Научная статья на тему 'ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ РОССИИ'

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / ENGINEERING PERSONNEL / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ / RESEARCH INSTITUTES / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАДЕЛ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / TECHNICAL UNIVERSITIES / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENCE INDUSTRIAL COMPLEX / ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ENGINEERING EDUCATION SYSTEM / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / SCIENTIFIC-AND-TECHNICAL RESERVE / DEFENCE CAPABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванов Виктор Валентинович, Ильин Юрий Дмитриевич

Рассмотрены вопросы подготовки инженерных кадров для обороны России. Показана необходимость приоритетного обеспечения фундаментального высшего образования для создания научно-технического задела в интересах разработки вооружения, военной и специальной техники, их эксплуатации, а также наукоемкого роста военной и гражданской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL ENGINEERING EDUCATION IS NECESSARY CONDITION FOR ENSURING RUSSIA''S DEFENCE CAPABILITY

Issues of training engineering personnel for the defence of Russia are considered. The authors show priority of fundamental higher education as the scientific-and-technical reserve for developing armaments, military and special equipment, their operation, and science-intensive growth of military and civilian economy.

Текст научной работы на тему «ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ РОССИИ»

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Фундаментальное инженерное образование — необходимое

условие обеспечения обороноспособности России

В.В. СЕЛИВАНОВ, доктор технических наук

Полковник в отставке Ю.Д. ИЛЬИН, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ. Рассмотрены вопросы подготовки инженерных кадров для обороны России. Показана необходимость приоритетного обеспечения фундаментального высшего образования для создания научно-технического задела в интересах разработки вооружения, военной и специальной техники, их эксплуатации, а также наукоемкого роста военной и гражданской экономики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшие военно-учебные заведения, инженерные кадры, научно-исследовательские институты, научно-технический задел, оборонно-промышленный комплекс, обороноспособность, система инженерного образования, технические вузы, экономика.

SUMMARY. Issues of training engineering personnel for the defence of Russia are considered. The authors show priority of fundamental higher education as the scientific-and-technical reserve for developing armaments, military and special equipment, their operation, and science-intensive growth of military and civilian economy.

KEYWORDS: higher military educational institutions, engineering personnel, research institutes, scientific-and-technical reserve, defence industrial complex, defence capability, engineering education system, technical universities, economics.

В УСЛОВИЯХ складывающейся в мире военно-политической обстановки при формировании и реализации государственной военно-технической и научно-технической политики все большую значимость приобретает приоритетное выполнение задач обеспечения обороны и безопасности РФ, что должно находить отражение в подготовке и целенаправленном использовании военно-инженерных и инженерно-научных кадров. Переход к инновационному развитию военной и гражданской экономики осуществляется на основе создания целостной инновационной системы, реализация которой невозможна без высококвалифицированных инженерных и научных кадров. О необходимости поднятия профессии инженера на самый высокий уровень говорилось и в отчете Правительства РФ перед депутатами Государственной Думы за 2016 год1. Это означает, что государством, наконец, взят курс на всемерную поддержку инженерного образования и возрождение имиджа инженера. В связи с этим готовится проект закона об инженерной дея-тельности2.

1 Полный текст выступления Дмитрия Медведева перед депутатами Госдумы // Российская газета. 19.04.2017. URL: https://rg.m/2017/04/19/polny'-tekst-vystupleniia-dmitriia-medvedeva-pered-deputatami-gosdumy.html (дата обращения: 26.12.2017).

2 Совет Федерации возобновил работу по законопроекту «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности» // Национальная палата инженеров. 18.02.2016. URL: http://www. ruscable.ru/news/2016/02/18/Sovet_Federatsii_vozobnovil_rabotu_po_zakonoproekt/ (дата обращения: 26.12.2017).

В Стратегии национальной безопасности и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации3 подчеркнуто особое значение в современных геополитических условиях исследований и разработок в интересах обороны и безопасности, в рамках которых инженеры и ученые должны предложить и реализовать прорывные конструктивно-технологические решения. Вместе с тем, по мнению ряда экспертов, среди рассматриваемых сценариев экономического развития наиболее вероятной для России может оказаться перспектива окончательного превращения в ресурсную периферию и научно-техническую окраину, низведенную до роли донора талантливых и квалифицированных кадров. Это можно видеть на примере развернувшейся в мире масштабной автоматизации и роботизации производства. Согласно оценкам Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР)4 плотность роботизации в России почти в 70 раз ниже, чем в среднем в мире.

Военно-техническое противоборство в развертывающейся четвертой технологической революции приобретает в индустриально развитых странах качественно новые черты. Если в первой промышленной революции использование силы воды и пара позволило механизировать производство, во второй электроэнергия стала основой для организации массового производства, а в третьей произошла автоматизация производства на базе электроники и информационных технологий, то четвертая характеризуется сочетанием технологий, которые размывают границы между физической, цифровой и биологической сферами. Императив четвертой революции — «киберфизические системы», создание и внедрение которых будет сопровождаться острейшей конкурентной борьбой. Концепция «Индустрия 4.0» была выдвинута в Германии, где немецкая промышленность до 2020 года ежегодно инвестирует не менее 40 млрд долларов5 в промышленную интернет-инфраструктуру.

Стратегическая цель гонки в рамках четвертой технологической революции определяется одной фразой: кто определит будущие технические стандарты, тот и будет держать в руках промышленное производство и обеспечит собственную национальную безопасность. Процесс становления этой революции невозможен без реализации огромного объема коммуникаций между различными системами, имеющими единую «языковую» платформу, иначе ни один продукт не сможет быть доведен до конечного вида. Таким образом, определение общих платформ и языков, на которых будут общаться производственно-технологические системы разных корпораций, — это не просто техническая задача, это заявка на будущую сверхприбыль и обороноспособность. По сравнению с предшествующими периодами стираются грани между фундаментальными и прикладными исследованиями (ФПИ) и продолжает резко расти численность междисциплинарных, когнитивных и других направлений научно-технического прогресса. Автоматизация, роботизация, генная инженерия, аддитивные (3D-принтеры), нано-, био-, ^-технологии все шире проникают во все отрасли экономики и соответственно в создание новых типов вооружения.

3 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 01.12. 2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

4 Соловьева О. Половине жителей планеты грозит безработица // Независимая газета. 2017. 16 января. URL: http://www.ng.ru/economics/2017-01-16/4_6904_robots.html (дата обращения: 26.12.2017).

5 Индустрия 4.0: что такое четвертая промышленная революция? 31.05.2017. URL: https:// hi-news.ru/business-analitics/industriya-4-0-chto-takoe-chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya. html (дата обращения: 26.12.2017).

Очевидно, что и структура, и уровень инженерного образования должны изменяться под стратегически планируемые структурные изменения гражданской и военной экономики России. В этом направлении ведется большая работа. Так, на Петербургском международном экономическом форуме Президент РФ В. В. Путин поставил задачу6: «Кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики... добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений». Это возможно лишь на основе фундаментальной подготовки обучаемых.

Необходимо отметить, что за короткое время инженерное направление в России стало основным в подготовке кадров с высшим образованием. В частности, в 2016 году на инженерное направление Мин-обрнауки выделено было 46,7 % бюджетных мест7. На 2017—2018 год эти цифры практически остались без изменения. До 2017 года в России создано 160 научных лабораторий под руководством вернувшихся из-за рубежа отечественных ученых и специалистов, в 2017 году их количество достигнет 2008. При этом численность выпускаемых инженеров растет не так быстро. Это связано с тем, что «демографическая яма» рождаемости 90-х годов из области общего образования переместилась в область среднего профессионального и высшего образования. Так, общая численность студентов вузов в 2017 году составляет около 3,6 млн человек, снизившись более чем на 50 % по отношению к численности студентов вузов в 2009 году — 7,4 млн чел9.

С учетом вышеизложенного в МО РФ разработана и утверждена ведомственная концепция совершенствования военно-научного комплекса (ВНК) до 2025 года и на дальнейшую перспективу10; возрастает значимость результатов исследований военнослужащих научных рот. Так, в 2016 году в 12 научных ротах проходили службу 655 человек, выполнено более 300 НИР11. В период функционирования научных рот призывниками-интеллектуалами получено 64 патента на изобретение, 202 призывника, отслужившие установленный срок, назначены на должности научных сотрудников с присвоением офицерского звания «лейтенант», 76 уволенных в запас продолжили работу в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Вместе с тем проблемы развития ВНК и ОПК имеют межведомственный, системный характер и в последние годы приобретают особую остроту12.

Наличие в России выдающихся инженеров и ученых по широкому спектру научных направлений пока позволяет развертывать и вести междисциплинарные исследования по традиционным и некоторым новым

6 Стенографический отчет о пленарном заседании ПМЭФ. 2.06.2017. URL: https:// oko-planet.su/first/373902-vladimir-putin-provodit-plenarnoe-zasedanie-na-polyah-pmef-putin-prizval-mir-splotitsya-pered-licom-sistemnyh-dolgosrochnyh-vyzovov.html (дата обращения: 26.12.2017).

7 Васильева назвала самые нужные государству специальности // РИА «Новости». 3.04.2017. URL: https://news.mail.ru/society/29292962/?frommail=1 (дата обращения: 26.12.2017).

8 Молодежь — под присмотром // Поиск. №8(2017). 24.02.2017. URL: http://www. poisknews.ru/official/22671/ (дата обращения: 26.12.2017).

9 Доклад Правительства РФ Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования. М. 2016. 16.11.2016. URL: http://government.ru/media/files/D0 L0A2euMj5mIrp60u0UXFBmS4wS77zD.pdf.

10 Селиверстова Н. Минобороны разработало концепцию совершенствования научного комплекса // РИА «Новости». 08.02.2016 URL: https://ria.ru/defense_ safety/20160208/1371173457.html (дата обращения: 26.12.2017).

11 Фаличев О. Интеллект ходит строем // ВПК. 2016. № 38 (653) 5 октября. URL: http:// vpk-news.ru/articles/32745 (дата обращения: 26.12.2017).

12 Рахманов А.А. Разжалованная наука // ВПК. 2017. № 20 (684). 31 мая. URL: http:// vpk-news.ru/articles/37000 (дата обращения: 26.12.2017).

направлениям с ярко выраженным синергетическим эффектом. Однако есть опасность, что уже в среднесрочной и тем более в долгосрочной перспективе по некоторым ключевым направлениям фундаментальной науки и прикладных исследований мы перестанем понимать характер и особенности возникающих новых угроз со стороны вероятного противника и вырабатывать соответствующие эффективные меры противодействия. Особое значение это имеет для научно-технического задела (НТЗ) в интересах своевременного создания аналогичного или асимметричного вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и участия России в формировании новых технологических рынков. В связи с окончательным исчерпанием заделов советского периода решение задач НТЗ приобретает все более критический характер.

Создание НТЗ является многоплановой и разнородной научно-методической, производственно-технологической и организационно-технической проблемой, и оно не может быть отдано на откуп и возложено в основном лишь на предприятия ОПК и учреждения Минобороны России. При главной роли Минобороны и Минпромторга в ее решении должны участвовать все заинтересованные структуры: Минобрнауки, Ростехнологии, Роскосмос, Росатом, Российская академия наук (РАН) и другие. Для этого в интересах обеспечения военной безопасности страны в соответствии с Основными направлениями развития ВВСТ на прогнозируемый период должен быть определен комплекс задач.

Первая задача — формирование полноценного НТЗ по каждому из выбранных приоритетных направлений разработки ВВСТ, включая обеспечение военно-технического превосходства над вероятным противником в разработке качественно новых типов вооружения на основе достижения приемлемых сроков и объемов производства современного ВВСТ.

Вторая задача — недопущение критического отставания по другим ключевым направлениям развития науки, техники и технологий, включая создание соответствующего НТЗ.

Третья задача — достижение заданных объемов приобретения инновационного оборудования и уровней обновления материально-технической базы (МТБ) производства на стратегических предприятиях, в корпорациях для решения указанных выше задач. Общепризнанно, что ОПК является локомотивом отечественной экономики и обновление его МТБ — приоритетная задача, в том числе в рамках разрабатываемой Государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (ГП «Развитие ОПК») до 2025 года с учетом вносимых изменений (постановление Правительства РФ от 31.03.2017 №401-15).

Четвертая задача — обеспечение необходимой численности и требуемого уровня (качества) подготовки с учетом необходимой квалификации, специализации и опыта работы (закрепления и преемственности) персонала для разработки, производства, боевого использования по прямому назначению, текущей эксплуатации, хранения, ремонта, управления, технического обеспечения и утилизации образцов, комплексов и систем ВВСТ. В частности, в ГП «Развитие ОПК» запланирована профессиональная переподготовка, обучение в системе дополнительного профессионального образования 152 тысяч работников организаций ОПК до 2020 года, и более 7 тысяч работников должны быть подготовлены на условиях софинансирования. Столь значимое число по переподготовке специалистов указывает на значимость фундаментального образования, которое, однако, в последние десятилетия

становится все более второстепенным. Эта задача по своей сути является более широкой из-за большой мобильности (текучести) кадров и охватывает обеспечение кадрами решение не только первой и второй задач, но и в целом обеспечение деятельности всей системы вооружения ВС РФ и других силовых министерств и ведомств как в мирное, так и в военное время. Для этого требуется регулярная корректировка перечня требуемых специальностей, формирование программ обучения и т. д.

В решении каждой задачи (отдельного направления в ее составе) должно быть указано: головное ведомство, соисполнители, порядок взаимодействия и отчетности, методики оценки достигнутого уровня выполнения основных требований и т. д. Необходимо также учитывать, что в настоящее время в ходе реформирования РАН теряется ее ведущая роль в выборе ключевых направлений развития науки и техники, что негативно влияет на качество НТЗ. По нашему мнению, без доминирующей роли РАН как полноценной независимой научной структуры, объединяющей предложения различных организаций научного сообщества, будет иметь место волюнтаризм в выборе направлений и дублирование исследований, снижение требований к эффективности работ по созданию НТЗ и нецелевое расходование ресурсов, прежде всего финансовых средств. Эта научная структура должна более тесно взаимодействовать с Фондом перспективных исследований, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Федеральным агентством научных организаций.

Очевидно, что как для указанных выше, так и для других задач военного строительства следует комплексно рассматривать подготовку инженерных и научных кадров в высших военных учебных заведениях (ввузах) и научно-исследовательских институтах (НИИ) Минобороны и других силовых структур, высших учебных заведениях технической и оборонной направленности Минобрнауки (вузах), РАН и др. Ключевыми направлениями здесь являются: фундаментальность образования, отвечающая возрастающим требованиям к военно-инженерным кадрам и запросам развития науки и производства; трудоустройство квалифицированных кадров в ОПК и связанных с ним структурах; преемственность поколений на производстве, в науке и вузах; создание и развитие научных школ, отвечающих требованиям обозримой перспективы; своевременная и качественная корректировка перечня требуемых инженерных и научных специальностей, формирование (с приемлемой степенью унификации и специализации) программ обучения; сохранение и развитие образовательных и научных традиций «русского метода подготовки инженеров».

Состояние подготовки инженерных кадров и военно-технического

сопровождения исследований и разработок ВВСТ в вузах и НИИ МО

К сожалению, приходится констатировать, что за последние три десятилетия русский метод подготовки военных и гражданских инженеров переживает не лучшие времена. В статье Ю.В. Криницкого за 2014 год были обстоятельно изложены тенденции и вопросы предкризисного состояния в подготовке военных и военно-инженерных кадров в вузах13. В частности, отмечено, что радикальное сокращение (в 7 раз) профессорско-преподавательского состава (ППС), объедине-

13 Криницкий Ю.В. Малые проблемы большого образования // ВПК. № 2 (520). 2014. 22 января. URL: http://vpk-news.ru/articles/18830 (дата обращения: 26.12.2017).

ние и передислокация (в основном на периферию) вузов продолжает отрицательно сказываться на подготовке военно-инженерных кадров. Например, из Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА», располагавшегося в г. Монино Московской области после объединения двух всемирно известных академий ВВС — инженерной и командной), в г. Воронеж на новое место дислокации в 2012 году переехали менее 5 % ППС14, т. е. фактически ВУНЦ ВВС «ВВА» формировался заново.

Судя по имеющимся контактам у авторов статьи с вузами МО, ситуация в сфере подготовки военно-инженерных кадров продолжает лишь обостряться. В интервью начальника Главного управления кадров МО РФ генерал-полковника В. Горемыкина15 перечислены меры, принимаемые для решения неотложных вопросов подготовки офицеров для выполнения задач подразделениями и частями в условиях мирного времени. Так, в 2016 году впервые проведена подготовка пилотов для фронтовой и военно-транспортной авиации из офицеров инженерно-технического состава с высшим образованием. Из-за острой нехватки офицерских кадров по отдельным специальностям Сухопутных войск начат переход с пятилетнего на четырехлетнее обучение. При этом заявлено, что ни объем, ни содержание, ни уровень получаемого образования не изменятся.

Не вызывает сомнения, что в результате подобных преобразований происходит снижение уровня фундаментальных знаний курсантов, которым, став офицерами, придется, по-видимому, самостоятельно доучиваться для качественной эксплуатации вверенного им ВВСТ. Необходимо также учитывать, что поступающие в войска новые образцы и комплексы ВВСТ значительно сложнее предшествующих аналогов, требуют более высокой квалификации для применения по прямому предназначению. Офицерам-четырехгодичникам, уровень подготовки которых соответствует категории «бакалавр» (с инженерной точки зрения — техник, но с дипломом о высшем образовании), значительно сложнее будет осваивать поступающие в войска новые образцы ВВСТ. При этом уровень образования призывников год от года имеет тенденцию к росту. Так, весной 2016 года число граждан с высшим образованием, направленных для прохождения военной службы, превысило 17 %, а 52 % призывников имели среднее профессиональное образование16. В результате командир взвода (роты) по уровню образовательной подготовки может оказаться ниже своих подчиненных. Это может иметь далекоидущие последствия.

Внедрение Болонской системы образования (БСО) при подготовке кадров для ВС РФ вызывает только вопросы и содержит много негативных аспектов. Авторы статьи рассматривают переход на четырехгодичное обучение по некоторым сухопутным специальностям как завуалированную попытку постепенного введения бакалавриата, который с назначением С.К. Шойгу на должность министра обороны сразу был отменен. В связи с этим не имеет глубокого обоснования введение

14 Скоморохов Р. Самая жуткая военная тайна России // Военное обозрение. 2016. 24 ноября. URL: https://topwar.ru/104300-samaya-zhutkaya-voennaya-tayna-rossii.html (дата обращения: 27.12.2017).

15 Рамм А. В 2018 году в войска прибудет полноценный выпуск лейтенантов // Известия. 2017. 15 февраля. URL: http://izvestia.ru/news/664833 (дата обращения: 26.12.2017).

16 Фаличев О. Интеллект ходит строем // ВПК. 2016. № 38 (653) 5 октября. URL: http:// vpk-news.ru/articles/32745 (дата обращения: 26.12.2017).

для ВС РФ магистратуры и непонятно, почему не находит должного распространения специалитет. Первостепенной целью БСО является повышение мобильности кадров и их конкурентоспособности для трудоустройства в Европе в рамках двухуровневого образования «бакалавриат — магистратура». Зачем, спрашивается, российскому офицеру иметь равные права с другими конкурентами для трудоустройства за рубежом? Чтобы после увольнения офицеру легче было трудоустроиться в структурах НАТО или в зарубежных фирмах, занятых созданием ВВСТ?! Вполне очевидно, что наши военные и военно-технические специалисты представляют определенный интерес для соответствующих зарубежных служб и ведомств. И создавать для этого благоприятные условия по меньшей мере недальновидно. Поэтому все чаще в СМИ говорится о том, что офицера нужно готовить для армии, а не для гражданской службы17.

Аналогичная, если еще не более худшая, ситуация наблюдается в НИИ Минобороны. Проведенная начиная с 2008 года реформа численности и категорий офицерского состава Минобороны привела к тому, что научным отделом командует подполковник, а лабораторией — майор (остальные категории в отделе еще ниже). Это не способствует росту квалификации военнослужащих и качественному взаимодействию их с руководством среднего звена предприятий ОПК, занятых разработкой ВВСТ. В связи с сокращением численности офицеров в НИИ МО (по сравнению с советским периодом более чем в 5—6 раз) офицерам приходится от трех до пяти раз в месяц находиться в наряде, а также на других видах служебно-административной деятельности. В результате до трети рабочего времени офицер научного отдела не связан с выполнением НИР. Вследствие этого редкими событиями для НИИ МО стали защиты диссертаций: их число сократилось в несколько раз.

Уже длительное время ставки по приему на работу инженеров и научных сотрудников различных категорий из числа гражданского персонала в НИИ МО не превышают 20—25 тыс. руб., что исключает трудоустройство выпускников ведущих технических вузов. Так, несмотря на многочисленные обращения со стороны руководителей среднего звена некоторых НИИ Московского региона и рекламу в стенах МГТУ им. Н.Э. Баумана достоинств работы в НИИ Минобороны, за последние пять лет ни один из выпускников не устроился на работу в НИИ МО в Москве. Зарплаты хватает только на проезд и скудное пропитание. В 70-е годы выпускники технических вузов считали за честь устроиться на работу на гражданские должности в НИИ МО, не говоря уже о том, чтобы стать офицером научного отдела.

В связи с естественной убылью офицеров запаса и в отставке, продолжавших до этого свою деятельность в качестве гражданского персонала, доля этой категории (наиболее опытных и квалифицированных научных сотрудников) ежегодно уменьшается. Соответственно восполнение за счет уволившихся в запас офицеров фактически не происходит, поскольку их число резко сократилось, да и далеко не все увольняющиеся офицеры изъявляют желание устраиваться на работу по месту прежней службы на столь низкую оплату труда. Небольшой приоритет

17 Владимиров А.И. В плену болонской системы // ВПК. 2017. 1 марта. URL: http:// vpk-news.ru/articles/35356 (дата обращения: 26.12.2017); Булкин В. Дипломированные недоучки // ВПК № 17 (681). 2017. 3 мая. URL: http://vpk-news.ru/articles/36545 (дата обращения: 26.12.2017).

здесь имеют НИИ, расположенные в периферийной зоне, поскольку «отставники», как правило, ищут работу без длительных поездок.

Необходимо отметить и низкие темпы переоснащения экспериментальной, испытательной и материально-технической базы для военно-технического сопровождения (ВТС). Как правило, оно сводится в основном к поставкам нового поколения персональных компьютеров. В результате все чаще приходится слышать о слабой проработке требований, заложенных в тактико-технические задания на разработку образцов и комплексов ВВСТ, и низком качестве ВТС. Ситуация развивается так, что на полигоны для контроля хода испытаний ВВСТ и их научно-методического сопровождения скоро ездить будет некому.

В целом приходится делать вывод: количественно-качественный состав НИИ и постоянного состава вузов Минобороны имеет четко выраженную тенденцию к научно-технологической и военно-технической деградации, что ведет к снижению общего инженерно-технического уровня специалистов как в войсках, так и при проведении исследований и разработок ВВСТ. Многочисленные инспекции и проверки, проводимые в последние годы различными структурами Минобороны, выявляют отдельные конкретные недостатки в научно-исследовательской и повседневной деятельности, в подготовке кадров, финансовые нарушения и т. д. в ввузах и НИИ МО, но не выявляют негативных тенденций в этой системной проблеме. Соответственно не принимаются меры по устранению надвигающейся катастрофической ситуации в военно-технической науке. По нашему мнению, пока еще в НИИ и вузах остались «отставники» с высокой научной квалификацией, прошедшие советскую систему разработки ВВСТ, необходимо создать все условия для передачи их опыта молодому поколению исследователей военно-технического профиля. В частности, целесообразно расширить прием адъюнктов по соответствующим специальностям в ввузах и восстановить адъюнктуру в НИИ МО.

Состояние подготовки инженерных кадров и проведение

военно-технических исследований и разработок в технических вузах

В постсоветский период система инженерного образования (СИО), включающая в том числе военные и гражданские вузы, превратилась в набор вузов, не объединенных едиными целями и задачами наукоемкого развития военной и гражданской экономики и надежного обеспечения обороны и безопасности страны. Созданные под руководством Минобрнауки учебно-методические объединения (УМО) вузов и Ассоциация технических университетов, объединяющая 132 организации, с системных позиций в принципе не могут охватить в полном объеме данную проблему. К тому же в связи с затянувшимся кризисом промышленности и других отраслей экономики, а также практически не работающей системой распределения и закрепления подготовленных кадров снижена зависимость между требующимися предприятиям и НИИ и выпускаемыми вузами специалистами.

Разрушение плановой и переход к рыночной экономике привели к дисбалансам на рынке труда, в частности, к перепроизводству одних и дефициту других профессий, требующих высокой квалификации. Так,

18 Кувшинова Н. Школьникам надо определяться... // Известия. 5.01.2017. URL: http:// izvestia.ru/news/655140 (дата обращения: 26.12.2017).

из 500 тысяч студентов, закончивших в 2016 году обучение в вузах, лишь около 75 % смогли найти себе работу и, разумеется, далеко не всегда по профилю диплома18. Можно задать вопрос: где находят себе применение и что делают остальные свыше 100 тысяч выпускников? В СМИ отмечается, что в России растет доля безработных с высшим образованием, несмотря на нехватку специалистов в десятки тысяч человек, прежде всего для ОПК19.

Председатель Счетной палаты РФ Т.А. Голикова предложила пересмотреть систему контрольных цифр приема в вузы как не соответствующую потребностям рынка труда. Она отметила негативную роль реформы образования в регионах: происходит слияние и закрытие вузов, поскольку не учитывается существенный рост рождаемости детей в последние несколько лет. Необходимо также учитывать, что абитуриенты, поступившие в вуз не в своем регионе, после его окончания весьма редко возвращаются на работу в родные места. То есть происходит дальнейшее разделение регионов на развивающиеся и деградирующие. Поскольку гражданские отрасли промышленности, видимо, еще долго не смогут выйти из кризисного состояния, руководством РФ поставлена задача сделать ОПК драйвером роста всей высокотехнологичной экономики. Для этого одним из главных направлений должно стать расширение спектра и уровней подготовки специалистов для ОПК в технических вузах и повышение их заинтересованности в работе на предприятиях и в НИИ.

Необходимо учитывать, что вузы нацелены не только на подготовку инженерных и научных кадров для ОПК, ВС РФ, силовых министерств и ведомств и для народного хозяйства, но и на выполнение других важных задач: проведение ФПИ, создание НТЗ для перспективного ВВСТ, подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Вузы принимают все более значимое участие в проведении независимой экспертизы принимаемых решений и проектов государственного масштаба, в том числе Государственной программы вооружения и Государственного оборонного заказа. Основным принципом здесь, как и в ведущих учебных заведениях мира, должна быть опережающая подготовка специалистов. При этом следует учитывать20, что для традиционных секторов экономики РФ готовится до 70 % инженеров, примерно 20 % — для существующих высокотехнологичных отраслей и 10 % — для экономики будущего. Вместе с тем необходимо отметить, что в технических вузах в последние десятилетия сформировался комплекс нерешенных вопросов, снижающих эффективность решения задач в обеспечении обороноспособности РФ. Среди них наиболее негативно на реализации «русского метода подготовки инженеров» сказываются три аспекта: внедрение Болонской системы образования, подушевое финансирование вузов на старших курсах обучения студентов и зачисление абитуриентов в вузы по результатам ЕГЭ21.

19 В России все больше безработных с высшим образованием // ИА «Красная весна». 15.02. 2017. URL: http://rossaprimavera.ru/news/golikova-v-rossii-vse-bolshe-bezrabotnyh-s-vysshim-obrazovaniem (дата обращения: 26.12.2017).

20 Соснов А. Дивергентом быть обязан. ВУЗ моделирует инженеров новой формации // Поиск. № 7 (2017). 17.02.2017. URL: http://www.poisknews.ru/theme/edu/22639/ (дата обращения: 27.12.2017).

21 Селиванов В.В. и др. О подготовке инженерных кадров по оборонным специальностям вузов // Оборонная техника: научно-технический сборник. № 9—10. 2015. С. 74—87. (По материалам конференции «Подготовка кадров для ОПК в современных условиях», г. Волгоград, 23—25 марта 2015 г.)

Прежде всего следует отметить крайне низкую физико-математическую и химико-биологическую подготовку абитуриентов, поступаю -щих в вузы в последние десятилетия. Это связано с затянувшимся (по сути бесконечным) реформированием общеобразовательной школы и низким качеством обучения, нацеленного на сдачу ЕГЭ по западным стандартам образования, а не на развитие мышления и системное усвоение основополагающих знаний. По сути, в образовательной школе основной целью обучения стало «натаскивание» на успешную сдачу ЕГЭ, т. е. получение фундаментальных знаний ушло на второй план. Например, внедрение «личностно ориентированного подхода» приводит к тому, что педагог больше занят тем, чтобы ученики получили «удовлетворение» самим процессом обучения, а не усвоением учебного материала. К тому же следует учесть, что на Западе школьное обучение в большинстве стран составляет 12 лет, а в России — 11 лет, т. е. там больше возможностей дать базовые знания. В результате довольно большой процент студентов не способен овладеть избранными специальностями. По данным Высшей школы экономики22, уровень отсева студентов в России составляет примерно 21 %, что гораздо меньше, чем, например, в США, где он достигает 54 %. По оценкам некоторых других специальностей23, близких к инженерным, отсев студентов составляет около трети. По некоторым инженерным специальностям он составляет 40—50 %, что пагубно сказывается на количественно-качественном составе ППС кафедр из-за подушевого финансирования вузов на старших курсах обучения.

Но особенно негативным является внедрение БСО (табл.), фактический отказ от пяти- или шестилетней массовой подготовки инженеров (специалитет в Минобрнауки рассматривается как архаичная, ненужная форма подготовки) и последовательный, невзирая на особенности обучения инженеров, переход к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки по многим специальностям. По сути, отвергнут основной принцип «русского метода подготовки инженеров» — фундаментальность24. Поставлена задача, как можно скорее полностью перейти на двухуровневую систему подготовки инженерных кадров в соответствии с рекомендациями БСО. При этом бакалавриат в России приобрел форму «прикладного», т. е. молодой инженер вследствие столь сокращенного периода обучения не получает ни фундаментальных знаний, ни достаточных навыков для работы на высокотехнологичном производстве. Магистратура же в исключительном большинстве своей платная и потому недоступна основной массе обучаемых, окончивших бакалавриат. По данным Ми-нобрнауки25 в 2013—2015 годах не более 17 % бакалавров продолжили обучение в магистратуре. При этом нужно понимать, что четыре года (бакалавриат) плюс два года (магистратура) не соответствует фундаментальной подготовке инженера, исходно нацеленной на обучение до шести лет (в некоторых случаях пять лет).

22 Колотова Е. За что отчисляют студентов. НИУ ВШЭ. URL: http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=221&d_no=43212#.WK1MkjjRqzM (дата обращения: 27.12.2017).

23 Борта Ю. Недоученные? До трети поступивших не могут учиться в ВУЗах. 04.07.2016. Аргументы и Факты: еженедельник. № 26. 29.06.2016. URL: http://www.aif.ru/society/ education/nedouchennye_do_treti_postupivshih_ne_mogut_uchitsya_v_vuzah (дата обращения: 27.12.2017).

24 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Концептуальные основы системы инженерного образования. Журнал: Машиностроение и инженерное образование №3, 2015. С.60-72.

25 Результаты мониторинга трудоустройства выпускников: презентация Минобрнауки России. 2016. media.rspp.ru>document/1/c/4/....pptx (дата обращения: 27.12.2017).

Сравнительный анализ подготовки инженеров по ступеням высшего профессионального образования

Таблица

Направленность обучения (получаемые знания и компетенции) Бакалавриат* Специалитет** Магистратура*"

За рубежом В России

Фундаментальность Программа обучения ориентирована на приобретение общетеоретической подготовки Программа обучения ориентирована на приобретение практических навыков по специальности при одновременном обеспечении необходимой теоретической подготовки Программа обучения ориентирована на производственно-технологическую и научно-исследовательскую деятельность Программа обучения ориентирована на научно-исследовательскую и аналитическую деятельность. На Западе бакалавриат + магистратура — это ступени теоретической подготовки

Практическая подготовка для работы по специальности Подготовка для практической работы по специальности осуществляется работодателем или связанными с ним специализированными организациями В качестве главного ориентира базовой ступени высшего образования принят «прикладной бакалавриат», нацеленный на подготовку «инженер а-практика» Специалитет — это обучение под конкретную инженерную специальность. Получение практических навыков в основном осуществляется на базовых кафедрах предприятий, для которых ведется подготовка специалистов. Доводка под выбранную специальность в системе послевузовской подготовки, как правило, не требуется Магистров готовят к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе. Доводка осуществляется в научно-исследовательских организациях, опытно-конструкторских бюро и на предприятиях

Возможности трудоустройства Для выпускников престижных вузов (в основном западноевропейских) достаточно высокие. Для выпускников остальных вузов (в том числе восточноевропейских) более низкие Весьма низкие, даже для первичных инженерных должностей, особенно в престижные организации как в России, так и за рубежом, поскольку уровень теоретических знаний, как правило, недостаточен для работы по востребованным специальностям Весьма высокие в России, в том числе в престижные организации, поскольку студентов всесторонне готовят к профессиональной деятельности по конкретной специальности. Выпускаемый специалист, как правило, способен сразу вести самостоятельную производственную или научно-исследовательскую деятельность, а также связанную с аналитической работой. Под руководством наставника быстро включается в производственно-технологические процессы Весьма высокие, в том числе в престижные организации Европы. Для выпускников военно-технического профиля дополнительно создаются благоприятные условия для трудоустройства в фирмы, конкурирующие с оборонно-промышленным комплексом России

*

m х m и х О m

0

01

2 со о

го >

m

I

< О

ь о

го s m

0

01 m О =i m х. m

я

0

01 О и О х О О =1 о о

0

01 X

о о

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о о

* Бакалавриат — базовая ступень высшего образования БСО. Срок обучения четыре года.

** Сиециалитет — классическая форма инженерного образования в России, в Европе отсутствует. Срок обучения пять—шесть лет.

*" Магистратура — вторая ступень высшего образования БСО. Обучение — после окончания бакалавриата или специалитета. Срок обучения два года.

Продолжение таблицы

Достоинства для России Не просматриваются: с введением БСО утрачивается «русский метод подготовки инженеров»; уровень подготовки соответствует категории «техник», но при этом бакалавр имеет диплом о высшем образовании Удовлетворяются в достаточном объеме потребности работодателей в квалифицированных инженерных и научных кадрах. Сохраняются фундаментальные принципы подготовки инженеров, обеспечивающие планомерное обновление кадров высшей квалификации и развитие научных школ. Резко снижена возможность утечки специалистов за рубеж, особенно военно-технической направленности, поскольку диплом специалиста на Западе не является стандартным По окончании магистратуры выпускник получает диплом магистра, который дает возможность осуществлять квалифицированную профессиональную деятельность в соответствии с освоенной программой или продолжить обучение на следующей ступени высшего образования — в аспирантуре. Налаживаются контакты научно-технического обмена с развитыми странами Запада в рамках БСО

Недостатки для РФ Подготовленные специалисты приобретают больше шансов устроиться на работу за рубежом, в том числе в конкурирующих фирмах. Уровень общетеоретической подготовки бакалавров крайне низкий, так как четыре года для подготовки инженера недостаточно. Влияет также крайне низкая физико-математическая и химико-биологическая подготовка выпускников общеобразовательной школы, которая не отвечает современным требованиям обучения в технических вузах Внедрение двухуровневой системы образования в рамках БСО ведет к ликвидации специалитета, который является основой «русского метода подготовки инженеров». При международном научно-техническом обмене специалистами возникают дополнительные сложности по регистрации (квалификации) инженерных кадров Уровень общетеоретической подготовки магистров уступает инженерам, окончившим специалитет, поскольку прикладная направленность бакалавриата не обеспечивает получение студентами фундаментальных общетеоретических знаний

Достоинства для обучаемых Бакалавр получает диплом европейского образца, дающий возможность устроиться на работу или поступить в магистратуру в Европе. Диплом бакалавра дает большую свободу в выборе дальнейшей карьеры в выбранной профессии, а также возможность окончательно определиться с выбором профессии и поменять специальность или вуз Более престижное образование для работодателей, чем бакалавриат и магистратура. Целенаправленная ориентация на пятнили шестилетнее обучение обеспечивает полноценную подготовку инженера. Предоставляется возможность повышения квалификации в аспирантуре Окончивший магистратуру получает престижный диплом европейского образца. Предоставляются широкие возможности устроиться на работу в Европе либо продолжить обучение в аспирантуре

Р го

О т ь б:

го >

X

О го

5 Ь

ь

Окончание таблицы

Сложности с признанием диплома за

Бакалавры ни в какое сравнение не идут со специалистами и рубежом и соответственно проблемы с трудоустройством на Западе. Невозможность бесплатного обучения в магистратуре, так как магистратура будет считаться вторым высшим образованием. При обучении в магистратуре молодой специалист лишается отсрочки от призыва на военную службу Крайне малое число бесплатных мест и высокая плата за обучение в магистратуре не дает подавляющему большинству бакалавров продолжить повышение квалификации в избранной сфере деятельности

Недостатки для обучаемых магистрами при приеме на работу, так как мнение работодателей в основной массе весьма низкое об уровне подготовки бакалавров как полноценных инженеров. Поступление в аспирантуру возможно только после окончания магистратуры

Примечания.

1. Во главу угла высшей технической школы советского периода были поставлены следующие стандарты:

фундаментальность образования;

развитие культуры мышления при решении традиционных и постановке новых инженерных задач; практическое освоение читаемых курсов с приоритетом жесткой связи вузов с предприятиями промышленности и НПО;

стабильность и преемственность в подготовке и закреплении кадров.

В этом заключался знаменитый «русский метод подготовки инженеров», который первоначально зарождался в МГТУ им. Н.Э. Баумана и успешно развивается там и поныне. В настоящее время эти стандарты не являются доминирующими ни в общеобразовательной (в подготовительном плане), ни в высшей школе.

2. При подготовке магистров через бакалавриат снижается их уровень фундаментальной подготовки, поскольку общетеоретическая подготовка бакалавров на первом и втором курсах осуществляется на упрощенном уровне по сравнению с целевым шестилетним обучением. В подтверждение этого можно отметить, что в некоторых европейских университетах отсутствует бакалавриат, в других нет магистратуры, в третьих — параллельно с Болонской системой подготовки существует элитная и приоритетная система подготовки инженеров для национальных промышленных предприятий. В последнем случае проводится жесткий двойной отбор (перед поступлением и после двухлетней фундаментальной подготовки), что приводит к выпуску инженеров с высочайшим уровнем компетенций.

В результате, например, в Ростехе, Росатоме, Роскосмосе и других высокотехнологичных компаниях часто отказываются ставить на инженерные должности выпускников, окончивших бакалавриат: кроме знаний и умений, где и как крутить гайки, нужно глубокое понимание технологических процессов, конструкции изделия, особенностей работы с материалами, оборудованием и др.

Данный вопрос с самого начала введения БСО в РФ является первостепенным для инженерного образования, однако лишь в последнее время он широко начал обсуждаться в СМИ. Ранее нами отмечалась26 пагубность последствий для экономики и обороны РФ подготовки инженерных кадров в рамках бакалавриата. В ходе обмена мнениями на конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес» в декабре 2016 года ректор МГУ В.А. Садовничий предложил отказаться от БСО и вернуться к пяти-шестилетней подготовке кадров инженерных и естественнонаучных специальностей. Это предложение помощник президента РФ А.А. Фурсенко прокомментировал следующим обра-зом27: «Сегодняшнее обсуждение свидетельствует о том, что определить на пять или шесть лет вперед траекторию базового образования вряд ли возможно. Конечно, фундаментальные знания нужны, но вы обратите внимание на запрос работодателей. Это запрос на совсем другие компетенции». При этом он, по нашему мнению, «забыл» упомянуть, что в последние четверть века во многих отраслях промышленности большинство технологических операций и других работ выполняются по принципу «отверточных» технологий. Для выполнения таких работ действительно нужны специалисты с неглубоким образованием; по большому счету можно даже сказать, что фундаментальные знания им не нужны. Работодатели (особенно бизнесмены) прежде всего заинтересованы в получении прибыли за счет текущих запросов потребителей, а вопросы долгосрочного развития высокотехнологичного производства для многих из них являются второстепенной задачей, в том числе из-за отсутствия или ограниченности свободных финансовых средств. Необходимо также учитывать, что высокие технологии — это особый тип бизнеса, он считается самым рисковым. Мировой опыт показывает, что из десятков, казалось бы, перспективных проектов по-настоящему успешными оказываются единицы. Спрашивается: кто из нынешних отечественных работодателей, даже крупных корпораций, готов вложить финансовые средства в сотню проектов с высокой оплатой труда квалифицированных исполнителей, чтобы реализовать потом один-два проекта?

В качестве примера последствий ориентации на запросы бизнесменов можно также привести предложение президента Сбербанка Г.О. Грефа на упомянутом конгрессе. В качестве одного из обязательных направлений дальнейшей реформы системы образования он предложил обучать учеников школ навыкам так называемого эмоционального интеллекта, который он определил как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания окружающих. Данное предложение, по нашему мнению, является одним из разделов социальной инженерии, называемой иногда наукой и искусством взлома человеческого сознания. Она становится все более популярной в связи с повышением роли социальных сетей, электронной почты или

26 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Стратегия инженерного образования — ключ решения задач обороноспособности России и ликвидации научно-технологического отставания // Военная Мысль. 2015. № 8. С. 49—65.

27 Фурсенко: работодатели должны оценивать эффективность бакалавриата и магистратуры. Информационное агентство ТАСС. 7.12.2016. URL: http://tass.ru/obschestvo/3850370 (дата обращения: 27.12.2017).

других видов онлайн-коммуникации. В сфере информационной безопасности этот термин в более узком его понимании широко используется для обозначения технологий, используемых киберпреступниками. По-видимому, данное предложение связано с большой заинтересованностью Сбербанка в получении специалистов, умеющих «раскошели-вать» клиентов, т. е. является одним из направлений подготовки специалистов служб маркетинга, но никак не связано с фундаментальной подготовкой обучаемых.

Нецелесообразность полной ориентации на запросы бизнеса в РФ подтверждают и общеизвестные статистические данные: в ведущих странах Запада соотношение вклада в научные исследования и разработки бизнеса и государства в настоящее время составляет 80 : 20, а в РФ — 30 : 70, т. е. в России бизнес в стратегическом плане не заинтересован в развитии высокотехнологичной экономики. Кстати, среди главных причин такого положения дел предприниматели называют как раз острый дефицит квалифицированных кадров для инновационной экономики. Решить проблему кадров для инновационной экономики можно, лишь объединив усилия властных структур, РАН, общественных организаций, вузов и работодателей. Поэтому, если действительно планируется переход на высокотехнологичное развитие экономики, то мнение работодателей в среднесрочной и долгосрочной системе подготовки кадров не может быть определяющим. Оно должно быть на ближайший период приоритетным, но решение по подготовке квалифицированных кадров в целом должно приниматься на государственном уровне с учетом стратегических приоритетов в развитии экономики страны и обеспечении ее национальной безопасности.

Предлагается реализация следующих задач.

1. Необходимо выделить на государственном уровне подготовку и целевое использование инженерных кадров в отдельный кластер: в виде системы инженерного образования (СИО). Этот кластер должен обеспечить возрастающую роль и развитие научно-технологических и инженерно-конструкторских школ военно-технической направленности. При этом СИО по-настоящему заработает только тогда, когда будут поставлены грандиозные инженерные задачи, пока же она во многом работает вхолостую. В результате фундаментальность образования становится ненужной, она выходит на первый план лишь в форс-мажорных ситуациях. Учитывая ведомственную разобщенность, а также слабое вовлечение малого, среднего, да и крупного бизнеса, целесообразно в основу решения задач инженерного образования и соответственно ее критериев и показателей положить программно-целевой подход. С системных позиций следует рассматривать федеральный, региональный и отраслевой уровни оценивания вклада вузов в решение задач гражданской и военной экономики и обеспечение обороноспособности и безопасности РФ. В связи с этим крайне необходима постановка общенациональных проектов высокотехнологичного развития экономики и обеспечения национальной безопасности, которые дали бы большой социально-экономический и военно-оборонительный эффект.

2. Надо учитывать, что в мире инновационные прорывы формируются на качественно новой основе, базирующейся на «утечке мозгов» из стран-конкурентов. Среди экономически развитых стран развернулась жесткая борьба за «интеллектуальные сливки»28 . Отбор и перема-

28 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Об оценке соответствия научно-технологической безопасности задачам обеспечения обороноспособности России и наукоемкого развития экономики // Военная Мысль. 2017. № 1. С. 5—15.

нивание талантливых ученых и инженеров происходит по оригинальным публикациям, выступлениям на конференциях и т. п. задолго до вырисовывания перспективного военного или коммерчески выгодного гражданского проекта. Так, в агентстве DARPA (США) основополагающими являются следующие принципы: риск потерять талантливого человека и перспективную идею выше, чем риск потерять деньги; приоритетной поддержкой пользуется идея, которая имеет ярко выраженные элементы новизны, отличающейся от традиционных подходов; под новые идеи и проекты формируются новые команды и структуры.

В России в условиях неразвитого стратегического планирования и ограниченности ресурсов финансовые риски являются определяющими, т. е. высокорисковые проекты и соответственно поддержка талантливых ученых нередко не находят поддержки. При этом их численность, интересы, желание положить свои знания и умения на алтарь Отечества и уровень квалификации однозначно имеют ярко выраженную тенденцию к убыванию. Талантливые и одаренные молодые специалисты, не находя приемлемого (успешного для себя) применения в России, нередко трудоустраиваются за рубежом или находят работу в других сферах деятельности. Очевидно, что в РФ должна быть реорганизована система поиска талантливых инженеров и ученых и направлена на обеспечение научно-технологического прорыва в создании НТЗ.

3. Отказаться от Болонской системы образования при подготовке военно-технических и научно-инженерных кадров. Необходимо восстановить и развить принципы «русского метода подготовки инженерных кадров», обеспечивающего сочетание высокого уровня общеобразовательной подготовки и высшего технического образования при их массовости. Для этого нужно отказаться от подготовки бакалавров, особенно в элитных вузах. Повсеместное и масштабное внедрение в области инженерного образования практико-ориентированных программ высшего образования в форме прикладного бакалавриата ведет не к адекватному ответу на запросы рынка труда в регионах в квалифицированных исполнителях, а к еще большему снижению уровня подготовки инженерных кадров. Показательным примером подтверждения данного является масштабная энергоавария в Сибири, произошедшая по вине персонала 29.05.2017 при осуществлении переключений для вывода в ремонт подстанции «Означенное»29.

Нацеливание технических вузов на подготовку и выпуск таких «инженеров» приводит лишь к дискредитации их имиджа, что, кстати, идет вразрез с установками по выводу ведущих вузов в приоритетные мировые рейтинги. В Минобороны России отказались от подготовки бакалавров, а курсанты и слушатели в вузы принимаются по результатам вступительных экзаменов. Это, по нашему мнению, нужно сделать и в технических вузах, особенно оборонной направленности. Для отмены бакалавриата в вузах необходимо внесение изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3.

4. Целесообразность унификации с Западом дипломов инженеров оборонного профиля в рамках БСО должна стать предметом отдельного рассмотрения обеих палат Федерального собрания РФ. Так, нередко выпускники оборонных технических вузов находят себе применение на Западе в фирмах, конкурирующих с предприятиями ОПК. Приме-

29 Минэнерго сообщило о масштабной энергоаварии в Сибири. 29.05.2017 URL: https:// news.mail.ru/incident/29898747/?frommail=1 (дата обращения: 27.12.2017).

ров тому множество. Можно на федеральном уровне обсудить вопрос и принять решение о введении двух уровней обучения на основе двух видов образовательных программ:

первый (национальная система сертификации за счет средств бюджета) — для целевой подготовки обучаемых, выпускаемых на предприятия госсектора;

второй (международная система сертификации на платной основе) — для обучения студентов, связывающих свою карьеру с коммерческими предприятиями.

5. Навести порядок в подготовке кадров высшей квалификации в рамках аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры, поскольку престиж аспирантуры и адъюнктуры падает, ибо во главу угла перестали ставить защиту диссертации. Так, в аспирантуру в последние годы в России ежегодно принимается около 30 тысяч чел. (с 2005 по 2013 год принималось около или свыше 50 тыс. чел.)30; из них с защитой диссертации выпускалось всего лишь примерно 20 %, а в 2014—2015 годах этот показатель снизился еще почти в 2 раза. В связи с этим глава Минобрнауки О.Ю. Васильева предложила значительно сократить прием в аспирантуру: «.на кафедре должен быть не поток из 25 чел., а два-три аспиранта»31. При этом надо отметить, что стипендии аспиранта хватает, как правило, только на проезд до места исследований и обратно, т. е. заведомо полагается, что он должен подрабатывать, чтобы прокормить и одеть себя. Сам процесс подготовки диссертации отодвигается на второй план. Кстати, в технических вузах на кафедре, как правило, не более десятка аспирантов, а «потоки» псевдоисследователей скорее характерны для гуманитарных вузов. Сокращение аспирантуры (адъюнктуры) приведет, по сути, к ликвидации системы подготовки кадров высшей квалификации в военно-технической науке. Аргументированные и обстоятельные предложения по пополнению ВНК кадрами высшей квалификации и обеспечению преемственности при их подготовке приведены в первоисточнике32.

Развернувшееся в мире военно-техническое и научно-технологическое противоборство настоятельно требует: если на кафедре (в отделе) есть ученые, которые способны реализовать передовые направления НТЗ и могут по-настоящему руководить аспирантами (адъюнктами), и есть талантливые выпускники (инженеры), которые горят желанием стать учеными, то ограничений здесь не должно быть. Иначе научные школы прекратят свое развитие — в связи с невысокой оплатой труда ППС и научных сотрудников «утечка» маститых и подающих надежды молодых ученых и так значительная. По нашему мнению, надо думать больше об удержании подготовленных здесь ученых, а не о том, как создавать наиболее благоприятные условия для уехавших за границу за «длинным рублем» и неясно по каким причинам решивших вернуться на какой-то срок в Россию. Иными словами, нужно наладить системную работу по развитию научных школ, а не внедрять футбольно-хок-кейные принципы их комплектования.

30 Статистический сборник «Индикаторы науки: 2017». ВШЭ. 21.04.2017. URL: https://www. hse.ru/data/2017/02/07/1167425345/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0 %D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8%20 2017.pdf.

31 Васильева предложила сократить число аспирантов на кафедре до трех. Индикатор. 11.04.2017. URL: https://indicator.ru/news/2017/04/11/vasileva-aspirantura/ (дата обращения: 27.12.2017).

32 Рахманов А.А. Разжалованная наука // ВПК. № 20 (684). 2017. 31 мая. URL: http:// vpk-news.ru/articles/37000 (дата обращения: 27.12.2017).

При подготовке диссертаций следует также учитывать существенные отличия между техническими и гуманитарными науками. При подготовке к защите диссертации по техническим наукам аспиранту (адъюнкту) необходимо не только досконально изучить состояние вопроса (первоисточники, используемый математический аппарат и другие материалы), но и провести комплексный анализ взаимосвязей и имеющихся доказательств и обосновать на этой основе соответствующие пути решения поставленной научно-технической задачи. Как правило, главным для него является подготовка и проведение экспериментальных исследований и (или) испытаний предлагаемых конструктивно-технологических решений и обоснование на основе обработки полученных результатов соответствующих рекомендаций. Аспиранту приходится увязывать свою работу с задачами коллективов, которые предоставляют ему возможности для проведения испытаний и экспериментов.

В результате по сравнению с гуманитарными дисциплинами по техническим наукам соискателям ученых степеней требуется существенно больше времени на проведение диссертационного исследования, т. е. трех-четырех лет нередко не хватает. В связи с этим целесообразно предоставить право ученым советам по техническим наукам при утверждении темы диссертации устанавливать сроки ее представления. Естественно, должна быть повышена ответственность за несвоевременное представление диссертации. По нашему мнению, можно считать аспирантуру третьим уровнем образования, поскольку в технических науках именно аспирантура (адъюнктура) позволяет начинающему исследователю достаточно быстро стать высококлассным специалистом по выбранной им дисциплине, а научной школе в рамках сложившихся традиций и преемственности кадров развивать перспективные направления, в том числе в создании НТЗ. Поэтому аспирантура и докторантура должны получать дополнительную финансовую поддержку со стороны государства и всесторонне развиваться.

6. Попадание вузов в мировые рейтинги и повышение рейтингов не должно быть первостепенной задачей: главным является повышение результативности высшей технической школы, вузовской науки в решении практических задач обороны РФ, высокотехнологичного развития гражданской и военной экономики и обеспечение их квалифицированными кадрами. Нужно учитывать, что международные рейтинги вузов (в соответствии с принятой методикой расчета рейтинга QS World University Rankings) не согласуются с задачами подготовки инженерных кадров для высокотехнологичного развития экономики и обеспечения обороны и безопасности РФ. Можно также отметить, что единых и однозначных стандартов сбора данных, например о научных публикаци-ях33, в настоящее время не существует. При мониторинге системы высшего образования, проводимого Минобрнауки России, эффективность отдельного вуза оценивается большим набором различных показателей. Однако наиболее важный вопрос о вкладе вуза в обеспечение обороноспособности РФ и развитие экономики не ставится в принципе. Не учитываются также достижения вуза по закрытой тематике, что ставит вузы оборонной направленности в неравные условия с остальными вузами. Система критериев и показателей оценки высшего образова-

33 Маркова Ю. Образ и подобие. О чем молчит научная статистика? // Поиск. №18(2015). 01.05.2015. URL: http://www.poisknews.ru/theme/publications/14431/ (дата обращения: 27.12.2017).

ния должна отвечать парадигме комплексного управления образованием, наукой и производством, а не нацеливаться на оценку в основном образовательного процесса. Главным критерием, по нашему мнению, является результативность, базирующаяся на востребованности и долгосрочном и успешном функционировании молодых специалистов в производстве и науке и прежде всего в формировании НТЗ. Методика количественно-качественной оценки результативности системы инженерного образования представлена в первоисточнике34.

7. Нужна системная практическая работа по повышению престижа профессии инженера: всесторонняя пропаганда научно-технических знаний, инженерных проектов, изобретательства; повышение уровня оплаты труда первичных категорий инженеров (не ниже средней оплаты труда по региону) и т. д., обеспечивающая возрождение интереса российской молодежи к инженерному образованию и защите отчизны.

Мы убеждены, что ущербна и бесперспективна военная и гражданская промышленность, которая не базируется на фундаментальном образовании и подготовке высококвалифицированных инженерных кадров; бесполезно образование, которое не связано с практикой военного дела, производства и наукой; неэффективна военно-техническая наука, не проецирующая свое развитие на ФПИ и качественное образование.

34 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Проблемные аспекты подготовки и использования инженерных кадров для обеспечения обороноспособности России // Военная Мысль. 2016. № 4. С. 52—58; № 5. С. 46—56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.