Научная статья на тему 'В АВАНГАРДЕ ДОЛЖЕН СТАТЬ «АВАНГАРД» ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ ДЛЯ «БУДУЩИХ ВОЙН»'

В АВАНГАРДЕ ДОЛЖЕН СТАТЬ «АВАНГАРД» ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ ДЛЯ «БУДУЩИХ ВОЙН» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ / БУДУЩИЕ ВОЙНЫ / МНОГОСФЕРНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаев Виктор Иванович

Анализируются инновационные подходы к подготовке военных научных кадров США, Китая и Израиля. Рассматриваются особенности подготовки российских научных специалистов. Предложены концептуальные подходы к выработке специальной программы подготовки военных научных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воропаев Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHOULD BE AT THE FOREFRONT «AVANGARD» INNOVATIVE APPROACHES TO THE TRAINING OF MILITARY SCIENTIFIC PERSONNEL FOR «FUTURE WARS»

Innovative approaches to the training of military scientific personnel of the United States, China and Israel are analyzed. The features of training of Russian scientific specialists are considered. Conceptual approaches to the development of a special program for the training of military scientific personnel are proposed.

Текст научной работы на тему «В АВАНГАРДЕ ДОЛЖЕН СТАТЬ «АВАНГАРД» ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ ДЛЯ «БУДУЩИХ ВОЙН»»

АРМИЯ-2021

V.I. VOROPAEV

В АВАНГАРДЕ ДОЛЖЕН СТАТЬ «АВАНГАРД»

SHOULD BE AT THE FOREFRONT «AVANGARD»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ

ДЛЯ «БУДУЩИХ ВОЙН» INNOVATIVE APPROACHES TO THE TRAINING OF MILITARY SCIENTIFIC PERSONNEL FOR «FUTURE WARS»

Сведения об авторе. Воропаев Виктор Иванович - адъюнкт Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, полковник (г. Москва).

Аннотация. Анализируются инновационные подходы к подготовке военных научных кадров США, Китая и Израиля. Рассматриваются особенности подготовки российских научных специалистов. Предложены концептуальные подходы к выработке специальной программы подготовки военных научных кадров.

Ключевые слова: подготовка военных научных кадров, будущие войны, многосферность, специальная программа подготовки.

Information about the author. Viktor Voropaev - Adjunct of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Colonel (Moscow).

Summary. Innovative approaches to the training of military scientific personnel of the United States, China and Israel are analyzed. The features of training of Russian scientific specialists are considered. Conceptual approaches to the development of a special program for the training of military scientific personnel are proposed.

Keywords: training of military scientific personnel, future wars, multidimensional, special training program.

В.И. ВОРОПАЕВ

В условиях трансформации системы международных отношений, ослабления международных институтов (ООН, ОБСЕ), созданных для мирного разрешения конфликтов и содействия глобальному сотрудничеству, войны, к сожалению, остаются реальностью современной жизни, а военная сила и сейчас является традиционным средством достижения политических целей. На мировой арене по-прежнему уважают и прислушиваются к государствам, располагающим мощными вооружёнными силами. Страна, отстающая в подготовке военных кадров, всегда рискует своей безопасностью и суверенитетом.

Ещё более остро это проявляется в свете последних событий в мире. Шестинедельный вооружённый конфликт в Нагорном Карабахе показал, что ставка на инновационное развитие и современные технологии (БпЛА) резко меняют расклад сил на поле боя.

По мнению военных экспертов в современную эпоху ведение войны не будет ограничиваться только сферой вооружённой борьбы. Осуществление противоборства, наряду с вооружённой борьбой, в других сферах является непременным условием современных военных конфликтов. Данное обстоятельство лежит в основе того факта, что мир вступает в полосу военных конфликтов нового поколения, на-

правленных не на непосредственное уничтожение противника, а на создание путём реализации мер комплексного характера условий, когда применение массовых армий может стать не только неэффективным, но и нецелесообразным, что позволит достичь политических целей без глобальных военных сражений.

Исходя из этого, в ближайшей перспективе продолжится политическое и экономическое давление на Российскую Федерацию, а с учётом наличия неурегулированных территориальных споров (Южная Осетия, Абхазия, ДНР, ЛНР и др.) не исключается втягивание России в международный вооружённый конфликт.

«

Важно! Бойцы авангардных подразделений должны обладать решительностью, стремлением к положительному результату и уметь маневрировать в любых условиях. Именно поэтому туда отбирать только лучших воинов».

А.В. Суворов,

русский полководец, основоположник русской военной теории

В войнах и вооружённых конфликтах будущего причины и источники возникновения конфликта могут лежать в целом комплексе противоречий современного мира, в том числе в экономической, социально-политической, демографической сферах жизнедеятельности. Борьба за энергоресурсы, территориальные споры, межэтнические и национальные разногласия может стать основанием для возникновения военного конфликта.

Причём на всё многообразие самих названий будущих войн (гибридная, прокси, ментальная и т.д.) для ведения каждой будут применяться свои асимметричные формы и способы. Учитывая, что постоянной тенденцией остаётся увеличение пространственного и функционального размаха вооружённого противоборства, на смену традиционным военным действиям, строго распределённым по физическим сферам, приходят объёмные, проводимые одновременно во всех сферах противоборства. Внедряется принцип «многосфер-ности», который в перспективе получит дальнейшее развитие.

Таким образом, военачальник, занимающийся подготовкой войск, в современную эпоху должен иметь весь набор форм и способов «на каждый случай», так как ведение военных действий не будет ограничиваться только сферой вооружённой борьбы. Осуществление противоборства наряду с вооружённой борьбой в других сферах является непременным условием современных военных конфликтов.

В настоящее время оснащение войск (сил) новыми высокотехнологичными средствами вооружённой борьбы и реализация принципа «многосферности» оказывают существенное влияние на трансформацию системы форм и способов применения Вооружённых Сил РФ.

Учитывая данные обстоятельства, необходимо идти в ногу со временем и опережать наших вероятных

противников, в том числе в вопросах, касающихся подготовки военно-научных кадров. Этому будут способствовать инновационные подходы в исследованиях данной предметной области.

Для выработки и обоснования асимметричных способов реагирования на новые вызовы и угрозы национальным интересам России, решения новых задач, стоящих перед военной наукой, целесообразно рассмотреть возможность подготовки военных научных кадров на базе одного или нескольких вузов Вооружённых Сил РФ (Военная академия Генерального штаба ВС РФ, ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ», ВУНЦ ВМФ, ВУНЦ ВВС и др.) по специальной программе.

Военное образование в Российской Федерации традиционно отличается высоким качеством. Военные вузы получают достаточное государственное финансирование и имеют высококвалифицированный педагогический состав. Большая часть преподавателей отлично разбирается в теории и практике военного искусства, имеет боевой опыт и методические навыки в подготовке и проведении различных видов учебных занятий. В отличие от гражданского, военное образование гарантирует обязательное трудоустройство по избранной специальности.

В подтверждение здесь уместно привести слова начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковника В. П. Горемыкина: «Сегодня доказать, что наши вузы на высоте, можно несколькими фактами. У нас сегодня подписаны контрак-

ты с 83 странами. Мы даже уже перешагнули советский рубеж. Второе - это конкурс в наши вузы, он довольно высокий».

Военные вузы работают по государственному кадровому заказу, который рассчитывается с перспективой на несколько лет вперёд. Обучение в военных вузах длится от 4-х до 5-ти лет. В дальнейшем молодые офицеры могут продолжить свою военную карьеру уже в видовой академии.

По окончании видовой академии в Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС РФ) приходят высококвалифицированные офицеры оперативного уровня, которые, развивая свои профессиональные знания, умения и навыки, успешно продвигаются по карьерной лестнице, достигая высоких званий в армии. Следующим этапом может стать обучение в Военной академии Генерального штаба (ВАГШ) ВС РФ.

Опираясь на советский опыт, существующая система военного образования предусматривает подготовку научных специалистов только в очной либо заочной адъюнктуре (ординатуре). Тема научного исследования определяется исследователем с учётом имеющегося практического и теоретического багажа знаний и её актуальности. Научное исследование проводится в течение трёх лет и после успешной защиты адъюнктом диссертации Минобороны России получают научного специалиста в определённой области. Вместе с тем, эта хорошо отлаженная ещё советская многолетняя система имеет ряд особенностей:

- научное направление имеет менее выгодные преимущества

M АРМИЯ-2021

в карьерном росте, так как обучение длится на год больше основного факультета вуза, но повышения категории ВУС не даёт, а это учитывается при назначении на вышестоящую должность;

- с момента принятия решения о научном исследовании и до реализации практических результатов проходит значительное время, исследование может потерять свою актуальность, а «рекомендации командующему, как воевать» могут относиться уже к «прошлым войнам»;

- может получиться и так, что учёный, работающий над новыми формами и способами победы в «будущих войнах», даже не подозревает о параллельной работе организаций ВПК по созданию «нового оружия» и, в итоге, ему придётся либо вообще не учитывать его возможности, либо проводить новое научное исследование;

- в настоящее время внедряется принцип «многосферности» и непременным условием для исследователя в этой области становится расширенная подготовка по всем аспектам вооружённого конфликта;

- выбрав научный путь, офицер нередко теряет в финансовом отношении.

В течение трёх лет он будет получать денежное довольствие на 15-30% меньше своих бывших коллег в войсках, а усилий и времени для научного прорыва придётся приложить немало.

Поэтому выбор научного направления для офицера должен быть осознанным. Именно от тех, кто идёт в науку, зависит дальнейшее развитие теории и практики строительства, подготовки и применения ВС, проведение исследований по совершенствованию форм применения и способов действий войск в «будущих войнах», развитие вооружения, военной техники и других актуальных вопросов обеспечения военной безопасности России.

Подобные серьёзнейшие задачи под силу только лучшим из луч-

ших - «военной интеллектуальной элите Российской Армии». Для организации подготовки и обеспечения дальнейшей эффективной работы специалистов такого уровня нужны инновационные подходы к их подготовке.

Ведущие страны мира постоянно совершенствуют свои подходы к подготовке высококлассных научных специалистов, применяя при этом самые современные технологии в данной области. В настоящее время наиболее перспективными на данном направлении считаются США, Китай и Израиль.

Главная роль в организации военно-научной работы министерства обороны США принадлежит комитету начальников штабов (КНШ) ВС США, которые определяют основные направления развития военной науки и координируют работу ключевых военных научно-исследовательских учреждений страны.

В соответствии с подходами Пентагона фундаментальные и прикладные исследования направлены на расширение знаний в области вооружённой борьбы и поиск оптимальных путей решения конкретных научно-практических задач.

При этом главные темы исследований закрепляются в пятилетних планах министерства обороны США и ежегодно конкретизируются руководством военного ведомства при формировании целевой статьи на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) бюджета Пентагона на очередной финансовый год. В 2021 году военный бюджет оценивается в 753,5 млрд долларов. Запланировано рекордное финансирование статьи НИОКР -106,6 млрд долларов (рост на 1,9% по сравнению с 2020-м).

Основная доля этих средств расходуется на финансирование:

- программ по созданию перспективных образцов вооружения и военной техники (по контрактам с частными фирмами военно-про-

мышленного комплекса «Боинг», «Локхид-Мартин», «Нортроп-Грум-ман» т.д.);

- перспективных разработок военно-научных организаций (управление перспективных исследований министерства обороны ДАРПА и т.д.);

- проведения военных исследований неправительственными организациями -«мозговыми центрами» (Атлантический совет, Центр стратегических и международных исследований, корпорация РЭНД, Институт оборонных исследований, Институт политических исследований, Фонд Джеймстауна);

- реализации инновационных программ обучения.

Научная степень доктора (Doctor) в США присуждается по завершении не менее, чем двухгодичной программы исследовательской и профессиональной школы (требует обязательной защиты диссертации и, таким образом, является уже учёной степенью высшего образования в США).

Название «школа» в системе подготовки офицерских кадров США - дань традиции, а не показатель получаемого образования. По своему статусу эти учебные заведения сравнимы с гражданскими университетами.

Наиболее престижной считается школа передовых военных исследований (SAMS) - это одна из четырёх школ армии Соединённых Штатов, входящих в состав колледжа командования и Генерального штаба армии США (CGSC) в Форт-Ливенворте, штат Канзас. Закончить её очень важно для дальнейшего карьерного роста. В высшей школе реализовывает-ся инновационная программа углубленного изучения оперативного искусства Advanced Operational Studies Fellowship (AOASF) для старших офицеров. Контингент обучаемых является небольшим, но разнообразным и включает в себя представителей от каждого вида вооружённых сил, различных правительственных уч-

реждений США и союзных вооружённых сил.

Школа обучает будущих руководителей вооружённых сил США, их союзников и представителей межведомственных структур. Выпускники школы должны быть гибкими и адаптивными, критически мыслящими на стратегическом и оперативном уровнях для решения сложных неоднозначных задач.

Это лидеры, превосходно владеющие искусством управления войсками и предвидят «будущую войну», применяя навыки инновационного и творческого мышления для достижения победы.

Программа специализируется на планировании и выполнении операций полного спектра с правительственными и неправительственными учреждениями. Её слушателями являются старшие подполковники,полковники и их гражданские эквиваленты. Кандидатами для обучения по этой программе могут быть офицеры, которые командовали подразделением от батальона и выше в вооружённых силах США. Эта программа приравнивается к обучению в военном колледже армии США.

Выпускники, окончившие AOASF, получают диплом магистра в области военного искусства, как выпускник Военного колледжа армии США, и обычно служат в последующем на руководящих и штабных должностях высшего уровня.

Офицеры, закончившие школу SAMS, участвовали в каждой крупной военной кампании США, начиная с 1984 года. Бригадный генерал Шон Макфарланд по этому поводу так сказал: «В кризис президент всегда спрашивает: «Где авианосцы?» В армии руководители спрашивают: «Где выпускники SAMS?» Точно так же, как авианосец менял правила игры в морской войне, выпускники SAMS и практики оперативного искусства меняли правила игры в наземных операциях.

Преимуществами организации военно-научной работы при таком подходе можно выделить:

- централизованное руководство и координация работы (КНШ ВС США) военных научно-исследовательских учреждений страны;

- единый план (на 5 лет) исследовательской работы;

- значительное динамичное финансирование (106,6 млрд долл.) НИОКР;

- задействование «мозговых центров» в проведении военных исследований;

- подготовка высококвалифицированных военных и гражданских кадров по инновационным программам углубленного изучения оперативного искусства (AOASF) для руководящих и штабных должностей высшего уровня.

По мнению американских специалистов в области национальной обороны, оптимальной системой профессиональной подготовки офицерского состава является чередование обучения в вузах различных ступеней с практической службой в войсках: «базовая подготовка - служба на первичных офицерских должностях - профессиональная переподготовка (повышение квалификации) - служба в войсках, штабах, центральном аппарате МО - совершенствование профпригодности - служба на командных должностях в частях или штабных структурах».

Также в США последовательно принимаются инновационные меры по насыщению армии элитными офицерскими кадрами. Их характер и содержание свидетельствуют о намерении Вашингтона обеспечить подавляющее технологическое и интеллектуальное превосходство над своими потенциальными противниками и прежде всего Российской Федерацией и Китаем.

Китайская Народная Республика (КНР) - крупнейшее по населению государство Земли. Эта страна сегодня является второй экономикой мира, уверенно конкурирует

с США за первенство в военной сфере.

Главное требование к военной науке, предъявляемое действующими лидерами КНР, заключается в том, чтобы она опережала практику, раскрывала возможное развитие военного дела, совершенствовала процесс обучения и воспитания личного состава и тем самым способствовала повышению уровня боевой готовности и боеспособности вооружённых сил страны.

Следуя данным требованиям, в начале 2021 года генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Китая и председатель КМК Си Цзиньпин произвёл кардинальную реорганизацию органов центральной военной комиссии (ЦВК) в 15 новых военных органов, включая объединённый департамент штаба, комиссию по проверке дисциплины и ревизионную службу. Он призвал новых руководителей этих органов сосредоточиться на победе в «новых войнах» как на своей центральной задаче.

«Органы КМК должны сосредоточиться на изучении военного дела, войн и способов ведения сражений, а также усилить свою осведомлённость в подготовке к войне в любое время», - сказал Си Цзиньпин. Он также призвал органы начать «революцию обучения», освободить их умы и усилить их усилия по изучению готовности к войне.

В рамках военной реформы новые органы КМК были реорганизованы из четырёх предыдущих генеральных штабов НОАК. Таким образом, на современном этапе своего развития военная наука КНР позволяет решать возникающие военно-теоретические проблемы, а использование результатов соответствующих исследований по вопросам подготовки и строительства ВС Китая способствует повышению боевой и мобилизационной готовности вооружённых сил страны, обеспечивая тем самым защиту

М АРМИЯ-2021

Военное училище Войска Видовая академия Войска Адъюнктура Войска

Корректировка научных результатов

Проведение научного исследования

Подготовка теоретической базы

Способность определить объект и предмет Проводиться В течении -ти лет

Общие понятия о науке Проводиться В Г-течении 3-Х лет

Рис. 1. Эффективность программы «Авангард» по качеству подготовки научных результатов

национальных интересов и безопасности.

Учитывая, что государство Израиль до сих пор не проиграло ни одной войны, а военнослужащие израильской армии считаются одними из самых подготовленных, имеет смысл рассмотреть программу подготовки элитных военных кадров этой страны.

Из существующих наиболее примечательна израильская программа «Та1рю1;» (далее - Талпи-от). Талпиот - это элитная учебная программа армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) для новобранцев, продемонстрировавших выдающиеся академические способности в области естественных наук и лидерский потенциал. Выпускники получают двойное высшее - гражданское и военное образование.

Данная подготовка позволяет выпускникам реализовать себя по трём направлениям в зависимости от предпочтений:

- в научной области для исследований и разработок в ЦАХАЛ;

- по командирской линии на руководящих должностях в ЦАХАЛ;

- в гражданской жизни по окончании контракта.

Название программы «Талпиот» произошло в честь библейского еврейского слова, означающего «построить что-то сильное, неприступное и впечатляющее». Идея программы заключается в равных для всех возможностях получения элитного образования и основывается на дальнейшем обучении выпускников школ не только из обеспеченных семей, но и детей из неблагополучных семей, многие из которых жили на периферии, но стремились к развитию.

Процесс отбора кандидатов очень жёсткий. Каждый год списки из десятков тысяч школьников представляются в ЦАХАЛ для рассмотрения на обучение по программе «Талпиот». К сентябрю эта группа сужается уже до 5 тыс. потенциальных кандидатов, которые в течение шести месяцев проходят

тщательный отбор. Очень быстро это число уменьшается до тысячи, а затем падает до 180 после письменных экзаменов. Еще 60 сокращается после личных бесед.

В конце периода тестирования только 50 кандидатов приглашаются зарегистрироваться. Даже среди этой группы только от 35 до 40 проходят через всю программу и выпускаются. На протяжении многих лет идёт постоянное совершенствование методики отбора, сортировки и направления лучших призывников.

Основная задача тестирования - определить людей, умеющих думать. Для этого в ЦАХАЛ разработаны определённые критерии. Отбираются кандидаты с отличными знаниями по математике, физике и обладающие лидерскими способностями. Очень тяжело найти людей, одинаково способных в разных сферах, поэтому допускается высокий показатель в одной области, а в других, по крайней мере, пороговый уровень.

В конце концов только один процент кандидатов достигает успеха. Определяющим фактором является способность работать в ускоренной и напряжённой атмосфере программы. Никакие внешние воздействия не влияют на процесс отбора.

Новобранцы начинают свою военную службу в Еврейском

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

университете. Они размещаются отдельно от основного студенческого населения. Проживают в специально построенных казармах на территории кампуса Гиват Рам в Иерусалиме. Во время академической части программы они готовятся к получению степени бакалавра естественных наук по физике, математике и информатике, а также проходят ускоренные технологические курсы, охватывающие примерно на 40% больше материала, чем в обычной программе бакалавриата. Эти солдаты также обучаются военной стратегии и проходят курс подготовки будущего офицера. У выпускников есть выбор гражданской или военной профессии в будущем. Однако до сих пор все они становились офицерами. На втором году обучения предусмотрена разработка проекта по своему выбору в течение трёх месяцев. Последние шесть лет программы разделены между двумя годами в полевых подразделениях и четырьмя в качестве офицера центральных органов управления.

Об успешности данной программы говорит тот факт, что программа продолжает существовать более 20 лет после её создания. Ежегодно на её финансирование выделяется более миллиона долларов, и она находится под управлением высшего военно-политического руководства страны.

Таблица

Подготовка специалистов по программе «Авангард»

Сроки Место проведения Цель мероприятий

I. Этап (отбор кандидатов, поступление и обучение по программе «Авангард» (научный специалист базовый уровень)

За шесть месяцев до вступительных испытаний в вузе Воинские части военных округов Отбор кандидатов для обучения по программе «Авангард»

За три месяца до вступительных испытаний в вузе Кадровые органы военных округов Предварительное тестирование и подготовка для сдачи вступительных испытаний отобранных кандидатов

За один месяц перед началом основного набора в вузы ВАГШ (ВУНЦ) ВС РФ Сдача вступительных испытаний (тестирование; экзамен по физической подготовке)

Два года ВАГШ (ВУНЦ) ВС РФ Оперативная подготовка научной направленности (оперативная - 60%; научная - 40%)

II. Этап программы «Авангард» (научный специалист)

Один год Воинские части военных округов (оснащённых новейшими образцами ВВСТ) Приобретения практического и теоретического опыта

III. Этап программы «Авангард» (научный специалист высшей квалификации)

Три года ВАГШ (ВУНЦ) ВС РФ Подготовка по программе адъюнктуры (получение учёной степени - кандидат наук)

Один год Воинские части военных округов (оснащённых новейшими образцами ВВСТ) Реализация практических результатов научного исследования (при необходимости корректировка)

VI. Этап программы «Авангард» (практическаяреализация)

Три года Военный инновационный технополис; научные организации; ЦОВУ; преподаватель; докторантура Развитие российской военной науки

Преимуществами организации военно-научной работы при таком подходе можно выделить:

- престижность программы, обеспеченная высокой социальной поддержкой и карьерным ростом на несколько лет вперёд;

- равные для всех возможности получения элитного образования через тщательный отбор действи-

тельно способных кандидатов для поступления;

- двойное высшее гражданское и военное образование, предусматривающее получение степени бакалавра естественных наук помимо военной специальности.

На наш взгляд, положительный опыт ведущих стран в подготовке «военной элиты» по специальным

программам AOASF, «Талпиот» и тенденции КНР в военной науке целесообразно учитывать в инновационных решениях при формировании «военной интеллектуальной элиты Российской Армии».

Исходя из этого, для внедрения инновационных подходов к подготовке военных научных кадров для «будущих войн» целесообразно учесть следующие факторы:

• во-первых - существующая система подготовки военных научных кадров в целом выполняет свои задачи, но в свете интенсивного развития научно-технического прогресса и вооружённого противоборства, а также внедрения принципа «многосферности» назрела необходимость в подготовке научных кадров по «специальной программе», обеспечивающей комплексный подход к обучению;

• во-вторых - для успешной реализации специальной программы, повышения статуса и престижности возможно потребуется её выделение из общего учебного процесса и непосредственное подчинение высшему руководству Минобороны России. Данный шаг - не простое заимствование западных подходов, а обоснованная необходимость подбора кандидатов на межокружном уровне, что обеспечит равные для всех возможности получения элитного образования через тщательный отбор действительно способных кандидатов для поступления;

• в-третьих - подчинение высшему руководству Минобороны позволит обеспечить необходимое финансирование специальной программы и, соответственно, обеспечение учебного процесса самой современной учебно-материальной базой, так необходимой для качественной подготовки слушателей;

• в-четвёртых - особый статус специальной программы придаст новый импульс в развитии военного дела, совершенствовании процесса обучения и воспитания личного состава и тем самым будет

Jl-

M АРМИЯ-2021

способствовать повышению уровня боевой готовности и боеспособности вооружённых сил страны.

В настоящее время одной из основных проблем для военной науки в целом можно считать нереали-зованность научного творческого потенциала младших офицеров в самой активной своей фазе (2530 лет), когда у офицера ещё пока сохранились и знания, и желание их расширить, углубить и применить. Основная причина в том, что одарённые курсанты по окончании вуза по целому ряду причин, кроющихся в буднях повседневной деятельности войск, могут так и не задействовать в полной мере свой научный потенциал. Обусловлено это тем, что руководящие документы спускаются от вышестоящего командования и не предусматривают дальнейшей научной проработки, а необходимы для оперативного реагирования.

Основная концепция специальной программы «Авангард» (см. таблицу ).

С помощью существующих отечественных и приспособленных зарубежных методик из каждого военного округа отобрать определённое количество кандидатов от каждого вида и рода войск по следующим требованиям:

- младшие офицеры, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура);

- опыт практической работы на офицерских должностях - не менее 2-х лет, положительно зарекомендовавшие себя по службе,

в возрасте 25-30 лет для заключения с ними (10-ти летнего) контракта о прохождении военной службы на период обучения два года - по специальной программе «Авангард» (магистратура научной направленности), один год - в частях, оснащённых новейшими образцами ВВСТ (для приобретения практического и теоретического опыта), три года - в ВАГШ (ВУНЦ) (по программе адъюнктуры), один год -в частях, оснащённых новейшими образцами ВВСТ (для реализации практических результатов научного исследования), три года - в Военном инновационном технополисе;

- офицеры, отобранные для подготовки по специальной программе, далее участвуют в конкурсных вступительных испытаниях непосредственно в вузе, которые проводятся как в устной, так и в письменной формах или с сочетанием указанных форм (задача - отобрать лучших креативных лидеров, способных проводить научное исследование);

- на первом этапе в ходе подготовки по программе магистратуры (на базе ВАГШ ВС РФ) для достижения необходимого уровня подготовки высококлассных «многосферных» специалистов целесообразно привлечь лучших военных и гражданских профессоров (ВАГШ, МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, МГТУ имени Н.Э. Баумана и т.д.).

В этом случае удастся подготовить «Авангард», который обеспе-

чит развёртывание главных сил для решающего сражения.

Предлагаемая программа «Авангард» позволит повысить в два раза эффективность подготовки научных результатов за счёт увеличения продолжительности и качества проведения научного исследования (см. рис. 1).

Данные предложения выработаны на основе практического опыта, полученного в центральных органах военного управления, в ходе преподавательской, научной работы и носят рекомендательный характер (см. рис. 2).

Они могут послужить хорошим заделом для так необходимого научного рывка, являясь инновационным подходом к подготовке военных научных кадров, необходимых для решения приоритетных геополитических, военно-стратегических, военно-экономических и инновационно-технологических проблем в интересах обороны страны. °

ЛИТЕРАТУРА

1. Сержантов, А. В. Трансформация содержания войны: от прошлого к современному // Военная мысль, 2021. № 1. С. 45-56.

2. Зарудницкий, В. Б. Характер и содержание военных конфликтов в современных условиях и обозримой перспективе // Военная мысль, 2021. № 1. С. 34-44.

3. «Мы перешагнули советский рубеж»: интервью начальника Главного управления кадров МО РФ Виктора Петровича Го-ремыкина о военном образовании - [текст]: https://tvzvezda. ru/ news/20208261934-dvLcO. html [сайт]. (дата обращения: 10.02.2021).

4. Корчагин, С.А. Основные документы, регламентирующие инновационную деятельность Пентагона // Зарубежное военное обозрение, 2017, № 8. С. 27-31.

5. Суворов, А.С. Проект военного бюджета США на 2021 финансовый год // Зарубежное военное обозрение, 2020. № 10. С. 16-25.

ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ВИДОВАЯ АКАДЕМИЯ АДЪЮНКТУРА НАУЧНЫЙ

СПЕЦИАЛИСТ

-♦-Существующая система подготовки ^^Программа "Авангард"

Рис. 2. Эффективность программы по временным параметрам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.