Научная статья на тему 'Система профессиональной ориентации молодежи на службу в ОВД и ее эффективность'

Система профессиональной ориентации молодежи на службу в ОВД и ее эффективность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1523
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / THE INTERIOR MINISTRY AGENCIES / CAREER GUIDANCE / CAREER INFORMING / CAREER CONSULTING / CAREER SELECTING / EFFICIENCY OF CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головина Ирина Федоровна

В статье изложен авторский подход к осуществлению профессиональной ориентации молодежи на службу в органах внутренних дел, анализу эффективности профориентационной работы. Реализовывались этапы профессионального информирования, профессионального консультирования, профессионального отбора и профессиональной адаптации, использовались разнообразные психолого-педагогические методы и средства, комплексно решались задачи формирования и развития у кандидатов основных составляющих готовности к выбору профессий системы МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Головина Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career Guidance and its Efficiency for Young People Willing to Take Up Law Enforcement

The researcher sets forth her approach to undertake guidance for young people’s career in law enforcement agencies and estimates its efficiency. The research went through several stages: providing with career information, career consulting, career selecting and career adaptation. The author employed various methods and means of psychology and pedagogy, solved the tasks on building up and developing the main components of readiness to work in the system of the Interior Ministry.

Текст научной работы на тему «Система профессиональной ориентации молодежи на службу в ОВД и ее эффективность»

УДК 351.74

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА СЛУЖБУ В ОВД И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

И. Ф. Головина

В статье изложен авторский подход к осуществлению профессиональной ориентации молодежи на службу в органах внутренних дел, анализу эффективности профориентационной работы. Реализовывались этапы профессионального информирования, профессионального консультирования, профессионального отбора и профессиональной адаптации, использовались разнообразные психолого-педагогические методы и средства, комплексно решались задачи формирования и развития у кандидатов основных составляющих готовности к выбору профессий системы МВД.

Ключевые слова: органы внутренних дел, профессиональная ориентация, профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, эффективность профессиональной ориентации.

Профессиональная ориентация в органах внутренних дел (ОВД) представляет собой систему форм, методов и средств влияния на личность в целях ее профессионального самоопределения на основе профессионально важных личностных характеристик и с учетом потребностей в кадрах органов и подразделений. Она направлена на достижение сбалансированности между профессиональными интересами, возможностями человека и потребностями системы МВД в специалистах по основным видам деятельности '. Существующая система профориентационной работы характеризуется многими недостатками, она осуществляется бессистемно, принцип оптимизации не используется, преобладают традиционные формы передачи профинформации и устаревшие методики профконсультаций и профотбора.

Экспериментальная профориентационная работа проводилась с кандидатами — выпускниками школ, учениками одиннадцатых классов пяти общеобразовательных школ г. Николаева и Николаевской области (№ 2, 34, 41, 51, 54). За четырехлетний период (2008/2012 уч. г.) психологами УВД совмест-

но с практическими психологами и классными руководителями общеобразовательных школ комплексно осуществлялись профориентационные мероприятия, предусмотренные авторской программой. В процессе работы реализовывались этапы профессионального информирования, профессионального консультирования, профессионального отбора и профессиональной адаптации, использовались разнообразные психолого-педагогические методы и средства, комплексно решались задачи формирования и развития у кандидатов основных составляющих готовности к выбору профессий системы МВД.

Кандидаты из числа военнослужащих, уволенных в запас из Вооруженных сил Украины, выпускники гражданских высших учебных заведений также привлекались к экспериментальной работе в течение 2008/2012 уч. г. Это происходило по добровольному согласию после обращения в кадровые службы ОВД, областные и городские центры трудоустройства населения. С кандидатами экспериментальной группы психологами УМВД совместно с работниками кадровых аппаратов комплексно проводились все профориентационные мероприятия. Анализ эффективности авторской программы профориентационной работы осуществлялся на основе сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп кандидатов на службу в ОВД. Контрольную группу составили 497 кандидатов на службу, среди которых: 320 учащихся выпускных классов средних образовательных школ, 110 человек после прохождения срочной службы в Вооруженных силах, 67 выпускников высших учебных заведений после окончания кафедр военной подготовки. В экспериментальную группу входили 160 человек, среди которых было 100 выпускников средних образовательных школ, 30 человек после срочной службы в Вооруженных силах, 30 выпускников высших учебных заведений после окончания кафедр военной подготовки.

Контрольная и экспериментальная группы кандидатов на службу в ОВД подбирались с учетом сходства возрастных, социально-демографических и медицинских показателей. К началу формирующего эксперимента, который длился в течение 2008/2012 уч. г., в состав обеих групп входила молодежь примерно одного возраста (17-22 лет), в основном мужского пола (85%), жители города (90%).

С экспериментальной группой в течение каждого учебного года проводилась профориентационная работа по авторской программе, контрольная группа к авторским профориентационным мероприятиям не привлекалась (за исключением анкетирования, опросов и тестирования во время проведения «срезов» знаний, умений и индивидуально-психологических особенностей). Ориентировочный объем программы

профессиональной ориентации составил 80-100 часов, реализуемых в течение одного учебного года.

В ходе профориентационной работы психологи ОВД, практические психологи школ, классные руководители и учителя поэтапно проводили запланированные мероприятия: сначала осуществлялось профессиональное информирование, в процессе которой молодежь знакомили с содержанием служебной деятельности сотрудников милиции массовых профессий — оперуполномоченных уголовного розыска, участковых инспекторов милиции, следователей и т. д. Для этого использовался комплекс словесных, наглядных и практических методов: ознакомление с профессиограммами, экскурсии в районные отделы ОВД и высшие учебные заведения МВД, посещение полигонов и стрелковых тиров, встречи с сотрудниками милиции, руководителями и ветеранами ОВД, просмотр учебных, документальных и некоторых художественных кинофильмов, посвященных работе в ОВД.

На следующем этапе психологи проводили профконсультационные занятия (как правило, в виде внеурочных факультативов), во время которых кандидаты на службу имели возможность осуществлять психологическую диагностику своих индивидуально-психологических особенностей, соотносить свои возможности с требованиями милицейских профессий и т. д.

В дальнейшем вводились элементы профессионального отбора, с этой целью психологи и педагоги предоставляли молодежи возможность участвовать в тренингах и ролевых играх, во время которых кандидатами выполнялись некоторые профессиональные действия сотрудников милиции (наблюдение за объектами оперативного внимания, беседа со свидетелем или подозреваемым, занятия в тирах и секциях рукопашного боя, правовое воспитание учащихся школ и т. д.). Благодаря этому молодые люди имели возможность формировать в себе определенные правовые знания и умения, профессионально важные для работников милиции качества. Наконец, в ходе экспериментальной работы мы стремились воплощать элементы профадаптации, привлекая кандидатов к участию в тренировках и спортивных соревнованиях вместе с работниками милиции, к выполнению рейдов (для совершеннолетних) в составе добровольных помощников милиции.

Особое значение в экспериментальной работе психологи и педагоги уделяли раскрытию социальной значимости милицейских профессий, коррекции в сознании молодых людей негативного образа милиционера, формированию познавательного интереса к профессиональной деятельности ОВД, желания овладеть необходимыми знаниями и умениями, стремления развить в себе определен-

ные индивидуально-психологические качестве, необходимые сотруднику милиции (смелость, наблюдательность, смекалка, быстрота реакции, память, коммуникабельность, способность убеждать и влиять на людей и т. д). Психологи наблюдали за кандидатами во время профориентационных мероприятий, использовали психодиагностические методы исследования личности, на основе чего предоставляли рекомендации по овладению молодыми людьми наиболее подходящими и перспективными для них милицейскими профессиями, советы по само-коррекции некоторых слабых сторон их личности и развитию сильных.

В ходе профессиональной ориентации велись «срезы» уровня знаний, умений, интересов, мотивов и личностных качеств участников экспериментальной и контрольной групп. Полученные результаты оценивались, и проводился сравнительный анализ.

Целостный подход в оценке личности предполагает использование методологии многоуровневого исследования 2 . Для определения эффективности авторской программы профориентации нами подобран комплекс психодиагностических методик, который делает возможным определение степени пригодности кандидата к обучению и службе в ОВД. При оценке психологических требований мы опирались на профессиографические исследования В. И. Барко, основанные на трехкомпонентном подходе С. Л. Рубинштейна к структуре личности (мотивация, способности, характер) 3. Поэтому считаем целесообразным в профориентационной работе в первую очередь учитывать важнейшие для сотрудников ОВД группы профессионально важные качества:

1. Общие способности (выше среднего уровень свободного и кристаллического интеллекта, достаточно высокий творческий потенциал, гибкость ума, способность видеть новое, находить выход из нестандартных ситуаций и решать проблемы; высокая активность, энергичность, способность к анализу, синтезу, обобщению, абстрагированию, классификации, систематизации, сравнению, индукции и дедукции; достаточные объем, распределение, сосредоточенность и переключение внимания; развитые сенсорно-перцептивные, сенсорно-моторные, перцептивно-дви гательные, мыслительно-действующие процессы достижения результата; развитые образная, понятийно-логическая, двигательная и эмоциональная память, воображение).

2. Характерологические и темпераментные особенности (экстравертированность, стеничность, лабильность и пластичность, умеренные сенситивность и ригидность, усердие, смелость, принципиальность, уверенность в себе, лидерские качества; справедливость, благоразумие, оптимизм, ответственность; четкое и добросовестное выполнение обязанностей,

обязательств, внимательное отношение к людям, способность критически относиться к своим действиям и поступкам, к выявлению и исправлению собственных недостатков, потребность общения, коммуникабельность, умение убеждать и влиять на людей; способность к ведению переговоров).

3. Направленность (развитые профессиональные интересы, значимые мотивы профессионального самоопределения, желание овладевать знаниями, мотивация на достижение цели, внутренний локус контроля, стремление к самоактуализации).

Эффективность профориентационной работы с кандидатами целесообразно оценивать по ряду критериев, среди которых важнейшими являются: критерий способностей, включающий такие показатели, как общие способности, интеллект, креативность; критерий характерологический, объединяющий в себя такие показатели, как коммуникабельность, самоконтроль, смелость, активность, стенич-ность, лабильность, стрессоустойчивость, лидерские качества; критерий направленности, включающий мотивы профессионального самоопределения, познавательные и профессиональные интересы. Дополнительными критериями считаем: а) специальный профессиональный критерий, который предусматривает когнитивные компоненты: знания о профессии, трудовые функции милиционеров, знание законов, инструкций и других необходимых нормативных правовых актов; б) деловой критерий, который предполагает наличие ряда профессионально-деловых качеств: инициативности, работоспособности, дисциплинированности, аккуратности.

Основываясь на идеях теории ведущих тенденций Л. Н. Собчик, полагаем, что для диагностики указанных качеств целесообразно использовать комплекс валидных и надежных психодиагностических методик, который включает:

— тест уровня и структуры интеллекта Г. Амтха-уэра (критерий способностей);

— индивидуально-типологический опросник (ИТО, Л. Собчик) (характерологический критерий позволяет выявить такие качества, как экстраверсия — интроверсия, тревожность — агрессивность, ригидность — лабильность, сензитивность — спонтанность);

— опросник диагностики межличностных отношений (ДМО, адаптация Л. Собчик) (характерологический критерий позволяет диагностировать такие черты, как авторитарность — подчиненность, эгоистичность — зависимость, агрессивность — дружелюбие);

— проективный метод портретных выборов (МПО, Л. Сонди, адаптация Л. Собчик и В. Барко) (характерологический критерий позволяет выявить ряд влечений и потебностей индивида, такие как оптими-

стичность, депрессия, демонстративность, агрессивность, ригидность и т. д.);

— проективный метод цветных выборов (МЦВ, (М. Люшер, адаптация Л. Собчик) (характерологический критерий дает возможность диагностировать стрессоустойчивость, особенности эмоционального реагирования);

— опросники структуры мотивации и интересов (методики «Профессиональная мотивация учащихся», «Определения профессиональной готовности»), анкета «Мотивация профессионального выбора» (Б. Бовин), опросник Р01 (Джонс-Крэндалл), «Карта интересов» (Е. Климов) (анализируется критерий направленности).

Дополнительный специальный профессиональный критерий определялся с помощью авторской анкеты для оценки уровня знаний и умений кандидатов, а дополнительный деловой — на основе наблюдений за кандидатами.

Мы исходили также из того, что о степени готовности молодого человека к выбору профессии можно судить на основе таких косвенных критериев, как результаты обучения в высших учебных заведениях и на курсах начальной подготовки; уровень удовлетворенности собственным профессиональным выбором; показатели дезадаптации или профдеформации; показатели увольнения с работы за первые годы службы.

Известно, что мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения механизмов профессионального выбора и деятельности в целом 4. Анализ теоретических моделей мотивации к различным видам профессиональной деятельности позволил выявить ее структурно-функциональные особенности; основными ее элементами являются позитивное отношение, интерес субъекта к своей профессии, ориентация на мотивы и ценности конкретной деятельности, потребность в ней, а также в достижениях и самосовершенствовании. Анализ полученных данных показал, что для большинства кандидатов экспериментальной группы выбор профессий системы ОВД является полимотивированым.

На первом месте по степени важности находятся мотивы и ценности, связанные с самореализацией личности: интересом к работе, вызванным, в свою очередь, эмоционально-волевыми потребностями личности в поиске новых впечатлений, риска, острых ощущений, стремлением проверить себя, реализовать собственные возможности, овладеть мужественной специальностью, научиться преодолевать опасности и трудности, реализовать себя, повысить самооценку. Подобные мотивы как основные фигурируют в ответах 36% опрошенных.

Второй по значимости является группа мотивов, которые можно объединить понятием «стремление

к коммуникации»; четвертая часть обследованных кандидатов (25%) на первое место ставят желание работать среди людей, побеждать в ситуациях соперничества, конфликта, борьбы с противником; стремление переигрывать соперника, лидировать, получать признание со стороны других людей.

Третье место принадлежит социально значимым мотивам, таким как желание принимать активное участие в борьбе с преступностью, приносить своей работой пользу людям и стране, улучшать работу правоохранительных органов и др. Такие мотивы доминируют в ответах 15% опрошенных кандидатов.

На четвертом месте находятся мотивы, связанные с утилитарными ценностями: желание иметь форменную одежду милиционера, носить оружие, иметь достаточно стабильный заработок, получить юридическое образование, льготы сотрудника ОВД. Эти мотивы присущи 14% опрошенных.

Пятое место принадлежит мотивам, не связанным со спецификой работы органов внутренних дел и их оперативных подразделений, это желание найти выход из сложных экономических и жизненных ситуаций, безработица, недовольство предыдущей работой. Подобные мотивы профессионального выбора свойственны 10% опрошенных.

Структура мотивов самоопределения кандидатов контрольной группы несколько отличается от показателей экспериментальной, в контрольной группе значительна доля лиц, которым свойственны случайные мотивы профессионального самоопределения, не связанные с содержанием служебной деятельности ОВД (27%), а также утилитарные мотивы престижа (18%). В то же время мотивы борьбы с преступностью и самореализации презентованы относительно слабо (10% и 25% соответственно, в экспериментальной группе — 15% и 36% соответственно, зафиксированы существенные различия (р = 0,05)). Таким образом, структура мотивации профессионального выбора в экспериментальной группе более благоприятная по сравнению с контрольной. В экспериментальной группе часть лиц с высоким и очень высоким уровнем самоактуализации довольно значительна и количественно превышает показатели контрольной группы (25% и 34% в экспериментальной группе против 20% и 25% в контрольной, различия существенны (р = 0,05)). Доля лиц с низким и очень низким уровнем самоактуализации в экспериментальной группе меньше (10% в экспериментальной против 19% в контрольной).

В целом у представителей экспериментальной группы выявлено преобладание стеничного типа реагирования (60% обследованных), тогда как в контрольной группе таких лиц насчитывалось 45%, в большинстве случаев наблюдались смешанные и ги-потимные типы реагирования.

Нами также учитывались познавательные и профессиональные интересы молодежи в контрольной и экспериментальной группах; при этом под интересом к профессии подразумевалась активная, эмоционально выраженная познавательная направленность личности на определенную деятельность, на овладение ею, реализацию своих потребностей, способностей, убеждений в этой деятельности.

Исследование показало, что представители экспериментальной группы проявляли познавательные и профессиональные интересы к профессии милиционера и правовой сфере деятельности почти вдвое чаще, чем представители контрольной группы. В последней наблюдалось увеличение количества лиц с высоким уровнем профессионального интереса к милицейских специальностей (34% в экспериментальной и 10% в контрольной), значимыми мотивами деятельности, связанными с ее содержанием и самореализацией (51% и 35% соответственно), благоприятным профилем личностных влечений (45% и 25% соответственно); обследуемые экспериментальной группы обнаружили лучшее качество профессионально значимых знаний и умений. В личностном профиле члены экспериментальной группы выявили показатели, близкие к коридору нормы, что является благоприятным для профессиональной деятельности в ОВД (в контрольной группе средние значения неблагоприятных показателей агрессивности, спонтанности, ригидности превышают данные экспериментальной: 5,0 против 4,1; 6,2 против 4,8; 4,9 против 3,8 соответственно; существенные различия, р = 0,05).

Представители экспериментальной группы также ближе к гармоничной норме, по данным теста МЦВ, они характеризуются сбалансированностью тенденций при умеренной степени их проявления, высоким уровнем вербального интеллекта (52% в эксперимен-

тальной против 43% в контрольной группе), стенич-ным типом реагирования (60% и 45% соответственно), благоприятными показателями интерперсонального взаимодействия (38% и 22% соответственно). Исследование показало, что 78 лиц из 160 (49%) экспериментальной группы стали курсантами вузов МВД, слушателями училищ начальной подготовки МВД и сотрудниками милиции, причем 85% из них удовлетворены профессиональным выбором (среднестатистический показатель составляет 42%); курсанты из экспериментальной группы характеризуются лучшими показателями успешности (по результатам обучения) и надежности (по показателям сохранения высокого уровня готовности к обучению и меньшей склонности к профессиональной деформации).

Таким образом, авторская программа профориентационной работы, основанная на системном подходе и комплексной реализации этапов, методов и средств профессиональной ориентации молодежи на службу в органах внутренних дел, подтвердила свою эффективность на примере всех ее критериев и показателей в экспериментальной группе.

1 Про організацію професійної орієнтації населення щодо набуття професій працівників Міністерства внутрішніх справ України [Электронный ресурс] : наказ МВС України від 17 июня 2010 г. № 246 // Официальный сайт МВД Украины. URL: http://www.mvs.gov.ua/mvs/control/main/uk/publish/ аі!іс1е/757119 (дата обращения: 16.12.2013).

2 Барко В. І. Психологія управління персоналом органів внутрішніх справ (проактивний підхід) : монографія. Київ, 2003. 448 с.

3 Барко В. І. Професійний відбір кадрів до органів внутрішніх справ (психологічний аспект) : монографія. Київ, 2002. 197 с.

4 Петров В. Е. Система психологического обеспечения профессиональной деятельности МВД России. М., 2007. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.