УДК: 378.1:355.232.2
Р. В. Невзоров
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ-ЛЕТЧИКОВ ВЕДЕНИЮ
ВОЗДУШНОГО БОЯ
Радикальные изменения в формах и способах ведения современной войны стали следствием действия совокупности взаимосвязанных факторов, которые адекватно отображают военно-политические, финансово-экономические, научно-технологические и социокультурные тенденции мирового развития. При таких условиях приобрела острую актуальность и нуждается в комплексном решении проблема создания профессиональных армий. Эта проблема в полной мере касается и Военновоздушных Сил Украины.
На уровень подготовки летчиков-истребителей существенно влияют такие условия: наличие современных высокоэффективных методик
подготовки к ведению воздушного боя; отбор методов, организационных форм и средств, оптимальных с точки зрения поставленных задач.
В настоящее время боевая подготовка частей и подразделений тактической авиации сводится, как правило, к выполнению определенных нормативов в заданных условиях. В результате никто не может гарантировать, что в реальном бою каждый летчик (даже успешно сдавший все нормативы по специальности) сможет эффективно применять оружие и военную технику. На данный момент наблюдается тенденция усложнения объектов вооружения и военной техники, которые, постепенно видоизменяясь, переходят в область сетевых и высокоавтоматизированных эргатических систем. Деятельность военного летчика приобретает плохо алгоритмизированный характер, что по-новому ставит задачу профессиональной подготовки курсантов-летчиков.
Повышение эффективности обучения курсантов является предметом исследований психологов, педагогов, социологов и других специалистов. В отечественной и зарубежной научной литературе существует большое количество работ, посвященных исследованию психолого-педагогических предпосылок эффективности учебной деятельности.
Воздушный бой - вооруженное противоборство в воздухе экипажей (подразделений, частей) с целью уничтожения противника, отражения его атак, принуждения к отказу от выполнения своей задачи. Современному воздушному бою присущи следующие основные черты: групповой характер, большой пространственный размах, скоротечность и высокий динамизм событий, наличие, как правило, двух фаз - дальнего и ближнего воздушного боя, деление сил противоборствующих сторон на группы различного тактического назначения, сложность воздушной и помеховой обстановки.
Многие военные специалисты по-прежнему считают, что вершиной боевой подготовки является проведение тактических учений с боевой стрельбой (особенно ночью). И такая точка зрения абсолютно понятна, поскольку с использованием существующей учебно-тренировочной базы боевой подготовки невозможно создавать для обучаемых условий, в которых они могут действовать в ходе боя с реальным противником. В этом и заключается основная проблема подготовки летчиков к ведению воздушного боя.
Метод обучения «делай как я», широко принятый в военной подготовке, в данной ситуации также имеет серьезные ограничения в силу необходимости выполнения значительного объема алгоритмических операций, непонятных курсанту и вызывающих в силу этого у него «информационный шок». Таким образом, актуальным является анализ существующих методов обучения курсантов-летчиков и выделение
перспективных, которые можно использовать для обучения будущих военных летчиков ведению воздушного боя.
Одним из приоритетных направлений в профессиональной подготовке летчиков в ходе обучения в условиях высшего военного учебного заведения является более широкое применение в процессе обучения тренажерных средств и совершенствование форм и методов обучения с их использованием. Это обуславливается наличием современных, обладающих высокими боевыми качествами, оснащенных сложнейшими агрегатами, приборами и системами боевых самолетов, освоение которых требует от личного состава глубоких знаний и твердых практических навыков при эксплуатации и в ходе боевого применения [3, с. 3].
Профессиональная подготовка военных летчиков относится к тем компонентам авиационной системы, где скрывается большое количество важных факторов, своевременное выявление которых составляет суть управления учебным процессом подготовки летчиков к ведению воздушного боя путем усовершенствования процесса обучения.
Существующие методы, принципы, структура, содержание и формы обучения ведению воздушного боя не всегда дают должный положительный результат, так как традиционное обучение формирует знания, навыки и умения только репродуктивным методом и без взаимосвязи.
Анализ теории и практики процесса обучения курсантов военных вузов показывает, что методы традиционного или информационнорецептивного обучения, направленные на передачу определенной суммы знаний, а также формирование умений и навыков практической деятельности не всегда способны решить подобные задачи. В целом традиционные методы предполагают предоставление готовых решений в
качестве образца, активность обучающегося по своей направленности и содержанию носит репродуктивный характер.
Методика профессионального летного обучения является отдельной ветвью педагогической науки, которая исследует закономерности освоения летной деятельности и является научной теорией обучения и воспитания лётного состава [6], согласно мнению многих ученых и практиков летного обучения, а именно, В. Пономаренко, Н. Заваловой, В. Жернавкова, Р. Макарова, М. Рубца [4; 5; 6; 9; 12].
Так Г. Пащенко предлагает под методом обучения понимать способ деятельности преподавателей и курсантов-летчиков, который отвечает цели и задачам учебно-воспитательного процесса. В деятельности преподавателя педагог предлагает выделить такие методы: демонстрация, объяснение, проблемное изложение. В деятельности курсантов-летчиков Г. Пащенко выделяются такие методы, как осмысление, проговаривание, наблюдение, осмысление поставленной проблемы и ее решений и т. д. [11, с. 14].
Для ведения воздушного боя летчик должен владеть строго определенными приемами (алгоритмами) рассуждений и действий, поэтому имеет большое значение применение программировано-алгоритмических методов обучения, в особенности при обучении курсантов действиям в нестандартных ситуациях воздушного боя [7]. Для того чтобы научить курсантов самостоятельно находить решение проблемы, применяются продуктивные методы обучения - частичнопоисковый (или эвристический) и исследовательский. Они направлены на развитие творческого мышления и познавательной деятельности будущих летчиков [10].
Для достижения единой запрограммированной цели профессиональной подготовки курсантов к ведению воздушного боя особое значение имеет применение специфических методов,
базирующихся на специфических принципах обучения. К ним относятся: метод строгой регламентации и временного лимитирования осваиваемых действий; метод дополнительной психофизиологической нагрузки на фоне основной деятельности; метод ритмичного возрастания
психофизиологической нагрузки; и метод комплексного формирования
психофизиологических качеств [8, с. 291].
Н. Арсеньева выделяет следующие методы обучения курсантов-летчиков: репродуктивные (лекции, объяснение, иллюстрация,
демонстрация); проблемное изложение (практические занятия); эвристические; метод анализа конкретных ситуаций; метод инцидентов; метод инсценировки; ролевые игры; тренажи; упражнения; тестовые задачи; проблемные задачи (тесты, упражнения) [1, с. 8].
Переход к обучению летчиков на реактивных, а затем на сверхзвуковых самолетах, самолетах с изменяемой геометрией не
ознаменовался использованием новых методов обучения.
Поиски новых подходов, новых способов в обучении развернулись в авиационных ВВУЗах. Появились специализированные классы наземной и предварительной подготовки, комплексы предполетной подготовки и тренажные площадки, карточки тренажей в кабине самолета, методические разработки в виде комплексных схем полетных заданий и т.д. [2, с. 33].
В последние десятилетия XX века, кроме традиционных методов можно выделить новые методы - методы компьютерного обучения, методы формирования образа полета и методы тренажерной подготовки.
Для формирования профессионального мастерства летчиков при ведении воздушного боя, на наш взгляд, наиболее действенными есть методы интенсивного обучения, позволяющие формировать интегративные профессиональные знания, навыки и умения, которые направлены на эффективное использование резервов организма и
расширение информационных возможностей будущих военных летчиков [5; 9; 8].
Также для решения проблемы боевой подготовки летчиков используются методы моделирования и имитации двустороннего учебного боя, а также возможных комбинаций этих методов.
Метод полунатурного моделирования двустороннего боя дает возможность обучать экипажи действиям друг против друга на полунатурных тренажерах практически в любых условиях обстановки и на любой местности. При этом в ходе многократных тренажерных боев имеется возможность сформировать устойчивые навыки управления огнем.
Одним из важных аспектов качества тренажерной подготовки является создание большого количества задач заданного уровня сложности. Существующие методы не могут в полной мере решать такую задачу.
В тренажере, созданном на базе теории обучающих иммерсивных сред, имитируется искусственная среда в форме виртуальной реальности и элементы ее взаимодействия с оператором. При этом, в соответствии со сценарием и этапами обучения, избирательно моделируются только те элементы реальной деятельности, которые необходимы для порождения обучающей среды в соответствии с требуемой на том или ином этапе профессиональной подготовки логикой обучения, что достигается с помощью технологий виртуальной реальности [2; 13, с. 96-101].
Целевая установка на полет предполагает выделение и акцентуацию в полетном задании промежуточных и конечных целей полета и сосредоточение на них внимания обучаемого. Это могут быть новые элементы техники пилотирования, наиболее сложные фигуры пилотажа, участки полета, выполнение которых представляет определенную сложность или сопровождается частыми и значимыми ошибками и
отклонениями. Предвидение тактической ситуации - необходимейшее качество подготовленного летчика. Предвидение тактической ситуации предполагает развитое профессионально-летное образное мышление. При обучении в полете предвидение вырабатывается у обучаемых путем развития предвосхищающих умственных действий. Согласованность управляющих воздействий предполагает распределение функций активного пилотирования между обучающим и курсантом на каждом участке полета. Комплексное использование приемов и методов обучения в полете представляет условие, согласно которому обучающий с наибольшей целесообразностью варьирует одновременное применение способов обучения в полете с их чередованием в определенной последовательности.
В практике обучения в полете применяются такие методы, как: показ выполнения полета, какого-либо элемента полета, маневра, фигуры пилотажа или отдельных действий; совместное выполнение обучающим и обучаемым летчиком полета или осваиваемого элемента полета, маневра, фигуры пилотажа; тренировка обучаемого летчика в выполнении осваиваемых элементов полета и действий под наблюдением обучающего; указания обучающего в полете по самолетному переговорному устройству.
Таким образом, можно заключить, что каждому этапу обучения курсантов ведению воздушного боя соответствуют различные методы обучения. Так наземная подготовка курсантов ведению воздушного боя должна проводится следующими методами: устное изложение; показ порядка действий, необходимых при выполнении задания; беседа и решение коротких вводных; заучивание условий упражнения, данных нормативов; практические занятия; упражнение на тренажерах; демонстрация наглядных пособий, технических устройств и учебных кинофильмов; самостоятельная работа; розыгрыш полета. В процессе предварительной подготовки курсантов к полетам используют: изучение с
курсантами техники выполнения полетных заданий; самостоятельная подготовка курсантов; тренаж в кабине самолета и на тренажере; контроль готовности курсантов к полетам.
Литература
1. Арсеньева Н. Б. Модель процесса обучения курсантов-вертолетчиков основам безопасности полетов в международном воздушном пространстве / Н. Б. Арсеньева // Вестник Национальной академии Государственной пограничной службы Украины. - 2013. -Выпуск 2. - 12 с.
2. Гандер Д. В. Профессиональная психопедагогика : учебное
пособие / Д. В. Гандер. - М. : Воентехиниздат, 2007. - 336 с.
3. Дмитрук А. В. Методика подготовки и проведения занятий с использованием учебных тренировочных и тренажерных средств : учеб.-метод. пособие / А. В. Дмитрук. - Гродно : ГрГУ, 2012. - 95 с.
4. Жернавков В. Ф., Козловский Э. А. Психологическая оценка подготовленности летчика на пилотажных тренажерах / В. Ф. Жернавков, Э. А. Козловский. - М. : Воениздат, 1981. - 64 с.
5. Завалова Н. Д., Пономаренко В. А. Особенности восприятия летчика в полете по приборам / Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко. - М. : в/ч 64688, 1975. - 12 с.
6. Картамышев П. В. Методика летного обучения / П. В. Картамышев, М. В. Игнатович, А. И. Оркин. - М. : Транспорт, 1987. -279 с.
7. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 186 с.
8. Макаров Р. Н. Основы формирования профессиональной надежности летного состава гражданской авиации : учебное пособие / Р. Н. Макаров. - М. : Воздушный транспорт, 1990. - 384 с.
9. Макаров Р. Н. Психологические основы дидактики летного обучения / Р. Н. Макаров, Л. В. Герасименко, Н. А. Нидзий. - М. : МАКЧАК, 2000. - 328 с.
10. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1975. - 367 с.
11. Пащенко Г. С. Методика обучения курсантов-пилотов летной эксплуатации воздушных судов на международных авиалиниях : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения техническим дисциплинам / Г. С. Пащенко. - Харьков, 2003. - 23 с.
12. Пономаренко В. А. Авиация. Человек. Дух / В. А. Пономаренко. -М.: ИП РАН, Универсум, 1998. - 319 с.
13. Сергеев С. Ф. Методология проектирования иммерсивных
тренажеров операторов систем слежения / С. Ф. Сергеев, Г. Л. Коротеев, В. Н. Соколов // Передовые технологии в авиаприборостроении. Материалы V Всероссийской научно-технической конференции
Национальной Ассоциации авиаприборостроителей (НААП). - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - С. 96-101.