Научная статья на тему 'Особенности тренажерной подготовки к выполнению полетных заданий на боевое применение'

Особенности тренажерной подготовки к выполнению полетных заданий на боевое применение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ / METHODS OF ASSESSMENT / ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / SIMULATOR TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКОВ-ИСТРЕБИТЕЛЕЙ / PROFESSIONAL TRAINING OF FIGHTER PILOTS / ВЕДЕНИЕ ВОЗДУШНОГО БОЯ / CONDUCT OF AIR COMBAT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзоров Роман Викторович

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросы оценки профессиональной подготовки военных летчиков разработаны недостаточно. Были рассмотрены особенности тренажерной подготовки к выполнению полетных заданий на боевое применение. По мнению автора, целью процесса тренажерной подготовки курсантов к ведению воздушного боя является: отработка прицеливания по воздушным целям с использованием всех боевых систем самолета, имитация условий радиоэлектронного противодействия, включая как постановку помех противником, и использование собственных средств радиоэлектронной борьбы, отработка взаимодействия членов экипажа или экипажей в бою с учетом реальной тактической обстановки, отработка экипажем индивидуальных и групповых тактических приемов и боевых маневров воздушного боя с использованием виртуальных партнеров и противников. Оценка профессиональной подготовки военных летчиков к ведению воздушного боя должна проводиться с использованием комплексного подхода, то есть использования комплекса методик, которые включают не только субъективные, но и объективные методы оценивания. Общая оценка может быть снижена даже при высоких результатах боевого применения в зависимости от качества маневрирования. При грубых ошибках и нарушениях, которые угрожают безопасности полета, упражнение оценивается «неудовлетворительно» независимо от результата боевого применения. Полет на воздушный бой оценивается по сохранению тактического преимущества и по результатам применения оружия. Данная боевая задача оценивается по двухбалльной системе «зачет-незачет»: «зачет» если тактическое преимущество сохранено и уничтожены все условные самолеты противника; «незачет» если тактическое преимущество не сохранено и не уничтожены все условные самолеты противники. Также в процессе комплексной оценки могут быть использованы методы оценки индивидуальных психологических качеств военного летчика: исследование внимания, двигательных реакций, сенсомоторной реакции, ориентирования в пространстве, исследование памяти и мышления, определение индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности в процессе формирования и перестройки сенсорно-двигательных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SIMULATOR TRAINING TO PERFORM FLIGHT TASKS FOR COMBAT USE

Analysis of scientific and methodological literature has shown that the evaluation of professional training of military pilots is insufficiently developed. Features of simulator training for performance of flight tasks for combat use have been considered. According to the author, the goal of the process of simulator training of cadets to conduct air combat is: practicing aiming at air targets using all combat aircraft systems, simulation of radar countermeasures conditions including both the jamming and the use of own electronic warfare, the interaction of crew members or the crews in combat with real tactical situation, development of individual and group tactics and combat maneuvers of air combat using virtual partners and opponents. The assessment of vocational training of military pilots to conduct air combat has to be carried out using an integrated approach, that is the use of a complex of techniques which include not only subjective, but also objective methods of estimation. The overall score can be reduced even at high results of combat use, depending on the quality of maneuvering. In case of gross errors and violations that threaten the safety of the flight, the exercise is evaluated as "unsatisfactory" regardless of the outcome of combat use. The dog144 fight is estimated by retention of tactical benefits and the results of the use of weapons. This combat is assessed by a two-point system of "pass-fail": "pass" if tactical benefits are retained and all the conventional enemy aircrafts are destroyed; "fail" if tactical benefits are not retained and all the conventional enemy aircrafts are not destroyed. Also in the complex assessment process methods of assessment of individual psychological qualities of a military pilot can be used: research of attention, motor reactions, sensorimotor reactions, orientation in space, the study of memory and thinking, identifying the individual characteristics of higher nervous activity in the process of formation and reorganization of sensorimotor skills.

Текст научной работы на тему «Особенности тренажерной подготовки к выполнению полетных заданий на боевое применение»

УДК 378.1:355.232.2 ББК 68.55

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЕТНЫХ ЗАДАНИЙ НА БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

I Р.В. Невзоров

Аннотация. Анализ научно-методической литературы показал, что вопросы оценки профессиональной подготовки военных летчиков разработаны недостаточно. Были рассмотрены особенности тренажерной подготовки к выполнению полетных заданий на боевое применение. По мнению автора, целью процесса тренажерной подготовки курсантов к ведению воздушного боя является: отработка прицеливания по воздушным целям с использованием всех боевых систем самолета, имитация условий радиоэлектронного противодействия, включая как постановку помех противником, и использование собственных средств радиоэлектронной борьбы, отработка взаимодействия членов экипажа или экипажей в бою с учетом реальной тактической обстановки, отработка экипажем индивидуальных и групповых тактических приемов и боевых маневров воздушного боя с использованием виртуальных партнеров и противников. Оценка профессиональной подготовки военных летчиков к ведению воздушного боя должна проводиться с использованием комплексного подхода, то есть использования комплекса методик, которые включают не только субъективные, но и объективные методы оценивания. Общая оценка может быть снижена даже при высоких результатах боевого применения в зависимости от качества маневрирования. При грубых ошибках и нарушениях, которые угрожают безопасности полета, упражнение оценивается «неудовлетворительно» независимо от результата боевого применения. Полет на воздушный бой оценивается по сохранению тактического преимущества и по результатам применения оружия. Данная боевая задача оценивается по двухбалльной системе «<зачет-незачет»: «зачет» - если тактическое преимущество сохранено и уничтожены все условные самолеты противника; «незачет» - если тактическое преимущество не сохранено и не уничтожены все условные самолеты противники. Также в процессе комплексной оценки могут быть использованы методы оценки индивидуальных психологических качеств военного летчика: исследование внимания, двигательных реакций, сенсомоторной реакции, ориентирования в пространстве, исследование памяти и мышления, определение индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности в процессе формирования и перестройки сенсорно-двигательных навыков.

143

Ключевые слова: методика оценивания, тренажерная подготовка, профессиональная подготовка летчиков-истребителей, ведение воздушного боя.

FEATURES OF SIMULATOR TRAINING TO PERFORM FLIGHT TASKS FOR COMBAT USE

I R.V. Nevzorov

Abstract. Analysis of scientific and methodological literature has shown that the evaluation of professional training of military pilots is insufficiently developed. Features of simulator training for performance of flight tasks for combat use have been considered. According to the author, the goal of the process of simulator training of cadets to conduct air combat is: practicing aiming at air targets using all combat aircraft systems, simulation of radar countermeasures conditions including both the jamming and the use of own electronic warfare, the interaction of crew members or the crews in combat with real tactical situation, development of individual and group tactics and combat maneuvers of air combat using virtual partners and opponents. The assessment of vocational training of military pilots to conduct air combat has to be carried out using an integrated approach, that is the use of a complex of techniques which include not only subjective, but also objective methods of estimation. The overall score can be reduced even at high results of combat use, depending on the quality of maneuvering. In case of gross errors and violations that threaten the safety of the flight, the exercise is evaluated as "unsatisfactory" regardless of the outcome of combat use. The dog-144 fight is estimated by retention of tactical benefits and the results of the use of weapons. This combat is assessed by a two-point system of "pass-fail": "pass" - if tactical benefits are retained and all the conventional enemy air-crafts are destroyed; "fail" if tactical benefits are not retained and all the conventional enemy aircrafts are not destroyed. Also in the complex assessment process methods of assessment of individual psychological qualities of a military pilot can be used: research of attention, motor reactions, sensorimotor reactions, orientation in space, the study of memory and thinking, identifying the individual characteristics of higher nervous activity in the process of formation and reorganization of sensorimotor skills.

Keywords: methods of assessment, simulator training, professional training of fighter pilots, conduct of air combat.

Проблемы профессиональной подготовки будущих летчиков стали предметом пристального внип мания многих ученых. Также исследовались вопросы профессионально значимых личностных качеств летчиков (Б. Анцупов, В. Пономаренко, О. Сиваш и др.), психологической подготовки летчиков (В. Бодров, Н. Лукьянова, Л. Гримак, В. Горовой-Шалтан, Н. Казакова и др.), оптимизации процесса физической подготовки курсантов (В. Плахтиенко, И. Холодов, В. Щербович и др.). Результативность системы профессиональной подготовки летчиков к ведению воздушного боя определяется новообразованиями, которые происходят у них в научных знаниях о сущности, закономерности, особенностях, принципах, целях, задачах, содержании профессиональной деятельности и технологии ее осуществления, об умении использовать технологии адекватные полученным данным. Данные новообразования обеспечивают предсказания последствий их применения, положительные мотивы личной деятельности военного летчика.

Основным показателем результативности является профессиональная, психологическая и личностная готовность курсантов-летчиков к ведению воздушного боя. Таким образом, оценка профессиональной подготовки военных летчиков к ведению воздушного боя должна проводиться с использованием комплексного подхода, однако в традиционной системе оценивания основными видами контроля уровня подготовки летного состава являются: проверка теоретических знаний технических и специальных дисциплин; проверка на

комплексном тренажере; анализ полетов по данным средств объективного контроля [1, с. 86-90].

Тщательное изучение тактики позволяет овладеть методами воздушного боя, приводящими к уничтожению самолетов противника без потерь со своей стороны. Помимо тактического маневрирования, летчик должен обладать навыками огневой подготовки. Летчики всегда имели достаточно случаев убедиться, что при тактически грамотном ведении воздушного боя они часто оказывались не в состоянии достичь победы над противником из-за неумения выйти на нужную дальность стрельбы и вести меткий огонь. Обучение стрельбе должно идти параллельно обучению тактике [2, с. 11]. К основным принципам воздушного боя, которые должны учитываться в процессе тренажерной подготовки, можно отнести следующие: наступательный и решительный характер действий, внезапность и стремительность действий, строгая согласованность действий и взаимная поддержка, отсутствие шаблона 145 в действиях [там же, с. 11].

Психологическая подготовка курсанта в процессе тренажерной подготовки заключается в усовершенствовании функций внимания, памяти и формировании эмоциональной стойкости.

Опыт ведения воздушных боев может быть накоплен как изучением теории тактики боя, так и практически. При этом в значительной степени помогают дополнительные знания, чем лучше обучающийся постигает принципы конструкции, работы агрегатов самолета, двигателя, законы полета, аэродинамику своего са-

молета, тем впоследствии на более высоком уровне будет реализовы-ваться профессиональная деятельность летчика.

Однако в процессе тренажерной подготовки трудно определить путь обучения летчика к умению захватить тактическое и моральное превосходство над противником. Но, безусловно, основным средством выработки волевых качеств остаются знания. Летчик, глубоко понимающий сущность воздушного боя, больше уверен в себе. Он будет в психологическом отношении выше противника независимо от условий, в которых протекает бой.

При проведении оценки деятельности летчиков-истребителей необходимо определить критерии, которые характеризуют качество выполнения упражнений или элементов воздушного боя.

Наиболее важными из них является безошибочность, точность и быстродействие выполнения операций, которые характеризуют способность летчика к освоению динамики рабо-140 ты боевого авиационного комплекса в целом. Эти критерии могут служить для определения правильности выполнения упражнения летчиком.

Для проведения объективной количественной оценки процесса тренировки в условиях тренажерной подготовки необходимо решить следующие задачи: выбрать (разработать) упражнения, которые подлежат оценке, и составить методику их выполнения на тренажере; выбрать критерий объективной оценки; определить значение количественных показателей (нормативы); вычислить количественные значения критериев (показатели); сравнить вы-

численные показатели по выбранным критериям с нормативами; по результатам сравнения дать оценку на основе принятой шкалы оценок. Эти задачи решаются при оценке качества выполнения упражнений (элементов упражнений) летчиком по всем приемам ведения воздушного боя (этапам боевого полета). Руководящими документами при решении этой задачи является порядок выполнения упражнений согласно Курсу боевой подготовки (Курсу летной подготовки курсантов) и руководству по летной эксплуатации самолетов с учетом отступлений, допущений и условностей, присущих тренажеру, при выполнении определенных упражнений.

Также важным является выбор наиболее соответствующего и наиболее полного критерия объективной оценки выполнения упражнения, который характеризует качество. При решении этой задачи, большую роль играют субъективные решения, тем не менее, эти решения должны быть относительно хорошо обоснованы, по крайней мере, логически.

Критерии оценки профессиональной подготовки военных летчиков к ведению воздушного боя можно классифицировать по сложности таким образом: единичные — критерии оценки точности выдерживания летчиком одного контролируемого параметра; обобщенные — критерии оценки элементов упражнений по нескольким контролируемым параметрам; комплексные — критерии оценки качества выполнения упражнений (полетного задания) летчиком. Необходимая сложность критерия зависит от структуры объекта оценки и решае-

мых задач объективного контроля. Для вычисления количественного значения критерия необходимо выбрать функциональную зависимость заданных (нормативных) и контролируемых параметров, в качестве которой может быть среднее значение, среднеквадратичное отклонение от заданных параметров, степень колебаний процесса, спектральная характеристика [3, с. 129-132].

По мнению автора, целью процесса тренажерной подготовки курсантов к ведению воздушного боя является: отработка прицеливания по воздушным целям с использованием всех боевых систем самолета, имитация условий радиоэлектронного противодействия, включая как постановку помех противником, и использование собственных средств радиоэлектронной борьбы, отработка взаимодействия членов экипажа или экипажей в бою с учетом реальной тактической обстановки, отработка экипажем индивидуальных и групповых тактических приемов и боевых маневров воздушного боя с использованием виртуальных партнеров и противников. Эффективность данных боевых задач, по мнению автора, рекомендуется оценивать по трехбалльной системе (табл.). Полеты, которые направлены на отработку имитации пуска управляемых ракет, оцениваются по двухбалльной системе «зачет-незачет»: «зачет» — если нажатие на боевую кнопку выполнено после захвата цели самонаводящейся головкой ракеты на разрешенных дальностях и перегрузках; «незачет» — если не выдержанно одно из этих условий.

К числу основных боевых задач, которые могут отрабатываться в про-

цессе тренажерной подготовки, автор относит: прикрытие наиболее важных объектов, районов страны, группировок войск (сил флота) от ударов средств воздушного нападения и воздушной разведки против -ника; уничтожение воздушного противника в воздушных боях за превосходство в воздухе; обеспечение боевых действий частей и подразделений других родов авиации; уничтожение самолетов радиоэлектронной разведки, воздушных командных пунктов, самолетов (вертолетов) — постановщиков помех; борьба с воздушными десантами противника в воздухе.

В процессе тренажерной подготовки до ведения наступательного воздушного боя летчик-истребитель должен: стремиться упредить противника в обнаружении, тем самым создать условия для нанесения по нему внезапного удара и захвата инициативы в бою; после обнаружения противника или получения о нем информации обеспечить себя скоростью; необходимый запас скорости позволяет стремительно сблизиться и нанести по противнику внезапный удар или выполнить маневрирование с большими перегрузками, кроме того, большая скорость полета уменьшает вероятность внезапных атак истребителей противника с задней полусферы; стремиться атаковать противника на дальних рубежах; атака в лоб расстраивает боевой порядок противника, вынуждает его к выполнению оборонительного маневра и создает тем самым условия для его последующего разгрома; при выходе из атаки на большой скорости, выполненной в заднюю полусферу, принять все ме-

147

148

ры к избежанию проскакивания впереди противника, так как он этим может незамедлительно воспользоваться и сам начать атаку, захватив инициативу в свои руки; рекомендуется при угрозе проскока избыток скорости использовать для набора высоты, чтобы, не теряя противника из виду, вновь перейти в атаку сверху; перед атакой убедиться в том, что сам не будешь атакован противником; во время атаки рекомендуется стремиться к тому, чтобы избегать положений, при которых атакующие истребители могли бы попасть между истребителями противника; всегда стремиться к скрытию своих намерении от противника; в групповом бою этого можно достичь применением обманных, демонстративных и сковывающих действий, чтобы частью сил отвлечь истребителей обеспечения противника, сковать их боем, а другой частью — нанести по его основным силам внезапный сокрушительный удар; в воздушном бою для упреждения действий противника, зная маневренные возможности его самолетов, прогнозировать дальнейшее их движение, чтобы выбрать эффективный боевой маневр для выхода в область применения оружия; прекращать бой неожиданным для противника маневром, который обеспечивал бы быстрый отрыв от него

за пределы зрительной связи [2, с. 13]. Данные особенности ведения наступательного воздушного боя, по нашему мнению, подлежат комплексной оценке эффективности выполнения боевых задач по трехбалльной системе (табл.).

В процессе тренажерной подготовки до ведения оборонительного воздушного боя летчик-истребитель должен: вести визуальное наблюдение так, чтобы не оказаться атакованным противником внезапно; при обнаружении противника под большими курсовыми углами маневрировать таким образом, чтобы исключить его выход в область применения оружия; в том случае, если оторваться от противника не удается, рекомендуется вынудить его проскочить вперед, но не терять при этом самому скорости до такой степени, когда энергичный маневр уже станет невозможным [там же, с. 14]. Данные особенности ведения оборонительного воздушного боя, по нашему мнению, подлежат комплексной оценке эффективности выполнения боевых задач также по трехбалльной системе (табл.).

По мнению автора, общая оценка может быть снижена даже при высоких результатах боевого применения в зависимости от качества маневрирования. При грубых ошибках и на-

Таблица

Характеристика оценки элементов тренажерной подготовки

Элемент, который оценивается Оценка

Отлично Хорошо Удовлетворительно

Количество обнаруженных и уничтоженных целей Не менее 1/2 количества целей Не менее 1/3 количества целей Хотя бы одна цель

Ведение наступательного боя Ведение оборонительного боя Все атаки зачетные Зачетных атак меньше, чем предусмотрено заданием

на одну на две

рушениях, которые угрожают безопасности полета, упражнение оценивается «неудовлетворительно» независимо от результата боевого применения. Полет на воздушный бой оценивается по сохранению тактического преимущества и по результатам при- 3. менения оружия. Данная боевая задача оценивается по двухбалльной системе «зачет-незачет»: «зачет» — если тактическое преимущество сохранено и уничтожены все условные самолеты противника; «незачет» — если 4. тактическое преимущество не сохранено и не уничтожены все условные самолеты противники [4].

Таким образом, адекватную оценку подготовленности военного летчика может обеспечить использо- 1. вание комплекса показателей, которые характеризуют разные стороны тренажерной подготовки к ведению воздушного боя. Чем шире спектр характеристик, которые берутся во 3. внимание, тем полнее и точнее будет окончательная оценка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ 4.

1. Неделько, В.Н. Проблемы оценки уровня профессиональной подготовленности курсантов на авиационных тренажерах

[Текст] / В.Н. Неделько, Ю.В. Щербина // Радюелектронш i комп'ютерш системи. -2007. - № 6(25). - С. 86-90. Масленников, Ю.И. Тактика в боевых примерах: Эскадрилья - экипаж [Текст] / Ю.И. Масленников. - М.: Воениздат, 1974. - 64 с.

Васильев, Д.Г. Подходы к объективной оценке качества выполнения полетного задания летчиком на авиационном тренажере [Текст] / Д.Г. Васильев, Н.К. Петерин, С.В. Ратушный // Системи озброення i вшськова техшка. - 2012. - № 2(30). -С. 129-132.

Курс наземжй i льотжй тдготовки кур-сантш на лижу Л-39 (КНЛП Л-39-2004) / Вдаоввдальний за тдготовку та випуск С.Г. Комн [Текст]. - Харкв, 2004. - 187 с.

REFERENCES

Kurs nazemnoj i letnoj podgotovki kursantov na litaku L-39 (KNLP L-39-2004), Harkiv, 2004, 187 p. (in Ukrain) Maslennikov Ju.I., Taktika v boevyh prime-rah: Eskadrilja - ekipazh, Moscow, 1974, 64 p. (in Russian)

Nedelko V.N., Shherbina Ju.V., Problemy ocenki urovnja professionalnoj podgotovlen-nosti kursantov na aviacionnyh trenazherah, Radioelektronni i kompjuterni sistemi, 2007, No. 6(25), 86-90. (in Russian) Vasilev D.G., Peterin N.K., Ratushnyj S.V., 149 Podhody k obektivnoj ocenke kachestva vy-polnenija poletnogo zadanija letchikom na aviacionnom trenazhere, Sistemi ozbroennja i vijskova tehnika, 2012, No. 2(30), 129-132.

Невзоров Роман Викторович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра тактики авиации и летной эксплуатации летных аппаратов, летный факультет, Харьковский университет Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба, [email protected] Nevzorov R.V., PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, Tactics of Aviation and Flight Operation of Flying Devices Department, Flying Faculty, Kozhedub Kharkiv Air Force University, roman.nevzorov@ list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.