Научная статья на тему 'Тренажерная подготовка как объект педагогического анализа в рамках авиационной педагогики'

Тренажерная подготовка как объект педагогического анализа в рамках авиационной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1215
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ-ЛЕТЧИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзоров Роман Викторович

В статье рассмотрены основы тренажерной подготовки курсантов-летчиков как объекта педагогического анализа в рамках военной педагогики. Автор приходит к выводу, что тренажерная подготовка, являясь этапом, предваряющим летную деятельность, решает задачу формирования готовности будущего летчика к выполнению боевых полетов. Применение на этом этапе достижений авиационной педагогики и психологии позволяет повысить эффективность процесса формирования профессиональной надежности военного летчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulator training as an object of the pedagogical analysis in the aviation pedagogy

The article covers the basics of simulator training for students-pilots as the object of the pedagogical analysis within the military pedagogy. The author comes to the conclusion that the simulator training, being a stage that precedes the flight activity, solves the task of forming the readiness of future pilot to perform military flights. Application at this stage of the achievements of aviation pedagogy and psychology can improve the process of formation of professional reliability of a military pilot.

Текст научной работы на тему «Тренажерная подготовка как объект педагогического анализа в рамках авиационной педагогики»

REFERENCES

1. Kichko, I.M. and Kichko, G.E. (2009), Magnetic hydrodynamics. Modern vision of problems, publishing house Research Center "Regular and chaotic dynamics, Izhevsk institute of computer researches, Moscow-Izhevsk.

2. Mosunova, M.D., Mosunov, D.F. and Nazarenkom Yu.A. (2010), “Formation of space of water round the athlete-swimmer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 5761.

3. Mosunov, D.F. and Mosunova M.D. (2011), “Magneto-hydrodynamic mechanism of influence of the water environment on person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 78, No.

8, pp. 137-145.

4. Patrashev, A.N., Kivako, L.A. and Gozhy S.I. (1970), Applied hydromechanics, MO USSR military publishing house, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.02.2014.

УДК 656.7.08; 629.7.072

ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАМКАХ АВИАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Роман Викторович Невзоров, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Харьковский университет Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба, Украина, г. Харьков

Аннотация

В статье рассмотрены основы тренажерной подготовки курсантов-летчиков как объекта педагогического анализа в рамках военной педагогики. Автор приходит к выводу, что тренажерная подготовка, являясь этапом, предваряющим летную деятельность, решает задачу формирования готовности будущего летчика к выполнению боевых полетов. Применение на этом этапе достижений авиационной педагогики и психологии позволяет повысить эффективность процесса формирования профессиональной надежности военного летчика.

Ключевые слова: тренажерная подготовка, авиационный тренажер, профессиональная подготовка курсантов-летчиков.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p131-136 SIMULATOR TRAINING AS AN OBJECT OF THE PEDAGOGICAL ANALYSIS IN

THE AVIATION PEDAGOGY

Roman Viktorovich Nevzorov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,

Kharkov university of Air Forces named after Ivan Kozheduba, Ukraine, Kharkov

Annotation

The article covers the basics of simulator training for students-pilots as the object of the pedagogical analysis within the military pedagogy. The author comes to the conclusion that the simulator training, being a stage that precedes the flight activity, solves the task of forming the readiness of future pilot to perform military flights. Application at this stage of the achievements of aviation pedagogy and psychology can improve the process of formation of professional reliability of a military pilot.

Keywords: training preparation, flight simulator, professional training of cadets-pilots.

Новые задачи требуют увеличения интенсивности и качества боевой подготовки летчиков тактической авиации, которая наряду с увеличением реального налета в настоящее время включает серьезную теоретическую и тренажерную подготовку. Как показали исследования [4, 7], именно тренажерные средства обучения способны быть тем инструментарием, с помощью которого возможен всесторонний подход к подготовке летного состава, позволяющий формировать знания, навыки и умения, профессионально

важные качества.

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросы профессиональной подготовки военных летчиков к действиям в условиях боевого полета разработаны недостаточно. Данное положение дел приводит к тому, что формирование у курсантов специальных профессиональных способностей ведения воздушного боя, как наисложнейшей формы боевого применения тактической авиации, происходит хаотично, без должного научно-методического обоснования.

Исследования Н. Заваловой, Ф. Горбова, Е. Деревянко, В. Дудникова, Ю. Демьяненко, В. Марищука, В. Чебышевой, В. Кузнецова, В. Мыльникова, Е. Юганова, В. Бодрова, И. Дорошенко привели к обоснованию концепций совмещенной деятельности и тренажерного обучения, главное содержание которых в методическом обеспечении качественного выполнения полетного задания в условиях усложнения деятельности. В итоге была пересмотрена логика тренажерного обучения - акцентировались задачи развития профессионального мышления летчика в нестандартных ситуациях полета. В программу обучения летчиков были введены тренажеры, обеспечивающие формирование специальной готовности личности, включающей возможности прогнозирования и конструирования динамики развития полета. Индивидуальный подход позволял полнее учитывать индивидуальные и личностные качества летчиков и в соответствии с ними определенным образом моделировать различные проблемные ситуации.

По тренажерной подготовке значительный вклад в проблему формирования профессиональной надежности внесли Е. Деревянко, Ю. Воронцов, В. Кодола, В. Кузнецов, В. Мыльников, Е. Шерышев и многие другие. В то же время в работах Р. Макарова [6] и В. Пономаренко [10, с. 26-38] указывается, что широкие возможности тренажерной подготовки по диагностике и корригированию профессионально важных качеств используются не достаточно эффективно из-за отсутствия соответствующих методик и имеющей место разобщенности средств наземной подготовки (теоретической, физической, тренажерной). Так, в результате масштабных теоретических и эмпирических исследований, выполненных под руководством В. Пономаренко, разработана комплексная система обучения и воспитания профессионально важных личностных, интеллектуальных, психофизиологических и физических качеств летчиков на протяжении всего обучения в летном ВВУЗе.

По мнению С. Зиньковской, тренировка летчика к действиям в особых случаях в полете подразделяется на несколько самостоятельных этапов. На предварительной подготовке к полетам проводится устный опрос по знанию действий в особых случаях (знанию инструкции). На данном этапе целесообразно применение обычных макетов приборных досок, дополнив их пультами, позволяющими реализовать то или иное умственное решение [3, с. 87]. Следующий этап подготовки происходит в кабине самолета (на реальном самолете или наземном тренажере) [3, с. 88]. Смысл тренировки на данном этапе состоит в формировании умения предвосхищать события как дополнительного способа ориентации, обеспечивающего высокую пластичность ранее сформированных автоматизированных действий [3, с. 89].

Р. Макаровым в соавторстве [7] установлено, что суть непосредственно тренажерной подготовки заключается в решении трех видов задач (процедурных, решающих, пре-цептуально-моторных): процедурные - управление системой связи, работа с навигационным оборудованием, управление топливной системой, работа с датчиками; решающие -планирование полета, действия в экстремальных ситуациях, определение порядка операций, распределение обязанностей между членами экипажа; прецептуально-моторные -ориентирование географическое, пилотирование самолета, ведение связи, определение и идентификация опасности.

По мнению Б. Кемалова, совокупность факторов технического, экономического и научного характера обусловила формирование тренажерной подготовки как относитель-

но самостоятельного научного направления. Важнейшим условием эффективного применения тренажерной подготовки является наличие методического и программнотехнического обеспечения, отвечающего интеллектуальному уровню развития современных тренажерных технологий [5, с. 7].

Методика формирования профессиональной надежности пилотов при моделировании полетов на электронных комплексных тренажерных системах должна состоять из следующих компонентов: цель, задачи, принципы, содержание, методы, организационные формы, средства обучения, критерии и методы оценки.

В РСК «МиГ» разработана инновационная Концепция построения интеллектуального интерактивного учебно-тренировочного комплекса [9] для обучения, тренажа, формирования профессионального мастерства авиаперсонала фронтовой авиации, в соответствии с которой ведутся работы по созданию интерактивного учебно-тренировочного комплекса летного и инженерно-технического состава самолетов-истребителей 5-го поколения.

Для повышения методических возможностей процесса летного обучения, при большом количестве упражнений и разновидностей навыков, которые отрабатываются на этапе современной подготовки военного летчика, необходимо обеспечить активное управление процессом летного обучения, которое возможное лишь при постоянной и объективной оценке уровня сформированности профессионального мастерства курсанта. Это позволит, во-первых, расширить возможности летчика-инструктора при анализе процесса тренировки, во-вторых, курсант имеет возможность получать объективную информацию о результатах своей деятельности на данном этапе полета, который разрешит значительно повысить его мотивацию к улучшению результатов летной подготовки. Основная задача в обучении летчика военной авиации - это подготовка его к выполнению атак воздушных, наземных и морских целей, которая невозможна без овладения навыками выполнения фигур простого и сложного пилотажа. В то же время, при выполнении боевого полета, летчик должен уделять основное внимание наблюдению за целью, анализу тактической и воздушной обстановки, что возможно только при наличии твердых и стойких навыков в технике пилотирования.

Существующая модель тренажерной подготовки предполагает первоочередное решение задачи формирования автоматизированных сенсомоторных действий рефлекторного уровня [1, с. 21-26]. Рефлексологический подход при подготовке будущих летчиков практиковался долгое время и был обоснован при использовании самолётов с простым управлением [8]. По мере усложнения систем управления самолетом возрастает роль и значение интеллектуальных профессионально важных качеств летного состава, что требует соответствующих корректив профессиональной подготовки будущих летчиков. Анализ существующей системы подготовки летчиков позволяет выделить несколько относительно самостоятельных подходов к оценке и управлению процессом формирования профессиональных навыков и умений. Так, например, характеристики точности выдерживания параметров полета являются наиболее информативными показателями сформированности навыка в рамках рефлекторной концептуальной схемы. Выделение физиологических параметров (коррелятов) уровня натренированности летного состава связано с развитием концепции о функциональной системе. В свою очередь, сторонники концепции физиологии активности рассматривают формирование летного навыка как процесс перехода регуляции действий с ведущего на фоновый уровень и оценивают сформированность навыка по соотношению высокоамплитудных (рабочих) и малоамплитудных (фоновых) движений. Наконец, исходя из концепции психофизиологических порогов, подготовка летчиков рассматривается как процесс повышения чувствительности человека к восприятию и различению значимых сигналов, а уровень профессионального мастерства оценивается по степени развития механизмов дифференцирования раздражителей. Каждая из перечисленных концепций явилась определенным шагом в разви-

тии методологических подходов к оценке формирования летных навыков и умений, оказала положительное влияние на совершенствование методики летной подготовки и разработку ее принципов: наглядности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода и учета функционального состояния человека. По мнению Б. Кемалова, технические средства подготовки и обучения необходимо разрабатывать как единый автоматизированный комплекс подготовки летчиков, включающий в себя интерактивные обучающие системы, тренажеры, системы объективного контроля, интерактивную электронную документацию и другие программно-технические средства [5, с. 9].

Тренажеры обеспечивают качественное управление условиями обучения. Возможность контролируемого изменения условий рабочей среды весьма существенна для эффективного обучения, поскольку рабочая среда (внешние воздействия на систему) может оказывать самое разнообразное влияние на систему и обучаемого. С помощью тренажеров легко решается проблема совершенствования обучения. При работе на тренажере обучаемый может концентрировать свое внимание на отработке трудных элементов задания до тех пор, пока не научится выполнять деятельность в рамках профессиональной надежности, после чего он может самостоятельно включить отрабатываемый прием в общую схему решения задачи [4; 11]. Тренажер позволяет отрабатывать ответственные задания и участки полета, которые по той или иной причине нельзя отработать в деталях на реальной системе. Способность тренажера обеспечить обучение с учетом ряда обстоятельств, препятствующих выполнению заданий в учебных целях на реальной системе, является основным преимуществом тренажера. Использование тренажеров позволяет каждому обучаемому индивидуально повторять и отрабатывать отдельные операции, добиваясь их четкого выполнения. Помимо этого, пользуясь тренажером, можно разбить сложный процесс обучения на отдельные стадии и воспроизводить ситуации, отработка которых в реальных условиях сопряжена с определенной опасностью. Использование тренажеров позволяет также значительно уменьшить стоимость обучения за счет сокращения времени на подготовку и обслуживание техники и вооружения и уменьшения материально-технических затрат. Используя методологические основы разработки современных методов профессионального обучения летчиков, определенных Д. Гандером [2], учитывая особенности подготовки и ведения современного воздушного боя и технических характеристик современных авиационных тренажеров, возможно определить теоретические положения обучения курсантов-летчиков по профилю истребительной авиации на авиационных тренажерах.

Такими методологическими основами переосмысливания существующих, создания и внедрения новых методов обучения курсантов воздушному бою на авиационных тренажерах могут быть следующие: концепция образа полета на воздушный бой - целостное представление о взаимном пространственном перемещении своего самолета и самолета противника, а также режимы их полета на всех этапах воздушного боя; образ формируется на основе теоретических знаний боевого применения конкретного типа самолета и его аэродинамики, а также тактики ведения современных воздушных боев с дальнейшими тренировками на современных авиационных тренажерах согласно разработанных схем «полетных» заданий; концепция активного оператора: активность летчика необходима для поддержки надежности системы «летчик - самолет - командный пункт» на нужном уровне во время атаки воздушной цели; снижение активности летчика связано с сокращением его участия в выходе в тактически удобное положение относительно цели в дальнем воздушном бою и выполнении атаки по причине автоматизации процессов наведения и прицеливания; возможность отказов прицельного оборудования по причине осложнения техники и ошибок офицеров командного пункта, вызванных осложненными условиями современного воздушного боя; концепция совместной деятельности: в воздушном бою необходимо постоянно выполнять действия, а именно выдерживание параметров полета и параллельно действия по поиску противника, ведению пространствен-

ной ориентировки, выдерживание места в боевом порядке, оценку тактической обстановки и принятие решения на воздушный бой, работу с органами управления и контроля вооружения; концепция обучения воздушному бою на современных тренажерах: тренажерное обучение воздушному бою рассматривается как комплексная методика разного целевого назначения; во-первых, тренажерное обучение рассматривается как способ отработки действий с прицельным оборудованием, стандартных тактических приемов, боевых маневров, способов атак; во-вторых, тренажерное обучение - способ моделирования свободного воздушного боя для развития тактического мышления и процессов развития тактических ситуаций с прогнозной оценкой собственных действий; в-третьих, тренажер используется для повышения психофизиологических возможностей в боевом полете, формирование профессионально важных качеств относительно выявления разных воздушных целей, оценки тактической обстановки и принятие решения; четвертое направление представляет комплексное использование первых трех во время отработки на тренажере навыков выполнения разных видов боевых задач (полетов); концепция личного и человеческого фактора, который разрешает обоснованно анализировать причины снижения эффективности и надежности тренажерной подготовки и определять направленность и содержание методов тренажерного обучения; концепция летных навыков - формирование, закрепление и поддержка навыков является одной из главных задач тренажерной подготовки; концепция образовательной среды и личностно-ориентированный подход раскрывает направленность и содержание подготовки курсантов-летчиков для истребительной авиации; образовательная среда в летном ВВУЗе должна обеспечивать единство теоретической, тренажерной и летной подготовки к ведению воздушных боев; профессиональное обучение должно формировать высокую трудоспособность летчика в условиях маневренного воздушного боя, способность экстраполировать развитие тактической ситуации в воздушном бою, способность действовать в условиях дефицита и лимита времени. Применение на этапе тренажерной подготовки достижений авиационной педагогики и психологии позволяет повысить эффективность процесса формирования профессиональной надежности военного летчика. Исходя из вышесказанного, очевидной необходимостью является разработка методики профессиональной подготовки курсантов-летчиков к ведению воздушного боя способами тренажерной подготовки.

Таким образом, каждый из предлагаемых подходов к тренажерной подготовке может обеспечивать многоуровневую систему тренажерной подготовки, которая включает формирование наиболее важных для летной деятельности индивидуальных свойств личности и психических функций, определяющих профессионально важное качество; формирование надежности действий при решении пилотажно-навигационных, тактических задач и обучение выполнять профессиональные действия на фоне воздействия отрицательных факторов боевого полета и измененного психофизиологического состояния; отработку профессионализма и автоматизированной оценки уровня готовности к конкретному полетному заданию; решение многофункциональных задач подготовки летного состава на этапах обучения, тренировки и формирования профессионального мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворона, А. А. Психофизиологическая оценка обучающей эффективности тренажеров / А. А. Ворона, Н. Н. Зацарный // Авиамедицинские и эргономические исследования человеческого фактора в гражданской авиации : материалы конференции. - М., 1990. - С. 21-26.

2. Гандер, Д.В. Профессиональная психопедагогика / Д. В. Гандер. - М. : Воентехиздат, 2007. - 336 с.

3. Зиньковская, С.М. Психологические аспекты подготовки летчиков к действиям в особых ситуациях / С.М. Зиньковская // Педагогическое образование. - 2009. - № 4. - С. 83-90.

4. Казачкин, Б.И. Авиационные тренажеры как связующее звено между наземной и летной подготовкой / Б. И. Казачкин. - Монино : [б. и.], 1999. - 160 с.

5. Кемалов, Б.К. Разработка интегрированных средств представления знаний в системах

машинного обучения авиационных специалистов : автореф. дис. ... канд. техн. наук / Кемалов Б.К. - Пенза, 2012. - 19 с.

6. Макаров, Р.Н. Основы формирования профессиональной надежности летного состава гражданской авиации : учеб. пособие / Р.Н. Макаров. - М. : Воздушный транспорт, 1990. - 384 с.

7. Макаров, Р.Н. Психологические основы дидактики летного обучения / Р.Н. Макаров, Н.А. Нидзий, Ж.К. Шишкин. - М. : Изд-во Международной Академии проблем человека в авиации и космонавтике (МАКЧАК), 2000. - 536 с.

8. Макаров, Р.Н. Человек в измерениях ХХ века. Прогресс Человечества в двадцатом столетии. Том VI / Р. Н. Макаров. - М. : Изд-во Московской областной общественной организации «Академии проблем человека в авиации и космонавтике» (МАПЧАК), 2003. - 409 с.

9. Пономаренко, А.В. Интеллектуальные интерактивные учебно-тренировочные комплексы / А.В. Пономаренко, В.М. Василец. - М. : Воениздат, 2006. - 255 с.

10. Пономаренко, В.А. Законы регуляции психической деятельности летных экипажей в нештатных ситуациях и принципы тренажерной подготовки / В. А. Пономаренко // Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Вып. 15 / под ред. В. Е. Овчарова. - М., 2003. - С. 26-38.

REFERENCES

1. Vorona, A.A. and Zatsamy N.N. (1990), “Psychophysiological evaluation training effectiveness of simulators”, Aeromedical and ergonomic study of human factors in aviation, conference, publishing house “Institute of Civil Aviation”, Moscow, pp. 21-26 .

2. Gander D.V. (2007), Professional psychopedagogy, publishing house “Voentekhizdat”, Moscow.

3. Zinkovskaya, S.M. (2009), “Psychological aspects of pilot training to act in specific situations”, Teacher Education, No. 4, pp. 83-90.

4. Kazatchkin, B.I. (1999), Flight simulators as a link between ground and flight training, Mon-

ino.

5. Kemalov, B.K. (2012), Development of integrated tools for knowledge representation in machine learning aviation professionals, dissertation, Penza.

6. Makarov, R.N. (1990), Foundations for professional reliability aircrew of civil aviation, publishing house “Air Transport”, Moscow.

7. Makarov, R.N., Nidzi, N.A. and Shishkin, J.K. (2000), Psychological bases didactics flight training, publishing house “MAKCHAK”, Moscow.

8. Makarov, R.N. (2003), Man in the measurements of the twentieth century. Progress of Mankind in the twentieth century, publishing house “MAPCHAK”, Moscow.

9. Ponomarenko, A.V. and Vasilets, V.M. (2006), Intelligent interactive training complexes, publishing house “Military Publishing”, Moscow, 2006.

10. Ponomarenko, V.A. (2003), “Laws regulating mental activity flight crews in emergency situations and the principles of simulator training”, Proceedings of the Society of Independent Investigative accident, Issue 15, publishing house “MAK”, Moscow, pp. 26-38.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.02.2014.

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,

Елена Николаевна Курьянович, кандидат педагогических наук, доцент,

Военный институт физической культуры

Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (ВИФК), Санкт-Петербург

Аннотация

Успешность обучения курсантов высших военно-учебных заведений является сегодня актуальной задачей, так как обучение сочетается с выполнением ими обязанностей военно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.