Пути повышения качества подготовки курсантов авиационного училища летчиков
Подполковник А.А. ГРИШКОВ
Капитан 2 ранга запаса В.Д. ПАПУЛОВ, кандидат военных наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Сформулирована и обоснована проблема становления будущих военных летчиков на этапе обучения в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков (КВВАУЛ), а также предложены некоторые пути ее решения.
The paper formulates and justifies the problem of would-be military pilots' formation during their training at the Krasnodar Higher Military Pilot School, and also proposes certain ways of solving it.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Подготовка летного состава, базовая подготовка, летное обучение, летно-такти-ческая подготовка, морально-психологическая подготовка, опыт боевых действий в современных локальных конфликтах.
Training pilots, basic training, flight training, flight tactical training, moral and psychological education, experience of combat in contemporary local conflicts.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ деятельность в Краснодарском ВВАУЛ структурно делится на базовую подготовку и летное обучение1. Эти две составляющие существенно различаются по содержанию и формам обучения.
Летное обучение имеет основную цель — сформировать у курсантов умения и навыки управлять учебно-боевым самолетом и решать боевые задачи. Вместе с тем профессионализм офицера-летчика зависит от целого ряда компетенций и личностных качеств, формированию которых в современных условиях посвящена настоящая статья. Авторский взгляд на некоторые пути совершенствования подготовки курсантов в данном случае основан на практическом опыте обучения будущих летчиков и решении служебно-боевых задач в ходе специальной операции Воо-
руженных Сил России в Сирийской Арабской Республике.
Как известно, целью летного обучения курсантов является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих знаниями, умениями и навыками управления боевым самолетом, а также применения соответствующего оружия. Анализ показывает, что для достижения указанной цели требуется активизация деятельности КВВАУЛ по следующим направлениям:
• систематизация работы по привитию курсантам высоких морально-психологических качеств, люб-
ви к профессии военного летчика, а также требуемого уровня ответственности за выполнение своего служебного долга2;
• дальнейшее совершенствование организации и методики летно-так-тической подготовки с учетом опыта боевых действий в современных локальных войнах и конфликтах3;
• организация эффективного контроля качества летного обучения и оперативного устранения недостатков;
• приведение учебно-материальной базы в соответствие с современными требованиями;
• организация воспитательной работы в воинских коллективах на должном уровне;
• усиление работы по повышению профессионального уровня преподавателей, летчиков-инструкторов, а также курсовых офицеров.
Процесс летного обучения включает теоретическую подготовку, тренажную подготовку и летную подготовку. Без всякого сомнения, это достаточно сложная, кропотливая плодотворная работа большого коллектива руководителей и наставников. Положительные результаты данной работы неоднократно отмечались на разных уровнях как в Министерстве обороны РФ, так и в средствах массовой информации. Однако нашей задачей является постоянное повышение ее эффективности. Поэтому рассмотрим основные проблемы обучения и некоторые направления их решения.
В настоящее время наиболее заметными недостатками, связанными с подготовкой боевого летчика, следует считать низкую морально-психологическую подготовку, малоэффективную тактическую подготовку, недостаточную летную подготовку и физическую подготовку, не отвечающую требованиям профессиональной деятельности летчика.
Низкая морально-психологическая подготовка. Преподавателям КВВАУЛ необходимо четко понимать, что выпускник — это прежде всего воздушный боец. Современный бой в воздушном пространстве требует большого напряжения моральных и физических сил, концентрации внимания и воли. Высокие скорости полета, быстроменяющаяся обстановка зачастую требуют от летчиков мгновенного принятия решения и немедленного его исполнения с полным напряжением умственных, физических и духовных сил.
Результаты изучения практического опыта служебно-боевой деятельности молодых офицеров-летчиков показывают, что формированию у них вышеназванных качеств педагоги и летчики-инструкторы уделяли недостаточно внимания.
Малоэффективная тактическая подготовка. В локальных войнах и вооруженных конфликтах современности существенное влияние на боевые действия подразделений ВВС РФ оказывают такие факторы, как политико-экономические, физико-географические, погодно-климатические и противодействие сил и средств ПВО и истребительной авиации противника. При этом важнейшая задача, которую необходимо ставить перед преподавателями тактических дисциплин в училище — научить курсантов мыслить тактически грамотно, нестандартно, быстро оценивать обстановку и формулировать замысел, не бояться брать на себя ответственность при принятии решения. В итоге выпускник летного училища должен в совершенстве владеть технологией принятия решения на боевые действия в целом с учетом вышеуказанных факторов.
В настоящее время противоборствующие стороны широко используют информационные технологии, позволяющие создавать единое ин-
А.А. ГРИШКОВ, В.Д. ПАПУЛОВ
формационное поле боевых действий, что существенно повышает эффективность применения сил и средств, позволяет минимизировать потери и улучшает взаимодействие. Однако современные прицельно-навигационные комплексы летательных аппаратов подвержены влиянию со стороны средств радиоэлектронной борьбы противника, а результат выполнения боевой задачи напрямую зависит от их непосредственного воздействия. Поэтому выпускники должны в совершенстве овладеть навыками навигации в условиях активного применения противником радиоэлектронных средств.
Кроме того, противник применяет современные высокоэффективные средства ПВО, обладающие высокой вероятностью поражения воздушных целей. Эти средства и тактика их применения постоянно совершенствуются. Поэтому от летного состава требуется детальное знание боевых возможностей противовоздушных средств противника, принципов их функционирования, а также сильные и слабые их стороны в целях успешного противодействия им. К сожалению, наши выпускники в достаточной мере такими знаниями не обладают, что не позволяет надеяться на эффективное решение ими боевых задач в начальный период исполнения должностных обязанностей в качестве летчиков.
Недостаточная летная подготовка. Среди основных проблем непосредственно летной подготовки курсантов в первую очередь следует отметить недостаточное обучение будущих летчиков истребительной авиации практике применения авиационных средств поражения воздушных целей. Поэтому окончательная подготовка их к боевым действиям традиционно проводится в воинских частях уже после окончания учебного заведения. Формально выпускник
КВВАУЛ является всего лишь «заготовкой» и успешность его будущего как летчика-истребителя во многом будет зависеть от разных факторов.
Физическая подготовка, не отвечающая требованиям профессиональной деятельности летчика. Не вызывает сомнений факт, что физическое развитие, а именно выносливость и способность переносить полетные нагрузки является важным профессиональным качеством летчика. Для формирования данных качеств требуется специальная физическая подготовка курсантов. Однако в настоящее время в КВВАУЛ нет условий для их должной избирательной тренировки по причине отсутствия соответствующей тренажерной базы.
Таким образом, в настоящее время сложившиеся подходы к профессионально личностному становлению будущих боевых летчиков не в полной мере соответствуют современным требованиям. Актуальность указанной проблемы подтверждена участниками научно-практической конференции, которая проводилась в апреле 2018 года на базе КВВАУЛ. Конференция посвящалась применению боевого опы-
В настоящее время противоборствующие стороны широко
используют информационные технологии, позволяющие создавать единое информационное поле боевых действий, что существенно повышает эффективность применения сил и средств, позволяет минимизировать потери и улучшает взаимодействие.
та в практике подготовки личного состава. В частности, в своих выступлениях заслуженные ветераны боевых действий отмечали острейшую необходимость приведения теоретической и морально-психологической подготовки будущих боевых летчиков в соответствие с требованиями ведения современного боя в воздушном пространстве.
Таким образом, на основании вышеизложенного предлагаются следующие рекомендации для разрешения противоречия в подготовке курсантов летного училища:
• при организации и проведении летного обучения в полной мере руководствоваться принципом обучения — готовить летный состав к тому, что ему потребуется при выполнении боевых задач;
• уделять особое внимание качеству техники пилотирования, навигационной подготовке и боевому применению. Курсантов, показывающих низкий уровень по видам летной подготовки, своевременно рассматривать на предмет целесообразности дальнейшего обучения в летном училище;
• активнее развивать тактическое мышление будущих авиационных командиров, способность к анализу и применению наиболее целесообразных нестандартных приемов и способов выполнения поставленных задач исходя из складывающейся обстановки;
• летно-тактическую подготовку в обязательном порядке проводить на определенном тактическом фоне, адаптированном к современным условиям ведения боевых действий;
• при обучении методике принятия решения командиром авиационного подразделения на боевые действия внедрять современные инновационные технологии;
• больше внимания уделять формированию у курсантов мотивации к ответственному исполнению воинского долга. Для этого усилить роль социально-психологических методов управления учебными группами, а также штатных подразделений по воспитательной работе;
• рассмотреть возможность приобретения соответствующих тренажерных комплексов для обеспечения необходимой физической подготовки;
• оперативно вносить изменения в профессиональные образовательные программы при принятии на вооружение новых образцов вооружения, появлении новых приемов и способов применения сил и средств, в том числе и у зарубежных армий;
• формирование необходимых морально-психологических качеств у обучающихся следует считать приоритетной задачей педагогов и летчиков-инструкторов;
• предусмотреть внесение соответствующих изменений в учебно-методические материалы и организацию системы подготовки курсовых офицеров.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Руководство по организации и проведению летного обучения в высших учебных заведениях ВВС (введено в действие приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами от 17 июля 2008 г. № 295). М.: Воениздат, 2008.
2 Пособие летчику-инструктору по психологии, педагогике и методике лет-
ного обучения. Ч. 1. Психология. М.: Воениздат, 1973.
3 Агапов И.В. и др. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ: методическое пособие / под ред. академика В.А. Пономаренко. М.: Воен-издат, 1992.