Научная статья на тему 'Содержание тренажерной подготовки курсантов-летчиков к ведению воздушного боя'

Содержание тренажерной подготовки курсантов-летчиков к ведению воздушного боя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК / БОЕВАЯ ЗАДАЧА / ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЗДУШНЫЙ БОЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзоров Роман Викторович

Автором рассмотрено содержание тренажерной подготовки военных летчиков к действиям в условиях воздушного боя. Подчеркивается, что тренажерная подготовка, являясь этапом, предваряющим летную деятельность военного летчика, решает задачу окончательного формирования готовности будущих летчиков к участию в воздушных боях, используя имеющиеся возможности диагностики и корректирования профессионально важных качеств. Применение на этом этапе достижений авиационной педагогики и психологии позволяет повысить эффективность процесса формирования профессиональных качеств для участия и успешного ведения воздушного боя. Автор пришел к выводу, что тренажерная подготовка курсантов-летчиков к ведению воздушного боя имеет ряд преимуществ перед обучением на реальном военном самолете, особенно в свете событий, когда мы все чаще и чаще слышим об авиационных происшествиях, в которых велика доля человеческой ошибки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание тренажерной подготовки курсантов-летчиков к ведению воздушного боя»

УДК 378.1:355.232.2

Невзоров Роман Викторович

кандидат педагогических наук, соискатель, старший преподаватель кафедры тактики авиации и летной эксплуатации летных аппаратов летного факультета Харьковского университета Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба, Украина roman.nevzorov@list.ru

Содержание

ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ-ЛЕТЧИКОВ К ВЕДЕНИЮ ВОЗДУШНОГО БОЯ

Roman V. Nevzorov

candidate of pedagogical Sciences, applicant, senior lecturer at the Department of tactic aviation and flight operation of flying devices of flying faculty.

Kharkiv Air Force University named after Ivan Kozhedub, Ukraine roman.nevzorov@list.ru

The content of

TRAINING CADETS PILOTS TO CONDUCT AIR COMBAT

Аннотация. Автором рассмотрено содержание тренажерной подготовки военных летчиков к действиям в условиях воздушного боя. Подчеркивается, что тренажерная подготовка, являясь этапом, предваряющим летную деятельность военного летчика, решает задачу окончательного формирования готовности будущих летчиков к участию в воздушных боях, используя имеющиеся возможности диагностики и корректирования профессионально важных качеств. Применение на этом этапе достижений авиационной педагогики и психологии позволяет повысить эффективность процесса формирования профессиональных качеств для участия и успешного ведения воздушного боя. Автор пришел к выводу, что тренажерная подготовка курсантов-летчиков к ведению воздушного боя имеет ряд преимуществ перед обучением на реальном военном самолете, особенно в свете событий, когда мы все чаще и чаще слышим об авиационных происшествиях, в которых велика доля человеческой ошибки.

Ключевые слова: военный летчик; боевая задача; тренажерная подготовка; воздушный бой; профессиональная подготовка.

Annotation. The author considers the content of training military pilots to act in terms of air combat. It is emphasized that training as a stage of preflight activities of a military pilot, solves the problem of the final formation of readiness of future pilots to participate in air battles, using the existing possibilities of diagnostics and correction of professionally important qualities. The application at this stage of the aviation achievements of pedagogy and psychology can improve the efficiency of the process of formation of professional qualities for participation and the successful conduct of air combat. The author came to the conclusion that training cadets pilots to conduct air combat has a number of advantages to training on real military aircraft, especially in light of the events when we increasingly hear about accidents involving significant proportion of human error.

Keywords: military pilot; combat; training; air combat; professional training.

Актуальность темы. Тренажерная подготовка курсантов-ле^иков к ведению воздушного боя имеет ряд преимуществ перед обучением на реальном военном самолете, особенно в свете событий, когда мы все чаще и чаще слышим об авиационных происшествиях, в которых велика доля человеческой ошибки. Первое преимущество и, наверное, самое главное - это полная безопасность для здоровья обучающихся. Тренажерная подготовка позволяет минимизировать негативные последствия ошибочных действий летчика. Также высока эффективность подготовки, благодаря возможности без ограничений выполнять отработку действий ведения воздушного боя, некоторые из которых опасны для отработки в реальном полете либо вообще их отработка в воздухе запрещена. Поэтому тренажер является необходимым инструментом для повышения уровня подготовки курсан-тов-ле^иков к ведению воздушного боя.

Анализ литературы показал, что проводились определенные исследования по проблемам подготовки специалистов к профессиональной деятельности, в том числе и военных летчиков. Результаты этих исследований затрагивают такие проблемы, как педагогические основы профессиональной подготовки летного состава (П. Кар-тамишев, Р. Макаров, А. Тарасов и др.), вопросы профессионально значимых личностных качеств летчиков (Б. Анцупов, В. Пономаренко, О. Сиваш и др.), психологической подготовки летчиков (В. Бодров, Н. Лукьянова, Л. Гримак, В. Горовой-Шалтан, Н. Казакова и др.). По тренажерной подготовке значительный вклад в проблему формирования профессиональной надежности внесли Е. Деревянко, Ю. Воронцов, В. Кодола, В. Кузнецов, В. Мыльников, Е. Шерышев и многие другие. Несмотря на это, проблема тренажерной подготовки летного состава относительно формиро-

276

вания и контроля навыков ведения воздушного боя будущих военных летчиков остается недостаточно разработанной.

Современные условия функционирования Воздушных Сил требуют системного подхода к процессу профессиональной подготовки летчиков истребительной авиации, начиная с изучения технических дисциплин, тренажерной подготовки и заканчивая контролем навыков ведения воздушного боя, определением уровня профессиональной подготовленности летчиков [1]. Недостатки в системе летной подготовки - это пробелы в беспрерывной цепи формирования боевого летчика, особенно на этапе тренажерной подготовки. В то же время, основной задачей обучения летчика-истребителя является подготовка его к выполнению атак воздушных целей в воздушном бою, что невозможно без овладения навыками выполнения фигур высшего и сложного пилотажа [2].

Изложение основных результатов. Наиболее актуально применение тренажерной подготовки в военном деле, особенно когда принимается решение в условиях ограниченной информации о «противнике». Тренажерная подготовка к ведению воздушного боя дает возможность применять универсальный метод моделирования. Военная история знает немало примеров грамотного использования моделирования для достижения победы в воздушном бою, даже в тех случаях, когда количественное и качественное соотношение сил не позволяло надеяться на успех [3]. Именно в этих целях тренажерная подготовка преимущественно и применяется сегодня на этапе принятия решения и подготовки к боевому вылету.

Сегодня тренажерная подготовка в профессиональной подготовке военного летчика применяется: 1) для оценки обстановки в полосе предстоящих боевых действий; 2) для оценки эффективности преодоления противодействия средств противовоздушной обороны «противника» с применением маневрирования; 3) для разработки тактических приемов воздушного боя, боевого полета, а также для решения других тактических задач. Поскольку тренажерная подготовка позволяет определить систему показателей эффективности до выполнения боевого полета, в тактике метод моделирования, который используется в процессе тренажерной подготовки, рассматривается как процесс получения характеристик «объекта» (воздушного, противовоздушного боя, удара) на основе экспериментов с его моделью [3].

Тренажерная подготовка применяется также для поиска вариантов эффективного решения поставленной боевой задачи. Важное место в данном процессе занимает выбор основных показателей сил и средств, принципов и методов ведения воздушного боя.

Основные принципы ведения воздушного боя были определены уже в начале развития истребительной авиации. Во время использования летательных аппаратов в Первой мировой войне стало понятно, что только наиболее подготовленные летчики способны достигать успеха в

воздушном противоборстве. Именно потребности ведения воздушного боя привели П. Нестерова к мысли о возможности и необходимости выполнения «мертвой петли», а К. Арцеулова на намеренное введение самолета в «штопор».

При выполнении боевого полета или тренировочного полета на воздушный бой летчик должен уделять основное внимание наблюдению за целью, анализу тактической и воздушной обстановки и контролю за работой двигателя и систем самолета, что возможно только при наличии твердых и стойких навыков в технике пилотирования. Поэтому, полеты в зону на отработку фигур высшего и сложного пилотажа надо рассматривать как один из наиболее эффективных методов усовершенствования техники ведения воздушного боя, который, в свою очередь, повысит уровень боевой подготовки летчика [4, с. 287-268].

Успешность функционирования системы «летчик -самолет - среда» требует от летчиков специфического профессионального мышления.

Как показывает анализ литературы, летчик создает в своем воображении наглядную картину деятельности - боевого полета. У него формируется образ боевого полета [5]. Конечно, создание такого образа не является самоцелью. Он необходим для принятия оптимального решения относительно тактики действий, которая должна учитывать особенности профессиональной деятельности летчика, которые проявляются в необходимости как работы со сложной техникой, так и взаимодействии с другими летчиками в воздухе (подчиненными, командирами).

С точки зрения формирования навыков ведения воздушного боя, ведущее значение имеет тренажерная подготовка [6, с. 174-179]. Большое значение для психологической подготовки курсантов к любому виду боевых полетов имеет тренировка на пилотажных тренажерах самолета. По данным Р. Макарова, тренажерная подготовка имеет коэффициент корреляции с реальной летной деятельностью 0,6-0,76 в зависимости от типа тренажера [7, с. 147].

Полномасштабный (комплексный) тренажер обеспечивает отработку задач, связанных с техникой пилотирования и боевым применением в объеме более 90 % упражнений курса боевой подготовки. Специализированный тренажер боевого применения обеспечивает отработку задач, связанных с техникой пилотирования и боевым применением. Тренажер позволяет отрабатывать технику пилотирования, приобретать навыки полета в звене, эскадрильей и т.д., моделировать выполнение практически любой задачи (нанесение ударов по наземным объектам, атаки воздушных целей с применением управляемых ракет и т.д.).

Уникальные особенности тренажеров состоят в следующем: абсолютно адекватное воспроизведение обстановки благодаря использованию наиболее точных и постоянно корректируемых математических моделей самолетов и его вооружения; систематическое и своевременное внесение изменений в математическое обеспечение по результа-

277

там накопления и анализа статистической информации об эксплуатации авиационной техники и тренажеров; возможность отработки всех режимов, включая критические, на базе имеющейся и постоянно пополняемой информации об эксплуатации самолетов; совершенствование тренажера в соответствии с модернизацией штатных самолетов; объединение тренажеров в сеть, в том числе территориально распределенную, для отработки в режиме реального времени групповых действий и моделирования боевых операций. Помимо обучения, комплекс технических средств обучения может облегчить: отработку на тренажерах реальных боевых задач; сопровождение эксплуатации и поиск неисправностей; документирование индивидуальных результатов подготовки летного и инженерного состава на всем протяжении службы.

Опыт внедрения комплекса технических средств обучения показывает, что он позволяет: снизить стоимость подготовки пилотов на 25-30 %; сократить сроки обучения в 2 раза; сэкономить ресурс боевых самолетов; сократить расход горюче-смазочных материалов и дорогостоящих авиационных средств поражения; минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде.

Тренировка летного состава на тренажерах проводится в целях приобретения, поддержания и совершенствования практических навыков по действиям экипажа в различных условиях и особых случаях в боевом полете [8, с. 59]. Установлено, что суть непосредственно тренажерной подготовки заключается в решении трех видов задач: процедурных, решающих, перцептуальномоторных [8, с. 62].

Современный тренажер с высокой точностью моделирует профессиональную деятельность и может наилучшим и единственно целесообразным образом оценить профессионально важные качества военного летчика по двум показателям: быстроте освоения элементов боевого полета и надежности сформированных профессиональных навыков. Системно оформленное целенаправленное формирование средствами наземной подготовки к ведению воздушного боя позволяет будущим летчикам быстрее освоить навыки ведения воздушного боя, одним из которых может считаться навык пилотирования. Это объясняется наличием адаптационных комплексов профессионально важных качеств у курсантов, сформированных в процессе тренажерной подготовки по обоснованной и разработанной методике. Показательным параметром профессиональной подготовленности будущих летчиков к ведению воздушного боя в условиях моделирования боевого полета на комплексном тренажере самолета является качество пилотирования. Основными параметрами пилотирования являются: выдерживание высоты, скорости и компасного курса.

Тренажеры, главным образом, предназначены для одиночной подготовки. Имитаторы боевой обстановки используются как в ходе одиночной, так и групповой подготовки [9, с. 97].

Современные тренажеры представляют собой сложные технические устройства, построенные

на современной компьютерной базе. Это создает возможность расширения функций тренажера. Можно выделить следующие функции:

1. объективный контроль за действиями обучаемых и реализация инструментального контроля вместо визуального контроля инструктора;

2. автоматизация анализа тренажерной подготовки обучающегося и формирование документации по «боевому полету»;

3. отработка ситуаций воздушного боя в режимах, лежащих за пределами эксплуатационных и предельных ограничений. Отработка этих ситуаций в натурных испытаниях связана с высоким риском.

Решения этих задач достигается повышением уровня автоматизации. Конструктивно тренажер представляет собой программно-технический комплекс на базе ЭВМ и поэтому многие вопросы автоматизации в них уже решены за счет применения цифровых технологий [10, с. 451-453].

Программа обучения на комплексном пилотажном тренажере должна включать в себя: общие указания и методы оценки выполнения элементов упражнений, задач, разделов, программы подготовки к ведению воздушного боя; краткое содержание программы тренажерной подготовки по разделам, задачам, упражнениям; порядок выполнения программы с описанием цели и методики выполнения; критерии оценки по каждому упражнению, задаче, разделу; сроки проведения и объем подготовки к ведению воздушного боя.

По мнению автора, тренажерная подготовка на комплексном пилотажном тренажере к ведению воздушного боя должна осуществляется в соответствии с трехгодичным циклом.

Тренажерная подготовка к ведению воздушного боя, проводимая за трехлетний период, проводится по разработанным сценариям по всем особым и аварийным случаям, включая условия реального боевого полета, с основной направленностью на достижение оптимального взаимодействия с максимальным использованием ресурса экипажа, с включением элементов ведения воздушного боя и обязательной отработкой действий при различных отказах силовых установок, отказах в системах управления самолетом и механизацией крыла, возникновении пожара.

Существующие программы тренажерного обучения и критерии оценивания остаются прерогативой технической мысли и не используют в полной мере психолого-педагогические теории и концепции образовательной технологии XXI в. Следовательно, представляется возможным, базируясь на методологических основах авиационной педагогики и психологии, актуализировать существующие возможности тренажерной подготовки по диагностике и корректированию профессионально важных качеств будущих военных летчиков. Таких как: умение построить концептуальную модель образа боевого полета на основе аналитических данных; умение произвести селекцию рабочих гипотез возможных действий и спрогнозировать развитие си-

278

туации в процессе воздушного боя; умение принять единственно правильное решение; умение мысленно воссоздать образ деятельности в процессе воздушного боя и реализовать решение [8, с. 62].

В процессе тренажерной подготовки отрабатываются: порядок подготовки кабины к полету; порядок и последовательность выполнения элементов боевого полета, правила эксплуатации авиационной техники; действия в особых случаях в боевом полете; порядок распределения и переключения внимания при выполнении боевого полета; взаимодействие с другими членами экипажа (группы) в боевом полете и др.

Тренажерная подготовка, входя как подсистема в систему профессиональной подготовки, является, в свою очередь, сложной педагогической системой, направленной на формирование умений и навыков ведения воздушного боя. Процесс тренажерной подготовки образует замкнутый цикл управления, достигнутые результаты определенной мерой детерминируют управляющее влияние на следующем этапе [11].

При рассмотрении тренажерной подготовки как специальной технической дисциплины, которая базируется и неотрывно связана с изучением технических (специальных) дисциплин, можно сделать вывод, что знания, умения и навыки, которые формируются у курсанта в процессе тренажерной подготовки, являются важнейшими и основоположными в профессиональной деятельности будущего летчика. Эти знания, умения и навыки постоянно укрепляются, становятся гибкими и стойкими в процессе тренажерной подготовки курсанта.

Успех проведения тренажерной подготовки в значительной мере зависит от порядка ее проведения. На основе большого практического опыта, накопленного автором в процессе обучения ведению воздушного боя с использованием тренажера, рекомендуется следующая схема проведения тренажерной подготовки:

1) объяснить курсантам учебную цель и порядок проведения занятий, перечислить узловые вопросы и указать отводимое время;

2) восстановить в памяти курсантов ранее пройденный материал, имеющий смысловую связь с изучаемой темой;

Литература:

1. Фильков СМ. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования : монография. М., 2002. 229 с.

2. Голубев ГГ. Вопросы методики летного обучения. М. : Оборонгиз, 1953. С. 287-268.

3. Вакин С.А. Основы радиопротиводействия / С Л. Вакин, Л». Шустов М. : Радио, 1969. 365 с.

4. Курс наземной и летной подготовки курсантов на самолете Л-39. Харьков : ХИ ВПС, 2004. 184 с.

3) объяснить последовательность и технику выполнения изучаемых элементов боевого полета в следующем порядке: а) дать определение элементу боевого полета (фигуре, маневру); б) показать на схеме или начертить на доске траекторию или конфигурацию изучаемого элемента боевого полета, продемонстрировать его с помощью модели; в) объяснить назначение элемента боевого полета; г) разъяснить физическую сущность и технику выполнения элемента боевого полета, объяснить порядок распределения и переключения внимания при выполнении данного элемента боевого полета; д) проанализировать наиболее часто встречающиеся отклонения и ошибки, их причины, возможные отклонения и указать методы устранения; е) проанализировать порядок ведения ориентировки и осмотрительности и меры безопасности при выполнении данного элемента боевого полета;

4) провести тренировку, характер которой определяется учебной целью тренажерной подготовки и спецификой изучаемых элементов боевого полета;

5) провести контрольную проверку и определить готовность курсантов к выполнению очередных летных упражнений на тренажере.

В зависимости от характера тренажерной подготовки на ней применяются различные методы обучения. Наибольшее распространение в практике обучения курсантов на тренажерной подготовке получили такие методы: устное изложение; показ порядка действий, необходимых для выполнения задания; упражнение в выполнении тех или иных действий или расчетов; розыгрыш боевого полета.

Выводы. Таким образом, тренажерная подготовка, являясь этапом, предваряющим летную деятельность военного летчика, решает задачу окончательного формирования готовности будущих летчиков к участию в воздушных боях, используя имеющиеся возможности диагностики и корректирования профессионально важных качеств. Применение на этом этапе достижений авиационной педагогики и психологии позволяет повысить эффективность процесса формирования профессиональных качеств для участия и успешного ведения воздушного боя.

Literature:

1. Fil'kov S.M. Sistema voennoi podgotovki v gra-zhdanskikh vuzakh: teoriya i praktika funktsion-irovaniya i sovershenstvovaniya : monograph. M., 2002. 229 p.

2. Golubev G.G. Voprosy metodiki letnogo obucheniya. M. : Oborngiz, 1953. P. 287-268.

3. Vakin S.A. Osnovy radioprotivodejstviya /

S.A. Vakin, L.N. Shustov. M. : Radio, 1969. 365 p.

4. Kurs nazemnoi i letnoi podgotovki kursantov na samolete L-39. Khar'kov: HI VPS, 2004. 184 p.

279

5. Макаров Р.Н. Основы формирования профессиональной надежности летного состава гражданской авиации : учебное пособие. М. : Воздушный транспорт, 1990. 384 с.

6. Макаров Р.Н. Авиация 20 века / Р.Н. Макаров, В.М. Зарецкий, В.И. Федоришин; под редакцией И». Найденова. М., 2003. 524 с.

7. Мельников ВТ. Эргономические исследования соответствия деятельности летчика на самолете и тренажере // Авиационные тренажеры и эффективность их применения : тр. ГосНИИГА. М., 1980. Вып. 190. С. 174-179.

8. Методика летного обучения : учебное пособие; сост. В.Д. Задорожный. Ульяновск : УВАУ ГА(И), 2011. 80 с.

9. Невзоров Р.В. Модель процесса приобретения, утраты и восстановления навыков пилотирования летательных аппаратов / Р.В. Невзоров,

О.Г. Приймаков, О.М. Люлько // Авиационнокосмическая техника и технология. Харьков : НАУ «ЗДИ», 2002. № 3. С. 183-189.

10. Лебедев AM. Управление качеством полетов на основе программного контроля на этапе тренажерной подготовки пилотов / AM. Лебедев, Л.В. Федотов, С.С. Борисов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 4(2). С. 451-453.

11. Зеленский ГМ. Актуальные проблемы первоначальной профессиональной подготовки пилотов : учебное пособие / ГМ. Зеленский, Г В. Коваленко. Л. : ОЛАГА, 1989. 254 с.

5. Makarov R.N. Osnovy formirovaniya profession-al'noi nadezhnosti letnogo sostava grazhdanskoi aviatsii : textbook. M. : Air transport, 1990. 384 p.

6. Makarov R.N. Aviatsiya 20 veka / R.N. Makarov, V.M. Zaretskii, V.I. Fedorishin; ed. I.N. Najdenov. M., 2003. 524 p.

7. Mel'nikov V.G. Ergonomicheskie issledovaniya sootvetstviya deyatel'nosti letchika na samolete i trenazhere // Aviacionnye trenazhery i effektivnost' ih primeneniya : GosNlIGA, M., 1980, № 190, P. 174-179.

8. Metodika letnogo obucheniya : textbook; comp. V.D. Zadorozhnyi. Ul'janovsk : UHAC CA, 2011.

80 p.

9. Nevzorov R.V. Model' processa priobreteniya, utraty i vosstanovleniya navykov pilotirovaniya le-tatel'nyh apparatov / R.V. Nevzorov, O.G. Primakov, O.M. Lyul'ko. Aviacionno-kosmicheskaya tehni-ka i tehnologiya. Khar'kov. : NAU «HAI», 2002. № 3. P. 183-189.

10. Lebedev A.M. Upravlenie kachestvom poletov na osnove programmnogo kontrolya na etape trenazhernoi podgotovki pilotov / A.M. Lebedev, L.V. Fedotov, S.S. Borisov // Bulletin of Samara SC of RAS. 2012, V. 14, № 4(2), P. 451-453.

11. Zelenskii G.M. Aktual'nye problemy pervo-nachal'noi professional'noi podgotovki pilotov : textbook / G.M. Zelenskii, G.V. Kovalenko. L. : OLAGA, 1989. 254 p.

280

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.