A.B. ЮДИН, О.Ю. БУЧЕЛЬНИКОВ, Ф.В. МАЛЬЧИНСКИЙ, Г.Т. КРАСИЛЬНИКОВ
A.V. YUDIN, O.Yu. BUCHELNIKOV,
F.V. MALCHINSKY,
G.T. KRASILNIKOV
ВЫРАБАТЫВАЯ «ЛЕТНОЕЧУВСТВО»
DEVELOPING SENSE OF FLIGHT
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ЛЕТНОМ УЧИЛИЩЕ
ACTUAL PROBLEMS OF IMPROVING PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION AND SUPPORTING TRAINING AT AIR-FORCES SCHOOLS
Сведения об авторах: Юдин Андрей Вячеславович - командующий Военно-воздушными силами - заместитель Главнокомандующего Воздушно-космическими силами России, генерал-лейтенант (г. Москва);
Бучельников Олег Юрьевич - исполняющий обязанности начальника КВВАУЛ имени Героя Советского Союза А.К. Серова, полковник, кандидат военных наук (г. Краснодар);
Мальчинский Федор Валентинович - начальник научно-исследовательского отдела (профессионального психологического отбора и психологического сопровождения обучения летного состава) КВВАУЛ, кандидат психологических наук (г. Краснодар);
Красильников Геннадий Тимофеевич - старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (профессионального психологического отбора и психологического сопровождения обучения летного состава) КВВАУЛ, доктор медицинских наук, профессор (г. Краснодар).
Аннотация. Статья посвящена проблеме оптимизации профессионального психологического отбора летного состава, что настоятельно требуется в связи со стремительным развитием авиационной техники и возрастающими требованиями к профессии летчика.
Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, профессиональное психологическое сопровождение, профессионально важные качества, аппаратно-программный комплекс.
Information about the authors: Andrey Yudin - Commander of the Air Forces - Deputy Commander-in-Chief of the RF Aerospace Force, Lieutenant-General (Moscow);
Oleg Buchelnikov - Acting Chief of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov, colonel, Cand. Sc. (Mil.) (Krasnodar) ;
Fyodor Malchinsky - Chief of the Research Department (professional psychological selection and psychological support of flight training) of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov, Cand. Sc. (Psychol.) (Krasnodar);
Gennady Krasilnikov - Senior Researcher of the Research Department (professional psychological selection and psychological support of flight training) of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov, D. Sc. (Med.), Professor (Krasnodar).
Summary. The article is devoted to the problem of optimising the professional psychological selection of the flight personnel, which is urgently required in connection with rapid development of aviation equipment and increasing demands on the pilot profession.
Keywords: professional psychological selection, professional psychological support, professionally important qualities, hardware and software complex.
Современность отличается быстрыми изменениями геополитической и военной ситуации в мире, что предъявляет повышенные требования к развитию военной авиации для обеспечения национальной безопасности нашего государства. Состояние военно-воздушных сил в составе ВКС характеризуется стремительным развитием авиационной техники, усложнением характера летной деятельности, что обусловливает все возрастающие требования к профессиональному психологическому отбору (ППО) летного состава. Деятельность ППО основывается на достижениях отечественной авиационной психологии, в которой за 100-летний период развития сформировались концептуальные теоретические подходы о структуре летной деятельности, механизмах ее регуляции, соответствии индивидуально-психологических и психофизиологических свойств человека требованиям летной профессии, а также методах их диагностики.
Так были разработаны стержневые концепции: антропоцентрическая; личного и человеческого факторов; системного подхода, структуры профессионально важных качеств.
Введены специальные термины и понятия: оперативный образ, «летное чувство», образ полета, концептуальная модель, антиципация, совмещенная деятельность, резервы внимания, профессиональное мышление, профессиональная надежность.
Разработаны основные принципы: активного оператора, дифференцированного прогнозирования, пролонгированного профессионального психологического отбора (ППО) или динамического прогнозирования профпригодности.
На основе аналитического (оценка отдельных психических функций) и синтетического (изучение способностей в условиях целостной летной деятельности) подходов разработаны программы обследований с комплексом методик психологического отбора летчиков.
В настоящее время оценка категории профессиональной пригодности к летному обучению осуществляется на основе экспертно-анали-тического метода многомерного шкалирования [18, 19]. В соответствии со структурно-иерархической схемой исследуются психологические и психофизиологические характеристики. Профессиональный психологический отбор (ППО) состоит из этапа социально-психологического изучения; проведения психологического, психофизиологического изучения структуры и состава профессионально важных качеств (ПВК) будущего летчика; этапа индивидуального собеседования. По современным представлениям структура ПВК складывается из таких ее составляющих групп: личностные, интеллектуальные, психофизиологические, физиологические и физические качества.
Диагностика каждого из профессионально важных ка-
честв осуществляется с помощью нескольких методик (например, эмоциональная устойчивость оценивается с помощью шкал опросника 16-ФЛО и шкалы нервно-психической устойчивости «МЛО-Адаптивность», качества внимания - при помощи методик «Численно-буквенные сочетания», «Черно-красная таблица» и т.д.). Часть методик проводится с помощью бланков, некоторая часть с применением компьютеризированных тестов, включенных в программу автоматизированной системы психологического обследования (АСПО).
В процессе ППО осуществляется диагностика специальных способностей у будущих летчиков, среди которых одним из основных является нервно-психическая устойчивость (стрессоустойчивость). Как показывает практика, значительная часть отчислений курсантов из летного вуза происходит по причине летной неуспеваемости. А именно нервно-психическая устойчивость (стрессоустойчивость) является важным психофизиологическим качеством, обеспечивающим летную успеваемость курсантов и успешность последующей летной деятельности. Согласно определения В.А. Бодрова, под стрессоустойчивостью понимается интегративное свойство человека, которое, во-первых, характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней (гигиенические условия, социальное окружение и т.п.) и внутренней (лич-
ной) среды и деятельности. Во-вторых, оно определяется уровнем функциональной надежности субъектадеятельно-сти и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях. И, в-третьих, это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов (и оперативных резервов) организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности.
Однако прогнозирование летной стрессоустойчивости в условиях профессионального психологического отбора до сих пор остается нерешенной проблемой в мировой авиационной психологии. Для решения данной актуальной задачи в научно-исследовательском отделе КВВАУЛ для этих целей в течение ряда лет разрабатывается методика определения стрессоустойчи-вости, которая будет внедрена в ППО. Концептуальные положения разрабатываемой методики основаны на трудах В.А. Бодрова, Л.А. Кита-ева-Смык, В.А. Пономаренко, В.Л. Марищука. Суть методики заключается в измерении динамики умственной работоспособности и «физиологической цены» этой деятельности в условиях информационного стресса (специфического для летного состава), вызванного воздействием информационной перегрузки. Основная сложность в разработке методики, помимо определения критериев измерения умственной работоспособности и физиологической цены деятельности, заключалась в нахождении адекватного
стрессорного стимула, в качестве которого была составлена специальная программа комплекса воздействующих факторов. Стрессоустойчи-вость рассматривается как интегральное качество, включающее устойчивость мотивации, скорость протекания психических процессов, умственную продуктивность в условиях стрессового возмущения, помехоустойчивость, адекватную физиологическую цену деятельности. Пилотные исследования показывают достаточную эффективность методики и необходимость ее дальнейшей разработки до завершающего этапа. Методика реализована на основе программного обеспечения психофизиологического комплекса «Реакор» (фирмы «Медиком МТД», г. Таганрог), на базе которого был создан собственный сценарий методики.
Профессиональный психологический отбор является фундаментом профессионального обучения летного состава, но он не должен быть разовым актом - это должна быть пролонгированная система с научным и методическим обеспечением. В процессе дальнейшего летного обучения курсантов происходит реализация принципа пролонгированного ППО - мониторинг динамики развития профессионально важных качеств, осуществляемый путем проведения ежегодного психологического обследования. Программа обследования включает методики, предназначенные для оценки в основном личностных и интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов без учета физиологических проявлений. Полученная информация по результатам обследования является недостаточной для составления полной характеристики курсанта-летчика
и разработки рекомендаций для летчиков-инструкторов по индивидуальной работе с курсантом.
Проблема составления целостной картины, прогнозирующей поведение курсанта в будущей летной деятельности, обусловлена не только неполным изучением отдельных характеристик и необходимостью выявления взаимосвязей между ними и интеграцией в комплекс. Требуется создание программы системного изучения человека в летной профессии, включающей в себя оценку уровня того или иного качества в момент психологического, психофизиологического обследования, прогнозирование тенденции его дальнейшего развития, сопоставление комплекса взаимосвязанных, взаимо-компенсируемых качеств с успешностью профессиональной деятельности - внешним критерием оценки, получаемым с места службы выпускника летного ВУЗа.
Наиболее целесообразным решением этой сложной проблемы, учитывая отечественный и мировой опыт, а также совместные научные исследования НИИЦ (АКМ и ВЭ) ЦНИИ ВВС и научно-исследовательского отдела КВВАУЛ, являются совершенствование и внедрение принципиально новой системы ППО и психофизиологического сопровождения обучения. Представляется перспективным объединение методик, аппаратов и всего оборудования в единый многофункциональный аппаратно-программный комплекс (АПК), предназначенный для системной оценки интегральных психологических, психофизиологических и иных характеристик.
Комплекс может представлять собой сочетание нескольких самостоятельных
аппаратурно-измерительных блоков с программами методик психологического, психофизиологического обследования в целях диагностики и развития профессионально важных качеств летчика. Информация от этих блоков поступает в единую базу данных, где структурируется по отдельным профессионально важным качествам и способностям, интегрируется в единый показатель профессиональной пригодности к летной деятельности, сопоставляется с внешним критерием оценки - индивидуальным успешным стилем деятельности.
В состав комплекса должны входить классы и отдельные рабочие места по диагностике и развитию отдельных блоков ПВК:
- класс для диагностики и развития личностных и интеллектуальных ПВК с соответствующим комплексом методик (опросники, интеллектуальные тесты, проективные методики) с одновременной оценкой физиологических показателей;
- класс психофизиологического обследования и тренировки психофизиологических (операторских) ПВК с комплексом методик для оценки и развития сенсомоторных реакций, реакций слежения, двигательной координации;
- кабинет психофизиологического обследования с методиками диагностики стрессоустойчивости и проведения тренинговых занятий с биологической обратной связью, обучения навыкам функционального биоуправления;
- кабинет диагностики и тренировки вестибулярной устойчивости, пространственной ориентировки для проведения вестибулометрических проб непрерывной и прерывной кумуляции ускорений Кориолиса;
- кабинет диагностики статокинетической устойчивости со стабилоплатформой;
- кабинет диагностики статической мышечной выносливости для проведения статоэргометрической пробы;
- кабинет - имитатор кабины летчика для диагностики и тренировки познавательных психических процессов (функций внимания, восприятия, памяти) и психофизиологических ПВК в условиях, моделирующих летную деятельность, с методиками оценки пространственных способностей, исследования совмещенной деятельности, резервов внимания с одновременной диагностикой физиологической «цены» деятельности, состояния эмоциональной напряженности;
- мобильный аппаратно-программный блок для проведения диагностики основных ПВК и физиологических паттернов в полевых условиях, в условиях проведения летной подготовки на авиационных тренажерах.
В структуру комплекса должна быть включена автоматизированная программа интегральной оценки социальных, психологических, психофизиологических, образовательных, физических характеристик, характери-
стик состояния здоровья,возможно построенная на основе теории нечетких множеств и нейронных сетей. К методикам, включаемым в библиотеку сценария психофизиологического обследования, предъявляются следующие требования:
- методики должны быть апробированы на летном составе, предназначены оценивать свойства человека, включенного в профессиональную систему летной деятельности;
- методики должны оценивать не отдельное, доступное регистрации проявление психофизиологических свойств, а компоненты функционального состояния как системное целое: одновременная оценка физиологических и психических функций с сопоставлением уровней функционального состояния, как это структурировано в методике стрессо-устойчивости;
- методики должны оценивать прогнозирование возможной успешности летной деятельности при условии сохранения профессионального здоровья и летного долголетия.
Возможности комплекса предполагают проведение как индивидуальной диагностики и тренинговых занятий по развитию ПВК, так и проведение обследования и
развивающих упражнений в составе группы под руководством специалиста. Планируемый аппаратно-программный комплекс будет способствовать и оптимизации работы специалистов профессионального психологического отбора и сопровождения. Планируемая работа требует объединения знаний и усилий многих специалистов в области инженерной психологии, программирования, медицины, авиационной психологии и психофизиологии.
В плане реализации разработки АПК 22.09.2015 г. состоялось совещание представителей Краснодарского ВВАУЛ, НИИЦ (АКМ и ВЭ) ЦНИИ ВВС МО РФ с предполагаемыми производителями аппаратно-программного комплекса - представителями предприятий промышленности РСК «МиГ», ПАО «Компания «Сухой», ООО НПКФ «МЕДИКОМ МТД». Даже была составлена дорожная карта на ближайшие годы по разработке и внедрению системы профессионального психологического отбора и психофизиологического сопровождения обучения курсантов и летчиков КВВАУЛ в формате АПК. Однако на действительную реализацию предлагаемого АПК не было изыскано необходимых средств, хотя преимущества описанного аппаратурно-про-граммного комплекса очевидны.
Автоматизация процедуры обследования будет способствовать сокращению продолжительности обследования и анализа его результатов, систематизации данных и накоплению их в единой базе, повышению точности прогноза профессиональной пригодности к летной деятельности. Многофункциональность комплекса позволит осущест-
влять диагностику, формирование и развитие необходимых будущему летчику профессионально важных качеств. Включение в комплекс мобильного варианта позволит работать специалистам профессионального психологического отбора в учебно-авиационных базах в период прохождения курсантами летной практики, а также на выездных приемных комиссиях.
Таким образом успешное решение проблем создания многофункционального аппаратно-программного комплекса будет существенно способствовать оптимизации профессионального отбора и обучения летного состава, а также оказывать влияние на повышение безопасности полетов. "«"
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров ВА. Некоторые методологические вопросы профессионального психологического отбора военных специалистов / В.А. Бодров // Материалы науч.-практ. конф. «Использование новейших информационных технологий в мероприятиях по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации». - М., 2003. С. 29-31.
2. Бодров ВА. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
3. ВоронаАА. Медико-психологическое прогнозирование профессиональной готовности выпускника военно-учебного заведения / А.А. Ворона [и др.] // Воен.-мед. журнал, 2012. № 1. С. 40-43.
4. Геллерштейн С.Г. Значение личного фактора в летных происшествиях и методы его изучения / С.Г. Геллерштейн // Тезисы науч. конф. ЦИУВ. - М., 1948. С. 15-17.
5. Завалова Н.Д. Принцип активного оператора в инженерной психологии / Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко // Инженерная психология. - М.: Наука, 1977. С. 119-133.
6. Зараковский Г.М. Закономерности функционирования эргатических систем / Г.М. Зараковский, В.В. Павлов. - М.: Радио и связь, 1987. 232 с.
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. - М.: Академический проект, 2009.
8. Козлов В.В. Человеческий фактор: история, теория и практика в авиации / В.В. Козлов. -М.: Полиграф, 2002. 280 с.
9. Красильников Г.Т., Крач-ко Э.А., Мальчинский Ф.В. Проблемы исследования экспериментальных стрессов опасных профессий // Сборник материалов юбилейной конференции: «От истоков к современности» (130 лет организации психологического общества при Московском университете): в 5-ти томах: Т. 5. - М., 2015. С. 9-21.
10. Крачко ЭА. Проблемы практики профессионального психологического отбора в Краснодарском ВВАУЛ / Э.А. Крачко, Ф.В. Мальчинский // Вестник МНАПЧАК, № 3 (29). - М., 2008. С. 116-120.
11. Крачко Э.А., Красильников Г.Т., Мальчинский Ф.В. Психофизиологический аспект исследования стрессоустой-чивости летного состава // Материалы XXIII съезда Физиологического общества имени И.П. Павлова. - Воронеж: Истоки, 2017. С. 1278-1279.
12. Крачко ЭА., Красильников Г.Т., Мальчинский Ф.В. Разработка стрессогенного стимула для методики оценки стрессоустойчивости// Матер. научно-практич. конф., посвящ. 20-летию кафедры военной психофизиологии ВМедА: «Психофизиология профессионального здоровья человека». - СПб.: ВМедА, 2017. С. 192-197.