Научная статья на тему 'О проведении пилотного проекта для отработки систем ДПО'

О проведении пилотного проекта для отработки систем ДПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ДПО / SYSTEM / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROGRAM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ / PILOT PROJECT / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ОПК) / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / МИНОБОРОНЫ (МО) / MINISTRY OF DEFENSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградов Б.А., Пальмов В.Г., Тужиков Е.З.

В статье предлагается пилотный проект для отработки систем ДПО и совместных дополнительных профессиональных программ инженеров ОПК и офицеров Вооруженных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pilot project for improvement of system of additional professional education

The article proposes a pilot project for testing systems of additional professional education and additional joint professional software engineers in the defense industry and military officers.

Текст научной работы на тему «О проведении пилотного проекта для отработки систем ДПО»

О проведении пилотного проекта для отработки систем ДПО

Б. А. Виноградов,

д. т. н., профессор, руководитель рабочей группы Экспертного совета при Коллегии ВПК

vinbor@yandex.ru

В. Г. Пальмов,

к. пед. н., профессор, ФГУП «Информтехника»

Е. З. Тужиков,

к. т. н., с. н. с., вед. н. с. СПП при Президиуме РАН

В статье предлагается пилотный проект для отработки систем ДПО и совместных дополнительных профессиональных программ инженеров ОПК и офицеров Вооруженных сил.

Ключевые слова: система ДПО, программа дополнительного профессионального образования, пилотный проект, оборонно-промышленный комплекс (ОПК), Минобороны (МО).

ю

о

Г\1

со

гг>

ьп

< СО

о

X

т

7 I ля научно-методического обоснования целесоо-I I бразности межведомственной и межотраслевой интеграции системы повышения квалификации и переподготовки специалистов для Вооруженных сил и организаций оборонно-промышленного комплекса, отработки процесса формирования систем ДПО-ОПК, ДПО МО и реализации совместных программ ДПО для инженеров ОПК и офицерского корпуса необходимо проведение пилотного проекта. Вопросы организации и проведения пилотного проекта, мер государственной поддержки и текущего контроля могут быть решены федеральными органами исполнительной власти — государственными заказчиками ГПВ, ГОЗ, ФЦП «Развитие ОПК» и «Развитие образования». Важна поддержка пилотного проекта со стороны ведущей профессионально-общественной организации работодателей ОПК — ОООР «Союз машиностроителей России», консолидировано отражающей интересы интегрированных структур оборонной промышленности.

Государственные заказчики, участники пилотного проекта от органов исполнительной власти — Минобороны России, Минобразования России, Минпромторг России. Поскольку система ДПО МО может быть создана на базе военных вузов, число ее слушателей определяется пределами утвержденных вузам Минобороны России лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году и плановом

периоде. Для формирования ведомственной системы ДПО МО за счет средств, предусмотренных в сводной бюджетной смете Министерства обороны, достаточен нормативный правовой акт — приказ министра обороны. В оборонно-промышленном комплексе решение о создании корпоративных (внутрифирменных) образовательных организаций принимают органы управления интегрированными структурами (ИС) ОПК при общей координации и поддержке работ со стороны Минпромторга России. Таким образом, создание ведомственных систем ДПО — это прерогатива ответственных министерств и интегрированных структур ОПК. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» предусматривает меры государственной поддержки организаций ДПО, реализующих востребованные промышленностью дополнительные профессиональные программы.

Создание межведомственной системы ДПО МО-ОПК требует отработки многопланового взаимодействия между ФОИВ, военными и гражданскими вузами, организациями ИС ОПК, иными структурами. Пилотный проект — это первая стадия отработки такого взаимодействия. Без практической апробации невозможно рассмотрение полномасштабного проекта совместной системы ДПО МО-ОПК. Она является неким интегрирующим вариантом систем ДПО ОПК и ДПО МО. В реальности сегодня системы ДПО су-

ществуют лишь в немногих ИС ОПК. После выполнения основных этапов пилотного проекта и анализа результатов можно принимать решение о развитии ведомственных систем ДПО и дальнейшей работе по межведомственной системе ДПО МО-ОПК.

Пилотный проект предполагает освоение слушателями необходимых основных и дополнительных профессиональных программ в рамках отдельных систем ДПО МО и ДПО ОПК, а также отработку парных взаимодействий участников в рамках освоения актуальных дополнительных профессиональных программ совместной системы ДПО МО-ОПК. Практика показывает, что такая организация пилотного проекта будет наиболее результативна и предметна на первом этапе становления полномасштабной системы.

Системное профессиональное развитие интеллектуального потенциала талантливых и мотивированных работников ОПК и военных специалистов в системах ДПО ОПК и ДПО МО восстановит в требуемом для ОПК и Вооруженных сил количестве инженерную и научную элиты из высококвалифицированных сотрудников молодого и среднего возраста.

Реализация актуальных дополнительных профессиональных программ для совместного обучения в системе ДПО МО-ОПК военных и гражданских инженеров ОПК создаст единую образовательную среду, профессиональную и управленческую культуру, обеспечит понимание важной задачи Минобороны России — поддержку национальной оборонной промышленности. Выпускники совместной системы ДПО МО-ОПК будут четко осознавать, что армия и ОПК представляют собой единое неразрывное сообщество профессионалов и механизм исполнения государственных задач.

Предлагается организовать и провести в Санкт-Петербурге пилотный проект в течение четырех учебных лет: сентябрь 2016 г. - июнь 2020 г. с шестью вузами-участниками. В качестве участников предложены военные вузы:

• Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»;

• Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного;

• Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского.

Со стороны гражданских вузов участниками предложены университеты, активно работающие в научной сфере с различными оборонными и военными структурами и выполняющие государственный план подготовки научных работников и специалистов для организаций ОПК:

• Санкт-Петербургский государственный политехнический университет;

• Балтийский государственный технический университет «Военмех»;

• Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

В декабре 2014 г. было проведено совещание-семинар сотрудников и руководителей пяти из шести указанных вузов при участии одного из авторов данной статьи. На совещании были обсуждены задачи и во-

просы организации совместной деятельности в целях разработки и реализации пилотного проекта.

Нами были проведены встречи с различными экспертами, в том числе специалистами оборонной промышленности, преподавателями вузов, военными специалистами, сотрудниками инженерных служб Вооруженных сил, как действующими, так и пенсионерами.

С экспертами ОПК и военными специалистами Вооруженных сил были обсуждены концептуальные вопросы целесообразности формирования системы ДПО МО-ОПК, направления работы по пилотному проекту. Они высказали конструктивные предложения о возможных направлениях создания совместных программ и учебных курсов, их апробации, отметили сложность учебно-методических вопросов и проблемы подбора слушателей. Эксперты поддержали подходы авторов к организации системы ДПО МО-ОПК, подчеркнули актуальность вопросов развития инженерных компетенций и квалификации.

Эксперты увязывали проведение пилотного проекта с необходимостью формирования межведомственной учебно-методической базы совместной системы подготовки и ДПО специалистов для Вооруженных сил и предприятий ОПК, решением проблем координации и организационно-финансовыми вопросами разработки и реализации программ ДПО МО-ОПК.

Эксперты подчеркивали, что тематика и содержание ДПП системы ДПО МО-ОПК должны учитывать вопросы разработки новых образцов ВВСТ, не замыкаясь на производстве, эксплуатации и боевом применении. Все эксперты высказали конкретные предложения, в том числе поддержали возможность подготовки диссертационных работ в системе ДПО МО-ОПК, считая, что слушатели должны сделать свой научно-инженерный вклад в развитие ВВСТ для поддержания обороноспособности и конкурентоспособности страны на мировых рынках оружия.

Экспертами была предложена тематика некоторых дополнительных профессиональных программ для совместных учебных курсов системы ДПО МО-ОПК. В результате обсуждений были подготовлены проекты нормативных документов для запуска пилотного проекта, в числе которых:

1. План первоочередных мероприятий по реализации пилотного проекта «системы ДПО МО, ДПО ОПК и совместные программы ДПО МО-ОПК» обучения военных и гражданских специалистов технического профиля по основным и дополнительным профессиональным программам, определяющий порядок проведения работ, организационные мероприятия и т. д.

2. Приказ об утверждении Плана первоочередных мероприятий и проведения совместных работ, приложения к приказу, определяющие работу Координационного совета как органа, координирующего работу по пилотному проекту.

3. Положение о Координационном совете пилотного проекта.

4. Соглашение о проведении работ по пилотному проекту между вузами - исполнителями пилотного проекта.

ю

о

СП СП

ю

<

со О

ю

о

СП СП

ю

<

со

о

При положительном отношении ответственных работников профильных министерств и коллегии ВПК к пилотному проекту ему может быть дана путевка в жизнь. Далее приведены проекты некоторых документов.

План первоочередных мероприятий (дорожная карта) по реализации пилотного проекта «Системы

ДПО МО, ДПО-ОПК и совместные программы ДПО МО-ОПК» обучения военных и гражданских специалистов технического профиля по основным и дополнительным профессиональным программам

Общее описание Плана первоочередных мероприятий (таблица). Высокий уровень интеллектуализации современных ВВСТ требует от армии и оборонной промышленности взгляда в будущее, а соответственно — адекватного подхода к развитию интеллектуального потенциала и повышению профессиональной квалификации военных специалистов Вооруженных сил и работников оборонно-промышленного комплекса страны.

Для обеспечения исследований, разработок и создания передовых образцов ВВСТ, новых технологий и производств, повышения обороноспособности государства, экспортного потенциала российских предприятий и конкурентоспособности страны на мировом рынке вооружения необходимо сформировать, поддерживать и развивать инновационную систему непрерывного профессионального образования в Вооруженных силах и оборонно-промышленном комплексе. Развитие интеллектуального потенциала инженерных кадров военной организации государства и оборонно-промышленного комплекса позволит повысить эффективность их работы и конкурентоспособность разрабатываемых образцов ВВСТ.

В пилотном проекте реализуются три организационные системы: ДПО МО, ДПО ОПК и ДПО МО-ОПК с участием трех военных вузов Вооруженных сил и трех вузов Минобрнауки России. Суть проекта — отработка механизмов содержательной интеграции профессионального совершенствования слушателей в двух направлениях:

• развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта системы профессиональных квалификаций;

• повышение уровня академической квалификации высшего образования путем освоения программы магистратуры (аспирантуры) высшего профессионального инженерного образования.

Цель проекта — создание возможностей самореализации мотивированных на профессиональное развитие военных и гражданских слушателей и получения страной «добавленной стоимости» в виде опережающего развития интеллектуального потенциала, профессионального и карьерного роста инженерных кадров ВС РФ и ОПК.

Эти направления реализуются раздельно в системах ДПО МО и ДПО ОПК.

Развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального

стандарта для обеих систем ДПО МО и ДПО ОПК будет различаться содержанием дополнительных профессиональных программ. Отличия связаны со спецификой основных направлений инженерной работы слушателей: исследование и разработка систем ВВСТ, их производство, эксплуатация и боевое применение. Программы различаются целевым назначением, содержанием учебных курсов и развиваемыми компетенциями.

В системе ДПО ОПК под повышением уровня академической квалификации высшего образования понимается освоение программы профильной магистратуры или магистратуры МВА и защиты квалификационной работы. В системе ДПО МО под повышением уровня академической квалификации высшего образования понимается освоение программы магистратуры и защита квалификационной работы с целью высшей военной оперативно-тактической подготовки.

Программы системы ДПО МО-ОПК предназначены для совместной подготовки военных кадров и гражданских специалистов ОПК с целью формирования на всех уровнях управления ВС РФ и ОПК единой профессиональной и управленческой культуры, обеспечивающей долговременную конкурентоспособность национальной оборонной промышленности и Вооруженных сил.

Общее целеполагание программ и учебных курсов систем ДПО МО, ДПО ОПК и ДПО МО-ОПК — освоение новых профессиональных компетенций, совершенствование имеющихся компетенций и повышение уровня квалификации высшего образования работников ОПК и офицеров Вооруженных сил в целях повышения обороноспособности и конкурентоспособности страны на мировом рынке оружия путем:

создания новых образцов или модернизации ВВСТ;

эффективной эксплуатации и высокой надежности ВВСТ;

освоения новых рынков ПВН и роста объемов и направлений ВТС;

качественного выполнения заданий ГПВ и ГОЗ; технического перевооружения и улучшения условий производства;

• профессионального развития и карьерного роста слушателей.

Достижение целей — область совместных интересов, ответственности и контроля со стороны руководителей Минобороны России, ОПК, ФСВТС, иных ФОИВ, ОАО «Рособоронэкспорт», военнослужащих Вооруженных сил и работников оборонных предприятий и других заинтересованных субъектов.

При положительном результате выполнения пилотного проекта будет создан и практически отработан необходимый комплект нормативных правовых, учебно-методических, организационных и других документов с целью тиражирования системы ДПО МО-ОПК в стране, в том числе:

• общие требования к содержанию и организации обучения военнослужащих в системе ДПО МО на разных стадиях образовательного процесса;

• общие требования к содержанию и организации обучения работников оборонных организаций в системе ДПО МО-ОПК на разных стадиях образовательного процесса;

• общие требования к содержанию и организации совместного обучения военнослужащих и работников организаций ОПК по основным и дополнительным профессиональным программам;

• порядок проведения отбора слушателей дополнительных профессиональных программ для обучения в системах ДПО МО, ДПО ОПК и совместного обучения в системе ДПО МО-ОПК;

• порядок организации обучения в системах ДПО МО, ДПО ОПК и совместного обучения в системе ДПО МО-ОПК;

• положение о порядке оценки и сертификации профессиональных квалификаций;

• положение о порядке присвоения почетного профессионального звания и вручения почетного знака «военный инженер» и «инженер ОПК»;

• другие документы, регулирующих совместную подготовку и профессиональное развитие военных и гражданских специалистов в системе ДПО МО-ОПК.

В результате реализации проекта будут выполнены разработки нового содержания основных и дополнительных профессиональных программ, актуализированы содержание ФГОС по направлениям инженерной подготовки и требования профессиональных стандартов. В совместных программах повышения квалификации военных специалистов и работников ОПК будут рассмотрены примеры отечественных научно-технических достижений, лучших конструкторских и технологических решений, проблемы защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности, импортозамещения и др.

Практико ориентированные дополнительные профессиональные программы будут востребованы офицерами ВС РФ и специалистами ОПК, включенными в резерв на замещение должности руководителя военной структуры или организации ОПК. Руководитель этого уровня должен обладать актуальными компетенциями в сфере экономики и управления.

В результате солидарной, целенаправленной работы военных и гражданских вузов будет сделан серьезный шаг в направлении создания нового сегмента системы профессионального образования в военной сфере и сфере ОПК, важного для развития военной организации государства, укрепления обороноспособности и промышленного развития страны.

Дорожная карта пилотного проекта представляет собой комплекс мероприятий по отработке механизмов развития кадрового потенциала военных специалистов и работников оборонно-промышленного комплекса с целью совершенствования организационных форм и механизмов опережающего развития профессиональных компетенций и уровней квалификации инженерных кадров военной организации государства и оборонно-промышленного комплекса, создания условий для генерации инновационных решений мирового уровня.

В рамках пилотного проекта целесообразно отработать взаимодействие вузов в учебном процессе

подготовки бакалавров и магистров по направлениям, представляющим взаимный интерес для Вооруженных сил и ОПК. Речь идет о перекрестном чтении курсов и проведении практических и лабораторных работ на территориях и оборудовании обоих учебных заведений. Благоприятные условия для этих процессов могут быть обусловлены плодотворным сотрудничеством вузов в проведении совместных НИОКР.

Финансовое обеспечение выполнения пилотного проекта вузами Минобороны России и Минобрнауки России производится федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия их учредителей, путем государственного задания на дополнительное профессиональное образование и обучение в магистратуре (аспирантуре). Дополнительные источники могут быть разнообразны, в том числе предоставление вузам - исполнителям пилотного проекта бюджетных субсидий в соответствии с законом № 488-ФЗ, участие вузов - исполнителей пилотного проекта в конкурсах ФЦП «Развитие образования», других программ и иные меры государственной поддержки. Вузы - участники проекта должны использовать внебюджетные средства, проявлять инициативу в поиске дополнительных инвестиций для эффективной реализации проекта и обеспечения высокого качества подготовки слушателей. Реализация пилотного проекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

Основные целевые ориентиры мероприятий, реализуемых в рамках «дорожной карты» должны создать необходимые условия для формирования и развития совместной системы ДПО МО-ОПК, способной обеспечить конкурентоспособность российских инженеров ВС РФ и ОПК в мире.

Период выполнения пилотного проекта: 2016-2020 учебные годы.

В рамках пилотного проекта для организации обучения слушателей системы ДПО МО, ДПО ОПК и ДПО МО-ОПК целесообразно сформировать в вузах-участниках межведомственные кадровые центры (МКЦ). Их целью является оперативное управление пилотным проектом, отработка организационных форм межведомственного и межотраслевого взаимодействия, повышение целевой направленности подготовки слушателей системы ДПО, формирование у них востребованных профессиональных знаний, умений и навыков, инновационного потенциала путем создания творческой практико ориентированной среды обучения и погружения в нее обучаемых. Формирование МКЦ системы ДПО может быть предусмотрено совместным приказом министерств — организаторов пилотного проекта. Центры не являются юридическими лицами, а функционируют как структурные подразделения вузов - участников пилотного проекта со следующими основными функциями:

• организация и проведение занятий в рамках освоения основных и дополнительных профессиональных программ системы ДПО МО, ДПО ОПК и совместных программ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ориентация слушателей на непрерывное дальнейшее повышение своей квалификации после окончания обучения;

ю

о

СП СП

ю

<

со О

План первоочередных мероприятий по совместной подготовке специалистов ВС РФ и ОПК по инженерным программам магистратуры и дополнительным профессиональным программам

ю

о

СП

ел

ю

и <

СЮ

о

№№ Мероприятия Вид документа Ответственный исполнитель Срок представления (исполнения)

1 Разработать направления и содержание программ магистратуры и дополнительных профессиональных программ, в том числе для совместной подготовки слушателей организаций ВС РФ и ОПК с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечня критических технологий Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 899, и приложения № 2 к настоящему приказу Совместный приказ Минобороны РФ, Минобрнауки РФ, Минпромторга РФ СПбГПУ, БГТУ «Военмех», СПбГМТУ, ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова», Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного, ВКА им. А. Ф. Можайского Август 2016 г.

2 Разработать порядок формирования и реализации плана подготовки слушателей организаций ВС РФ и ОПК в магистратуре и подразделениях ДПО вузов - исполнителей пилотного проекта Совместный приказ Минобороны РФ, Минобрнауки РФ, Минпромторга РФ Март 2016 г.

3 Разработать учебные планы на трехлетний период обучения в магистратуре и освоения дополнительных профессиональных программ, в том числе совместных программ общей трудоемкостью до 40 зачетных ед./год Совместный приказ вузов - исполнителей пилотного проекта Август 2016 г.

4 Разработать проект сетевой формы реализации учебных курсов, в том числе совместных учебных курсов, использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Совместный приказ вузов - исполнителей пилотного проекта Май 2016 г.

5 Определить приказом по вузу структурные подразделения, ответственные за выполнение пилотного проекта и ведущих профессоров - руководителей программ магистратуры и дополнительных профессиональных программ Совместный приказ вузов - исполнителей пилотного проекта СПбГПУ, БГТУ «Военмех», СПбГМТУ, ВУНЦ ВМФ, Военная академия связи, ВКА им. А. Ф. Можайского Июнь 2016 г.

6 Определить участие научных, производственных и военных организаций в выполнении пилотного проекта и перечень согласованных с ними работ по пилотному проекту Приказы: Минобороны РФ, Минобрнауки РФ, Минпромторг РФ Сентябрь 2016 г.

7 Объявить набор слушателей на программы магистратуры и дополнительные профессиональные программы пилотного проекта Совместный приказ вузов - исполнителей пилотного проекта Август 2016 г.

8 Зачисление в вузы слушателей пилотного проекта и старт учебного процесса Совместный приказ вузов - исполнителей пилотного проекта Сентябрь 2016 г.

9 Сформировать и утвердить государственные задания на обучение в магистратуре и освоение дополнительных профессиональных программ высших учебных заведений, участвующих в реализации пилотного проекта с объемами подготовки и ДПО специалистов ВС РФ и ОПК на 2016 г. и далее ежегодно по 2019-2020 уч. год включительно в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 г. № 671 Приказ Минобрнау-ки России, Приказ Минобороны России Департаменты: государственной политики: в сфере высшего образования; в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО; финансов, организации бюджетного процесса Миноб-рнауки России. Главное управление кадров, Департамент финансового планирования Минобороны России Апрель 2016 г.

10 Подготовить предложения о включении в проект Федерального бюджета на 2017-2020 гг. расходов на реализацию пилотного проекта, в том числе расходов на обеспечение современным научно-лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, учебно-методической и научно-технической информацией высших учебных заведений, участвующих в выполнении пилотного проекта Минобрнауки России, Минобороны России Апрель 2016 г.

11 Обеспечить в установленном порядке изучение передовых образцов ВВСТ слушателями программ пилотного проекта там, где это вызвано необходимостью освоения предметной области Минпромторг России, Минобороны России По мере необходимости

12 Сформировать локальную защищенную сеть для информационного обмена, проведения лекций, мастер-классов, в том числе с участием высших должностных лиц Правительства России, Минобороны России, Минпромторга России, Мин-обрнауки России СПбГПУ, БГТУ «Военмех», СПбГМТУ, ВУНЦ ВМФ, Военная академия связи, ВКА им. А. Ф. Можайского Июнь 2016 г.

• приглашение ответственных работников органов управления Минобороны России, Минпромторга России, организаций ОПК, сотрудников структур иных органов исполнительной власти и субъектов военно-технической политики к проведению занятий со слушателями системы ДПО;

• согласование условий предоставления материально-технической базы организаций ОПК и военных структур Минобороны России для формирования профессиональных компетенций слушателей системы ДПО, выполнения ими НИР и ОКР во время обучения;

• организация разработки и внедрения инновационных образовательных технологий в рамках системы ДПО.

Руководство МКЦ в вузе осуществляет директор, назначаемый приказом ректора вуза - участника пилотного проекта. Материально-техническое оснащение и размещение МКЦ осуществляется вузами - участниками пилотного проекта. В то же время МКЦ является исполнительным органом Координационного совета. Условия взаимодействия участников пилотного проекта, предоставления организациями ОПК учебных полигонов, тренажеров и другого оборудования для проведения учебного процесса в рамках пилотного проекта определяются Координационным советом.

Перечень направлений разработки совместных дополнительных профессиональных программ для реализации в системе ДПО МО ОПК

1. Высокоэффективные унифицированные комплексы и системы вооружения, рационализация номенклатуры.

2. Открытая и закрытая архитектуры изделий ВВСТ, создание перспективных образцов вооружения на технологиях открытой архитектуры, модульные принципы построения и унификации образцов ВВСТ по узлам и агрегатам, средствам обслуживания и обучения.

3. Исследование, разработка, характеристики, применение и направления развития высокоточного оружия, информационно-разведывательных систем, средств радиоэлектронной борьбы.

4. Использование автоматизированных систем управления войсками и оружием и информационных средств ведения боевых действий.

5. Создание и производство средств инженерного вооружения.

6. Роботизация войны: характеристики современной робототехники и применение роботов в военных целях.

7. Экспортный контроль, техника и технологии защиты информации, реальные угрозы теневой циркуляции защищаемой информации.

8. Импортозамещение, трансфер двойных технологий, защита и коммерциализация интеллектуальной собственности и инноваций прорывного характера.

9. Стоимостный анализ сложных систем вооружения и военной техники.

10. Внутренний контроль и аудит в организации ОПК и Минобороны России.

The pilot project for improvement of system of additional professional education

B. A. Vinogradov, Doctor of Technical Sciences, Professor.

V. G. Palmov, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor.

Ye. Z. Tuzhikov, Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher.

The article proposes a pilot project for testing systems of additional professional education and additional joint professional software engineers in the defense industry and military officers.

Keywords: the system, program of additional professional education, a pilot project, military-industrial complex, the Ministry of defense.

Конкурс «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность»

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере продолжает сбор заявок на участие в конкурсе «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность», который направлен на предоставление грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение выполнения работ инфраструктурной направленности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации инновационных проектов по вовлечению молодежи в инновационную деятельность, выполняемых на базе Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) и/или в интересах ЦМИТ.

Под центрами молодежного инновационного творчества понимаются участники программы ЦМИТ, созданные в рамках Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России пункт приказа по созданию и (или) обеспечению деятельности центров молодежного инновационного творчества, при поддержке АИРР, ООО «МИР».

Приоритет ЦМИТ - некоммерческое использование оборудования детьми и молодежью с целью приобретения навыков работы на высокотехнологичном оборудовании.

Более подробную информацию можно найти на сайтах: http://i-innomir.rU/projects/1 http://www.i-regions.org http://smb.gov.ru/measuresupport/programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.