Научная статья на тему 'Современные подходы к решению проблемы выбора и оценивания личностных качеств как значимых элементов компетентностной модели военного специалиста'

Современные подходы к решению проблемы выбора и оценивания личностных качеств как значимых элементов компетентностной модели военного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY PROFESSIONAL EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / COMPETENCE MODEL / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL QUALITY / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE ASSESSMENT METHODS / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ELECTRONIC PORTFOLIO / САМООБСЛЕДОВАНИЕ / MILITARY PROFESSIONAL QUALITIES / SELF-EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмичева И. В., Мержвинская Л. В.

В статье рассматриваются вопросы роли и места личностных качеств в структуре компетентностной модели военного специалиста. Предложена и обоснована методически выборка значимых для военно-профессиональной деятельности офицера личностных компетенций, механизм их отбора и структурирования, методика формализации процесса оценивания личностных качеств по образцу оценки освоения предметных модулей. Приведены результаты апробации методики самообследования обучающихся, направленной на выявление уровня сформированности у них универсальных личностных компетенций и на контроль их формирования в процессе обучения. Предложен механизм учета и контроля формирования личностных компетенций в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEM OF PERSONAL QUALITY SELECTION AND EVALUATION AS IMPORTANT ELEMENTS OF A COMPETENCE MODEL MILITARY SPECIALIST

The article discusses the role and place of personal qualities in the structure of the competence model of a military specialist. The authors propose and substantiate methodically the selection of personal competencies significant for military-professional activity of the officer, the mechanism of their selection and structuring, the method of formalization of the process of personal qualities assessment on the model of evaluation of subject modules development. The results of approbation of self-study methods of students, aimed at identifying the level of formation of their universal personal competencies and control their formation in the learning process. The mechanism of accounting and control of formation of personal competences in military higher education institution is offered.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к решению проблемы выбора и оценивания личностных качеств как значимых элементов компетентностной модели военного специалиста»

№ . St к А

УДК 378.1+159.9.1 ГРНТИ 78.15+15.81.21

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА И ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КАК ЗНАЧИМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

И.В. КУЗЬМИЧЕВА, кандидат биологических наук, доцент ВКА имени А.Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург) Л.В. МЕРЖВИНСКАЯ, кандидат военных наук ВКА имени А.Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург)

В статье рассматриваются вопросы роли и места личностных качеств в структуре компетентностной модели военного специалиста. Предложена и обоснована методически выборка значимых для военно-профессиональной деятельности офицера личностных компетенций, механизм их отбора и структурирования, методика формализации процесса оценивания личностных качеств по образцу оценки освоения предметных модулей. Приведены результаты апробации методики самообследования обучающихся, направленной на выявление уровня сформированности у них универсальных личностных компетенций и на контроль их формирования в процессе обучения. Предложен механизм учета и контроля формирования личностных компетенций в военном вузе.

Ключевые слова: военно-профессиональное образование; компетентностная модель; военно-профессиональные качества; личностные качества; методики оценки компетенций; электронное портфолио; самообследование.

MODERN APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEM OF PERSONAL QUALITY SELECTION AND EVALUATION AS IMPORTANT ELEMENTS OF A COMPETENCE MODEL MILITARY SPECIALIST

I.V. К^'МЮНЕУА, Candidate of biological sciences, Assistant Professor

MSA named after A.F. Mozhaisky (St. Petersburg)

L. V. MERZHVINSKÄYA, Candidate of Military Sciences

MSA named after A.F. Mozhaisky (St. Petersburg)

The article discusses the role and place of personal qualities in the structure of the competence model of a military specialist. The authors propose and substantiate methodically the selection of personal competencies significant for military-professional activity of the officer, the mechanism of their selection and structuring, the method of formalization of the process of personal qualities assessment on the model of evaluation of subject modules development. The results of approbation of self-study methods of students, aimed at identifying the level of formation of their universal personal competencies and control their formation in the learning process. The mechanism of accounting and control of formation of personal competences in military higher education institution is offered.

Keywords: military professional education; competence model; military professional qualities; personal quality; competence assessment methods; electronic portfolio; self-examination.

№ . к А

Введение. Ведущими положениями компетентностной парадигмы в образовании являются личностная направленность и реализация индивидуального подхода в процессе обучения. Компетенции определяются в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) как «способность применять знания, умения, навыки (ЗУН) и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [1,2]. В последней редакции ФГОС предусматривается обязательное использование активных методов обучения и инновационных педагогических технологий, а также вводится новое направление оценочной деятельности - оценка личных достижений [3]. Очевидно, что под личными достижениями понимаются не только успехи в освоении образовательных программ, но и формирование социально-психологических, морально-нравственных и других личностных качеств военного специалиста. Таким образом, ФГОС прямо указывают на необходимость учета и контроля личностных качеств обучающегося в процессе оценивания уровня сформированности его военно-профессиональной компетентности.

Несмотря на многообразие подходов, алгоритмы оценки ЗУН в структуре военно-профессиональных компетенций (ВПК) к настоящему времени в системе военного образования достаточно хорошо отработаны. Вопросы же выбора, оценивания, учёта и контроля формирования в процессе обучения определенных качеств личности как значимых элементов компетентностной модели военного специалиста остаются открытыми [4,5,6,7].

В рамках выполненной по заказу Главного управления кадров МО РФ научно-исследовательской работы «Совершенствование системы непрерывной подготовки военных специалистов Вооруженных Сил Российской Федерации на основе реализации современных требований к профессиональной деятельности выпускников высших военно-учебных заведений» (шифр - "Профессионал-14") была разработана компетентно-стная модель выпускника военного учреждения высшего образования (ВУ ВО), в структуру которой мы предложили ввести важные для военного специалиста личностные компетенции [8].

В процессе введения личностной компоненты в структуру компетентностной модели военного специалиста было сформулировано несколько актуальных задач.

Во-первых, необходимо было уточнить являются ли личностные качества (ЛК), подлежащие учету и контролю в процессе формирования ВПК, структурными элементами определенных военно-профессиональных компетенций или же представляют собой отдельную «личностную компетентность».

Во-вторых, определить существует ли различие между понятиями «личностные качества» и «профессионально-важные качества» и если так, то каковы критерии их дифференцирования, какие из них надо учитывать при оценивании этапов формирования профессиональной компетентности у курсанта.

В-третьих, сформулировать критерии, на основании которых следует выбирать действительно значимые для формирования компетентного военного специалиста личностные качества: компетенции, базирующиеся на теоретической модели личности военного специалиста.

И, наконец, определить состав должностных лиц, способных провести оценку личностных качеств обучающихся, освоить эффективные способы ее использования в образовательном процессе с целью повышения качества подготовки.

Вышеизложенное определило направление проведенного нами психолого-педагогического исследования.

№. к А

Методики исследования. Решение задач обоснованного выбора и оценивания личностных качеств, формирование которых целесообразно контролировать в процессе обучения в ВУ ВО, проводилось нами в 2 этапа.

Первый этап - формирование структуры личностной компетентности:

- обоснованный подбор личностных качеств военного специалиста;

- структурирование (группировка отобранных качеств);

- определение методом экспертных оценок относительной значимости каждой из групп ЛК и каждого ЛК в группе.

Второй этап - проведение апробации методики оценивания личностной компоненты в модели выпускника ВУ ВО:

- апробация методики оценки ЛК;

- формализация процесса оценки личностных качеств курсанта по образцу оценки освоения предметных модулей;

- разработка рекомендаций по процедурам оценивания ЛК, контроля их формирования в процессе обучения и учета при характеристике компетентности военного специалиста.

Результаты исследования. В психологической науке понятия «личностные качества» (ЛК) и «профессионально-важные качества» (ПВК) дифференцируются далеко не всеми специалистами. Мы придерживаемся представлений, что ПВК являются психофункциональной основой для формирования системы профессиональных ЗУН. Именно ПВК кандидата, а также степень его мотивации к военно-профессиональной деятельности оцениваются на этапе прохождения им профессионально-психологического отбора при поступлении в высшее военное учреждение. Эта процедура, как известно, проводится с целью определения уровня соответствия кандидата требованиям, предъявляемым для освоения военно-профессиональной деятельности при обучении в вузе. Следовательно, ПВК входят в нашей модели в структуру военно-профессиональных компетенций (наряду с ЗУН) и имеют специфику, обусловленную квалификационными требованиями к выбранной обучающимся специальности [4, с.214, рис 1].

В отличие от ПВК, которые показывают степень соответствия кандидата выбранной специальности, предложенная в структуру модели военного специалиста совокупность ЛК, определяет, в первую очередь, направленность личности военного специалиста и его служебное поведение, т.е. социальную сторону личности. Эти личностные качества развиваются и формируются в процессе обучения и воспитания в ВУ ВО, а затем - в процессе военно-профессиональной деятельности по месту службы.

При выборе совокупности таких ЛК мы выдвинули принцип универсальности, а именно: подбирали такие ЛК, которые следует развивать у каждого военного специалиста. Другой особенностью предложенного нами подхода является то, что отбирались не просто отдельные качества личности, а совокупности качеств, на которые делается акцент в ФГОС и квалификационных требованиях, то есть, практически к каждой компетенции подбирался личностный компонент-критерий. Например, формирование предложенного нами гражданско-патриотического качества «гордость принадлежностью к ВС РФ» подразумевается в формулировке ВПК. ОК-4, а именно: «способен понимать высокую социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл военной службы»; наличие организаторских способностей (группа деловых качеств), подразумевается при формулировке ВПК. ОК-7, ВПК. ОП-2, ВПК. П-4; самосовершенствование, саморазвитие - ВПК. ОК-6 и т.п. Мы считаем, что при таком подходе выбранные ЛК действительно можно назвать личностными компетенциями специалиста.

Методика выбора ЛК достаточно подробно описана нами ранее [5]. На основе анализа литературных источников, квалификационных требований и собственного научного опыта группой экспертов (педагогов-психологов) под нашим руководством в

ходе коллективной и индивидуальной работы были подобраны пять совокупностей качественных показателей личностных компетенций выпускника академии, каждая из которых представлена пятью критериями (таблица 1). Согласованность мнений экспертов была подтверждена значимым коэффициентом конкордации ^ = 0,77).

Таблица 1 - Структура универсальных значимых качеств личности военного специалиста

Группы личностных качеств [личностные компетенции) Качественные показатели [критерии)

МОРАЛЬНО - НРАВ С ТВЕННЫЕ 1. Требовательность к себе 2. Дисциплинированность 3. Доброжелательность 4. Вежливость, тактичность 5. Честность

МОТИВ АЦИОННО-ЦЕННО С ТНЫЕ 1. Профессиональный карьеризм 2. Активность и шшциаттшность в учебе 3 .Самосовершенствование, саморазвитие 4. Альтруизм 5. Коллективизм

ДЕЛОВЫЕ 1. Ответственность 2. Самостоятельность 3. Организаторские способности 4. Профессиональная мобильность 5. Эрудированность

ГРАЖДАНСКО -ПАТРИОТИЧЕСКИЕ 1. Готовность к защите Отечества 2.Г орд ость принадлежностью к ВС РФ 3.Приверженность военной политике государства 4. Толерантность 5. Законопослушность

ИНДИВИДУ АЛЬ НО -ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ 1 .Нервно-психическая устойчивость 2. Адаптивность 3. Воля и самоконтроль 4. Отсутствие навязчивых асоциальных стремлений 5. Адекватная самооценка,развитое чувство личного достоинства

Другая группа экспертов (из числа военных преподавателей академии, каждый из которых работал независимо) осуществляла критический анализ составленной выборки качеств. Они вносили предложения по изменению и дополнению разработанного списка личностных качеств. Ими оценивалась относительная значимость каждого качества путем их ранжирования, а также заполнения матриц парных сравнений (метод анализа иерархий [9]). В результате обработки полученных данных определены статистические средние нормализованных векторов приоритетов, их медианы, рассчитан коэффициент Стьюдента и коэффициент конкордации (по нормализованным и ранжированным данным).

В таблице 1 представлена окончательная структура выбранных в результате исследования «универсальных» значимых личностных качеств военного специалиста. Наиболее значимыми для выпускника ВУ ВО эксперты посчитали деловые качества: нормализованный вектор приоритетов по этим компетенциям а(г) = 0,297, а в структуре деловых качеств первые места были отведены организаторским способностям и ответственности. Результаты ранжирования личностных качеств по их значимости для формирования личности выпускника - носителя компетентности в области воинской деятельности - в целом аналогичны результатам, полученным при парных сравнениях: предпочтение было отдано деловым качествам, причем 60% экспертов поставили эту группу качеств на первое место, 20% - на второе и 20% - на третье место.

Таким образом, в результате первого этапа проведенного экспериментального исследования была составлена структурированная выборка универсальных личностных качеств выпускника ВУ ВО. С помощью экспертного анализа вычислены весовые коэффициенты значимости отдельных личностных компетенций, определены приоритетные компетенции, которые необходимо формировать у курсанта в процессе обучения.

На втором этапе исследования было принято решение о том, что апробация разработанной методики оценивания ЛК пройдет в форме анкетирования обучающихся в режиме само- и взаимооценки, что позволило не только провести последующую коррекцию методики, но и получить ряд сведений для психолого-педагогического анализа курсантов.

В пилотажном обследовании участвовало 57 курсантов 3 курса. Процедура оценивания ЛК включала в себя:

- подготовку исходной документации: бланки со списками ЛК, утвержденными в структуре модели выпускника ВУ ВО на первом этапе исследования (таблица 2), инструкция по заполнению бланков (рисунок 1);

Таблица 2 - Образец бланка-опросника

Курсант Иванов ИИ. учебная группа№

ЛИЧНОСТНЫЕ КА ЧЕСТВА

я с Ё * — ж я 9 — и ъ о о с. Г4 0 5 сэ с с. ± 1 1 и I «л Р Е 8 о ¡1 Щ ь 3 о мЗ ь с ь о нн и 1 Й Ё 5 С: С. о ™ а X Г 1 и — и р К к С а € в = ■> 2 ? — д Не Е о й 5 5 а а 1 в и 1 р. г- ■3 5 ^ а к о Щ Ъ о Ь о £ Н | С? = о н о та О К ъ о £3 о К и а л ¡2 ~г о. О (3 я Кб ь Е. > а С5 Р О О ■и е- ■у — Е та И Ь о 5 о гс а д и 2 о. Щ ъ а э2Е ¡г Я — — 3 Ь £ с. £ та = ? ь ^ Е ^ о и к Е &| Ё 2 с- та 3" £ и 1 о та СП « 5 а и ~ и — СЁ — о д Ь Е £ < Й с р. — с К Й я ^ — £ ¡1 ь £ _ ц э & « 5 и В ^ Й ЕЗ 2 3 о д •Й 5 о в Б й — и ей 3 <

Иванов

Петров

Сидоров

г

Уважаемый курсант ВКА имени А.Ф. Можайского!

Согласно современной концепции образования в результате обучения в высшем военном образовательном заведении Вы должны не просто приобрести знания, умения и навыки, которые помогут стать комнлтентнъш специалистом, но и сформировать личностные качества, характеризующие достойного и успешного офицера, уверенно использующего эти качества в процессе профессиональной деятельности.

Лнчностньш рост - дело не одного дня. Работа над собой требует времени, внимания и приложения определенных усилии. Однако сначала следует уточнить для себя, что за личность Вы есть на данный момент. Важно понять каким Вас считают сослуживцы и командиры.

Предлагаем Вам методику, направленную на экспертную самооценку и взанмооценку ряда личностных качеств, которые являются важными для формирования полноценной личности офицера.

Ниже приведен список вашей группы. Оценнте каждого нз товарищей (взаимооценка) и себя самого (самооценка) по степени выраженности на данньш момент личностных качеств, приведенных в шапке таблицы.

Используйте следующую шкалу оценок:

2 балла - данное качество для курсанта не характерно

3 балла - курсант демонстрирует данное личностное качество эпизодически (редко)

4 балла - курсант демонстрирует данное качество часто, почти всегда

5 баллов - качество присуще курсанту в полной мере, по этому качеству он выделяется среди

своих товарищей.

Желаем Вам успешной работы!

Рисунок 1 - Инструкция по заполнению бланка-опросника

Предварительный анализ полученных результатов показал, что 14 анкет были заполнены только четверками и пятерками, соответственно, они не учитывались в дальнейшей обработке как «крайние субъективные», так как часто подобные ответы отражают желание респондентов дать социально одобряемую оценку и не показывают их истинного отношения.

На рисунке 2 представлены результаты статистической обработки данных 43 обучающихся. Из диаграмм понятно, что курсанты, в целом, высоко оценивают свои граж-данско-патриотические и индивидуально-психологические качества. Наиболее низкие баллы были выставлены за проявление деловых качеств (напомним, что эксперты-педагоги считают эту компетенцию наиболее значимой для военного специалиста).

□ СО командиров @СО рядовых ■ Взаимооценка в группе

□ Оценка командиров группой

□ Оценка командирами подчиненных

4,5

4,3

4,1

3,9

3,7

м-н

м-ц

д

г-п

и-пс

Обозначения: СЮ - самооценка: М-Н — морально-нравственные, М-Ц — мотивационно-ценностные. Д - деловые. Г-П - гр аждан с ко -п атр и отичес кл е, И-ПС — индивидуально-психологические личностные компетенции.

Рисунок 2 - Результаты исследования личностных качеств курсантов

Обращает на себя внимание тот факт, что самооценка, как командиров группы (старшина и командиры отделений), так и рядовых курсантов, по большинству показателей выше, чем их оценка товарищами по группе. Завышенная самооценка может отражать в данной ситуации скорее желаемое, нежели реальное представление о своей личности.

Возможной причиной завышения оценок в анкетах, на наш взгляд, могло быть и стереотипное мнение о том, что 3 балла (тройка) - оценка, которая выставляется за минимальные знания, следовательно, и за редко проявляемые качества.

При доработке методики обсуждался вопрос о повышении чувствительности шкалы оценок ЛК, например, расширении ее до 10-балльной. Однако, в целях максимального приближения оценки ЛК к методике оценивания освоения предметных модулей, мы оставили 4-х балльную шкалу, уточнив формулировку: «3 балла - данное качество присуще курсанту, хотя проявляется не всегда».

В задачу настоящей публикации не входит подробный психолого-педагогический анализ полученных результатов. Рисунок 2 иллюстрирует лишь возможные варианты такого анализа. Например, можно дифференцировать такие показатели, как: самооценка (мнение самого курсанта об уровне сформированности у него того или иного ЛК), взаимооценка (мнение группы о курсанте); определенный интерес представляет сравнение этих оценок. Полученные данные позволяют понять приоритеты курсантов, например, ценными качествами молодые люди считают такие как «воля и самоконтроль», «отсутствие навязчивых асоциальных стремлений», «адекватная самооценка, развитое

№ . к А

чувство личного достоинства». Девять человек получили от товарищей оценку в 2 балла (т.е. данное качество для курсанта не характерно) за такие качества, как «требовательность к себе», «альтруизм», «эрудированность», «активность и инициативность в учебе», «организаторские способности», «ответственность», в то время как 86% опрошенных оценили свою готовность к защите Отечества на 5 баллов.

Определение уровня сформированности личностной компетентности (£КоБщ) осуществлялось по той же методике, что описана нами для расчета уровня сформиро-ванности ВПК для модулей ЗУН [4, с.216-217]. Кроме того, мы посчитали необходимым ввести в формулу подсчета нормированного балла коэффициенты, соответствующие векторам приоритетов каждого личного качества, которые были определены экспертами на первом этапе нашей работы. Таким образом, формула для расчета нормированного балла для каждого качества получила следующий вид:

1k

IX. х a(i) х 100 1 5

(1)

где: LKi - значение нормированного балла 1-го личностного качества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Ш - значение «сырого» балла 1-го личностного качества;

а(1) - значение нормализованного вектора приоритетов по этому качеству.

Очевидно, что можно вычислить также значение показателя компетентности по каждой структурной группе качеств (£КМ-Н, ^Км-ц, LKд, ^КГ-П, ^КИ-ПС) и по всем предложенным качествам в целом ^Кобщ, что и будет показателем личностной компетентности военного специалиста. Используя определенные критерии [4, с.218], мы уточнили интервальные значения на нормированной шкале оценки LK, что дало возможность выделить уровни сформированности личностной компетентности: подпоро-говый, пороговый, средний, высокий и максимальный. Таким образом, была разработана единая процедура оценивания ВПК, ПВК и ЛК курсанта в процессе его обучения в ВУ ВО.

Процесс учета и контроля формирования компетенций в настоящее время существенным образом автоматизируется благодаря разработке программно-технического комплекса (ПТК) «Образовательное учреждение», эксплуатация опытного образца которого проходит в ВКА имени А.Ф. Можайского. В структуре этого ПТК преподаватели будут иметь возможность выставления оценок за каждый изученный модуль, а интеграция в ВПК и расчет уровней их сформированности будет происходить автоматически, за счет программного обеспечения. Предусмотрено обучение, как педагогов, так и курсантов работе в системе.

Однако отслеживание динамики формирования личностной компетентности в расчет трудозатрат профессорско-преподавательского состава в настоящее время не входит. Мы предлагаем ввести ЛК в блок «личные достижения» в структуре электронного портфолио обучающегося, разработка программного обеспечения для которого осуществляется в настоящее время в рамках НИР «Паспорт-ВУЗ». Метод портфолио представляет собой современную образовательную технологию, в основе которой лежат методики аутентичного оценивания результатов образовательной деятельности и приобретенных компетенций [10]. Реализация программ осуществляется через создание личных кабинетов обучающихся. Предполагается, что курсанты будут самостоятельно вносить сведения в базу данных портфолио, в том числе они могут с заданной периодичностью проводить самооценку своей личностной и военно-профессиональной компетентности. Однако предусматривается контроль этих сведений должностными лицами военной образовательной организации (командованием курсов, учебными час-

№. St к А

тями факультетов) и администраторами системы. С нашей точки зрения, показателями личностной компетентности следует заниматься курсовым офицерам.

Таким образом, работа с электронным портфолио, являясь обязательным требованием реализации военными образовательными организациями ФГОС, станет также одним из механизмов активизации учебной деятельности, самоорганизации и личностного роста курсанта.

Заключение. В ходе проведённого экспериментального исследования решена задача практической реализации идеи оценивания личностных качеств военных специалистов в соответствии с требованиями ФГОС. Основными достоинствами предложенных методик является отбор приоритетных компетенций, которые необходимо формировать у курсанта в процессе обучения в качестве системных элементов военно-профессиональной компетентности, как особый блок компетенций, возможность формализации процедуры оценивания и получение конкретного результата, определяющего актуальный уровень развития личностных качеств, а также возможность использования программного обеспечения АСУ ВУ ВО для учета, контроля и совершенствования учебных и личностных качеств обучающегося.

Уровень личностной компетентности является динамической характеристикой и должен учитываться наряду с показателями служебной, эксплуатационной и военно-педагогической деятельности в качестве системного элемента военно-профессиональной компетентности на всех ступенях карьерно-образовательной траектории военного специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гидрович С.Р., Егорова И.И., Курочкина А.Ю. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 107 с.

2. Коритчук В.В. Доценко С.А. Реализация компетентностного подхода в подготовке офицеров ракетных войск. // Военная мысль. 2012. №12. С. 50-57.

3. Указания начальника Главного управления кадров Министерства образования Российской Федерации от 17.06.2016 г. № 173/УВО/2/3712 о модернизации актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

4. Голубев М.А. Проблемные вопросы повышения качества составления служебных отзывов на выпускников академии / М.А. Голубев, И.Ю. Воронков, И.В. Кузьми-чева, А.В. Стафеев // Труды ВКА им. А.Ф. Можайского. 2015. № 649. С.213-219.

5. Кузьмичева И.В., Голубев М.А., Мержвинская Л.В. Экспертная оценка значимости личностных качеств для формирования профессионально-компетентного выпускника высшего военного учебного заведения. // Сборник докладов 50-й военно-исторической конференции «Михайловская военная артиллерийская академия центр Российской артиллерийской мысли: история и современность». /Под ред. С.В. Буг. СПб.: МВАА, 2016. Тематический сб. №46. С.392-397.

6. Субботин А.В., Кашапов М.М. Профессионально важные качества, как основа формирования профессиональной компетентности будущих офицеров // Вестник «Удмуртский университет», серия «Философия. Социология. Психология. Педагогика». 2014. С.118-124.

7. Чернов С.А., Миллер А.А. Профессионализм, компетентность выпускника высшего военного учебного заведения. // Военная мысль. 2009. №5. С.68-72.

8. Методика оценки качества подготовки выпускников высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации на основе определения уров-

№ . St к А

ня сформированности у них компетенций. / НИР «Профессионал-14»: промежуточный отчет. СПб.: ВКА им А.Ф. Можайского. Инв.№ 319238. 2015. 277 с.

9. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. 224 с.

10. Дементьева Ю.В. Основные проблемы формирования электронного портфо-лио обучающихся по образовательным программам высшего образования // Образование и наука. 2016. № 2 (131). С 145-156.

REFERENCES

1. Gidrovich S.R., Egorova I.I., Kurochkina A.YU. Kompetentnostnyj podkhod k formirovaniyu osnovnykh obrazovatel'nykh programm tret'ego pokoleniya. SPb.: Izd-vo SPbGUEHF, 2010. 107 s.

2. Koritchuk V.V. Dotsenko S.A. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v podgotovke ofitserov raketnykh vojsk. // Voennaya mysl'. 2012. №12. S. 50-57.

3. Ukazaniya nachal'nika Glavnogo upravleniya kadrov Ministerstva obrazovaniya Rossij skoj Federatsii ot 17.06.2016 g. № 173/UVO/2/3712 o modernizatsii aktualizirovannykh federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya.

4. Golubev M.A. Problemnye voprosy povysheniya kachestva sostavleniya sluzhebnykh otzyvov na vypusknikov akademii / M.A. Golubev, I.YU. Voronkov, I.V. Kuz'micheva, A.V. Stafeev // Trudy VKA im. A.F. Mozhajskogo. 2015. № 649. S.213-219.

5. Kuz'micheva I.V., Golubev M.A., Merzhvinskaya L.V. EHkspertnaya otsenka znachimosti lichnostnykh kachestv dlya formirovaniya professional'no-kompetentnogo vypusknika vysshego voennogo uchebnogo zavedeniya. // Sbornik dokladov 50-j voenno-istoricheskoj konferentsii «Mikhajlovskaya voennaya artillerijskaya akademiya tsentr Rossijskoj artillerijskoj mysli: istoriya i sovremennost'». /Pod red. S.V. Bug. SPb.: MVAA, 2016. Tematicheskij sb. №46. S.392-397.

6. Subbotin A.V., Kashapov M.M. Professional'no vazhnye kachestva, kak osnova formirovaniya professional'noj kompetentnosti budushhikh ofitserov // Vestnik «Udmurtskij universitet», seriya «Filosofiya. Sotsiologiya. Psikhologiya. Pedagogika». 2014. S.118-124.

7. CHernov S.A., Miller A.A. Professionalizm, kompetentnost' vypusknika vysshego voennogo uchebnogo zavedeniya. // Voennaya mysl'. 2009. №5. S.68-72.

8. Metodika otsenki kachestva podgotovki vypusknikov vysshikh voenno-uchebnykh zavedenij Ministerstva oborony Rossijskoj Federatsii na osnove opredeleniya urovnya sformirovannosti u nikh kompetentsij. / NIR «Professional-14»: promezhutochnyj otchet. SPb.: VKA im A.F. Mozhajskogo. Inv.№ 319238. 2015. 277 s.

9. Saati T., Kerns K. Analiticheskoe planirovanie. Organizatsiya sistem. Per. s angl. M.: Radio i svyaz', 1991. 224 s.

10. Dement'eva YU.V. Osnovnye problemy formirovaniya ehlektronnogo portfolio obuchayushhikhsya po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2016. № 2 (131). S 145-156.

© Кузьмичева И.В., Мержвинская Л.В., 2018

Кузьмичева Ирина Валентиновна, кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории военного института (научно-исследовательского) Военно-космической академии имени A.O. Можайского, Россия, 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д.13, [email protected]

Мержвинская Людмила Васильевна, кандидат военных наук, начальник лаборатории - старший научный сотрудник военного института (научно-исследовательского) Военно-космической академии имени A.O. Можайского, Россия, 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д.13, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.