Научная статья на тему 'Системный подход к развитию кадрового потенциала ОПК'

Системный подход к развитию кадрового потенциала ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1011
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРЫ / ОПК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградов Б. А.

Рассмотрены концептуальные основы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров ОПК в системе «высшая школа - ДПО» (ВШ-ДПО ОПК), цели, задачи и новые институты развития: федеральные университеты оборонных технологий, корпоративные, в том числе внутрифирменные университеты, отраслевые и межотраслевые центры ДПО ОПК, представлена горизонтально-сетевая многоконтурная организация системы развития кадрового потенциала. Системная целостность структуры ВШ-ДПО ОПК поддерживается независимым рабочим блоком координации и управления в виде кадрового агентства, и координационного Совета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к развитию кадрового потенциала ОПК»

Системный подход

к развитию кадрового потенциала ОПК

Рассмотрены концептуальные основы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров ОПК в системе «высшая школа - ДПО» (ВШ-ДПО ОПК), цели, задачи и новые институты развития: федеральные университеты оборонных технологий, корпоративные, в том числе внутрифирменные университеты, отраслевые и межотраслевые центры ДПО ОПК, представлена горизонтально-сетевая многоконтурная организация системы развития кадрового потенциала. Системная целостность структуры ВШ-ДПО ОПК поддерживается независимым рабочим блоком координации и управления в виде кадрового агентства, и координационного Совета.

Ключевые слова: образование, кадры, ОПК.

Б. А. Виноградов,

д. т. н., профессор, главный научный сотрудник ГНУ «Экспертно-аналитический центр» Минобрнауки РФ

e-mail: [email protected]

Поднятая в журнале «Инновации» проблема подготовки конкурентоспособных специалистов для оборонных предприятий вызвала интерес и отклики, в том числе, в виде постановлений Правительства №№ 218-222 от 09.04.2010 г., которые подчеркнули необходимость активизации научной и научно-технической работы высшей школы, инновационного взаимодействия вузов с высокотехнологичными производствами.

Сложная проблема рабочей силы сложилась и в оборонно-промышленном комплексе США. Почти треть технических работников, работающих на Пентагон, находятся в пенсионном возрасте. И это не является спецификой только Министерства обороны США. Эксперты предсказывают, что к 2015 г. 54% рабочей силы, ориентированной на выполнение федеральных заказов, достигнет пенсионного порога. С точки зрения потребности в специалистах первоочередные области повышенного внимания — это системное проектирование, стоимостный анализ сложных систем вооружений. В Пентагоне недавно обнаружили существенные пробелы в подготовке системных инженеров, решено увеличить время подготовки магистров инженерных наук до восьми лет. Острой проблемой является предполагаемое сокращение числа потенциальных кандидатов в работники сферы ОПК, так как только девять из каждых 100 выпускников девятых классов собираются получать техническое образование. Эксперты считают, что в США необходимо формирование национальной стратегии в кадровом направлении ОПК [1].

В России опережающее развитие ОПК также требует системного подхода с акцентом на кадровую составляющую, в том числе системности и взаимосвязанности практических мероприятий. Требуется решение трех взаимосвязанных задач: формирование и переподготовка кадрового состава, способного провести модернизацию предприятий ОПК; подготовка научных и научно-педагогических работников миро-

вого класса, готовящих кадры для ОПК; подготовка конкурентоспособных специалистов и научных кадров для модернизированных предприятий и организаций ОПК.

Первая задача в значительной степени должна выполняться учреждениями дополнительного профессионального образования. В ходе решении задачи переподготовки и повышения квалификации кадров система ДПО ОПК должна превратиться в фактор, влияющий на ускорение структурной перестройки высокотехнологичных производств, создание эффективного механизма развития кадрового потенциала. Вторая и третья задачи в большей степени должны выполняться силами высшей школы, научных организаций РАН и отраслевой науки, научно-промышленных структур ОПК. Решать три задачи надо одновременно с детальной проработкой и увязкой индикаторов и регуляторов в системе планирования, в соответствии с которыми должны выделяться целевые бюджетные средства на подготовку кадров и ДПО ОПК.

Концептуальные основы развития кадрового потенциала ОПК

Концептуальные основы формирования единой многоконтурной сети развития кадрового потенциала ОПК (далее — Концепция) отражают идею системных преобразований в этой сфере. Концепция предлагает горизонтально-сетевую многоконтурную схему организации деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров: ВШ-ДПО ОПК, новые институты развития для улучшения качества и совершенствования планирования подготовки (переподготовки) специалистов, использования для образовательных целей промышленной, научной и методической базы организаций ОПК. В рамках Концепции главной целью системы ВШ-ДПО ОПК является: формирование кадрового потенциала предприятий

ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010

ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010

оборонной промышленности необходимого уровня и качества для обеспечения разработки и производства ВВСТ, сохранения и развития долгосрочных конкурентных преимуществ российского ОПК и страны в целом в приоритетных направлениях развития военной и выпускаемой гражданской продукции.

Основными принципами формирования системы ВШ-ДПО ОПК являются:

• ориентация системы развития кадрового потенциала на результат, обеспечивающий достижение главной цели — превышение мирового уровня специалистов, в том числе, высокими компетенциями генерировать и коммерциализировать инновации, оценка степени ее достижения, мониторинг эффективности расходования средств;

• программно-целевой подход в создании и развитии инфраструктуры высшего и дополнительного профессионального образования ОПК по специальностям (направлениям подготовки) критически важным для развития оборонных отраслей промышленности;

• координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, в вопросах государственной поддержки подготовки кадров и ДПО ОПК;

• государственное планирование подготовки кадров и ДПО специалистов ОПК, основанное на учете текущих и перспективных потребностей кадрового обеспечения разработки и производства приоритетных образцов ВВСТ;

• создание новых институтов развития и концентрация в них интеллектуальных, материальнотехнических, финансовых ресурсов и инновационных структур для организации опережающей подготовки кадров на ключевых направлениях работы высокотехнологичных оборонных предприятий;

• максимально возможная интеграция вузов, учреждений ДПО и предприятий ОПК для формирования кадрового потенциала, выполнения научно-технических разработок и инноваций с целью возможности оперативного управления полученными положительными результатами в вузах и учреждениях ДПО и тиражирования их в систему для создания конкурентоспособных вооружений и гражданской продукции;

• сетевая организация взаимоотношений учреждений и организаций, осуществляющих подготовку и ДПО кадров, соответствие ее узлов местам концентрации и развития предприятий ОПК и регионов, поддержание пространственной диффузии в системе подготовки кадров и ДПО для ее саморазвития.

Тесное взаимодействие системы ВШ-ДПО ОПК, институтов развития и предприятий ОПК позволит системно решить следующие задачи модернизации и инновационного развития предприятий ОПК:

• усиление роли системности и непрерывности профессиональной подготовки специалистов и ДПО для решения задач реализации современных технологий при разработке и производстве приоритетных образцов вооружения, военной и

специальной техники и профессионального роста работников предприятий ОПК;

• апробацию и внедрение инновационных подходов в работе вузов и учреждений ДПО и институтов развития: федеральных университетов оборонных технологий, корпоративных и внутрифирменных вузов и отраслевых и межотраслевых центров ДПО ОПК;

• развитие инфраструктуры системы ВШ-ДПО ОПК, включая информационно- методическое обеспечение и эффективные механизмы контроля, выбор мест расположения институтов развития с учетом концентрации в пределах разумной географической доступности организаций и предприятий, выпускающих высокотехнологичную наукоемкую продукцию и имеющих «пересечение» потребностей в специалистах;

• современный менеджмент оборонных предприятий для активного использования научных достижений, создания и практической реализации на них наиболее конкурентоспособных наукоемких разработок в сфере высоких, в том числе двойных технологий, их трансферта в гражданские отрасли;

• достижение долговременного конкурентного преимущества посредством создания эффективной информационной технологической среды, интерактивной системы взаимодействия, полномасштабного внедрения информационных технологий, в том числе для реализации технологий непрерывного дистанционного обучения и консультирования;

• координацию межотраслевого сотрудничества и создания совместных инновационных структур при вузах, выполняющих Государственный план по подготовке кадров, для реализации продукции, в том числе, на открытых рынках;

• формирование профессиональных стандартов и отраслевых рамок квалификаций для предприятий оборонно-промышленного комплекса, как локомотива инновационной экономики в стране и важного элемента национальной системы квалификаций. Решение задач требует разработки Концепции развития кадрового потенциала ОПК, предусматривающей этапы: ближний до 2012 г., средний — до 2017 г. и дальний — до 2021 или 2025 г. (с перекрытием времени действия ГПВ-2020). Каждый этап должен сопровождаться разработкой программных мероприятий и планами их реализации.

Новые институты развития кадрового потенциала ОПК

В качестве основы создания эффективно функционирующей системы развития кадрового потенциала ОПК в составе вузов и ДПО (ВШ-ДПО ОПК) предлагаются новые институты развития.

Первый — формирование головных элементов ВШ-ДПО ОПК — федеральных университетов оборонных технологий (ФУОТ) двух видов [4, 5]: путем объединения ведущих технических (и военного) профильных вузов с целью межотраслевого кадрового и

научно-технологического обеспечения производственных объединений ОПК и Минобороны; путем формирования ФУОТ в прорывных направлениях развития техники и наукоемких технологий на базе ведущих научных организаций РАН и ГНЦ, ОКБ и НПО (с подготовкой магистров, кандидатов и докторов наук). ФУОТ будет нацелен только на подготовку и ДПО кадров для ОПК и Минобороны, их последующее распределение, подобно ориентированному на оборонные задачи университету США — The Defense Acquisition University (DAU).

Второй — формирование координирующих элементов системы двух видов: корпоративных вузов путем создания отраслевых инновационных консорциумов на базе национальных исследовательских университетов и ведущих предприятий оборонной промышленности; окружных (региональных) кластеров ОПК на базе федеральных университетов и предприятий.

Третий — создание в крупных концернах, холдингах и корпорациях ОПК корпоративных (внутрифирменных) практико-ориентированных вузов ОПК — интеграторов по типу «завод-втуз» [2], объединяющих различные уровни профессионального образования: НПО-СПО-ВПО.

Четвертый — создание кадрового агентства (центра) ОПК как организационного института прогнозирования, планирования, мониторинга и координации межотраслевого сотрудничества в развитии кадрового потенциала ОПК [4, 5].

Пятый — формирование сети центров ДПО ОПК. Наряду с вузами центры ДПО ОПК являются основными структурными элементами, обеспечивающими решение образовательных задач кадрового сопровождения разработки и производства приоритетных образцов ВВСТ в рамках ГОЗ в обеспечение ГПВ.

Отличительная особенность сети ВШ-ДПО ОПК — наличие сетевых контуров подсистем. Первый — федеральный межотраслевой контур в рамках самой федерально-региональной сети с головными университетами ФУОТ и межотраслевыми инновационными структурами на их основе. Второй контур — отраслевой в формате корпоративных университетов, основу которых составят национальные исследовательские университеты, входящие в сеть и предприятия-партнеры. Третий контур — региональный — в виде инновационных образовательных кластеров в федеральных округах и регионах, основу которых составят федеральные университеты и предприятия ОПК в регионах. Четвертый контур — внутренний, в формате внутрифирменных вузов холдингов ОПК, основная задача которых — оптимизация содержания и технологии непрерывного образования НПО-СПО-ВПО-ДПО. Пятый контур — отраслевая и межотраслевая подсистема ДПО. Каждая подсистема формирует Координационный Совет.

При этом фактически создается модель взаимодействия учреждений всех уровней профессионального образования в сегменте оПК: НПО-СПО-ВПО-ДПО, причем в этой системе нет частей высшей и низшей организованности. В них становится главным не столько наличие традиционных ресурсов, но возможность от-

крытого и эффективного доступа к ресурсам — идеям, информации, знаниям, программам, методикам и технологиям обучения, ориентированного на увеличение своих нематериальных активов, повышение качества образования и конкурентоспособности.

Эффективное управление системой развития кадрового потенциала ОПК требует: формирования профессиональных советов по развитию кадрового потенциала ОПК на федеральном и региональном уровнях, предприятиях и организациях ОПК; создания кадрового агентства ОПК; совершенствования организационно-правовых форм и финансовых механизмов государственного регулирования и поддержки развития системы подготовки кадров, формирования нормативных правовых, организационнометодических условий для координации деятельности структур, реализующих программы подготовки.

Координационный Совет и кадровое агентство. Предлагаемая структура управления на федеральном уровне: координационный Совет по развитию кадрового потенциала ОПК, возглавляемый заместителями министра, курирующими данное направление в Минпромторге и Минобрнауки и кадровое агентство как рабочий орган системы управления развитием кадрового потенциала ОПК. Задача Совета: содействие в создании условий для эффективного воспроизводства и закрепления кадров в ОПК, развития структуры и технологии подготовки кадров, совершенствования управления подготовкой кадров для ОПК. При необходимости Совет организует рабочие группы и комиссии по направлениям своей деятельности. Совет должен включать представителей предприятий ОПК, РСПП, Союза машиностроителей России, вузов и учреждений ДПО, готовящих кадры для ОПК, других заинтересованных структур, в первую очередь, Роскосмоса и Росатома. Важным направлением работы Совета должна стать активизация работы аспирантуры в научных организациях, ОКБ, НПО оборонной промышленности, координация работы по развитию системы ВШ-ДПО ОПК. Используя материалы мониторинга, Совет должен рассматривать вопросы о возможностях тех или иных образовательных учреждений страны готовить кадры для ОПК современного уровня и в требуемом количестве по приоритетным направлениям.

Структура, направления деятельности, объем полномочий и ответственности кадрового агентства в значительной мере зависят от целей и задач, которые будут на него возложены, его организационноправовой формы и состава учредителей. Но независимо от сказанного основная цель создания Агентства: формирование текущей и перспективной потребности ОПК в конкурентоспособных кадрах, мониторинг и повышение ответственности образовательных учреждений за их подготовку для ОПК. Агентство может быть создано в форме некоммерческого партнерства, учредителями которого могут выступить крупные промышленные структуры ОПК, Минпромторг, Минобрнауки, РСПП, Союз машиностроителей России, Ассоциация технических университетов России, другие общественно-профессиональные союзы. Возможный вариант — межведомственное агентство при Военно-Промышленной Комиссии.

ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010

ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010

На основе системного подхода, прогнозирования, современных информационных технологий должна быть сформирована система концептуального планирования и управления развитием кадрового потенциала ОПК на различных уровнях: федеральный, окружной (региональный), уровень предприятия и организации.

Очевидно, что современный путь развития кадрового потенциала ОПК должен идти путем формирования сетевых профессиональных структур, нормативное правовое закрепление их роли, функций, прав и ответственности. Федеральные университеты в округах и национальные исследовательские университеты, выполняющие государственный план по подготовке кадров для ОПК вместе с федеральными университетами оборонных технологий (ФУОТ), кадровым агентством, учреждениями ДПО могут взять на себя основную часть функций органов межрегиональной и межотраслевой координации в сфере ОПК. Корпоративное взаимодействие вузов и предприятий по вопросам подготовки и переподготовки персонала следует рассматривать как один из основных ресурсов повышения качества образования, обеспечение практико-ориентированной подготовки специалистов ОПК, создания инновационной среды в вузах и в ОПК.

Основные направления формирования единой системы ВШ-ДПО ОПК

Процесс выбора государством координирующих элементов в сфере подготовки кадров для ОПК частично уже состоялся. Определены 7 федеральных и 29 национальных исследовательских университетов, наиболее восприимчивых к инновациям, обладающих потенциалом роста и способностью к нововведениям. Из них 3 ФУ и 19 НИУ (22 вуза) участвуют в подготовке кадров для предприятий ОПК в рамках выполнения Государственного плана. Они должны стать основными «узлами» сети, выступить координаторами системы ВШ-ДПО ОПК, распределив между собой обязанности и ответственность за положение дел в отраслях ОПК и федеральных округах, где они территориально расположены. Они должны быть скооперированы с ведущими предприятиями ОПК в горизонтально-сетевой схеме корпоративного университета (в организационно-правовой форме консорциума) для информационного обмена и совместного выполнения образовательных, научно-технических и инновационных проектов. В качестве ведущих вузов федеральных округов они должны стать ядрами формирования инновационных научно-образовательных промышленных кластеров в округах и регионах, насыщенных предприятиями ОПК, создавая вторую (регионально-окружную) сеть системы ВШ-ДПО ОПК. С учетом региональной плотности размещения предприятий оборонной промышленности и планов развития регионов из числа участников выполнения Государственного плана (55 вузов) при необходимости могут быть отобраны ведущие вузы и сформированы региональные сети ВШ-ДПО ОПК, каждая из которых предназначена для предотвращения «затухания»

импульсов развития от координирующих вузов. Так государство и профессиональное сообщество структурирует пространство подготовки кадров ОПК в стране. По такой сетевой структуре образовательного пространства от головных ФУОТ и университетов-координаторов в федеральных округах инновации будут передаваться к региональным вузам — координаторам, другим учебным заведениям, готовящим кадры для ОПК, оборонным предприятиям и организациям. Аналогичный процесс идет и в обратном направлении.

В этом случае сеть будет отражать не только единство функциональной направленности, но и организационную принадлежность к той или иной территории. Территориальные аспекты функционирования сети будут играть важную роль не только для подготовки кадров, но и для развития региона, тем самым отражая не только технико-технологическую, но экономическую и социальную сторону, что очень важно для усиления роли и влияния регионов. В состав кластеров войдут вузы, научные организации, учреждения ДПО, СПО и НПО, работающие по выполнению Государственного плана подготовки кадров для ОПК, предприятия ОПК.

Должно быть предусмотрено целевое участие этих вузов в формировании и выполнении научнотехнических программ ОПК и финансирование НИОКР университетов-координаторов в размере не менее 5% от общего объема финансирования данных программ. Они обеспечивают создание действенных механизмов межотраслевой координации научных и образовательных учреждений при подготовке научных и инженерных кадров для ОПК и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сети по оборонной тематике. Одновременно с их развитием должен идти процесс создания сетевого научно-образовательного сообщества (учреждения ДПО и вузы, выполняющие Государственный план), формироваться координационный Совет и кадровое агентство. Они организуют работу по долгосрочному прогнозированию потребности в кадрах для ОПК, по специальностям и уровням подготовки и ДПО. К разработке прогноза должны привлекаться власти регионов, ассоциации промышленников, крупные предприятия и другие заинтересованные стороны. Он должен строиться с учетом долгосрочных программ и планов развития экономики страны, программ развития регионов, опорных предприятий экономики страны в отраслях ОПК.

В крупных промышленных холдингах ОПК должны формироваться внутрикорпоративные вузы-интеграторы, по типу «завод-втуз», которые станут новыми точками роста системы непрерывной подготовки НПО-СПО-ВПО-ДПО. При этом развитие системы внутрифирменных вузов в ведущих крупных объединениях ОПК (по типу заводов-втузов с подготовкой специалистов-практиков) надо увязать с необходимостью полной интеграции профильных ПТУ и техникумов с вузом, что поднимет престижность НПО и СПО по техническим специальностям. Для этого нужно принять систему «составных» Государственных образовательных стандартов: стандарт

НПО является частью стандарта СПО, а стандарт СПО — частью стандарта ВПО [2, 3]. В этом случае внутрифирменные вузы могли бы принимать на обучение всех желающих, сдавших ЕГЭ, готовить для профильных предприятий кадры всех уровней. Обеспечивая дополнительное образование, они наиболее полно реализуют системный подход «образование для всех и через всю жизнь». Их преимуществом будет то, что они близки предприятиям, «не обременены устаревшими факторами инерции», однако это потребует существенных инвестиций.

Сетевое научно-образовательное пространство сможет обеспечить системное развитие кадрового потенциала предприятий ОПК во всех регионах страны, усилить другие направления подготовки кадров при изменении приоритетов или возможностей государства по обеспечению ресурсами системы подготовки. Текущая работа по координации, оценке качества подготовки, количественной и структурной потребности в кадрах за счет средств различных источников, формирование проекта плана подготовки и ДПО, вопросы оптимизации расходования выделяемых средств должны находиться в ведении кадрового Агентства. В рамках реализации Концепции требуется изменение нормативно-правовых условий, регламентирующих отношения: между государством и вузами, осуществляющими подготовку кадров для ОПК; между вузами и студентами, проходящими подготовку за счет государственных средств; между государством, студентами и предприятиями ОПК, для которых за счет бюджетных средств осуществляется подготовка и ДПО специалистов.

Невыполнение любой из сторон обязательств должно предусматривать полное возмещение нанесенного ущерба. Такое распределение ответственности создаст условия для эффективного использования бюджетных средств и насыщения предприятий ОПК востребованными кадрами.

Этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализацию Концепции следует проводить в три этапа:

I этап (2011 г.). Цель первого этапа — формирование целостной системы ВШ-ДПО ОПК на основе вузов-координаторов (22 ФУ и НИУ) и сохранившихся центров ДПО с учетом территориального распределения предприятий для устранения дефицита квалифицированных специалистов. На этом этапе организуется мониторинг состояния, планирование и организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации, разработка системных мер стимулирования притока и закрепления кадров на предприятиях ОПК. Для этого должно быть созданы кадровое агентство ОПК и сформированы координационные Советы. Ответственным министерством — Минпромторгом совместно с Минобрнауки, ведущими предприятиями и объединениями ОПК, вузами-координаторами, другими заинтересованными участниками в 2011 г. должны быть подготовлены и проведены совещания в федеральных округах и итоговая конференция. На

них должны быть приняты необходимые организационные решения, утверждены задачи и определены приоритетные направления развития сети ВШ-ДПО ОПК, подобраны группы вузов и предприятий для формирования корпоративных университетов сети, сформированы Координационные Советы подсистем и регионов.

II этап (2012-2016 гг.). Цель второго этапа — создание новых институтов развития, завершение формирования подсистем сети ВШ-ДПО ОПК, совершенствование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки создаваемой сети, формирование Государственного плана подготовки специалистов всех уровней, обеспечивающего подготовку кадров в высокотехнологичных наукоемких направлениях подготовки и ДПО ОПК, характеризующихся параметрами ГПВ-2020. На этом этапе должны быть приняты решения о создании федеральных университетов оборонных технологий, об организации внутрифирменных корпоративных университетов в ведущих объединениях ОПК, разработаны нормативные правовые документы и образовательные программы непрерывного практико-ориентированного обучения в них по уровням НПО-СПО-ВПО-ДПО.

Второй этап предполагает распространение инноваций от вузов-координаторов по всей сети для каждой специальности, характеризуется интенсификацией межвузовского информационного взаимодействия, налаживанием связей с промышленностью ОПК регионов. Должна быть завершена работа по профессиональным стандартам ОПК, организации изучения реального спроса на подготовку кадров, налажено взаимодействие между оборонной промышленностью, высшей школой и системой ДПО. Ряд проблем потребует принятия специальных мер на уровне федерального правительства и межведомственных соглашений:

• разработка нормативного правового обеспечения прав и ответственности сторон за выполнение государственного плана и закрепление кадров;

• проведение действенной инвестиционной политики, направленной на приоритетную поддержку ведущих вузов и учреждений ДПО, выполняющих наибольший объем подготовки кадров по перечню оборонных специальностей;

• долевое финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятий и организаций ОПК со стороны заинтересованных министерств и ведомств за счет средств, выделяемых им на финансирование оборонных программ;

• целевое участие вузов в формировании и выполнении научно-технических программ ОПК и создание механизмов межотраслевой координации проведения научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в вузах по оборонной тематике;

• принятие дополнительных мер протекционистского характера по отношению к предприятиям и организациям ОПК, направляющим средства на нужды подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных и научных кадров.

ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010

ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010

Итогом этапа становится выведение системы подготовки кадров на уровень, обеспечивающий устойчивое нарастающее развитие ОПК, повышение эффективности взаимодействия органов власти всех уровней, бизнес сообщества, образовательных учреждений, производственных и научных организаций в интересах развития кадрового потенциала ОПК страны. В конце 2016 г. должны быть подведены итоги, проведен аудит потраченных ресурсов и анализ допущенных ошибок.

III этап (2017-2021 гг.). Системой обеспечивается необходимое количество конкурентоспособных кадров, структура специальностей подготовки и ДПО ОПК. Цель этапа — дальнейшее развитие и совершенствование внутрикорпоративной системы вузов ОПК, отраслевой и межотраслевой системы ДПО ОПК с учетом стратегии развития оборонно-промышленного комплекса. Нужно продолжить цикл совершенствования системы подготовки кадров ОПК по тем направлениям, которые не были затронуты в рамках первых этапов. В течение третьего этапа система должна выйти на устойчивый режим подготовки конкурентных на мировом уровне кадров. Заказы на переподготовку кадров и научные исследования, и их финансирование в большей степени будет осуществляться структурами промышленности ОПК.

Равномерное рассредоточение по стране университетов-координаторов, развитие промышленности ОПК и инновационных структур бизнеса приведет к усилению горизонтальных связей, повышению роли регионов и промышленных объединений в прогнозировании, планировании и управлении системой развития кадрового потенциала ОПК. Оценка результативности реализации Концепции позволит определить:

• уровень обеспеченности предприятий и конкурентоспособность работающих в оборонной промышленности научных кадров и специалистов всех уровней квалификации;

• число предприятий ОПК, осуществивших подготовку научных кадров и специалистов с помощью кадрового агентства и системы ВШ-ДПО ОПК;

• количество инновационных компаний в системе ВШ-ДПО ОПК, объем реализации их продукции в интересах ОПК;

• объем НИОКР, осуществляемых участниками системы ВШ-ДПО ОПК в интересах оборонной промышленности, в том числе за счет средств бюджета и предприятий;

• число и эффективность мероприятий, развивающих интеграционные связи между учебными заведениями и предприятиями ОПК;

• количество поддержанных оборонной промышленностью образовательных проектов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

• количество специалистов, подготовленных по различным формам обучения, прошедших стажировки и т. п.

• улучшение кадровых и финансово-экономических показателей предприятий ОПК в результате реализации проектов Концепции.

О практической значимости сети

Сетевое взаимодействие корпоративных университетов и открытые инновации в системе ВШ-ДПО ОПК приведут к мультипликативному эффекту [6, 7]. Это позволит многократно увеличить возможности оперативного маневра инновационными ресурсами, их комбинирования и усиления эффекта интеграции, что, безусловно, приведет к новому качественному состоянию как самой системы, так и ее элементов. Специфика образовательной, научной и инновационной деятельности предопределяет актуальность создания сетевой структуры ВШ-ДПО ОПК. Конструирование сети ВШ-ДПО ОПК само по себе представляет собой масштабную институциональную инновацию, которая в значительной степени повлияет на практику взаимодействия, стиль и формы поведения ее участников. Координационный Совет системы ВШ-ДПО ОПК и сама сеть являются пространством неформальных контактов. Обеспечивая координацию функционирования своих звеньев, сеть станет инструментом многостороннего информационного обмена, своеобразным современным гибким организационно-распределительным механизмом с большой скоростью реагирования на инновационные процессы и колебания конъюнктуры рынков. Однако сущность сетевой организации не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям или исполнению команд. В этом смысле эффективность управления и координации работы сети ВШ-ДПО ОПК заключается в сбалансированности принятых решений, которые способны обеспечить успешное развитие всей сетевой организации в целом в долгосрочной перспективе, непрерывное приобретение ею новых качеств и компетенций. Для сбалансированности необходимо понимать, что при имманентно высокой степени гибкости горизонтальных сетевых связей, никто не отменяет потребности в скоординированном функционировании элементов единой системы и ее стабильной работы. Определение рационального соотношения директивных и инициативных основ генерации и реализации нововведений будет одной из основных задач Координационного Совета. Здесь важна роль «человеческого фактора», а учитывая, что в менеджменте системы должны быть представлены высококвалифицированные кадры, необходимые в условиях подобной инновационной системы, очевидно, «ответственность» и будет критерием истины в поиске оптимальных соотношений между сетевой «свободой и необходимостью». Кроме того ценностные критерии формирования системы ВШ-ДПО ОПК зададут достаточно высокую квалификационную и репутационную «планку» для участия в сети даже при широком ареале охвата участников и весьма размытых организационных границах.

Особенности функционирования сетевой структуры ВШ-ДПО ОПК заслуживают отдельного анализа, но только практическая реализация сети позволит ответить на многие вопросы. Поэтому в первоочередном порядке надо создать новые институты развития, ориентируясь на существующие федеральные и национальные исследовательские университеты, отрабатывая в них схему

корпоративного взаимодействия с предприятиями ОПК, научными организациями, учреждениями ДПО. В рамках выделяемых заинтересованным министерствам и ведомствам средств на финансирование оборонных программ предусмотреть концентрацию их «кадровой части» на развитие инфраструктуры системы ВШ-ДПО ОПК. Целесообразно принять государственные решения по созданию головных центров развития научного и кадрового потенциала ОПК в виде федеральных университетов оборонных технологий.

Аналогичные шаги надо делать и в ОПК, формируя пилотные проекты новых предприятий с современными технологиями, высококвалифицированными кадрами, схемами горизонтально-сетевой организации научно-производственной деятельности. Но и передовые вертикально-интегрированные предприятия ОПК, доказавшие свою живучесть в жестком соревновании с мировыми лидерами, работая в системе ВШ-ДПО ОПК, будут находиться на передних рубежах научнотехнического и инновационного развития, проводя последовательную модернизацию. Необходимо, чтобы в структуре корпоративных университетов ОПК активно работали инновационные компании, созданные совместно с предприятиями и научными организациями ОПК, и поставляющие свою продукцию оборонным предприятиям, в т. ч. партнерам вуза. Таким образом, к вертикально-иерархическим структурам ОПК будут добавлены горизонтально-сетевые научно-инновационные структуры, которые будут обеспечивать конкурентоспособный уровень поставляемой продукции, вовлекая студентов, в активную научно-инновационную и производственную работу, они станут точками активного роста российского ОПК. Интегрирование научнопроизводственных объединений ОПК и ведущих университетов в рамках консорциумов и других структур позволит получить синергетический эффект взаимодействия, создать систему непрерывного образования и национальную инновационную систему.

В условиях определенной информационной закрытости ОПК сетевая распределенная система ВШ-ДПО ОПК даст возможность оборонным предприятиям и организациям через университеты отрабатывать различные схемы организации открытых инноваций, решать технологические, технические и организационные проблемы промышленного комплекса без отказа от вертикально-иерархических структур его организации. Поэтому, помимо достижения главной цели — решение кадровой проблемы оборонных предприятий, предлагаемая многоконтурная, горизонтально интегрированная система ВШ-ДПО ОПК и ее подсистемы являются практической моделью сложной составной системы сетевых взаимодействий, которая характеризуются открытостью, обменом информацией и продуктами с внешней средой. Это сегодня и требуется, для улучшения работы вертикально-иерархическим структур ОПК. В стране есть предприятия ОПК, об изделиях которых можно уверенно сказать, что «отечественное — это самое лучшее» применительно не только к военной, но и гражданской продукции. Система ВШ-ДПО ОПК поможет увеличить их число.

Формирование такой системы дает возможность руководителям разобраться в сложных сетевых

структурах, совокупности конкретных моделей самоорганизации, к которым идет весь мир. Полученные практические управленческие навыки реализации предлагаемой горизонтально-сетевой организации системы ВШ-ДПО ОПК будут не лишними. Отсутствие подобного «безболезненного опыта» остро недостает российским управленцам разного уровня, что уже приводило страну к тяжелым последствиям при реализации проектов модернизации. Приведем лишь один пример болезненного опыта из сферы энергетики. Разрушение вертикально-интегрированной структуры российской энергетики (в советское время одной из самых передовых отраслей промышленности) и замена на горизонтальные сети при поддержке ярких PR-акций, под лозунгами формирования «конкурентного рынка, привлечения инвестиций и т. п.» привели к снижению надежности, крупным катастрофам и авариям. Сейчас за счет российских налогоплательщиков-инвесторов восстанавливаем энергохозяйство страны.

Очевидно, базой для нормативной правовой документации должно быть решение Правительства по вопросам единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ОПК и государственного плана на подготовку и ДПО специалистов, документы, определяющие взаимодействие министерств, ведомств, образовательных учреждений, предприятий, организаций и научных учреждений ОПК в единой системе развития кадрового потенциала ОПК. Это даст возможность упорядочить деятельность в части целевой подготовки и закрепления специалистов, установить четкий контроль над выполнением государственных заданий, видеть вопросы, требующие своего разрешения.

Список использованных источников

1. Amy Butler. Aviation week & space technology. February 5, 2007.

2. Б. А. Виноградов. Пути развития кадрового потенциала ОПК// Инновации, № 9, 2008.

3. О. С. Ипатов. Развитие системы корпоративного образования// Инновации, № 2, 2010.

4. Э. Н. Яковлев и др. О системе развития кадрового потенциала ОПК//Инновации, № 12, 2009.

5. Е. Б. Виноградова. Научные кадры — важный ресурс инновационного развития России. СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2008.

6. В. С. Степин. Саморазвивающиеся системы и философия си-нергетики//Экономические стратегии, № 7, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Л. Э. Миндели, В. А. Васин. Проблемы формирования и функционирования сетевых структур в сфере науки и инноваций// Инновации, № 10, 2009.

The systems concept for the development of the DIC’s personnel B. A. Vinogradov, D. E., professor, Chief Scientist of Expert Analytical Centre of the RF Ministry.

The conceptual foundations of the personnel training and additional professional education (APD) for defensive-industrial complex (DIC) at the system higher school — APD DIC are considered. The objectives, main tasks and the new institutes of development: federal university of the defense technology, corporate, including intercompany, universities, trade and interindustries centres of the aPd for DIC are produced. The horizontal — networking multiloop organization of the system of the development personnel potential are presented. The systems integrity of the structure is supported by the independent working block for the coordination and direction at the form personnel agency and coordinating Council.

Keywords: education, human resources, MIC.

ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.