Научная статья на тему 'ДОСТОЙНЫЙ ОФИЦЕР. КТО ОН? ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КАК ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА'

ДОСТОЙНЫЙ ОФИЦЕР. КТО ОН? ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КАК ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мержвинская Людмила Васильевна, Кузьмичева Ирина Валентиновна

В статье излагаются проблемные вопросы роли и места личностных качеств в структуре компетентностной модели военного специалиста. Предложен механизм их отбора и структурирования методом экспертной оценки. Разработана методика формализации процесса оценивания личностных качеств по образцу оценки освоения предметных модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мержвинская Людмила Васильевна, Кузьмичева Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECENT OFFICER. WHO IS HE? PROBLEM OF THE CHOICE AND ESTIMATION OF PERSONAL QUALITIES AS ELEMENTS OF COMPETENCE-BASED MODEL MILITARY SPECIALIST

In article problematic issues of a role and the place of personal qualities in structure of competence-based model of the military expert are studied. The mechanism of their selection and structuring is offered by method of an expert assessment.

Текст научной работы на тему «ДОСТОЙНЫЙ ОФИЦЕР. КТО ОН? ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КАК ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА»

ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА

Л.В. МЕРЖВИНСКАЯ, L.V. MERZHVINSKAYA,

И.В. КУЗЬМИЧЕВА I.V. KUZMICHEVA

ДОСТОЙНЫЙ ОФИЦЕР, кто он?

DECENT OFFICER. WHO IS HE?

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КАК ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

PROBLEM OF THE CHOICE AND ESTIMATION OF PERSONAL QUALITIES AS ELEMENTS OF COMPETENCE-BASED MODEL MILITARY SPECIALIST

Сведения об авторах: Мержвинская Людмила Васильевна - начальник лаборатории - старший научный сотрудник Военного института (научно-исследовательского ) Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, майор, кандидат военных наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]);

Кузьмичева Ирина Валентиновна - старший научный сотрудник лаборатории Военного института (научно-исследовательского) Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, кандидат биологических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье излагаются проблемные вопросы роли и места личностных качеств в структуре компетентностной модели военного специалиста. Предложен механизм их отбора и структурирования методом экспертной оценки. Разработана методика формализации процесса оценивания личностных качеств по образцу оценки освоения предметных модулей.

Ключевые слова: компетентностный подход, военно-профессиональное образование, методики оценки личностных качеств, самооценка личностных компетенций.

Information about the authors: Ludmila Merzhvinskaya - Head of the laboratory, Senior researcher of military institute (research) military space academy named after A.F. Mozhaiskogo, majer, Candidate of military sciences (St. Petersburg. E-mail: [email protected]);

Irina Kuzmicheva - Senior researcher laboratory of the military institute (research) military space academy named after A.F. Mozhaiskogo, Candidate of biological sciences, Docent (St. Petersburg. E-mail: [email protected]).

Summary. In article problematic issues of a role and the place of personal qualities in structure of competence-based model of the military expert are studied. The mechanism of their selection and structuring is offered by method of an expert assessment.

Keywords: military professional education, competence-based approach, techniques of an assessment of personal qualities, self-assessment of competences.

Образовательный процесс в военных учреждениях высшего образования (ВУ ВО) в настоящее время осуществляется согласно ФГОС компетентностного поколения. Макет оформления ФГОС ВПО, утвержденный Минобрна-уки в 2010 году, в разделе «Тер-

мины, определения» предлагает следующее понятие: «Компетенция - способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Это определение, являясь несколько схематичным,

позволяет, однако, осуществлять практические шаги по организации учебного процесса, учета, измерения и контроля его результатов.

Оценка знаний, умений и навыков (ЗУН) в целом отработана как в гражданских, так и в во-

енных вузах. Вопрос же о необходимости учета и контроля личностных особенностей обучающегося в процессе оценивания уровня сформированности его военно-профессиональной компетентности, а также о методике организации такой работы остается открытым. Между тем, на наш взгляд, сущность компетентност-ной парадигмы в образовании заключается, в первую очередь, в личностной направленности и реализации индивидуального подхода в процессе обучения.

При отборе личностных качеств, которые должны оцениваться в процессе определения уровня сформированности компетентности военного специалиста, необходимо учесть ряд проблемных аспектов:

- важно определить, является ли учет, контроль и оценивание личностных качеств обучающего необходимой процедурой в процессе (и по окончании) его подготовки в ВУ ВО;

- если такие сведения необходимы, то кто должен выполнять работу по их сбору и обработке;

- какие личностные качества следует учитывать, каковы критерии отбора значимых качеств (сложность отбора личностных качеств заключается в выборе теоретической модели личности военного специалиста из-за многообразия подходов);

- есть ли отличия в понятиях «личностные качества» и «профессионально-важные качества», и какие из них надо учитывать при оценивании этапов формирования профессиональной компетентности у курсанта;

- являются ли личностные качества структурными элементами определенных компетенций или же представляют собой отдельную «личностную компетентность».

В рамках выполняемой в настоящее время по заказу Главного управления кадров МО РФ научно-исследовательской рабо-

ты «Совершенствование системы непрерывной подготовки военных специалистов Вооруженных Сил Российской Федерации на основе реализации современных требований к профессиональной деятельности выпускников высших военно-учебных заведений» (шифр - «Профессионал-14») разрабатывается компетентностная модель выпускника военного образовательного учреждения, в структуру которой мы предложили ввести не зависящие от специальности, но важные для военного специалиста личностные качества (ЛК). Следовательно, во-первых, возникла необходимость в разработке методики обоснованного выбора определенных качеств личности офицера, которые соответствовали бы выдвигаемым критериям и не противоречили бы требованиям ФГОС; во-вторых, потребовалось формализировать процесс оценки личностных качеств курсанта по образцу оценки освоения предметных модулей.

На этапе поступления в ВУ ВО кандидаты проходят профессионально-психологический отбор, организованный в соответствии с приказом МО РФ № 50 от 2000 года, по стандартизированным методикам, в процессе которого оценивается не только степень мотивации к военно-профессиональной деятельности, но и учитывается ряд физических, психофизиологических, психологических факторов, определяющих уровень соответствия кандидата требованиям, предъявляемым для освоения военно-профессиональной деятельности при обучении в вузе. Определенный набор личностных качеств описан в профессиограммах и квалификационных требованиях, разрабатываемых выпускающими кафедрами. Однако существенными недостатками этих списков может быть их избыточность либо слишком узкая специализирован-ность, слабая структурирован-

ность, а главное - они не всегда согласуются с требованиями современных ФГОС.

Понятия «личностные качества» (ЛК) и «профессионально-важные качества» (ПВК) дифференцируются далеко не всеми специалистами. Мы придерживаемся представлений, что ПВК являются психофункциональной основой для формирования системы профессиональных ЗУН.

В отличие от ПВК, которые диагностируются на стадии профотбора в ВУ ВО и показывают степень соответствия кандидата выбранной специальности, ЛК определяют направленность личности военного специалиста и его служебное поведение, т.е. социальную сторону личности. Они развиваются и формируются в процессе обучения и воспитания в ВУ ВО, а затем - в процессе военно-профессиональной деятельности по месту службы. При разработке совокупности ЛК мы выдвинули принцип универсальности - подбирать такие ЛК, которые следует развивать у каждого военного специалиста. Решение задач обоснованного выбора и оценивания «универсальных» личностных качеств, формирование которых следует контролировать в процессе обучения в ВУ ВО, проводилось нами в 2 этапа.

Первый этап:

- обоснованный подбор универсальных личностных качеств военного специалиста;

- структурирование (группировка отобранных качеств);

- определение методом экспертных оценок относительной значимости каждой из групп ЛК и каждого ЛК в группе.

Второй этап:

- формализация процесса оценки личностных качеств курсанта по образцу оценки освоения предметных модулей;

- апробация методики оценки ЛК.

Первые три шага достаточно подробно описаны нами ранее.

Таблица

Значимые качества личности военного специалиста, отобранные экспертной группой психологов

ГРУППЫ личностных КАЧЕСТВ (личностные компетенции) КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (критерии)

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ 1. Требовательность к себе. 2. Дисциплинированность. 3. Доброжелательность. 4. Вежливость, тактичность. 5. Честность.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ 1. Профессиональный карьеризм. 2. Активность и инициативность в учебе. 3. Самосовершенствование, саморазвитие. 4. Альтруизм. 5. Коллективизм.

ДЕЛОВЫЕ 1. Ответственность. 2. Самостоятельность. 3. Организаторские способности. 4. Профессиональная мобильность. 5. Эрудированность.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ 1. Готовность к защите Отечества. 2. Гордость принадлежностью к ВС РФ. 3. Приверженность военной политике государства. 4. Толерантность. 5. Законопослушность.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ 1. Нервно-психическая устойчивость. 2. Адаптивность. 3. Воля и самоконтроль. 4. Отсутствие навязчивых асоциальных стремлений. 5. Адекватная самооценка, развитое чувство личного достоинства.

На основе анализа литературных источников, квалификационных требований и собственного научного опыта нами были подобраны пять групп качественных показателей личностных компетенций выпускника академии, каждая из которых представлена пятью критериями (см. таблицу). Согласованность мнений экспертов была подтверждена значимым коэффициентом конкордации ^ = 0,77).

При отборе таких «универсальных» ЛК нами были обоснованы следующие положения:

- личностные характеристики следует считать составными элементами структурной организации компетентностной модели выпускника;

- необходимо учитывать уровень сформированности ЛК в ходе всего процесса обучения курсанта.

Другой особенностью предложенного нами подхода является то, что отбирались не просто отдельные качества личности, а совокупности качеств, на которые делается акцент в ФГОС и КТ, то есть практически к каждой компетенции подбирался личностный компонент-критерий. Например, формирование предложенного нами гражданско-па-триотического качества «гордость принадлежностью к ВС РФ» подразумевается в формулировке ВПК. ОК-4, а именно: «Способен понимать высокую социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл военной службы»; наличие организаторских способностей (группа деловых качеств), подразумевается при формулировке ВПК. ОК-7, ВПК. ОП-2, ВПК. П-4; самосовершенствование, саморазвитие -

ВПК. ОК-6 и т.п. Мы считаем, что при таком подходе выбранные ЛК действительно можно назвать личностными компетенциями специалиста.

Оценка относительной значимости каждого качества проводилась группой экспертов из числа военных преподавателей академии, каждый из которых работал независимо. Ими осуществлялся критический анализ, вносились предложения по изменению и дополнению разработанного списка личностных качеств, и оценивалась относительная значимость каждого качества путем заполнения матриц парных сравнений (метод анализа иерархий) и их ранжирования. Определялись статистические средние нормализованных векторов приоритетов, их медианы, рассчитывались коэффициент Стьюдента и коэффициент конкордации (по нормализованным и ранжированным данным).

Наиболее значимыми для выпускника ВУ ВО эксперты посчитали деловые качества: нормализованный вектор приоритетов по этим компетенциям а(Ь) = 0,297, а в структуре деловых качеств первые места были отведены организаторским способностям и ответственности. Результаты ранжирования личностных качеств по их значимости для формирования личности выпускника - носителя компетентности в области воинской деятельности - в целом аналогичны результатам, полученным при парных сравнениях: предпочтение было отдано деловым качествам, причем 60% экспертов поставили эту группу качеств на первое место, 20% - на второе и 20% - на третье.

Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования была составлена структурированная выборка универсальных личностных качеств выпускника ВУ ВО. С помощью экспертного анализа вычислены

весовые коэффициенты значимости отдельных личностных компетенций, определены приоритетные компетенции, которые необходимо формировать у курсанта в процессе обучения в качестве системных элементов военно-профессиональной компетентности.

Регламент проведения второго этапа апробации (шаги 4-5) включал разработку процедуры оценивания, подготовку исходной документации (исходный список качеств, пояснительный материал по заполнению анкет, проведение анкетирования курсантов (пилотажное обследование), разработку бланков сводных ведомостей, ввод полученных данных в таблицы формата Excel, статистическую обработку и анализ результатов.

Анкетирование обучающихся осуществлялось в соответствии с инструкцией в процессе само-и взаимооценки, что позволило не только провести апробацию методики оценивания уровня развития личностных компетенций (и ее последующую коррекцию), но и получить ряд сведений для психолого-педагогического анализа курсантов. В пилотажном обследовании участвовало 57 курсантов 3 курса.

Предварительный анализ полученных результатов показал, что 14 анкет были заполнены только четверками и пятерками, соответственно, они не учитывались в дальнейшей обработке как «крайние субъективные», так как часто подобные ответы отражают желание респондентов дать социально одобряемую оценку и не показывают их истинного отношения. На рис. представлены результаты статистической обработки данных сорока трех третьекурсников-юношей.

Из диаграмм понятно, что курсанты в целом высоко оценивают свои гражданско-патриотические и индивидуально-психологические качества. Наиболее низкие

баллы были выставлены за проявление деловых качеств (напомним, что эксперты-педагоги считают эту группу качеств наиболее значимой для военного специалиста). Девять человек получили от товарищей оценку в 2 балла (т.е. данное качество для курсанта нехарактерно) за такие качества, как «требовательность к себе», «альтруизм», «эрудированность», «активность и инициативность в учебе», «организаторские способности», «ответственность», в то время как 86% опрошенных оценили свою готовность к защите Отечества на 5 баллов. Ценными качествами курсанты считают такие, как «воля и самоконтроль», «отсутствие навязчивых асоциальных стремлений», «адекватная самооценка, развитое чувство личного достоинства». Обращает на себя внимание тот факт, что самооценка как командиров, так и рядовых курсантов по большинству показателей выше, чем их оценка товарищами по группе. Завышенная самооценка может отражать в данной ситуации скорее желаемое, нежели реальное

представление о своей личности. Возможной причиной завышения оценок в анкетах является также стереотипное мнение о том, что 3 балла (тройка) - оценка, которая выставляется за минимальные знания, следовательно, и за редко проявляемые качества.

При доработке методики дискутировался вопрос о повышении чувствительности шкалы оценок ЛК, например, расширении ее до 10-балльной.

Однако в целях максимального приближения оценки ЛК к методике оценивания освоения предметных модулей мы оставили 4-балльную шкалу, уточнив формулировку: «3 балла - данное качество присуще курсанту, хотя проявляется не всегда».

Определение уровня сформированное™ ЛК осуществлялось по тому же принципу, что и при оценивании ЗУН: «сырые баллы» переводили в «нормированные». Кроме того, мы посчитали необходимым ввести в формулу подсчета нормированного балла коэффициенты, соответствующие векторам приоритетов каждого

Уважаемый курсант BKA имени А.Ф. Можайского!

Согласно современной концепции образования в результате обучения в высшем военном образовательном заведении Вы должны не просто приобрести знания, умения и навыки, которые помогут стать компетентным специалистом, но и сформировать личностные качества, характеризующие достойного и успешного офицера, уверенно использующего эти качества в процессе профессиональной деятельности.

Личностный рост - дело не одного дня. Работа над собой требует времени, внимания и приложения определенных усилий. Однако сначала следует уточнить для себя, что за личность ты есть на данный момент. Важно понять, каким тебя считают сослуживцы и командиры.

Предлагаем Вам методику, направленную на экспертную самооценку и взаимооценку ряда личностных качеств, которые являются важными для формирования полноценной личности офицера.

Ниже приведен список вашей группы. Оцените каждого из товарищей (взаимооценка) и себя самого (самооценка) по степени выраженности на данный момент каждого из 25 личностных качеств, приведенных в шапке таблицы.

Используйте следующую шкалу оценок:

2 балла-данное качество для курсанта нехарактерно;

3 балла - курсант демонстрирует данное личностное качество эпизодически (редко);

4 балла - курсант демонстрирует данное качество часто, почти всегда;

5 баллов - качество присуще курсанту в полной мере, по этому качеству он выделяется среди своих товарищей.

Успешной работы!

Инструкция по заполнению бланка-опросника

» СО командиров ■ Оценка командиров группой

Ш СО рядовых M Оценка командирами подчиненных

у Взаимооценка в группе

М-Н М-Ц Д Г-П И-ПС

Рис. Результаты исследования личностных качеств курсантов

Условные обозначения:

СО - самооценка; М-Н - морально-нравственные качества;

М-Ц - мотивационно-ценностные качества; Д - деловые качества;

Г-П- гражданско-патриотические качества;

И-ПС - индивидуально-психологические качества.

Планки погрешностей представлены среднеквадратическими

отклонениями.

личного качества, которые были определены экспертами на первом этапе нашей работы. Таким образом, формула для расчета нормированного балла для каждого качества (группы качеств) получила следующий вид:

ЬК=Ш./5ха(1)хЖ,

где: ЬК. - значение нормированного балла Ьго личностного качества; Ш. - значение «сырого» балла ¿-го личностного качества; а(Ь) - значение нормализованного вектора приоритетов по этому качеству.

Очевидно, что можно вычислить также значение показателя компетентности по каждой структурной группе качеств (ЬКШ.Я, ЬКШ.ц, ЬКд, ЬКТ.п, ЬКц. пс) и по всем предложенным качествам в целом ЬК0ВЩ, что и будет показателем личностной компетентности военного специалиста. Используя определенные критерии, мы определили интервальные значения на нормированной шкале оценки ЬК, что дало возможность выделить уровни сформированности личностной

компетентности: подпороговый, пороговый, средний, высокий и максимальный.

Таким образом, в результате апробации методики оценивания универсальных личностных качеств:

- отработан механизм формализации процесса оценки личностных качеств курсанта по образцу оценки освоения предметных модулей;

- определены достоинства и недостатки методики оценивания ЛК, выбраны пути ее коррекции;

- получен материал для более глубокого анализа текущего уровня сформированности ЛК у курсантов с целью развития в процессе учебной и воспитательной работы в академии необходимых выпускнику личностных компетенций.

Проведенная работа позволила также сделать ряд практических и теоретических выводов и определить дальнейшие направления исследований:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Качества личности военного специалиста включают как универсальные (присущие каждому

офицеру) компоненты, так и профессионально-важные качества, необходимые только специалисту определенного профиля. Те и другие являются необходимыми элементами военно-профессиональной компетентности.

2. Личностные качества обучающего необходимо выявлять, развивать, формировать и оценивать в процессе его подготовки в ВУ ВО.

3. Оценивание Л К курсантов должно осуществляться курсовыми офицерами один раз в год.

4. Уровень личностной компетентности является динамической характеристикой и должен учитываться наряду с показателями служебной, эксплуатационной и военно-педагогической деятельности в качестве системного элемента военно-профессиональной компетентности на всех ступенях карьерно-образовательной траектории военного специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богук, Ю.М., Воронков, И.Ю., Голубев, М.А. Реализация компетентностного подхода в формировании системы непрерывной военно-профессиональной подготовки военных специалистов топографической службы ВС РФ // Сборник статей по итогам торжественного заседания: 200 лет Российской военно-топографической службе, 2012. С. 67-72.

2. Гидрович, С.Р., Егорова, И.И., Курочкина,А.Ю. Ком-петентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 107 с.

3. Голубев, М.А. Проблемные вопросы повышения качества составления служебных отзывов на выпускников академии / М.А. Голубев, И.Ю. Воронков, И. В. Кузьмичева, А. В. Стафе-ев // Труды BKA им. А. Ф. Можайского, 2015. № 649. С. 213-219.

ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.