ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. 2019. Т. 20. № 1. С. 152-164
I ПСИХОЛОГИЯЛИЧНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТОВ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ: СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
М. Г. Лукинова, Е. А. Щербакова
Лукинова Марина Геннадьевна. Эл. почта: [email protected]. Щербакова Елена Алексеевна. Эл. почта: [email protected].
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, ул. Дзержинского, 135, Краснодар, 350005, Россия.
Аннотация. Требования к профессионально важным качествам военного летчика возрастают в соответствии со стремительным развитием военной авиационной техники. Доказано, что успешность профессиональной летной деятельности определяется не только уровнем развития профессионально важных качеств специалиста. Важна их структурно-иерархическая организация. Теоретико-методологической основой исследования выступила концепция профессионального психологического отбора и психологического сопровождения подготовки военного лётчика Д. В. Гандера, В. А. Пономаренко и др. В рамках данной концепции прогноз профессиональной надежности и адаптации к профессиональной деятельности осуществляется на основе оценки профессионально важных качеств военного летчика. В работе приведены результаты исследования личностной группы профессионально важных качеств военного летчика. Представленная работа является частью лонгитюдного исследования и посвящена анализу результатов исследования структуры профессионально важных качеств курсантов третьего года обучения с учетом результатов исследований структуры профессионально важных качеств курсантов первого и второго курсов под влиянием образовательной среды. Полученные результаты показали, что третьекурсники имеют наглядно-образный и интуитивный стили когнитивной деятельности. Характер отличается социальной активностью, энергичностью, стремлением к самоутверждению, лидерству, доминантности, проявлением склонности к соперничеству, ориентированностью на себя, настойчивостью и упорством. Для них не составляет труда обретение новых друзей; материально-обеспеченная жизнь имеет высокую значимость. Корреляционный анализ выявил семь системообразующих из исследуемых параметров. Ими явились особенности личности респондентов: экстраверсия, коммуникативность, эгоистичность, спонтанность, авторитарность, агрессивность, важная ценность «материально обеспеченная жизнь», соединенных между собой прямыми корреляционными связями. Доступная ценность «Наличие хороших и верных друзей» также имеет большое количество корреляционных связей, но с системой связана посредством прямой связи с важной ценностью «Материально обеспеченная жизнь». В совокупности личностных характеристик, респонденты, принявшие участие в исследовании, имеют наглядно-образный и интуитивный стили когнитивной деятельности. Полученные результаты могут быть использованы при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых с курсантами в процессе психологического сопровождения обучения летного состава.
Ключевые слова: профессионально важные качества, структура профессионально важных качеств, психолого-педагогическое сопровождение, курсанты-летчики.
Стремительное развитие авиационной техники прямо сказывается на требовании к повышению качества профессиональной подготовки военного летчика, уровню развития его профессионально важных качеств и, соответственно, совершенствовании системы психолого-педагогического сопровождения обучения летного состава.
Согласно психологической классификации профессий (Бодров, 2001), деятельность военного летчика сочетает в себе различные классификационные признаки. Например:
1) по характеру рабочей нагрузки субъекта деятельности и его усилий по реализации трудовых задач труд военного летчика осуществляется за счет физической, интеллектуальной, личностной и других составляющих целостного организма человека;
2) по характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса является операторским с элементами творческого; динамично-статического и однообразного;
3) в зависимости от условий деятельности выполняется в необычных, а иногда неблагоприятных и экстремальных условиях;
4) по форме организации деятельности — строго регламентированный, индивидуально-коллективный.
Согласно вышесказанному, требования к профессионально важным качествам (ПВК) военного летчика специфичны (Ворона А. А., Гандер Д. В., Пономаренко В.А, 2003). В связи с этим, продолжение изучения ПВК военного летчика в современных условиях приобретает еще большую актуальность.
Накопленный за годы многолетней практики сотрудниками научно-исследовательского отдела Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) материал, касающийся вопроса психологического сопровождения профессиональной подготовки военного летчика, опирающийся на современные исследования личности в целом (Фанталова, 2011, Щербакова, 2011, Kyrpenko, 2015, Григорьев, Макаревская, 2017, Щербакова, 2017), нуждается в некотором переосмыслении с учетом современных требований к личности военного летчика.
Теоретическое основание исследования
Согласно В. А. Бодрову (2001), профессиональный психологический отбор направлен на определение состояния, степени развития совокупности психологических качеств личности, которые определяются требованиями определенных профессий или специальностей и способствуют успешному их овладению с последующей эффективной рабочей деятельностью» (Лазуткин В. И., Жильцов В.А, Зараковский Г. М., Островский Н. П., 2005) при влиянии неблагоприятных факторов внешней среды, иногда скрытых под термином «человеческий фактор» (Wiegmann, D. A., & Shappell, S. A. (2003), Andrew T. Miranda, 2018). Вместе с тем, анализ научных исследований в области авиационной психологии показывает, что успешность профессиональной летной деятельности определяется не только уровнем развития ПВК. Важна их структурно-иерархическая организация (Лазуткин В. И., Жильцов В.А, Зараковский Г. М., Островский Н. П., 2005, Бодров, 2007, Надеждина, 2011, Королева, 2015, Щербакова, Ожигова, 2016, Фоменко, 2017).
Разработанная ранее психограмма военного летчика (Ворона А. А., Пономаренко В.А, 1992) постоянно уточняется современными разработками в области диагностики ПВК курсантов и летчиков на разных этапах профессионального становления (Мальчинский, 2010, Крачко, 2013, Щербакова, 2013, Kyrpenko, 2015, Лукинова, Мальчинский, Михайлова, Некрасов, Щербакова, 2016, Щербакова, Ожигова, 2016, Лукинова, 2017, Щербакова, Ожигова, 2017, Королева, Щербакова, 2018). Конкретизация разработанных групп ПВК военного летчика в целом позволяет осуществлять психологическое сопровождение обучения летного состава в КВВАУЛ (Ворона, Гандер, Пономаренко, 2003).
В ходе проведенных исследований выявлено, что структура исследуемых профессионально важных качеств личностной группы меняется у курсантов на протяжении обучения в вузе. Так, установлено, что системообразующими в структуре личностной группы ПВК военного летчика курсантов-первокурсников являются агрессивность, интроверсия, лабильность, спонтанность, ригидность, моральная нормативность (Лукинова, Щербакова, Михайлова, Колесниченко, 2017). Системообразующими в структуре личностной группы ПВК военного летчика курсантов-второкурсников стали экстраверсия, коммуникативность, спонтанность, лабильность, эгоистичность, авторитарность, личностный адаптационный потенциал и доступность ценности красоты природы и искусства (Лукинова, 2017). Причем значительное влияние на формирование структуры оказывает профессионально-образовательная среда вуза.
Отсюда возникла новая исследовательская цель — изучить структуру личностной группы ПВК курсантов-третьекурсников, т.е. фактически определить те динамические изменения, которые происходят в структуре личности курсанта от первого курса к третьему.
Выборка. Методики исследования
Выборка: 77 чел. — курсанты-третьекурсники, все респонденты мужского пола, в возрасте 18-25 лет. Изучение ПВК респондентов осуществлялось с использованием методик: индивидуально-типологический опросник (Собчик, 2003); многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), адаптированный А. К. Маклаковым и С. В. Чермяниным (2005); методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (2011); методика «Ценностные ориентации, в модификация Е. В. Фанталовой (2011); методика исследования личностной доминанты В. Гарб-узова (1994); методика диагностики интуитивных способностей Айзенка (2004).
Все методики являются разрешенными для использования при диагностике личностного блока в структуре ПВК, методологически обоснованы концепцией профессионального психологического отбора и психологического сопровождения подготовки военного лётчика (А. А. Ворона, Д. В. Гандер, В. А. Пономаренко) и современными исследованиями в области авиационной психологии.
Статистический анализ полученных результатов проводился путем вычисления средних значений и статистических отклонений (т ± s), корреляционного анализа (по Спирмену, при уровне значимости р^0,05), полученных с использованием вышеуказанных методик.
Эмпирические результаты и их интерпретация
Опишем количественные значения (средних значений и статистических отклонений (М ± т)) личностных особенностей респондентов 3 года обучения, полученных с помощью вышеперечисленных методик:
1. «Индивидуально-типологический опросник»: выражены факторы «коммуникативность»; «экстраверсия»; «спонтанность».
2. «Ценностные ориентации» (модификация Е. В. Фанталовой): выражены «важная» ценность «Материально обеспеченная жизнь» и «доступная» ценность «Наличие хороших и верных друзей».
3. «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири): выражены показатели: «авторитарный»; «эгоистичный»; «агрессивный».
Под «экстраверсией» понимается обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность. «Коммуникативность» отражает склонность к широким контактам с людьми, разговорчивости, общительности. Под «спонтанностью» понимается — непродуманность в высказываниях и поступках.
Шкала «авторитарный» представляет собой тип отношения к окружающим, при котором личность выражает (не выражает) лидерские и организаторские качества, дает советы, проявляет уверенность к себе, упорство, настойчивость, доминантность, требует к себе уважения. Под шкалой «агрессивный» понимается такой тип отношения к окружающим, при котором личность может проявлять жесткость и враждебность по отношению к окружающим, требовательность, прямолинейность, строгость и резкость в оценке других людей, упрямство, упорство, настойчивость и энергичность. Шкала «эгоистичный» характеризуется таким типом отношения к окружающим, при котором личность проявляет эгоистические черты, независимость, самовлюбленность, расчетливость, ориентацию на себя, стремление быть над всеми, но одновременно в стороне от всех.
Под «важной» ценностью «Материально обеспеченная жизнь» понимается важность и значимость материально обеспеченной жизни (отсутствие материальных затруднений). «Доступная» ценность «Наличие хороших и верных друзей» означает доступность, более легкая достижимость обретения друзей в жизни респондента.
Проведенный анализ средних значений, установил, что по степени выраженности факторов основными личностными особенностями респондентов, обучающихся на 3-м курсе, являются: высокий показатель типа «авторитарный», выраженные умеренно «эгоистичный» и «агрессивный» типы; «спонтанность», «экстраверсия» (приближенная к границе избыточно выраженных), «коммуникативность» (ближе к умеренно выраженным); «важная» ценность «Материально обеспеченная жизнь», «доступная» ценность «Наличие хороших и верных друзей» (приближена к границам слабо выраженных).
Тем самым, о курсантах-третьекурсниках можно сказать, что это люди в основном «сильного» (гипертимного) типа поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, они социально активны, энергичны, стремятся к самоутверждению, лидерству, доминантности, проявляют склонность к соперничеству, ориентированы на себя, настойчивы и упорны, любят давать советы и требуют к себе уважения. Для них доступно обретение друзей и значима материально-обеспеченная жизнь. Для курсантов в большей степени характерны наглядно-образный и интуитивный стили когнитивной деятельности.
В результате корреляционного анализа было установлено, что из всего комплекса проводимых с данной группой методик (55 шкал), используемых при исследовании респондентов, наибольшее количество значимых корреляционных связей показали 8 шкал: «экстраверсия» (19 связей); по 16 связей имеют шкалы «коммуникативность», «эгоистичный», «спонтанность», «авторитарный», «агрессивный», важная ценность «Материально обеспеченная жизнь», доступная ценность «Наличие хороших и верных друзей». Семь из них стали системообразующими. Все связи прямые. Шкала «Наличие хороших и верных друзей» прямо связана только с одной из них — со шкалой «Материально обеспеченная жизнь» (структурно-графическая схема 1).
Опишем полученную структуру ПВК респондентов третьего года обучения. Приведем последовательно описание связей: «экстраверсия» связана с «важной»
Структурно-графическая схема 1 — Структура личностных особенностей курсантов,
обучающихся на третьем курсе
ценностью «Материально обеспеченная жизнь» (г = 0,37), которая, в свою очередь, связана со шкалой «эгоистичный» (г = 0,36); шкала «эгоистичный» связана со шкалой «коммуникативность» (г = 0,28); шкала «коммуникативность», в свою очередь, связана со шкалой «спонтанность» (г = 0,43); шкала «спонтанность» связана со шкалой «агрессивный» (г = 0,31); шкала «агрессивный» связана со шкалой «авторитарный» (г = 0,45), которая связана со шкалой «экстраверсия» (г = 0,42).
Отметим, что в полученной структуре курсантов-третьекурсников имеются и внутренние связи (например, «экставерсия» связана с «агрессивностью», «спонтанностью», «коммуникативностью» и т.д.).
Прямая корреляционная связь означает, что при повышении одного из взаимосвязанных качеств повышается другое, так, например, при повышении шкалы «экстраверсия» повысятся такие шкалы, как: «агрессивный» (г = 0,4), «спонтанность» (г = 0,44), «коммуникативность» (г = 0,97). При повышении «агрессивный», повышаются «экстраверсия», «эгоистичный» (г = 0,5), важность ценности «Материально обеспеченная жизнь» (г = 0,28), «коммуникативность» (г = 0,4). Повышение шкалы «авторитарный» будет способствовать повышению шкал «эгоистичный» (г = 0,63), «коммуникативность» (г = 0,42), «спонтанность» (г = 0,35), «агрессивный» и важность ценности «Материально обеспеченная жизнь» (г = 0,32). При повышении шкалы «эгоистичный» повысятся шкалы: «авторитарный», «агрессивный», «спонтанность» (г = 0,38), «коммуникативность» (г = 0,37). Повышение важности ценности «Материально обеспеченная жизнь» приведет к повышению «авторитарный» и «агрессивный». При повышении шкалы «коммуникативность» повысятся
шкалы: «агрессивный», «авторитарный», «экстраверсия», «эгоистичный». Повышение шкалы «спонтанность» повысит шкалы «авторитарный», «экстраверсия», «эгоистичный». Отметим, что в структуре исследуемых личностных особенностей установлена внешняя положительная единичная связь между «важной» ценностью «Материально обеспеченная жизнь» и «доступной» ценностью «Наличие хороших и верных друзей» (г = 0,23).
Итак, исходя из представленного выше, следует, что чем более курсанты будут прямолинейны, резки, требовательны к окружающим, тем они будут более властны, еще больше стремиться к самоутверждению посредством лидерства во всех видах групповой деятельности, полагаться только на свое мнение; навязчивость по отношению к окружающим и принятие на себя ответственности за других (как проявление «ложного» альтруизма) так же будут повышаться. Для них большую значимость приобретет материальная обеспеченность в жизни, что отразиться на удовлетворении доступной ценности «хорошие и верные друзья».
Рассмотрим образовавшиеся в результате проведения корреляционного анализа структуры каждого из восьми основных компонентов личностных особенностей курсантов третьего года обучения с другими составными элементами структуры и приведем их.
Отметим, что наибольшее количество связей в структуре ПВК респондентов третьего курса набрала шкала «экстраверсия». Опишем эти связи. Положительные связи установлены со шкалами: «авторитарный» (г = 0,4), «эгоистичный» (г = 0,4), «агрессивный» (г = 0,4), «зависимый» (г = 0,3), «дружелюбный» (г = 0,4), «альтруистический» (г = 0,4); «агрессивность» (г = 0,3), «спонтанность» (г = 0,4), «лабильность» (г = 0,4), «коммуникативность» (г = 0,97); «личностный адаптационный потенциал» (ЛАП) (г = 0,2), «коммуникативные способности» (КП) (г = 0,5); важными ценностями «Любовь» (г = 0,2), «Наличие хороших и верных друзей» (г = 0,3).
Отрицательные связи установлены с такими шкалами как: «подчиняемый» (г = -0,2); «интроверсия» (г = -0,5); важными ценностями «Красота природы и искусства» (г = -0,3), «Познание» (г = -0,2), доступной ценностью «Интересная работа» (г = -0,2).
Опишем структурные связи шкалы «агрессивный» с другими ПВК курсантов-третьекурсников. Итак, прямые связи установлены с такими шкалами, как: «авторитарный» (г = 0,4), «эгоистичный» (г = 0,5), «подозрительный» (г = 0,3), «зависимый» (г = 0,3), «альтруистический» (г = 0,4); «экстраверсия» (г = 0,4), «агрессивность» (г = 0,3), «спонтанность» (г = 0,3), «лабильность» (г = 0,4), «коммуникативность» (г = 0,4); важной ценностью «Материально-обеспеченная жизнь» (г = 0,3) и доступной ценностью «Уверенность в себе» (г = 0,3). Обратные связи установлены со шкалами: «ЛАП» (г = -0,3), «НПУ» (г = -0,3), «соблюдение социальных норм и правил поведения» (МН) (г = -0,4); доступной ценностью «Интересная работа» (г = -0,3).
Далее приведем выявленные связи между шкалой «спонтанность» и другими компонентами структуры ПВК респондентов. Так, положительные связи установлены со шкалами: «интуиция» (г = 0,3); «авторитарный» (г = 0,3), «эгоистичный» (г = 0,4), «агрессивный» (г = 0,3); «экстраверсия» (г = 0,4), «агрессивность» (г = 0,2), «лабильность» (г = 0,2), «коммуникативность» (г = 0,4); «коммуникативный потенциал» (г = 0,3); важной ценностью «Наличие хороших и верных друзей» (г = 0,2), доступной ценностью «Уверенность в себе» (г = 0,3). Отрицательные связи установлены с такими шкалами как: «подчиняемый» (г = -0,3); «интроверсия» (г = -0,3);
«сенситивность» (г = -0,3), «моральная нормативность» (г = -0,2); доступной ценностью «Интересная работа» (г = -0,3).
Далее проанализируем выявленные в ходе корреляционного анализа связи шкалы «эгоистичный» с другими компонентами структуры личностных особенностей курсантов. Так, прямые связи установлены с такими шкалами как: «авторитарный» (г = 0,6), «зависимый» (г = 0,4), «дружелюбный» (г = 0,5), «альтруистический» (г = 0,5); «агрессивный» (г = 0,4); «экстраверсия» (г = 0,4), «спонтанность» (г = 0,4), «агрессивность» (г = 0,4), «лабильность» (г = 0,4), «коммуникативность» (г = 0,4), «ложь» (г = 0,3); важной ценностью «Материально-обеспеченная жизнь» (г = 0,4), доступной ценностью «Уверенность в себе» (г = 0,3). Обратные связи обнаружены со шкалами: «интроверсия» (г = -0,2); с важными ценностями «Интересная работа» (г = -0,3), «Творчество» (г = -0,2).
Шкала «авторитарный» связана с другими компонентами структуры ПВК респондентов 3 курса следующим образом: положительные связи определены со шкалами: «зависимый» (г = 0,4), «дружелюбный» (г = 0,4), «альтруистический» (г = 0,3); «агрессивный» (г = 0,4); «эгоистичный» (г = 0,6); «экстраверсия» (г = 0,4), «агрессивность» (г = 0,3), «лабильность» (г = 0,4), «спонтанность» (г = 0,4), «коммуникативность» (г = 0,4); важными ценностями: «Здоровье» (г = 0,2), «Наличие хороших и верных друзей» (г = 0,2), «Материально-обеспеченная жизнь» (г = 0,3). Отрицательные связи выявлены с такими шкалами как: «подозрительный» (г = -0,2); «интроверсия» (г = -0,3); важной ценностью «Интересная работа» (г = -0,4).
Корреляционные связи шкалы «коммуникативность» с другими шкалами выявленной структуры таковы: прямые связи установлены со шкалами: «авторитарный» (г = 0,4), «зависимый» (г = 0,3), «дружелюбный» (г = 0,5), «альтруистический» (г = 0,4); «агрессивный» (г = 0,4); «эгоистичный» (г = 0,4); «экстраверсия» (г = 0,97), «агрессивность» (г = 0,2), «лабильность» (г = 0,4), «спонтанность» (г = 0,4); «КП» (г = 0,5); важными ценностями: «Наличие хороших и верных друзей» (г = 0,2), «Любовь» (г = 0,3). Обратные связи установлены с: «интроверсия» (г = -0,5); важной ценностью «Красота природы и искусства» (г = -0,3), доступной ценностью «Интересная работа» (г = -0,2).
Далее проанализируем связи, которые были выявлены между важной ценностью «Материально-обеспеченная жизнь» и другими составляющими структуры. Положительные связи определены со шкалами: «авторитарный» (г = 0,3), «зависимый» (г = 0,3), «альтруистический» (г = 0,3); «агрессивный» (г = 0,3); «эгоистичный» (г = 0,4); «аггравация» (г = 0,4); «альтруистический» (II) (г = 0,3); важными ценностями: «Наличие хороших и верных друзей» (г = 0,2), «Любовь» (г = 0,2). Отрицательные связи обнаружены: «интуиция» (г = -0,2); «сенситивность» (г = -0,2); «доминантный» (г = -0,2); важными ценностями: «Красота природы и искусства» (г = -0,2), «Познание» (г = -0,4), «Творчество» (г = -0,4).
Как упоминалось ранее, в результате корреляционного анализа доступная ценность «Наличие хороших и верных друзей» имеет 16 связей. Прямые связи были установлены со следующими шкалами: «дигнитофильный» (г = 0,2); «аггравация» (г = 0,2); важными ценностями: «Наличие хороших и верных друзей» (г = 0,3), «Материально обеспеченная жизнь» (г = 0,2), «Уверенность в себе» (г = 0,2), доступными ценностями: «Здоровье» (г = 0,4), «Счастливая семейная жизнь» (г = 0,2), «Уверенность в себе» (г = 0,3). Обратные связи установлены: с такими важными ценностями, как: «Активная и деятельностная жизнь» (г = -0,2), «Интересная работа» (г = -0,3), «Кра-
сота природы искусства» (г = -0,3) и доступными ценностями: «Красота природы искусства» (г = -0,5), «Материально обеспеченная жизнь» (г = -0,3), «Свобода как независимость в поступках и действиях» (г = -0,4), «Творчество» (г = -0,4).
Заключение
Таким образом, было определено, что структура изучаемых ПВК курсантов 3-го курса включает в себя 7 системообразующих элементов: экстраверсия, агрессивность, спонтанность, эгоистичность, авторитарность, коммуникативность, материально-обеспеченная жизнь, каждый из которых имеет значимые связи с большим количеством других особенностей личности. Доступная ценность «Наличие хороших и верных друзей» также имеет большое количество корреляционных связей, но с системой связана посредством прямой связи с важной ценностью «Материально обеспеченная жизнь». В совокупности исследуемых личностных параметров респонденты имеют наглядно-образный и интуитивный стили когнитивной деятельности.
В целом респонденты имеют средний уровень выраженности изучаемых ПВК личностной группы и некоторые характеристики нуждаются в коррекционном воздействии — это такие качества личности как: авторитарность, экстраверсия, эгоистичность и спонтанность. Учитывая то, что курсанты рассматривают профессиональную деятельность как возможность удовлетворения потребности в материально-обеспеченной жизни, иногда снижая ценность самой деятельности, ее социальную значимость и романтику, снижение авторитарности, может привести к качественно новому отношению к деятельности — повышению интереса и рассмотрению ее не только как источника возможности материальной обеспеченности, а как возможность самовыражения и самореализации. Качественное положительное изменение личности будет выражено в том, что курсанты станут более сдержанны, организованны и избирательны в выборе друзей.
Библиографический список
Айзенк, С. (2004). Проверьте свой экстрасенсорный Ю. М.: ЭКСМО.
Бодров, В. А. (ред.) (2004). Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ. 2003. Бодров, В. А. (сост.) (2007). Психологические основы профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ; Логос.
Бодров, В. А. (2001). Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ.
Ворона, А. А., Гандер, Д. В., Пономаренко, В. А. (2003). Теория и практика психологического
обеспечения летного труда.М.: Военное издательство. Ворона, А. А., Пономаренко, В. А. (ред.) (1992). Формирование и развитие профессионально
важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ. М.: Военное издательство. Гарбузов, В. И. (1994). Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: АО «Сфера». Григорьев, М. В., Макаревская, Ю. Э. (2017). Личностные особенности подчиненных и предпочитаемый ими стиль управления (на примере военнослужащих). Человек. Сообщество. Управление, 18 (4), 150-161. Королева, Т. П. (2015). Психологические профессионально важные качества: системный подход. Краснодар: ИП Дедкова С. А.
Королева, Т. П., Щербакова Е. А. (2018). Психологические особенности курсантов в связи с различиями по критериям «минимальные мозговые дисфункции» и «минимальные повреждения мозга». Общество: социология, психология, педагогика. Научный журнал, 1.
Крачко, Э. А. (2013). Психофизиологические критерии распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения по родам авиации (Канд. диссертация). Санкт-Петербург.
Лазуткин, В. И., Жильцов В. А, Зараковский Г. М., Островский Н. П. (ред.) (2005). Методики военного профессионального психологического отбора. М.: Военное издательство.
Лукинова, М. Г. (2017). Особенности соотношения ценностей курсантов разных лет набора. В О. В. Киреева, Е. В. Улько, Л. Н. Ожигова, Н. Н. Лупенко (ред.) Материалы XVII Всероссийской науч.-практ. конф. Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодого исследователя. Психология (86-91). Краснодар: Кубанский гос. Ун-т.
Лукинова, М. Г., Мальчинский Ф. В., Михайлова А. А., Некрасов С. Д., Щербакова Е. А. (2016). Разработка методики дифференциации курсантов по родам авиации: первый этап. В Личность курсанта: психологические особенности бытия. Материалы VII Всерос. науч. практ. конф. (с иностранным участием). Краснодар: Куб. гос. ун-т; КВВАУЛ; Краснодарский ун-т МВД России.
Лукинова, М. Г., Щербакова, Е. А., Михайлова, А. А., Колесниченко, В. И. (2017). Анализ исследования структуры личностной группы ПВК курсантов первого года обучения. В Личность курсанта: психологические особенности бытия. Материалы VIII Всерос. науч. практ. конф. (с иностранным участием). Краснодар: Куб. гос. ун-т; КВВАУЛ; Краснодарский ун-т МВД России.
Мальчинский, Ф. В. (2010). Личностно-значимые ориентиры внутренней позиции личности курсанта (Канд. диссертация). Краснодар.
Надеждина, В. (ред.) (2011). Практическая психодиагностика. Тесты и методики. Минск: Харвест.
Фанталова, Е. Б. (2011). Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах: психометрическое исследование показателей. Методика. Мир психологии, 2 (66), 228-243.
Фоменко, Г. Ю. (2017). Самоопределение личности: субъектно-бытийная интерпретация. Человек. Сообщество. Управление, 18 (2), 101-119.
Щербакова, Е. А. (2011). Связь образа родителей с адаптивностью личности (Канд. диссертация). Краснодар.
Щербакова, Е. А. (2013). Сравнительный анализ летчиков различных родов авиации. В С. Д. Некрасов (ред.) Личность курсанта: психологические особенности бытия. Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием). Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. Ун-т; Просвещение-Юг.
Щербакова, Е. А. (2017). Теоретические предпосылки исследования АКМЕ военного летчика в рамках деятельности научной школы В Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельникова, Т. А. Попова (ред.) Профессионально-личностное развитие курсантов авиационного вуза. Психологические проблемы смысла жизни и АКМЕ: Электронный сборник материалов XXII симпозиум. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО».
Щербакова, Е. А., Ожигова, Л. Н. (2017). Военный летчик: от профессиональной пригодности к пониманию экзистенциальности бытия личности профессионала. В А. А. Таганова, С. А. Павлова, И. С. Нестеренко, Н. А. Деева, А. С. Бондаренко, А. С. Осипова (ред.) Формирование профессионально значимых качеств сотрудников полиции: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 20 апр. 2017 г. Краснодар: Краснодарский университет МВД России.
Щербакова, Е. А., Ожигова, Л. Н. (2016). Военный летчик: системный подход к исследованию личности, занятой в экстремальной профессиональной деятельности. В И. Б. Шуванова, В. В. Знакова, З. И. Рябикина, Г. Ю. Фоменко, В. Ф. Енгалычева, Ю. Э. Макаревская (ред.) Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков. Сборник материалов VII Всероссийского научного семинара,
г. Сочи, 9-10 сентября 2016 г. Министерство образования РФ; Соч. гос. унт; Соц.-пед. ф-т СГУ; Сочи: СГУ.
Kyrpenko, V. N. (2015). Dynamic of Professionally Important Qualities' Changes in Cadets of Higher Flight Establishments. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 19 (6), 10-13. Miranda, A. (2018). Understanding Human Error in Naval Aviation Mishaps. Human Factors: The Journal of the Human Factors and Ergonomics Society, 60 (6), 763-777. DOI: 10.1177/0018720818771904 Wiegmann, D. A., & Shappell, S. A. (2003). A Human Error Approach to Aviation Accident Analysis: The Human Factors Analysis and Classification System. Burlington, VT: Ashgate Publishing, Ltd.
Статья поступила в редакцию 14.12.2018 Статья принята к публикации 25.01.2019
Для цитирования: Лукинова М. Г., Щербакова Е. А. Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения: структура личностных качеств. — Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20. № 1. С. 152-164.
PROFESSIONALLY IMPORTANT OUALITIES OF CADETS OF THE THIRD YEAR TRAINING: STRUCTURE OF PERSONAL QUALITIES M. G. Lukinova, E. A. Shcherbakova
Marina G. Lukinova. E-mail: [email protected] Elena A. Shcherbakova. E-mail: [email protected]
Krasnodar Higher Military Air Command and Staff College, Dzerzhinskogo Str., 135, Krasnodar, 350005, Russia.
Abstract. The requirements to the professionally important qualities of a military pilot are becoming stricter due to the onward rush of military aircraft engineering. It has been proved that the success of a pilot's professionalism is defined by both the level of development of his professional activity and by the structure and the hierarchy of his qualities as a specialist. The theoretical and methodological basis of the research is made up by the concept of a psychological selection and psychological maintenance during the military pilot's training period, worked out by D. V. Gander, V. A. Ponomarenko, and some others. Within the framework of this concept, the prognosis of professional reliability and adaptation to professional activity is exercised on the basis of assessment of the professionally important qualities of a military pilot. The article contains the results of the personalized research of a military pilot's professionally important qualities. The article is a part of a longitudinal study and it analyzes the research results of the structure of professional qualities indispensable for the 3rd year cadets, and is based on the research results for the 1st and 2nd year cadets under the influence of educational environment. The results show that the 3rd year cadets possess a visual and imaginative, as well as intuitive type of cognitive activity. They are socially active, energetic, aimed at self-affirmation, leadership, dominance, prone to rivalry, persistence and tenacity, and are self-oriented. They make friends easily, and wealthy life is very important for them. The correlation analysis has revealed seven systemic parameters out of all those under study. Here belong the following specifics of the respondents' personality: extraversion, communicability, egoism, spontaneity, authoritarianism, aggressiveness and "wealthy life" as a most important value; all of these are directly correlated. Another value — "Having true friends" — is also richly correlated but it is directly connected with the value "Wealthy life". In the aggregate of personalized characteristics, the respondents possess a visual and imaginative, as well as intuitive type of cognitive activity. The data obtained in the research can be used to carry out correctional and developmental activities in which the cadets are involved in the course of psychological maintenance during the military pilots' training period.
Keywords: professionally important qualities, structure professionally important qualities, psychological and educational maintenance, cadet pilots. DOI: 10.31429/26190567-20-1-152-164
References
Aizenk, S. (2004). Prover'te svoi ekstrasensornyi IQ [Check Your Extrasensory IQ]. M.: EKSMO.
Bodrov, V. A. (2001). Psikhologiiaprofessional'noiprigodnosti [Psychology of professional aptitude]. M.: PER SE.
Bodrov, V. A. (Comp.) (2007). Psikhologicheskie osnovy professional'noi deiatel'nosti [Psychological Foundations of Professional Activity]. M.: PER SE; Logos.
Bodrov, V. A. (Ed.) (2003). Praktikum po differentsial'noi psikhodiagnostike professional'noi prigodnosti [Tutorial on Differential Psychodiagnostics of Aptitude Test]. M.: PER SE.
Fantalova, E. B. (2011). Uroven' sootnosheniia "tsennosti" i "dostupnosti" v razlichnykh zhiznen-nykh sferakh: psikhometricheskoe issledovanie pokazatelei. Metodika [The Level of Correlation Between "Value" and 'Accessibility' in Different Life Spheres: a Psychometric Research of the Indexes. Methodology]. Mirpsikhologii [The World of Psychology], 2 (66), 228-243.
Fomenko, G. Iu. (2017). Samoopredelenie lichnosti: sub"ektno-bytiinaia interpretatsiia [Self-Determination of a Personality: Subjective-Existential Interpretation]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 18 (2), 101-119.
Garbuzov, V. I. (1994). Prakticheskaia psikhoterapiia ili kak vernut' rebenku i podrostku uverennost' v sebe, istinnoe dostoinstvo i zdorov'e [Practical Psychotherapy or, How to Revive Self-Assurance, True Dignity and Health in Children and Teenagers]. SPb.: AO "Sfera".
Grigor'ev, M. V., Makarevskaia, Iu. E. (2017). Lichnostnye osobennosti podchinennykh i pred-pochitaemyi imi stil' upravleniia (na primere voennosluzhashchikh) [Personal Characteristics of Subordinates and Their Preferred Management Style (on the Example of the Military Personnel)]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 18 (4), 150-161.
Koroleva, T. P. (2015). Psikhologicheskieprofessional'no vazhnye kachestva: sistemnyipodkhod [Psychological Professionally Indispensable Qualities: a Systemic Approach]. Krasnodar: IP Dedkova S. A.
Koroleva, T. P., Shcherbakova, E. A. (2018). Psikhologicheskie osobennosti kursantov v sviazi s razlichiiami po kriteriiam "minimal'nye mozgovye disfunktsii" i "minimal'nye povrezhdeniia mozga" [Psychological Specificity of the Cadets Differing Along the 'Minimal Brain Dysfunctions' and 'Minimal Brain Damages" Criteria]. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogics], 1.
Krachko, E. A. (2013). Psikhofiziologicheskie kriterii raspredeleniia kursantov voennogo aviatsionnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniia po rodam aviatsii [Psychophysiological Criteria of Distribution for the Cadets of a Military Aviation School According to Branches of Aviation]. (Cand. Dissertation). Sankt-Peterburg.
Kyrpenko, V. N. (2015). Dynamic of Professionally Important Qualities' Changes in Cadets of Higher Flight Establishments. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 19 (6), 10-13.
Lazutkin, V. I., Zhil'tsov, V. A, Zarakovskii, G. M., Ostrovskii, N. P. (Eds.) (2005). Metodiki voennogo professional'nogo psikhologicheskogo otbora [Professional Military Psychological Selection Techniques]. Moskva, Voennoe izdatel'stvo.
Lukinova, M. G. (2017). Osobennosti sootnosheniia tsennostei kursantov raznykh let nabora [The Specificity of the Ration of Values for the Cadets of the Different Years of Admission]. In O. V. Kireeva, E. V. Ul'ko, L. N. Ozhigova, N. N. Lupenko (Eds.) Aprel'skie tezisy: Materily XVII Vserossiiskoi nauch.-prakt. konf. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie: vzgliad molodogo issledovate-lia. Psikhologiia [The April Theses: Readings of the XVIIth All-Russian Scientific and Practical Conference' Man. Community. Government': a Young Researcher's View. Psychology] (86-91). Krasnodar: Kubanskii gos. Un-t.
Lukinova, M. G., Mal'chinskii, F. V., Mikhailova, A. A., Nekrasov, S.D., Shcherbakova, E.A. (2016). Razrabotka metodiki differentsiatsii kursantov po rodam aviatsii: pervyi etap [Developing the Techniques for Differentiating Cadets According to Types of Aviation: the First Stage]. In Lichnost' kursanta: psikhologicheskie osobennosti bytiia. Materialy VII Vseros. nauch. prakt. konf. (s inostran-
nym uchastiem) [The Personality of a Cadet: Psychological Specificity of Being. Materials of the VlIth All-Russian Scientific and Practical Conference (with Foreign Speakers Participation)]. Krasnodar: Kub. gos. un-t; KVVAUL; Krasnodarskii un-t MVD Rossii.
Lukinova, M. G., Shcherbakova, E. A., Mikhailova, A. A., Kolesnichenko, V. I. (2017). Analiz issle-dovaniia struktury lichnostnoi gruppy PVK kursantov pervogo goda obucheniia [The Analysis of the Research of the Personality Group of the First-Year Cadets]. In Lichnost' kursanta: psikho-logicheskie osobennosti bytiia. Materialy VIII Vseros. nauch. prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) [The Personality of a Cadet: Psychological Specificity of Existence. Materials of the VIIIth All-Russian Scientific and Practical Conference (with Foreign Speakers Participation)]. Krasnodar: Kub. gos. un-t; KVVAUL; Krasnodarskii un-t MVD Rossii.
Mal'chinskii, F. V. (2010). Lichnostno-znachimye orientiry vntrennei pozitsii lichnosti kursanta [Personally Indispensable Cues for Inner Structure of a Cadet's Personality]. (Cand. Dissertation). Krasnodar.
Miranda, A. (2018). Understanding Human Error in Naval Aviation Mishaps. Human Factors: The Journal of the Human Factors and Ergonomics Society, 60 (6), 763-777. DOI: 10.1177/0018720818771904
Nadezhdina, V. (Ed.) (2011). Prakticheskaia psikhodiagnostika. Testy i metodiki [Practical Psycho Diagnostics. Tests and Techniques]. Minsk: Kharvest.
Shcherbakova, E. A. (2011). Sviaz' obraza roditelei s adaptivnost'iu lichnosti [The Connection Between the Parents' Image and a Person's Adaptability]. (Cand. Dissertation). Krasnodar.
Shcherbakova, E. A. (2013). Sravnitel'nyi analiz letchikov razlichnykh rodov aviatsii [A Comparative Analysis of the Pilots from Different Branches of Aviation]. In S. D. Nekrasov (Ed.) Lichnost' kursanta: psikhologicheskie osobennosti bytiia. Materialy IV Vseros. nauch.-prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) [The Personality of a Cadet: Psychological Specificity of Existence. Materials of the IVth All-Russian Scientific and Practical Conference (with Foreign Speakers Participation)]. Krasnodar: VUNTs VVS "VVA", Kubanskii gos. Un-t; Prosveshchenie-Iug.
Shcherbakova, E. A. (2017). Teoreticheskie predposylki issledovaniia AKME voennogo letchika v ramkakh deiatel'nosti nauchnoi shkoly "Professional'no-lichnostnoe razvitie kursantov avi-atsionnogo vuza" [Theoretical Premises for the Research of a Military Pilot's Peak Within the Scope of Scientific Activity of the School "Professional and Personal Development of Aviation Institution Cadets"]. In G. A. Vaizer, N. V. Kisel'nikovoi, T. A. Popovoi (Eds.) Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i AKME: Elektronnyi sbornik materialov XXII simpoziuma [The Psychological Problems of Life Sense and AKME: Electronic Collection of Materials of the XXII Symposium] M.: FGBNU "Psikhologicheskii institut RAO".
Shcherbakova, E. A., Ozhigova, L. N. (2016). Voennyi letchik: sistemnyi podkhod k issledovaniiu lichnosti, zaniatoi v ekstremal'noi professional'noi deiatel'nosti [Military Pilot: a Systemic Approach to the Research of a Person in Some Extreme Professional Activity]. In I. B. Shuvanova, V. V. Znakova, Z. I. Riabikina, G. Iu. Fomenko, V. F. Engalycheva, Iu. E. Makarevskaia Psikhologiia bezopasnosti i psikhologicheskaia bezopasnost': problemy vzaimodeistviia teoretikov i praktikov. Sbornik materialov VII Vserossiiskogo nauchnogo seminara [Psychology of Safety and Psychological Safety: Problems of Interaction of Theoreticians and Practitioners. Collection of materials of the VIIth All-Russian Scientific Seminar]. Ministerstvo obrazovaniia RF; Soch. gos. unt; Sots.-ped. f-t SGU; Sochi: SGU.
Shcherbakova, E. A., Ozhigova, L. N. (2017). Voennyi letchik: ot profess sional'noi prigodnosti k ponimaniiu ekzistentsial'nosti bytiia lichnosti professional [Military Pilot: from Professional Aptitude to Understanding the Existence of Being of a Professional]. In A. A. Taganova, S. A. Pavlova, I. S. Nesterenko, N. A. Deeva, A. S. Bondarenko, A. S. Osipova (Eds.) Formirovanie professional'no znachimykh kachestv sotrudnikov politsii. Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf [Formation of the Professionally Indispensable Qualities in Law Enforcement Officers. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Krasnodar: Krasnodarskii universitet MVD Rossii.
Vorona, A. A., Gander, D. V., Ponomarenko V. A. (2003). Teoriia i praktika psikhologicheskogo obe-specheniia letnogo truda [Theory and Practice of Psychological Maintenance in Flying Work]. M.: Voennoe izdatel'stvo
Vorona, A. A., Ponomarenko, V. A. (Eds.) Formirovanie i razvitieprofessional'no vazhnykh kachestv u kursantov v protsesse obucheniia v VVAUL [Formation and Development of Cadets' Professionally Indispensable Qualities in the Process of Learning at VVAUL]. M.: Voennoe izdatel'stvo.
Wiegmann, D. A., & Shappell, S. A. (2003). A Human Error Approach to Aviation Accident Analysis: The Human Factors Analysis and Classification System. Burlington, VT: Ashgate Publishing, Ltd.
Received 14.12.2018 Accepted 25.01.2019
For citation: Lukinova M. G., Shcherbakova E. A. Professionally important qualities of cadets of
the third year training: structure of personal qualities.— South-Russian Journal of Social Sciences.
2019. Vol. 20. No. 1. Pp. 152-164.
© 2018 by the author(s). This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY) license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).