Научная статья на тему 'Формирование боевой готовности курсантов-летчиков в процессе тренажерной подготовки'

Формирование боевой готовности курсантов-летчиков в процессе тренажерной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
боевая готовность / военный летчик / профессиональная подготовка военного летчика / тренажерная подготовка / military readiness / military pilot / professional military pilot training / simulator training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзоров Роман Викторович

Статья посвящена рассмотрению процесса формирования боевой готовности курсантов-летчиков в процессе тренажерной подготовки. Анализ теоретических подходов и научных исследований, проведенный автором, а также изучение проблем профессиональной подготовки курсантов-летчиков, особенностей их профессиональной деятельности разрешил определить сущность боевой готовности будущих военных летчиков, этапы ее формирования с точки зрения построения целостной системы их профессиональной подготовки в высшем военном учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF STUDENTS-PILOTS IN THE TRAINING PROCESS

The article is devoted to consideration of the process of formation of readiness of students-pilots in the process of simulator training. The analysis of theoretical approaches and research conducted by the author, as well as the study of problems of professional training of students-pilots, peculiarities of their professional activity have allowed to define the essence of combat readiness of future military pilots, stages of its formation from the point of view of building an integrated system of professional training in higher military school.

Текст научной работы на тему «Формирование боевой готовности курсантов-летчиков в процессе тренажерной подготовки»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

97

от обучающихся детей и их родителей об отношении к действующей программе и проведении корректировки содержания программы по результатам анализа.

15. Принцип вариативности. Заключается в обновлении образовательной программы в связи с изменением интересов и предпочтений детей. Приведенные выше принципы могут быть конкретизированы при формировании конкретной образовательной программы и дополнены рядом других принципов. Выводы:

1. На основе философского понятия методологического подхода разработаны понятия культурологического подхода к проектированию и обновлению содержания дополнительных общеобразовательных программ для детей.

2. Предложены принципы, положенные в основу культурологического подхода к проектированию и обновлению содержания дополнительных общеобразовательных программ для детей и раскрыто их содержание.

Список литературы

1. Блауберг, И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. М.: Наука, 1973. 270 с.

2. Галагузов, А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Галагузов Алексей Николаевич. М., 2011. 42 с.

3. Гайсина, Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 /Гайсина Гузель Ин-шаровна. - М., 2002. 37 с.

4. Игошев, Б.М., Галагузов А.Н. Культурологическая модель социального образования // Педагогическое образование в России. № 2. 2011. С.15-20.

5. Каргина, З.А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2011. Выпуск 1 (103). С. 5-7.

6. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. М.: Изд-во «Наука», 1978. 378 с.

ФОРМИРОВАНИЕ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ-ЛЕТЧИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ

Невзоров Роман Викторович

канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры тактики авиации и летной эксплуатации летных аппаратов летного факультета, Харьковский университет Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба, Украина

FORMATION OF READINESS OF STUDENTS-PILOTS IN THE TRAINING PROCESS

Nevzorov Roman Viktorovich, Candidate of pedagogical sciences, competitor, Senior teacher of the Department of tactic aviation and flight operation offlying devices offlying faculty, Kharkiv Air Force University named after Ivan Kozhedub

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению процесса формирования боевой готовности курсантов-летчиков в процессе тренажерной подготовки. Анализ теоретических подходов и научных исследований, проведенный автором, а также изучение проблем профессиональной подготовки курсантов-летчиков, особенностей их профессиональной деятельности разрешил определить сущность боевой готовности будущих военных летчиков, этапы ее формирования с точки зрения построения целостной системы их профессиональной подготовки в высшем военном учебном заведении. ABSTRACT

The article is devoted to consideration of the process of formation of readiness of students-pilots in the process of simulator training. The analysis of theoretical approaches and research conducted by the author, as well as the study of prob lems ofprofessional training ofstudents-pilots, peculiarities of their professional activity have allowed to define the essence ofcombat readiness of future military pilots, stages of its formation from the point of view of building an integrated system of professional training in higher military school.

Ключевые слова: боевая готовность; военный летчик; профессиональная подготовка военного летчика; тренажерная подготовка.

Keywords: military readiness; military pilot; professional military pilot training; simulator training.

В эпоху глобализации повышаются требования к профессиональной подготовке военного летчика. То, что ранее считалось безупречным, сегодня уже не более чем средний уровень, а завтра такая степень подготовки будущих военных летчиков не удовлетворит вовсе. В связи с этим остро встает вопрос совершенствования подготовки курсантов-летчиков, решение которого требует научных исследований. Необходим поиск новых условий и методов профессиональной подготовки будущих летчиков к ведению воздушного боя в процессе обучения в вузе, поскольку уровень подготовки выпускников является одним из важных факторов успешной профессиональной деятельности.

Анализ научной литературы (научных работ таких исследователей, как А. Керницкий, В. Козлов, В. Лапа,

Р. Макаров, В. Пономаренко) разрешил определить особенности профессиональной деятельности военного летчика такие, как своеобразность целей и результатов (переведение самолета с одного состояния в другое и удержание его в определенном состоянии для выполнения боевых задач; высокий уровень профессиональной подготовленности, постоянная боевая готовность); особый характер объекта деятельности (самолет, его эксплуатация на земле и боевое применение в воздухе, боевое управление действиями летчика); своеобразность и чрезвычайная ограниченность рабочего места в кабине самолета, необходимость обязательного использования специального защитного снаряжения и полетного обмундирования; регламентированность (подчиненность соответствующим

98

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

командирам, суровое соблюдение требований нормативных документов относительно летной деятельности); специфичность средств деятельности (специальные технологии влияния на объект, связанные с отрывом от земли в особых условиях, рабочие операции по самолетовождению и пилотированию); умение находить оптимальные варианты решения в управлении техническими системами самолета в любых условиях боевого полета, ориентация в трехмерном пространстве; повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья на протяжении всей службы, существенное влияние гиподинамического и нервно-психического режима деятельности на продолжительность и надежность деятельности летчика; интенсивное функционирование психики в связи с высоким темпом деятельности и необходимостью переработки большого объема информации за короткий отрезок времени; высокое волевое, эмоционально-нервное и интеллектуальное напряжение в процессе летной деятельности; высокая вероятность возникновения экстремальных ситуаций в любой момент боевого полета; повышенный уровень личностной ответственности за результаты деятельности; нахождение как под влиянием факторов среды, в которой проходит боевой полет, так и тех факторов, которые обусловлены динамикой самого полета (перегрузка, скорость, шум, вибрация, ускорение); необходимость постоянного обучения и переобучения [3, с. 25-29].

Также, для профессии военного летчика характерны такие специфические профессиональные особенности, как опасность, обусловленная отрывом человека от земли и его перемещением в пространстве на больших высотах и скоростях; необычность окружающей среды с присущими ей перепадами давления, температуры, газового состава атмосферы кабины, электромагнитными излучениями; воздействие на летчика аэродинамических сил большой величины и длительности, угловых ускорений, вибраций; необходимость периодического переучивания на новую авиационную технику; наукоемкость техники и вооружения, наличие широкого круга решаемых задач, требующих больших объемов знаний, навыков и умений; постоянная готовность к выполнению воинского долга и высокая социальная ответственность за выполнение полетного задания [7].

Содержание профессиональной подготовки кур-сантов-летчиков включает в себя совокупность общих, профессиональных и ценностных представлений, понятий, суждений, ценностей профессиональной деятельности военных летчиков. Она (профессиональная подготовка) определяется, с одной стороны, содержанием военного образования, с другой - особенностями военнопрофессиональной деятельности летчиков. Что касается содержания деятельности военного летчика в процессе воздушного боя, то данный вид деятельности зависит от нескольких факторов: особенностей структуры, вида, масштаба, сложности боевого полета, индивидуальных особенностей личности, теоретической и практической подготовленности летчика к действиям в воздушном бою. Профессиональная деятельность военного летчика может быть успешной лишь при обязательном наличии у летчика определенных личных достоинств, обеспечивающих устойчивость в боевых ситуациях, успешное поведение, адекватное целям деятельности и специфике воздушного боя, личную безопасность [1].

Результативность системы профессиональной подготовки курсантов-летчиков определяется такими новообразованиями: научными знаниями о сущности, закономерностях, особенностях, принципах, целях, задачах,

содержании профессиональной деятельности и технологии ее осуществления; умениями использовать эти технологии; положительными мотивами личной деятельности и деятельности военного коллектива. Следовательно, можно заключить, что определяющим фактором эффективности профессиональной деятельности военного летчика выступают личностные характеристики человека, которые в общем виде можно представить таким понятием, как «боевая готовность».

Военные психологи (Д. Гандер, В. Пономаренко, Д. Шпаченко) выделяют два вида индивидуальной готовности: готовность, которая имеет общий, продолжительный характер и основывается на идейных убеждениях, направленности личности, знаниях, опыте, способностях, профессионально-важных качествах; готовность временного характера, т. е. готовность в данный момент к конкретному этапу профессиональной деятельности. Важным аспектом индивидуальной готовности они считают боевую готовность летчика [4].

Таким образом, боевую готовность будущего военного летчика можно определить как интегральное свойство и сложное образование личности летчика, которое включает в себя мотивационный, когнитивный, операционный, эмоционально-волевой компоненты, а также как совокупность профессиональных знаний, профессионально значащих качеств личности, которыми должен владеть курсант-летчик для успешной профессиональной деятельности в современных условиях. Данная способность эффективно может сформироваться в процессе тренажерной подготовки, благодаря особенностям данного вида профессиональной подготовки.

У военных летчиков боевая готовность выражается в глубоких и прочных знаниях о воздушном бое, схемах деятельности в них, сформированности навыков и умений действовать в них, развитости морально-нравственных качеств [6]. Данный вид готовности представляет собой результат как всего процесса профессиональной подготовки летчиков в общем, так и процесса тренажерной подготовки в частности. Поэтому особую актуальность приобретает круг вопросов, связанных с развитием у военных летчиков изучаемых сторон личности на этапе их обучения в вузе.

Анализ современной модели профессиональной подготовки военных летчиков выявил два основных направления совершенствования подготовки: путем разнообразия ситуационной оформленности опыта и приближения условий деятельности к реальным; путем насыщения практической подготовки занятиями на тренажерах и симуляторах, а также технологического совершенствования тренажерных комплексов по максимальному приближению условий профессиональной деятельности к реальным [2].

Этапами формирования боевой готовности курсан-тов-летчиков можно считать такие: предыдущий этап (первичная военно-профессиональная подготовка курсантов); основной этап (теоретическая подготовка, тренажерная подготовка в вузе, военная стажировка, летная практика в авиационных бригадах); этап адаптации молодых офицеров к службе в войсках; этап непосредственной подготовки к участию в боевых полетах.

В настоящее время повышение качества обучения курсантов-летчиков ведению воздушного боя продолжает оставаться актуальной проблемой, для решения которой в учебный процесс интенсивно внедряются новые средства обучения. В связи с этим все силы научно-технического прогресса направлены на усовершенствование процесса

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

99

профессиональной подготовки курсантов-летчиков, в котором немаловажную роль играет тренажерная подготовка.

Наиболее перспективными средствами обучения являются комплексные тренажеры, которые позволяют проводить имитационные стрельбы по проектируемым статическим и динамическим мишеням, а также использовать интерактивные видеосюжеты. Такой тренажер обеспечивает решение задач формирования, совершенствования и поддержания у курсантов-летчиков устойчивых навыков управления самолетом и его вооружением в различных условиях (в том числе и при противодействии наземному и воздушному противнику). Тренажер также может использоваться в ходе боевой подготовки курсан-тов-летчиков при отработке тем, связанных с пилотированием и боевым применением самолетов. Дополнительными задачами, которые могут отрабатываться в варианте боевой комплектации тренажера, является: выполнение полетов на боевое применение (полеты на пуск управляемых ракет с самонаведением по воздушным целям, на фотострельбу по воздушным целям); прицеливание и применение неуправляемого ракетного и артиллерийского вооружения самолета по воздушным целям; отработка действий в особых случаях при экстренном сбросе вооружения и боеприпасов со всех подвесок в боевом полете; отработка приемов выполнения атак целей с горизонтального полета, с пикирования и с кабрирования с применением различного авиационного вооружения. Таким образом, за счет широкого использования имитационных технологий удается увеличить долю учебно-профессиональной деятельности курсантов-летчиков в отдельных направлениях профессиональной подготовки до 80-90%. В основе таких имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях реальной боевой ситуации с той или иной степенью адекватности процессов, происходящих в реальной системе, которые дают возможность отразить в учебном процессе различные виды профессионального контекста и сформировать профессиональный опыт и боевую готовность.

Тренажерная подготовка военных летчиков также позволяет сформировать: морально-психологическую

подготовленность курсанта-летчика, которая выражается в сформированности эмоциональной и стрессовой устойчивости, устойчивости внимания, развитости практического мышления, подвижности и работоспособности нервной системы; профессионально-прикладную подготовленность, которая проявляется в сформированности у курсанта-летчика быстроты реакции, быстроты вестибулярного, временного, пространственного и зрительного анализаторов, координационных способностей, общей выносливости [5].

Таким образом, эффективность формирования боевой готовности военных летчиков в процессе тренажерной подготовки обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий и механизмов, среди которых приоритетное значение имеют субъективные условия (личностные качества обучающихся, высокий уровень общей и профессиональной подготовленности, устойчивая положительная мотивация профессиональной деятельности, сформированная «Я»-концепция) и объективные условия (материально-техническая база, проблемная организация учебного процесса, направленность тренажерной подготовки на формирование боевой готовности курсантов-летчиков).

Анализ теоретических подходов и научных исследований, изучение проблем профессиональной подготовки курсантов-летчиков, особенностей их профессиональной деятельности разрешил определить сущность боевой готовности будущих военных летчиков, этапы ее формирования с точки зрения построения целостной системы их профессиональной подготовки в высшем военном учебном заведении.

Список литературы

1. Анцупов Б. Д. Основы организации летной работы и обеспечения безопасности полетов: метод. пособие / Б. Д. Анцупов. - Ставрополь, 1993. - 64 с.

2. Болтунов О. Подготовка специалистов. Небо начи-

нается с земли [Электронный ресурс] / О. Болтунов // Транспорт России. - 2012. - № 21 (725). - Режим доступа: http://www.transportrussia.ru/podgotovka-

spetsialistov/nebo-nachinaetsya-s-zemli.html

3. Гандер Д. В. Основные направления психологического обеспечения подготовки экипажей к действиям в особых ситуациях полета / Д. В. Гандер // Вестник МАКЧАК. - 2000. - № 1. - С. 25-29.

4. Пономаренко В. А. Психологические проблемы авиации и космонавтики в ХХ1 веке / В. А. Пономаренко // Вестник МНАПЧАК. - 2002. - № 2. - С. 610.

5. Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика / В. А. Пономаренко. - М.: Воениздат, 1992. -205 с.

6. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -607 с.

7. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ: методическое пособие / Под ред. В. А. Пономаренко, А. А. Вороны. - М.: Воениздат, 1992. -184 с.

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Никешина Наталия Ивановна

учитель музыки МБОУ СОШ№55, г. Воронеж, РФ

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта необходимость становления креативной личности в условиях стремительных изменений в жизни человека, раскрыты особенности содержания курса «Искусство (музыка)», описаны способы совершенствования познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий, которые способствуют становлению и развитию креативности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.