределения, желание овладевать знаниями, мотивация на достижение цели, внутренний локус контроля, стремление к самоактуализации).
Эффективность профориентационной работы с кандидатами целесообразно оценивать по ряду критериев, среди которых важнейшими являются: критерий способностей, включающий такие показатели, как общие способности, интеллект, креативность; критерий характерологический, объединяющий в себя такие показатели, как коммуникабельность, самоконтроль, смелость, активность, стенич-ность, лабильность, стрессоустойчивость, лидерские качества; критерий направленности, включающий мотивы профессионального самоопределения, познавательные и профессиональные интересы. Дополнительными критериями считаем: а) специальный профессиональный критерий, который предусматривает когнитивные компоненты: знания о профессии, трудовые функции милиционеров, знание законов, инструкций и других необходимых нормативных правовых актов; б) деловой критерий, который предполагает наличие ряда профессионально-деловых качеств: инициативности, работоспособности, дисциплинированности, аккуратности.
Основываясь на идеях теории ведущих тенденций Л. Н. Собчик, полагаем, что для диагностики указанных качеств целесообразно использовать комплекс валидных и надежных психодиагностических методик, который включает:
— тест уровня и структуры интеллекта Г. Амтха-уэра (критерий способностей);
— индивидуально-типологический опросник (ИТО, Л. Собчик) (характерологический критерий позволяет выявить такие качества, как экстраверсия — интроверсия, тревожность — агрессивность, ригидность — лабильность, сензитивность — спонтанность);
— опросник диагностики межличностных отношений (ДМО, адаптация Л. Собчик) (характерологический критерий позволяет диагностировать такие черты, как авторитарность — подчиненность, эгоистичность — зависимость, агрессивность — дружелюбие);
— проективный метод портретных выборов (МПО, Л. Сонди, адаптация Л. Собчик и В. Барко) (характерологический критерий позволяет выявить ряд влечений и потебностей индивида, такие как оптими-
стичность, депрессия, демонстративность, агрессивность, ригидность и т. д.);
— проективный метод цветных выборов (МЦВ, (М. Люшер, адаптация Л. Собчик) (характерологический критерий дает возможность диагностировать стрессоустойчивость, особенности эмоционального реагирования);
— опросники структуры мотивации и интересов (методики «Профессиональная мотивация учащихся», «Определения профессиональной готовности»), анкета «Мотивация профессионального выбора» (Б. Бовин), опросник Р01 (Джонс-Крэндалл), «Карта интересов» (Е. Климов) (анализируется критерий направленности).
Дополнительный специальный профессиональный критерий определялся с помощью авторской анкеты для оценки уровня знаний и умений кандидатов, а дополнительный деловой — на основе наблюдений за кандидатами.
Мы исходили также из того, что о степени готовности молодого человека к выбору профессии можно судить на основе таких косвенных критериев, как результаты обучения в высших учебных заведениях и на курсах начальной подготовки; уровень удовлетворенности собственным профессиональным выбором; показатели дезадаптации или профдеформации; показатели увольнения с работы за первые годы службы.
Известно, что мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения механизмов профессионального выбора и деятельности в целом 4. Анализ теоретических моделей мотивации к различным видам профессиональной деятельности позволил выявить ее структурно-функциональные особенности; основными ее элементами являются позитивное отношение, интерес субъекта к своей профессии, ориентация на мотивы и ценности конкретной деятельности, потребность в ней, а также в достижениях и самосовершенствовании. Анализ полученных данных показал, что для большинства кандидатов экспериментальной группы выбор профессий системы ОВД является полимотивированым.
На первом месте по степени важности находятся мотивы и ценности, связанные с самореализацией личности: интересом к работе, вызванным, в свою очередь, эмоционально-волевыми потребностями личности в поиске новых впечатлений, риска, острых ощущений, стремлением проверить себя, реализовать собственные возможности, овладеть мужественной специальностью, научиться преодолевать опасности и трудности, реализовать себя, повысить самооценку. Подобные мотивы как основные фигурируют в ответах 36% опрошенных.
Второй по значимости является группа мотивов, которые можно объединить понятием «стремление
к коммуникации»; четвертая часть обследованных кандидатов (25%) на первое место ставят желание работать среди людей, побеждать в ситуациях соперничества, конфликта, борьбы с противником; стремление переигрывать соперника, лидировать, получать признание со стороны других людей.
Третье место принадлежит социально значимым мотивам, таким как желание принимать активное участие в борьбе с преступностью, приносить своей работой пользу людям и стране, улучшать работу правоохранительных органов и др. Такие мотивы доминируют в ответах 15% опрошенных кандидатов.
На четвертом месте находятся мотивы, связанные с утилитарными ценностями: желание иметь форменную одежду милиционера, носить оружие, иметь достаточно стабильный заработок, получить юридическое образование, льготы сотрудника ОВД. Эти мотивы присущи 14% опрошенных.
Пятое место принадлежит мотивам, не связанным со спецификой работы органов внутренних дел и их оперативных подразделений, это желание найти выход из сложных экономических и жизненных ситуаций, безработица, недовольство предыдущей работой. Подобные мотивы профессионального выбора свойственны 10% опрошенных.
Структура мотивов самоопределения кандидатов контрольной группы несколько отличается от показателей экспериментальной, в контрольной группе значительна доля лиц, которым свойственны случайные мотивы профессионального самоопределения, не связанные с содержанием служебной деятельности ОВД (27%), а также утилитарные мотивы престижа (18%). В то же время мотивы борьбы с преступностью и самореализации презентованы относительно слабо (10% и 25% соответственно, в экспериментальной группе — 15% и 36% соответственно, зафиксированы существенные различия (р = 0,05)). Таким образом, структура мотивации профессионального выбора в экспериментальной группе более благоприятная по сравнению с контрольной. В экспериментальной группе часть лиц с высоким и очень высоким уровнем самоактуализации довольно значительна и количественно превышает показатели контрольной группы (25% и 34% в экспериментальной группе против 20% и 25% в контрольной, различия существенны (р = 0,05)). Доля лиц с низким и очень низким уровнем самоактуализации в экспериментальной группе меньше (10% в экспериментальной против 19% в контрольной).
В целом у представителей экспериментальной группы выявлено преобладание стеничного типа реагирования (60% обследованных), тогда как в контрольной группе таких лиц насчитывалось 45%, в большинстве случаев наблюдались смешанные и ги-потимные типы реагирования.
Нами также учитывались познавательные и профессиональные интересы молодежи в контрольной и экспериментальной группах; при этом под интересом к профессии подразумевалась активная, эмоционально выраженная познавательная направленность личности на определенную деятельность, на овладение ею, реализацию своих потребностей, способностей, убеждений в этой деятельности.
Исследование показало, что представители экспериментальной группы проявляли познавательные и профессиональные интересы к профессии милиционера и правовой сфере деятельности почти вдвое чаще, чем представители контрольной группы. В последней наблюдалось увеличение количества лиц с высоким уровнем профессионального интереса к милицейских специальностей (34% в экспериментальной и 10% в контрольной), значимыми мотивами деятельности, связанными с ее содержанием и самореализацией (51% и 35% соответственно), благоприятным профилем личностных влечений (45% и 25% соответственно); обследуемые экспериментальной группы обнаружили лучшее качество профессионально значимых знаний и умений. В личностном профиле члены экспериментальной группы выявили показатели, близкие к коридору нормы, что является благоприятным для профессиональной деятельности в ОВД (в контрольной группе средние значения неблагоприятных показателей агрессивности, спонтанности, ригидности превышают данные экспериментальной: 5,0 против 4,1; 6,2 против 4,8; 4,9 против 3,8 соответственно; существенные различия, р = 0,05).
Представители экспериментальной группы также ближе к гармоничной норме, по данным теста МЦВ, они характеризуются сбалансированностью тенденций при умеренной степени их проявления, высоким уровнем вербального интеллекта (52% в эксперимен-
тальной против 43% в контрольной группе), стенич-ным типом реагирования (60% и 45% соответственно), благоприятными показателями интерперсонального взаимодействия (38% и 22% соответственно). Исследование показало, что 78 лиц из 160 (49%) экспериментальной группы стали курсантами вузов МВД, слушателями училищ начальной подготовки МВД и сотрудниками милиции, причем 85% из них удовлетворены профессиональным выбором (среднестатистический показатель составляет 42%); курсанты из экспериментальной группы характеризуются лучшими показателями успешности (по результатам обучения) и надежности (по показателям сохранения высокого уровня готовности к обучению и меньшей склонности к профессиональной деформации).
Таким образом, авторская программа профориентационной работы, основанная на системном подходе и комплексной реализации этапов, методов и средств профессиональной ориентации молодежи на службу в органах внутренних дел, подтвердила свою эффективность на примере всех ее критериев и показателей в экспериментальной группе.
1 Про організацію професійної орієнтації населення щодо набуття професій працівників Міністерства внутрішніх справ України [Электронный ресурс] : наказ МВС України від 17 июня 2010 г. № 246 // Официальный сайт МВД Украины. URL: http://www.mvs.gov.ua/mvs/control/main/uk/publish/ аі!іс1е/757119 (дата обращения: 16.12.2013).
2 Барко В. І. Психологія управління персоналом органів внутрішніх справ (проактивний підхід) : монографія. Київ, 2003. 448 с.
3 Барко В. І. Професійний відбір кадрів до органів внутрішніх справ (психологічний аспект) : монографія. Київ, 2002. 197 с.
4 Петров В. Е. Система психологического обеспечения профессиональной деятельности МВД России. М., 2007. 208 с.