Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННО-АВИАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННО-АВИАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ЛЕТНЫЙ ТРУД / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ВРАЧЕБНО-ЛЕТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА / FLIGHT WORK / PSYCHOLOGICAL AND PHYSICAL EVALUATION / PSYCHOLOGICAL SELECTION / MEDICAL EXPERTISE / AVIATION MEDICINE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальчинский Фёдор Валентинович, Крачко Эльвира Адисовна, Красильников Геннадий Тимофеевич

Рассматривается история становления отечественной военно-авиационной психологии как прикладной научно-практической отрасли психологии летного труда, возникшей на стыке авиационной медицины, авиационной педагогики и запросов военной авиационной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мальчинский Фёдор Валентинович, Крачко Эльвира Адисовна, Красильников Геннадий Тимофеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND CONTINUITY IN DEVELOPMENT OF DOMESTIC MILITARY AVIATION PSYCHOLOGY

The history of the establishment of domestic military aviation psychology is considered as an applied scientific and practical branch of the flight work psychology, created at the interface between the aviation medicine, aviation pedagogics and requests of the aviation practice.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННО-АВИАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Традиции и преемственность в развитии отечественной военно-авиационной психологии

Подполковник запаса Ф.В. МАЛЬЧИНСКИЙ, кандидат психологических наук

Капитан медицинской службы запаса Э.А. КРАЧКО, кандидат медицинских наук

Капитан медицинской службы в отставке Г.Т. КРАСИЛЬНИКОВ, доктор медицинских наук

АННОТАЦИЯ SUMMARY

Рассматривается история становления отечественной военно-авиационной психологии как прикладной научно-практической отрасли психологии летного труда, возникшей на стыке авиационной медицины, авиационной педагогики и запросов военной авиационной практики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Летный труд, психофизиологические качества, психологический отбор, врачебно-летная экспертиза, авиационная медицина.

ОТРАСЛЬЮ психологии, которая изучает психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов, является авиационная психология. Как научно-практическое направление она возникла на заре авиации на стыке авиационной медицины, психологии труда и авиационной педагогики в связи с практическими потребностями, поскольку большая специфичность протекания психических процессов при выполнении полета обусловила выделение авиационной психологии в самостоятельную дисциплину1. Следует отметить, что именно военно-авиационная психология

The history of the establishment of domestic military aviation psychology is considered as an applied scientific and practical branch of the flight work psychology, created at the interface between the aviation medicine, aviation pedagogics and requests of the aviation practice.

KEYWORDS

Flight work, psychological and physical evaluation, psychological selection, medical expertise, aviation medicine.

определяет главную специфику авиационной психологии и является ее стержневой генетической основой, поскольку с появлением первых моделей самолетов возникли идеи их военного применения. И первые открытия, и обоснованные положения по психологическому обеспечению авиации сделаны военными специалистами — летчиками, врачами, психологами, психофизиологами. Гибель в авиакатастрофе поручика Минкевича еще в 1905 году показала необходимость специального отбора в воздухоплаватели. В 1909 году на совете Всероссийского аэроклуба было принято решение допускать к полетам только после медицинско-

го освидетельствования, что считается зарождением отечественной авиационной медицины, а через год военное ведомство закрепляет медицинский отбор в авиации, издав приказ № 481 с «Расписанием болезней и телесных недостатков, препятствующих службе... в воздухоплавательных частях на аэростатах и аэропланах»2.

В России с начала XX века быстро развивалась военная авиация: в 1910 году было всего пять военных летчиков, а в 1912 — уже около ста. В 1910 году создаются авиационный отдел при Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине и Севастопольская авиационная школа. Главное инженерное управление получило задание по созданию и боевому использованию аэропланных отрядов в Вооруженных Силах России. Инженерные войска стали колыбелью авиации России, которая зародилась и получила опыт боевого применения перед и в годы Первой мировой войны как новый род оружия — Императорский военно-воздушный флот. А началом создания военной авиации в России считается 12 августа 1912 года, когда по военному ведомству России был издан приказ № 397, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба.

С возникшей потребностью стали разрабатываться программы подготовки учлетов (учащихся летной школы), общие принципы их обучения, что явилось началом становления психологического обеспечения профессиональной деятельности авиаторов. Приходилось преодолевать стереотипы как отбора, так и методик летного обучения, основывавшихся на понятии «летное чутье», на отрицании развития необходимых психологических ка-

честв в процессе обучения. Роль инструктора при этом сводилась в основном к тому, чтобы в первых вывозных полетах выявить наличие врожденных качеств и отчислить учеников, их не имеющих. Гибель учеников в самостоятельных полетах считалась закономерным «естественным отбором»3.

Авиационная практика развенчивала бытовавшие мифологические образы и ложные положения отбора и подготовки летчиков, что было связано с развитием авиационной медицины по работам Военно-медицинской академии и авиационных школ во Всероссийском аэроклубе4. По данным военного психиатра и психолога Г.Е. Шумко-ва и других исследователей, было установлено, что одного физического здоровья мало для хорошего летчика, что еще необходимы определенные психофизиологические качества5. На III Всероссийском воздухоплавательном съезде в 1914 году начальник авиашколы H.A. Яцук обосновал в своем докладе: «...стиль летанья — это вовсе не прирожденное свойство гениального летчика, а результат обучения»6. Началось изучение психологических качеств, необходимых для овладения мастерством летчика и выполнения военных заданий, создавались методики летного обучения. Как оказалось, возникшие тогда психологические проблемы профессионального отбора и психологического сопровождения профессиональной подготовки специалистов оказались стержневыми и в дальнейшем развитии авиационной психологии. Русская авиация встретила Первую мировую войну уже с определенным опытом врачебно-летной экспертизы и психологического отбора летчиков. Следует отметить, что в России психологический от-

бор начал проводиться несколько раньше, чем в ВВС других стран. Это обусловлено тем, что Россия явилась родиной теории полетов, методики и практического выполнения фигур высшего пилотажа. Штабс-капитан П.Н. Нестеров начал вводить научно обоснованную методику летного обучения с выполнением разработанных техник глубоких виражей, «мертвой петли» и других маневров. Разработка методик летного обучения проходила во взаимосвязи с исследованием качеств, необходимых летчику для успешного развития летных способностей. Это позволило России раньше других стран выявлять необходимые качества летчика и начать их практическое изучение. Первая мировая война (1914—1918) на примере авиации разных стран показала необходимость медицинского и психологического отбора поступающих в авиацию лиц7.

В годы Гражданской войны у Красной Армии на вооружении было около 300 самолетов, поэтому с 1920-х годов вопросы подготовки летных кадров стали важными для ее командования. На базе Центрального института труда по указанию Главвоздухфлота в июне 1920 года создается комиссия по изучению условий труда пилотов, перед которой были поставлены задачи установления правил приема в летные училища и критериев врачебно-летной экспертизы, разработки норм питания для летного состава, а также изучения влияния факторов полета на организм. На основании анализа авиационных катастроф старший врач авиашколы С.Е. Минц установил, что в 90 % случаев катастрофы зависят от индивидуальных качеств летчика8. Поэтому психологическое направление во врачебно-летных экспертизах продолжало разви-

В России психологический отбор начал проводиться несколько раньше, чем

в ВВС других стран. Это было обусловлено тем, что Россия явилась родиной теории полетов, методики и практического выполнения фигур высшего пилотажа.

ваться и во всех авиационных школах были организованы психологические лаборатории. В 1924 году Главвоздухфлот по договоренности с Военно-санитарным управлением организует Центральную психофизиологическую лабораторию ВВС. Основным направлением советской авиационной медицины становится психофизиология, соединившая в себе психологические и физиологические методы. Центральную психофизиологическую лабораторию возглавлял психиатр Н.М. Добротворский, и в нее вошли сотрудники профессора И.П. Павлова Ю.А. Васильев и A.B. Лебединский. К1932 году ВВС имели IV сектор Научно-исследовательского санитарного института и сеть психофизиологических лабораторий9.

Таким образом, к тому времени была создана целая система профессионального психологического отбора, проводился летно-испытательный отбор — выявление летных качеств в процессе испытательных полетов10. Что касается уровня психологических исследований того времени, то известный психолог Л. Кронбах в 1960-х годах отмечал, что тогдашние тесты отличались от тестов 20-х годов настолько же, насколько нынешние автомобили отличаются от автомобилей того же периода — они более

эффективны, но работают по тем же принципам, что и раньше11.

Так формировалась методология авиационной психологии и развивался ее категориальный аппарат. Издавались основанные на научных исследованиях методические документы, например, «Инструкция по проведению психофизиологических испытаний в школах ВВС» (1931) и «Руководство по медицинскому и психофизиологическому отбору кандидатов, поступающих в школы ВВС» (1933), что свидетельствовало о профессиональной зрелости отечественной авиационной психологии. Психологи начинают анализировать летный труд и делают попытки обосновать в обучении летчиков необходимость развития определенных психологических качеств и свойств, а не только двигательных навыков. В целях разработки и внедрения новых методов наземной подготовки в 1936 году в Качинскую авиашколу перевели 4-й отдел Института авиационной медицины, на базе которого был создан филиал. Его возглавил военврач 3-го ранга К. К. Платонов, который для личного вхождения в проблематику прошел летное обучение и получил допуск к самостоятельным полетам. Сотрудники филиала проводили исследования методов отбора, психологии летного обучения, психологии методов наземной тренировки12. Так начало складываться научно обоснованное психологическое обеспечение летного обучения и летного труда.

Однако возможности психологии в авиации реализованы не были. В 1936 году по постановлению ЦК ВКП(б) психотехнические методики были запрещены, а психологический отбор прекратился по всей стране, в том числе и в авиации. О сложившемся состоянии

психологии того времени может свидетельствовать такой факт, что в Институте авиационной медицины, например, проходило совещание на тему «Нужна ли авиации психология». Все это привело к отступлению от достижений отечественной науки и практики в комплексном медицинском и психологическом профессиональном отборе.

Но практическая потребность в психологическом отборе сохранялась. Он, пусть и в редуцированной форме, проводился авиационными врачами во время врачебно-лет-ной экспертизы как в довоенные годы, так и в годы Великой Отечественной войны. Зачастую без употребления термина «психология» решались проблемы, связанные с психологическими особенностями авиаторов, их обучением и подготовкой. Но этот разрыв преемственности в развитии научной военно-авиационной психологии, конечно, вызвал отставание от мировой авиационной психологии. В 1952 году были опубликованы «Материалы по авиационной психологии ВВС США» в 19 томах, в которых представлены исследования американских авиационных психологов во время Второй мировой войны. Так, в одном исследовании американские специалисты проанализировали боевую работу тысячи военных летчиков в годы войны и установили, что после первого воздушного боя остается 6о % боеспособных летчиков, после второго — 78 % и только после пятого боя все юо % летчиков пригодны к ведению воздушных боев. То есть летчики, непригодные для боевых действий в воздухе, отсеиваются в первых пяти воздушных боях. Аналогичные закономерности были установлены и у нас: 2,5 % летчиков уничтожили зз % всех фашистских

С развитием авиации и космонавтики происходило становление инженерной психологии, эргономики, авиационной медицины и психологии, психофизиологии, постепенно формировались системные взгляды, идеи по изучению психофизиологических свойств человека-оператора и психофизиологических механизмов регуляции летной деятельности, вопросы которой начали решаться исходя из анализа системы «летчик—самолет—среда». Системный подход позволил выявить многообразие связей внутри системы для практической реализации их в процессе подготовки и выполнения полетов.

самолетов, сбитых в период Великой Отечественной войны13. Это драматический аргумент в пользу того, что отбор в авиации лучше проводить на земле, чем в небе.

В послевоенный период в отечественной авиации появились реактивные самолеты, что потребовало переучивания летного состава и создавало новые психологические проблемы. В связи со стремительным послевоенным прогрессом в авиации обострилась необходимость психологического обеспечения подготовки и переподготовки специалистов. В 1947 году был организован Научно-исследовательский испытательный институт авиационной медицины ВВС и в его составе отдел экспериментальной психологии, задачами которого являлись разработка и методическое руководство исследовательских работ по авиационной психологии в лабораториях и кабинетах авиационной медицины строевых частей и летных училищ.

В 1958 году под руководством К. К. Платонова началась масштабная научно-исследовательская работа под названием «Изучение возможностей применения психологического метода обследования при первичном отборе курсантов в военно-авиационные училища первоначального обучения летчиков». Само название НИР говорило о состоянии проблемы авиационной психологии и существовавших в то время взгля-

дах на нее. С этого началось возрождение школы отечественной авиационной психологии, в которой использовался опыт прежние экспериментальные данные14.

В результате исследований 1958— 1964 годов был составлен комплекс методик, удобных для практического применения и наиболее точно дающих прогноз успешности к летной деятельности. При этом оценивались такие необходимые летчику качества, как эмоциональная устойчивость, внимание, память, способность к быстрой выработке и перестройке навыков, помехоустойчивость, быстрая сообразительность и ориентировка во всем новом. Были разработаны нормативно-оценочные шкалы, правила вынесения экспертных заключений о профессиональной пригодности к летному обучению. На служебном совещании, состоявшемся в начале 1964 года, было решено распределять кандидатов по степени профессиональной пригодности на четыре группы: первая (отличные показатели) — рекомендуются для зачисления в первую очередь; вторая (хорошие показатели) — рекомендуются для зачисления на общих основаниях; третья (посредственные показатели) — рекомендуются для зачисления после первой и второй групп при высоких оценках вступительных экзаменов; четвертая группа (низкие показатели) — не принимать в летное училище15. Кстати,

эта классификация категорий годности кандидатов к летному обучению сохранилась и применяется по настоящее время.

Проведение профессионального психологического отбора (ППО) кандидатов в авиацию было утверждено приказом ГК ВВС от 20 мая 1964 года № 1488 и стало обязательным, тогда как в гражданской авиации обязательность отбора была официально утверждена лишь в 1982 году16.

В качестве руководящего документа проведения ППО издано «Методическое пособие по организации и проведению психологического отбора в летные училища», в основу которого положена теория психологического отбора, разработанная К.К. Платоновым, Т.Т. Джамгаровым, Н.И. Майзелем, В.Д. Небылициным, Б.М. Тепловым, Б.Л. Покровским, В.Л. Марищуком, Ю.К. Демьяненко и другими17.

С развитием авиации и космонавтики происходило становление инженерной психологии, эргономики, авиационной медицины и психологии, психофизиологии, постепенно формировались системные взгляды, идеи по изучению психофизиологических свойств человека-оператора и психофизиологических механизмов регуляции летной деятельности, вопросы которой начали решаться исходя из анализа системы «летчик—самолет—среда». Системный подход позволил выявить многообразие связей внутри системы для практической реализации их в процессе подготовки и выполнения полетов.

Инженерное направление психологического обеспечения летной деятельности базировалось на исследовании положений общей психологии, изложенных в трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и др., и на творческом

применении данных достижений в соответствии с потребностями военной авиации. Г.М. Зараков-ским разработана гипотеза иерархической организации, целостной системы деятельности оператора в составе эргатической системы, которая опирается на общую теорию деятельности А.Н. Леонтьева. Благодаря гипотезе оперативного образа Д.А. Ошанина, представлению о совмещенной деятельности и образе полета Г.Т. Берегового, В.Л. Марищука, Б.Ф. Ломова, Н.Д. Заваловой, концепции профессионально важных качеств (ПВК), профессионального мышления, методике летного обучения В.А. Бодрова, В.А. Пономаренко, Д.В. Гандера и других были сформулированы идеи о психологической и психофизиологической сущности летной деятельности18.

При решении задач обеспечения безопасности полетов проводились исследования по профилактике авиационных происшествий, оценке профессиональной надежности пилотов, в основу которых легли положения авиационной авариологии, концепций личного и человеческого факторов, системной организации профессиональной деятельности (В.В. Козлов, В.А. Пономаренко, А.Г. Шишов и др.)19.

К 1990-м годам в процессе масштабных исследований соответствия человека требованиям летной профессии было сформулировано понятие ПВК как качеств, играющих ключевую роль и несущих основную нагрузку при освоении и осуществлении летной деятельности, упорядоченная совокупность которых составляет основу психограммы профессионала20. Была создана оптимальная система подготовки, основанная на концепции формирования и развития профессионально важных

качеств. Именно включение в систему подготовки летного состава методов управляемого всестороннего развития летных ПВК позволяет формировать у курсантов профессионально ориентированную структуру психики летчика, которая представляет собой целостную систему21.

Программа разрабатывалась более десяти лет под руководством В.А. Пономаренко большим коллективом научных сотрудников — психологов, врачей, летчиков, инженеров, преподавателей. На выборке около 300 человек были проведены тысячи экспериментов, наземных и в полете, установлено, что успешность летной деятельности определяется не столько отдельными ПВК, сколько их специфически организованной системой. А формирование системы этих качеств предусматривает развитие всех сфер психики курсантов, отвечающих психологическому содержанию летной деятельности. В концепции ПВК выделены пять блоков качеств: личностные, интеллектуальные, психофизиологические (или операторские), физиологические и физические. В основе концепции В.А. Пономаренко лежат представления о структурно-иерархической схеме ПВК, о наличии системных связей между качествами, их взаиморазвитии и взаимокомпенсации. Исходя из этой концепции коллективом ученых во главе с академиком В.А. Пономаренко создана система диагностики ПВК, основанная на экспертно-аналитическом методе многомерного шкалирования, — автоматизированная система психологического отбора. Данная система была разработана в целях психологического тестирования кандидатов, поступающих в летные училища, а также в интересах

динамического контроля за развитием профессионально важных качеств у курсантов, необходимых для успешного освоения профессии военного летчика. Подбор методов и расчет нормативных шкал в этой системе, апробация, проверка валидности и надежности методик основаны на анализе материалов многолетнего обследования летного состава и курсантов летных училищ различного профиля.

В трудах авиационных психологов и психофизиологов еще в 8о-х годах прошлого века сложилось представление о необходимости динамического прогнозирования профпригодности, когда за первым этапом отбора кандидатов на обучение следует этап изучения психологических особенностей освоения курсантами летного труда в период профессиональной подготовки в авиационном училище22. Данный так называемый пролонгированный отбор стал обозначаться как профессиональное психологическое сопровождение профессиональной подготовки специалиста23. Оно направлено на улучшение процессов военно-профессиональной адаптации, на углубленное изучение индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей курсантов с целью формирования и развития их профессионально важных качеств, разработку рекомендаций по распределению курсантов по летным специальностям (родам авиации), на совершенствование профессиональной подготовки в целом.

Таким образом, к 1990-м годам в отечественной научно-практической авиационной психологии оформились три главных направления: профессиональный психологический отбор, профессиональное психологическое сопровождение профессиональной подготовки и

распределение по родам авиации, которые опираются на традиции собственных (отечественных) достижений и доступный международный опыт. Однако в 90-е годы XX века в нашей стране происходят глобальные изменения, в связи с чем исследования в области авиационной психологии и медицины, инженерной психологии, эргономики, физиологии труда сократились до минимума. Созданный еще в 1935 году Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины Минобороны СССР Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 года № 1390 и приказом Министра обороны РФ от 15 декабря 1998 года № 558 был преобразован в Научно-исследовательский испытательный центр (НИИЦ) Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины МО РФ, основные направления научной деятельности которого — обеспечение боевой подготовки, безопасности полетов, профессионального здоровья и долголетия авиационных специалистов, эффективности и надежности деятельности человека при использовании всех видов современной, модернизируемой и перспективной авиационно-космической техники и вооружения.

В процессе реформы ВС РФ расформированы Барнаульское, Армавирское, Оренбургское, Бала-шовское и другие летные училища, в которых имелись свои серьезные теоретические наработки, богатый практический опыт, материальная база. А с 2001 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ю мая 2001 года и Приказом МО РФ от 23 июля 2001 года № 278 подготовка военных летчиков по всем направлениям и профилям

авиации была передана в одно учебное заведение — Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (КВВАУЛ). Специалисты профессионального психологического отбора училища столкнулись с определенными трудностями при попытках сохранить преемственность в получении и применении богатейшего отечественного опыта предшественников военно-авиационной психологии по проведению ППО, а также психологического и психофизиологического сопровождения профессиональной подготовки авиационных специалистов.

Тогда и было принято решение о создании сначала внештатного, а затем и штатного научно-практического подразделения — научно-исследовательского отдела (профессионального психологического отбора и психологического сопровождения обучения летного состава) (НИО). Следует отметить, что существенную помощь в создании отдела, в определении его функциональных задач, направлений научных исследований оказали академик В.А. Пономаренко, профессора В.А. Бодров, А.А. Ворона, Д.В. Гандер, В.Л. Марищук, Б.Л. Покровский. Научно-методическую помощь в работе НИО КВВАУЛ осуществляет НИИЦ (авиационно-космической медицины и военной эргономики) Центрального научно-исследовательского института ВВС МО РФ. Создание данного отдела в КВВАУЛ позволило продолжить исследования авиационной психологии на современном этапе развития авиации, предъявляющей все более высокие требования к человеку, управляющему летательными аппаратами. Его главные задачи заключаются в проведении научно-исследовательских работ

в области авиационной психологии, психофизиологии и физиологии летного труда для оптимизации и совершенствования мероприятий профессионального психологического отбора летного состава; организации и проведении профессионального психологического, психофизиологического сопровождения обучения летного состава; совершенствовании мероприятий по оптимальному распределению курсантов-летчиков по родам авиации; участии в мероприятиях военно-профессиональной ориентации. Так, с учетом отечественного и зарубежного опыта отделом создана современная система профессионального психологического сопровождения обучения курсантов-летчиков. Впервые в нашей стране с участием его сотрудников разработаны критерии их дифференциации по родам современной авиации24. Специалистами отдела эти критерии внедрены в практику и на их основе создана система дифференциации курсантов по родам авиации. Результаты научных исследований специалистов НИО используются для повышения эффективности и безопасности летного труда, совершенствования системы профессионального отбора и подготовки авиационных специалистов, что отражено в научных трудах и отчетах о научно-исследовательских работах отдела различного уровня категорий25.

НИО КВВАУЛ создавался как научно-практическая структура, базирующаяся на теоретических и методологических подходах и концепциях великих предшественников в авиационной психологии. Прежде всего это разработанный в трудах К.К. Платонова и продолженный В.А. Пономаренко и

другими личностный подход, свидетельствующий о том, что профессиональная пригодность обусловливается многоаспектно, в том числе мотивационной, когнитивной, психомоторной, эмоционально-волевой, типологической и характерологической сферами личности. Первостепенное значение в научной работе отдела имеют положения субъектно-деятельност-ного подхода, основанного на идеях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и развитого в трудах A.B. Брушлинского, Е.А. Климова. При этом не стоит забывать, что все пункты авиационных инструкций, методических указаний и рекомендаций многократно проверены и основываются на нелегкой и нередко трагической практике летного труда, которая и диктует непосредственный заказ научных исследований в авиационной психологии. Вследствие этого необходима осторожность и тщательная экспериментальная проверка каждого пункта рекомендаций и нововведений в авиации.

Специфика военно-авиационной психологии состоит в обосновании положений психологического обеспечения боевого применения авиации, поэтому она подчинена жестким требованиям военной авиационной практики. В результате масштабных исследований на протяжении векового развития сложился ее категориальный строй, сформировались прикладные аспекты, развиваются научные направления. Теоретические основы данной психологии представляют собой целостную систему конкретно-научной методологии, раскрывающую психологические закономерности летного труда, воспитания и обучения авиаторов. Как показывает проведенный анализ

развития отечественной военно-авиационной психологии, ее мало коснулся системный кризис, который характерен для современной мировой психологии26. Сохраняется ее методологическая близость с авиационной медициной, авиационной педагогикой и психологией труда, а также преемственность с предшествующими концепциями, что позволило сохранить критерии научности, свойственные для естественно-научного направления. Развиваясь как прикладная научная дисциплина, военно-авиационная психология в постановках задач, методах исследований и разработках, с одной стороны, использует достижения теоретической и экспериментальной психологии, а с другой — открывает новые проблемы научных исследований, возникающие в соответствии с ускоряющимся прогрессом в развитии авиационной практики. Поэтому не теряет актуальности суждение отечественного классика К.К. Платонова о том, что авиационная психология не может решать стоящие перед ней вопросы только старыми методами, что необходим поиск новых методов и вместе с тем творческое

изменение старых, арсенал которых достаточно велик применительно к решению новых задач.

Для современного этапа развития отечественной военно-авиационной психологии характерными являются сближение школ и направлений, нарастание объема прикладных разработок, совершенствование системы профессионального психологического отбора и сопровождения летной подготовки, соответствующих стремительному усложнению авиационной техники последних поколений. В ней получили дальнейшее развитие объяснительные принципы традиционных деятельностного (субъектно-деятельностного) и системного подходов, ориентированных на повышение надежности профессиональной деятельности военных летчиков и безопасности полетов27. Поэтому естественным для отечественной военно-авиационной психологии является сохранение исторических традиций и преемственности при одновременном совершенствовании и развитии созданных заслуженными предшественниками методологических разработок и научно-практических концепций.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Платонов К.К. Психология летного труда. М.: Воениздат, 1960.

2 Бодров В.А. Психологический отбор летчиков и космонавтов // Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1984. Т. 48.

ъВоронаАА., ГандерД.В.,ПономаренкоВ.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки летного состава. М., 2000.

4 Бодрое В.А. Психологический отбор летчиков и космонавтов // Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1984. Т. 48.

5 Шумков Т.Е. Психофизическое состояние воздухоплавателей во время полета // Военный сборник. 1912. № 3. С. 67-78.

6 Платонов К.К., Боброва В.В., Серова Е.Я. К истории отечественной авиационной психологии / Документы и материалы. М.: Наука, 1981.

7 Платонов К.К. Человек в полете / под ред. генерал-лейтенанта м/с Ратга-уз Л.Г., генерал-майора м/с Попова А.П. Военное издательство народного комиссариата обороны, 1946.

8 Минц С.Е. О профессиональной пригодности к службе в качестве летчика на основании статистических данных и психотехнических испытаний // Вестник Воздушного флота. 1923. № 3. С. 95—99.

9 Покровский Б.Л. К истории Государственного научно-исследовательского института военной медицины МО РФ. Разработка профессионального психологического отбора в отечественных ВВС // Вестник Межд. акад. проблем человека в авиации и космонавтике. 2004. №4(16). С. 27-40.

10 Гандер Д.В., Алексеенко М.С. Психология летного труда. М.: Изд-во СГУ, 2013.

11 Cronbach L.J. Essentials of psychological testing (2nded.). New-York: Harp-er&Row. 1960.

12 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология М.: Высш. шк., 1973.

13 Психологический отбор летчиков / под ред. Е.А. Милеряна. Киев: НИИ психологии УССР, 1966.

14 Покровский Б.Л. К истории Государственного научно-исследовательского института военной медицины МО РФ. Разработка профессионального психологического отбора в отечественных ВВС // Вестник Межд. акад. проблем человека в авиации и космонавтике. 2004. № 4 (16). С. 27-40.

15 Бодров В.А. Психологический отбор летчиков и космонавтов // Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1984. Т. 48. 264 с.

16 Крапивницкая Т.А. Авиационная психология: вчера, сегодня, завтра // Актуальные вопросы медицинского обеспечения полетов. Тезисы докладов VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию авиационной медицины в России и 70-летию кафедры авиационной и космической медицины РМАПО Росздрава. М., 2009. С. 55-63.

17 Гринько Е.В., Жиганов П.И. Психологический отбор курсантов в авиационные училища летчиков // Воен.-мед. журн. 1966. № 8. С. 63—65; Джамгаров Т. Т.

Некоторые итоги исследования проблемы психологического отбора летного состава // Материалы итоговой научной конференции при ГДОИФК за 1966 г. Д.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1967. С. 5-8.

18 Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. Красноярск: Поликом, 2006.

19 Человеческий фактор: новые подходы в профилактике авиационной аварийности / под ред. В.В. Козлова // Матер, юбил. науч. конф., поев. 90-летию со дня рожд. А.Г. Шишова. М., 2000.

20 Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ / под ред. В.А. Пономаренко, A.A. Вороны. М.: Во-ениздат, 1992.

21 Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М.: ПЕРСЭ, 2004.

22 Бодров В.А. Психологический отбор летчиков и космонавтов // Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1984. Т. 48.

23 Теория и практика психологического обеспечения летного труда / под ред. В.А. Пономаренко. М.: Воениздат, 2003.

24 Крачко Э.А. Психофизиологические критерии распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения по родам авиации: автореф. дис.... канд. мед. наук. СПб., 2013.

25 Малъчинский Ф.В. Личностно-зна-чимые ориентиры внутренней позиции личности курсанта: автореф. дис.... канд. психол. наук. Краснодар: КубГУ, 2010.

26 Юревич A.B. Системный кризис психологии // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 3-11.

27 Благинин A.A. Надежность профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем СПб.: ЛГУ, 2006.; Бодров В.А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой М.: Институт психологии РАН, 1998; Шадриков В.Д. Проблема систе-могенеза в профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.